13.05.2019

Арт терапия программа занятий для пожилых. Направлени арт-терапии в реабилиации с пожилыми иинвалидами


анна основа

Арт-терапия представляет собой способ лечения, при котором лечение пациента происходит посредством приобщения к творчеству. Главное преимущество такого лечения — исцеление происходит не за счет приема медикаментозных препаратов, а за счет искусства. Арт-терапия как мягкий вид лечения психологических отклонений способен воздействовать на психику человека, поскольку неожиданное для человека занятие творчеством помогает выражению внутренних переживаний. Пациент снова обретает внутреннее «Я».

Врач при лечении пациента арт-терапией назначает на свое усмотрение разнообразные видами творчества: от рисования, создания коллажей или собирания мозаик, и до занятия танцами и игрой на музыкальных инструментах. Благодаря арт-терапии человек отвлекается от тяжелых внутренних переживаний. Занимаясь такими неторопливыми, успокаивающими занятиями, человек вновь находит гармонию с собой и мыслями, а психическое состояние определенно улучшается.

Результаты арт-терапии особенно проявляются при лечении людей, переживших сильный стресс, например попавших в автомобильные аварии. Таким людям сложно рассказывать о пережитых событиях, поскольку они вызывают болезненные воспоминания. Арт-терапия помогает таким людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими людьми.

Арт-терапия: раскраски-антистресс

Во всех книжных магазинах встречаются раскраски с симметричным либо повторяющимся узором, иначе они называются «раскраски-антистресс». Они как раз – простой способ арт-терапии, поскольку не требуют каких-либо специальных навыков у пациента. Человек, сосредотачиваясь на раскрашивании такого рисунка, достигает состояния медитации. Главной задачей является не раскрашивание рисунка. Сам процесс рисования помогает достичь необходимого эффекта.

Плюсами арт-терапии с помощью раскрасок являются:

1) Такие раскраски можно приобрести во всех магазинах;

2) Минимальные финансовые затраты;

3) Раскрашивать раскраски-антистресс можно где угодно (в отличие от занятий танцами);

4) Они подходят всем пациентам, независимо от вида заболевания;

5) Людям без психологических заболеваний, раскрашивание тоже принесет положительный эффект.

В России в августе 2015 года стартовала серия журнала «Арт-терапия», разработанная специально для людей, регулярно занимающихся арт-терапией.

Арт-терапия для пожилых людей

Пожилые люди после выхода на пенсию теряют смысл жизни: работать уже нельзя, а свободного времени появляется много. В результате каждый второй из них способен впасть в депрессию, вследствие чего развиваются психологические заболевания, присущие людям преклонного возраста. Чтобы не допустить подобного, врачами рекомендуется арт-терапия для пожилых людей.

В Европе популярны кружки для пожилых людей, которые были созданы с целью объединения одиноких пожилых людей. Через совместное взаимодействие в процессе творчества происходит положительная динамика психологического состояния стариков.

В 21 веке подобные кружки появились в России. В этих заведениях пенсионеры занимаются такими видами творчества, как:

Пение (улучшает память и укрепляет дыхательную систему);

Лепка из глины, пластилина или теста (полезна для внимания);

Рукоделие: бисероплетение, вышивание, макраме, шитье, скрапбукинг (улучшает память);

Рисование (развивает мелкую моторику);

Танцы (становится лучше чувство равновесия, что предотвращает дальнейшие сильные падения).

Занимаются с пенсионерами волонтеры или специально обученные люди. Занятия чаще всего проходят на свежем воздухе – в парке или на берегу реки.

Методы арт-терапии

1. Изотерапия

Изотерапия – это метод выражения чувств и эмоций через рисунок. Она – самый распространенный метод арт-терапии. Рисунок должен выполняться красками. Врачи рекомендуют использовать краски различного вида: акварель, гуашь, пальчиковые, масляные или даже использовать вместо красок кофейную гущу. Понадобиться палитра для смешивания красок, бумага стандартных форматов (А4 или А5), предпочтительно акварельная. Кисти используются любые. В рисунке можно чередовать фломастеры и карандаши.

2. Фототерапия

Данный метод арт-терапии применяется психологами достаточно часто. Фотографии вызывают у человека воспоминания и ассоциации, которые способны восстановить память, справиться со стрессом, повысить уверенность в себе или улучшить отношения в семье и с близкими людьми. К врачу человек приносит фотографии из своего личного архива: с друзьями, семьей, животными или значимыми событиями в своей жизни. Врач внимательно следит за реакцией пациента и дает ему свои рекомендации. Фототерапия позволяет пациенту посмотреть на ситуацию под разными углами зрения и сделать определенные выводы. Врач натолкнет пациента на правильный с его точки зрения выход из проблемы.

3. Сказкотерапия

Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Такой метод применяется в основном для детей, поскольку им проще воспринимать реальный мир через выдуманный. Если ребенку вовремя рассказать правильную сказку, проведя параллели, например с животными, то на подсознании он спроецирует произведение на свою ситуацию. Это позволит ему раскрыться и отвлечься от своей проблемы.

4. Песочная терапия

Заключается в создании картин либо лепки фигурок с помощью песка. При взаимодействии с песком у пациентов развивается мелкая моторика пальцев, что хорошо влияет на общее состояние организма в целом.

5. Лепка из глины или пластилина

Глина и пластилин используются в арт-терапии. Для взрослых или подростков больше всего подходит глина, а для детей – пластилин. Лепка как метод арт-терапии помогает налаживанию отношений между родителями и детьми. Из глины лепят образы, которые олицетворяют проблему пациента: чувства, настроение, предмет проблемы или болезнь. Образы в процессе лепки трансформируются в другие, что позволяет в дальнейшем решить проблему. Арт-терапия с помощью пластилина лучше визуализирует образы, поскольку пластилин бывает разных оттенков, а определенные цвета вызывают у человека свои чувства и ассоциации. Арт-терапия с цветным пластилином благодаря этому становится эффективнее, чем с глиной.

Арт-терапия в работе с детьми

Восприятие мира ребенком происходит через определенные образы, поэтому дети активно занимаются творчеством, читают сказки и играют. Дети лучше воспринимают мир через образы, нежели взрослые, поэтому арт-терапия эффективна при работе с детьми. Они чувствуют себя комфортно, несмотря на те психологические приемы, которые применяет врач.

В отличие от взрослых, дети не стесняются заниматься творчеством и делают это с удовольствием.

Врачи выделяют следующие плюсы в арт-терапии в работе с детьми:

1) Ребенок получает удовольствие от процесса;

2) Не обязательно обладать специальными художественными навыками;

3) Совместное рисование/пение/лепка с другими детьми развивает навыки общения и в дальнейшем у ребенка не возникает проблем с взаимодействием с другими людьми в социуме;

4) Арт-терапия выявляет творческие способности у ребенка;

5) Развиваются внимание, мышление.

У ребенка тогда формируется представление о том, что необходимо доводить начатое дело до конца. Это сделает ребенка более терпеливым и усидчивым.

Арт-терапия для беременных

Беременность это самый ожидаемый жизненный этап каждой девушки или женщины. Из-за изменения гормонального фона, психическое состояние беременной женщины находится в шатком состоянии. Иногда состояние настолько уязвимо, что может повлечь депрессию или нервные срывы. Страх перед родами накладывает также существенный отпечаток на настроении женщины. Психологи рекомендуют прибегать к арт-терапии для беременных.

Многие курсы для беременных включают в свою программу арт-терапию. Если женщина ранее не занималась творчеством, то ей лучше будет начать это делать в группе и под руководством профессионалов. В противном случае женщина, начавшая занятия самостоятельно, в случае неудачи способна нанести вред своему здоровью. Каждый человек, начинающий реализовываться новым делом, расстраивается, когда у него что-либо не получается. В случае с расстройство окажется скорее всего серьезным.

Занятия арт-терапией рекомендованы не только для беременных женщин, но и для молодых мамочек. После рождения ребенка жизнь превращается в рутину, поэтому молодой маме будет полезно отвлекаться от повседневных дел на шитье, вязание или другое рукоделие. Таким образом, женщина не только не будет уставать, но и будет отдыхать эмоционально от новой роли.

Арт-терапия: книги

Понять тонкости арт-терапии невозможно без прочтения специальной литературы. Арт-терапия – мощное средство, воздействующее на психику человека, поэтому к применению арт-терапии необходимо подходить с осторожностью и внимательностью. Неправильное применение психологических приемов способно нанести вред здоровью. Для полного и подробного изучения возможностей арт-терапии можно приобрести специальные издания или найти их в «Интернете».

Все книги по арт-терапии делятся на 2 блока:

1) Книги, описывающие непосредственно сам процесс творчества. В них содержится описание различных видов творчества и их влияние на организм конкретного человека в зависимости от пола, возраста и психологического состояния. Можно самостоятельно определить метод арт-терапии, который подойдет конкретному человеку.

2) , описывающие арт-терапию как направление в психологии. Они больше подойдут для психологов и лиц, педагогов и иных людей, применяющих данное направление в своей работе. В этих трудах можно ознакомиться с данными научных исследований, статистической информацией, а также более углублено изучить воздействие творческого процесса на организм человека.

Оба эти направления книг по арт-терапии будут полезны для людей разных профессий и возрастов.

8 февраля 2014

Многие думают, что с выходом на пенсию, полноценная жизнь, если не заканчивается совсем, то переходит в свою завершающую стадию, которая называется одним простым словом - старость . В официальной медицине существует даже термин, обозначающий это состояние. Медики называют его пенсионной болезнью . Отчасти, они правы, ведь люди, привыкшие трудиться и заниматься воспитанием детей, становясь полноправными пенсионерами, не только теряют привычный круг общения, но и жизненные ориентиры, что не лучшим образом сказывается на их состоянии.

Человек, живущий в определённом ритме, после выхода на заслуженный отдых, чувствует себя невостребованным и ненужным для общества. У него появляется масса свободного времени, и он не знает, как им правильно распорядиться и чем заполнить эти достаточно продолжительные временные интервалы. Хандра, бессонница, излишняя нервозность и быстрая утомляемость - это верные спутники пожилого человека. Оказавшись один на один со своими страхами и сомнениями, человек просто теряет смысл жизни, постепенно дряхлеет, утрачивает все ранее приобретённые профессиональные навыки, а свою жизнь он называет «бесцельным существованием». Можно ли избавиться от этих ощущений? Безусловно!

Объявляем войну инертности и безделью


Европейские психологи давно используют арт-терапию для решения проблем пенсионеров. В России данная методика является относительно молодым способом лечения и реабилитации пожилых людей. В чём её суть? Кружки и клубы по интересам, в которых люди преклонного возраста занимаются различным творчеством, считаются лучшим лекарство от старости. Занятия, направленные не только на заполнение свободного времени и душевной пустоты, но и на развитие личности, провоцируют у человека и жажду созидания, и желание жить.

Люди, объединённые общими интересами, тесно общаются между собой. Они больше не чувствуют себя одинокими и ненужными, а род деятельности, которой они занимаются, помогают сохранить не только хорошую физическую форму, но и интеллектуальную, что очень важно для профилактики некоторых не очень приятных заболеваний. Благодаря таким объединениям, можно не только развить свои таланты, но и приобрести абсолютно новые знания и умения. К примеру, пребывая в преклонных летах, есть шанс научиться танцевать краковяк или освоить азы стихосложения.

Виды творческих занятий



Рукоделие. Любой специалист знает, что мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность, следовательно, вышивание, вязание или бисероплетение очень полезно не только для рук, но и для головного мозга. К рукоделию также относятся и другие виды занятий: художественная лепка, резьба по дереву и камню и т.д.

Рисование. Это прекрасный способ самовыражения, способствующий укреплению нервной системы и памяти, позволяющий избавиться от переживаний и стрессов. Пейзажная живопись - это наилучшая разновидность рисования, ведь продолжительное пребывание на свежем воздухе вкупе с творчеством даёт двойной эффект.

Пение. Занятия вокалом, совместные репетиции и выступления на публике - это может вызвать интерес у тех, кто никогда не пел в хоре. Конечно, чтобы солировать, необходимы определённые данные, но быть участником хорового коллектива может каждый. Когда человек поёт, то происходит вентиляция лёгких, работают мышцы живота, и поднимается настроение. Более того, укрепляется память (ведь тексты песен нужно знать наизусть), а ни о каких депрессивных настроениях не может быть и речи.

Танцы.
Всякий, кто желает, чтобы его мышцы всегда были в тонусе, может смело записываться в танцевальный кружок, ведь лёгкая физическая нагрузка очень полезна для людей пожилого возраста.

Литературная гостиная. Примерно под таким названием создаются клубы любителей поэзии и прозы. «Литераторы» активно обсуждают чужие произведения и выносят на суд слушателей свои. Такие занятия способствуют не только общему развитию, но и заставляют мозг работать. Одним словом - «не позволяй душе лениться…».

Великая сила искусства


Творчество лечит. Этот факт неотрицаем. Когда перед человеком ставится творческая задача, и он её старательно выполняет, то происходит активация зон головного мозга, которые ранее не были задействованы. Зоны, использовавшиеся ранее, активизируются ещё больше, что приводит к ускорению биохимических реакций в организме и улучшению общего состояния. Следовательно, арт-терапия не только помогает продлить годы жизни, но и сделать их более яркими и насыщенными событиями.

Арт-терапия – сравнительно новый метод помощи людям, основанный на позитивных эмоциях, возникающих при занятиях творчеством. В общем смысле подразумеваются все виды искусства: начиная от танцев и завершая драматургией, однако в медицинских кругах под этим понятием часто подразумевают рисование. Арт-терапию используют как вспомогательный метод во время реабилитации после инфаркта или инсульта, а также иных тяжелых недугов. Она помогает стабилизировать психологическое состояние больного, раскрыть его творческий потенциал, быстрее восстановиться после тяжелого недуга. Сегодня мы поговорим о значении терапии искусством в жизни пожилых людей.

Задачи арт-терапии

Разница между обычным рисованием и арт-терапией состоит не только в том, что ее проводит специалист – суть в постановке определенных целей. Основные задачи этого вида лечения:

  • активизация мозговой деятельности;
  • нейтрализация последствий стрессов и избавление от подавленности, щемящего чувства тоски и одиночества;
  • адаптация пожилых людей к новым условиям (жизнь после инсульта или инфаркта, смена места проживания и т. д.);
  • как дополнительное средство, направленное на усиление эффекта от приема медикаментозных препаратов.

Каждое занятие проводит опытный психолог, способный учесть интересы пациентов и направить их творчество в нужное русло. На коллективных тренингах пожилые люди не только рисуют – они обсуждают картины, общаются на разные темы. Благодаря свободной и приятной атмосфере каждый участник занятия полностью раскрепощается, он оживает, словно цветок, который после долгой засухи попал под дождь.

Техники арт-терапии

Лечение творчеством особенно популярно за рубежом, собственно, они и пришли в Россию из других стран. Сегодня это направление активно развивается, есть много эффективных методик, выбор которых специалист осуществляет с учетом индивидуальных особенностей пациентов. Среди многих вариантов особенно популярны следующие техники:

  • мастер-классы – на них пожилые люди под руководством наставника занимаются творчеством, они пишут картины, делают украшения из бисера или иные вещицы;
  • посещение выставок, спектаклей, совместные походы на культурные мероприятия с их последующим обсуждением;
  • драматургия – участие в спектаклях доставляет пожилым людям огромное удовольствие, они вживаются в образ, получая возможность публично проявить свой творческий потенциал.

Сегодня дома престарелых и пансионаты организовывают занятия арт-терапией и достигают невероятных результатов. Порой это оказывается переломным моментом в жизни некоторых стариков – у них открывается второе дыхание, они вновь ощущают, насколько прекрасна жизнь. Естественно, это позитивно сказывается и на эмоционально-психологическом состоянии, и на физиологическом.

Во многих подмосковных пансионатах устраивают показательные концерты, на которых пожилые люди поют и танцуют, декламируют стихи. Особый интерес представляют выставки творчества стариков – здесь и мини-скульптуры из пластилина, удивительные рисунки, а также поделки из подручных материалов: шишек, коряг и прочих. Проведение занятий по арт-терапии практически всегда доверяют опытным психологам, способным подобрать «ключ» к каждому пациенту.

Результаты арт-терапии

Творческая терапия позволяет переключить внимание пожилого человека на хобби – в результате он на какое-то время забывает о проблеме, полностью погрузившись в процесс созидания. Позитивные эффекты:

  • стимуляция интеллектуальной активности;
  • развитие мелкой моторики – после нескольких занятий движения пальцев становятся более уверенными;
  • улучшается память.

Оптимальный формат мастер-классов – групповые. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте люди остро ощущают дефицит общения. Разговоры с единомышленниками идут только на пользу – в этом можно убедиться, взглянув на воодушевленные лица стариков во время тренингов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная тренинговая Программа арт-терапевтических занятий для людей пожилого возраста «Познай себя и свой творческий потенциал» предназначена для получателей социальных услуг Комплексного центра социального обслуживания населения Приморского района, отделения по обслуживанию граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного социального жилого фонда.

Увеличение количества людей пожилого возраста характерно для Санкт-Петербурга. Общая численность населения города – четыре с половиной миллиона человек, один миллион составляют пожилые люди, то есть, почти каждый четвертый человек в Санкт-Петербурге уже достиг пенсионного возраста.

Такая ситуация типична не только для Санкт-Петербурга, но и для других городов. Повышение качества жизни пожилых людей, создание условий, обеспечивающих активную, продолжительную жизнь людей пожилого возраста – важная задача общества.

Понятие «качество жизни» (в отличие от «уровня жизни», определяющего материальное благосостояние) характеризуется отсутствием серьезных психологических проблем, свободой от психологических стрессов повседневной жизни, наличием разнообразных возможностей для повышения уровня образования и культуры, доступностью информации, развитым чувством собственного достоинства личности.

На практике мы сталкиваемся с тем, что пожилые люди, которые вышли на пенсию и чувствуют в себе силы развиваться, приносить пользу обществу, вынуждены доживать свою жизнь на весьма скромную пенсию. Сейчас при Центрах социального обслуживания работают не только отделения оказывающие помощь пенсионерам, утратившим способность к самообслуживанию, но и отделения, работающие с так называемыми «активными пенсионерами». Не так давно в центрах открылись и отделения экстренной психологической помощи, которые призваны формировать психологическую культуру и укреплять психическое здоровье пожилых людей.

Тренинговая Программа арт-терапевтических занятий для людей пожилого возраста «Познай себя и свой творческий потенциал» является актуальной в реалиях современности, так как среди всех факторов, влияющих на удовлетворенность человека жизнью в любом возрасте, самым важным считается здоровье. Ухудшение здоровья приводит человека к ощущению бесполезности и беспомощности. Неудивительно, что в пожилом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной: наблюдаются физиологические изменения организма, снижение сенсорных функций. И в тоже время, решение возрастных задач: осмысления жизненного пути, помощи в воспитании внуков, передачи накопленного опыта требует физических и энергетических затрат. Как видно из вышесказанного, очень трудно совместить важную задачу зрелого возраста (подведение жизненных итогов) с обстоятельствами жизни большинства пенсионеров.

Разработанная Программа имеет определённую направленность.

    Образовательная направленность Программы. Программа нацелена на ознакомление с методами самопрезентации, приёмами творческой работы и работы в технике арт-терапии, раскрытие внутреннего потенциала участников. Оказание помощи в познании себя и своих потребностей.

    Развивающая направленность Программы. Программа способствует развитию положительной мотивации и заинтересованности занятиями, умению работать в команде, чувственного и невербального контакта с окружающими. А также, установлению коммуникативного и интерактивного общения, развитию творческого потенциала участников, навыка слышать себя и выявлять собственные потребности, навыка в познании внутреннего мира себя и окружающих, навыка релаксации. Развивает способность находить выход из конфликтной ситуации, желание вступать в дружеское взаимодействие.

    Воспитательная направленность Программы. Программой предусмотрено снятие нервно-психического напряжения с помощью методов и техник арт-терапии, воспитание желания работать в группе. Выработка у участников желания быть счастливыми.

Новизна программы заключается в успешном сочетании нескольких арт-терапевтических техник, позволяющих участникам познать свой внутренний мир, раскрыть творческий потенциал, установить коммуникативное и интерактивное общение. Развить способность находить выход из конфликтных ситуаций, желание вступать в дружеское взаимодействие инаучиться работать в группе.

Целесообразность Программы в том, что людям пожилого возраста достаточно сложно рассказывать о своих переживаниях, поскольку они вызывают болезненные воспоминания. Занятия, построенные на основе арт-терапевтических техник, помогут пожилым людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими их людьми. Такие групповые занятия помогают пенсионерам сконцентрироваться на своих телесных ощущениях и через это обратиться к своим внутренним душевным процессам, аккумулировать свой жизненный опыт, способствуют принятию себя и своего жизненного пути.

Формы и методы деятельности, на занятиях, являются увлекательными, так как раскрывают творческий потенциал человека, комфортными, так как налаживают коммуникативные способности участников.

Учебно-тематический план занятий

Таблица 1

п/п

Тема занятия

Количество занятий

Коллажирование «Сочувствие»

Итого: 1 0 занятий. Одно занятие длится от 1 часа до 1 часа 30 минут

Таблица 2

п/п

Тема занятия

Количество занятий / минут

практика

Картина из пластилина «Моё настроение»

Мандала «Моё состояние здесь и сейчас»

Картина из атласных цветов «Будем знакомы»

Рисунок на крахмале «Мой мир»

Коллажирование «Сочувствие»

Тканевая арт-терапия. Техника «Платочная коммуникация».

Солевая изо-терапия «Конфликтные ситуации»

Сказкотерапия «Сказка апельсиновые друзья»

Музыкотерапия «Мой идеальный мир»

Эспресс топиарий из салфеток «Дерево счастья»

Итого занятий: 10

Время 750 мин.

1 занятие длиться от 1 часа до 1 часа 30 минут

Таблица 3

Методическое обеспечение программы:

Тема занятия

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Методический материал

Материально техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Картина из пластилина «Моё настроение»

Групповая, индивидуальная

Беседа, рассказ, демонстрация,

Наглядное пособие

Маркеры, плакаты, плотный белый картон, доска для лепки, простые восковые карандаши, салфетка, палитра, стакан для рисования, кисточка, акриловые краски, пластилин.

Релаксация, рефлексия, выставка работ

Мандала «Моё состояние здесь и сейчас»

Групповая, индивидуальная

Информационное сообщение, самостоятельная деятельность

Наглядное пособие, шаблоны

Шаблоны, ножницы, клей, цетные карандаши.

Рефлексия

Картина из атласных цветов «Будем знакомы»

Групповая

Пояснение техники, демонстрация, самостоятельная деятельность

Наглядное пособие, шаблоны

картина репродукции

Атласные ленты, украшения, фетровые заготовки, рамка з подложкой, белый картон, клей «Титан»

Рефлексия, презентация картины

Рисунок на крахмале «Мой мир»

Групповая, индивидуальная

Пояснение техники, самостоятельная деятельность

Наглядное пособие

Крахмал, вода, акриловые и акварельные краски, зубочистки.

Релаксация, рефлексия

Коллажирование «Сочувствие»

Групповая

пояснение техники, самостоятельная деятельность

Наглядное пособие, шаблоны

картина репродукции,

Зёрна кофе, рамка с подложкой, ткань, мешковина, акриловый лак, кисть, жгут, булавки.

Рефлексия,

презентация коллажа

Тканевая

арт-терапия.

Техника «Платочная коммуникация».

Групповая,

Пояснение, самостоятельная деятельность

Наглядное пособие

Шёлковые платки или парэо (по количеству участников)

Рефлексия

Солевая изо-терапия «Конфликтные ситуации»

Групповая, индивидуальная

Рассказ, демонстрация,

пояснение техники, самостоятельная деятельность

Наглядное пособие, шаблоны

Соль, краситель для теста, белый картон, клей-карандаш, ступка (по количеству участников).

Рефлексия, выставка работ

Сказкотерапия «Сказка апельсиновые друзья»

Групповая

самостоятельная деятельность

Наглядное пособие

Листы А4, карандаши.

Рефлексия

Музыкотерапия «Мой идеальный мир»

Групповая

Беседа, рассказ,

самостоятельная деятельность

Наглядное пособие, музыкальное сопровождение

музыкальные инструменты

Релаксация, рефлексия

Эспресс топиарий из салфеток «Дерево счастья»

Групповая

Демонстрация,

пояснение техники, самостоятельная деятельность

Наглядное пособие, шаблоны

Кашпо, кабель канал, газета, салфетки, алебастр, клей пистолет, ножницы, стиплер, декоративная лента и бусинки.

Релаксация, рефлексия, презентация «Дерева счастья»

Занятие 1. Картина из пластилина «Моё настроение»

Цель занятия: знакомство с участниками, установление коммуникативного и интерактивного общения, выяснения ожиданий и опасений участников, снятия эмоционального напряжения, развитие творческого потенциала. Самопрезентации.

Вводная часть

Информационное сообщение: «Цель и задачи наших тренинговых занятий».

Ведущий знакомит участников с целями и задачами групповой работы. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены.

Процедура знакомства: участники называют свои имена и высказывают свои опасения и ожидания относительно предложенной формы работы, сообщают определенную информацию о себе, ведущий предлагает участникам написать на бейджике свое имя или то, как бы они хотели, чтобы их называли в группе. Прикрепить бейджик на груди.

Основная часть занятия

Упражнение «Дерево цели»

Цель: определить условия эффективной деятельности группы, предпосылки успешной работы в группе.

Оборудование: маркеры, плакаты.

Ход упражнения:

а) ведущий задает вопрос: «Чего я жду, на что надеюсь, принимая участие в этой группе?», «Что мне в себе нравится, а что мешает комфортно и уверенно чувствовать?», «Что для этого нужно?»;

б) участники разбиваются на микрогруппы (по 2 человека) и пытаются закончить предложения на тему: «Я в группе... Доверие в группе», «Чувствую себя уверенно, потому что...»: Что меня смущает... Что для этого необходимо сделать?

Творческая работа: Картина из пластилина «Моё настроение»

Цель: сплочение коллектива. Способствовать эмоциональному раскрытию личности, развитию творческого потенциала и коммуникативных способностей через создание картины из пластилина.

Оборудование: плотный белый картон, доска для лепки, простые восковые карандаши, салфетка, палитра, стакан для рисования, кисточка, акриловые краски, пластилин.

Ведущий предлагает всем участникам необычным способом рассказать о том, с каким настроением каждый из них пришёл в группу. Для этого он демонстрирует оборудование и сообщает, что на занятии каждый сможет создать картину, которая будет символизировать его настроение. Картина будет нарисована, не только красками, а ещё и пластилином.

Техника, с помощью которой будут созданы наши картины, называется «Пластилинография». Пластилинография - это рисование объёмных картин при помощи мягкого воскового пластилина с использованием дополнительных материалов.

Для работы нам понадобиться плотный белый картон, доска для лепки, простые восковые карандаши, салфетка, палитра, стакан для рисования, кисточка, акриловые краски, пластилин.

Ведущий предлагает участникам взять белый картон и простым карандашом прорисовать своё настроение.

После завершения прорисовки объясняется техника работы с пластилином.

Для фона, вы можете использовать акриловые краски, если это вам необходимо. Хочу отметить, что акриловая краска, после высыхания, приобретает глянцевую поверхность. Это является необходимым для того, чтоб пластилин легко прилипал и хорошо держался. Для рисования пластилином мы используем такие же приёмы, как и при лепке из пластилина: смешивание, прижатие, надавливание, размазывание.

Преимущество акриловой краски вы сможете оценить в том случае, если вы наложили пластилин, и Вам не понравилось, то при помощи стека вы можете всё легко исправить и продолжить работу.

Если Вам необходимо вдавить какую либо деталь, для этого используйте восковой карандаш. Всё объяснение сопровождается показом. Ведущий рисует пластилином своё настроение.

Участники приступают к работе после объяснения техники рисования пластилином.

После завершения работы, ведущий предлагает каждому участнику продемонстрировать свою картину из пластилина – «Моё настроение» и продолжить фразу «Моё настроение сегодня …. Потому, что …».

Заключительная часть

Рефлексия

В конце занятия ведущий предлагает участникам вспомнить, что было на занятии. Задает вопросы:

    Интересной ли была для вас работа?

    Какие чувства вы испытывали во время занятия?

    Способствовала ли творческая работа улучшению вашего настроения?

Все участники становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий объясняет правило упражнения. Сейчас, лёгким нажатием руки своего соседа, я поделюсь с ним своей энергией. Как только вы получите импульс от своего соседа, сразу же передайте таким же способом немного своей энергии соседу, который стоит от вас по другую руку.

После завершения передачи импульса все прощаются.

Занятие 2. Мандала «Моё состояние здесь и сейчас»

Цель занятия: разработка правил работы группы для эффективного ее функционирования. Создание в группе атмосферы доверия, которая будет способствовать свободному выявлению чувств и поможет осознать их. Формирование положительной мотивации и заинтересованности занятием.

Вводная часть

Упражнение «Моё имя означает?»

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет свое имя (рассказывает о себе и о своем имени).

Пластический этюд «Согреем друг друга лучами добра»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение интеграции и сплоченности членов группы.

От нежных имен тепло, словно от солнца. Мне кажется, что каждый из нас стал похож на яркое солнце. Давайте согреем друг друга лучами – ладонями. (Участники ласково касаются друг друга ладонями).

Основная часть занятия

Упражнение «Правила работы группы»

Цель: выработать правила работы группы для эффективного ее функционирования.

Оборудование: маркеры, скотч, плакат «Наши правила».

Ход упражнения: на предыдущем занятии мы пытались определить, что нужно, для того, чтобы вы комфортно чувствовали себя в группе, могли принимать активное участие в её деятельности. Попробуем на основе выделенных предпосылок успешной работы в группе сформулировать свои правила.

Ориентировочные правила:

    Добровольность и активность. Не хочешь – не делай.

    Не перебивай. Каждый хочет быть услышанным.

    Честность, правдивость.

    Конфиденциальность.

    Здесь и теперь.

    Обсуждай действие, а не личность, и только то, что происходит в группе теперь.

    Не оценивай.

Индивидуальная работа. Мандала «Моё состояние здесь и сейчас»

Данный метод является не только коррекционным, но и диагностическим. Именно с помощью мандал психолог может не только определить состояние каждого участника, но и помочь им закрепить достигнутого результата. Мандалы – это мощный инструмент диагностики и психотерапии. Поможет наладить диалог каждого участника со своим бессознательным.

Художественное творчество наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоционального состояния. С помощью нашей работы вы сможете более полно познать себя. Метод Мангалатерапии позволит вам работать с собой.

Ведущий предлагает участникам изобразить своё состояние в настоящее время в круге, в образах и цветах именно так как они себе его представляют и чувствуют.

А для этого, выберите из палитры всех карандашей три цвета, которые на ваш взгляд импонируют вам больше всего, то есть самые приятные для вас. И этими темя цветами в круге создайте некий рисунок, который будет отображать: Вас, желаемые ваше состояние и препятствия, которые мешают приобрести желаемое состояние. Вы можете рисовать символически.

А теперь необходимо после создания трёх образов дорисуйте схематично некую жизнь, которая бурлит вокруг этих трёх образов (какие-то события, какие-то ситуации, люди, встречи). Всё необходимо изобразить схематично. Просто рисуйте, даже если в данный момент вы и не понимаете на что это похоже. Ваше бессознательное заговорит с вами языком образов и символов. Чем больше символизма, тем больше понимания.

Участники работают.

А теперь посмотрите внимательно на свой рисунок. На что это похоже? Что это за мир? Как бы вы его назвали? Что это?

Посмотрите, в вашей мандале есть, что-то важное и уникальное. Этот рисунок несёт в себе важную информацию. Ваше бессознательное включилось в работу и говорит вам про ресурс, благодаря которому вы сможете преодолеть любые преграды на пути к своему хорошему самочувствию.

Посмотрите на рисунок и выделите какой-то элемент или деталь, которая будет символизировать ваш ресурс или ваше качество, уникальную способность, талант.

Может на данный момент, вы и не понимаете, как именно это должно проявиться в вашей жизни, но есть в вашем рисунке нечто важное. Выделите эту часть для себя и обведите ярким цветом.

А теперь напишите для себя: «Что транслирует эта часть? Что символизирует? О, чём она вам говорит?».

Ваша задача сейчас будет заключаться в следующем. Приготовьте, пожалуйста, сейчас второй лист бумаги с кругом и положите его справа от себя.

Теперь мы возвращаемся к первой работе и обведённую вами часть, ресурсную часть, вам необходимо выделить из работы (аккуратно вырвать или вырезать). После того, как вы выделили ресурсную часть из Мандала, перенесите её на чистый лист и расположите по центру. Кто хочет, может приклеить её.

Теперь разорвите первую мандалу, а на второй вам необходимо создать образ хорошего самочувствия, который должен выходить из состояния центрального образа. Где будет этот образ относительно центральной части? И, что будет происходить вокруг вас, когда ваш центральный образ подружиться с вашим хорошим состоянием. То есть сейчас мы создаём мандалу взаимодействия ресурсного образа с желаемым самочувствием. На данном этапе работы вы можете использовать все цвета.

Участники работают.

Посмотрите на свою работу. Выразите ей огромную благодарность, за то, что она появилась в вашей жизни. И дайте ей нежное имя.

Это ваш ключ к преодолению преград на пути к успеху.

Если бы ваша работа могла бы выразить вам свою благодать и передать внутренний посыл, дать рекомендацию или совет. Чтоб она сказала?

Ответы участников.

Это и является вашим внутренним посылом, вашим благополучием. Послушайте ваше сердце, что говорит Вам ваша работа? Помните, это сказано вашим бессознательным и должно быть воплощено в жизнь для улучшения своего состояния.

Заключительная часть

Рефлексия

    Получили ли вы вдохновение от своей мандалы?

Занятие 3. Картина из атласных цветов «Будем знакомы»

Цель занятия: Продолжать формировать навыки коммуникативного общения и работы в группе. Снятие эмоционального напряжения, развитие творческого потенциала участников.

Вводная часть

Упражнение «Комплименты для товарища»

Упражнений выполняется по кругу. Участники, называя соседа по имени, говорят ему комплимент.

Ведущий предлагает участникам познакомиться со всеми, кто присутствует на занятии, поближе.

Основная часть занятия

Творческая работа. Картина из атласных цветов «Будем знакомы»

Ведущий предлагает участникам создать общую картину из атласных лент, которая будет иметь название «Будем знакомы».

Сейчас вам будет представлена техника канзаши из атласных лент. Вам представиться возможность научится делать цветок из атласных лент.

Ведущий предлагает ознакомиться с представленной техникой.

Нам понадобиться атласная лента шириной 2,5 см. и длинной примерно около метра. Ленту берём изнанкой к себе и заворачиваем под прямым углом, опускаем вниз и свободный край заворачиваем под низ – это будет первый лепесток. Нанизываем лепесток на иголку с ниткой. Дальше ленту поднимаем вверх, опускаем вниз, поворачиваем направо и налево с внутренней стороны – это второй лепесток. Так же нанизываем его на иголку с ниткой. Продолжаем по всей длине ленты. Лишний остаток ленты обрезаем и обрабатываем спичками. Далее сшиваем наш цветочек. Края лент заворачиваем вовнутрь. Расправляем наш цветочек, наклеиваем украшение на серединку, а с обратной стороны приклеиваем кружочек из фетра для того, чтоб удобней было приклеить цветок на плоскость для создания картины.

Для того чтоб приступить к работе, вам необходимо закрыть глаза и подумать с каким именно из цветов вы себя ассоциируете. А теперь откройте глаза и возьмите ленту того цвета о котором подумали и, который для вас кажется вашим отражением в зеркале. Если вы видели себя в свете нескольких цветов, тогда и лент возьмите ровно столько и таких цветов, с которыми провели ассоциацию.

Участники выбирают ленты для работы.

Теперь можете приступать к созданию цветка из атласа, который выбрали. Те, у которых несколько лент, должны сделать именно такое количество цветов.

Участники создают цветы.

Теперь я предлагаю Вам очень внимательно посмотреть на всех участников и определить себя рядом с тем человеком, с которым вам комфортно. Ваш цветок будет на картине рядом с цветком этого участника группы, но только в том случае если на плоскости место тоже будет вам подходить.

Все участники располагают и закрепляют свои цветы. Общая картина создана.

Заключительная часть

Упражнение «Не спеши, но помни»

Ведущий предлагает нарисовать «цветок дружбы» ромашку. Рисуя каждый лепесточек, проговаривайте такие слова, чтобы доказать, что каждый из вас - настоящий друг, например:

    Я стараюсь быть честным с другом.

    Если нужно, я всегда помогаю другу.

    Я помню все хорошо и стараюсь забыть плохое.

А теперь подарите свои цветочки тому, кому хотите сделать подарок.

Рефлексия

А теперь, я попрошу вас ответить на несколько вопросов по кругу.

    Было ли интересным для вас занятие и данная техника создания картины?

    Какой цвет вы выбрали для своего цветка? Почему?

    Удалось ли вам поместить свой цветочек в комфортном для вас месте?

    Если нет, то почему?

    Какие чувства испытывали во время создания общей картины?

Занятие 4. Рисунок на крахмале «Мой мир»

Цель занятия: Созданиепсихологически непринужденной атмосферы в группе. Раскрытие внутреннего потенциала участников. Развитие навыка слышать себя и выявлять собственные потребности.

Вводная часть

Упражнение «Давайте поздороваемся»

В начале упражнения ведущий говорит о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных.

Участникам предлагается поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, носом, щекой, предложить свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия.

Основная часть занятия

Арт-терапия Рисунок на крахмале «Мой мир»

Перед вами разведённый крахмал на блюде. Для рисования необходимо взять зубочистку выдавливаем акриловую краску (гуашь), которая созвучна с нашим внутренним миром. Так как сегодня каждый из вас будет рисовать картину по теме «Мой мир». Прислушайтесь к своему внутреннему миру и начинайте рисовать. Можете смешивать цвета для получения новых оттенков. Ведите по крахмалу туда, «куда зовёт рука». Вода очень легко воспринимает ваши движения, а внутри густой крахмал. Можете поиграть водой и ваш рисунок будет изменяться. Рисуйте зубочисткой так, как будто у вас в руках кисть.

Данная техника позволит каждому из Вас стать художником.

Выбирая цвета для прорисовывания, прислушайтесь к себе.

Заключительная часть

Релаксация (звучит музыка)

Закройте глаза возьмите в руки ваш рисунок и прислушайтесь к своему внутреннему состоянию. Вы можете делать движения руками под музыку или передавать движениями своё внутреннее состояние. Что сейчас у вас в душе? Вам хорошо и спокойно? Вы отдыхаете или трудитесь?

Лёгкий и нежный ветерок дует вам в лицо. Вы чувствуете себя счастливым человеком? Полны ли вы энергии. Прислушайтесь к себе. Сделайте последнее движение руками. А теперь откройте глаза. Посмотрите на свою картину. Изменилась она или нет? Что теперь вы видите в своём рисунке?

Рефлексия

    Получили ли вы вдохновение от рисования?

    Было ли интересным для вас сегодняшнее занятие?

    С каким настроением вы уходите?

Занятие 5. Коллажирование «Сочувствие»

Цель занятия: Формирование навыка релаксации. Развитие сочувствия участников к себе и окружающим. Развивать желание вступать в дружеское взаимодействие.

Вводная часть

Упражнение «Чашка доброты»

Участники под музыку для релаксации выполняют задания ведущего.

Устройтесь удобно, закройте глаза, дышите спокойно, ровно, глубоко. Расслабьтесь. Представьте перед собой лист белой бумаги, а на нем свою любимую чашку. Разрисуйте мысленно ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите чашку. Наполните ее до краев любимым напитком. А теперь представьте еще одну чашку, пустую, и отлейте в нее. А рядом еще пустая... И еще... Отлейте во все чашки своего любимого напитка. А теперь загляните в свою чашку. Она опять полная! Что с ней случилось? Эта чашка стала особенной очаровательной. Ведь она наполнилась вашей добротой. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажем: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Обсуждения. Закончив упражнение, участники рассказывают о том. Какие чашки видели, обмениваются мнениями, почему чашка всегда наполнялась.

    Почему чашка каждый раз становится полнее, хоть вы из нее отливали в другие чашки?

Основная часть занятия

Сегодня мы будем составлять с вами необычный коллаж – кофейный коллаж на тему «Сочувствие». Но для начала …

Упражнение Мозговой штурм

Что такое сочувствие? Вам необходимо сказать одно слово, с которым можете ассоциировать сочувствие.

Коллажирование «Сочувствие»

Сегодня мы будем создавать общий коллаж из кофейных зёрен. Наш коллаж должен нести в себе понимание того, что для нас всех значит сочувствие.

Прослушайте инструкцию по кофейному коллажированию.

Для составления коллажа на будут необходимы определённые материалы: картон, разного вида жгут, кофе, клей титан.

Для начала необходимо картон обтянуть тканью или мешковиной. Вставить подложку в рамку. После на ткани прорисовать необходимый рисунок. По прорисованным линиям выкладывается жгут, для удобства крепиться английскими булавками. После чего аккуратно приклеиваем жгут на основу. Все те детали, которые будут заполнены кофейными зёрнами, необходимо залить клеем (титан), поэтапно. После того, как небольшой участок рисунка залит будет клеем, необходимо его засыпать кофейными зёрнами и аккуратно, равномерно распределить. После того, как все необходимые детали рисунка будут заклеены кофейными зёрнами, их необходимо вскрыть акрилом, чтоб придать коллажу ослепительность.

Участники приступают к работе.

По завершению работы ведущий просит ответить на вопрос. Что вы видите в созданном коллаже.

Заключительная часть

Упражнение «Стань моим другом»

Участники предлагают свою дружбу друг другу и при этом выдвигают аргумент. Например: «Я очень хочу, чтоб ты стал моим другом, потому, что …»

Рефлексия

    Было ли интересным для вас сегодняшнее занятие?

    Что понравилось вам больше?

    Что нового узнали?

    Получили ли вы вдохновение от коллажирования из кофе?

    С каким настроением вы уходите?

Занятие 6. Тканевая арт-терапия. Техника «Платочная коммуникация»

Цель занятия: Создание хорошего настроения и эмоционального комфорта в группе. Формирование положительной мотивации и заинтересованности занятием. Развивать умение в познании внутреннего мира себя и окружающих.

Вводная часть

Упражнение «Передай улыбку и хорошее настроение»

Участники садятся в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и дарят улыбку. Так улыбка передается по кругу. Можно поздороваться с тем, кто сидит справа, сказать «Доброе утро!» и назвать имя. Если участники готовы, предложить им передать прикосновение или ласковое поглаживание.

Основная часть занятия

Техника «Платочная коммуникация»

Для выполнения задания ведущая предлагает всем участникам взять в руки большой, лёгкий платок (парэо).

Ведущая обращается к участникам.

Представьте, что платок, который у вас в руках – некая живая субстанция. Что хочется прямо сейчас с ним сделать?

Участники отвечаю.

Ведущий даёт задание.

Если бы сейчас необходимо было показать движение с платком, для того, чтоб показать его максимальный потенциал, чтоб это было за движение?

Что значит это движение? Какое чувство это вызывает? Как часто в жизни вы сталкиваетесь с этим чувством?

Ведущий даёт задание.

Если бы в этом пространстве, которое нас окружает, вам бы было предложено найти для вашего платка место, где вы находитесь, а после место, где бы вы хотели быть. Чтоб это было за место?

Ведущий спрашивает каждого участника.

Когда вы разместили в этом месте свой платок, какие чувства у вас это вызывает?

Ведущий даёт задание.

А теперь объединитесь в пары и составьте композицию, представляя, что вы, например: подруги, деловые партнёры, соседи. Как бы вам комфортно было бы взаимодействовать.

Ведущий спрашивает каждую пару.

Расскажите, почему именно так? Какие ощущения это у вас вызывает?

Ведущий предлагает всем взять свой платок так, чтоб было комфортно.

Что вы чувствуете? Отличается ли это чувство от того, которое вы испытывали после выполнения первого задания? Ответы участников.

Что вы можете сейчас сделать с платком, чтоб он почувствовал себя комфортно и защищённо с вашей стороны?

Данная техника даёт возможность продиагностировать как человек относиться сам к себе (обращение с платком).

    Чем была для вас данная техника?

    Что смогли вы понять про себя как личность?

Ведущий предлагает участникам солёное тесто для того, чтоб каждый вылепит из него выход из прорисованной ими конфликтной ситуации.

Что за выход из конфликтной ситуации вы создали из теста?

Заключительная часть

Упражнение «Подари подарок»

Ведущий задаёт вопросы участникам:

    Нравится ли вам получать подарки?

    А дарить их?

    Что нравится больше?

Ведущий предлагает каждому участнику подарить подарок для всей группы. Каждый участник проигрывает на инструменте свой подарок и отвечает на вопросы:

    Что это был за подарок?

    Почему он нужен каждому присутствующему?

Рефлексия

    Было ли интересным для вас сегодняшнее занятие?

    Что понравилось вам больше?

    Что нового узнали вы узнали про себя?

    С каким настроением вы уходите?

Занятие 7. Солевая изо-терапия «Конфликтные ситуации»

Цель занятия: продолжать развитие навыков совмеﹶстной деﹶятеﹶльности. Развивать эмпатию участников группы. Обеﹶспеﹶчить психологичеﹶскую разгрузку всех участников группы. Научить находить выход из конфликтной ситуации.

Вводная часть

Упражнеﹶниеﹶ «Картина двух художников»

Ведущий даёт задание: объедениться в пары и неﹶ договариваясь, деﹶржась вдвоеﹶм за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, еﹶлку и т.д.

    Какие чувства вы испытывали работая в паре?

    Удалось ли вам выполнить задание?

    Что вам помагало, что мешало?

Основная часть занятия

Солевая изо-терапия «Конфликтные ситуации»

Ведущий предлагает всем участникам заняться рисованием необычным способом – рисование солью.

Для этого каждый участник приступает к следующему заданию: окрашивание соли. Все участники создают по одному оттенку цвета. Белая соль засыпается в керамическую ступку и добавляется в неё краситель для теста. Соль тщательно перемешивается до приобретения определённого оттенка. Вследствие того, что каждый участник создавал свой цвет, в результате было получено много цветов.

Ведущий предлагает участникам взять и положить перед собой картонные листы.

На сегодняшнем занятии мы будем рисовать картину солью на тему «Конфликтные ситуации».

Для этого Вам необходимо прорисовать рисунок клеем (клей-карандаш), после чего выбирая определённый цвет, наносить соль на прорисованный клеем рисунок.

Участники приступают к работе.

После завершения задания, участникам предлагается представить свою картину и ответить на вопросы:

    Что означает ваша картина?

    Какие чувства вы испытывали во время выполнения задания?

    Возможен ли выход из конфликтной ситуации, изображённой на вашей картине?

    Предложите выход из представленной конфликтной ситуации.

Заключительная часть

Упражнение «Дерево и Лось»

Ведущий предлагает всем участникам объединиться в пары. Один – дерево, а второй – Лось. Дерево стоит прочно, а Лось трётся, упирается, пытается сломать дерево.

После хлопка в участники в паре меняются ролями. Участник, который был деревом, становиться теперь Лосём и наоборот.

После упражнения ведущий задаёт вопросы:

    Что означало для вас противостояние, когда вы были в роли дерева и в роли Лося?

    Какие чувства у вас вызвало данное упражнение?

Рефлексия

    Было ли интересным для вас сегодняшнее занятие?

    Часто ли в вашей жизни возникают конфликтные ситуации?

    Какие именно выходы вы находите из создавшихся конфликтных ситуаций?

    Что нового узнали?

    С каким настроением вы уходите?

Занятие 8. Сказкотерапия «Сказка апельсиновые друзья»

Цель занятия: сформировать навыки саморегуляции и работы над своими чувствами. Способствовать осуществления анализа и самоанализ. Развивать навыки проведения ассоциаций. Продолжать воспитывать желание работать в группе.

Мы все знаем о состоянии безопасного пространстве и поэтому я предлагаю всем настроится на работу. Потому, что это очень важно для работы в группе. Наше занятие сегодня будет основано на одном из методов арт-терапии, а именно Сказкотерапия.

Но для начала…

Упражнение «Ассоциация»

Участники перебрасывают мячик друг другу и называют любую ассоциацию, которую у него вызывает оранжевый цвет. Это не обязательно должен быть предмет оранжевого цвета.

Ведущий предупреждает участников о том, что мячик должен побывать у всех.

После завершения упражнения, ведущий уточняет, что данное упражнение было проведено для актуализации оранжевого цвета.

Основная часть занятия

Ведущий сообщает о том, что работа в группе будет связана со сказкой. А работать участники будут с оранжевым цветом. Самая яркая звезда на небе светит именно таким цветом. И наша сказка будет посвящена оранжевому цвету. А называется она «Апельсиновые друзья».

Где-то далеко, в космических просторах, среди незнакомых звёзд и чужих галактик, была планетная система, похожая на солнечную. Но отличалась тем, что на ней не было солнца.

Она состояла из маленьких планет, на которых, всегда было темно и холодно. На этой планете стояли домики, похожи на грибы. В них жили существа, похожие на людей. Но отличались они тем, что не было у них чувств. Они не знали солнечного света и поэтому не умели чувствовать. Они никогда не радовались и не грустили, не смеялись, и не плакали, не злились, и не делали добрых дел. Тихо и безразлично сидели они в своих домиках, похожих на грибы или бесцельно бродили по своей холодной планете.

По вечерам, когда угасали отблески холодных планет, и становилась совсем темно, жители планеты собирались вокруг столов, и зажигали желтые и оранжевые лампы. Тогда окна их домов начинали светиться. И в тот момент казалось, что становится светлее.

В то самое время на нашей родной земле. Ярко светило солнце, росла зеленая трава и цвели яркие цветы. Все люди, особенно дети, веселились и грустили, смеялись и плакали, и делали свои дела.

Однажды, веселые дети собрались вместе и решили, что им нужны приключения. Они построили большую ракету и отправились на ней в межпланетное путешествие. А, чтобы не скучать в пути, они взяли с собой очень много апельсин. Дети весело ели апельсины и улетали все дальше, в глубь неизведанных планет.

Однажды вечером, пролетая по темному космическому пространству, куда проникали лишь отблески далеких космических звезд и не было никакого солнца, дети увидели как в темноте светятся теплым светом окна жителей этой планеты.

Домики стояли на планете, как грибы и окна у них были похожи на большие апельсины. Дети остановили свою ракету и совершили посадку на маленькой планете. Дети взяли с собой много апельсин и побежали в дома, похожи на грибы, и стали угощать жителей планеты. Дети очень веселились и играли вместе с жителями планеты. Именно в тот момент жители наполнились апельсиновым соком и засветились, словно солнечным светом. Они впервые в жизни. Услышали смех и увидели веселье.

А когда дети собрались в обратный путь, планетные жители загрустили. Вот так и произошло чудо. Существа с далекой планеты научились смеяться, веселиться и чувствовать. Их жизнь засверкала разными красками. Осветилась и наполнилась смыслом. На планете от этого стало так светло, как будто над ними появилось солнце.

Так и у детей, с планеты земля, появились в далекой галактике апельсиновые друзья. Они вернулись на землю, зажили прежней жизнью. Они веселились и грустили, смеялись и плакали, росли и делали свои дела. И всякий раз, когда люди смотрели на вечернее небо, они видели как на далекой планете, в домиках похожих на грибы, светятся окна. И сияют добрые чувства! А далекие апельсиновые друзья, радуются и шлют им свою дружбу.

Ведущий предлагает выявить свои впечатления на листе бумаги с помощью линий и цветовых пятен. После завершения работы участники озвучивают ей название и говорят о своих чувствах, о сказке. Анализируются рисунки всех участников.

Заключительная часть

Упражнение «Вкус апельсина»

Ведущий предлагает всем участникам попробовать апельсин и рассказать о его вкусовых качествах.

    Какие чувства у вас вызывает вкус апельсина?

Рефлексия

    Было ли интересным для вас сегодняшнее занятие и чем запомнилось?

    Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы приходили на помощь человеку?

    Как именно вы оказали помощь тому, кто нуждался в ней?

    Что нового узнали?

    С каким настроением вы уходите?

Занятие 9. Музыкотерапия «Мой идеальный мир»

Цель занятия: Помочь участникам познать себя, свои возможности. Формировать навык чувственного и невербального контакта с окружающими. Способствовать снятию нервно-психического напряжения с помощью слушания музыки.

Вводная часть

Упражнение «Мой интерес»

Ведущий предлагает одному из участников взяться за край нити. Назвать свой интерес в жизни и передать клубок другому участнику, который называя свой интерес, передаёт клубок следующему.

Основная часть занятия

Упражнение «Шум прибоя»

Участники слушают запись со звуками моря. После этого ведущий им предлагает «подышать», как дышит море во время прибоя. Для этого необходимо сделать тихий и мягкий вдох животом при этом достаточно плавно поднять руки вверх. А потом, выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать необходимо долго-долго, втягивая живот. При выдохе должен выйти весь воздух. После чего необходимо плавно опустить руки вниз и снова вдохнуть.

Упражнение «Прогулка в лес»

Музыкотерапия «Мой идеальный мир»

У всех участников в руках различные музыкальные инструменты. Ведущий просит проиграть на своём инструменте «Я хороший», после чего следует работа с чувствами:

    Хотелось ли Вам проиграть «Я хороший?

    Что вы услышали в проигрываемой вами мелодии»?

    Хотели бы вы, что-то изменить в проигрывании «Я хороший»?

Тем участникам, которые при ответе на вопрос: «Понравилась ли Вам та мелодия, которую вы исполнили, изображая свой идеальный мир?» дали отрицательный ответ, предлагается внести изменения.

    Что именно вы изменили, и почему теперь исполненная мелодия более сходна с представляемым вами внутренним миром.

Ведущий просит всех участников одновременно представить их идеальный мир.

    Понравилась ли Вам мелодия идеального мира нашей группы?

    Что именно не понравилось?

Заключительная часть

Минутка танцевальной терапии

Ведущий включает приятную музыку. Начинает танцевать и приглашает участников потанцевать с ним. Все танцуют так, как умеют и хотят. Ведущий дает возможность всем выпустить энергию, это же время служит динамической паузой.

Рефлексия

    Было ли интересным для вас сегодняшнее занятие?

    С каким настроением вы уходите?

Занятие 10. Эспресс топиарий из салфеток «Дерево счастья»

Цель занятия: Развивать навык анализа. Воспитывать у участников желание быть счастливыми. Выявить оправдались ли ожидания участников.

Вводная часть

Сегодня мы завершаем работу по нашей программе. Это наше последнее занятие, которое мы посвятим такому приятному ощущению, как ощущение счастью.

Упражнение «Будь счастлив»

Ведущий просит всех участников пожелать счастья тому, кто выходит в центр круга. Участник, стоящий в центре благодарит всех за тёплые пожелания.

Основная часть занятия

Эспресс топиарий из салфеток «Дерево счастья»

Ведущий задаёт вопросы:

  • Какой, по вашему мнению, счастливый человек?

    Что нужно для счастья?

Ведущий предлагает всем участникам создать дерево счастья.

Техника. Для того, чтоб сделать топиарий из салфеток необходим определённый материал: кашпо, кабель канал, газета, салфетки, алебастр, клей пистолет, ножницы, стиплер, декоративная лента и бусинки.

Необходимо сделать шар для топиария и для этого понадобиться газета. Показ.

Шар обматывается ниткой. Следующий шаг – закрепление ствола. Далее необходимо сделать заготовки для топиария, и для этого необходима салфетка. Показ. Салфетку необходимо дважды свернуть и по второй линии сгиба разрезаем. Каждая часть по средине скрепляется стиплером, из заготовки вырезаем круг. Из заготовки формируется цветок. Показ. Каждый слой загибаем к середине, формируя цветок.

Кому бы вы хотели подарить такой топиарий?

Заключительная часть

Упражнение «Дерево счастья»

Ведущий предлагает каждому участнику закрыть глаза, прислушаться к шуму деревьев и почувствовать, увидеть, что «дерево счастья» дарит вам свои подарки на память о наших занятиях:

    Что это были за подарки?

    Почему именно этот подарок вы получили?

Рефлексия

    Были ли интересными для вас наши занятия?

    Что больше всего вам понравилось?

    Какие чувства вы испытывали на протяжении всей программы?

    Оправдались ли ваши ожидания?

    С каким настроением вы уходите?

Арт-терапия для пожилых - способ поддержания интереса к жизни, вовлеченности и положительного настроя посредством творчества. Он особенно востребован среди пожилых людей, поскольку после увольнения с работы и выхода на пенсию у человека появляется много свободного времени. Если он находится в растерянности и не знает, чем себя занять, это может привести к депрессивному состоянию: человек начнет испытывать отрицательные эмоции, думать о болезнях, остерегаться неприятностей.

Арт-терапия помогает удержать пожилых людей от депрессии

Недавно в медицине появился новый термин - «пенсионная болезнь». Она развивается у человека, который привык к регулярной трудовой деятельности, а после выхода на пенсию стал испытывать утомление, обострение хронических заболеваний, раздражительность, бессонницу. Отсутствие интересов и увлечений оказывает негативное влияние на психику и здоровье, поэтому пожилым необходимо постоянно выполнять какие-либо творческие задачи.

Разновидности арт-терапии

Арт-терапия делится на два направления:

  • Индивидуальная. В этом случае психолог общается с человеком один на один, после чего определяет проблему и подбирает способы ее преодоления.
  • Групповая. Представляет собой командную работу, что улучшает коммуникативные навыки. В таком возрасте нехватка общения ощущается острее всего. Во время разговоров с единомышленниками пожилые люди испытывают душевный подъем, радость и воодушевление.

Методы арт-терапии

  • Танцы. Повышают настроение, оказывает благоприятное воздействие на физическое состояние пожилого человека: скорость ходьбы увеличивается, улучшается равновесие, тело поддерживается в тонусе, снижается риск падения и получения травм.
  • Фотографирование. Оно позволяет сконцентрировать внимание на прекрасных моментах жизни, что помогает отвлечься от плохих мыслей.
  • Рисование. Отличный способ борьбы со стрессом и нервным напряжением. Происходит тренировка памяти, мелкой моторики. Желательно проводить рисование в лесу, на берегу реки, в парке или любом другом живописном месте в теплую погоду.
  • Пение. Деятельность развивает память, помогает выйти из депрессивного состояния, повышает настроение. Выполняя вокальные упражнения, человек тренирует свой дыхательный аппарат. При регулярных занятиях в хоре степень кортизола и иммуноглобулина-А увеличивается, что положительно сказывается на иммунитете.
  • Музыкотерапия. Она делится на два вида - активная и пассивная. При активной форме терапии пожилые участвуют в музицировании - играют на музыкальных инструментах. При пассивной форме люди прослушивают специальные музыкальные произведения, которые были предварительно отобраны специалистом-музыкотерапевтом.
  • Писательство. Позволяет раскрыть креативные способности, решить проблемы, найти выход из сложной ситуации. Проводится полезная работа с воспоминаниями, поэтическими текстами, сказками. Помимо этого, осуществляется гимнастика для мышц рук, улучшается мозговая деятельность.
  • Резьба по дереву, лепка из пластилина и глины, вязание, вышивка, плетение из бисера и другие виды рукоделия. Упражнения приводят к тому, что интеллектуальные способности сохраняются на высоком уровне, а гибкость и послушность пальцев рук увеличиваются.
  • Посещение спектаклей, выставок, музеев, походы с группой на культурные мероприятия - в театр, после чего группа начинает делиться своими впечатлениями и обсуждать увиденное.
  • Участие в любительских спектаклях.

Танцы улучшают не только психическое, но и физическое состояние

Преимущества арт-терапии

  • раскрытие и развитие творческих способностей, внутреннего потенциала;
  • решение проблемы через творчество (например, рассказы или рисунки) без ее проговаривания и обсуждения;
  • избавление от нервного напряжения;
  • повышение настроения;
  • поддержание мышц в тонусе, развитие дыхательного аппарата;
  • развитие кругозора;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • избавление от депрессивного состояния;
  • возможности для саморазвития - особенно когда человек занимается тем, что он раньше никогда не делал.

К плюсам арт-терапии относится отсутствие возрастных ограничений. Она основывается на невербальном общении, поэтому доступна для людей, имеющих ограниченные возможности.

Почему творчество является решением многих проблем со здоровьем: в процессе своей жизнедеятельности человек использует малую часть своего мозга, но творческие задания вовлекают в процесс другие области, происходит мобилизация мозга, а это напрямую влияет на состояние центральной нервной системы и работу сердца.

Ученые доказали, что люди, занимающиеся творчеством, живут гораздо дольше и чувствуют себя счастливее тех, кто посвящает свое внимание только привычным, рутинным обязанностям или безделью.

У творческого человека есть ряд особенностей:

  • он отличается любознательностью, повышенным интересом к тому, что происходит в мире, желанием постоянно развиваться, узнавать что-то новое;
  • когда в его жизни возникают проблемы и затруднения, он начинает прикидывать различные выходы и способы решения с разных ракурсов, а не пытается избегать стрессового состояния;
  • такой человек занимается постоянным саморазвитием, самопознанием;
  • он никогда не останавливается на полпути, а всегда доводит начатое до конца.

Сегодня пансионаты и дома престарелых регулярно проводят занятия арт-терапией, поскольку она каждый раз доказывает свою эффективность. В некоторых случаях у пожилых людей открывается второе дыхание: появляется интерес к жизни, пропадает апатия, и изменения затрагивают их даже на физиологическом и физическом уровне.

Арт-терапия против деменции

Деменция - снижение познавательной деятельности, в процессе которого усвоенные ранее навыки и знания начинают утрачиваться, а приобрести новые не представляется возможным. Чаще всего такое состояние наблюдается в старческом возрасте и носит название сенильной деменции (или старческого маразма). Ее причинами могут стать болезнь Альцгеймера, Паркинсона, инсульт, инфаркт, опухоли, черепно-мозговые травмы и др.

Деменция в старческом возрасте начинается медленно и незаметно, но неизбежно прогрессирует, приводя к полному слабоумию. По этой причине необходимо внимательно следить за состоянием больного человека и оказывать посильную помощь при малейших подозрительных признаках (неспособность запомнить информацию, постоянное плохое настроение, сужение круга интересов, апатия, придирчивость, безынициативность).

Рисование помогает правильно оценивать окружающий мир

Арт-терапия является хорошим методом психотерапии для психической коррекции состояния пожилого человека. Творческие задания позволяют выявить проблемы, которые мучают уже долгое время, избавиться от внутренних противоречий, проявить самовыражение.

Во время лепки, рисования, составления рассказов защита, которая наблюдается при привычном вербальном контакте, снижается или исчезает, поэтому человек получает возможность правильно оценить то, как он чувствует и ощущает окружающий его мир.

Если человеку сложно дается выполнение каких-либо заданий, то можно предложить ему раскрашивание. Оно позволяет улучшить концентрацию внимания, справиться со стрессом и тревогой. Раскрашивание позволяет добиться спокойного, расслабленного состояния, которое характерно при занятиях медитацией, когда посторонние мысли и тревожное состояние уходит, и человек полностью сосредотачивается на настоящем.

Таким образом, арт-терапия позволяет пожилым начать вести спокойный, радостный и полноценный образ жизни. Люди начинают чувствовать себя комфортно, справляются со многими внутренними переживаниями, чувствуют удовлетворение.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди