14.06.2019

Чем отличается логопед и дефектолог. Занятия с детским учителем дефектологом или логопедом: в чем разница


Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков , улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля.

Дефектолог должен быть выпускником педагогического факультета и пройти дополнительное обучение, чтобы заниматься лечением детских патологических нарушений речи. Работа такого учителя соединяет в себе логопеда, психолога и в большинстве случаев невропатолога. Дефектолог должен четко представлять механизм развития того заболевания, с которым он работает, чтобы эффективно провести коррекцию речи.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет , когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Специализация дефектолога

На первый взгляд кажется, что логопед и дефектолог равные друг другу специальности, однако разница в них существенная. Направление к дефектологу выдается при наличии следующих проблем :

  • врожденные аномалии интеллектуального развития (генетические болезни);
  • задержка психомоторного развития, обусловленная разнообразными причинами;
  • повреждение речевых центров головного мозга вследствие травм (приобретенных, родовых);
  • патологии речи, обусловленные заболеваниями внутриутробного периода, чаще гипоксией;
  • любые нарушения психики ребенка, сопровождающиеся речевыми дефектами.

Разница заключается в том, что дефектолог может работать с перечисленными вариантами речевых расстройств, а логопеду для этого не хватает квалификации. По своей сути дефектолог представляет собой педагога, прошедшего дополнительную квалификацию в области дефектологии.

Самое дорогое, что есть у каждого родителя, – это их дети. Мы хотим, чтоб они развивались наравне со сверстниками, получили хорошее образование. Однако этому могут помешать речевые проблемы. За помощью можно обратиться к друзьям, знакомым или поискать ответы в интернете. Однако надежней всего получить консультацию профессионала. Но какой именно специалист окажет наилучшую поддержку в сложившейся ситуации? Чем логопед отличается от дефектолога?

ЛОГОПЕД

Логопед – это специалист, задачей которого является устранение речевых дефектов (произношение звуков, слогов, постановка речи). Он занимается с обычными детьми, у которых нет задержки в работе центрально-нервной системы и умственного развития.

К логопеду необходимо обратиться если ваш ребенок:

  • не выговаривает отдельные слова, фразы;
  • нарушена структура слога;
  • заикается или запинается;
  • допускает грамматические ошибки при разговоре;
  • нарушен темп речи

Он поможет малышу исправить дефекты в произношении с помощью проговаривания различные фраз и букв, расширит его . Приступить к занятиям можно с трехлетнего возраста.

ДЕФЕКТОЛОГ

– это широкопрофильный специалист. Он работает с детьми, у которых наблюдают недостатки и отклонения психического или физического характера. Дефектолог обладает навыками в невропатологии, педагогике, психологии. Теми знаниями, которые пригодятся в процессе работы с ребенком, позволят максимально развить возможности малыша, более точно понять и оценить

К дефектологу стоит обратиться :

  • если наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • задержка психического развития;
  • при умственной отсталости;
  • нарушения в развитии зрительного или слухового аппарата;
  • после черепно-мозговых травм.

Деятельность специалиста рассчитана на формирование познавательной сферы малыша. Дефектолог учит ребенка мыслить, различать цвета, предметы, улучшает мелкую моторику. Он не формируем речь, а работает с причинами возникновения патологий. Учит малыша высказывать свои мысли. Приступить к занятиям можно с одного года.

ТАК ЧЕМ В ИТОГЕ ЛОГОПЕД ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЕФЕКТОЛОГА?

1. Логопед – это специалист с узкого профиля. Его задача – исправление изъянов речи. – это широкопрофильный специалист. Его задача – борьба с причинами возникновения патологий, помощь в развитие способностей малыша.

2. Занятия с логопедом начинаются в возрасте трех лет, а с дефектологом – с годовалого возраста.

3. Логопед занимается со здоровыми детьми, а дефектолог с больными и проблемными ребятами.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию речи.

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.

В общем, да, однако с некоторыми оговорками. Дефектологией часто называют коррекционную педагогическую науку, которая разрабатывает и внедряет образовательные и восстановительные методики для работы с пациентом, обладающим выраженными недостатками в развитии.

Главные направления дефектологии:

  • логопедия («ответвление» в педагогике, которое изучает языковые трудности);
  • сурдопедагогика (изучает особенности слабослышащих либо глухих детей);
  • тифлопедагогика (помогает дошкольникам и школьникам со зрительными расстройствами);
  • олигофренопедагогика (изучает ребятишек с умственной неполноценностью).

Таким образом, логопед – тот же дефектолог, но специализирующийся конкретно на исправлении речевых патологий. Дефектологами являются также сурдопедагоги, тифлопедагоги и олигофренопедагоги – узкие специалисты, работающие с детьми с конкретной проблемой.

Чем занимаются логопеды?

При обнаружении языковых недостатков у ребёнка взрослые обращаются к специалисту в области логопедии. Трудятся они в специальных дошкольных учреждениях и школах (встречаются и в массовых ОУ), коррекционных центрах и пунктах, развивающих кружках и студиях, встречаются и в поликлиниках.

Работают логопеды на основе существующего диагноза, который ставит психолого-медицинская комиссия. Врачи обнаруживают «первоисточник» языкового нарушения, а учителя-логопеды уже классифицируют его и выбирают действенные инструменты для исправления патологии.

Среди родителей бытует широко распространённое мнение: логопеды работают над исправлением неверного произношения звуков. Однако это чрезмерно упрощённый подход, ведь главная цель этих специалистов – совершенствование всей речи. Например, логопед:

  • помогает логопату накопить словарь;
  • совершенствует фонематический слух;
  • развивает грамматические навыки;
  • обучает умению словоизменения;
  • исправляет произношение звуков.

Кроме того, ещё одним эффектом от логопедических занятий можно считать предупреждение , усовершенствование психологических процессов (память, мышление), развитие точной моторики и правильного восприятия пространства.

Каковы обязанности дефектолога?

Круг обязанностей учителя-дефектолога зависит от его сферы деятельности. Если говорить в общем, то ребёнок нуждается в дефектологе, если имеются расстройства, которые невозможно преодолеть в процессе среднестатистической обучающей деятельности. При речевых, зрительных и интеллектуальных патологиях дефектолог специализируется на ведущем нарушении.

Читайте также: Что такое ОНР?

Например, если у ребёнка интеллектуальная недостаточность, сопровождающаяся речевым расстройством, ведущим специалистом станет именно олигофренопедагог. Подобный выбор связан с ведущим нарушением – распадом познавательной деятельности, в процессе которого нарушается и речь.

Несмотря на узкую специализацию коррекционных педагогов, имеется ряд общих задач, которые они решают:

  • развитие сенсорных навыков (причём обучающие приёмы зависят от ведущего нарушения);
  • формирование гигиенических умений;
  • обучение игровым приёмам и в целом умению играть (уровень игровых способностей детей с особенностями в развитии не соответствует возрастным нормам);
  • речевое развитие через знакомство с окружающей действительностью и расширение кругозора (дефектолог учит ребёнка понимать какой-либо предмет либо явление, расширяя при этом словарь и формируя связную речь);
  • обучение навыкам письма и речи через способность ребёнка слышать звуки, находить их последовательность в словах, проводить звуко-буквенный анализ;
  • формирование элементарных математических представлений через знания о количественных, пространственных и временных особенностях предметов;
  • совершенствование тонкой моторики и согласованных действий рук с помощью разнообразных творческих занятий – рисование, аппликация либо конструирование.

Основной упор дефектологи делают на развитии познавательных процессов – памяти, мыслительной деятельности, внимания и т.д. Эта задача решается с помощью широчайшего инструментария (программ, методик, приёмов), поэтому пугаться слово «дефект» не стоит.

Разница в сроках начала работы

Многие родители также не понимают, почему логопед начинает работу с ребёнком обычно с трёх лет, а дефектологи приступают к коррекции с раннего возраста. Связана подобная «рассинхронизация» опять же с ведущим дефектом.

Если медики руководствуются принципом «не навреди», то дефектологи следуют правилу «не опоздай». Коррекционные педагоги стараются начинать работу в тот момент, когда обнаружено расстройство. Рассмотрим этот принцип на примере слуховой патологии и работе сурдопедагога.

Часто у детей проявляются трудности с дикцией и речью в целом, в таких случаях нужно идти к специалистам.

Подобными коррекциями навыков речи занимаются логопеды и дефектологи. Так к кому же стоит обратиться, к логопеду или дефектологу? Для того чтобы это понять, нужно разобраться чем отличаются эти профессии и какие проблемы призваны решать данные специалисты.

Общее у этих профессий

Следует сразу сказать, что логопед и дефектолог получают практически идентичное образование и работают в одной сфере. Обучаясь на одном факультете, студенты получают одинаковые навыки, и изучают в основном одни и те же дисциплины, среди которых психология, педагогика, логопедия, неврология, психиатрия.

Это позволяет в дальнейшем, уже специалистам, осуществлять коррекцию произношения маленьких пациентов, правильно взаимодействовать с детьми. Ведь крайне важное значение имеет установление контакта с ребенком, осознание его проблемы, что помогает создать наиболее эффективное планирование работы с малышом и успешно прийти к цели.

Обычно за помощью как к логопедам, так и дефектологам приходят дети у которых присутствуют трудности с развитием речи , они тяжело адаптируются в обществе, возникают проблемы в общении со сверстниками, им сложно учиться как в детских дошкольных учреждениях, так и школах.

И причины , из-за которых возникают подобные проблемы, различные. Это:

  • последствия родовых травм;
  • перенесенные еще во чреве матери инфекции;
  • различные заболевания на раннем периоде жизни;
  • расстройства неврологического либо психологического характера.

Мы перечислили лишь несколько причин, приводящих к трудностям с произношением и с речью в целом. На самом деле их намного больше, и найти их должны именно логопед и дефектолог, с тем, чтобы впоследствии подобрать варианты их устранения.

Эти специалисты, общаясь с каждым малышом индивидуально, используют идентичные средства, среди которых выделяют:

  • действия;
  • речь;
  • мимические средства, жесты.

Они могут использоваться как в комплексе, так и раздельно, все зависит от возраста, способности к восприятию ребенка и поставленного ему диагноза. Но все они имеют целью наработать правильную артикуляцию , усовершенствовать произнесение отдельных звуков и звуковых рядов.

Чем отличаются специальности логопеда и дефектолога?

Дефектологов в медицине и педагогике подразделяют на несколько категорий, в зависимости от типа детей, с которыми им приходится работать. А именно, на:

  • логопедов, работающих с детками, у которых только речь нарушена;
  • олигофренопедагогов, занимающихся с малышами у которых кроме проблем с речью наблюдаются задержки в умственном и, возможно также, физическом развитии;
  • тифлопедагогов, работающих с детками, у которых есть нарушения зрения;
  • сурдопедагогов, помогающих детям у которых проблемы со слухом.

Если у детей наблюдается несколько проблем сразу, то нужно искать специалиста широкого профиля. Логопед работает со всеми категориями, имеющими дефекты речи. И потому занятия, проводимые дефектологами и логопедами очень похожи, ведь у них есть одна общая цель.

Сфера деятельности логопеда

Нарушения речи наблюдаются как у здоровых деток, так и у малышей с нарушениями умственного развития, аутизмом и т.д.

Поэтому сфера деятельности логопеда широка, он способен работать с неречевыми (невербальными) способами общения, осуществлять постановку звуков, учить различать их и доводить произношение до автоматизма. Кроме того, он учит ребенка строить связную речь, о существлять правильную грамматическую постановку речи.

При этом он в обязательном порядке занимается и с невербальной речью – движением, мимическим и жестовым языком. Занимаясь с логопедом, малыш не только учится правильно говорить, но и ставить вопросы, создавать целые тексты, общаться диалогами.

Сфера деятельности дефектолога

Кроме стандартных для логопеда дисциплин дефектолог учит также язык жестов, сурдопедагогику тифлопедагогику и другие предметы. Поэтому он способен разрешать и весьма специфические проблемы, которые могут сопутствовать нарушению речи.

Так он может обучать слепого или плохо видящего ребенка передвигаться по квартире, ориентироваться на местности. А детей с проблемами слуха он обучит языку жестов, способам познания мира и поможет научиться говорить.

Дефектологи работают над различными проблемами, которые влекут за собой психические и физические патологии. Таким образом, они помогут маленьким пациентам получить необходимый объем знаний и навыков, научат ориентироваться на местности и облегчат адаптацию в обществе.

Таким образом, можно смело утверждать, что логопед занимается непосредственно обучением общению, правильной речи и оперированию единицами языка, в то время, как дефектолог еще и помогает осознать содержание общения, предоставляет знания и адаптирует ребенка к окружающей среде.

Профессия логопеда — актуальная во все времена. В нынешнее время, к сожалению, все чаще рождаются дети с различными нарушениями развития. Соответственно, их в ближайшем будущем ждут проблемы с речью. Однако нарушения речи свойственны и здоровым детям, с сохранным интеллектом, нормальным зрением и слухом. С такими детьми работают, как правило, логопеды, а с более «тяжелыми» — логопеды-дефектологи.

Хороший логопед-дефектолог всегда был на вес золота. Дело в том, что в основной своей массе высшие учебные заведения выпускают специалистов-дефектологов с ориентацией на работу в школе. В детских садах же и дошкольных центрах их работу выполняют логопеды, что обуславливает не всегда чисто индивидуальный подход к каждому «проблемному» ребенку. Кроме того, далеко не всякий детский логопед, работающий в дошкольном образовательном учреждении, в достаточной мере образован для того, чтобы работать с детьми, у которых присутствуют задержки психического, физического развития. Настоящие дефектологи «водятся» преимущественно в специализированных коррекционных центрах, где лечат детей с теми или иными отставаниями в развитии.

В детских коррекционных центрах работают логопеды-дефектологи с различной узкой специализацией — сурдопедагоги, чья деятельность направлена на работу с плохо слышащими или глухими детьми; олигофренопедагоги, занимающиеся с теми ребятами, у которых присутствует задержка умственного развития; учителя-тифлопедагоги, в компетенции которых коррекция задержки речи у детей с нарушением зрения. Дефектологи ведут работу с детьми, имеющими диагноз «детский церебральный паралич», страдающими выраженным гидроцефальным синдромом, повышенным внутричерепным давлением, неврологическими, психическими заболеваниями и т. д.

Деятельность дефектологов в целом направлена на развитие познавательной деятельности ребенка. Они работают над развитием памяти малыша, его внимания, мышления, восприятия. Их задача — скорректировать те проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает в тандеме с логопедом. Оптимально, если специалист совмещает и ту, и другую профессию в одном лице. Ведь тогда при разработке общей коррекционной программы он сможет гармонично учитывать и возможности параллельного развития речи ребенка.

Человек, чувствующий, что хочет и может приобрести специальность, связанную с работой над развитием правильных речевых навыков как у детей, так и у взрослых, может подумать о поступлении в высшее учебное заведение. Это может быть университет или педагогический институт, а в них — кафедра логопедии или дефектологический факультет. Важно, чтобы у самого поступающего в вуз не было никаких дефектов речи и слуха, что понятно. Что касается востребованности данной специальности в нынешнее время, то, например, самый высокий конкурс присутствует при поступлении на факультет «логопедия». На факультет «дошкольная дефектология» конкурс ощутимо меньше, хотя нередко люди, выпустившиеся по специальности «логопедия», приобретают второе высшее образование именно в дошкольной дефектологии, поскольку, начиная работать с детьми до семи лет, ощущают недостаток знаний.

Выпускник логопедического или дефектологического факультета никогда не останется без работы. Ему останется только выбирать — будет ли это работа в детском саду, средней общеобразовательной школе (государственной или частной), коррекционном центре, детском доме или школе-интернате для детей с различными нарушениями в развитии, логопедических центрах, пунктах.

Кроме того, всегда требуется логопед на дом. Ведь если ребенок еще мал, или у него имеется тяжелое заболевание, или его родителям некогда или неудобно возить своего ребенка несколько раз в неделю на занятия с логопедом, всегда можно найти специалиста, который будет приезжать домой и заниматься в спокойной и хорошо знакомой для ребенка обстановке. И это создает только положительный эффект от занятий, так как логопед для ребенка будет заниматься с ним индивидуально, в присутствии родителей (или хотя бы одного из них), чтобы они учились тем упражнениям, которые им предстоит отрабатывать с малышом в отсутствие педагога.

Частные занятия на дому с ребенком также удобны и выгодны самому логопеду. Во-первых, он будет уверен в регулярности и четкости их проведения, поскольку будет являться на них сам, а пунктуальность занятий — основа основ успешного лечения. Во-вторых, подобные уроки неплохо оплачиваются. И, наконец, в-третьих: позанимавшись определенное время с одним ребенком и добившись желаемых результатов, тем самым логопед начинает делать себе «имя», нарабатывать известность как профессиональный, высококлассный специалист, которому можно доверить своего малыша и не бояться, что драгоценное время будет упущено, потрачено впустую.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди