23.06.2020

2 младшая группа занятие по фцкм. Подготовка и проведение занятий на формирование целостной картины мира у дошкольников. «Ой, спасибо вам, друзья, выручили воробья


Вид детской деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, продуктивный.

Используемая образовательная программа: основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.

Цель: расширять представления детей о растениях, о простейших взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды.

Программное содержание:

  • Воспитательные задачи:
воспитывать любознательность, желание ухаживать за растениями;
  • Развивающие задачи:
  • развивать мелкую маторику, внимание; эстетическое восприятие, усидчивость;
  • Образовательные задачи: формировать представление о строении цветка,учить различать листья, стебель; закреплять красный, жёлтый и зелёный цвета; закреплять свойства воды.
  • Возраст детей: 3–4 года (вторая младшая группа).

    Направление: “Познавательно-речевое развитие”.

    Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).

    Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”.

    Форма проведения: подгрупповая.

    Планируемые результаты: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности, дети активны при создании индивидуальной композиции “Цветок из “мозайки”, участвуют в наблюдении за цветком в вазе, в разговоре с педагогом, воспринимают художественное слово во время выполнения упражнений пальчиковой гимнастики “Цветок”.

    Методы и приёмы:

    – рассматривание;
    – показ;
    – сюрпризный момент;
    – обращение к личному опыту детей;
    – наводящие вопросы к детям;
    – д/и “Мозайка”;
    – пальчиковая гимнастика “Цветок”;
    – полив цветка;
    – индивидуальная работа с детьми.

    Наглядные средства обучения:

    Тюльпан с закрытыми лепестками, тюльпан с открытыми лепестками, прозрачная стеклянная ваза с водой (для цветка), графин с питьевой водой (для детей), сироп тёмно красного цвета, стаканчики для питья, лейка с водой, использование мультимедийной установки, мозаика (красные, жёлтые, зелёные фишки), увядающий небольшой цветок в цветочном горшке.

    Организация детей: стоя возле воспитателя, сидя за столами, стоя в кругу, сидя на стульчиках.

    Индивидуальная работа: полив цветка, собрать мозаику.

    Словарная работа: слова:стебелёк,лепесток.

    Предворительная работа:

    – игры с мозаикой;
    – труд в уголке природы;
    – дидактическая игра “Цвета”;
    – чтение художественной литературы: энциклопедия в картинках для малышей, энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов, энциклопедия “ Всё обо всём” Д.И.Ньюсон;
    – рассматривание серии демонстрационных картин “Наш детский сад”.

    Структура:

    Вводная часть (длительность 2–3 минуты).

    Цель: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности.

    Основная часть: (длительность 8–10 минут).

    Цель:реализация задач программного содержания.

    Заключительная часть: (длительность 2–3 минуты).

    Цель: подведение итога деятельности.

    Вводная часть.

    Организационный момент.

    Воспитатель показывает детям закрытый тюльпан.

    Воспитатель. Ребята посмотрите, какой красивый цветочек.

    (Рассматривание цветка.) Ребята, скажите, какие цветы вы знаете? (Дети называют цветы. ) Наш цветок называется Тюльпан, ребята подойдите поближе давайте рассмотрим цветок.

    (Воспитатель на интерактивной доске ещё раз показывает строение цветка.)

    Основная часть.

    Знакомство с цветком.

    Воспитатель. У цветка есть лепестки и стебелёк (показывает). Какое интересное слово – лепесток. Давайте повторим его лепесток. (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

    Воспитатель. Лепестки красные, а стебелёк зелёный. (Воспитатель опрашивает 2–3-х детей какого цвета лепестки и стебелёк.). У цветка есть серединка. У нашего цветка лепестки закрылись и поэтому мы не видим его серединку. (Показывает детям цветок, серединку не видно) . Мы увидим серединку когда цветок раскроется, давайте поставим наш цветок в воду. А как вы думаете, зачем нужно ставить цветок в воду? (Ответы детей.) Посмотрите вода прозрачная, мы видим стебелёк.

    Изготовление цветка из “мозаики”.

    (Дети усаживаются за столы.)

    Воспитатель. Серединка у цветочков будет желтая. Берём желтую фишку, лепесточки будут красными…..(Показывает, как выкладывать цветок.) Вот какой красивый цветочек получился. Сейчас давайте сделаем нашему цветочку стебелёк (воспитатель берёт зелёные фишки и показывает, как выкладывать стебелёк). Дети выполняют задание самостоятельно.

    Пальчиковая гимнастика “Цветок”.

    Дети встают в круг.

    Будит солнышко цветочек: (Ладони соединить.)
    “Просыпайся – ка, дружочек.
    Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно разводить пальцы в стороны.)
    Новый день пришел опять”.
    А как вечер опустился –
    Спать цветок заторопился.
    Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно соединять пальцы.)
    Завтра с солнышком вставать!

    Воспитатель обращает внимание детей на цветок. Посмотрите, наш цветочек распустился. Мы поставили его в водичку, и он открыл свои лепесточки. Вот какая волшебная водичка! (За это время тюльпан должен открыться, если этого не произойдёт, его можно незаметно заменить.)

    Воспитатель. Всем растениям нужна вода. Если их не поливать, они погибнут. Пойдёмте, посмотрим на наши цветочки в уголке природы. (Дети проходят в уголок природы.) Ребята, посмотрите, какие у нас цветочки красивые. Детки любят поливать цветочки? Молодцы! Все цветочки полили. Дали цветочкам водичку “попить”. Воспитатель достаёт из середины увядающий цветок. Ребятки, смотрите, цветочек заболел! Он совсем сухой! Как же нам помочь цветочку? Ответы детей . Конечно, его нужно скорее полить. Егор возьми леечку и полей цветочек. Ребёнок поливает цветок. Теперь наш цветочек снова оживёт. Мы потом с вами придём и посмотрим.

    Воспитатель. Ребята, цветочки у нас все политы, они попили. А вы хотите пить? У меня есть водичка. (Показывает графин с водой.) Водичка чистая, прозрачная. Давайте добавим в неё сироп и посмотрим,что получится. (Воспитатель добавляет в воду красный сироп.) Теперь помешаем. Какого цвета стала водичка?.Получился вкусный морс. Кто любит морс? Давайте попробуем. (Воспитатель разливает морс в стаканчики, дети пьют морс.)

    Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ребята, а что мы сегодня с вами делали?

    Ребятки, водичка нас напоила, напоила наши цветочки.

    Расцвели тюльпанчики –
    Жёлтые стаканчики,
    Жёлтые и красные,
    Лепестки атласные.
    Вот бы день рождения
    Был весной у мамы,
    Я бы подарила ей
    Нежные тюльпаны.
    Бархатные, разные,
    Самые прекрасные,
    С капелькой искристою,
    Будто серебристою.
    Скажем водичке спасибо.

    Использованная литература

    1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.
    2. Энциклопедия в картинках для малышей, 2010.
    3. Энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов , 2009.
    4. Энциклопедия “ Всё обо всём” Д.И.Ньюсон , 2000.
    5. “Наш детский сад” серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Учебно-наглядное пособие автор – составитель Н.В. Нищева , художник О.Р. Гофман. Санкт– Петербург “ Детство пресс”, 2008.
    6. “Физкультминутки на каждый день” Забалуев А.А ., 2010.
    7. “Развиваем речь 3–4 года” Земцова О.Н ., 2000.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по теме «Дом, в котором мы живём» (из чего состоит дом)

    (Интернет-ресурс)

    Воспитатель: Сиразева А.В.

    Вид занятия: Коммуникация

    Формы образовательной деятельности : непосредственно образовательная деятельность ; дидактические игра; беседа; рисование.

    Цель: развивать речь; умение сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира.

    Задачи:

    Образовательные : формировать представления детей о частях, из которых состоит дом, материалах, из которых строят дом;

    Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища, чувство любви к своей семье;

    Развивающие: развивать диалогическую речь детей, слуховое и зрительное внимание, мышление, мелкую моторику рук.

    Планируемый результат : узнают и называют части дома; способствовали формированию умения внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища; способствовали развитию диалогической речи детей, слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой моторики рук.

    Подготовительная работа: беседы « Мой дом», д/и « Части дома».

    Оборудование : картинки.

    Ход занятия

    1.Орг. Момент

    1) Приветствие

    Собрались все дети в круг ,

    Я - твой друг, и ты - мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    2) «Ладошки» (Громко, тише, шёпотом)

    3)Арт. Гимн-ка « Поиграем с язычком…»

    2.Основная часть.

    1) Д/И "Кто где живет?"

    Предлагаю поиграть.

    Воробей живет под крышей,

    В теплой норке домик мыши.

    У лягушки дом в пруду, домик бабочки в саду.

    На картинку посмотрите, кто это, назовите.

    Кто это? Где живет птица? (В гнезде ) Из чего оно построено? (Из веток, травинок, пуха) Кто построил гнездо? (Птица)

    Кто это? Где живет белка? (В дупле) Кто построил белке дупло? (Сама нашла в старом дереве)

    Кто это? Где живет медведь? (В берлоге) К то ему построил берлогу? (Сам нашел ямку, натаскал веток, травы, листьев)

    Кто это? А где живет лиса? (В норе) Кто ей построил нору? (Сама, вырыла лапками.)

    Всех зверей мы расселили по домикам.

    2)П/Г « Строим дом »

    Целый день тук да тук, (Стучим кулачками и ладошками поочерёдно)

    Раздается звонкий стук,

    Молоточки стучат,

    Строим домик для зверят . (Ладони- крыша)

    Этот домик для лягушки, (Загибаем пальчики)

    Этот домик для лисички,

    Этот домик для мышки,

    Этот домик для зайчишки,

    Этот домик для волка,

    Этот домик для медведя.

    Вот какой хороший дом, (Ладони -крыша)

    Как мы славно заживем.

    Будем песни распевать, (Сгибать и разгибать пальчики)

    Веселиться и плясать.

    Зачем нужен дом птицам, лисе, медведю, белке? (Чтобы прятаться от врагов, хранить запасы, отдыхать, спать, прятаться от холода.)

    Хорошо, что у всех зверей есть свой дом. А у вас есть свой дом? Из чего сделан ваш дом? (Из кирпича) Какой ваш дом? ( Большой, маленький, высокий.)- 2-3 ребёнка.

    3) Беседа

    Картинки: Три дома: многоэтажный, двухэтажный, одноэтажный.

    Что это такое? (Дома) Для чего нужен дом? (Чтобы в нём жить, в нём тепло, у каждого должен быть дом)

    Дома одинаковые? (Нет ) Этот дом какой? (высокий )

    Этот дом высокий, многоэтажный . Скажем вместе. Динис, какой это дом? (многоэтажный)- 2 р.

    Этот дом какой? (Пониже ) Этот дом двухэтажный . Скажем вместе . Арсений, этот дом какой?

    Какой дом? (низкий ) Этот дом одноэтажный . Скажем вместе. Вика, какой это дом?

    Ребята, кто строит дома? (строители ) Из чего построены эти два дома? (Из кирпича) Они кирпичные. Скажем вместе. Алёна, какие дома?

    Из чего построен этот дом? (Из дерева) Этот дом деревянный. Скажем вместе. Ислам, какой дом?

    Ребята, сколько этажей в нашем детском саду? Какой детский сад? Из чего он построен?

    4) Д/И « Расскажи о своём доме»

    Хочу рассказать я о доме своем

    Где с мамой и папой мы вместе живем.

    (рассматривают домик : стены, крыша, балконы, окна с занавесками)

    Из каких частей состоит дом? Какой дом?

    5) Лекс. упр. «Расскажи о своей семье»

    Постучусь-ка в домик я, чья же здесь живет семья?

    Вопросы о семье (опрашиваю несколько детей) : С кем ты живешь? Кто чем занимается? Как зовут бабушку, дедушку, сестренку, братика?

    Это все наши самые дорогие люди на свете – родные и близкие. Давайте все вместе повторим эти прекрасные слова - родные и близкие.

    6)Ф/М «Тили – бом, строим мы красивый дом»

    Тили бом – тили бом,

    Строим мы красивый дом. (Дети хлопают в ладоши)

    Вот такой высокий. (Поднимают руки)

    Вот такой широкий (Разводят руки в стороны)

    По ступенькам мы шагаем,

    Дверь в квартиру открываем. (Шагают на месте)

    Живет в доме вся семья –

    Мама, папа, брат и я! (Стоя, загибают пальцы на руках)

    Хоть полсвета обойдешь,

    Лучше дома не найдешь! (Шагают, руки на поясе)

    которая в нем живет , где любят друг друга и во всем помогают.

    7) Работа в раскрасках

    Как хорошо, что у вас есть любимый дом, дружная и крепкая семья, которая в нем живет , где любят друг друга и во всем помогают. Предлагаю нарисовать дом, в котором вы живёте. Пусть он будет ярким и красивым.

    3. Итог занятия

    Молодцы! У вас получились замечательные домики. Какие они? Назовите части домика.

    Зажжется в каждом доме свет,

    Там мама варит нам обед.

    А папа дарит ей цветы.

    Живем в том доме я и ты.

    Всех обнимаю крепко я,

    Смотрите: живет здесь дружная семья!

    Лучше дома не найдешь, Дом, в котором ты живешь !

    Название: 2 младшая группа, формирование целостной картины мира. Конспект НОД «Воробей» (ФЦКМ).
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, 2 младшая группа

    Должность: воспитатель
    Место работы: МБДОУ детский сад № 3 «Радуга»
    Месторасположение: г. Спасск- Дальний Приморский Край

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Радуга»
    городского округа Спасск-Дальний Приморского края

    Конспект НОД «Воробей»
    (Формирование целостной картины мира)
    Возраст детей: 3-4 года, вторая младшая группа.

    Составила:
    Балахнина Оксана Васильевна,
    воспитатель первой категории
    г.о. Спасск-Дальний

    Цель:

    Уточнение знаний детей о зимующей птице – воробье через игровые задания, просмотр видеофрагментов, освоение техники печатания картофелем для получения изображения воробья.

    Задачи:

    1.Уточнить знания о внешнем виде знакомой зимующей птицы – воробье через игру «Сложи воробья»

    2. Дать представление о том, что птицы держатся стаей.

    3. Подвести детей к поиску решения проблемы — как помочь воробью найти друзей, свою стаю — изобразить воробьёв с помощью техники печатания картофелем.

    4. Научить соотносить геометрические фигуры и части тела воробья

    (голова и туловище – круг, крыло и хвост – полукруг), называть их.

    5. Научить использовать технику печатания картошкой, используя части клубня в разрезе разной формы:

    для головы и туловища – круг,

    для крыла и хвоста – полукруг.

    6. Акцентировать внимание на особенностях внешнего вида воробья

    (чёрные щёчки, чёрный клюв, чёрные глаза), рисовать их тонкой кистью чёрной гуашью на готовом

    (напечатанном картофелем коричневой гуашью) изображении.

    6. Способствовать развитию познавательного интереса к жизни птиц ближайшего окружения.

    7. Способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к птицам.

    Образовательные области:

    основная — познавательное развитие;

    интеграция — речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

    Виды детской деятельности:

    коммуникативная,

    продуктивная.

    Предварительная работа :

    наблюдение за зимующими птицами, в том числе — на кормушке,

    рассматривание сюжетной картины на тему: «Птицы на кормушке»,

    слушание сказки в аудиозаписи «Крылатый мохнатый да масленый»,

    разучивание подвижных игр «Воробушки и автомобиль», «Воробушки, — домой».

    рисование воробья в технике «пластилинография»,

    просмотр видеороликов и презентации по теме «Зимующие птицы»,

    подбор литературы для оформления уголка чтения (с детьми и родителями),

    игра малой подвижности «Птицы ищут корм»(складывание пуговиц разной величины по коробочкам),

    Разгадывание загадок о птицах и воробье, д/и «Угадай птенца».

    Оборудование, материалы :

    Иллюстрации и фотографии с изображением зимующих птиц (дятел, поползень, синица, воробей полевой).

    Крупные геометрические фигуры для игры «Сложи воробья» на магнитной доске.

    Тарелочки с готовыми деталями(из геометрических фигур) для дидактической игры » Сложи воробья из частей» на каждого ребёнка.

    Альбомные листы по количеству детей, «печать» вырезанная из картофеля(круг, треугольник. полукруг), тарелочки с краской коричневого цвета, баночки с гуашью чёрного цвета, кисти, влажные салфетки, мольберт, магнитная доска, экран, проектор, ноутбук, видеофрагменты и слайдовые презентация.

    Изображение воробья на палочке, ширма.

    Новая информация:

    Воробьи держатся стаей,

    Освоение техники печатания картофелем – изображение воробьёв.

    Методы, приёмы :

    ХОД НОД:

    1. Организационный момент :

    дети входят в музыкальный зал, здороваются с присутствующими, располагаются около воспитателя.

    Воспитатель предлагает детям отгадать, чей это голос (ответы детей).

    Из-за ширмы появляется воробей.

    Воспитатель и дети рассматривают воробья, называя особенности внешнего вида

    (какой он: воробей коричневый, у него есть голова, туловище, клюв, ноги, глаза.

    Какая это птица? Где находятся глазки у воробья?).

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что у воробья есть ещё на голове – чёрные щёчки.

    Вот какой красивый воробей!

    А что ты тут делаешь, воробушек?

    Полевой я воробей!

    Потерял своих друзей,

    Долго я один летал,

    Свою стаю потерял,

    Прилетел к вам в детский сад.

    Ой, как много здесь ребят,

    Я прошу вас, помогите

    И друзей моих найдите!

    2. Мотивация:

    Воспитатель:

    Жить на свете одному

    очень трудно воробью.

    Надо много нам узнать,

    Чтобы стаю отыскать.

    Эй, девчонки и мальчишки,

    Мы поможем воробьишке?

    (ответы детей)

    Ну, тогда я полечу,

    тоже стаю поищу.

    (воробей прячется за ширмой)

    3. Новая информация

    Воспитатель:

    Ребята, воробей нам сказал, что он потерял свою стаю, а что такое стая?

    (ответы детей)

    Стая – это когда много птиц держатся вместе.

    Нас с вами много в нашей группе? (ответы детей)

    Мы – друзья, играем, кушаем, гуляем все вместе.

    Так и птицы, они собираются вместе – ищут еду, летают, поют песенки.

    Вот и наш воробей потерял своих друзей, свою стаю .

    А о чём нас попросил воробей?

    (ответы детей)

    Да, он попросил нас помочь ему, найти его друзей – стаю.

    Давайте посмотрим на экране стаю воробьёв.

    Просмотр видеофрагмента «Стая полевых воробьёв на дереве».

    Что воробьи делают на дереве?

    (ответы детей: сидят, летают, перелетают, поют, чирикают, щебечут…)

    Воспитатель просит детей повторить глаголы.

    Вы хотите превратиться в воробьёв (ответы детей)

    Мы с вами будем не группой детей, а стайкой воробьёв, повторяйте за мной волшебные слова:

    «Вот я, вот я превращаюсь в воробья» (дети повторяют).

    4. Физминутка

    Звучит венгерская народная мелодия «Воробушки» (компьютер).

    Дети двигаются под музыку, имитируя движения птиц: машут крыльями, прыгают, клюют.

    Воспитатель: «Мы закончили играть, станем детками опять. Дальше будем рисовать».

    Ребята, мы же обещали помочь воробью? Найти друзей — стаю. Давайте ему нарисуем воробьёв,

    вот и получится стая (ответы детей).

    Воспитатель собирает детей возле отдельно стоящего стола для показа техники печатания .

    7 . Показ техники печатания картошкой

    Воспитатель:

    Мы будем продолжать учиться печатать картошкой. Сегодня задание сложное, но интересное. Картошка у нас не простая, а с геометрическими фигурами. Посмотрите, вот на картошке – круг (показывает детям, дети повторяют).

    Для какой части тела воробья мы использовали круг?

    (ответы детей) – туловище, голова

    А для какой части тела мы использовали полукруг? (ответы детей – для крыла, для хвоста)

    Берём картошку-круг, опускаем картошку в краску, поднимаем ее и аккуратно прикладываем картошку посередине листа. Приложили картошку – убрали. Получилось что? Туловище воробья.

    Эту же картошку снова обмакиваем в краску и печатаем рядом с туловищем, справа или слева. Получилось что? Голова воробья.

    Теперь круглую картошку положим в тарелочку, рядом с краской, эта картошка нам больше не понадобится.

    Посмотрите, у нас есть картошка-полукруг. Полукруг нам для чего нужен?

    (ответы детей — для крыла и для хвоста (воспитатель печатает).

    А что мы забыли нарисовать?

    (дети отвечают: клюв, ножки, глаз).

    Воспитатель.

    Ножки, клюв и глаз у воробья нарисуем тонкой кисточкой чёрной краской

    Обмакнём кисточку в чёрную краску и нарисуем клюв глаз и щёчку воробью.

    А что-то мы ещё забыли? Щёчку! Давайте ниже глаза нарисуем щёчку, чёрной кисточкой.

    Какой красивый у нас получился воробей!

    8. Пальчиковая гимнастика:

    Будут пальчики играть,

    Будут птичку рисовать!

    9. Практическая деятельность детей.

    Дети идут за столы и печатают своего воробья, дорисовывают недостающие детали.

    Воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям в процессе печатания и рисования.

    По окончании работы дети вытирают руки влажными салфетками.

    Теперь давайте разместим рисунки на ширме (размещают рисунки на ширме).

    Из каких геометрических фигур мы с вами нарисовали и напечатали воробьёв?

    (круг, полукруг)

    Как назовём наших воробушков вместе? (дети отвечают – стая).

    Воспитатель предлагает детям позвать воробья и показать ему стайку воробьёв:

    «Вылетай, воробей, посмотри на друзей!»

    (дети повторяют)

    Из-за ширмы появляется воробей:

    «Ой, спасибо вам, друзья, выручили воробья!

    Будем стайкой мы летать, звонко песни распевать!»

    Аудио фрагмент «Стая воробьёв чирикает».

    Воспитатель:

    Молодцы, ребята! Помогли мы воробью, нашли ему стайку друзей, они даже дружно песенку запели!

    10 . Пение песни «Воробей-воробушек» (слова Геннадия Сафонова, музыка Алексея Глаголева)

    А вы, ребята, хотите посмотреть на экране стайку воробьёв, послушать про них песенку?

    (на экране демонстрируется видеофрагмент «Стая воробьёв на кормушке» под сопровождение песни «Воробей-воробушек»).

    Дети смотрят на экран(стая воробьёв на кормушке), подпевают песенку, двигаются по желанию.

    11. Рефлексия. Вопросы.

    Ребята, а кому мы сегодня помогали?

    А кого мы искали для воробья?

    Как назвать одним словом друзей воробья?

    А как мы нашли стаю для воробья?

    Из каких фигур мы нарисовали воробушков?

    Дети прощаются с гостями и выходят из музыкального зала.

    А вот что у нас получилось!

    Дети дошкольного возраста - это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).

    Формирование целостной картины мира - это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ (« », «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.

    Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года

    Цели и задачи ФЦКМ

    Миссией курса по формированию целостной картины мира является:

    • развитие познавательно-исследовательской активности ребят;
    • обогащение и закрепление багажа знаний относительно объектов и явлений, окружающих детей;
    • развитие навыков трудовой деятельности;
    • знакомство с циклическими изменениями в природе (в младших группах дети получают представления о самом факте смены времён года, в средней - усваивают отличительные признаки каждого из сезонов, а в старшем дошкольном возрасте знакомятся с сопутствующими зиме, весне, лету и осени изменениями в животном и растительном мире);
    • воспитание основ экологической культуры (малыши знакомятся с теми или иными явлениями природы, получают представления об экологической безопасности и на основе теоретического и практического опыта приходят к выводу о необходимости бережного отношения к окружающему миру).

    Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:

    • формирование представления о целостном понимании предмета (так, дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал, а в старших - отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта);
    • развитие способности ориентироваться в пространстве (если в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада, то в средней и старшей - прокладывание пути от дома в садик);
    • знакомство с родным краем (в младших группах дети учатся называть свой город, село, посёлок, в средней - учат название своей улицы, номер дома, квартиры, а в старшей получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях);
    • получение и закрепление информации о флоре и фауне (в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней - средой обитания, особенностями разведения, ухода, в старшей - мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
    • воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.

    Трудовая деятельность - неотъемлемая часть ФЦКМ

    Приёмы на занятиях по ФЦКМ

    Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.

    Словесные приёмы

    Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.

    Объяснение

    С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.

    Объяснение сопровождает любой вид деятельности

    Загадки

    Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.

    В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:

    • Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос);
    • Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля);
    • Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космос).

    Стихотворения

    Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:

    • Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он - большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше!

    После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:

    • «Где расположен дом?»;
    • «Как мы можем описать дом?»;
    • «Похож ли дом из стихотворения на тот, в котором вы живёте?».

    Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.

    Стихотворения могут иллюстрироваться картинками

    Короткие сюжеты

    Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти - ой, как трудно!»

    После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:

    • «Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?»;
    • «Почему надо беречь своё здоровье?»;
    • Как вы считаете, чтобы быть здоровыми, достаточно принимать таблетки и сиропы?».

    Чтение

    Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.

    Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети

    Группа наглядных приёмов

    Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме - принципиальная задача для педагога.

    Картинки, иллюстрации

    Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:

    • чёткими (размытые чёрно-белые картинки не только не привлекают внимания, но и не несут всей сути объясняемого понятия или явления);
    • понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей - это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
    • завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).

    Материалы для игр - важный элемент наглядности

    Демонстрация

    На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.

    1. Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
    2. Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
    3. Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.

    Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»

    Лэпбук

    Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:

    • иллюстрации и краткая информация по теме;
    • подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
    • работы детей (рисунки, аппликации и пр.), которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.

    Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки

    Практические приёмы

    В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.

    Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.

    Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.

    Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ

    Возрастная группе Изучаемое явление Цели эксперимента Ход опыта
    Первая младшая группа Сухой и влажный песок Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку. Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком - куличик удаётся.
    Вторая младшая Воздух Показать, как воздух поддерживает предметы Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит - его воздух поддерживает, а второй - опускается быстрее - его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
    Средняя Вода как источник роста и жизни Показать, что для проращивания лука нужна только вода. Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
    Старшая группа Воздух и вода Показать, что воздух легче воды Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
    Подготовительная группа Откуда берётся радуга Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света. Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

    Информация, полученная из опытов, лучше запоминается

    Игровые приёмы

    Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.

    Таблица: виды игр на ФЦКМ

    Группа Вид Название (возрастная группа) Цели Содержание
    Дидактическая Настольно-печатная «Мой дом» (средняя) Научиться составлять фигуры из подходящих деталей. Дети составляют дома из архитектурных деталей, выполненных из картона.
    Малыши описывают домик изнутри и снаружи.
    Сенсорная «Волшебный мешочек» (вторая младшая) Учиться определять материал по тактильному контакту. Малыши опускают руку в мешочек, находят предмет и, не вытаскивая его, угадывают, что это.
    Музыкальная «Грустный дождик» (первая младшая) Учиться соотносить природное явление с настроением музыки. Педагог показывает картинки с изображением дождя.
    Ставит музыкальные отрывки разного настроения.
    Дети определяют, какая музыка больше подходит под иллюстрации.
    Подвижная Тренировка бега, прыжков «Солнышко и дождик» (вторая младшая)
    • развитие умения соотносить свои реакции с тем или иным явлением природы;
    • тренировать навык менять характер передвижения по сигналу.
    Малыши присаживают на корточки на обозначенные участки-«дома».
    По сигналу «Солнышко вышло» дети бегают по площадке.
    На слова «Тучки набежали» возвращаются по «домам».
    Развитие внимания «Покажи правильно» (подготовительная группа)
    • повторить названия частей тела;
    • учиться соотносить слово с движением.
    Педагог называет часть тела, дотрагиваясь до неё руками.
    Дети повторяют.
    Воспитатель запутывает малышей: называет одно, а дотрагивается до другого. Дети должны соотнести название с движением.
    Театрализованная Драматизация «В лесу» (старшая группа)
    • отработать правила поведения в лесу;
    • воспитывать бережное отношение к богатствам природы.
    Ребята в сюжетно-ролевой постановке показывают, как нужно и как не нужно вести себя на природе.
    Режиссёрская «Теремок» (средняя группа)
    • закрепить знания классификации домашних и диких животных;
    • учиться координировать движения персонажей со словесным описанием.
    Дети игрушками конусного театра (персонажи нарисованы на конусах, которые надеваются на пальцы или передвигаются по столу) показывают сказку «Теремок», рассказываемую педагогом.

    Как составить картотеку тем по ФЦКМ

    Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

    Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

    Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

    месяц блок Организованная образовательная деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
    Тема «Наш детский сад, наша группа»
    сентябрь «Детский сад» Цели:
    • уточнить знания детей о детском саде;
    • расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
    • развивать наблюдательность, внимание;
    • воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

    Структура занятия:

    1. Беседа о сотрудниках детского сада.
    2. Рассказывание по сюжетной картине.
    3. Игра «Найди ошибку»
    4. Отгадывание загадок.
    5. Итог занятия.
    Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» Цели:
    • выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
    • учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
    • учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.

    Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
    Экспериментальная деятельность «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.
    Дидактическая игра «Парочки» (птицы, грибы, цветы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные). Цель: развивать память, мышление и внимание.

    Дидактическая игра «Кукольный детский сад».Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения - их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.
    «Давайте знакомиться!» Цели:
    • познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
    • рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
    • уточнить знание адреса детского сада
      и маршрута в детский сад и домой;
    • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
    • приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

    Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
    Структура занятия:

    1. Экскурсия по детскому саду.
    2. Игра «Чьи предметы?»
    3. Чтение стихотворения.
    4. Танцевальные движения под музыку.
    5. Итог занятия.
    Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:
    • развивать память и мышление;
    • закрепить знания о предметах мебели;
    • учить называть признаки и количество предметов.

    Дидактическая игра «Времена года» Цели:

    • познакомить с изменениями видов осадков;
    • рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.

    Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
    Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

    Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.
    Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»
    «Дары осени» Цели:
    • учить детей различать овощи по внешнему виду;
    • устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
    • познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька);
    • развивать память, мышление, мелкую и общую моторику;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

    Словарь: огород, грядка, овощи.
    Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» - создание рисунков овощей.
    Структура занятия:

    1. Рассматривание муляжей овощей.
    2. Игра «Найди овощи».
    3. Отгадывание загадок.
    4. Описание овощей.
    5. Итог занятия.
    Дидактическая игра - Из чего сделано». Цели:
    • учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
    • активизировать словарь детей;
    • учить называть времена года в правильной последовательности.

    Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

    • познакомить с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы;
    • выяснить причины этого явления.

    Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
    Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

    Изобразительная деятельность. Цель:
    поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе.
    Золотая осень Цели:
    • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
    • устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий - постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
    • организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
    • учить работать с календарём природы;
    • развивать знания об осенних работах на огороде;
    • воспитывать интерес к природе.

    Структура занятия:

    1. Беседа о приметах осени.
    2. Игра «Закончи предложение.
    3. Описание картинки.
    4. Подвижная игра «Дождик».
    5. Итог занятия.
    Дидактическая игра «Времена года». Цели:
    • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
    • выявить характерные признаки каждого времени года;
    • познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.

    Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
    Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

    • развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
    • учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине.
    Экологическая игра «Найди дерево по описанию». Цель: закрепить знания о деревьях.

    Временной план занятия

    Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:

    • в младшей группе - 15 минут;
    • в средней - 20 минут;
    • в старшей - 25 минут;
    • в подготовительной - 30 минут.

    Проработка сути темы идёт в три этапа:

    • вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
    • основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
    • завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).

    Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки

    Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп

    Тема Вводный этап Основной этап Заключительный этап
    Первая младшая
    «Деревья» - Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает? Дети: - Люди, машины, дома, деревья и т.д. …> <… Дети отгадывают загадки о деревьях, рассматривают картинки…>
    <… Когда листья начинают появляться на деревьях?
    Какого цвета становятся листья на деревьях летом?..>
    Вторая младшая
    «Грибы» Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама-белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. - Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?..> <… Игра малой подвижности «Мы идём в осенний лес»
    Мы идём в осенний лес. (Дети идут по кругу)
    А в лесу полно чудес!
    Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
    И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
    Дети садятся на стульчики.
    - В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие - несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке? - Шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки)…>
    <…- Что можно приготовить из грибов? ..>
    Педагог благодарит детей за работу.
    Средняя группа
    «Птички» Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…> <…Давайте вспомним, чем мы кормили на нашем участке птиц? (зёрна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины).
    - Ребята, давайте подумаем, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев, и тогда деревья могут засохнуть)…>
    <…Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка». На коврике раскладываются изображения птиц 10 шт. Дети должны назвать этих птиц.
    - Молодцы, с этим заданием вы справились, а теперь я проверю, помните ли вы, какие у нас птицы перелётные а какие - зимующие…>
    Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…>
    Старшая группа
    «Мама» - Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая)…> <… Вы ещё маленькие, и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. Динамическая пауза.
    Встаём в круг, кидаю мяч детям. – Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.) …>
    <… Выполнение аппликации «Подарок для мамы»…>
    В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
    «Продукты питания» <… Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей. Падает от слабости А любит только сладости.
    - Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей) …>
    <… Пальчиковая гимнастика «Пекарь»…>
    <… Лепка из солёного теста «Баранки и калачи».
    Упражнение «Пирожки с начинкой»: - Дети, а если в тесто положить яблоки или капусту, то, что получиться? (пирожки). Детям раздаются картинки овощей, фруктов и ягод. Они образуют соответствующее прилагательное. Например: это капуста, можно испечь капустный пирог…>
    Подготовительная группа
    «Моё отечество» -Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем тайну одного очень важного слова. Вы готовы узнать тайну?(Ответ детей)
    Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
    Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)…>
    <… Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
    - Правильно, - это Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
    - Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает некоторые из них …>
    - Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

    Видео: фрагмент занятия на ФЦКМ для второй младшей группы на тему «Транспорт»

    Видео: пример занятия ФЦКМ для старшего дошкольного возраста на тему «Богатство нашей планеты»

    Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

    Организация: ГБОУ СОШ №1206

    Населенный пункт: г. Москва

    Программное содержание.

    1. Расширить и закрепить знания детей о многообразии мира насекомых, их среде обитания, познакомить со строением тела насекомых.

    2. Развивать и обогащать речь детей, активизировать словарь по данной теме.

    3. Развивать мышление, слуховое восприятие, умение сравнивать.

    4. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Демонстрационный материал. Фигурки насекомых; мяч; набор «На шести лапках» из серии «Мир на ладошке»; кукла Петрушка; книга “Насекомые” из серии “Волшебные очки”; волшебные очки; магнитный конструктор.

    Ход занятия

    1. Вступительная часть занятия

    Сегодня мы окунёмся в удивительный мир… Я хочу загадать вам загадки, ответив на которые, вы сможете сами сказать о ком пойдёт речь.

    2. Работа по теме.

    а) Загадки. (По мере отгадывания перед детьми появляются отгадки

    1. У неё 4 крыла, 4. Этот маленький скрипач

    Тело тонкое, словно стрела, Изумрудный носит плащ.

    И большие – большие глаза. Он и в спорте чемпион,

    Называют её …. (стрекоза) Ловко прыгать может он. (кузнечик)

    2. Сок цветов душистый пьёт, 5. Он работник настоящий.

    Дарит нам и воск, и мёд. Очень, очень работящий.

    Людям всем она мила, Под сосной, в лесу густом

    А зовут её … (пчела) Из хвоинок строит дом. (муравей)

    3. Очень маленький на вид, 6. Она ярка, красива,

    Надоедливо звенит, Изящна, легкокрыла.

    Прилетает вновь и вновь, Сама похожа на цветок

    Чтобы выпить нашу кровь. (комар) И любит пить цветочный сок. (бабочка)

    7. Всех жучков она милей,

    Спинка алая у ней.

    А на ней кружочки –

    Чёрненькие точки. (божья коровка)

    Как назвать их одним словом?

    Верно, насекомые. Так вот. Сегодня мы будем говорить об этих удивительных существах. Это – наши соседи, которые живут везде. И в поле, и на лугу, и в воде, и в лесу. Просто на улице. И даже в домах.

    б) Игра с мячом “Назови ласково.”

    Комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха, муравей.

    в) Строение тела насекомых и окраска.

    Ребятки, посмотрите кто к нам пришёл. (Петрушка.)

    А что у тебя в руках, Петрушка? (Вы же знаете, ребята, что я люблю всё интересное и необычное. Вот я нашёл книгу и очки. И знаете, когда наденешь очки, все картинки оживают. Даже страшно становится.)

    Что же это за книга такая? (Открываю её. Ничего не происходит.)

    Ребята, о ком эта книга? (О насекомых.)

    - А вы очки наденьте и я посмотрю страшно ли вам будет. (Дети надевают волшебные очки. И правда. Насекомые меняются. Они словно оживают.)

    Давайте рассмотрим их. А ты, Петрушка, слушай и запоминай!

    Назовите части тела насекомых. (Голова, грудь брюшко. На голове есть глаза, усики, хоботок. К груди относятся лапки и крылышки. Жало втянуто в конец брюшка. Оно есть у пчёл, ос, муравьёв, шмелей, шершней.)

    Почему насекомые часто имеют необычную или яркую окраску? (Она их защищает, отпугивает врагов.)

    Как ещё защищаются насекомые? (Бегством, притворяются мёртвыми, маскируется под части растений, выделяют неприятные запахи, атакуют, могут даже шипеть – некоторые тараканы.)

    г) Чем питаются насекомые.

    Насекомые питаются растениями (причём, любая часть растений пригодна в пищу), древесиной, цветочным нектаром, грибами.

    Остатками еды. Есть кровососы. И даже такие, которые поедают других насекомых.

    д) Хищные насекомые.

    А как называют таких насекомых? (Хищные.)

    Кто к ним относится? (Богомолы, кузнечики, саранча, божьи коровки, жужелицы, осы, стрекозы.)

    е) Упражнение “Подскажи словечко.” (Игра с мячом.)

    Вот мы рассматривали насекомых в книге. Скажите мне, как менялись части тела насекомых?

    У стрекозы не глаза, а глазищи.

    У муравья не ножки, а ….

    У таракана не усы, а...

    У бабочки не крыло, а …

    - Мы увидели не жука, а огромного ….

    Не таракана – а …, не комара – а ….

    д) Физминутка.

    (Дети стоят в кругу, ведут хоровод и поют. В центре круга ребёнок, в шапочке пчёлки, “летает”. Вылетает из круга, вновь залетает.)

    Кто в саду? Кто в саду? Пчёлка в розовом саду.

    Пчёлка летает с цветочка на цветочек,

    Пчёлка летает с листочка на листочек.

    Пчёлка, скажи – где же твой дружочек?

    Пчёлка, скажи – где же твой дружок?

    (На последнем слове песенки ребёнок-пчёлка останавливается напротив другого ребёнка. Теперь в круге две пчёлки. …)

    г) Польза и вред от насекомых.

    Какую пользу приносят насекомые? А вред?

    Польза: - людям: пчёлы дают мёд;

    Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчёлы, бабочки опыляют растения;

    Животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат кормом для них.

    Вред: - людям: мухи, тараканы, комары больно кусают и разносят опасные болезни;

    Лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, а гусеницы объедают листья растений;

    Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

    4. Дидактическая игра “Что лишнее”. (карточки)

    Пчела, оса, муха, шмель. (нет жала)

    Стрекоза, божья коровка, кузнечик, бабочка. (не хищница)

    Таракан, муха, муравьи, стрекоза. (не живёт в домах)

    5. Дидактическая игра “Доскажи словечко”.

    Стрекоза (какая?) ….. хищная, быстрая, красивая, стремительная, разноцветная, прозрачная, хрупкая, тоненькая …..

    Стрекоза (что делает?) ….. порхает, носится, парит, трепещет, кружит, летает, сверкает, шуршит, снижается, зависает …..

    6. Работа с магнитным конструктором.

    Давайте составим из геометрических фигур стрекозу. (Работа в парах.

    7. Подведение итога.

    Ребятки, что интересного вы сегодня узнали, что запомнилось?

    А ты, Петрушка, узнал что-нибудь новенького? (Ответ Петрушки зависит от того, что скажут дети.)

    Вы замечательно поработали!


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди