23.06.2019

Атонико-астатическая форма детского церебрального паралича. коррекция двигательных и речевых нарушений. Классификация различных форм и видов дцп и их характеристика


Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. объединяет в себе , которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития.

ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.

Проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.

Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.

До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются , двигательные нарушения, потеря равновесия.

Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.

Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:

  • ультразвуковое исследование мозга;
  • краниография и др.

Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения.

Для постановки диагноза ДЦП достаточно наличия специфических двигательных расстройств у ребенка на начальном этапе развития болезни. В качестве дополнительных мер исследования делают , которое позволяет оценить тип повреждения и определить конкретное место поражения головного мозга.

Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику.

Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Распространенность различных форм нарушения

Является распространенным заболеванием. По примерным подсчетам, на одну тысячу здоровых детей приходится до 3 больных ДЦП. Если рассматривать данные по распространенности форм ДЦП, то можно отметить, что

  • среди всех форм лидирует спастическая диплегия,
  • второе место – гемипаретическая форма,
  • третье — двойная гемиплегия,
  • четвертое – атонически-астатическая форма,
  • и, наконец, пятое место по распространенности ДЦП имеет гиперкинетическая форма заболевания.

Гиперкинетическая форма ДЦП — удел девочек

Мальчики гораздо чаще страдают спастической диплегией и двойной гемиплегией, у девочек чаще встречается гиперкинетическая форма ДЦП.

Если сравнивать общее соотношение мальчиков и девочек с диагнозом ДЦП, то получается, что мальчики составляют 58,1 %, девочки – 41,9 %.

Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание, но это не значит, что его лечением не нужно заниматься вовсе.

Больным необходима помощь и врачей, и педагогов, для того, чтобы они могли достичь максимально возможных при данном заболевании положительных результатов и могли по мере и возможностям адаптироваться к окружающей среде. В этих целях, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать его лечение.

Основы интенсивной реабилитации. ДЦП Владимир Александрович Качесов

7.1. АТОНИЧЕСКИ-АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП

Пример реабилитации ребенка 5 лет с атонически-астатической формой ДЦП (из видеоархива автора).

Мальчик Юра 5 лет поступил на реабилитацию по поводу атонически-астатической формы ДЦП.

Мальчик от первой беременности, протекавшей без осложнений у матери 27 лет. Роды срочные. Длительный безводный период. Стимуляция родовой деятельности. Ребенок родился в синей асфиксии. Оценка по Апгар - 5 баллов. Реанимационные мероприятия в течение 5 минут. Далее в течение месяца находился в отделении для выхаживания новорожденных. После выписки домой отмечалось снижение тонуса всех групп мышц. Ребенок не держал головку. Глаза при вертикализации туловища закатывались под лоб. С момента выписки домой получал ноотропы, церебролизин, витамины, массаж, иглорефлексотерапию. Неоднократно ежегодно лечился в различных реабилитационных центрах Украины и России. Положительной динамики не отмечалось. Ребенок признан бесперспективным с точки зрения реабилитации. Родителям неоднократно предлагали сдать ребенка в дом инвалидов.

При поступлении к нам на реабилитацию в ноябре 1994 г. отмечалось резкое отставание в массе, росте и других возрастных параметрических данных. Зубы: 2 верхних и 2 нижних резца. В возрасте 5 лет ребенок по росто-весовым показателям выглядел как полуторогодовалые дети. Активные движения в конечностях вялые низкоамплитудные. При вертикализации туловища отмечалась кратковременная фиксация глаз в среднем положении 2-3 секунды, затем глаза закатывались под верхний край глазниц. Головка удерживалась ребенком 1-2 минуты в вертикальном положении. В горизонтальном положении, лежа на животе, ребенок пытался поднять головку, но повернуть ее не мог. Пытался согнуть ноги в тазобедренных суставах и ползти, но сил не хватало. Кормление из соски. Ребенок, со слов мамы, никогда не плакал за все 5 лет жизни. Все рефлексы резко снижены. Со слов родителей, последний год ребенок стал периодически подавать слабые звуки. За период осмотра не издал ни звука. На КТ головного мозга грубой патологии не обнаружено.

Реабилитация . С первого дня ребенку отменены ноотропы и церебролизин. Назначен элеутерокок по 10 капель однократно утром в течение месяца. Витамин «С» 0,25 г, «кальцинова» 3 раза в день. Рекомендовано давать ребенку больше воды, соков. Одновременно начаты процедуры по авторской технологии (см. описание процедур) 2 раза в день утром и вечером. Общий интенсивный массаж всего тела и конечностей. Интересно, что уже на второй день к вечеру после трех процедур ребенок смог поднять голову и самостоятельно перевернуться в постели. На третий день он уже плакал и пытался активно сопротивляться процедурам, хотя был еще очень слаб. Мать отметила резкое возрастание аппетита у ребенка. К концу недели ребенок смог самостоятельно сидеть без поддержки в постели, активно гулил и издавал различные звуки. Стал тянуться к ярким игрушкам. Резко увеличился тонус в ногах и руках, к концу второй недели ребенок активно пытался ползать, перекатывался со спины на живот, с живота на спину, пытался приподняться в кроватке. К концу второй недели мать отметила прорезывание новых зубов. Выписан через 2 недели для поступления на продолжение реабилитации через 3 месяца.

Через три месяца после первого курса интенсивной реабилитации параметрические характеристики ребенка (рост, вес) соответствовали возрасту 3-х лет. Количество зубов увеличилось до 15. Движения в руках в полном объеме, определялся некоторый гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей. Ест самостоятельно. Может ходить, туловище держит прямо, но отмечается преобладание тонуса сгибателей и ротация стоп внутрь. Говорит косноязычно, но словарный запас большой. Читает стихи. Память у ребенка хорошая. Удивительно, что ребенок пытается рассказать с эмоциями и подробностями о первых днях реабилитации.

2-й курс реабилитации продолжался в течение 2-х недель с применением лечебного костюма ДК (см. описание в следующих главах). Ребенок стал чище говорить, считать до 20. Научился ездить на 3-колесном велосипеде, что и делал целыми днями. Ноги за период реабилитации вытянулись, распрямились, но сохранилась незначительная ротация стоп внутрь.

В течение года родители ребенка использовали лечебный костюм ДК. Наблюдение через год показало, что ребенок ускоренно развивается. На момент осмотра ребенок по росто-весовым показателям отставал от сверстников на один год. Интеллект ребенка был даже выше, чем у сверстников. Знает много стихов, может читать, пишет печатными буквами, считает до тысячи. Ходит и бегает свободно, но сохраняется небольшая ротация стоп вовнутрь.

Этот пример убедительно свидетельствует о том, что атонически-астатические формы ДЦП даже быстрее поддаются коррекции, чем спастические формы. При проведении первого курса реабилитационных мероприятий детям с атоническо-астатической формой ДЦП необходимо назначать жесткий общий массаж всего тела и конечностей. На определенной стадии восстановления у такого ребенка будет отмечаться клиника, напоминающая спастическую форму ДЦП с преимущественным нижним парапарезом. Но эта клиника будет отличаться от истинной формы спастической параплегии отсутствием спастических, неуправляемых движений, отсутствием гиперрефлексии и гиперэстезии. Эту клинику можно объяснить «синдромом укороченных мышц», развивающимся вследствие быстрого роста костей и отставанием роста и развития отводящей и разгибающей мускулатуры. Физиотерапия, массаж, ЛФК приводят к ускоренному развитию мускулатуры, нормализуют баланс мускулатуры, выравнивают осанку, устраняют ростовые деформации длинных трубчатых костей. Ускоренный рост и прорезывание зубов в первый месяц реабилитации являются объективным критерием положительной динамики реабилитационного процесса и развития организма.

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Лин Ван

Форма 22 Отгораживание Движение первое Проникающая кисть и вращение руки 1. Ладонь левой руки разворачивайте вверх и из положения под правым запястьем выполните левой рукой движение вперед. Вслед за этим разожмите правый кулак и разверните кисть вверх. Выполняется

Из книги Система здоровья Норбекова и Сам Чон До. Полный курс автора Юрий Хван

Форма 23 Скрещивание рук Движение первое Поворот туловища и втягивание стопы 1. Согните правую ногу в колене и выполните приседание назад, перенесите вес тела на правую ногу. Выполните поворот туловища вправо, направление - на юг. Переднюю часть левой стопы разверните

Из книги Сильнее, чем женьшень. Целительные свойства имбиря автора Григорий Михайлов

ФОРМА ОБЩЕНИЯ Если нет возражений, будем и дальше общаться на «ты». В той манере, в какой общаются друзья или близкие люди. Это прямая, открытая и доверительная форма общения. Она подчеркивает внутреннее единство учителя с учеником. Она исключает возможность неясностей,

Из книги Движение любви: Мужчина и Женщина автора

ФОРМА УПОТРЕБЛЕНИЯ В медицине обычно используется сухой очищенный корень в виде настоя или отвара, а также широко употребляется имбирный чай. Для лечения заболеваний кожи может использоваться порошок имбиря, смешанный с другими веществами до превращения его в кашицу. В

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Владимир Федорович Тихонов

Форма и пустота Мужчина имеет член, женщина имеет влагалище. Член - это полнота, форма, влагалище - это пустота.Вокруг формы всегда существует пустота, через эту пустоту форма определяет себя. Поэтому мужчине всегда нужна женщина - чтобы он мог определить себя. Женщина

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора Владимир Васильевич Жикаренцев

Форма спортсменов Спортсмены обязаны выступать в форме, которая должна быть чистой, нарядной и отвечать следующим критериям:- костюм может состоять из одной или двух частей, но должен полностью прикрывать туловище спортсмена;- спортивные или велосипедные трусы,

Из книги Алхимия исцеления: гомеопатия - безопасное лечение автора Эдвард Уитмонт

Форма пустоты Когда-то все окружающие нас вещи, представляли собой дуальные пары, то есть пустоту, то есть они не имели формы. Если говорить в терминах линейного времени, это было, когда мира еще не было, он только-только собирался зародиться. Яйцеклетка и сперматозоид еще

Из книги Диагностика заболеваний по лицу автора Наталья Ольшевская

ФОРМА И ПОЛЕ В начале XX века немецкий эмбриолог Ганс Адольф Эдвард Дриш выполнил эксперимент, который вошел в историю. Разделил пополам яйцо морского ежа, простого создания, имеющего шаровидную форму. Поскольку морской еж - относительно примитивный организм, эта

Из книги Питер Снелл. Без труб, без барабанов автора Гарт Гилмор

Форма руки Считается: чем шире ладонь, тем крепче здоровье. Однако люди с широкими ладонями и короткими пальцами склонны к нарушениям в системе кровообращения, прежде всего к гипертонии.Узкие ладони с тонкими длинными пальцами и бледной кожей, как правило, бывают у людей

Из книги Упражнения цигун для начинающих автора Валерий Николаевич Хорев

Отличная форма Из европейского турне я возвратился растренированным, больше думая о предстоящих экзаменах на звание землемера, чем о беге. Однако мне постоянно не давала покоя мысль о том, что летом предстоит отбор в команду на Британские игры и что на этих Играх,

Из книги Красота для тех, кому за… Большая энциклопедия автора Д. Крашенинникова

Форма 7 «Поднимать шар» Встречаются варианты: «Держать мяч перед собой на уровне плеча» (хотя тут вовсе нет статики) или «Поднять мяч одной рукой», а также явная загадка – «Тянуть шар перед плечами».ИсполнениеЗдесь важен плавный переход от «Лодки…».Когда очередной

Из книги Научная йога. Демистификация автора Уильям Броуд

Форма ногтя Различают 5 основных форм ногтей: круглые, овальные, квадратные, закругленные квадратные и заостренные. Форма ногтей указывает не только на профессию, но также свидетельствует о состоянии здоровья, поэтому женщины с возрастом должны следить за своими

Из книги Психология шизофрении автора Антон Кемпинский

II. Идеальная форма Однажды я попал на занятие йогой, где преподаватель-мужчина показывал ученикам фотографию накачанного бодибилдера и высмеивал его телосложение. Посыл был ясным и недвусмысленным: йога делает людей более совершенными физически, нагрузка на этих

Из книги автора

Гебефреническая форма Кажущейся противоположностью простой формы является гебефреническая форма. Если при простой шизофрении поражают апатия и бездеятельность больного, то здесь - сверхинициативность и сверхподвижность, которые, однако, отличаются своей спецификой

Из книги автора

Кататоническая форма В то время как пустота является главной чертой простой и гебефренической форм шизофрении, двигательная динамика выделяет кататоническую форму. В мире животных, а также и человека наблюдаются две крайних формы двигательной экспрессии: застывание в

Из книги автора

Бредовая форма Существенной особенностью бредовой формы является изменение структуры как собственного (внутреннего), так и окружающего мира. В принципе это характерно для любой формы шизофрении. Выдающийся современный французский психиатр Г. Эй(8) считает бред осевым

С момента рождения выявляются несостоятельность врожденных двигательных рефлексов: отсутствуют рефлексы опоры, автоматической походки, ползания, слабо выражены или отсутствуют защитный и хватательный рефлексы. Снижен тонус мышц (гипотония). Установочный рефлекс на голову и цепные установочные рефлексы значительно задерживаются в своем развитии. Такие больные начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить - 6 годам. Как правило, при этой форме поражается лобно-мосто-мозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. Характерными симптомами являются атаксия, гиперметрия, интенционный тремор. У 60-70% детей наблюдаются речевые расстройства и задержка психического развития. При поражении лобных долей наблюдается эйфория, суетливость, расторможенность.

Нарушения вегетативной нервной системы

Поражения мозга при ДЦП обуславливает и нарушение вегетативной нервной системы. У детей младшего возраста нарушения вегетативной нервной системы могут проявляться снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, общим беспокойствием, периодическим повышением температуры тела, срыгиванием, рвотой, жаждой, запорами, поносами. У детей более старшего возраста может наблюдаться повышенное потоотделение, особенно ладонных поверхностей кистей рук и подошвенных поверхностей стоп (гипергидроз), похолодание и синюшность кистей рук и стоп ног (акроцианоз), желудочно-кишечные расстройства, нарушения регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, трофические расстройства. При нарушении вегетативной нервной системы может также наблюдаться извращение иммунологической реактивности, что сопровождается частыми простудными заболеваниями и возникновением хронических воспалительных процессов.

Нарушения речи

После первого вдоха, новорожденный кричит, как бы возвещая мир о своей первой победе над силами земного притяжения. В последующем на протяжении первого месяца жизни крик будет единственным сигналом внешнему миру о дискомфорте, который испытывает организм новорожденного.

На базе крика и рефлексов орального автоматизма (сосательного, глотательного, хоботкового, поискового) при условии сохранности слуха будет формироваться речь ребенка.

Выделяют следующие формы речевых расстройств:

Дизартрии

Для дизартрий характерно нарушение звукопроизношение и голоса. В зависимости от причин нарушения звукопроизношения и голоса выделяют следующие дизартрии:

а) псевдобульбарная.

При псевдобульбарной дизартрии повышение тонуса мышц языка, круговой мышцы рта, лица, шеи приводит к ограничению произвольных движений в артикуляционном аппарате. Характер повышения тонуса в большей степени зависит от влияния тонических рефлексов. Поражения корково - ядерных путей и черепных нервов приводят к несостоятельности функции языкоглоточного нервов, при этом возникает нарушение голосообразования, дыхания, затруднение жевания, поперхивание во время приема пищи, повышенное слюнотечение и т. д. (псевдобульбарные и бульбарные синдромы).

Присутствие различных синкинезий в артикуляционных и скелетных мышцах еще в большей степени затрудняет звуко - и словопроизношение.

Псевдобульбарная дизартрия наблюдается при спастических формах ДЦП (двойной гемиплегии, спастической диплегии и гемипарезах).

б) мозжечковая.

При мозжечковой дизартриии в результате гипотонии артикуляционных мышц губы оказываются вялыми, язык - тонким, распластанным в полости рта. Гипотония артикуляционных мышц и дисхронизация дыхания, фонации, артикуляции (в связи с мозжечковым расстройствами) приводят к тому, что речь оказывается замедленной, толчкообразной, затухающей к концу фразы (скандированная речь).

Мозжечковая дизартрия наблюдается при атоническо-астатической форме ДЦП.

в) экстрапирамидная.

Экстрапирамидная дизартрия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинзы при этой форме заболевания распространяются на мышцы языка, губ, лица, диафрагмы, межреберных мышц, что приводит к значительному затруднению плавности и соразмеренности последовательных речевых артикуляций.

Тонус артикуляционных мышц нарушен по типу дистониии, который может резко меняться под влиянием тонических рефлексов, эмоциональных состояний ребенка и различных внешних факторов.

Анартрия.

В связи с резким нарушением тонуса в артикуляционных мышцах, выраженным поражением корково - ядерных путей наблюдается полное или почти полное отсутствие звукопроизношения. Анартрия может встречаться чаще - при двойной гемиплегии.

Алалия.

Это системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон. В отличии от дизартрии речедвигательный аппарат при алалии оказывается сохранным.

В зависимости от поражения той или иной корковой зоны речи выделяют следующие алалии:

а) Моторную (экспрессивную).

При этой форме алалии наблюдается затруднение в переключении с одного слова на другое или недоразвитие навыков правильной артикуляции.

в) Сенсорную.

При этой форме алалии нарушено понимание обращенной речи.

Нарушение слуха

Еще до рождения плод отвечает движением на звуковой раздражитель. После рождения на резкий звук новорожденный реагирует смыканием век, двигательным беспокойством, изменением дыхательного ритма, поворотом головы. В два месяца ребенок начинает поворачивать голову или глаза на звук, реагировать на голос матери, в 3-4 месяца эта реакция становится постоянной.

У 6-25% детей с ДЦП наблюдается поражение слуха от незначительной степени снижения до полной глухоты. Наиболее часто страдает слух у больных с гиперкинетической формой ДЦП (у 30% детей).

При незначительной степени поражения слуха, как правило, страдает слух на высокие тона, при этом нарушается звукопроизношение высокой частоты. Ребенок такие звуки как - в, к, с, ф, ш просто не употребляет в своей речи. У некоторых больных оказывается недоразвитым фонематический слух с нарушением дифференцировки близких фонем (ба - па, ва - фа и т.д.). У такой категории больных возникают трудности в обучении чтению, письму. В письме под диктовку такие больные делают много ошибок. В ряде случаев отмечается колебание слухового восприятия: больные в какие - то периоды жизни начинают лучше слышать, в какие - то - хуже. Колебание степени снижения слуха чаще всего зависят от колебания внутричерепного давления.

В некоторых случаях отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям, которая сопровождается повышением тонуса мышц, усилением гиперкинезов и речевых расстройств.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития, а при резком снижении слуха речь совсем не формируется.

Клинические данные о нарушении слуха можно подтвердить уже в первые месяцы жизни ребенка путем исследования медленных корковых слуховых вызванных потенциалов, а с 5-6 лет - с помощью аудиометрии.

Нарушение зрения

Новорожденный на источник света реагирует рефлекторным смыканием век и легким отбрасыванием головы назад. К двум месяцам жизни появляется мигательный рефлекс, который возникает при приближении предмета к глазам, к трем месяцам - фиксирует взор на предмете, следит за предметами, к 4 месяцам - тянется к игрушке и захватывает ее, к 6 месяцам - переводит взгляд с предмета на предмет, осматривает игрушку.

У детей с ДЦП могут наблюдаться снижение остроты зрения, нарушения полей зрения, аномалии рефракции, косоглазия (сходящееся, расходящееся, одностороннее, двустороннее), парез взора, изменения глазного дна, оптико - гностические нарушения.

Психические нарушения

Генетическим кодом запрограммирована последовательность формирования двигательной, речевой и психической функции человека. Формирование двигательной, психической и речевой функции является результатом развития мозга. Свидетельством этого является то, что в 1-й год жизни ребенка масса мозга увеличивается в 3,5 - 4 раза.

В последовательности развития человеческих функций заложена программа саморазвивающейся системы: развитие речи, психики, движений стимулирует развитие мозга. В свою очередь развитие мозга является основой для дальнейшего развития психических, речевых и двигательных функций. Этим и обуславливаются огромные потенциальные возможности психических функций, речи, движений человека.

В своем развитии все важнейшие человеческие функции взаимосвязаны друг с другом: развитие или задержка формирования одной из них стимулирует или тормозит функциональную активность других. Так дети - олигофрены без казалось бы нарушений двигательного анализатора значительно позже овладевают статикой и локомицией, т. е. позже начинают сидеть, стоять, ходить. Все движения у них оказываются неловкими, лишенными возможностями для дальнейшего совершенствования. При казалось бы сохраненности речедвигательного аппарата речь также формируется с запаздыванием и остается элементарной и невыразительной.

Ребенок рождается с абсолютным незнанием о себе, своем теле и окружающем мире. Для того, чтобы появились знания необходим соответствующий опыт, который будет обрабатываться мозгом и проявляться в виде тех или иных психических функций. Этот опыт ребенок может приобретать с помощью информации, которую получает мозг из окружающего мира через систему анализаторов: слуха, зрения, осязания, обоняния, проприоцептивную афферентацию.

Уже в первые месяцы жизни ребенок, касаясь руками груди, лица, рта, а затем и других частей тела, благодаря осязательному, кинестетическому, зрительному анализаторам развивает восприятие своего тела. С помощью кинестетического, зрительного, вестибулярного анализаторов - формирует знания о частях тела. В последующем ребенок берет игрушки в руки, тянет их в рот, манипулирует ими при этом формируются знания об окружающих предметах, их форме, консистенции и т. д.

Освоение самостоятельной ходьбы оказывает качественное влияние на психическое развитие, так как намного раздвигает границы знакомства с пространством и окружающим миром и позволяет общаться со сверстниками и взрослыми на другом уровне. Известно, что если ребенок впервые приобретает способность самостоятельно ходить в более старшем возрасте (даже в возрасте 8-15 лет), у него также намного улучшается психические характеристики.

Поражение мозга в период внутриутробного развития плода и в период родов может вызвать та или иные психические нарушения. Причем характер психического дефекта зависит от степени поражения мозга и от времени действия вредных факторов. При поражении мозга в первую половину беременности, как правило, возникает грубое недоразвитие интеллекта. При поражении мозга во вторую половину беременности матери или в период родов психические нарушения носят мозаичный характер. Известно, что после рождения мозг ребенка интенсивно развивается и в связи с этим ряд нарушений функций мозга мог бы компенсироваться. Однако, у детей с ДЦП уже с первых месяцев жизни развитие мозга может значительно нарушаться из - за двигательных расстройств, нарушения зрительного, звукового, кинестетического восприятия, задержки формирования зрительно-слуховых, зрительно-двигательно-кинестетических и др. связей, т.е. ребенок, страдающий ДЦП уже на первом году жизни лишается многих важных стимулов и потребностей, запрограммированных генетическим кодом (т.е. подвергается воздействию различных деприваций):

1. Нарушения проприоцептивной афферентации, зрения, слуха приводят к сенсорной депривации, что оказывает существенное отрицательное влияние на развитие мозга ребенка и, следовательно, и на развитие его психических функций.

2. Речевые, двигательные, сенсорные нарушения приводят к снижению контакта ребенка со сверстниками, с родителями и взрослыми людьми, в связи с чем ребенок подвергается эмоциональной и социальной депривации.

Таким образом, дефицит стимулов у ребенка, страдающего ДЦП, приводит к недоразвитию корковых и подкорковых структур мозга, отражением которых является ряд психических нарушений: нарушение пространственного восприятия, схемы тела, эмоционально-волевой сферы, конструктивного праксиса, развития личности, перцепции, снижения запаса сведений и представлений (задержка психического развития).

Коррекционно-педагогическая работа при обучении детей с церебральными параличами .

Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагают комплексное, системное воз­действие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическо-орто­педическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, не­посредственно связанную с проведением уроков физической культу­ры, труда, с развитием и коррекцией движений во все режимные мо­менты,

Логопедическая работа при всех формах речевых нарушений стро­ится на основе учета данных патогенетического анализа структуры речевого дефекта. При этом необходимо выделение ведущего дефек­та, вторичных нарушений и компенсаторно-приспособительных реак­ций ребенка. Работа всегда нацелена на развитие всех сторон ре­чевой деятельности ребенка.

Работа над артикуляционной моторикой проводится в тесном единстве с занятиями по лечебной физкультуре на фоне строго ин­дивидуализированной медикаментозной терапии.

Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ – школах-интернатах (школах) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. В эти школы принимаются дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего воз­раста. Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы,

По мере восстановления здоровья, на основании заключения психолого-ме­дико- педагогической консультаци, учащиеся могут переводиться в об­щеобразовательную школу или школу-интернат общего типа.

По окончании девятилетней и одиннадцатилетней школы педагоги­ческий совет дает выпускникам соответствующие рекомендации по трудоустройству. Трудоустройство выпускников школы, которые к окончанию являются инвалидами 1-II группы, проводится органами социального обеспечения.

Медицинский термин детский церебральный паралич объединяет заболевания связанные с различными двигательными нарушениями, вызванные аномалиями развития головного мозга до рождения.

Атонически - астатическая форма детского церебрального паралича возникает при поражении мозжечка и лобных долей головного мозга. Это самая тяжелая форма ДЦП, до недавнего времени считалась практически неизлечимой.

Симптомы атонически-астатической формы ДЦП

Симптомы болезни можно заметить у ребенка уже на первом году жизни.

· Мышцы малыша расслаблены, тонус очень слабые.

· Ребенок долго не держит головку, контроль над ее движениями снижен или отсутствует вообще.

· Хватательный рефлекс в ладошках практически отсутствует.

· Движения суетливые, нарушена их координация. Прежде чем выполнить какое либо действие, ребенок совершает много лишних движений.

· Ярко выражен тремор конечностей.

У малыша с таким диагнозом очень поздно развиваются или не развиваются вообще вестибулярные навыки. Ребенок не может самостоятельно сидеть и стоять. Нарушение равновесия может вообще не позволить начать ходить.

Самое раннее время, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть не раньше полутора лет. Паза, при этом, очень неестественная и неустойчивая, колени сильно разведены, выраженный кифоз грудного отдела позвоночника. Более устойчивая посадка туловища наблюдается только в возрасте 4 лет.

Малышу постоянно кажется, что он потеряет равновесие и упадет, из-за этого долго не развиваются манипулятивные навыки кистей (захват предмета, удержание в руке ложки и возможность поднести ее ко рту, не расплескав содержимое).

Первые попытки самостоятельно стоять или сделать несколько шагов, появляются в 4 летнем возрасте. При этом ребенок может стоять короткое время, держась за опору. Лишенный опоры он сразу падает, а рефлекс равновесия при этом отсутствует. Ходить такие дети начинают не раньше 7 летнего возраста. Походка у них очень неустойчива, шаги не ритмичные, ноги они широко расставляют, все мышцы сильно напряжены. Голова и туловище у таких детей совершают много лишних движений, и передвигаться они могут только в пределах квартиры.

Более 80% детей с этой формой заболевания имеют сниженный интеллект. Часто они очень агрессивны, и склонны воспринимать любую ситуацию с негативной стороны. Если поражение коснулось только мозжечка, у детей наблюдается не инициативность, неспособность обучения письму и чтению. Когда поражены и лобные доли, ребенок не может оценивать свое состояние, и очень агрессивны.

Практически половина больных страдает судорогами, атрофией зрительных нервов или косоглазием.

Методы лечения и реабилитации

Лечение таких детей сводится к приему очень дорогостоящих и малоэффективных препаратов. Практически эта форма детского церебрального паралича не лечится. Проводятся реабилитационные мероприятия, курсы массажа и физиотерапии, которые дают очень низкий эффект.

В многочисленных реабилитационных центрах детям проводят массаж, занимаются лечебной гимнастикой, но это тоже не дает реальных результатов.

С образованием специализированных центров иппотерапии по лечению детей с такими проблемами, появилась реальная возможность восстановления при такой форме заболевания.

Лечение иппотерапией

Лошадь самое замечательное животное, которое создано на этом свете. Влияние лошади на больных детей творит чудеса. С каждым днем все внимательнее и глубже изучается возможность лечения самых тяжелых заболеваний с помощью иппотерапии.

Дети с атоническо - астатической формой детского церебрального паралича, занятия с которыми начали на первом году жизни, намного быстрее овладевают двигательными навыками.

Опытные инструкторы и врачи, обучают детей правильной посадке в седле, эти занятия возвращают тонус мышцам, не дают развиться сколиозу, выравнивается положение головы.

После нескольких месяцев занятий, годовалый малыш уже уверенно сидит, может стоять без поддержки. Значительно снижается тремор, ребенок уже не совершает такое количество лишних движений.

Необходимость правильно держать поводья и управлять лошадью, стимулирует развитие моторики, а следственно и умственного развития. Ребенок легче постигает азы грамоты, запоминает простые стихи, обучается письму.

Психологическое воздействие этих благородных животных заметно снижает агрессию детей, снимает чувство страха, помогает им обрести уверенность в себе, и в своих возможностях. Детки становятся более коммуникабельными, начинают общаться со своими сверстниками. В самых благоприятных случаях ребенок даже может посещать детский сад.

Самое важное для родителей, правильно подобрать центр для занятий. Назначать курс иппотерапии должен специалист, а проводить тренировки и следить за ребенком, опытные инструкторы. Перед приемом в центр, ребенка обследуют, для того что бы исключить наличие аллергии на шерсть животных, или другие симптомы, которые могут стать препятствием для занятий.

Носит также название «вялой» формы. Характеризуется, главным образом, снижением мышечного тонуса. Ребенок не может контролировать движения головы, конечностей, туловища. Имеются также нарушения координации движений и равновесия, но это симптомы не являются доминирующими. Другая особенность этой формы заключается в том, что двигательные нарушения непременно сочетаются с резкой задержкой развития речи и психики.

В положении на спине ребенок вялый, малоподвижный. Тонус мышц снижен, причем в руках меньше, чем в ногах. Движения рук более активны.

Голову ребенок начинает держать только после 6 месяцев Если его взять под мышки, он не может удержать вертикальную позу, голова и туловище наклонены вперед. В положении на животе — не в состоянии держать голову в течение длительного времени и опираться на руки.

Сидеть ребенок начинает в полтора-два года. В этом положении ноги широко разведены, повернуты (ротированы) наружу. Выражен кифоз грудного отдела позвоночника. Поза неустойчива, туловище раскачивается из стороны в сторону. Устойчивость появляется в 4-6 лет.


Стоять ребенок начинает с 4— 8 лет, широко расставляя ноги и держась за руку взрослого или опору. Без поддержки он падает под действием силы тяжести, при этом защитная реакция рук и компенсаторные движения туловища, направленные на сохранение равновесия, отсутствуют. Удержание туловища у больного происходит с опорой на пятки при рекурвации (переразгибании) коленных суставов. Голова и туловище наклонены вперед, тазобедренные суставы находятся в состоянии сгибания, голени отклонены назад, стопы плосковальгусные. Поза в значительной степени обусловлена выраженной слабостью четырехглавой мышцы бедра.

Самостоятельно передвигаться такие дети могут после 7-9 лет, и только на небольшие расстояния. Походка характеризуется неустойчивостью, неритмичностью. Дети часто падают. Ноги при ходьбе широко расставлены.

У 80-90 % детей отмечается выраженное снижение интеллекта, нарушение речи. Такие дети часто агрессивны, негативно настроены, с ними трудно о чем-либо договориться.

Прогноз в отношении восстановления двигательных функций и социальной адаптации неблагоприятный.

А.С. Левин, В.В. Николаева, Н.А. Усакова


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди