19.08.2019

Брак в древней греции. «у нас есть блюдо, которое готовится почти сутки!»: рубрика «готовим с нашей» в гостях у греческой семьи


Греки, первыми из древних народов начала соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина.

Все греки, в каких бы полисах они не жили имели общие взгляды на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы принять от отцов обязанности по отношению государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов.

Производя на свет детей, гражданин выполнял и свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы и сохраняя семейные традиции. Наконец, вступая в брак, человек преследовал и сугубо личные цели - в старости обрести в детях опору.

Важнейшим считалось все же исполнение долга перед государством, и именно поэтому, в Афинах, хотя и не было формального правового принуждения к женитьбе, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Причем рекомендуемый возраст для мужчин был 30-35 лет, а для женщин 14-18. В Спарте бал даже закон против ревностных холостяков, их облагали крупным штрафом за уклонение от своих обязанностей перед государством.

Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян.

Этому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинскими, законодательные постановления, поощрявшие брак, и всеобщее презрение, которому подвергались старые холостяки.

Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей невесты, по стародавнему обычаю жених выкрадывал невесту из семьи (разумеется, с ведома последней) и скрывал ее у подруги. Там ей остригали волосы и одев, в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим столом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс - символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом мужа жена входила открыто лишь спустя некоторое время после брака.

В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака - богам Зевсу и Гере. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. После пира жених увозил невесту к себе.

Прибыв к дому, новобрачный переносил невесту через порог, тем самым подчеркивая ее особое положение в доме, в отличие от других женщин.

В классической Греции свобода женщин, особенно афинских, подверглась существенным ограничениям. То, сто даже свободнорожденные женщины не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако, и в частной жизни женщина все больше зависела от мужчины, во все большей мере подчинялась его власти и опеке. Девушкой в доме отца, она во всем должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти - воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла сама принимать решения, касающиеся ее имущественных дел, не имела она и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более ранней эпохи. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома - в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, воспитанием детей, пока те были совсем маленькие.

На улицу афинская женщина всегда выходила в сопровождении рабыни, причем скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-то внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена.

Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гикеней и присоединяться к ликующей толпе.

Целью брака является рождения детей.

Вместе с тем часто греки старались избавиться от здоровых детей, в особенности девочек. Женщины не представляли ценности как рабочая сила.

Часто число детей в семье ограничивалось 2-3.

В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская.

Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и сч?ту, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимназии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни реб?нка: новорожд?нных осматривали члены герусии и отбирали для государственного воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома.

Существовавшая с середины 6 в. до н. э. система государственного школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н.э. на Крите, в Фуриях и в Трезене.

В этих школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определ?нную специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько - для обучения разным предметам.

Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощ?ных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

Дальнейшее образование дети 13-15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц - гимнасиархов. В восточной Греции и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорожд?нных, велось педагогами (оплачивались за сч?т общества) и было рассчитано на два года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе. Гимнасии распространились по всей Греции. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18-20 лет проходили подготовку в эфебии.

Зачатками высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных уч?ных (риторов, софистов, медиков и др.). "Школы" в этих случаях именовались по имени уч?ного или месту обучения (Академия - школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

Образование в Греции, как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Греции получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Греции возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоятельного развития греческих полисов физическое воспитание и военное обучение занимали не только в Спарте, но и в демократических общинах важное место.

После завоевания Греции сначала Македонией (конец 4 в. до н. э.), потом Римом (середина 2 в. до н. э.) физическое воспитание вс? более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

В конце прошлого века мужской костюм жителей Пирея, по наблюдениям русских путешественников, выглядел следующим образом: на голове у мужчин - красная феска, «...узенький белый воротничок ложится на красный или голубой красиво расшитый камзол с висячими разрезными рукавами. Из-под нарядного камзола видна белая рубашка, стянутая у талии цветным кушаком; от него до колен спускается белая широкая фустанелла (юбка). Ниже колен ноги затянуты в узкие гамаши..., пурпурно-красные или голубые, с синими кистями и шитьем, а ноги обуты в красные башмаки с узкими концами или в сандалии. Плащ из мохнатой козлиной кожи с висячими рукавами, а у богатых - голубое пальто с красным воротником служит им верхним платьем в суровое время года» 1 . Еще на рубеже нашего века большинство горожан носило подобный костюм и лишь немногие - пиджачную тройку. Главное, что бросалось в глаза путешественникам, это красочность национального костюма и его богатая орнаментация. Что касается фустанеллы (см. главу «Албанцы)», то это- принадлежность старинного костюма, общего для греков и албанцев; его и сейчас носят королевские гвардейцы. Крестьяне материковой Греции обычно носили не только фу- станеллу, но и узкие сравнительно короткие штаны.

Ныне национальный костюм встречается редко, главным образом в сельской местности. Разумеется, чаще его можно видеть на пожилых людях. Костюм общеевропейского образца, появившийся в Греции накануне революции 1821 г., теперь почти вытеснил народную одежду. Например, молодые рабочие носят сравнительно узкие брюки и хлопчатобумажную цветную рубаху навыпуск - костюм, удобный для работы.

Народный костюм и его отдельные элементы встречаются у населения островов, где национальные черты быта сохранились в большей степени, чем на материке. Мужчины носят черные или синие широкие шаровары (Jpaxsg, белую рубашку jtovxafxiGo, жилет со множеством пуговиц yeXixo, красный или черный широкий пояс и красную феску (в прошлом к феске прикрепляли короткую шелковую черную кисточку). На Крите носят сапоги с высокими голенищами, куртку темного цвета - из толстого сукна у горцев и из тонкого - у обитателей равнин. Киприоты иногда, подобно туркам, обматывают феску платком. Куртки у них цветные. В прошлом веке знатные лю ди и на‘материке надевали длинные шаровары и носили тюрбаны.

Зимой мужчины надевали плащи из козьей шерсти, очень широкие, с длин ными рукавами и капюшоном. Такие плащи носили почти по всей Греции^ а раньше их экспортировали и в другие страны Средиземноморья. Состоятельные люди носили плащи из сукна, подбитого овчиной. Старинная обувь - типа мокасин из телячьей, бычьей или свиной кожи (простой плоский кусок кожи, привязанный к ноге кожаными ремнями) - сохранилась лишь в горах, так как она удобна для ходьбы по горным тропам.

Женский народный костюм, также как и мужской, в значительной степени заменен теперь городским европейским платьем. Традиционный костюм имеет много вариантов. Основной комплект состоит из длинной белой рубахи туникообразного покроя с длинными широкими рукавами. Вышитый подол рубахи виден из-под длинной и широкой юбки ероозга. Поверх рубахи надевают короткую шерстяную или шелковую безрукавку яркого цвета или же куртку с длинными рукавами и глубоким вырезом на груди. В некоторых областях этот костюм сменили длинные платья с широкими рукавами.

Во всех вариантах женского костюма фартук остается его неизменной принадлежностью. Пояс- широкий, с большими серебряными или позолоченными пряжками. На голову женщины раньше надевали вышитую феску с двумя помпонами, позднее ее заменили двумя фабричными платками. Один платок повязывали под подбородком, а второй складывали сборками и обвязывали вокруг головы. В последнее время женщины носят один платок, сложенный треугольником и завязанный на левом виске бантом. В Аттике платок повязывают вокруг головы, спуская из-под него на лоб несколько рядов подвесок в виде монет. У жительниц Эвбеи платок лежит свободно вокруг шеи, а его концы спускаются по спине. В других районах Греции приняты иные головные уборы: на острове Корфу женщины носят высокие белые накрахмаленные шапки, в Македонии шапочки маленькие, остроконечные, отделанные вуалью, бахромой, спускающейся с верхушки, и цветами сбоку. Иногда шапочки украшают монетами и бусами. Волосы в праздничные дни оставляют распущенными, в будни заплетают в косы.

Весь женский костюм, особенно праздничный, богато украшен вышивкой и золотым позументом. Из украшений носят серебряные или позолоченные пряжки на поясе и цепочки со старинными монетами на груди.

Обувью женщинам служат башмаки на кожаной подошве с матерчатым - шелковым или хлопчатобумажным - верхом, часто покрытым вышивкой.

Общественная жизнь

В настоящее время общественная жизнь греческого народа, имеющего древние демократические традиции, развивается в тяжелых условиях.

Жизненный уровень трудящихся чрезвычайно низок. Спад и застой производства привел к безработице (в 1959 г. не имели работы около 25% всех рабочих в стране) со всеми ее последствиями - нищетой, болезнями.

Национальная интеллигенция пополняется в основном молодежью средних классов. Но многие из имеющих высшее образование не могут получить работы ни на государственных, ни на частных предприятиях. Безработица вынуждает тысячи молодых трудоспособных людей покидать родину и искать работу за границей.

Наиболее массовые общественные организации страны - профессиональные союзы, возникшие еще в конце XIX в. Большинство их объединено ныне во Всеобщую конфедерацию труда Греции. Необходимость борьбы за жизненные интересы привела к усилению забастовочного движения. Из года 4 В год растет количество забастовок, в которых участвуют горняки, каменщики, кожевники, работники печати и городского транспорта, государственные служащие, учителя, студенты. Они требуют повышения заработной платы, восстановления демократических свобод, отмены антирабочих законов, прекращения преследований прогрессивных общественных деятелей, проведения мирной внешней политики. Усиление забастовочного движения в Греции свидетельствут о росте классового сознания трудящихся.

Значительную роль в общественной жизни страны играет православная церковь, имеющая большое влияние на верующих, особенно в деревнях.

Для политической жизни современной Греции характерна многопартийность. Новые политические буржуазные партии возникают обычно накануйе парламентских выборов. Продолжительное время у власти стоял Национально-радикальный союз, который был создан в 1956 г. В целом это - проамериканская партия, хотя в ее составе есть сторонники английской и западногерманской ориентации. Большинство буржуазных партий объединилось в так называемый Союз центра. Основное ядро его составляет либеральная партия (основана в 1910 г.). В результате парламентских выборов 1963 г. Союз центра пришел к власти.

Рабочие, передовые интеллигенты, сознательные слои крестьянства, мелкой, а отчасти и средней буржуазии сплачиваются вокруг Единой демократической левой партии (ЭДА) - наиболее передовой демократической партии в Греции (создана в 1951 г.). Она стремится к объединению всех демократических сил страны. Печатный орган этой партии - газета «Ай^р]» - ч<Авги» («Заря»).

Коммунистическая партия Греции, как уже говорилось, с 1947 г. находится на нелегальном положении.

Семья, семейные обычаи и обряды

В греческих семьях до сих пор сильны патриархальные традиции. Подчиненное, зависимое положение женщин в городе поддерживается в значительной степени тем обстоятельством, что женщины средних классов в большинстве случаев не работают на предприятиях и в учреждениях, следовательно, экономически целиком зависят от мужа. Чрезвычайно тяжело положение женщин-горожанок, вынужденных работать по найму, например в табачной промышленности. Труд фабричных работниц оплачивается ниже, чем труд мужчин. Рабочий день работниц длится по 12 и более часов. Несколько общественных организаций женщин Греции борются за улучшение условий их труда, за демократические права женщин.

В среде горцев, занимающихся главным образом скотоводством, женщины сравнительно более самостоятельны, чем у жителей долин - земледельцев по премуществу. Но и здесь и там женщины ведут тяжелую трудовую жизнь. Крестьянка встает утром раньше всех в доме, делает уборку, готовит пищу для всей семьи, потом берет на плечи самого маленького ребенка и идет в поле, где работает до позднего вечера. Вернувшись домой, женщина не отдыхает. Пока муж сидит в кофейне, она занимается хозяйством - печет хлеб, стирает, присматривает за детьми.

Мужчины в Греции вступают в брак чаще всего в возрасте около 23 лет, а девушки-в 18-20 лет. В крестьянских семьях родители обычно стараются выдавать дочерей замуж очень рано. С пятнадцатилетнего возраста девушки начинают работать за ткацким станком, с этого возраста они называются «фантина» (ткачиха). Это значит, что они уже взрослые, готовят приданое и могут выходить замуж. С малых лет девушек учат вышиванию. Вышивка занимает особое место в жизни женщины, так как доходы от продажи вышитых изделий составляют часть семейного бюджета.

Даже в настоящее время в некоторых селах Фракии и Олимпа родители не считаются с мнением дочери или сына и часто устраивают браки вопреки их желанию. Обычно крестьяне женятся на девушках своего села. Свадьбе у греков, как и у других народов, предшествует обручение. Часто по общему согласию родителей обручают детей очень малого возраста - шестисеми лет.

Когда одевают невесту к венцу, ее подруги поют, а она должна плакать, выражая этим печаль расставания с родным домом. Жених приходит в дом невесты в сопровождении музыкантов. Жениха и невесту провожают в церковь с пением и танцами. При приближении свадебной процессии к церкви раздается звон церковных колоколов, друзья жениха стреляют в воздух из ружей, взрывают динамитные шашки. Во время обряда венчания, помимо шаферов, которые стоят рядом с венчающимися, фигурируют так называемые xovjiJtapog (кумпары), три - пять человек, стоящие позади них. Кумпаров выбирают невеста или жених среди холостой молодежи; они считаются пер- вьши лицами на свадьбе после молодых. Впоследствии кумпары должны крестить детей этой четы - в этом смысле греческий кумпар соответствует русскому куму. Во время бракосочетания кумпары держат большие свечи, заменившие в современном обряде факелы, которые в античности были эмблемой Гимена - бога брака. Из церкви новобрачных ведут в их новый дом. Путь освещают свечами (свадьба начинается всегда вечером). По дороге к дому молодежь танцует.

Вступая впервые в дом мужа, молодая совершает магический обряд, который должен обеспечить благополучие новой четы: в некоторых местностях Греции она наступает на сошник, в других - на тарелку и разбивает ее. На острове Крит молодой подносят блюдо с медом и она, окунув палец в мед, чертит на дверях знаки креста. В некоторых районах материковой Греции мужчины чертят на дверях знаки креста кинжалами.

Начинается пир, который длится до утра, а иногда и несколько дней (традиционный срок свадебного обряда - восемь дней). Пир сопровождается пением, танцами, стрельбой.

Греческая свадьба сохранила много интересных пережитков далекой старины. Таково, например, курение фимиама во время традиционного кругового танца, в котором участвуют новобрачные. Их осыпают конфетами, монетами, зерном, лимонными и миртовыми листьями. Это - пережиток античного свадебного жертвоприношения или магического обряда, символизирующего плодородие, богатство, изобилие. Пережитком патриархальных отношений является обычай, по которому невеста должна целовать ноги родителям и родственникам жениха. Лицо невесты закрывают белым покрывалом; его подымает дружка во время свадебного пира.

Девушек нередко похищают. Поводом для этого бывает отказ родителей выдать дочь за просящего ее руку или же нежелание самой девушки выйти за нелюбимого. Иногда похищение происходит по обоюдному согласию сторон, с тем чтобы избежать свадебных расходов.

Невеста обязательно должна иметь приданое, которое мать начинает готовить для дочери, когда той исполняется шесть-семь лет. В день свадьбы приданое, уложенное в сундуки, перевозят в дом мужа. Землю и недвижимое имущество отец передает только сыновьям. На Кипре обычай требует, чтобы деревенская невеста имела к свадьбе свой дом.

В крестьянском быту вплоть до второй мировой войны местами сохранялись древние родильные обычаи и обряды. После родов женщине не полагалось выходить из дома в течение сорока дней.

На Крите и в других местах Греции как только женщина разрешится от бремени, к ней собираются родственницы и подруги, которые песнями и танцами стараются развлечь молодую мать. По местному поверью, она будет страдать от злых духов, если останется одна. На острове Карпафос принято, чтобы новорожденного обнял самый красивый человек и чтобы ему первый раз дала грудь красивая, сильная и мудрая женщина. В этих народных обычаях заложены древние представления о возможности передачи красоты и силы с помощью магии.

Детей пеленают туго для того, чтобы они выросли стройными. Этот обычай, по-видимому, не греческий, а появился под влиянием других народов, потому что произведения античного искусства всегда изображают детей голыми и в описаниях древних авторов не упоминается обычай пеленания.

На шею ребенку вешают так называемые фо^а%тарьа (филахтирия) - обереги, амулеты, чтобы сохранить его от злого глаза, от лихорадки и других болезней. Многие из этих болезней обозначаются, как у древних греков, эв~ фемическими именами. Например, колики у ребенка называются «его сладкое», оспа - «благословение» и т. п. Крестный отец (кумпар) готовит необходимое белье для крестин и подарки гостям. Первого в семье мальчика называют по имени дедушки, а девочку - по имени бабушки. Это продолжается веками, поэтому в семье повторяются одни и те же имена.

В погребальных обрядах заметно, как христианство приспособилось к языческому ритуалу.

Греки верят, что душа покойника покидает тело через рот. Как только человек умрет, тотчас же открывают окна и двери, чтобы облегчить душе умершего путь на небо.

Перед погребением тело умершего обмывают вином и заворачивают в саван. В доме разбивают все сосуды, употреблявшиеся покойником при жизни, или льют воду во дворе. На улицах, по которым проходит погребальная процессия, закрывают все окна, чтобы злой дух не проник в дома, льют воду или разбивают сосуд для воды. На Кипре, как в Греции, бьют посуду над могилой. Вероятно, этим обычаем можно объяснить находки большого количества черепков при раскопках захоронений в древних Микенах.

Духовных лиц от архимандрита и выше хоронят в сидячем положении. Присутствовать на похоронах считается долгом каждого жителя села. По окончании литургии в церкви раздают г|)г)%бл;т]та (психопита) - пирог с сыром, а также инжир, маслины, по стакану раки. Кутью делают через три дня после смерти и в последующие годы в дни поминок.

После возвращения с кладбища все провожавшие тело идут в дом умершего и там пьют кофе и раки. Во Фракии все умываются после похорон, чтобы не явился во сне умерший. По народному поверью, души остаются на земле не меньше 40 дней, поэтому на протяжении этого срока каждый вечер над могилой зажигают светильник.

Через три года после похорон родственники раскапывают могилу и вынимают останки. Кости обмывают вином, затем их кладут в особый деревянный ящик или полотняный мешок и хранят их в общем ассуарии кладбища. Вещи покойного раздают тем, кого он больше всех любил при жизни. Раз в год поминают усопших. В народе верят, что если живые почему-либо не -сделают поминок, то умершие станут звать их к себе или тревожить во сне.

Свадебные обычаи древней Греции имеют богатую многовековую историю, любопытные факты и подробности, которые сохранились и дошли до наших дней в виде рисунков на античных вазах. Эти бесценные исторические эпизоды рассказывают, насколько разным было восприятие супружеской жизни между женщинами и мужчинами, насколько разными были законы для жен и мужей. Одним принадлежали господство и все удовольствия мира, другие довольствовались скромным радостями семейной жизни.

Так что же скрывалось за пышной свадьбой с цветами и лентами, колесницами и флейтами, песнями и плясками? Какая жизнь ожидала мужчин после свадьбы, и что было уготовлено для девушек? Давайте познакомимся поближе с обычаями и традициями свадьбы в древней Греции и постараемся воссоздать картину прошлых столетий.

Брак в древней Греции - Суровые законы вступления в брак

В древней Греции девушек выдавали замуж еще до полового созревания, пока они молоды и чисты. Не успев проститься с детскими игрушками, девочки в возрасте до 12 лет были вынуждены покинуть отчий дом и становиться женами юнош или мужчин старшие их на 12-15 лет.

Люди доживали примерно до 28-30 лет, в 40-летнем возрасте человек уже считался стариком. Редко кто умирал своей смертью: либо болезни уносили человеческие жизни (медицина находилась на очень низком уровне), либо . Чем быстрее девушка выходила замуж, тем быстрее и больше она могла воспитать будущих воинов, на защиту которых рассчитывало государство.

В Древней Греции , ни абортов. У каждого грека могло быть столько детей, сколько могла родить жена или жена + любовница. В среднем 10-12 детей. Однако в виду высокой смертности до детородного возраста выживало лишь 1-2 ребенка.

Еще об оной причине раннего вступления в брак мы расскажем чуть позже.

Цена невесты

Брак в древней Греции сопровождался подписанием брачного договора, по которому девушка переходила в собственность своему мужу за определенную оплату. До появления чеканных монет в древней Греции использовались различные денежные единицы, находившиеся в обороте в том или ином веке. Это был и скот и натуральные продукты и драгоценные металлы. В зависимости от внешности невесты, ее работоспособности и достатка семьи за девушку могли отдать от 1 до 20 коров или овец или же мешок ячменя или 10-30 сиклей (единица измерения серебром, 1 сикль = 11,4 гр. серебра). С течением времени выкуп невесты носил уже символический смысл. Сегодня у некоторых народов покупка невесты по сей день является обязательным условием свадебного ритуала, даже если она носит обрядово-символический характер.

До современной Греции этот обычай дошел в символическом смысле: как и в России, жених платит выкуп за невесту ее подружкам.

Помолвка

Условно свадьбу в древней Греции можно поделить на три этапа: помолвка, пиршество в доме невесты, пиршество в доме жениха.

По традиции свадьбе в древней Греции предшествовала помолвка. Как говорилось выше, брак - это договор купли-продажи невесты, детали которого - размер оплаты и дата свадьбы - обсуждались на помолвке. Договор подписывался между отцом невесты и женихом, участие невесты при этом не требовалось. По местным обычаям невесту не знакомили с женихом до дня самой свадьбы.

Если заглянуть в историю древней Руси можно найти моменты, которые тесно переплетаются с древнегреческой историей. Так замужество на Руси - это взаимовыгодная сделка, заключаемая между родителями невесты и жениха. Родители девушки выбирали будущего родственника, исходя из сословных и имущественных интересов. На помолвке молодых знакомили, ну а далее - неизбежная свадьба . Мнение девушек, разумеется, при этом не учитывалось, жили по старинному убеждению: стерпится, слюбится.

Современная помолвка в Греции или обручение совершается за несколько месяцев или даже за год до свадьбы. Как и в древности, главная цель помолвки - подписание брачного контракта между родителями жениха и невесты. В этот же день происходит обмен сторон свадебными кольцами, назначается дата свадьбы.

Наряды жениха и невесты

В день свадьбы девушки одевали длинное, украшенное вышивкой, платье с застежками на плечах. Голова покрывалась головным убором или покрывалом (сегодня это называется фата). Наряд мужчины представлял собой прямоугольный кусок материи, также скрепленного на плечах застежками и не сильно отличался от женского.Одежда молодоженов в древней Греции была обязательно белого цвета, как символ чистоты и света. Кстати, традиция надевать на свадьбу белое платье зародилась именно тут.

В современной Греции, помимо белого платья невесты, сохранилась традиция покрывать голову венками: новобрачные надевают тонкие венцы, соединенные между собой шелковой белой лентой, символизирующие единство.

Свадьба в древней Греции

К алтарю молодожены отправлялись на украшенной цветами повозке в сопровождении гостей, флейтистов, барабанщиков и факельщиков.

В первый день праздник начинался в отчем доме невесты и заканчивался в доме жениха. Обязательными атрибутами свадьбы были шумное веселье, песни и пляски, которые, как верили греки, изгоняли злых духов. Актуально создание шума и в современной Греции: на свадьбе к машине привязываются жестяные банки.

Обычай праздновать свадьбу с размахом несколько дней постепенно утратил свою ценность. С течением времени пиршества становились все более скромными и расточительство уже не приветствовалось. Эта традиция дошла и до наших дней

Молодоженов на свадьбе осыпали монетами, финиками, фигами, орехами, что символизировало достаток и счастье в семье. Такая традиция сохранилась во многих странах.

В древней Греции жениху и невесте было непозволительно употреблять алкоголь . Не смотря на то, что вино греки делали отменное, употребляли они его в разбавленном виде. Пьянство считалось позором и каралось общественностью. Однако правила созданы для того, чтобы их нарушать, и нарушались они довольно часто: за стенами городов царила иная нравственность и мораль.

Интимная жизнь после свадьбы

По достижении половой зрелости юные девы, как считают историки, становились похотливыми самками , лишенными сдержанности и самоконтроля. За ними нужно было приглядывать, чтобы они хранили свое целомудрие. Самым верным решением считалось отдать девочку замуж. И до и после женитьбы девушки держались взаперти из страха прелюбодеяния.

Брак в древней Греции - это ничто иное как воспроизводство потомства. Незавидная судьба ожидала девушек после свадьбы: они практически приравнивались к рабыням, в том числе и в сексуальной жизни.

Замужняя женщина занималась хозяйством и воспитанием детей, соблазнительными их назвать было нельзя. Как говорилось в те времена - девочки для дела, мальчики - для удовольствий. Мужья предпочитали удовольствия на стороне - в стране процветали проституция и гомосексуализм.


Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, всё решали родители жениха и невесты.

Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения и обряд отлучения девушки от родительского очага. В доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.

Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.

После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.

У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери – имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, и таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.

Целью брака в Греции было рождение детей и обеспечение государства новыми гражданами. Девушек выдавали замуж в возрасте пятнадцати лет. Отец обладал полной властью над судьбой своей дочери. Он сам выбирал для нее мужа среди нескольких претендентов, добивавшихся ее руки. Отец приглашал их всех в одно и то же время к себе и наблюдал за их манерой вести себя, за их характером, выносливостью, для чего устраивали различные спортивные состязания.

Роль женщины в семье, ее свобода были ограничены. Она не могла принимать участие в управлении государством, ей не разрешалось наследовать собственность, защищать себя в суде. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома, где занимались домашним хозяйством, ткачеством, воспитывали детей.
В Афинах законным считался брак между свободным гражданином и дочерью другого свободнорожденного. Если отец или мать не имели гражданских прав, то дети от такого брака считались незаконнорожденными и лишались гражданских прав.

Рождение ребенка было для семьи торжественным событием. Если рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а если девочка – шерстяными нитями. На десятый день жизни младенцу давали имя. Отец имел право признать ребенка своим или отказаться от него. Если он сомневался, что это его ребенок, то младенца выкидывали из дома. Иногда греки стремились избавиться от ребенка, особенно девочки, если не могли ее прокормить. Девочки находились под опекой матери или няньки, а мальчики с семи лет переходили под опеку отца.

Воспитание детей

Обучение мальчиков начиналось с семи лет и продолжалось до начала военной подготовки в восемнадцать лет.
Дети объединялись в группы под руководством преподавателя. Они учились чтению и письму. Тетрадями были деревянные таблички, покрытые воском, на которых ученики острыми палочками чертили буквы. Мальчики учились играть на лире или кифаре, заучивали отрывки из поэм Гомера, Гесиода. Учитель гимнастики помогал детям состязаться в беге, прыжках, метании копья. Учеников водили на гимнисии – площадки для тренировок – или в палестры – школы борьбы. Целью воспитания была подготовка подростков к спортивным состязаниям, закалка их дня военной службы.

С V века до н.э. большой популярностью пользовались учителя-философы – софисты. Их занятия были платными. Софисты читали лекции перед группой слушателей. Они советовали своим ученикам больше слушать, чем говорить. Софисты стремились подготовить для государства хороших граждан. Основное внимание они уделяли риторике – искусству произнесения речей, и эвристике – искусству спора.

Девочки в школу не ходили. Матери учили их дома прясть, ткать, вести домашнее хозяйство.
В Греции получить образование могли только свободные люди.

 11:00 / 19 нояб. 2016

Журналист встретилась с представительницей греческой общины - Софьей Евстафиади (Дагдаляниди). Она поделилась рецептами народных блюд и рассказала, как выбрать настоящие оливки и какие они - настоящие сувлаки.

В Новороссийске прекрасно уживаются более 120 народностей. В нашем городе соседствуют люди разных культур, религиозных взглядов и традиций. Сегодня НАШ материал посвящен греческой культуре и понтийской кухне.

Готовим сирон

Сегодня мы будем готовить традиционное понтийское блюдо - сирон, - такими словами встречает меня Софья на кухне. - Это блюдо довольно просто в приготовлении, отлично подходит для встречи с друзьями или родными. Оно пришло в нашу семью из семьи моей мамы, и мы часто готовим его дома.

Сирон - горячая греческая закуска из лаваша.

Ингредиенты:

  • Лаваш
  • Сливочное масло (200 граммов)
  • Чеснок (3-4 зубчика)
  • Кефир
  • Сметана


Сегодня мы используем лаваш из магазина, а в традиционном рецепте его тоже готовят самостоятельно. Для этого используют постное тесто: мука, соль, вода. Тесто раскатывают, подсушивают на сухой сковороде и закутывают, чтобы лаваш не сох и не ломался при готовке, - рассказывает Софья.

Раскладываем лаваш на столе и закручиваем его в тугой рулетик:


После нарезаем его кусочками шириной 1-2 сантиметра:


Выкладываем получившиеся рулетики в емкость:


Готовим соус для блюда

В старину готовили соус из кислого молока, но в современном варианте мы используем кефир и сметану. Их нужно смешать. Консистенция должна быть более жидкой, чем сметана. Добавляем в соус чеснок по вкусу. Мы любим поострее, - комментирует свои действия Софья. - Кто-то кладет в соус творог, так оно получается более сытным.


Тем временем, хозяйка уже поставила греться чайник. Кипяток понадобится нам на следующемо этапе приготовления блюда. Им нужно залить выложенные рулетики, чтобы лаваш стал мягким.


Совет от хозяйки: заливать блюдо нужно до тех пор, пока рулетики не покрылись водой.

После этого накрываем блюдо крышкой на пару минут. В это время на плите уже растапливается сливочное масло:


Следующий этап: открываем нашу емкость с рулетиками и заливаем их соусом.

Совет от хозяйки: Нужно ложкой раздвигать рулетики, чтобы соус пропитал их со всех сторон.


После этого заливаем блюдо поджаренным сливочным маслом:


Блюдо готово! Можно садиться к столу!


Совет от хозяйки: Сирон нужно подавать и есть максимально горячим, пока масло не остыло.

Блиц-опрос:

- Много ли греков живут в Новороссийске?
- Мы состоим в Новороссийском городском греческом обществе. Там зарегистрировано более 3000 человек. Но очень много представителей нашей культуры, которые не записались в общество, но проживают в Новороссийске.

- Говорят ли в вашей семье на греческом языке?
- К сожалению, я греческий не знаю, а родители говорят и понимают.

- Какие праздники принято отмечать в вашей культуре?
- Как и все, мы отмечаем Новый год, Пасху и другие крупные праздники. Греки особенно почитают Деву Марию, поэтому большие гуляния проходят каждый год в день Успения Богородицы - 28 августа. Вся община приезжает в район Неберджая, в часовне неподалеку проходит служба, а потом - празднование. Это всегда большое событие. Также мы всегда отмечаем День независимости Греции (25 марта) и День Охи. Кроме того, широко празднуем Старый Новый год. В этот день к нам приходит много гостей в национальных костюмах: поют песни, танцуют, колядуют.

День Охи - государственный праздник в Греции и на Кипре, который отмечается 28 октября в память об отклонении ультиматума, предъявленного Италией греческому премьер-министру Иоаннису Метаксасу 28 октября 1940 года. Греческое слово «όχι» означает «нет». В этот день греческому правительству было предъявлено требование позволить итальянским войскам войти на территорию Греции и занять «стратегические позиции» или, в противном случае, была бы объявлена война. Как утверждают, ответ был краток: «όχι», то есть «нет». Утром 28 октября греческое население, независимо от политиков, вышло на улицы, скандируя «Охи».


- Какие еще традиционные блюда готовятся в вашей семье?
- Есть блюдо, которое наш папа всегда готовит на Старый Новый год. Оно называется кешкек. Это блюдо готовят почти сутки! Сначала долго, обычно всю ночь, варят домашнюю курицу в большом казане. После этого убирают кости и добавляют шелушеную пшеницу, варят на протяжении дня. Когда крупа уже очень сильно разварилась, добавляют домашнее сливочное масло и интенсивно мешают, как будто взбивая блюдо, чтобы оно получилось буквально воздушным. Получается очень вкусно и очень сытно! Еще готовим ксигалан (закваска, в приготовлении которой используют желудок домашнего животного - козы, барашка и т.п.), малез (обжаренная в сливочном масле мука с добавлением сыра) и другие.

- Как вы используете оливковое масло? Как его правильно выбрать?
- Оливковое масло нельзя использовать для жарки. Так вы убьете все полезное в нем. Его лучше добавлять в салаты и другие блюда без термической обработки. А для жарки мы используем нерафинированное недезодорированное кукурузное масло. Хорошее оливковое масло можно купить в Новороссийске в специализированных магазинах. Его можно узнать по специфическому зеленоватому цвету и аромату. То же самое можно сказать и о маслинах: те, что продаются в массмаркетах без косточек - они ненастоящие, их соус отдает медикаментами - вряд ли стоит включать их в свой рацион. Попробуйте один раз настоящие маслины из Греции и вы не сможете от них отказаться!

- Продают ли в Новороссийские настоящие сувлаки?
- В нашем городе несколько искажено понятие "сувлаки". В греческой культуре сувлаки - это шашлык на шпажке и все. Здесь же сувлаки называют мясо в лепешке с овощами. Для этого блюда скорее подходит греческое название гирос.

- Дают ли греки, проживающие в Новороссийске, своим детям необычные имена?
- Наверное, для вас это некая экзотика, а для нас это обычные имена. Детей называют Одиссей, Аристотель, Манолис, Стефан, Анастас, Михалис, Янис, Афина. Когда у мужчины с греческим именем рождается ребенок, кто-то заменяет свое имя на русский вариант и дает соответствующее отчество, например Михалис может дать своему ребенку отчество Михайлович, Янис - Иванович. А кто-то оставляет отчество таким, каким оно должно быть - Михалисович, Янисович. Кстати, нужно не забывать, что уже привычные в нашей стране имена, такие, как Елена, София, Мария - тоже имеют древнегреческие корни!

- Существует миф, что греки медлительны. Это так?
- Они не медлительны, а просто так повелось, что те, кто живет в Греции, никуда не спешат. Это связано с особенностями климата: днем там очень жарко, температура превышает 40 градусов. Поэтому днем там никто не работает: все оставляют дела и отправляются домой. Улицы буквально вымирают и оживляются только когда жара начинает спадать. Может быть, поэтому за нашим народом закрепился такой стереотип.

Ваша девичья фамилия - Дагдаляниди, а нынешняя - Евстафиади. Значит ли это, что в вашей культуре принято выходить замуж за "своих"?
- Да, у нас стараются выйти замуж и ли жениться на человеке "своей" нации. Что касается нашей семьи, родители с детства прививали нам культуру и традиции, наверное, поэтому так сложилось, что мой выбор спутника жизни был по душе и мне, и моим родителям, - заключает Софья.

"Наша Газета" выражает благодарность за помощь в подготовке материала Новороссийскому городскому греческому обществу, семье Дагдаляниди и нашей героине - Софье Евстафиади (Дагдаляниди).

  • Ранее НАША училась готовить стейк у новороссисйкого шеф-повара Артема Бугаенко.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди