05.03.2019

1 ведущая деятельность вид деятельности развитие. Ведущая деятельность: понятие и основные виды. Понятие ведущей деятельности


Каждый ребенок растет ежедневно, получая все больше возможностей для своего развития. Помалу от примитивных форм манипуляций с различными предметами он переходит к более осознанным действиям. Каждое действие, даже если это «несерьезная» игра или баловство, оказывает воздействие на ребенка, на формирование его личности. Однако, только ведущая деятельность, в зависимости от возраста малыша, является самым важным фактором его психического развития. Приоритетная деятельность на данном этапе призвана сформировать деловые человеческие качества. Постепенно к концу этого возраста игра начинает становиться более отвлеченной от реальности, и малыши начинают придумывать разные ситуации.

Они определяют более жесткие правила, которые требуют исполнения.

Понятие ведущей деятельности

Понятие ведущей деятельности малыша можно сформулировать в трех ее признаках:

Содействует появлению новых деяний ребенка;

Формирует и перестраивает определенные функции психики;

Влияет на видимые личностные изменения.

Смена ведущей деятельности - это переход от одного этапа развития на следующий.

Виды ведущей деятельности

Виды ведущей деятельности малыша от младенческого возраста и до дошкольного можно охарактеризовать следующей структурой:

  • Сохраняющаяся - переходит от предыдущей стадии.
  • Непосредственная - свойственна для данного этапа.
  • Нарождающаяся - лишь начала развиваться и станет ведущей на последующей стадии развития.

Итак, в возрастной психологии выделяется несколько видов ведущей деятельности малыша на разных стадиях его развития:

  • 0 - 1 год - прямое эмоциональное общение с мамой и другими взрослыми.
  • 1 - 3 года - предметно-манипулятивная деятельность.
  • 3 - 7 лет - игровая.
  • 7 - 11 лет - обучение.
  • 11 - 15 лет - коммуникативная.

Очень важным временем для малыша является период от рождения и до 7 лет, поэтому эти стадии развития рассмотрим далее.

От 0 до 1 года

От 0 до 1 года малыш целиком зависит от мамы (или другого воспитывающего взрослого). В начале своей жизни до 2-х месяцев деятельность как таковая у ребенка не определена. С 2 до 12 месяцев приоритетная деятельность являет собой общение с матерью. Благодаря этому формируются такие новообразования:

  • деление состояний, ощущений;
  • непроизвольное внимание - непродолжительное фиксирование на каких-то предметах, объектах;
  • самостоятельная речь;
  • начало вырабатывания наглядно-деятельного мышления;
  • восприятие определенных объектов.

Самое основное новообразование младенческого возраста - растущая потребность общаться.

Ранний возраст

Ранний возраст начинается от одного года. В младенчестве у ребенка сформировались такие особенности, которые дали ему возможность перейти на следующую стадию. Теперь ведущей деятельностью выступает предметно-манипулятивная. Посредством такой деятельности дети могут познавать мир под надзором взрослых.

Следует отметить, что в раннем возрасте формирование зависит от пола и уже начинает отличаться. Так, у мальчиков преобладает предметно-орудийная деятельность, а у девочек - социальная. Это все - из-за различия общения, построенного на паттернах общества. У мальчиков больше развивается абстрактное мышление, а у девочек - социальное.

Такие новообразования формируются:

  • самооценка;
  • вырабатывание активной речи;
  • наглядно-деятельное мышление;
  • узнавание и отражение;
  • формирование внимания непроизвольного типа;
  • создание Я-концепции.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст отличается тем, что развитие происходит в познавании людских взаимоотношений под воздействием потребности подражать им. И для детей от 3 до 7 лет поэтому в ведущую превращается игровая деятельность, которая формирует такие новообразования психики, как:

  • непроизвольная память;
  • слова, речь;
  • наглядно-образное мышление;
  • эмоциональное регулирование поведенческих аспектов;
  • аналитическое восприятие;
  • творчество;
  • начало формирования произвольной памяти;
  • речевое мышление.

Естественно, это предельно важно для последующего формирования и развития. На протяжении этого периода от 3 до 7 лет ребенок сменяет виды игровой деятельности.

Предметная игра. Она важна во время раннего возраста, хоть и не выступает ведущей. Ребенок активно пробует использовать разные знакомые предметы в новых ситуациях. Например, в качестве ложки использует палочку и кормит своих родителей и игрушек, баночка становится тарелкой или кораблем. Главная цель - научиться логике действий.

Сюжетно-отобразительная игра. В процессе познания мира малыш к 3 годам уже накапливает достаточно впечатлений, чтобы самостоятельно начать играться с игрушками. Теперь они превращаются в героев и персонажей историй, которые придумывает сам малыш. Куклы превращаются в докторов и воспитателей. Однако, ребенок еще не может самостоятельно выделить взаимоотношения между своими персонажами. Но уже способен точно обозначить поведение в реальной жизни. Его игрушки начинают играть, обижаться, радоваться, выражать разные эмоции. Игра приобретает сюжет и отражает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра. Отличие сюжетно-ролевой игры в том, что участники - несколько малышей. Они отражают отношения в сюжете, а также учатся общаться в реальности. Из игры может произойти даже конфликт, поэтому малыши учатся самостоятельно или с помощью взрослого распределять свои роли, помогать другому, доказывать, что они правы, и делиться.

Так как виды игры усложняются, задача родителей и воспитателей - расширить кругозор детей, обеспечить им новые впечатления для воображения. На основе них у ребенка будут возникать все новые сюжеты. В таком случае игра станет полезной для развития ребенка и сформирует необходимые новообразования.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности на данной стадии его развития.
Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии является основой для построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене ведущей деятельности в одном возрастном периоде.
Согласно этой концепции, признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Ведущая деятельность - это не просто наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.
Она характеризуется следующими признаками:
а) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности (так, например, обучение, в точном смысле этого слова, впервые возникает уже в игре: ребенок начинает учиться, играя);
б) это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (так, в игре у дошкольников формируются процессы активного воображения, в учении у школьников - процессы отвлеченного мышления);
в) это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (так, дошкольник в игре овладевает произвольностью).
Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе, она составляет как бы доминирующее ядро целой системы активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания последних в данном возрасте.

Выделяют следующие ведущие деятельности в определенных возрастных периодах:

1. Непосредственное эмоциональное общение младенца со взрослым присущее младенцу с первых дней жизни и до одного года.

Благодаря этому у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы манипулятивных и предметных действий.

2. Предметно–манипулятивная деятельность основное занятие для детей от 1 года до 3 лет (раннее детство). В этих занятиях ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

Общение продолжает интенсивно развиваться и становиться речевым.
В предметной деятельности происходит развитие восприятия, под влиянием которого происходит развитие всех других психических процессов, развитие мышления. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними, постепенно овладевая значениями предметов.

3. Сюжетно–ролевая игра присуща детям от 3 до 6 лет. Игра для ребенка дает возможность ориентации во внешнем мире, представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Предметом данной деятельности является взрослый человек, как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно - практической деятельности определенные правила.
Игра позволяет ребенку осваивать ребенку сначала эмоционально, а потом интеллектуально систему человеческих отношений, человеческой деятельности.
Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям и правилам.
Игра обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

4. Учебная деятельность – ведущая деятельность для детей младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет), проявляющаяся в целенаправленном усвоении ими общественного опыта, и формировании социальной компетентности.

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьник.

5. У подростков 12 - 15 лет ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение .

Происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права.

6. Такой вид ведущей деятельности, как профессионально-учебная , свойственна молодым людям 15 – 18 лет.
Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Формируется психологическая готовность к самоопределению.

Зачем родителям знания о ведущей деятельности?

Если, мы, родители знаем основные характеристики ведущей деятельности каждого возрастного этапа развития своего ребенка, то нам будут более понятны их интересы и требования, поведение и капризы.
Мы сможем грамотно, с учетом возрастных психологических потребностей ребенка, выстраивать и свою систему требований к нему, и свое поведение в отношении его.
И мы будем понимать, как важно….
- с первых дней рождения общаться со своим младенцем, разговаривать с ним, держать на руках, играть, радоваться вместе с ним;
- позволять малышу активно познавать окружающий мир, понимая, что ему очень важно ощупывать предметы, осваивать действия с ними;
- дошкольнику играть со сверстниками, иметь друзей, уметь общаться с другими детьми и другими взрослыми;
- младшему школьнику поддерживать интерес к учению, обращать внимание на его достижения, помогать ему справляться с учебными трудностями, чтобы он осознавал и гордился своим новым, таким важным социальным статусом – он школьник и занимается очень важным не только для него, но и для всей семьи делом;
- общение для подростка (может даже более важно, чем его учение); как для него необходима поддержка и понимание родителей, если возникают проблемы с общением с друзьями и одноклассниками;
- оказать содействие старшему школьнику в выборе будущего профессионального пути.

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм их влияния на психическое развитие

1.1 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «...главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. ...Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества» . Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л.С. Выготского. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. «Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми» (Выготский Л.С.) . Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность -- это 1) Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре -- воображение, в учении -- логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность -- та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности.

Он описывает:

1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;

2) раннее детство с предметной деятельностью;

3) дошкольное детство с игрой;

4) школьный возраст с учением;

5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;

6) юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью.

А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Так, игра - это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этан развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно - манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно - ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

Такие кризисы -- кризисы трех лет, семи лет, кризис подросткового возраста, кризис юности -- всегда связаны со сменой стадий. Они в яркой и очевидной форме показывают, что существует именно внутренняя необходимость этих смен, этих переходов от одной стадии к другой.

В нормальных случаях смена ведущего типа деятельности ребенка и его переход от одной стадии развития к другой отвечают возникающей внутренней необходимости и совершаются в связи с тем, что ребенок ставится воспитанием перед новыми задачами, соответствующими его изменившимся возможностям и его новому сознанию

Переход к новой, ведущей деятельности заключается в том, что реально действующими становятся в случае смены ведущей деятельности те «понимаемые мотивы», которые находятся не в сфере отношений, в какие уже фактически включен ребенок, а в сфере отношений, характеризующих место, какое ребенок сможет занять лишь на следующей, более высокой стадии развития. Поэтому эти переходы подготавливаются длительно, ибо нужно, чтобы сознанию ребенка открылась с достаточной полнотой сфера этих новых для него отношений. Как мы уже указывали, смена одного рода ведущей деятельности другой знаменует собой переход от одного этапа психического развития к другому и приводит к глубоким качественным изменениям детского сознания. В этих переходах обнаруживается внутренняя логика развития, так как психофизиологические предпосылки перехода к новому виду деятельности подготавливаются на предшествующем возрастном этапе.

Ведущая деятельность не является единственной для той или иной ступени развития и лишь составляет как бы доминирующее ядро целой системы активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания последних в данном возрасте. Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

игра деятельность психический ребенок

1.2 Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизмы их влияния на психическое развитие

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений...

Влияние социальных факторов на становление личности ребенка

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одной из ведущих деятельностей. В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психологии она, социальна по содержанию, т.е...

Выявление взаимосвязи конформизма подростков и статуса в учебной группе

Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков -- их стремлением приобщиться к миру взрослых...

Зрелый возраст

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы...

Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от 0 до 3 лет) средствами музыки

В раннем возрасте ведущей деятельностью становится предметная (мнение психологов единодушно), ребенок входит в мир постоянных предметов, которые имеют определенное назначение и определенное предназначение...

Критериальное оформление динамики становления индивидуального учебного действия и построение способов его диагностики

Как и любая другая, учебная деятельность имеет свою структуру и содержание. Имеет мотив, цель, задачу, действия, операции. Мотив деятельности связан, прежде всего, с потребностью, где мотив выступает как опредмеченная потребность...

Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет...

Особенности коммуникации в возрасте 5-6 лет

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом...

Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка

Понимание специфики возрастного периода с опорой на его ведущую деятельность позволяет, с одной стороны, диагностировать уровень психического развития детей...

Причины и психологические последствия школьной неуспеваемости в обучении младших школьников

Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности . В работах Д.Б. Эльконина, В.В...

Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами Собственно игра возникает в 3 года...

Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника

Игра - это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями...

Любовь Крамаренко
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей , в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в его развитии самое активное участие. И так как ребенок активно изучает окружающий его мир – мы взрослые должны учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности .

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста , по мнению психологов и педагогов, является игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.). Они отмечают ее важную роль в формировании психики ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.

Но в последнее время многие родители и педагоги в работе с детьми пытаются перевести ребенка с игровой деятельности , как ведущей для дошкольного возраста , к учебной, что негативно сказывается на психологическом развитии личности ребенка.

Основные моменты истории развития общей теории игры таковы :

Первым в конце XIX в. немецкий психолог К. Гросс предпринял попытку систематического изучения игры, который называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни . Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. В книгах впервые был систематизирован и обобщен большой конкретный материал и поставлена проблема биологической сущности и значения игры. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности ; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых.

Основное достоинство этой теории в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет.

В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, источник игры в избытке сил; избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.

Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого действования независимо от результата) как основного мотива игры. Теория игры как деятельности , порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонической теории деятельности , т. е. теории, которая считает, что деятельность человека регулируется принципом удовольствия или наслаждения. Признавая определяющим для игры фактором функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма.

Фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. По мнению психолога Адлера, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности («комплекс неполноценности» ). Поэтому дети любят играть в фею , в волшебника, поэтому «мама» так самовластно обращается с куклой-«дочкой» , вымещая на ней все свои огорчения и неприятности, связанные с реальной жизнью.

В отечественной психологии попытки дать свою теорию игры сделали Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин. Шаг за шагом в советской психологии выкристаллизовывался подход к игре как особому типу деятельности ребенка .

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей.

Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Игра по Д . Б. Эльконину, «…есть та деятельность , в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности ». Суть игры состоит в пробе построения образа поля возможных действий, следовательно, именно этот образ является ее продуктом.

Проблема игры издавна привлекала к себе внимание не только зарубежных, но и отечественных ученых. Хотя авторы этих теорий рассматривают разные аспекты игры, они сходятся в том, что игра является основным видом деятельности детей . Научный анализ игровой деятельности показывает , что игра , есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить виды игр с учетом их функций в развитии детей , дать классификацию игр.

Зарубежные классификации игр Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры) .

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса : игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций » . Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций» . Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.) .

Отечественные классификации игр : П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской базируются на степени самостоятельности и творчестве детей в игре . Игры делятся на две группы : игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми.

Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.

Но наиболее популярной является классификация С. Л. Новоселовой в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) . Выделяют три класса игр :

1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей , самостоятельные игры :

- игра-экспериментирование ;

Самостоятельные сюжетные игры : сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями :

- игры обучающие : дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

- досуговые игры : игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей .

Б. Эльконин выделил три компонента игр : игровые условия, сюжет и содержание игры.

Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы.

При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться :

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей ;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим . Игра , как вид деятельности , направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Особое внимание хотелось бы уделить основным функциям детской игры, потому что функции могут помочь нам определить сущность игры. Согласно Э. Эриксону, «игра – это функция Эго , попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим Я». С точки зрения влияния на развитие функции игры подразделяют на 4 категории.

1. Биологическая функция. Начиная с младенчества, игра способствует координации движений рук, тела и глаз, предоставляет ребенку кинестетическую стимуляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться.

2. Внутри личностная функция. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижения устройства и возможностей тела, ума, мира (т. е. стимулирует и оформляет когнитивное развитие) .

3. Межличностная функция. Игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – от того, как делиться игрушками до того, как делиться идеями.

4. Социальная функция. В играх , дающих детям возможность примерять желанные взрослые роли, дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями.

Также А. Н. Леонтьев помимо символической и воспитательной функции игры говорит и об аффективной (эмоциональной) . Было сделано предположение о том, что в глубине генезиса игры имеются эмоциональные основания.

Значение игры очень трудно переоценить. Игра – это вид деятельности , заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.

Игра как средство воспитания. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.

Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности , в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Игра как форма организации жизнедеятельности детей . Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста . Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в новую.

Игра – отражение жизни . Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей , и еще для многого другого.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды
Введение 3
1 Понятие ведущей деятельности 4
2 Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства 7
3 Роль игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста 12
Заключение 15
Литература 16
Введение
Детство - важный период психического развития, когда закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных про-цессов и видов деятельности. Дети активно изучают окружающий его мир, подражая взрослым. При аномальном развитии формируются пассивность, вялость, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого поведения. По-этому так велика доля ответственности взрослых, находящихся рядом с ре-бенком в этот период, и так необходим учет возрастных особенностей ребен-ка, в том числе и ведущего типа деятельности.
Актуальность проблемы, рассматриваемой в нашей работе, очевидна, так как многие родители и педагоги в своей работе с детьми стремятся пере-вести ребенка с игровой деятельности, как ведущей для данного возраста, к учебной, что негативно сказывается как психическом так и физическом са-мочувствии детей. Необходимо подвергнуть анализу понятие ведущего типа деятельности, показать его значение для развития ребенка, а именно для до-школьника - игровой деятельности.
Тема настоящего исследования: «Ведущие виды деятельности».
Целью исследования - изучить проблему ведущих видов деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание понятия ведущей деятельности.
2. Рассмотреть ведущие виды деятельности в разные возрастные пе-риоды развития.
3. Проанализировать роль игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста.
Метод исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ведущих видов деятельности.
1 Понятие ведущей деятельности
Основным условием психического развития ребенка является его соб-ственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что специфиче-ский процесс усвоения или присвоения ребенком достижений предшествую-щих поколений людей, который является главным процессом, характери-зующим психическое развитие ребенка, осуществляется в деятельности ре-бенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества . Именно в активной мо-тивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Это формирование происходит, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей.
Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социаль-ной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития деятельность, в форме которой возникают и внутри кото-рой дифференцируются другие новые виды деятельности. В ведущей дея-тельности формируются и перестраиваются психические процессы (напри-мер, в игре - воображение, в учении - логическое мышление). Таким обра-зом, ведущая деятельность - та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах на данной стадии развития.
Тип ведущей деятельности лежит в основе периодизации возрастного развития, разработанной А.Н. Леонтьевым: младенчество соотносится с не-посредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; раннее дет-ство - с предметной деятельностью; дошкольное детство - с игрой; школь-ный возраст - с учением; подростковый возраст - с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью. По мнению А.Н. Леонтьева, именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с соци-альной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет по-знавательную сферу и психологическую структуру личности. Каждая веду-щая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста психологических новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода. Призна-ком перехода от одной возрастной стадии к другой является изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности. Но при этом предыдущая деятельность не исчезает, а лишь утрачивает опреде-ляющую роль в развитии.
Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социаль-ная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изме-нение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует оп-ределенный этан развития, выступает значимым критерием его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рам-ках той или иной социальной ситуации. Появление в каждом периоде разви-тия новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований.
В настоящее время выделяют следующие виды ведущей деятельности:
1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до 1 года.
2. Предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).
3. Игровая деятельность - у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).
4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.
5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.).
Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде но-вых психических структур, качеств и свойств. В рамках ведущей деятельно-сти происходит развитие всех психических функций ребенка, что, в конеч-ном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противо-речий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возмож-ностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.
В нормальных случаях смена ведущего типа деятельности ребенка и его переход от одной стадии развития к другой отвечает возникающей внут-ренней необходимости и совершается в связи с тем, что ребенок ставится воспитанием перед новыми задачами, соответствующими его изменившимся возможностям и его новому сознанию. Переход к новой ведущей деятельно-сти заключается в том, что реально действующими становятся в случае сме-ны ведущей деятельности те «понимаемые мотивы», которые находятся не в сфере отношений, в какие уже фактически включен ребенок, а в сфере отно-шений, характеризующих место, какое ребенок сможет занять лишь на сле-дующей, более высокой стадии развития. Поэтому эти переходы подготавли-ваются длительно, ибо нужно, чтобы сознанию ребенка открылась с доста-точной полнотой сфера этих новых для него отношений. Смена одного рода ведущей деятельности другой приводит к глубоким качественным изменени-ям детского сознания. В этих переходах обнаруживается внутренняя логика развития, так как психофизиологические предпосылки перехода к новому виду деятельности подготавливаются на предшествующем возрастном этапе.
Ведущая деятельность не является единственной для той или иной сту-пени развития и лишь составляет доминирующее ядро целой системы актив-ностей, от которого зависят формирование и особенности протекания по-следних в данном возрасте. Ведущая деятельность не возникает сразу в раз-витой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом пе-риоде психического развития новой ведущей деятельности не означает ис-чезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.
2 Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства
Комплекс оживления - это новообразование, знаменующее собой ко-нец новорожденности и начало новой стадии развития - младенчества. Появ-ление комплекса оживления - это психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности - по-явление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирова-ния условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к воз-никновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Специфическая особенность этого типа деятель-ности - в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность - и есть обще-ние. «Важно не то, что делают люди друг с другом, а то, что предметом дея-тельности становится другой человек» . Общение этого типа в мла-денческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Общение в этот пе-риод должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит призна-ком физического и психического здоровья.
Дефицит общения в этот период сказывается отрицательно и наклады-вает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
В раннем возрасте социальная ситуация совместной деятельности ре-бенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общест-венно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой ор-ганизации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на об-щественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными спосо-бами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное пред-метными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета, на свойства, которые ориентируют предметные действия. Проис-ходит выделение пространственных отношений между предметами, что так-же важно для осуществления предметных действий. Л.С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Под влиянием восприятия происходит развитие других психических процессов. Память, например, в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того - латентный период вос-поминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспомина-ется». Память еще не действует как отдельный процесс.
По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью воспри-ятия» . Это относится и к развитию мышления. Можно с уверенно-стью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется не как дискурсив-ное или аутистическое, а как наглядно-действенное. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними. Говоря образно, это мышление, которое можно видеть глазами. П.Я. Гальперин подчеркивает, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы . Ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную ло-гику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладе-вает значениями предметов.
Итак, что же главное в развитии ребенка раннего возраста? Все основ-ные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: раз-витие восприятия, интеллекта, речи. В чем заключается основное новообра-зование, которое возникает в конце раннего детства? Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С. Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам» . Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной фор-мой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир соци-альных отношений, существующих в мире взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач . Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в сис-теме общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т.п.). Про-тиворечие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уров-нем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, по-этому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти от-ношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра.
Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Од-нако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, ко-торой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер.
Предметом этой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отно-шения с другими людьми, использующий в своей предметно - практической деятельности определенные правила.
Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок по-стоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. Ложкой мож-но попробовать что-то делать (бросать, стучать и пр.), а с взрослым уже не попробуешь. Если что-то плохо сделал - значит, это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему по-следствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутрен-него плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д.Б. Элько-нина .
Игра является той деятельностью, в которой ребенок сначала эмоцио-нально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отно-шений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее вос-произведения, моделирования. Как показали исследования, игра - это не все-общая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возни-кает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.
Какова структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры?
Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей дей-ствительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразитель-ный характер. В детской игре происходит перенос значении с одного предме-та на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочи-тают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого дейст-вия. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностя-ми показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые воз-никает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действу-ет так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.
Итак, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.Роль игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста
Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельно-сти дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Игра представляет собой особую форму познания окружающей дейст-вительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель пред-ставлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
Как уже отмечалось, игра является и первой школой воли; именно в иг-ре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он - «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственно-го воспитания заключается в том, что она, по словам Л.С. Выготского, явля-ется «школой морали в действии, а не только в представлении» .
Игра создает, как показывают исследования и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок бе-рет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он соз-нательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характер-ные для изображаемого персонажа.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для раз-вития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Важным моментом является установление преемственности содержа-ния вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обоб-щенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интел-лектуальную основу. Решение игровых задач с помощью предметных дейст-вий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых спосо-бов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменя-ет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
Особенно показательно замещение игрового действия словом. Моти-вом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с дру-гом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.
Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в со-стоянии заместить собой образ другого человека - взять на себя роль и дей-ствовать в соответствии с ее содержанием.
В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или пе-рестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психиче-ских процессов ребенка, усвоения им знаний, умений? В психологии уста-новлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращи-вания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умст-венных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опус-каются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формиро-вания умственных действий оказывается различной. Однако при соответст-вующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность мо-жет быть повышена.
Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недося-гаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Ис-пользование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка».
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выгот-ский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пы-тается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по со-держанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздей-ствию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами.
Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.
Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста.
Заключение
Ведущий тип деятельности - тот вид деятельности, с которым на опре-деленном этапе развития ребенка связано возникновение важнейших психи-ческих новообразований. В дошкольном детстве таким ведущим видом дея-тельности является игра.
Дошкольники окажется успешнее, если его воспитание и обучение (на-пример, подготовка к школе, формирование навыков саморегуляции) будут протекать в игре. И ролевые игры, которые так любят дети в этом возрасте, могут оказаться гораздо полезнее и нужнее для формирования волевых ка-честв, для развития внимания, памяти, мышления, чем многочасовое проси-живание за развивающими книжками. Если же взрослые не учитывают осо-бенности возраста, требуют от детей дошкольного возраста отказа от люби-мых занятий в пользу учебы, то возможны два варианта развития: либо ребе-нок не сможет выполнить требования, либо нанесет вред своему психиче-скому и физическому здоровью.
Таким образом, огромная роль в развитии и воспитании ребенка при-надлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых ка-честв, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педа-гог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важ-ное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он бу-дет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде все-го, в игре» .
Литература
1. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе-ний / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Издатель-ский центр «Академия», 1999. - 464 с.
2. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Москва: Просве-щение, 1988. - 190 с.
3. Короткова, Н. Сюжетная игра старших дошкольников / Н.Короткова // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 4-7.
4. Левша, Л. Мы учимся, играя / Л. Левша, Н.Сергеева // Игра и дети. - 2007. - № 3. - С. 23-25.
5. Либерман, А. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе / А. Ли-берман, О. Репина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 41- 47.
6. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: / М.В. Матю-хина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
7. Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин - М. : Педагогика, 1981. - 72 с.
8. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
9. Психология детства. Учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
10. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Ас-пект пресс, 2001 - 460 с.
11. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. За-ведений / Г.А. Урунтаева. - 6-е издание., перераб. и доп. - М.: Издатель-ский цент «Академия», 2006. - 368 с.
12. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди