04.08.2019

Чем дети отличаются от взрослых. Чем взрослый отличается от ребенка


Мы привыкли слышать высказывания по поводу того, что ребенок - это копия его мамы, папы или бабушки, лишь с разницей в масштабах. Верно ли такое понятие? Задумавшись над этим вопросом, каждый из нас понимает, что сходство между маленькими детьми и взрослыми ограничивается лишь внешними признаками. Рассмотрим подробнее, чем отличается ребенок от взрослого и почему важно это понимать каждому родителю?

Дети

Где граница между детством и взрослой жизнью? Детским возрастом принято считать отрезок жизни, который начинается с момента появления на свет младенца и заканчивается с наступлением полового созревания. У каждого ребенка этот период включает разное количество времени, но к средним показателям относят первые 14 лет жизни. На протяжении этого времени организм и все физиологические процессы у детей имеют свои особенности. Хорошим наглядным примером может стать процесс развития малыша в первые годы жизни. Дети преображаются очень быстро: меняются и головы, ребенок интенсивно растет и набирает вес, а также молниеносно развивает свои навыки, моторику и опорно-двигательные функции. Чем отличается ребенок от взрослого в первые годы своей жизни? Ответ находится на поверхности: все процессы в организме протекают значительно быстрее. Поэтому родители должны понимать, что у растущего организма и потребности соответствуют скорости развития.

Чем взрослый отличается от ребенка?

К главному отличию можно отнести умение управлять своими эмоциями. Человек, не страдающий заболеваниями психики, в любой ситуации способен контролировать свое поведение, независимо от настроения. Дети, особенно маленькие, неспособны этого делать. Этой характерной особенностью можно объяснить шалости, гиперактивность и капризы малышей. С возрастом, благодаря наставлениям родителей и формированию нервной системы, ребенок начинает проявлять умение владеть собой независимо от настроения.

Еще одним важным аспектом вопроса «Чем отличается ребенок от взрослого?» является тот факт, что малыш неспособен обеспечить свое существование. Поэтому он всегда зависим от взрослых. Малыш неспособен принимать взвешенные решения самостоятельно, в отличие от своих родителей. Чаще всего чадо копирует наше поведение, тогда как взрослый является самодостаточной личностью и в объекте подражания не нуждается.

Каждый из нас занимается серьезными делами, а в это время наши детки познают мир, играя.

Все эти аспекты очень важны в развитии каждого маленького члена общества, поэтому родители должны в полной мере обеспечить своим детям питание, уход, понимание, любовь, защиту, достойный образец поведения и развивающие игры.

Что дети делают лучше взрослых?

Наверное, все согласятся, что наши дети умеют лучше нас смеяться и радоваться, любить просто так и быть искренними. В завершение хочется отметить, что над вопросом, чем отличается ребенок от взрослого, полезно задуматься каждому родителю, тогда будет проще простить наших чад за шалости и капризы. А также это поможет осознать потребность детишек в постоянном движении вперед.

Сегодня мы разберем вопрос: в какой момент ребенок переходит в состояние взрослой жизни? Мы привыкли оценивать этот переход по временным рамкам, по физическому и некоему умственному развитию ребенка. Но это лишь косвенные показатели взросления, главный показатель остается всегда неучтенным.

Что такое переход во взрослую жизнь?

Взрослая жизнь — это умение принимать решения и брать за них ответственность. Взрослый отличается от ребенка тем, что он сам решает: где ему находиться, что делать, с кем общаться, как зарабатывать деньги и т.д. И это еще не все, главное отличие взрослого – это принятие ответственности за свои деяния . Само по себе принятие решения – это подростковый период, время ошибок и набора опыта. Как только человек осознает, что он несет огромную ответственность за свою жизнь и за свои действия целиком и полностью, его можно назвать зрелым.

Таким образом, переход во взрослую жизнь ознаменуется не торжественной речью на школьном выпускном, а внутренним состоянием собранности и осознанием своей ответственности.

Как следствие, задача родителей подготовить его к этому переходу, а именно помочь ребенку достигнуть развития, когда все его решения станут взвешенными и обдуманными . Это означает развитие концентрации, абстрактного мышления, образного мышления, осознанности, привитие высокой морали и многого другого. И отсюда вытекают две главные проблемы всего современного социума.

1. Вместо поддержки родители ограничивают своих детей от взросления

Целые поколения неосознанных людей – это результат неправильного воспитания. Как нынче воспитывают родители своих чад? Они тотально оберегают ребенка от всех его ошибок. Множество раз я слышала фразы от молодых мам: «Пусть хоть детство у него будет ярким, во взрослой жизни итак натрепется», «Вот вырастишь, тогда будешь решать, а сейчас помалкивай». Тем самым, мамочки оттягивают переход к принятию ответственности.

Но сам по себе переход не совершается за 1 день, это долговременная подготовка ребенка.

Что происходит в результате? Ребенок взрослеет по временным рамкам, ему исполняется 15 лет или 20, родители настоятельно сохраняли в нем безответственного дитя, и в определенный момент начинают требовать от него исполнения всех взрослых обязательств.

Такой резкий переход – огромный стресс для подростка, тем более что основа, которую должны были подготовить родители, у него не сформирована. Возникает ситуация, когда от ребенка ждут мудрых решений, и он сам воспринимает себя как взрослого, умного человека, но мыслить рационально и принимать ответственность за свои деяния он не научился. У такого человека возникает масса неприятностей в жизни, но себялюбие, которое закладывали в него родители много лет, не позволяет ему признаться хотя бы самому себе в собственной несостоятельности и начать действительно взрослеть.

Отсюда такая дикая нехватка профессионалов среди молодежи, отсюда такое баснословное количество семейных разводов, отсюда столько проблем в социальной, культурной и политической сфере.

2. Неосознанные дети становятся родителями

Вторая проблема связана уже с детьми подросших детей, то есть с третьим поколением. В какой момент можно смело сказать, что пара готова к пополнению в семействе? Когда они физиологически развиты и материально обеспечены? Отнюдь.

Готовность к рождению ребёнка проявляется лишь в момент, когда пара осознанно готова расширять границы ответственности в многократном размере. И эта ответственность проявляется не только в материальном обеспечении, сохранении здоровья и безопасности ребенка, основное проявление ответственности – это сделать все возможное для того, чтобы ребенок был счастлив в своей взрослой жизни и…

Умел принимать такие решения, которые будут лишь усиливать его благосостояние!

А это, как мы уже знаем, означает развитие концентрации, абстрактного мышления, образного мышления, осознанности и многого другого, то есть того, чего у самих подросших детей еще нет.

И вот возникает ситуация, когда ребенок-взрослый еще не сформировался сам как полноценная личность, но по годам и физиологическому развитию уже способен заводить детей. И, как ни странно, он их заводит…

Вопрос о ребенке как раз принадлежит к числу таких, где до сих пор мифология цветет пышным цветом. Любая мать, например, задумывается, откуда берутся у ее ребенка те или иные проявления. Типичные мифоло­гические ответы состоят, по существу, в преувеличении роли либо наследственности, либо среды. Приверженцы первой точки зрения полагают, что люди появляются на этой земле разными и в течение своей дальнейшей жизни не меняются. Для них ребенок уже с мо­мента появления на свет наделен определенными чертами харак­тера, умственными способностями и еще чем-то таким, что предо­пределяет его судьбу - удачей, жребием.

Вторая точка зрения состоит в том, что люди - их своеобра­зие - всецело определяются воздействием среды. Здесь имеются две различных возможности: 1) либо предполагается, что можно точно предусмотреть все воздействия и влияния среды, и тогда, по существу, это позиция Пигмалиона (или советского государства): дайте мне ребенка, и я сделаю из него все, что захочу; 2) либо признается, что влияния среды настолько многоразличны и много­численны, что с практической точки зрения бессмысленно даже пытаться что-нибудь предусмотреть или предсказать, и из ребенка может получиться все что угодно.

Придерживаться мифов просто и в силу этого приятно. Вопрос об ответственности за собственное поведение и поведение ребенка теряет всякое содержание: либо все определяют врожденные фак­торы, либо среда. Если врожденные факторы, то заниматься вос­питанием (или самовоспитанием) совершенно бесполезно, так как наследственность - то, с чем человек родился, - все равно свое возьмет. Если же все определяет среда, то либо я контролирую ее воздействия, и тогда все влияния среды очень существенны в плане формирования характера, либо пытаюсь учесть сочетание ее бес­численных факторов, что все равно бесполезно, и это снова помо­гает нам увильнуть от ответственности.

Отчасти содержание мифов можно проверить данными науки. Например, точно установлено (близнецовыми исследованиями и многими другими методами), что вклад врожденных факторов в показатель интеллекта (IQ - Intelligent quotient) равен приблизи­тельно 80%. Иными словами, показатель интеллекта, насколько можно сейчас об этом судить, целиком определяется наследствен­ностью и от среды не зависит. Но это, что важно, не значит, что в свойствах ребенка повторяются свойства родителей: совокуп­ность прирожденных свойств сложным образом зависит от наслед­ственных факторов, ребенок может быть вовсе не похож ни на од­ного из родителей. «Бывает, впечатлительный ребенок фантазиру­ет, что он в доме родителей - подкидыш. Да: тот, кто породил его, умер столетия назад» (Януш Корчак).

Показатель интеллекта показывает, насколько хорошо для свое­го возраста дети решают разные задачи. По мере того как дети ра­стут, возрастают и их способности к решению задач. Этот (несом­ненный) факт привел Альфреда Бине к идее «умственного возра­ста» и породил идею определять коэффициент интеллекта, однако его огромное значение не только в этом: столько раз говорилось о том, что все дети - гении, что мы не всегда держим в уме, что все-таки взрослые умнее детей, т.е. лучше решают задачи. Редко кто постоянно, независимо от возраста, прогрессирует в интеллек­туальных способностях, обычно старость все-таки приходит, и человек начинает хуже справляться с задачами, предъявляемыми жизнью, но все-таки на большом пространстве возраста от рожде­ния до зрелости человек умнеет, взрослеет, растет его личность, созревают чувства.

Само представление об уровне интеллекта опирается на тот факт, что умственные навыки связаны между собой: если человек обладает хорошей памятью, очень велика вероятность того, что у него большой словарный запас и он легко справляется с арифме­тикой. Так обычно и бывает: способный ребенок способен во всем. Правда, это не относится к так называемым творческим способ­ностям (креативности) - высокий показатель интеллекта служит только залогом того, что ребенок может хорошо учиться, будет ус­певать в средней и высшей школе. Коэффициент интеллекта (КИ), необходимый для того, чтобы успешно учиться в университете, составляет 120%; 100% КИ является нормой, а 140 и 80% встреча­ются довольно редко.

Другие измерения личности, если не претендовать на научную точность, можно в совокупности назвать характером. И вот здесь

разделить влияния наследственности и среды значительно труднее. Дело в том, что в нормальном случае среду ребенка образуют и определяют в основном его родители со всеми своими наследст­венно предопределенными особенностями, поэтому справедливо будет сказать, что в данном случае среда является продолжением наследственности. Разделить влияния среды и наследственности в этом - нормальном - случае не просто трудно, а невозможно.

Как уже говорилось (см. ч. 1, «Культура»), помимо наследствен­ности и среды нужно учитывать такой механизм передачи инфор­мации, как культурная преемственность. Напомним: если пере­метить всю популяцию зайцев в данной роще и пристально наблю­дать за ними, можно увидеть, что через 20 лет ни одного меченого зайца не останется в живых, а тем не менее нравы, обычаи, привычки зайцев останутся теми же. Культурная преемственность состоит в том, что новым (новорожденным) членам сообщества передаются культурные традиции.

Как сказал Эдвард Сепир, мы все участвуем в заговоре относи­тельно реальности: мы договорились понимать ее определенным образом. На самом деле это неточно: никто ни с кем договаривал­ся - дети в процессе своего развития постепенно приобщаются к определенному способу миропонимания, принятому в данном обществе. Если в обществе господствует, например, мифологичес­кий взгляд на мир, ребенок и вырастает в лоне этого взгляда. Свой особый мир, свой контекст бытия есть у каждого народа, у каждой семьи, у каждой школы.

В процессе складывания личности происходит привыкание к контексту данной гуманитарной системы - всех гуманитарных сис­тем, в деятельности которых участвует ребенок. Пресловутое «поче­му?» ребенка снова и снова напоминает нам, что очень многое в жизни для нас «само собой разумеется», а когда хочешь искренне ответить на детский вопрос, обнаруживаешь полную невозможность это сделать. Ты просто привык обращаться с предметами и явлениями «правильно», «конвенционально», «как все». Вопрос «Почему?» у ре­бенка может означать: что это такое? как это делают? и что это зна­чит? - и переводиться приблизительно так: научи меня обращаться с предметами и понятиями так, как это делают все люди, даже если не умеют об этом рассказать. Процесс приобщения к культуре пред­ставляет собой процесс привыкания к совместному с другими людь­ми употреблению понятий и обращению с предметами.

Ребенку приходится самому выстраивать контекст существова­ния в культуре, в различных ее подсистемах, и этим его положение

в корне отличается от позиции взрослого, который просто уже выстроил этот контекст, а выстроив, перевел его в подсознание и потерял от него ключи. Никто не помнит, как это дьявольски труд­но завязывать шнурки, чистить зубы, читать и писать, платить деньги, понимать фильмы и музыку. В каких еще подсистемах социума мы должны действовать, не задумываясь о заговоре, в котором мы все принимаем участие? Неосознаваемый контекст бытия, будучи осво­енным, принимается нами как должное, мы привыкаем его исполь­зовать, не задумываясь о его существовании.

Жить вместе с другими, совместно с другими - это быть спо­собным понимать некоторые простые вещи, которые совершенно не требуют объяснения, но при попытке сделать это взрослый рас­терянно останавливается, как перед внезапно возникшей стеной. Это порою странно обнаруживать: ты понимаешь окружающую те­бя реальность совершенно определенным образом, но не отдаешь себе в этом отчета; ты уверен, что и другие разделяют твою уве­ренность в том, что все люди понимают эту реальность одинаково. И так оно и есть, но только в пределах того сообщества, которое сложилось в данное время и в данном месте.

Например, дзэн-буддизм - это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории совре­менной западной мысли. Это не религия и не философия, не пси­хология и не наука, это образец того, что в Индии и Китае назы­вают «путь освобождения». Западная мысль становится в тупик при попытках описать этот феномен - путь освобождения не подда­ется положительному определению, его можно описать лишь кос­венно, указав, чем он не является.

Слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания. Ребенок осваивает не только сам язык, но те особенности мышления, которые с помощью языка выражаются. Знаменитый чаньский вопрос: «Куда девается кулак, когда я разжимаю пальцы?» - подразумевает для европейца, что объект (кулак) существовал, а потом куда-то делся. В китайском же языке многие слова являются одновременно и гла­голами, и существительными, так что человеку, мыслящему по-ки­тайски, нетрудно понять, что он никуда не делся, для него предметы являются также действиями (сжимание и разжимание кулака), и наш мир - совокупность скорее процессов, чем сущностей.

Кроме языка, ребенок должен воспринять многие другие раз­новидности кодов. Нам трудно общаться друг с другом, если мы не можем идентифицировать себя в терминах ролей - отец, учи-

тель, рабочий, художник, «славный парень», спортсмен и т.д. В той степени, в какой мы идентифицируем себя с этими стереотипами и связанными с ними правилами поведения, мы и сами ощущаем, что на самом деле чем-то являемся.

Воспитание представляет собою процесс, в результате которого человек становится способен играть эти социальные роли, отожде­ствлять себя с одним или несколькими сообществами, осваивает коды, при помощи которых данное сообщество выражает свое миропонимание. «Что такое ребенок?» «Чем, собственно говоря, ребенок отличается от взрослого?» Вот чем - естественной (пото­му что все через это проходят) недееспособностью. Он не умеет, не знает, а потому и не может того, что может взрослый, и пока и поскольку это так, он является ребенком. Он станет взрослым, когда у него появится неявный контекст бытия.

Каждый ребенок мечтает поскорее вырасти, а каждый взрослый иногда мечтает вернуться в детство. Ведь только повзрослев, мы начинаем осознавать, насколько прекрасным было время нашего детства, насколько беззаботными и свободными бывают дети. Так в чем разница между детством и взрослой жизнью? Чем взрослый отличается от ребенка? Какие понятия и ощущения ребенка становятся недоступны взрослому человеку? Давайте разберемся.

Главные отличия детей и взрослых

Все главные отличия между взрослым человеком и ребенком условно можно разделить на физические, психологические и социальные.

  1. В отличие от ребенка взрослый человек развит физически и половозрел (способен к размножению). Он массивен, имеет все развитые органы и не растет.
  2. Взрослые люди о реальной жизни знают гораздо больше, чем дети. Кроме того, они обладают и профессиональными знаниями.
  3. Взрослые человек несет ответственность не только за себя, но и за других людей. У ребенка степень ответственности только формируется.
  4. Взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества.
  5. Взрослый человек вполне самостоятелен. Он может принимать решения и менять свой образ жизни. Ребенок такой самостоятельности лишен - во много он зависит от взрослых.
  6. Взрослый умеет управлять эмоциями и в состоянии держать под контролем свое настроение.

Ученые не перестают спорить том, где проходит граница между детством и взрослой жизнью. И все же многие сходятся во мнении, что взрослая жизнь начинается с момента обретения независимости от родителей или опекунов и возможности вести самостоятельно выбранный образ жизни.

Особенности детской психики

О том, что важно для детей и что вызывает их заинтересованность, мы писали в статье . А вот что мы теряем, взрослея? Новизна восприятия мира и искренняя вера в чудеса и сказки. Пожалуй, это то, на что способен каждый ребенок и уже не способно большинство взрослых. Дети открыты миру, и в этом и выражаются особенности детской психики. А то, какими вырастут дети, зависит от взрослых.

Еще больше статей на эту и другие темы вы найдете в разделе .

Для каждого человека детство – своя маленькая планета, с которой начинается путешествие по неизведанному длиною в саму жизнь. В пути с ним происходят странные метаморфозы, и, оглядываясь назад, он перестает узнавать себя в наивном и непосредственном малыше, как будто и не было того времени, когда все бесконечные «почему?» находили вразумительные ответы, мир казался простым, а деревья большими.

Чем же ребенок так отличается от взрослого, что в его чертах далеко не все узнают свое собственное отражение?

Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик – это Большая Машина. Они долго не могут понять, что грузовик устроен для перевозки товаров, а обыкновенная легковая машина – для перевозки людей. Точно так же для многих взрослых людей ребенок – это Маленький Взрослый. Они не понимают, что у ребенка другие проблемы, чем у взрослого. Хотя взрослый временами ведет себя и даже должен вести себя как Большой Ребенок, ребенок – это не Маленький Взрослый. Представление о том, что ребенок – это взрослый в миниатюре, можно было бы назвать представлением о гомункулусе (гомункулусом называется маленький смышленый человечек).

Ребенок беспомощен. По мере того как он растет, он становится менее беспомощным, но по-прежнему зависит от родителей, которые должны научить его, как делать разные вещи. По мере того как его учат делать то или другое, у него появляются все новые предметы для усвоения; но, он не может научиться тому, к чему еще не готова его нервная система. Время, когда у него созревают различные нервы, например нервы ног или кишечника, зависит от качества нервной системы, унаследованной им от родителей. Если ребенок родился преждевременно, его приходится иногда держать в инкубаторном устройстве, прежде чем его тело достаточно созреет для колыбели.

Образы у детей смутные, в отличие от взрослых. Вначале ребенок может лишь отделить внешний мир от самого себя. Он учится выделять отдельные предметы, и образы его становятся точнее. Взрослым требуется много лет опыта, чтобы уточнить свои образы, и даже после этого они не так уж хорошо выделяют существенные предметы. У ребенка же такого опыта нет; пока он учится, и сам он и его родители должны проявлять выдержку и терпение.

Приведем пример. Минерва — девочка из обычной итальянской семьи, всегда была необычайно развитым ребенком для своего возраста. Когда она училась ходить, она время от времени переворачивала разные вещи, как и все дети в это время. Однажды она перевернула пепельницу, и ей было сердито сказано, чтобы она больше этого не делала. Для матери ее важно было, чтобы пепельница содержала пепел; но в возрасте Минервы при всем ее развитии внимание девочки было привлечено к чему-то более простому: не к содержимому пепельницы, а к ее внешнему виду. Ей хотелось угодить матери, но она оказалась под ложным впечатлением. Дело в том, что эта пепельница была голубого цвета, и Минерва сказала себе, что будет слушаться матери и никогда больше не перевернет какого-нибудь из этих голубых предметов. На другой день она принялась играть светло-зеленой пепельницей; за это мать ее жестоко выбранила, восклицая: «Ведь я говорила тебе никогда больше не играть с пепельницей!» Минерва была озадачена. Она ведь тщательно избегала всех голубых тарелок согласно своему истолкованию требования матери, и вот ее бранят за то, что она играла зеленой! Когда мать поняла, в чем ошиблась, она объяснила: «Посмотри, это пепел. Для него и нужны эти тарелочки. В пепельницы кладут вот эти серые зернышки. Не переворачивай ничего, в чем лежит эта штука!» И тогда Минерва впервые поняла, что пепельница – это не голубая тарелка, а предмет, в котором содержится серый порошок. После этого все было в порядке.

Если мать недооценивает трудностей ребенка и не объясняет ему разные вещи настолько ясно, чтобы избежать недоразумений, то наказание может потерять для него всякий смысл; и если это повторяется раз за разом, то он в конце концов уже и не пытается быть хорошим и ведет себя, как ему вздумается, поскольку чувствует, что ему никогда не понять, чего от него хотят. Ребенок может прийти к выводу, что наказания – нечто вроде непредсказуемых «актов Провидения», периодически поражающих его независимо от поступков.

Тем не менее наказания вызывают у него обиду, и он может совершать дурные поступки, чтобы отомстить матери. В ряде случаев всего этого можно избежать, следуя указанному выше примеру, то есть ясно и недвусмысленно объясняя ребенку, чего от него требуют.

Младенец занят главным образом основными вопросами жизни, дыханием и едой и заботится об этих вещах прежде всего. Взрослому известно (с определенной степенью достоверности), что при нормальных условиях он будет есть в надлежащее время. Ребенок может не иметь такой уверенности, поскольку не знает, в чем состоят требуемые условия, а знает только, что все это зависит от матери. У него вскоре создается представление, что первая гарантия безопасности от испуга и голода состоит в том, чтобы мать его любила, и он начинает делать усилия для приобретения ее любви. Если он не уверен в материнской любви, он становится беспокойным и пугливым. Если мать делает вещи, которые он в его возрасте не может понять, это может расстроить его, как бы ясно ни понимала свои действия его мать. Если ей приходится прервать кормление, чтобы позаботиться о его больном отце, и если она его при этом не приласкает, это может точно так же испугать ребенка, как если бы мать его бросила, не желая о нем заботиться. Запуганный ребенок – это несчастный и трудный ребенок. Когда он видит возможность отомстить за какой-нибудь испуг, вроде описанного выше, он может этой возможностью воспользоваться. Он не способен мыслить достаточно ясно, чтобы понять, что такое поведение может принести ему больше вреда, чем пользы.

Жизнь ребенка полна потрясений и поразительных явлений, которых мы, взрослые, не можем вполне оценить.

По мере взросления, многие дети становится эгоцентричным. Как мы, взрослые, всегда фигурируем как главные действующие лица в своих снах и фантазиях, так ребенок считает себя главным во всем и в любой ситуации может учитывать только свои интересы. Он полагает, что все происходит только ради него. Ребенок все объясняет через отношение к себе: если у мамы болит голова и она лежит в постели и не играет с ним – значит, он ей больше не нужен, значит, он в чем-то провинился. Если на улице холодно и нельзя пойти погулять – значит, это было в наказание сделано специально для него.

Необходимо понимать так же, что чувства и желания ребенка намного интенсивнее, чем у взрослого. Детские эмоции очень сильны. Это можно сравнить с состоянием аффекта у взрослых, когда игнорируя реальность и здравый смысл, человек может совершить несвойственные ему поступки. Взрослое поведение подчинено пониманию, знанию о том, что, грубо говоря «можно, а что нельзя», а детское - чувствам, страхам и фантазиями.

Например, случай с детским садиком. Накануне вечером мама объяснила ребенку, что завтра он будет играться с другими детками, а она уйдет. Он понимает, обещает вести себя хорошо и не капризничать, но как только его приводят в садик, он начинает плакать, хватается за маму и не хочет её отпускать. Раздражаться на него в таком случае бессмысленно – даже если он понимает, что так вести себя нельзя, он еще ничего не может поделать со своими чувствами, он пока не научился владеть ими и тормозить какие-то нежелательные их проявления. Взрослые могут сравнительно безболезненно перенести отсрочку исполнения своего желания, а вот дети - нет. Они пока еще не умеют ждать и терпеть.

Ребенок совсем иначе, чем взрослые, воспринимает время. Наши, взрослые, представления о времени уже объективизированы: мы умеем чувствовать и понимать, что такое минута, час, месяц, год. Ребенок же пока что ощущает время субъективно, он понимает, что значат реально эти временные категории. Для него год – это как для нас сто лет. Ожидание вызывает у ребенка сильные переживания, тревогу и фрустрацию, особенно когда он остается без матери и ждет её возвращения.

Существенное отличие ребенка от взрослого так же в понимании сексуальной жизни. Чем отличается мальчик от девочки, чем занимаются родители в спальне, откуда берутся дети? Эти вопросы очень волнуют детей. Но даже если прогрессивные и грамотные родители объяснят ребенку все, как есть, часто можно заметить, что эти объяснения ничего не будут для него значить. Ребенок все равно вынужден будет перевести эти реальные факты в свои инфантильные понятия.

Дети вообще многое из мира взрослых понимают по-другому и с целью овладения новой информацией переводят её на свой простой язык.

От маленького, беспомощного существа до зрелого во всех отношениях человека ребенку нужно пройти трудный путь. Ребенку нужен взрослый, который готов принимать эмоциональное участие в его жизни и постоянно помогать ему на протяжении долгого процесса формирования личности. Бессмысленно заставлять, дрессировать, ругать детей, и требовать от них того, что они пока в силу своей организации не могут понять. Эффективнее попытаться понять ребенка, уважая его как человека со своими чувствами, постепенно и деликатно приобщая к правилам и законам взрослой жизни, к принципу реальности.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди