08.08.2019

Цели воспитания. Многообразие целей воспитания. Цель воспитания в современной школе


воспитание образование педагогический

Гуманность как качество личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм -это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования... реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» (Психология: словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., 1990.-С.21).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Понятие «личность» отражает не только фактическое состояние социальных свойств человека, но и выражает его идеал, являясь понятием ценностным. Личность (в гуманистических философских и психологических концепциях) - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества.(Педагогический словарь)

Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований.

Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка.

Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель -ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя.

Закономерности гуманизации образования.

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

  • 1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.
  • 2. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное, профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
  • 3. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития».
  • 4. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры.
  • 5. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой

важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

  • 6. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
  • 7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения.
  • 8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.
  • 9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса.
  • 10. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни.

Основные положения идеи «педагогики свободы».

В соответствии с концепцией педагогики свободы, педагогическая поддержка, по Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка (не учителя и ученика, т.е. не в ролевых иерархических функциях). Гуманистическая культура воспитания есть качественно иное измерение человеческих взаимоотношений (равноправия, равноценности, уважения и доверия).

Ключевым понятием в этом определении выступает "преодоление" препятствий. Это связано с тем, что предметом педагогики свободы, в отличие от предмета педагогики необходимости являются способы изучения человеком самого себя, а не только естественно - научной картины мира. Изучая мир таким, "каков он есть", как он представлен наукой, педагогика необходимости не ставит перед собой задачу развития у детей способности к самопознанию - это не ее предмет, если она и изучает человека, то в качестве всеобщей, а не частной, личностной данности, категории

Педагогика свободы, изучая человека как субъекта выбора, имеет в виду то, что человек осуществляет этот выбор по отношению к себе. Следовательно, без самопознания свобода невозможна. Педагогика свободы рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на ученика, как на уникальную, духовную "самость".

Свобода не исключает отношения человека с миром, но как акт его активности знаменует переход к независимости от него, от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения.

Гуманистическое рассмотрение человека и как существа биологического (природного) , и как социального (культурного), и как экзистенциального (независимого, свободного) позволяет определить свободоспособность как характеристику нового измерения личности.

Свободоспособность - способность к автономному, нон-конформист-скому существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную заданность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.

Такая постановка вопроса требует от учителя умения отличать социализацию от индивидуализации.

Под социализацией понимается введение ребенка в мир взрослых, научение жить "как все люди живут", по общим законам. Социализация предполагает выработку и обретение способности к "адаптивной активности": первично общество (оно - цель), вторичен человек (он - средство для общества).

Индивидуализация (не путать с индивидуальным подходом к ребенку, чтобы он лучше усвоил задачи социализации) - это деятельность учителя и учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в нем от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. Индивидуализация предполагает: 1) индивидуально ориентированную помощь ученикам в реализации первичных базовых потребностей - без чего невозможно ощущение природной "самости" и человеческого достоинства; 2) создание условий для максимально свободной реализации заданных природой способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида; 3) стержневая черта индивидуализации - поддержка человека в автономном духовном строительстве, в творческом самовоплощении ("неадаптивная активность"), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору).

В индивидуализации первичен индивид, вторично общество, человек - цель, общество - средство.

По мнению О.С.Газмана, индивидуализация личности и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы».

Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира, а предметом выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии - самоопределении и самореализации. Результат - свободоспособность личности.

Педагогика свободы рассматривает ребёнка как уникальную духовную «самость», не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность и ставит задачу помощи ребёнку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности).

Педагогический смысл такой помощи, т.е. поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие "самости", самостоятельности человека.

Педагогическая поддержка не может заменить воспитание, так как сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками.

О.С. Газман заложил практические основы педагогической поддержки как выражение своей педагогики свободы. Говоря о своем понимании свободы как условия и воспитания, и педагогической поддержки и как особой педагогической категории, Газман подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных поведениях. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым.

Таким образом были намечены основные ориентиры стратегии педагогики личности.

Меняется стратегия воспитания: сначала свобода, а лишь потом подчинённая ей «педагогика необходимости»; сначала личность, потом коллектив, общество; сначала человек, а лишь затем потребный ему предметный мир.

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся:
- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
- социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
- обстоятельства биографии;
- культурная традиция, социальный и профессиональный статус;
- особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;
- система отношений с социумом;
- организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Если биологическая линия развития человека генетически запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые приобретены им в процессе .

Взаимодействие и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов.как наследственности, так и . Сегодня становится все более общепризнанным, что человека осуществляется под влиянием двух программ наследования - биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

Окружающая среда - мощный фактор развития личности, как предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния среды на человека. Факторы среды можно разделить на несколько групп.

Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий:
- адаптация - приспособление. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает;
- индивидуализация - появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В отрочестве стадия самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, ибо все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво;
- интеграция - появляется желание найти свое место в обществе. Она проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой и обществом, в противном случае возможны:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
- изменение себя («стать как все»);
- конформизм (внешнее соглашательство, адаптация).

Для возраста примерно до трех лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (десять - четырнадцать лет) - индивидуализации. Для юности (пятнадцать - восемнадцать лет) - интеграция. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).

Процесс развития усложняется тем, что социальная среда и социальные группы нестабильны, необходимо собственное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Однако процесс социализации имеет свои издержки. Можно выделить следующие издержки социализации в современных условиях.

Экономические:
- имущественное расслоение в обществе;
- подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи;
- гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления;
- рост имущественных правонарушений у детей;
- вынужденная работа детей, наносящая вред их здоровью и нравственному развитию личности, и др.

Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к появлению у молодежи неуверенности в будущем, «негативизма», нигилизма, и страхам, уходу в неформальные, националистические объединения, культу жестокости и др.

Социальные:
- в результате изменений в системе образования (платные и альтернативные школы) создались неравные условия для детей, что привело к элитарности образования;
- слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей и др.;

Культурные - засилье массовой культуры привело к утрате приоритетов национальной культуры, ценностного отношения к ней, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т.д.;
Моральные - произошла переоценка ценностей, т.е. переориентация молодежи в сторону индивидуализма, нравственной «раскованности».
Данные издержки вносят коррективы в организацию и методику воспитания.

Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

Важным элементом воспитания являются цели. Главная цель современного воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация, профессиональная востребованность (и т.д. по модели).

Многообразие целей (соответственно типов) воспитания .

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни. Ребенок должен приобрести такие качества, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим

Дж. Локк говорил овоспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.

Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня – обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци – развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. И.Г. Песталоцци – основатель концепции развивающего воспитывающего обучения: «обучение должно быть подчинено воспитанию»

БИЛЕТ № 12 Развитие, воспитание и социализация личности.

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Понятие «воспитание»имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

Если понимать воспитание в широком социальном смысле , то его фактически можно отождествить с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание , во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый).


Воспитание – явление социальное , т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.

Воспитание имеет статус социального института . Как социальный институт воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы.

Основная (явная) функция воспитания как социального института – обеспечение внутренней сплоченности общества. Осуществляется эта функция следующим образом:

· через планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

· подготовку «человеческого капитала», адекватного общественной культуре, необходимого для развития общества;

· трансляцию культуры, которая обеспечивает стабильность общественной жизни;

· через учет интересов половозрастных и социально-профессиональных групп, что позволяет регулировать действия членов общества в рамках социальных отношений.

Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания – любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.

Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация.

Различают семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное; по содержанию: трудовое, умственное, физическое; по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»: авторитарное, свободное, демократическое; по объектам воспитания: идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

БИЛЕТ№ 13 Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).

Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние следующие факторы: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и вуз, детские и молодежные организации, повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют объективные и субъективные факторы.

К группе объективных факторов относятся :

Генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

Социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

Обстоятельства биографии;

Культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

Особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

Психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

система отношений с социумом;

Организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

Воспитательный процесс в современных условиях строится на основе реализации принципов гуманизации и гуманитаризации, что обусловлено требованиями модернизации российского образования.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, разработка и апробирование новых образовательных и воспитательных моделей являются социальным требованием времени.

БИЛЕТ № 14 Основные принципы воспитания.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

Принцип природо сообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы.

Принцип культур сообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип персонификации – чел-к должен ощущать себя индивидуальностью. Стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТАИ БИЗНЕСА

Кафедра социальной психологии и педагогики

по психологии и педагогике

тема: Цели воспитания

Нижний Новгород

Введение

1. Цели воспитания

2. Цели воспитания в современной школе

3. Цели воспитания в зарубежной педагогике

Заключение

Список литературы

Введение

воспитание школа дьюи нравственный

Актуальность темы

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Проблема решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, что приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности крайне низка.

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли: Дубровина И.В, Овчарова Р.В., Гуткина Н.И, Подласый И.П., Бобанский Ю.К., Кузьмина Н.В, Ильенков Э.В., Караковский В.А., Макаренко А.С., Божович Л.И., Давыдов В.В., Платонов К.К., Фельдштейн Д.И., Фридман А.М., Кулагина И.Ю., Ушинский К.Д, Сухомлинский В.Л., Шаталин В.Ф., Выготский Л.Л., Эльконин Д.Б., Сапогова Е.Е., Мухина В.С.

Причинами столь пристального внимания к названной проблеме является вопрос развития будущего поколения, от которого зависит все дальнейшее развитие общества. В современном мире вся практика предыдущих поколений быстро адаптируется и модернизируется под актуальные нужды человека. Цель воспитания отражает достигнутый уровень развития общества.

Вышеизложенное выражает противоречие между постановкой целей воспитания и недосягаемостью данной цели на практике.

Цель исследования: изучение целей воспитания

Задачи исследования:

1. Изучить цели воспитания.

2. Рассмотреть цели воспитания в современных школах.

3. Проанализировать цели воспитания в зарубежной педагогике.

При решении поставленных задач использовались традиционные для педагогики методы исследования : теоретический анализ международных и отечественных информационно-рекомендательных документов по высшему образованию и анализ научных источников и литературы, обобщение научных знаний.

Основные рабочие понятия исследования:

Воспитание (по И.П.Павлова) - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Система воспитания (по А.С. Макаренко) -- устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания.

Цель воспитания (по Ж.Ж. Руссо) - сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности.

Виды целей (по Н.И. Ильинской) - общие (генеральные), которые соответствуют представлению общества об идеале личности; Педагогические, которые на определенном этапе формируют цели личности; Оперативные, которые ставятся при проведении отдельного урока или отдельного мероприятия.

Структура работы: реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего___7___наименований и приложений.

1. Цели воспитания

Цель воспитания -- это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание -- от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ -- всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы -- кчему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться -- можноназвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цельвоспитания выступает как общая, когда она выражает качества,которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного(отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает заединство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отделывзятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель -- определяющаяхарактеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий исредств. Широк диапазон различий между целями -- от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

История педагогики -- это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. О. Ефремов, Педагогика. 1-е издание, 2010 год

Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся.

Потребности общества определяются способом производства, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.

История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая.

При первобытно общинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель -- вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства, и цель воспитания находятся между собой в согласии.

При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уровень развития производительных сил, характер производственных отношений диктуют именно эти, а не иные цели. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

На примере античного воспитания видим также, что классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.

При феодализме основные классы -- феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов -- рыцарское воспитание, а для детей крестьян -- трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раздвоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с

Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с

Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.

Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

2. Цели воспитания в современной школе

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожаяна мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, -- обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет,всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистовэпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения. В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различныйсмысл.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а дляболее широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности вусловиях освобождения от частной собственности на средствапроизводства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в пониманиевсестороннего развития умственное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решенатолько революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась подвлиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя.Цель воспитания в будущем коммунистическом обществеК. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов итипа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всехобластях техники, общественного производства человечестводостигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можноставить цель всестороннего и гармонического развития людей.

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что будущее человечества во многом зависит от того, как направленовоспитание подрастающих поколений, ставили перед революционным пролетариатом важнейшую задачу -- бороться за новые требования в области воспитания и образования, за новуюсистему народного образования. «Коммунисты не выдумываютвлияния общества на воспитание; они лишь изменяют характервоспитания, вырывают его из-под влияния господствующегокласса», --писал К.Маркс.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания --формировании всесторонне и гармонически развитой личности -- потребовали частичного сужения цели, пересмотра иконкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдьне привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа.Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумнойорганизации и поддержке всего общества цель.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы -- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности кчеловеческой цивилизации.

Цель воспитания является ключевой категорией педагогики. Педагогическая деятельность всегда целенаправлена, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату.

Цель воспитания выступает как определенная перспектива, идеал личности, определяющий тенденции развития и совершенствования воспитательного процесса. В каждом обществе складываются конкретно - исторический идеал человека. Он определяется как обществом в целом, так и специфической средой, в которой предстоит жить ребенку. Этот идеал отвечает социальным потребностям общества в тех или иных качествах человека, в некоторой степени он одинаков для большинства граждан конкретного периода общественного развития и проявляется в определенном наборе идей, чувств, опыта, взглядов, ценностных ориентиров этноса, которые воспитание призвано привить всем детям без исключения, к какой бы социальной группе они не относились.

Развитие индивида наряду с представителями философской науки свой вклад в теорию формирования образа идеального гражданина и в обоснование методик его обучения и воспитания внесли писатели - утописты Кампанелла, Мор, Локк, Руссо, Оуэн, Дистерверг, Ушинский, Луначарский, Макаренко, Шацкий, Сухомлинский. Веками складывающаяся, постоянно развивающаяся мечта об улучшении физического, морального, интеллектуального, эстетического облика человека в истории земной цивилизации говорит об извечном стремлении человека к совершенству, под которым, как правил, понимают гармоничное развитии личности. Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336с.

Ушинский писал, что педагогика «стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда не достижимому: к идеалу современного человека».

В современном обществе пока не сложилось возможностей для того, чтобы каждый без исключения мог овладеть всеми богатствами материальной и духовной культуры (а не просто познакомиться с ними); развить в полной мере свои умственные, художественные способности, технические таланты, трудиться именно в той области приложения своих сил, где он мог бы свободно и с максимальной отдачей проявлять свой творческий потенциал.

Концепция гуманистического воспитания подходит к идее всесторонности и гармоничности конкретно - исторически, учитывая социально - экономические возможности страны, прагматические задачи демократизации общества и школы, и что особенно важно, - по мнению О.С.Газмана,- реализацию прав и свобод личности в образовании. Идея всестороннего развития человека выступает сегодня в качестве перспективы, общечеловеческого идеала воспитания; является ориентиром на возможное развитие личности школьника в направлении самоактуализации, самореализации его творческого личностного потенциала. Но одновременно с идеальной целью необходимо определить и реальные цели и задачи воспитания, так как отсутствие точно поставленных целей задерживает успех школьной работы

Цели воспитания в современной российской школе

1.Воспитание всесторонней и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство

2.Воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности

3.Приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности

4.Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.

5.Воспитание социально компетентной личности

6.Свободное развитие личности

7.Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, в социуме, в самореализации и самоутверждении

8.Формирование человека - гражданина, семьянина, родителя, специалиста - профессионала (интеллект, нравственность, созидательность) А. Грецов, Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. 1-е издание, 2012 год

При разумном подходе должна сохраняться преемственностьцелей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другуюбессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

3. Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характеризовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике развитых стран? Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные изжизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет ихготовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не можетбыть средством подготовки человека к жизни, оно -- самажизнь. Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества».

Не противоречат ли эти положения основной методологической установке Дьюи о природной, генетической уникальности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка -- исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет».

Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания -- подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие практического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего развития опыта. «Воспитание -- это рост, -- пишет Д. Дьюи, -- оно не подчинено никакой внешней цели. Оно -- сама цель».

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, направленной на достижение своих жизненных целей. Эта установка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивидуальных качеств поведения личности. Хорошая цель -- та, которая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с требованиями извне и заключает в себе предпосылки для конструирования тех поведенческих установок, которые соответствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей воспитания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повседневные проблемы, а главное -- указывает, как лучше приспособиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, -- вот наша главная задача» (П. Херст). «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать знания, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как жить». «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (М. Уорнок). Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

«Главная цель образования, -- пишет известный американский педагог Р.Финли, -- готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выводу, что генеральную цель воспитания прагматическая педагогика видит в самоутверждении личности. Л. Сурженко, Как вырастить личность. 1-е издание, 2013 год

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманского педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. Находясь в значительной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача -- развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманистами, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р. Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль истины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Воспитание -- это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать... Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование -- это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть процесс формирования его самого», -- пишет один из представителей экзистенциалистской концепции воспитания -- К. Коулд.

В 50--60-х годах видное место занимают взгляды немецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания. Основу для нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов усматривает в простых нормах нравственности. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели -- доверие, надежда, благодарность, --заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда.

Заключение

Проанализировав все цели воспитания, я пришла к выводу, что:

Цель выражает общую целеустремленность воспитания.При практическом осуществлении она выступает как системаконкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое ичасть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такоеопределение: цель воспитания -- это система решаемых воспитанием задач.

Целями воспитания в современной школе являются: выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности кжизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны ичеловеческой цивилизации.

Цель воспитания в зарубежной педагогике должна быть направлена на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача -- развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

Список литературы

Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

Андреева М., 100 секретов воспитания детей. //«Тригон», 2009 год

Л. Сурженко, Как вырастить личность. 1-е издание, 2013 год

О. Ефремов, Педагогика. 1-е издание, 2010 год

А. Грецов, Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. 1-е издание, 2012 год

Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Воспитание как приоритетное направление педагогики высшей школы. Общая характеристика основных целей воспитания студентов. Анализ принципов, детерминирующих содержание воспитания: социально-ценностная направленность, развитие и формирование личности.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы в аспекте нравственного воспитания. Комплексное исследование уровней нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Методы внедрения программы нравственного воспитания на основе фольклора.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2016

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Мораль как категория нравственного воспитания. Методы, средства и содержание нравственного воспитания школьников, особенности его применения на уроках литературы. Анализ ценностных ориентаций (нравственных категорий) учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1 26.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Современное состояние школьного воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Целесообразность гуманной системы воспитания как концепции воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к образовательному процессу.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Роль в теории и практике отечественного воспитания православной культурной традиции. Инновационные процессы в области духовно-нравственного воспитания. Сохранение целостности человека - важная задача современного воспитания. Нравственное самоопределение.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Рассмотрение теоретико-методологических основ педагогической концепции джентльменского воспитания на примере Дж. Локка и Ф. Честерфилда. Исследование специфики системы социально-нравственного воспитания через приобщение личности к внешнему опыту.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Сообщение

учителя математики

ЕФРЕМОВОЙ ГАЛИНЫ ВИКТРОВНЫ

2018 год

Оглавление

Введение.

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и образование.

Новая концепция в качестве ключевых задач воспитания определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов, развитие творческого начала и воображения ребенка – это наиболее важные задачи.

4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей образования сейчас является, прежде всего, развитие главных новообразований – творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально – оценочного отношения к происходящему). Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

1. Понятие цели воспитания

Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики . Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики .

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание , укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание . Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники .

Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой .

Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры .

2. Целеполагание в воспитании

Цель воспитания как социального явления – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. К. Д. Ушинский писал: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности». Цель воспитания – это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания.

2.1. Мировые тенденции и установки воспитания

На определение государством социального заказа образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, в том числе и Россия, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания детей.

В Принципе 10 Декларации написано, что ребенок «должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

В Принципе 7 определены общие цели образования: детям должно даваться образование, которое способствовало бы их общему культурному развитию и, благодаря которому они могли бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членами общества.

В статье 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а так же лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе».

Приоритетами современного воспитания во всем мире считаются следующие:

Человек – воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия.

Мир – воспитание в духе разоружения и миролюбия.

Сотрудничество – воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем.

Природа – экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля – общий дом человечества.

Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба до 1984 г., уже в те годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности» .

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т. е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями.

На цель воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, степень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.

2.2. Уровни целеполагания в воспитании

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании :

1) идеал воспитания;

2) воспитательные устремления и задачи воспитания;

3) цель и смысл жизни человека.

2.2.1. Первый уровень

Идеал воспитания образ конечного результата воспитательной деятельности общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

2.2.2. Второй уровень

Воспитательные устремления и задачи воспитания образ социально желаемой подготовленности личности, т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах.

На этом уровне идеальный социальный заказ трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями.

Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывает в это дело свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов.

2.2.3. Третий уровень

Ц ели и смысл жизни человека , его потребности в самореализации с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия – наиболее значимый для каждой конкретной личности уровень. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не есть средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя.

Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребенка целью воспитания – процесса организованного взаимодействия. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни – вот что должно волновать все социальные науки, в т. ч. и педагогику. Человек – мера всех вещей, ради человека существует воспитательная система и каждый конкретный воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существует само общество и государство.

При утверждении личностно ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания индивидом собственного опыта.

Цель воспитания в современных условиях – влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию – достигается в том случае, если в процессе воспитания у воспитанников формируются:

потребности и способности к самопознанию, интерес к своему «Я», своим отношениям и возможностям;

самоопределению, разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития;

потребности и способности к самореализации (самоактуализации), личностной регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки;

потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других.

3. Цели воспитания в современном обществе

Если рассматривать воспитание как систему профессиональной деятельности педагогов, то первым и центральным вопросом будет не вопрос содержания воспитательного процесса, а вопрос цели воспитания : каков планируемый педагогами результат их профессиональной работы с детьми? Не странно ли, что цель воспитания вовсе не обсуждается среди педагогической общественности и даже среди научно-педагогических кругов?! Зато существует негласная (и подлая, добавим мы) договоренность не касаться этого вопроса, а ожидать, что скажут «сверху» по поводу цели воспитания.

Беспощадный Салтыков-Щедрин, кажется, прямо по этому поводу говорил: «Ежели мы не изобрели пороха, это значит, что нам не было это приказано; ежели мы не опередили Европу на поприще общественного и политического устройства, то это значит, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало. Мы не виноваты. Прикажут – и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут – и просвещение, вместо школ, сосредоточится в полицейских управлениях. Куда угодно, когда угодно и всё, что угодно».

Лишенное цели воспитание обречено на провал: случайное окружение, стихийные события, непорядочные люди, непонятные действия или красивая картинка определят становление личности вне зависимости от замыслов педагогов и вне связи с их жертвенным, самоотверженным, напряженным и тяжелым трудом.

Наличие цели избавляет субъекта от ненужных усилий, осознание цели дает прямой диктат необходимых действий, движение к цели стимулирует волю субъекта и заряжает его энергией, наконец, осмысленная цель гарантирует удовлетворение по завершении деятельности, какова бы ни была мера достижения цели. Поэтому любой разумный субъект (homo sapiens) не начинает дела, не определив цели его.

Гуманистическая позиция, на которую вышла современная культура, предполагает предоставление человеку свободного выбора в построении собственной жизни. Но этот выбор производится в пределах культурологических, ибо человек живет среди людей и, чтобы жить с ними, не выпадая из контекста общей жизни, он производит выбор в коридоре культуры. Бесспорно, он должен знать культуру и уметь жить в её контексте. Столь же бесспорным является его право на индивидуальный вариант жизни, достойной Человека.

Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека .

Поставив такую цель, педагог обретает ориентацию на конечный результат: выпускник школы это субъект социальных отношений, осознающий смысл происходящего и производимого, соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни, а значит, принявший ответственность на себя за свою собственную жизнь и за те стороны общей жизни, которые от него зависят .

3.1. Взаимосвязь целей и задач воспитания

Цель достигается путем решения ряда задач, исчерпывающих цель.

Задачи воспитания логически вытекают из поставленной цели:

Формирование образа жизни, достойной человека;

Формирование образа, достойного человека,

Формирование способности быть субъектом собственной жизни;

Формирование образа общества и системы общественных связей человека и общества;

Формирование образа мира и представления об его устройстве;

Формирование жизненной позиции как общего отношения к жизни как таковой и собственной жизни в этом мире;

Формирование культурологических умений взаимодействия с миром.

Цель предполагает оснащение школьника системой знаний о мире, умений взаимодействовать с миром и отношений к миру.

Обнаруживаются три основных социально-психологических феномена в качестве объекта профессиональной работы. Фигурально обозначим их, мысленно перейдя на платформу нашего воспитанника: «Знаю – умею – люблю». Продолжая фигуральное оформление нашего вывода, скажем так: целью воспитания является развитие личности, которая знает мир, умеет жить в этом мире, принимает и любит этот мир во всех его проявлениях . И добавим: педагога не может не интересовать конкретная жизнь школьника с её конкретными характеристиками, но его не может не заботить жизнь воспитанника в её общих характеристиках достойной жизни достойного человека.

Цель всегда располагается над содержанием и никогда не сводится к содержанию, ибо содержание относительно цели всегда выполняет функции средства и не более того.

Овладевая достижениями культуры и проживая каждый день своей жизни на уровне культуры, воспитанник овладевает средствами выстраивать свою жизнь (деятельность, поведение, действие) на основании свободного выбора, так чтобы она, эта жизнь, полностью соответствовала его представлению о счастливой и достойной жизни.

Необходимо оснастить ребенка способностью к самостоятельному выстраиванию достойной жизни (украинские педагоги говорят сегодня о жизнетворчестве , которому следует научить воспитанника в школе), чтобы он был счастлив в итоге, будучи удовлетворенным успешным выстраиванием желаемой судьбы.

3.2. Взаимосвязь целей и содержания воспитательного процесса

Содержание воспитательного процесса обеспечивает достижение поставленной цели.

Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, – длительный процесс и, если речь идет о школьном воспитании, протекает, изменяясь и усложняясь, в ходе всего школьного обучения. Задачи-доминанты, выделенные для отдельного возрастного периода, содействуют движению к цели, с каждым годом раскрывая образ достойной жизни и, одновременно, развивая у школьника представление о достойном человеке, а также представление о себе как субъекте собственной жизни.

Цель воспитания и содержание воспитания неразрывно связаны, их невозможно разделить, они единство, не поддающееся расчленению, а элементы его – отдельному и независимому существованию друг от друга. Убедиться в этом можно уже сегодня, обратясь к анализу воспитательной работы тех школ, которые, забыв о постановке цели воспитания, разрабатывают внедрение ценностного содержания воспитания и низкими результатами своего профессионального труда дискредитируют идею ценностного содержания воспитания.

Достойная жизнь – это жизнь, построенная на основаниях добра, истины и красоты. Образ достойной жизни постигается ребенком на протяжении длительного периода развития. К достойной жизни человек идет всю жизнь, продолжая с возрастом постигать как смысл достойной жизни, её показатели и признаки, так и способы её конструирования.

Образ достойной жизни динамичен. Для маленького ребенка – это «слушаться маму»... Для младшего школьника – «учиться и вести себя хорошо»... Подросток включает в этот абстрактный образ желание «быть хорошим товарищем, надежным человеком», «становиться сильным»... Юношество расширяет образ, наделяя его «любовью», «умом», «творчеством»...

Изменения образа достойной жизни и изменения носителя этого образа совершаются одновременно. И одно без другого не происходит. Распространенной педагогической ошибкой является желание изменить поведение детей, не затрагивая их представлений о достойной жизни. Педагог, не выходящий на философические позиции во взаимодействии с детьми, напрасно будет ожидать существенных изменений в поведении детей: ведь он оставляет неподвижными их представления о достойном и недостойном, и природные начала властвуют над подрастающей личностью. Хотя ошибочно и форсировать развитие образа достойной жизни у детей, здесь необходима психологическая готовность к абстракциям, к созиданию обобщенных характеристик явлений мира.

Последовательно и неуклонно, неторопливо и осторожно педагог использует все обстоятельства жизни для движения к цели, раскрывая образ достойной жизни, вовлекая в проживание достойной жизни, формируя способность быть субъектом постоянного жизненного выбора, который приходится производить достойному человеку.

Присутствие ясно осознанной цели воспитания определяет и собственное поведение педагога, распоряжаясь его реакциями на происходящее.

Образ достойной человека жизни становится для педагога, с одной стороны, – эталоном формирования личности воспитанников, но этот эталон воспринимается педагогом и как личностно значимый образец. Раздвоение педагога на профессиональное и на личностное, которое бы противостояло профессиональному, невыносимо для психики педагога. В итоге, он либо отказывается принимать цель воспитания, либо, приняв её, включает в структуру собственной личности как личностную ценность.

Незримое влияние ценностей, заложенных в содержание цели воспитания, на личность педагога фиксируется в общественном мнении: педагог должен стоять на высоком уровне культуры.

Заключение

Изменения в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве России не могли не затронуть сферу образования. В этой связи, еще в конце XX столетия (ноябрь 1999г.) был опубликован проект стратегического развития образования в нашей стране на период до 2025 года. Этот документ был одобрен и принят правительством РФ как национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Это основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения на длительную перспективу и пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:

Преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования культуры, науки, высоких технологий и экономики;

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России;

Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни, создает условия для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой эффективного вложения капитала. Доктрина определяет основные направления законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Доктрина нацеливает развитие системы образования на историческую преемственность накоплений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; развитие культуры межэтнических отношений; непрерывность образования в течение всей жизни; подготовку конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов; развитие дистанционного образования и др.

Список литературы

    Декларация прав ребенка . Принята Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959.

    Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989.

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена постановлением Правительством РФ от 29.12.2014 № 2765-р.

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751.

    Гребенщиков И.В. Школа и семья. – М.: Просвещение, 1985. – 96с.

    Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 220с.

    Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 1998. – 176с.

    Культура современного урока/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Центр, 1997. – 120с.

    Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Роспедагентство, 1996. – 638с.

    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Кн.2. – М.: Академия, 1999. – 320с.

    Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2002. – 432с.

    Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Школа-пресс, 2002. – 576с.

    Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Мысль, 1978. – 225с.

    Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Народная асвета, 1998. – 575с.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди