21.08.2019

Агрессия детей: её причины и предупреждения. Агрессивный ребенок – почему и что делать


Какими могут быть причины детской агрессии? Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?

«Он подрался!» — драматичным голосом восклицает воспитательница в детском саду. Под едва сдерживаемую материнскую досаду маленький человек возвращается домой. Там на семейном совете решится его судьба: судьба человека, совершившего непростительный агрессивный поступок.

Современное общество диктует нам свои правила игры. И то за что 100 лет назад отец бы похвалил, сегодня вызывает у родителей панику. Что такое детская агрессия? Стоит ли с ней бороться? И если стоит, то каким образом.

Виды агрессии у детей

Согласно самому распространенному толкованию, детская агрессия - это поведение, направленное на других или на себя, и связанное с нанесением вреда. В зависимости от того, как проявляется данное поведение выделяют следующие виды агрессии:

  • Вербальная - ребенок кричит, ругается, обзывается, словесно оскорбляет. В зависимости от того выговаривает ли малыш тому человеку, который его разозлил, или жалуется третьему лицу, не имевшему отношения к конфликту, агрессия разделяется на прямую и косвенную соответственно.
  • Физическая - здесь имеет место причинение материального вреда объекту злости.

Такая агрессия может быть:

  • прямой - дети дерутся, кусаются, стукают, царапаются. Цель такого поведения — причинить боль другому человеку;
  • косвенной - в ход идет причинение вреда вещам обидчика. Ребенок может порвать книжку, сломать игрушку или разрушить чужой песочный замок.
  • символическая - представляет собой угрозы применения силы. Часто эта разновидность агрессии перерастает в прямую. Например, ребенок кричит, что укусит вас и, если запугивание не сработало, воплощает его в жизнь.

Как бы не проявлялось детское агрессивное поведение, у родителей оно всегда вызывает ступор и недоумение. Откуда это взялось? Что с этим делать? Обычные разговоры о том, что драться и ругаться плохо, не помогают.

Причины вспышки агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков

Особенно болезненно члены семьи воспринимают агрессию, направленную на них. Почему ребенок агрессивен с другими детьми можно понять, но ведь дома к ребенку относятся хорошо. Так что же служит причинами вспышек агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков?

  1. Наиболее часто встречающуюся группу причин можно квалифицировать как «Проблемы в семье». Причем это могут быть как сложности во взаимоотношениях между родителями и ребенком, так и проблемы взрослых, которые непосредственно к малышу не имеют отношения: развод, смерть близкого родственника
  2. Дети так же как и взрослые имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому вторую группу причин можно отнести к «Личным особенностям». Ребенок может быть легко возбудимым, тревожным, раздражительным. Ему трудно контролировать свои эмоции, поэтому любая мелочь может привести его в ярость
  3. И последнюю группу можно охарактеризовать как «Ситуативные причины». Усталость, плохое самочувствие, жара, длительное монотонное времяпрепровождение, некачественная еда. Такие вещи могут вывести из себя не только ребенка, но и взрослого

Диагностика агрессии у детей

Все эти факторы могут пересекаться, накладываться друг на друга. Выявить, что послужило причиной агрессивного поведения ребенка в конкретном случае, поможет квалифицированный психолог. Диагностику агрессии у детей проводят за несколько встреч, по результатам которых специалист дает анализ проблемы и предлагает пути ее решения

Выбор методов коррекции агрессии зависит от множества моментов. Но родителям нужно быть готовыми к тому, что не существует простого способа лечения агрессии. Чтобы помочь ребенку придется немало потрудиться, и над собой в том числе

На что же обратить внимание в первую очередь, какими рекомендациями родителям агрессивных детей следует руководствоваться? Здесь много зависит как от причин подобного поведения ребенка, так и от его возраста

Агрессия у детей в 2-3 года

На этот период приходится кризис 3-х лет. Малыши эгоистичны, не привыкли делиться. В случает несогласия с чем-то они могут ударить, закричать или сломать что-то не принадлежащее им.

Следует помнить, что пока дети не умеют контролировать свои эмоции, поэтому такое поведение является скорее нормой, чем отклонением. Не ругайте ребенка, лучше попробуйте чем-то отвлечь от объекта его плохого настроения.

Излишняя строгость может привести к усугублению проблемы. Отведите малыша в сторону, мягко скажите, что так нельзя себя вести и предложите новое занятие.

Агрессивные дети дошкольного возраста

Чаще всего агрессия у детей по разным причинам возникает именно в дошкольном возрасте. В этом время маленький человечек еще не умеет выражать свои эмоции и чувства и пробует их выражать именно как агрессию.

Агрессия у детей в 4-5 лет

В этом возрасте ребенок начинает осваиваться в социуме. Он проверяет, исследует то, как его поведение влияет на других людей, в том числе и на родителей.

Если его действия не наносят вреда другим, дайте ему возможность выстроить границы своего «Я». Следует понимать, что это не означает вседозволенность. Нужно четко дать понять ребенку, что можно, а что нет. Как он может выражать свою злость (словами), а как нет (физически).

Агрессия у детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста не слишком часто бывают агрессивными. Они уже научились контролировать себя, понимают что хорошо, а что плохо. Если ребенок ведет себя агрессивно и жестоко, следует задуматься о причинах.

Возможно ему не хватает самостоятельности или сложно общаться со сверстниками. Сейчас взаимодействие с другими детьми для малыша на первом месте.

Агрессия у школьников

Школьники тоже не имеют еще сформированной до конца психики и чаще всего выражают свои чувства на сверстников и учителей как агрессивную самозащиту.

Агрессия у детей в 8-9 лет

Ребенок активно растет, расширяет свои знания о мире и о себе. И мальчики, и девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Авторитет взрослого подвергается сомнению.

Родителям важно понять, что ребенок перестал быть малышом. Отныне дети требует к себе отношения как к равным. Агрессия школьников часто связана с неприятия взрослыми этого факта.

Агрессия у детей в 10-12 лет

Младший подростковый возраст готовит родителей к кризисному и сложному подростковому. Уже сейчас авторитет сверстников для ребенка важнее родительского. Агрессивных вспышек сейчас не избежать.

Важно не отвечать агрессией на агрессию и не вступать на скользкую дорожку противостояния. Лучше постараться выстроить партнерские отношения с ребенком. Проводите с ним больше времени, беседуйте на взрослые темы. Безусловно рамки и границы должны быть. Все-таки вы родитель, а не приятель своего ребенка.

В любом из этих периодов следует понимать, когда агрессия является лишь временной, ситуативной, а когда грозит превратиться в акцентуацию характера. Если проблема детской агрессии в вашей семье стоит достаточно остро, и вы чувствуете, что не справляетесь с ситуации, не бойтесь обратиться за помощью. Воспитание агрессивных детей непростая задача. И работа психолога тут не будет лишней.

Как снять агрессию у ребенка? Лечение агрессии у детей

Существуют различные методики, как снять агрессию у ребенка. В сети есть большое количество информации по данному вопросу.

Видео: Детская агрессия. Как помочь ребёнку избавиться от нее?

Все эти занятия и наработки можно пробовать применять в жизнь. Кто-то из детей не любит рисовать, но с удовольствием сочинит историю с вымышленными персонажами. Какие-то ребята любят строить и ломать. А кто-то просто испытывает потребность прокричаться, выпустив таким образом гнев.

Агрессивный ребенок рекомендации родителям

Какой бы способ вы не выбрали, следует понимать, что это лишь переходный этап для вашего ребенка.

  • Посредством игр и упражнений можно снять напряжение, но они не являются панацеей
  • Ребенок должен научиться справляться со своими эмоциями конструктивно, выражая их словами. Проговорив истинную причину своего расстройства, он испытает облегчение и сможет заняться поиском вариантов решения своей проблемы. Согласитесь, когда внутри все клокочет от злости трудно найти выход
  • Возможно, в ходе занятий со своим ребенком вы поймете, что проблема детской агрессии кроется в вас самих, в родителях
  • Признать такое тяжело, но это не показатель того, что вы плохая мать или плохой отец. Это говорит о вас как о взрослом, ответственном человеке. Совершив определенные усилия, вы сможете изменить ситуацию. И что бы не натворил ваш ребенок, помните, он ждет, что вы будете его любить не смотря ни на что
  • Уверенность в своей нужности, ценности для самых главный в своей жизни людей - родителей — способна творить чудеса даже с самыми отъявленными хулиганами

Видео: Как научить ребенка управлять своими эмоциями и выражать свои чувства?

Игры для агрессивных детей

  • Жизнь детей, особенно младшего возраста, на 90% состоит из игр. Посредством них ребенок познает мир и учится в нем жить. Поэтому часто, когда слов для того, чтобы объяснить малышу, как справиться с бушующими в нем страстями не хватает, можно и нужно использовать игровые ситуации
  • Поколотите друг друга подушками, устройте «войну» снежками зимой и водяными пистолетами летом, поиграйте в дартц, громко ликуя при каждом попадании, побегайте наперегонки, поиграйте в морской бой
  • Это поможет ребенку сбросить внутреннее напряжение. Вспомните фильмы, в которых герой, разозлившись, кидал своему противнику в лицо торт, а заканчивалось все смехом и дружным доеданием остатков сладостей

Упражнения для агрессивных детей

Кроме простых, известных всем с детства игр, во взаимодействии с детьми, склонными часто проявлять агрессию, применяют разработанные психологами упражнения.

Видео: Игры для уменьшения детской агрессии

Занятия с агрессивными детьми

  • Во время всех игр и упражнений, о которых говорилось выше, важно давать ребенку понять, что с их помощью он может справляться со своими эмоциями и без вашей непосредственной помощи
  • Во время ссоры можно, например, сказать: «Мы оба сейчас очень разозлились, давай возьмем подушки и будет драться до тех пор, пока не простим друг друга». Таким образом, вы не только снимете напряжение, но и покажете, каким образом можно решить конфликт без жертв
  • Еще одним важным моментом в любых занятиях с ребенком является выстраивание границ дозволенного: во время боя подушками нужно оговорить, что бить можно только подушкой, без участия ног. Если же необходимо справиться с вербальной агрессией, то можно пообзываться, но не обидно, например, названиями овощей

Воспитание агрессивных детей

Необходимыми составляющими воспитательного процесса детей, не умеющих конструктивно выражать свои эмоции являются рефлексия и личный пример.

Понятие рефлексии подразумевает умение анализировать свои чувства. Когда ребенок кричит или бьет других детей, он не всегда понимает что с ним происходит. Важно поговорить с ним об этом, чтобы он почувствовал ваше участие и поддержку в трудной для него ситуации.

Все способы своего взаимодействия с другими людьми дети усваивают прежде всего в семье. Обратите внимание, как вы и ваши близкие справляются со злостью. Может быть ваш малыш просто копирует взрослых? И прежде чем изменить его поведение, нужно измениться самим?

Видео: Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети?

Почему ребенок агрессивен с другими детьми

  • Нередка ситуация, когда о том, что ребенок агрессивно себя ведет, родители узнают от третьих лиц. Жалобы учительницы или воспитателя вызывают недоумение. Как правильно поступить в этой ситуации? Какие меры следует принять
  • Прежде всего нужно глубоко вздохнуть и вникнуть в ситуацию. Что именно произошло? При каких обстоятельствах? Ребенок проявляет агрессию к кому-то конкретному или ко всем детям
  • Так же немаловажно узнать мнение ребенка по этому вопросу. Попробуйте расспросить его. Но не давите. Малыши не всегда могут рассказать о своих переживаниях
  • Следует обратить внимание на то, чем он займется вечером. Оторвал кукле голову? Поговорите о том, что сделала кукла, хорошая она или плохая, почему ее нужно было наказать. Можно порисовать вместе и посредством рисунка разыграть ситуацию, произошедшую днем

Работа психолога с агрессивными детьми

Если разобраться с причинами постоянных агрессивных вспышек ребенка самостоятельно не получается, не нужно отпускать ситуацию на «самотек». В ряде случаев консультация у психолога бывает одинаково полезна как для родителей, так и для ребенка.

Специалист поможет разобраться что стоит за подобным поведением и даст рекомендации по воспитанию вашего малыша. В ряде случаев бывает необходима психокоррекционная работа.

Коррекция агрессии у детей

При упоминании слова «психокоррекция» у многих родителей случается приступ паники: с моим ребенком что-то не то, он не нормальный, как так вышло, что подумают окружающие, вдруг подумают, что мой ребенок — псих. Но не стоит избегать обращения за помощью из-за собственных страхов.

Благодаря тому что вы и ваш ребенок не будете посещать психолога, проблема не исчезнет. Подумайте, что важнее: то как вы будете выглядеть в глазах окружающих или здоровье вашего малыша.

В зависимости от того, какого рода детская проблема, коррекционная работа может быть:

  • индивидуальной — ребенок занимается с психологом один на один. Больше подходит для старших подростков, не готовых к групповой работе
  • семейной — когда занятия с психологом посещает вся семья или кто-то из членов семьи и ребенок. Этот вид работы идеален для детей младшего возраста. Он способен научить не только самого малыша справляться с сильными эмоциями, но и помочь маме с папой правильно понимать и реагировать на эмоциональные вспышки своего ребенка
  • групповой — ребенок посещает занятия вместе со сверстниками. Через игровые ситуации, общение он учиться лучше понимать себя и вести себя в обществе приемлемым способом, не унижая и не обижая других

Профилактика агрессивного поведения детей

Далеко не всегда опасения родителей по поводу того, что у их ребенка серьезные проблемы бывают оправданы. Часто кажущаяся неразрешимыми сложности на деле оказываются не так страшны.

И все же важно прислушиваться к своим детям и понимать, что сейчас происходит в их жизни. При правильном отношении можно легко предотвратить агрессивную вспышку, направить сильные эмоции в нужное русло и примирить ребенка с собственными чувствами, а значит и со всем миром!

Видео: Как погасить агрессию у ребенка (Ш.А. Амонашвили)

Детская агрессия - явление вполне закономерное и естественное. Американский психолог Паренс считает, что принципиально невраждебная форма поведения обнаруживается уже со второго месяца жизни ребёнка. Ребёнок ведёт себя агрессивно, чтобы самоутвердиться или совершенствовать свой опыт. Такой тип агрессии является важной мотивировкой для самоутверждения и побуждает к необходимой конкуренции в мире, что изначально не является деструктивным.

Годовалый малыш может в сердцах ударить по ложке каши, которую ему не хочется есть. А полуторагодовалый - шлёпнуть по лицу мать, если та настаивает на прогулке, а малыш увлечённо возится на ковре с машинкой. И в данном случае надо уметь уже изначально правильно отреагировать на первые вспышки агрессии, гнева и насилия со стороны ребёнка. Если во время не пресечь попытки деструктивной агрессии, то практически в 100 % случаев родители этим создают дополнительные проблемы, как себе, так и ребёнку.

Часто родителям кажется, что учить сдерживать эмоции трехлетнего карапуза бессмысленно. Это - более чем странная позиция, так как основы поведения в обществе должны закладываться изначально, а не спускаться с неба накануне школы. Недаром на Руси говорили, что «учить надо, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль вытянулся - уже поздно».

Дети-агрессоры, как правило, оказываются изгоями в детском саду, а потом - и в младших классах. В поисках общения они либо начинают навязывать дружбы силой (а такие взаимоотношения изначально непрочны, так как основаны на страхе) или же объединяются с детьми с аналогичным темпераментом и эмоциональным миром, что приводит к асоциальному поведению. Ведь для того, чтобы иметь авторитет в такой компании, нужно постоянно доказывать, что ты - сильнее и безрассуднее остальных.

Непонятно почему многих мамочек умиляет, когда двухлетний малыш в попытке самоутверждения лупит маму кулачками по рукам и ногам. Они считают, что с возрастом такое поведение само собой нейтрализуется. Но само собой никогда ничего не происходит. Усвоив в детстве опыт, что маму можно бить, ребёнок переносит эту модель на девочек-одноклассниц, на подругу, позже - на жену и детей.

Причины детской агрессивности условно можно подразделить на несколько групп:

- причиной выступает модель деструктивного поведения родителей.
- причиной выступает стрессовая ситуация
- причиной выступает неправильная реакция родителей на проявления деструктивной агрессии или неправильное отношения родителей к ребёнку.
- причиной выступает психопатологические и неврологические отклонения в формировании мозга и психики.
Итак, если вы решили бороться с агрессией ребёнка, обратите, прежде всего, внимание на собственное поведение и поведение домочадцев. Ведь первая причина агрессии у детей лежит в природе социализации, когда ребёнок копирует поведение взрослых. Агрессивность в данном случае - это не свойство психики ребёнка, а перенятая у взрослых модель поведения. Как лично вы справляетесь с собственной агрессией? Как ребёнок узнаёт, что вы разозлились или расстроились? Если он часто наблюдает, как мама проявляет своё отношение к чему-либо, хлопая дверью или бросая в стену тапочки - то он будет считать агрессивную модель поведения нормой. Если папа бьёт маму, а мама считает само собой разумеющимся за любой проступок шлёпать ребёнка - то вам нужно сначала научиться справляться с собственной агрессией, нормализовать обстановку в семье.

Дайте ребёнку понять, что все имеют право на плохие эмоции, но для выражения злости нельзя бросаться на человека с кулаками. Научите ребёнка проявлять своё недовольство словами. Когда ребёнок близок к тому, чтобы разозлиться, скажите ему: я вижу, что ты сейчас расстроен и зол. Давай разберёмся, что ты чувствуешь и почему. Как правило, негатив, облечённый в форму слов, снимает напряжение. Если часто повторять такое упражнение, то постепенно для ребёнка станет нормой словесное выражение отрицательных эмоций.

Часто родители говорят: он не понимает слова, а всыпишь, как следует, становится как шёлковый. Странно, что в 21 веке приходится пояснять взрослым образованным людям, что физическое наказание порочно по своей природе. Давайте признаемся, что шлёпают ребёнка не для воспитательных целей, а потому что взрослый умный человек не смог справиться с всплеском эмоций. Разве мало способов ненасильственного решения проблем? Метод конкуренции, переключения внимания, метод естественных последствий, лишения его каких-то привилегий (прогулки, просмотра мультфильма), метод тайм-аута или «стула наказания», метод традиционного общения и пояснения, в конце концов. Если же вы чаще всего в ответ на непослушание шлёпаете ребёнка, то этим вы подписываетесь с том, что не смогли найти слов, чтобы объяснить ребёнку, как надо правильно поступать.

История криминалистической психиатрии свидетельствует, что среди убийц и маньяков, отличавшихся особой жестокостью, 97% выросли в семьях, где нормой было именно физическое наказание. Именно поэтому эти люди подсознательно считали, что физическая форма воздействия на неугодных людей (вплоть до убийства) является нормальной.

Не стоит утрировать, что от малейшего физического наказания у ребёнка нарушится психика, это не так. Нет ничего особенного, если раз в два месяца вы не смогли сдержаться и легко шлёпнули по попе ребёнка. Страшно, когда битьё становится нормой воспитания. Так закрепляется, что сильный имеет право лупить слабого.

Научитесь сами выражать свои эмоции не пинками и шлепками. Научитесь сами вслух говорить: «я недовольна твоим поведением, ты очень меня разозлил непослушанием, я просто вне себя от гнева. Поэтому, скорее всего, мне не захочется вечером читать тебе сказку». Кстати, отмечено, что для агрессивных людей выразить своё отношение в словах очень сложно, особенно в разговоре с детьми.

Но часто родители не видят, что показывают детям модель агрессивного поведения. Мол, мы же не бьём ребёнка, не бьём друг друга. Почему это, наше поведение считается агрессивным? Понятие агрессии гораздо шире, чем представляется изначально. Вот, например, бегает по улице с палкой двухлетний малыш - он гоняет голубей, а бабушка благосклонно смотрит на это. Почему? Потому что все равно не догонит? А если в следующий раз ребёнок так побежит на бабушку?

Если на этапе раннего развития, до 2-2,5 лет агрессивное поведение детей не пресечь и не переключить внимание к иным способам проявления своей уникальности, то агрессивная модель переходит в область осознанной реакции. Это и есть третья причина детской агрессивности.

Родители могут «запустить» механизм агрессивности ребёнка, постоянно принижая его. Если ребёнок подвергается в семье систематическим унижениям, то в стремлении к преодолению чувства собственной неполноценности, он рано или поздно попытается любыми путями доказать взрослым, что достоин иного. Через агрессию прольётся желание продемонстрировать, что его положение с системе социерархии выше, что он достоин иного отношения, большей степени доверия либо самостоятельности. Агрессия подобного рода похожа на извержение вулкана: она тихо клокочет в глубине детской души, а потом от какого-то небольшого толчка лавинообразно прорывается. Такая агрессия свойственна детям, которые долгое время пребывали в авторитарном обществе, где их мнение не учитывалось.

Бывает, что в семье ребёнка нет агрессивных родственников, но малыш при этом становится настоящим деспотом. Наиболее частая причина такой «непонятной» агрессии - это «грозовая» атмосфера в доме. Например, когда родители находятся в ссоре и практически не общаются. Или когда в гости приезжает свекровь, у которой натянутые отношения с мамой ребёнка. Хотя очевидного проявления негативных эмоций в семье нет, дети, как радары, чувствуют напряжённость между родственниками и разряжают её собственным деструктивным поведением.

Стрессовая ситуация часто провоцирует агрессию детей. Например, причиной агрессии может послужить резкая разница в воспитательных мерах. Так после воскресных посещений бабушки и дедушки трёхлетняя Алиса всегда становилась капризной и раздражительной. Причиной этого была, как ни странно, большая любовь бабушки и дедушки. Родители воспитывали дочку более строго, а у деда и бабы девочке позволялось то, что было категорически нельзя дома: она смотрела часами мультики, ела много шоколада, ложилась спать, когда хотела, получала бесконечные подарки и т.д. Дома девочка начинала неделю с того, что перестраивалась с вольготного житья у бабушки. А недовольство выражалось в виде вспышек агрессии.

У большого количества детей вспышки агрессии совпадают с началом посещения детского сада или школы. Мама первоклассника Дениса жалуется:

Он у нас был всегда милым домашним мальчиком, не скандалил, никаких проблем не было. В садик не ходили, нам были не нужны эти инфекции и уравниловка. А вот пошли в школу - как подменили! Учительница жалуется: скандалит, постоянно противоречит, не слушает, на переменах дерётся. А недавно сильно побил из-за какого-то пустяка одноклассницу, которая на голову его ниже!

В домашней обстановке ребёнок - царь и Бог, ему могут пойти на уступки и пожалеть. В школе ребёнок перестаёт быть центром маленького мирка. И это задевает, особенно если преуспеть в знаниях не удаётся. Если не удаётся достичь уважения умственными достижениями, то остаётся только один способ самоутверждения: с помощью кулаков заставить с собой считаться.

Здесь агрессия используется как механизм самозащиты, когда ребёнок видит реальную угрозу в свой адрес. Отметим, что такая реакция свойственна для неуверенных детей с несколько заниженной самооценкой, так как для них агрессия подменяет собой смелость. Как правило, через повышенную форму агрессии выражаются дети, недополучившие в раннем детстве материнской ласки или не чувствующие за своей спиной реальную помощь со стороны взрослых.

Психологи настоятельно рекомендуют, даже если есть возможность не водить ребёнка в детский сад, обязательно отдать его туда хотя бы полгода до школы. Опыт социализации должен быть приобретён ещё до школы, причём посещения спортивной секции или двухчасовых занятий в развивающем клубе - недостаточно. Нужны полноценные игры в среде сверстников под присмотром взрослых, тогда у ребёнка есть возможность приобрести опыт выяснения отношений в различных комбинациях.

Часто малыш становится агрессором, если происходит в семье что-то непонятное для него, на что ребёнок не может повлиять или просто не знает, как реагировать. Например, рождается второй ребёнок. Обычно уже 2-хлетка отлично понимает, что причина изменений в семье - это появление новорожденного. К сожалению, мне приходилось сталкиваться со случаями невиданной агрессии в сторону младенца со стороны старшего ребёнка: старшие дети били малыша по голове игрушками, скидывали на пол с дивана, пытались ударить лыжной палкой…Увы, был и ужасающий случай, когда шестилетняя девочка выбросила новорожденного братика из окна. Бороться с такого рода агрессией очень тяжело, её необходимо гасить ещё до явного проявления.

У вас не возникнет сильных проблем с ревностью, если вы заранее расскажите старшенькому, как хорошо, когда в семье есть много детишек. Хорошо, если вы покажите ребёнку картинки с малышами, сходите вместе покупать какие-то вещи, привлечёте ребёнка к выбору имени для «лялечки» или установке малышковой кроватки. Если же новый малыш сваливается на старшего ребёнка как снег на голову, то старший ребёнок обязательно начинает борьбу за внимание мамы.

Зачастую, выяснить, не является ли причиной агрессии стрессовая ситуация, в состоянии только специалист. И, конечно, только специалист поможет, если у ребёнка специфические отклонения в психике.

Признайте, что ваш ребёнок - полноправный член семьи. И его мнение надо учитывать при любых масштабных переменах.

Что же делать маме на начальном моменте борьбы с детской агрессивностью, как реагировать на вспышки ярости?

Если ребёнок поднимает на вас руку, перехватите её и строго скажите, глядя прямо в глаза: «мне очень не нравится, когда меня бьют, поэтому я никому не разрешаю так со мной поступать и тебе тоже не разрешу». Не факт, что ребёнок поймёт это с первого раза, особенно если раньше ему позволялось всех бить. Но раза с 10 начнёт происходить осознание.

Если ребёнок швыряет в гневе игрушку, поднимите её, верните ребёнку и строго скажите, что игрушкам не нравится такое обращение, что она может сломаться. Если ребёнок вторично швыряет игрушку - изымите её на день-два. Скажите, что игрушка на него обиделась и попросила её убрать от мальчика, который делает ей больно. Если ребёнку года два-три, попросите тут же погладить игрушку, а то она больше не будет играть со своим хозяином. Как вариант: ой-ой, кукле больно, её Катя на пол бросила! Теперь куклу надо лечить, у неё большой синяк на руке, Ну-ка, Катя, неси вату, бинты и крем - будем нашу куклу лечить. Заверни её в простынку, покачай…

Такой приём переключает ребёнка с деструктивной модели поведения на позитивную - пожалеть, проявить сострадание.

Если ребёнок замахивается на младшую сестричку, остановите его руку, потом строго скажите детям, что раз они не умеют играть друг с другом, то будут играть отдельно. Разведите детей по разным комнатам. Если спор был из-за игрушки - уберите её. Не начинайте выяснение, кто первый начал, так как это приводит к зарождению ябедничания.

Накажите строгостью тона и изыманием игрушки обоих провинившихся - за то, что они оба не смогли найти компромисс. Точно также надо разряжать ситуацию, когда виноват младший ребёнок. Часто младшие дети, видя, что в основном виноватым во всех конфликтах считают старшего ребёнка, специально провоцируют старшего на скандалы и проказы. Именно поэтому не говорите старшему ребёнку «ты старше, должен понимать» или «ты старший, обязательно уступи малышу».

Если ребёнок постоянно грубит бабушке, ограничьте их общение на некоторое время. Ребёнку спокойно объясните, что так как он огорчил бабушку, вёл себя грубо, обзывался и т.д., то больше с бабушкой общаться не получится. Очень жалко, потому что только бабушка покупает своему внуку киндер-сюрпризы, а ещё бабушка собиралась повести своего любимого малыша в парк покататься на аттракционах… Ну, раз вы дружить с бабушкой не умеете, то бабушка будет дома у себя сидеть, а ты - у себя.

Постоянно показывайте ребёнку неагрессивную модель поведения, учите состраданию. Представьте, что ребёнок хочет погладить уличного котёнка. Неправильная, агрессивная модель поведения в этой ситуации - закричать «не трогай, он заразный», отпихнуть котёнка, утащить силком за руку ребёнка в сторону. Правильная модель поведения заключается в том, что надо пожалеть котёнка: «смотри, какой он несчастный, как ему плохо. Давай, сходим домой и принесём ему кусочек колбаски! Но трогать котёнка или уносить его отсюда мы не будем. Представь, тебя начнёт трогать и уносить куда-то чужая тётя! Ты ведь испугаешься. Вот и котёнок испугается, если мы его будем трогать. К тому же, это может не понравиться его маме-кошке! Мы же не хотим огорчать маму-кошку!»

Учите ребёнка выражать свои эмоции в словах: «я недоволен», «мне грустно», « я разозлился», «мне неприятно» и т.д. Если ребёнок ещё мал, озвучьте это за него: «я тебя понимаю, Саша, эта машинка очень красивая, и тебе очень хочется эту машинку. Но я не могу тебе её купить, потому что забыла деньги дома (показываете пустой кошель). Я вижу, тебе грустно, что я не куплю эту машинку, ты даже на меня разозлился. Мне тоже жалко, что мы не сможем купить эту машинку, зато я тебе предлагаю пойти покататься на качелях.»

В этом случае, правда, вам придётся до конца прогулки никому и ничего не покупать, чтобы не получилось, что вы обманули ребёнка.

Агрессивность свойственна человеку. В этилологическом подходе (К.Лоренц) утверждается, что агрессия - это неотъемлемая часть человеческой сущности, её природа - во врождённом инстинкте борьбы за выживание. Однако это не означает, что человек не может научиться управлять своей агрессивностью. И учить этому должны ещё в детстве самые близкие люди.

На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого- либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и прочее) имеет и множество положительных черт (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и другие). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками.

Вспоминается такой случай: годовалый малыш радостно бежит навстречу сверстнику, тот пытается увернуться от неожиданных объятий и... получает укус за нос.

Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно, более агрессивен, чем остальные дети. Жесткая, авторитарная мать (отец), чрезмерно критичная, требовательная и нередко использующая телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.

Родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время вспышек агрессии на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее научить его выплескивать отрицательные эмоции социально приемлемым способом.

Однажды я была свидетелем такой сцены: трехлетняя девочка со злой гримасой на лице бросала в голубей камни, потом подбежала к малышу и отобрала у него игрушки. Замечания взрослых демонстративно игнорировала. Когда к ней подошла одна из мам и доброжелательно пригласила ее поиграть со своим сыном, та неожиданно согласилась и грустно сообщила, что папа от них ушел, мама на работе, а она живет у бабушки. Рассказывая эту историю, она продолжала охотно играть, забыв про свои агрессивные действия.

В данном случае агрессия у девочки носила защитный характер и была вызвана неблагоприятной обстановкой в семье.

Как можно помочь агрессивному малышу

Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).

Необходимо предложить малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (вот некоторые из них: громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и так далее).

Почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспомните, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали.

Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях. Например: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить». «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе».

Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери.

Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.

Поскольку агрессивные дети нередко страдают мышечными зажимами и испытывают напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.

Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.

➠ Помните, что нельзя постоянно сдерживать негативные эмоции. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия.

Отказ сверстников принять в игру, соперничество при распределении ролей в игре и так далее.

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и так далее).

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и так далее).

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и так далее).

Усталость (после детского сада дополнительные занятия в кружках и секциях).

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват).

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и так далее).

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и так далее).

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярными способами воспитательного воздействия являются наказания в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и так далее).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

. Игнорирование. «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» на что-то — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

. Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, малыш злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так:

. Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка. «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а...» (указывается проступок).

. Юмор или шутка. Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого.

Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. «Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова,...) — ревушка!» Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

. Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Громче кричи, я плохо слышу! Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»

. Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

. Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».

. Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

. Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.

. Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлемы: грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и многое другое. Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме: «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!» Но лучшим средством является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются»),

. «Выпустить пар». Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

. «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину — для бранных слов). Объясните ребенку так: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

Какой родитель не сталкивался с детскими непоколебимыми «нет», капризами и истериками, но когда это переходит все границы, доходит до причинения вреда себе и окружающим, пора бить тревогу.

Агрессия у детей – это негативная реакция на различные поступки или слова окружающих. При неправильном воспитании ребенка, агрессия из временного явления может перейти в постоянное и превратиться в черту характера.

С приступами агрессии у ребенка сталкиваются абсолютно все родители, другое дело, носят ли они разовый или регулярный характер. В последнем случае родителям следует быть особенно внимательными к своему малышу.

Причины агрессии у детей могут быть разными: от соматических болезней или заболеваний головного мозга до неправильного воспитания. Также подобное поведение может являться результатом возрастного кризиса.

Поговорим о детях дошкольного возраста

Агрессия у детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Можно выделить два основных вида агрессии малышей:

Внешняя агрессия – направлена на окружающий мир: людей, животных и подразделяется на эмоциональную и физическую. В первом случае ребенок кричит, ругается, угрожает собеседникам кулаками, а во втором - малыш начинает драться, кидаться предметами, ломать игрушки;

Внутренняя агрессия – направлена на себя самого. Выражается в кусании рук, выдирании волос у себя на голове, биении головой об стену.

К обоим видам агрессивного поведения необходимо относиться серьезно, постараться выяснить причины и попытаться воздействовать.

Агрессия у детей 2-3 лет чаще всего проявляется в желании ударить «неподчиняющихся» родителей, отобрать игрушку у сверстника, добиться желаемого истерикой и припадками. Это связанно именно с возрастным желанием малыша быть независимым и самостоятельным. В таком случае самым лучшим выходом для родителей становится стремление помочь своему чаду быть взрослее: предоставить ему право выбора: в чем пойти в детский сад, в какую игру играть или что съесть на обед (конечно, в разумный пределах). Важно терпение и самообладание мам и пап, их умение идти на компромисс, чтобы не мешать становлению маленькой личности, но и не позволять выходить за рамки дозволенного.

Агрессия у детей 3-4 года жизни – продолжение все того же доказательства самостоятельности и автономности. Однако в этом возрасте ребенок часто не осмеливается излить свой гнев на родителей, ведь они старше и пользуются у него авторитетом. Поэтому часто возникают ситуации когда, обидевшись на родителей, ребенок срывает свою злость на детишках в саду, домашних любимцах, словом, на каком-то более «безопасном» объекте. Психологи называют подобное поведение феноменом «переноса». Если оставить этот симптом без внимания то из малыша может вырасти задира и драчун. Родителям следует объяснить ребенку, что его принимают любым, даже когда тот злится, а затем научить управлять своими эмоциями , прибегая к использованию активных игр, деревянных игрушек, физических упражнений или арт-терапии.

Агрессия у детей 5-6 лет часто становится уже своеобразной формой общения с окружающими, ведь ребенок в таком возрасте все понимает и вполне может контролировать свои действия. Можно выделить 3 вида причины агрессии детей 5-6 лет:

Борьба за внимание . В первую очередь внимание родителей, а также воспитателей и сверстников.

  • Обида на родителей . Здесь найдется масса поводов для агрессии – несправедливое наказание, нарушенное обещание, рождение брата или сестры.
  • Неуверенность в себе . Сравнение ребенка с другими детьми. Фраза «ну почему ты совсем не слушаешься, вот посмотри на…» приводят ребенка к осознанию собственной бестолковости или ненужности, на что он реагирует, выражая агрессию.

При всех причинах выход один – стараться понять своего ребенка, уделять ему больше внимания. При необходимости следует обратиться к детскому психологу, чтобы наладить контакт со своим чадом.

Немного о младших школьниках

Агрессия детей младшего школьного возраста является актуальной для многих родителей и активно исследуется детскими психологами, которые пришли к выводу, что основными причинами агрессивного поведения младшего школьника являются:

  • потребность в самостоятельности;
  • доказательство собственной значимости и стремление к достижению успеха;
  • стремление к лидерству;
  • завышенная самооценка;
  • взаимоотношения в семье;
  • взаимоотношение с учителями;

Как для родителей, так и для педагогов довольно значимой является проблема агрессии детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция нередко проводится в учебных заведениях штатными или приглашенными психологами путем выявления явной или скрытой агрессии специализированными тестами (чаще всего художественными) и впоследствии проведения тренингов с детьми, склонными к агрессивному поведению.

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что главный залог хорошего поведения ребенка – правильное воспитание, любовь и понимание близких людей. Однако, если ваш любимый и не обделенный вниманием ребенок, продолжает драться и ругаться с окружающими, не стесняйтесь обратиться к помощи специалистов: детских неврологов и психологов, возможно, проблема лежит гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:

“Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.

И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Проводя мини-опрос среди младших школьников нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения, как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

Понимание агрессивности младшими школьниками.

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?

3. Считаешь ли ты себя агрессивным?

Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей
Нет Нет

То есть видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как выявить агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии ягрессивности.

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила,

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках,

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребёнка можно использовать специальную анкету, разработанную российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Как помочь агрессивному ребёнку?

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.

Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.

К сожалению, их способы поведения, так называемый, поведенческие репертуар, довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом.

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в снтуаииях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

В основном это работа психолога в ходе индивндуальнои психологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению.

Работа с гневом.

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению американского психолога Холста, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами,

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит оттого, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволит ему подписать рисунок так, как он хочет, если нё умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводтъся один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В.Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение,

при более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань. привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру “Обзывалки”.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность вьплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

“Обзывалки”.

Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

“Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называтъ друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты..., солнышко!”

В течение многих веков русский народ использовал дразнилки, и обзывали для установления с ребенком эмоционального контакта, общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме образцы народного поэтического творчества хранят в себе большие речевые, смысловые богатства и служат для снятия агрессивности у детей.

1. Андрей – ротозей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся,
Крыша ломается.
Хозяин ругается.

2. Борис-барбарис.
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

3. Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста.
И сказала: “Вкусно”!

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В такихслучаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Обучение навыком распознавания
и контроля негативных эмоций.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивна.

Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны.

К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватна, оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих,

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекота, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо ладошки чешутся и т.д.”. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует послание своего тела, сам сможет пояятъ: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”.

А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов вьплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт.

В книге К. Фопеля “Как научить детей сотрудничать” приводиться игра

“Камушек в ботинке”.

В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный).

“Случалось ля, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую болышую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”. Далёе вы говорите ребёнку: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?”

Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

“Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые.

Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее вы говорите: “Давайте договоримся: если кто-то из “вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что им что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое-то неудовольствия, чего-то такое что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”. Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от “камешка” Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.

Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей,

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии,
доверию сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий раз будет слабее.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.

Как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “Ты – негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!”

Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.

Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я – сообщение”

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

В заключении хочется пожелать всем работающим с “агрессивными, трудными” детьми, чтобы не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно, нужно поставить перед собой вопрос: “Интересно, что с ним сейчас происходит?”


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди