Беседа с детьми "Откуда берётся радуга?"
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно - это радуга. А что такое радуга?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте посмотрим.
Воспитать демонстрирует фотографию радуги.
Дуга просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей.
Воспитатель
: А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель
: правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада.
Демонстрация фотографий.
Воспитатель
: Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель
: Спектр - это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это призма.
Воспитатель показывает детям призму.
Воспитатель
: призма- это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на цвета.
Воспитатель
: Ребята, а вы знаете, что радуга также присутствует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Воспитатель
: А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.
Воспитатель
: Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Воспитатель
: А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу.
Эксперимент.
Нужны
: Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход эксперимента.
Опыт
: в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга.
При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель им в этом помогает.
Объяснение опыта:
Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
Воспитатель
: Ну, что вам понравился эксперимент?
Дети делятся своими впечатлениями. Для закрепления порядка цветового спектра, в свободное время, с детьми можно нарисовать радугу.
Максименкова Ольга Сергеевна
Воспитатель, МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ, Воронежская область, п.г.т. Анна
Максименкова О.С. Конспект НОД с детьми подготовительной группы (6 - 7 лет) на тему "Радуга - дуга. Опыты по получению радуги" // Совушка. 2017. N4(10)..02.2019).
Заказ № 43426
Цель: показать детям, что солнечный свет состоит из радужного спектра.
- закрепить представление о семи цветах радуги;
- упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму;
- развивать внимание.
Оборудование: таз - до краёв наполненный водой; зеркальце - установленное в воде под углом 25; источник света (солнце или настольная лампа); картинка «Радуга»; жидкое мыло, чайные ложки, пластиковые стаканчики, мыло в куске, палочки с кольцом на конце, лист бумаги, хрустальный бокал, тарелка с водой, лак для ногтей.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости пришел Художник- Радужка и предложил послушать загадку.
Через речку - прыг да скок -
Перекинулся мосток.
Подружила берега
Семицветная дуга. (Радуга).
Знаете ли вы, отчего в небе бывает радуга? В какое время года мы чаще всего её видим? При какой погоде? (ответы детей: обычно радуга появляется, когда во время дождя светит солнце.)
Воспитатель на картине показывает «радугу».
Давайте ребята, и мы с вами с помощью нескольких опытов сделаем радужный спектр.
Опыт № 1
В солнечный день поставим около окна таз с водой и опустим в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ними и поверхность воды должен составлять 25 . Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникает радуга. Этот опыт можно провести и вечером, тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получения в затемнённом помещении.
Опыт № 2
Поставим хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуем поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появится цветовые полосы радуги.
Опыт№ 3
Нужно капнуть в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ёе нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления - «удочки». Плёнка лака будет играть всеми цветами радуги, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от неё, а частично проходит внутрь, отражаясь от ёе внутренней поверхности.
Интересные опыты получились. А у меня есть одна подсказка, которая поможет запомнить название всех цветов радуги. Послушайте: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Каждое слово начинается с буквы, которая указывает на цвет луча в радуге.
Любите ли вы дети играть в мыльные пузыри (ответ детей).
Тогда изготовьте их самостоятельно по схеме - алгоритму (дети самостоятельно подбирают необходимые материалы). Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную помощь. (Дети играют с пузырями).
Радужка: Какого цвета пузыри? Почему они не белые? Ведь мыло - то белое. Какой формы пузыри? (ответы детей - на солнце пузыри не белые, а переливаются радужными цветами).
В заключении Художник - Радужка предлагает подарить мыльные пузыри детям
Предварительная работа: знакомство детей с цветом, игровые упражнения рна развитие цветового восприятия, рассматривание иллюстраций с предметами и называние их цвета.
Основные задачи: закреплять с детьми названия цветов, познакомить со стихами Николая Голя про цвета радуги познакомить с образованием новых цветов, с понятием радуга, продолжать учить находить в окружающем мире знакомые цвета, передавать их в рисунке. Продолжать учить правильно набирать краску, промывать и вытирать кисть. Воспитывать интерес, уважение и любовь к искусству.
Материал: книга со стихами, цветовой круг, картонная кисточка -королева, иллюстрации с предметами разных цветов, бумага для рисования, кисти, краски, баночки с водой, тряпочки.
В.: — Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла Королева Кисточка.
К.К.: — Здравствуйте, ребятки! Я так рада, то пришла к вам в гости. Я хочу вам рассказать много интересного. Посмотрите по сторонам. Какое вокруг все красивое, яркое: книги, игрушки, ваши платья, рубашечки. На улице — деревья, цветы, травка. Какие они? Чем отличаются друг от друга? Вы знаете? Они отличаются цветом. Показать детям цветовой круг. Посмотрите, сколько здесь разных цветов. Хотите, я расскажу вам одну историю?
Д.: — Да.
К.К.: — Жили-были три подружки: красная краска, желтая и синяя. Они жили в красивой коробке, но не знали, что в ней жили и другие краски. Однажды им было очень скучно, и они решили отправиться в путешествие и узнать, что интересного в мире.
Красная краска пошла прямо, желтая налево, синяя направо и договорились встретиться потом в своей коробке.
Красная краска шла, шла и заблудилась, сбилась с пути. Начался дождик. Страшно ей стало, и она спряталась под дерево. А желтая тоже заблудилась и вышло так, что она тоже вышла к тому дереву, под которым стояла красная краска. Увидела она ее и побежала к ней под дерево. Намокли краски под дождем, смешались красные капельки с желтыми и получилась оранжевая краска. А тут и синяя подошла к ним и тоже спряталась под дерево. Синие капельки смешались с желтыми и получился зеленый цвет, а когда смешались синие капельки с красными, получился фиолетовый.
Краски обрадовались, что их стало так много, и начали водить хороводы прямо под дождем. С каждой краски капали капельки и смешивались, образуя новые цвета.
А потом дождик кончился и выглянуло солнце, и краски решили нарисовать на небе радугу. А вы знаете, из каких цветов состоит радуга, сколько их? Узнать это нам поможет стихотворение Н. Голя «Радуга».
Над землею, над водою
Встала радуга дугою.
Семь цветов ты видишь в ней,
Как запомнить их верней?
Каждый, кто бы на охоте в лесах,
Красный закат наблюдал в небесах.
Клюкву видал и малину с рябиною,
И ярко красные лапы гусиные.
К.К.: — Какой первый цвет радуги?
Д.: — Красный.
К.К. -Правильно, давайте нарисуем первую дугу — красную.
Дети рисуют красную полоску.
Охотник в оранжевом комбинезоне
Устроил привал на оранжевом склоне.
оранжевым соком наполнил стакан
И с грустью подумал: «Ну где же фазан?»
К.К.: — А это какой цвет?
Д.: — Оранжевый.
К.К.: — Правильно. Рисуем оранжевую полоску сразу под красной.
Желает охотник из северных стран,
Чтоб желтым созрел на березе банан.
Чтоб мчалась жирафа, быстра и желта,
А может быть, сбудется эта мечта?
К.К.: — Какой теперь мы с вами цвет нарисуем?
Д.: — Желтый.
К.К.: — Верно. Рисуем желтый под оранжевым.
Знать бы, что там под зеленою кроной
Спит аллигатор в осоке зеленой.
И не пришлось бы тогда на опушке
В страхе скакать, как лягушки-квакушки.
Д.: -Это зеленый цвет.
К.К. — Молодцы. Рисуем под желтым.
Где яркий ковер незабудок цветет,
Охотник лежит и глядит в небосвод.
Вот он раскурил свою труку и дым
Нам кажется в ярких лучах голубым.
К.К.: — Угадали цвет?
Д.: — Голубой.
К.К.: — Молодчинки. Рисуем его под зеленым.
Сидит наш охотник, синеет вода.
На катере синем приплыл он сюда.
Вот синий дрожит на волнах поплавок.
Фазана найти наш охотник не смог.
Д.: — Синий цвет.
К.К.: — Конечно, синий. Рисуем под голубым.
Фазан же уселся, его оценив,
Собрав кузовок фиолетовых слив.
А так же фиалок прекрасный букет,
Прими мой подарок, любимый сосед.
И счастливы оба от встречи такой
Под радугой, вставшей огромной дугой.
К.К.: — Какой теперь цвет нарисуем?
Д.: — Фиолетовый.
К.К.: — Правильно. Фиолетовый — последний цвет радуги. Посмотрите, какие замечательные радуги у вас получились. Давайте повтори цвета, из которых состоит радуга. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В.: — Спасибо, Кисточка, тебе за такое интересное занятие. Ребятки, скажите Кисточке спасибо. И давайте теперь выйдем с вами на полянку и немного отдохнем.
Представьте, что мы гуляем на полянке, светит солнышко. Мы погреемся с вами на солнышке. (Звучит музыка, а дети подставляют «солнышку» ладошки, личики); а теперь потемнело, небо нахмурилось и закапал дождик. Скорее раскрывайте зонтики (дети изображают зонтики). Но вот дождик закончился, снова выглянуло солнышко, можно закрыть зонтики. На небе появилась радуга, запели ручейки, зажурчали.
Затем дети с воспитателем рассматривают работы детей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье»
Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 месяца).
Участники проекта: дети средней группы № 7 "Русалочка".
Проблема:
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.
Обоснование проблемы:
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.
Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.
Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
o знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;
o учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Срок проведения: 2 месяца.
Основные направления реализации проекта:
· НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.
· Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.
· Рассматривание иллюстраций.
· Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.
· Заучивание стихов.
· Просмотр мультфильма.
· Аппликация и рисование.
· Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.
Обеспечение: методическая и художественная литература, мультфильм, иллюстрации, набор для художественного творчества.
Ожидаемый результат:
Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.
Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.
Знакомятся с литературными произведениями.
Создаётся выставка детских работ.
Создаётся коллективная творческая работа вместе с воспитателем "Дом для радуги".
План выполнения проекта:
1 этап – подготовительный:
ü Разработка проекта.
ü Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.
ü Составление плана основного этапа.
ü Определение цели и задач проекта
2 этап – основной (реализация проекта):
День недели | Отрезок времени | Деятельность воспитателя с детьми |
Понедельник (1 неделя) | Утро | НОД «Семицветная радуга» Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…). Чтение веселых детских стихов про цвета. |
День | П/и «Найди свой цвет» |
|
Среда (1 неделя) | Утро | Беседа «Изучаем семь цветов радуги» Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака Чтение сказки о радуге Д/и «Найди цвета и назови их» |
День | Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию» П/и «Найди себе пару» |
|
Пятница (1 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Красный…» Чтение детских стихов про красный цвет НОД по рисованию «Радуга-дуга» Чтение Красной сказки |
День | Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» |
|
Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам» |
||
Вторник (2 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …» Чтение детских стихов про оранжевый цвет Чтение оранжевой сказки Рисование «Морковка» |
День | Чтение стихов о радуге С.Маршака, Е.Благининой. Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей |
|
Четверг (2 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я желтый …» Чтение детских стихов про желтых цвет Чтение желтой сказки |
День | Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова Сенсорная дидактическая игра «Гусенички» |
|
Понедельник (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…» Чтение стихов про зелёный цвет Чтение стихов о радуге К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера Рисование «Елочка – зеленая иголочка» |
День | Чтение зеленой сказки Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой |
|
Среда (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Голубой …» Чтение детских стихов про голубой цвет Загадывание загадок о цветах радуги Чтение голубой сказки |
День | - Чтение стихов о радуге А. Бывшева, И. Векшегоновой |
|
Пятница (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Синий …» Чтение детских стихов про синий цвет Чтение синей сказки Загадывание загадок про ягоды и называние цвета |
День | Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой |
|
Вторник (4 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …» Чтение детских стихов про фиолетовый цвет Чтение фиолетовой сказки Д/и «Волшебные цвета» |
День | Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой |
|
Четверг (4 неделя) | Утро | Загадывание загадок про радугу Д/и «Радуга» Повторение изученных стихов о радуге |
День | Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик» |
|
Понедельник (5 неделя) | Утро | Коллективное рисование «Чудо птица» Игра «Какие цвета есть на картинке» |
День | П/и «Кто быстрее» Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской |
3 этап – заключительный:
* Оформление выставки детских работ.
* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.
* Создание коллективной творческой работы совместно с воспитателем для оформления детской раздевалки «Дом для радуги».
* Оформление портфолио проекта.
Литература:
*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.
*И. А. Лыкова. Цветные путешествия, или история о том, как стать настоящим Художником. (журнал "Цветной мир", 3/2012)
Ирина Галошева
МБДОУ «Детский сад №80» г. Чебоксары
Занятие по изобразительной деятельности
в старшей группе «Теремок»
на тему «Радуга- дуга »
Воспитатель : Галошева Ирина Андреевна
Занятие в старшей группе по рисованию на тему «Радуга – дуга » .
Задачи : закрепить знания об основных цветах, узнать о возникновении радуги , о цветах радуги в их последовательности, развивать воображение, создать у детей радостное и творческое настроение, воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование и материалы : рисунки с изображением радуги , альбомный лист, карандаш, акварельные краски, кисточка, баночка с водой, белый лист бумаги, где нарисована ветка.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Ребята, давайте с вами будем отгадывать загадки.
Шел долговяз,
В сыру землю увяз. (Дождь)
Без рук, без ног
А ворота открывает. (Ветер)
Белая вата поплыла куда-то. (облако)
Летит орлица по белому небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Золотое яблоко
По небу катается,
С утра улыбается,
А улыбка – лучи очень горячи. (Солнце)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!
В них ни въехать, ни войти. (Радуга ) .
Молодцы! Это радуга .
Показать детям картинки с изображением радуги .
(просмотр открыток, иллюстраций с радугой )
2. Беседа о возникновении радуги .
Сегодня мы с вами будем говорить о радуге . В старину ее называли «райская дуга» , люди верили, что она приносит счастье. Когда мы ее видим у нас на душе становится радостно.
Поэтому ее назвали РА-ДУ-ГА.
А кто из вас видел настоящую радугу ?
(Выслушать ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, кто же это раскрасил небо?
-Радугу построили солнечные лучи и дождевые капли. Солнечные лучи попадают на капельки дождя и они распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга . В радуге 7 цветов и
и все они расположены в одном порядке. Человек придумал специальную фразу, чтобы запомнить последовательность расположения цветов в радуге : Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
3. Рисование.
А теперь, ребята, давайте с вами нарисуем радугу . У нас будет необычный рисунок. Мы будем рисовать сказочную Жар-птицу. Она будет сиять всеми цветами радуги .
Физкультминутка.
Видим, скачут на опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок.
На болоте две подружки
Прыг-скок, прыг-скок.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись,
И прыгнули в воду. (Садятся на свои места)
Воспитатель поэтапно показывает :
1этап-обводим руку.
2этап-дорисовываем птицу.
3 этап- раскрашиваем в определенной последовательности.
Дети раскрашивают.
4. Итог занятия .
Молодцы! Очень красивые птицы у вас получились.
Ребята, какие цвета радуги вы запомнили ?
В радуге 7 цветов и они расположены в определенном порядке : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Свою капельку радости вы оставили в своих рисунках.
Когда работы детей высохнут, воспитатель вырезает нарисованных птиц и клеит их на плакат. Получится коллективная работа «Чудо-дерево» .
Дополнительно можно разучить такие четверостишья :
1. Что ты, Радуга-дуга ,
Опустила вниз рога?
Там внизу – водица…
Я хочу напиться!
2. Рада радуга-дуга ,
С неба смотрит на луга.
Дождиком умоется
Красотой раскроется.