05.05.2019

Что делать если ребенок боится взрослых мужчин. Почему ребенок боится других детей? Правильная модель поведения


Многие родители сталкиваются с тем, что у ребенка, который спокойно контактирует и общается с другими людьми, вдруг появляются необоснованные страхи. При виде незнакомца он бежит и прижимается к родным, пытается спрятаться. Такое поведение может появиться у детей, начиная с 8 месяцев. В психологии имеет название «боязнь чужих».

Почему ребенок боится других детей?

Поведение ребенка, который боится других детей, в большинстве случаев схоже. Родители отмечают что, сначала он охотно собирается на прогулку, берет с собой игрушки с желанием поиграть с другими детьми. Чем ближе они подходят к игровой площадке, тем тревожнее становится настроение малыша.

При виде играющих на площадке детей и услышав их голоса, он может отказаться идти играть, обосновывая тем, что «Там занято уже» или «Мне не хочется играть, там уже есть другие дети». При этом он прижимается к маме, либо прячется за ней.

Очевидно, что у малыша есть желание играть с такими же детьми, но страх велик . Он берет верх над желанием совместных игр.

Почему так происходит?

Причины могут быть разные. Нередко боязнь других детей происходят от того что, кроха не знает:

  • что делать с другими детьми;
  • как играть с ними;
  • как вести общение;
  • что можно делать, а что нельзя;
  • как попросить или отстоять свою игрушку.

В данном случае важно на начальном этапе развития помогать преодолевать простые детские проблемы вместе с родителями.

Важно! До 3 лет кроха больше общается с взрослыми, и учится у них правилам поведения и манипуляциям различными предметами. Все, что происходит вокруг него, «впитывает» как губка.

С 3-х лет, как утверждают специалисты, возникает потребность играть с другими детьми. В этом возрасте малыши начинают учиться применять полученную информацию. Обычно это сюжетно-ролевые игры, и им для данной игры нужен сотоварищ.

В своих играх они, подражая взрослым, воспроизводят то, что увидели от окружающих или по телевизору. Далее, играя, они общаются друг с другом.

К четырем годам потребность именно в общении выходит на первый план. Но не забывайте о том, что каждый ребенок по темпу развития индивидуален. Бывает и так, что он не «дорос» до данного этапа.

Причины боязни ребенка чужих людей

В 6-7-месячном возрасте у малыша появляется тревожный период, когда он боится чужих людей. Четко отличает «своих», и выражает недовольство присутствием «чужих». Обычно это проявляется при желании незнакомца взять его на руки. Малыш боится, плачет, может кричать даже в те моменты, когда посторонний человек попытается подойти ближе.

Такая реакция в этом возрасте — это, скорее, закономерность. И объяснить ее можно так — человек, заботящийся о малыше, является для него гарантом безопасности.

Психологи подметили, что боязнь ребенка чужих людей зависит еще от эмоционального состояния матери. То есть кроха считывает реакцию инстинктивно с проявленного беспокойства мамы на появление чужого человека.

Если при виде знакомых людей вы проявляете искреннюю радость, то и малыш доверительно отнесется к этому человеку, и не будет беспокоиться в его присутствии. Чтобы этот период не продолжался длительное время, приучайте его к общению с другими людьми. В дальнейшем, когда малютка пойдет в детский сад, она легко привыкнет к коллективу. Да и потом у нее не будет сложностей в адаптации к школе. Иногда период боязни незнакомцев может продолжаться до двухлетнего возраста.

Откуда берется детская боязнь врачей?

Часто в детской поликлинике можно наблюдать, как мама с сыном или дочкой ожидают приема врача, а малыш заливается плачем и всем своим видом показывает неприязнь к людям в белых халатах. В чем же причина детской боязни врачей?

Если при прошлых посещениях врача тот причинил юному пациенту боль, то, скорее всего, это может вызвать страх. При последующем посещении ребенок будет бояться испытать подобные болезненные ощущения.

Важно установить положительный контакт при встрече с врачом.

Маленькие дети в основном сильно привязаны к родителям. Когда посторонний человек начинает трогать живот и прикасаться к телу холодным стетоскопом, это вызовет, как минимум, недоумение со стороны малыша.

Иногда врачи в силу своей сильной занятости или усталости ведут себя не очень тактично или даже грубо. У любого пациента это вызовет отрицательную реакцию. В таком случае нужно указать доктору на промахи в методах работы или обратиться к другому специалисту.

Причиной детской боязни также может являться страх остаться одному.

Таблица: нормы боязни ребенка других детей, чужих людей и проч., причины страхов






Как бороться со страхами ребенка и куда обращаться: советы специалистов

Среди родителей бытуют разные мнения по поводу детских страхов. Одни считают, что к шестнадцати годам все имеющиеся страхи должны пройти, и не нужно беспокоиться об этом раньше времени. Другие утверждают, что их дети вообще не должны никого и ничего бояться. Мнения разные, но все сводятся к одному: если страхи не дают спокойно жить, с ними нужно бороться.

  1. Первое, что нужно сделать, это не отворачиваться от малыша . Не говорите ему: «Как тебе не стыдно, такой большой уже!». Подобные фразы не уменьшат чувство страха, а только заставят почувствовать его виноватым. Чадо не захочет обращаться к вам в следующий раз, а его страхи закопаются глубоко в подсознании, что может только усугубить ситуацию.
  2. Поддержите сына или дочку в стрессовой ситуации . Расскажите, что вы тоже кого-то боялись в детстве. Не стоит объяснять: «Бабы Яги не существует», он сам это осознает с возрастом. Спрашивайте его о страхах. Видя вашу поддержку, он не так будет бояться.
  3. Поговорите о страхах . Совместно определите, чего боится ребенок и возможную причину боязни. Рассуждайте, что нужно сделать для избавления от страхов или их уменьшения. Но не совершайте кардинальных мер, иначе он подумает, что страхи обоснованны.
  4. Будьте уверенны в себе и покажите это малышу . Ему крайне важна поддержка со стороны близкого человека: «Я не дам тебя в обиду», «Я рядом», «Я помогу». Говорите, о том, что он справится, и вы его в этом поддержите.
  5. Если страхи мешают малышу, и он плохо спит, стал агрессивным , а также отстранен от общества, немедленно обращайтесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту.

Изгоняйте детские страхи вместе с ребенком! Будьте ближе к своему малышу, и это принесет вам хороший результат!

Большинство семей сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок начинает испытывать страх к окружающим людям. Многие родители сильно переживают по этому поводу, сомневаются в том, нормально ли это, не знают, как правильно действовать, чтобы и психике ребёнка не навредить, и лучше адаптировать его к жизни в обществе.

Некоторым даже знакомо чувство неудобства, ведь «в немилость» малыша могут попасть и близкие родственники, в том числе бабушки и дедушки. Давайте разберёмся в том, почему ребёнок боится чужих людей и как с этим справиться.

В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?

Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.

  • После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих». Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;
  • У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;
  • После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.

Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.

Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.

Почему у ребёнка возникает страх чужих людей?

  1. Младенец привык быть с мамой, ощущать её тепло. При появлении постороннего человека у него, на подсознательном уровне, возникает страх её потерять. Ребёнку кажется, что незнакомец может причинить ему вред;
  2. Вероятнее всего, это выступает проявлением инстинкта самосохранения. Чем больше выражена непохожесть поведения и внешнего вида «чужого» на маму, тем сильнее обычно боязнь. По этой причине малыши чаще испытывают страх к мужчинам, чем к женщинам;
  3. Когда ребёнок редко видит кого-то из родственников или посторонних людей, то может сильнее их бояться. Если в первые полгода своей жизни малыш часто взаимодействует с кем-то, кроме родителей, то обычно привыкает к нему и впоследствии не испытывает страх. А может начать пугаться даже отца, если он много времени проводит в командировках и мало общается с малышом;
  4. На ребёнка также мог повлиять негативный прошлый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, если ему причинили боль или психологический дискомфорт;
  5. Усиливает страх и пережитое малышом длительное расставание с мамой, например, при её болезни или вынужденном отъезде.
  6. Существует также мнение, что страх по отношению к незнакомцам выступает проявлением реакции на новизну. Ребёнок учится узнавать людей, различать их черты (лица, голоса, поведение), исследует предметы, знакомится с миром. Сначала всё неизвестное (в том числе новые люди) пугает, потом - начинает вызывать интерес.

Поэтому нет ничего страшного в том, что ребёнок в 1 год боится чужих людей, это нормальный этап адаптации к обществу. Настораживать должен как раз тот факт, когда малыш не испытывает никакого страха перед незнакомцами и готов общаться со всеми.

Как справиться со страхом чужих людей?

Чего делать нельзя

  • Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом;
  • Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству. И вы должны продемонстрировать это;
  • Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится. А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.

Что делать, если ребёнок боится чужих людей?

  1. Самое важное правило – это терпение и умение ждать. Дайте ребенку время на то, чтобы он привык к новому человеку (пусть даже это близкий родственник), к его внешнему виду, голосу, поведению. При этом всегда будьте рядом с малышом, держите его на руках. Так он легче и быстрее освоится и перестанет бояться;
  2. Расскажите малышу о своих детских страхах и о том, как вам удалось с ними справиться. Успешный пример родителей всегда вдохновляет детей;
  3. Демонстрируйте ребёнку своим поведением, что ему бояться нечего. Но здесь стоит делать различие между человеком, к которому нужно чтобы ребенок привык (няня, бабушка, помощница по дому) или это посторонний человек, с которым ребенка ничего не связывает;

Важно! Есть разные тактики общения с незнакомыми людьми. О них вы узнаете из семинара Внимание: прогулка! Как безопасно гулять с малышом на детской площадке >>>

  1. Рассказывайте малышу о родственниках, знакомых (в их отсутствие), характеризуйте их с положительной стороны. Вместе рассматривайте фотографии, называя по именам тех, с кем хотите подружить ребёнка. Можно даже превратить этот процесс в игру на узнавание различных людей и их характеристик, это поможет сделать «чужих» «своими»;
  2. Чаще проигрывайте с малышом ситуации знакомства, успешного взаимодействия и дружбы (на примере игрушек). Например, как Мишка познакомился с Зайкой и они стали друзьями, или как Котёнок боялся других кошек и собак, но потом преодолел свой страх и подружился с ними;

Вариаций можно придумать много, всё зависит от вашей фантазии. Чем ярче будут разыграны ситуации, тем лучше. Обращайте внимание на положительные и отрицательные чувства персонажей, просите малыша изобразить их мимикой.

  1. Предупредите своих родственников и знакомых о том, что ребёнок может испугаться их и заплакать, попросите относиться к этому с пониманием. Скажите, что он сейчас почти всех, кроме мамы и папы, боится, нужно подождать, и малыш привыкнет;
  2. Не торопитесь отдавать ребёнка в детский сад. Важно плавно подготовить его к этому событию, чтобы адаптация прошла менее болезненно. В этом вам с успехом поможет материал семинара Я иду в детский сад. Легкая адаптация к садику !>>>

Если ребёнок в 2 года и старше боится чужих людей, то обычно это связано с недостатком взаимодействия с окружающими, в том числе, с другими детьми. Вероятно, круг его общения ограничивается семьёй: мамой, папой, бабушками, дедушками. Малышу сложно идти на контакт с посторонними, поскольку он не знает, как это правильно делать, или чересчур привязан к родителям.

Ребёнка в этом возрасте следует стимулировать к общению с другими детками. Необходимо чаще бывать на детских площадках, гулять в парках, ходить в гости к знакомым, приглашать к себе родственников и друзей, особенно тех, у кого тоже есть малыши. Посещайте культурно-массовые мероприятия, делитесь с ребёнком своими эмоциями от увиденного, учите и его выражать свои чувства.

Главные люди в жизни малыша – это родители. С ними он начинает взаимодействовать и проводит максимальное количество времени. Поэтому, чем комфортнее будет это общение и атмосфера в семье, чем больше внимания и заботы он получит в младенчестве, тем более доверительное отношение у него сложится к миру и к окружающим, и среди них не останется «чужих» людей. Всё в наших руках!

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

В детском возрасте психика только формируется, поэтому неудивительно, что рано или поздно у малыша появляются различные страхи. Одна из самых ранних детских фобий - боязнь чужих, связанная со страхом потерять внимание мамы. В более старшем возрасте дети часто становятся застенчивыми, нежели действительно кого-то боятся. В отдельных же случаях боязнь посторонних людей приобретает гипертрофированные формы.

Почему ребёнок боится чужих людей

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок, комфортно чувствующий себя в семье, при виде незнакомца начинает громко плакать, бежит к маме и старается за нее спрятаться. Другой вариант развития событий - при приходе домой гостей малыш не выходит из своей комнаты. В психологии такое поведение называется «боязнь чужих». Такого ребенка можно также охарактеризовать как излишне застенчивого.

Страх посторонних людей впервые возникает чаще всего в семь-восемь месяцев, хотя у некоторых малышей он может развиться и позже. Вначале боязнь проявляется в виде слез (а иногда и истерики), а после года ребенок уже начинает стесняться, отказывается разговаривать с чужим человеком.

Плач - естественная реакция при приближении незнакомца

Такое поведение является вполне обоснованным: младенец больше всех любит свою маму (ведь, это она за ним постоянно ухаживает). Появление же незнакомца (особенно мужчины) на уровне подсознания вызывает страх разлуки с ней. Кроме того, в раннем возрасте ребенок еще не в состоянии постоять за себя, и малышу кажется, что чужой человек хочет причинить ему вред.

Интересно, что в разряд «чужих» людей могут попасть не только незнакомцы, но и родственники, например, папа, который по характеру своей работы часто отсутствует дома (командировки, служба вахтовым методом), бабушка или дедушка, которые далеко живут и редко приезжают в гости. Причина детских слез во всех случаях будет одна и та же - малыш боится потерять свою любимую мамочку или считает, что его самого могут обидеть.

Естественная боязнь незнакомцев, как правило, продолжается до двухлетнего возраста, а потом незаметно проходит. Но некоторых ребят такая черта характера, как излишняя застенчивость, сопровождает еще очень долго и нередко остается на всю жизнь.

В некоторых случаях боязнь чужих людей трансформируется в гипертрофированные формы, что обусловлено уже какими-то дополнительными травмировавшими психику ситуациями: это может быть визит в поликлинику, связанный со стрессовыми ощущениями, либо незнакомый человек, не вовремя заглянувший в коляску. После двухлетнего возраста большинство малышей начинают посещать детский сад, и боязнь чужих может обернуться для них большими проблемами и психическими травмами. Такие ситуации уже, конечно, требуют консультации специалиста, хотя основную помощь ребенку может оказать только чуткое отношение родителей.

Боязнь в возрасте старше двух лет часто связана с узким кругом общения ребенка. Если малыш все свое время проводит лишь с мамой, папой, бабушкой и дедушкой (особенно, если это единственный ребенок в семье), то у него возникает иллюзия, что посторонние люди ему вовсе и не нужны. Поэтому, когда он выходит на улицу, то не идет на контакт с другими людьми (и даже с детьми). Реже возможен и другой вариант - агрессивное поведение с незнакомцами, обусловленное не характером ребенка, а неумением общаться в широком кругу людей.

Следует более подробно рассмотреть ситуацию, когда сын или дочь боится контактировать с другими детьми. Нормально развивающиеся дети спокойно воспринимают друг друга в любом возрасте. Если же двухлетний малыш боится детей, то это часто обусловлено тем, что его ранее обидели другие ребята и ему не хочется снова испытать негативные эмоции. Другой вариант - ребенок слишком привязан к матери и при этом редко выходит в общество. Он просто не знает, как вести себя с другими детьми, как дружить с ними. За счёт того, что ребенок всё время проводит время со взрослыми, ему трудно идти на контакт со сверстниками. Малыш может охотно собираться на прогулку, выбирать игрушки, но как только приближается к детской площадке, где видит детвору, его охватывает тревога (очевидно, что интерес к детям присутствует, но застенчивость его пересиливает). Он уже не хочет играть, прячется за маму, придумывая отговорки, вроде «Здесь уже все занято», «Мне хочется на другую площадку» и пр.

Ребенок, который привык к общению в узком семейном кругу, плохо идет на контакт со сверстниками

Еще одна разновидность детской боязни чужих людей - это страх толпы (в психологии такое понятие носит название «демофобия»). Если одни дети любят оживленные праздники на городских площадях, чувствуют себя комфортно среди скопления народа, то другие ребята при этом напрягаются, сковываются, а иногда даже впадают в панику (это может быть ребенок и школьного возраста). Встречаются ситуации, когда ребята, посещающие детский сад и нормально общающиеся со сверстниками, боятся, например, утренников или спектаклей, где собирается довольно большое количество народа. Подобные страхи берут свое начало в раннем детстве, откладываются в подсознании. Как правило, толпы боятся малыши, у которых в детстве были проблемы, связанные с нарушением личного пространства.

Иногда ребенок боится не просто посторонних, а представителей определенного пола. Чаще встречается боязнь мужчин: это бывает в неполных семьях (когда малыша воспитывает мать-одиночка) либо связано с агрессивным поведением отца (который причинял физический или моральный вред ребенку или его маме). Боязнь женщин может возникнуть при воспитании малыша слишком строгой либо чересчур тревожной матерью. Такие ситуации требуют обязательного вмешательства психолога, поскольку у ребенка в будущем наверняка возникнут проблемы в общении с противоположным полом.

Как помочь ребенку, который боится чужих

По словам психологов, признать проблему - значит, наполовину решить ее. Родители прежде всего должны принять тот факт, что их ребенок страшится чужих, что он чересчур застенчив.

Тактика поведения родителей

Ни в коем случае не нужно игнорировать чувства малыша, а тем более попытаться «сломать» его (настаивать на знакомстве с чужим человеком).

Попытки подтолкнуть ребенка к общению с посторонними людьми лишь навредят его психике - кроха еще больше замкнется в себе, и страх только усугубится.

Задача близких - своим чутким отношением помочь преодолеть особенности поведения ребенка. Ведь, от реакции мамы и папы зависит дальнейшая социальная адаптация сына или дочери. Если ребенок чувствует, что родители недовольны его поступками, то он растет зажатым и неуверенным в себе. И, напротив, уважение и поддержка со стороны близких поможет сформировать уверенную в себе личность.

Кроме того, непростительная ошибка - сравнивать свое чадо с другими, более смелыми и раскованными детьми. Это приведет к снижению самооценки малыша, ощущение собственной никчемности.

Также мама ведет себя неправильно, когда при приближении незнакомца начинает переживать, меняет тон голоса. Ребенок моментально это чувствует, ему передается волнение. Бывают случаи, что при появлении гостей малыша уводят в отдельную комнату: не нужно этого делать, поскольку ребенок будет пользовать этой тактикой и в дальнейшем, не меняя своего поведения.

Подобное поведение не решит проблему, а только усугубит ее

Нужно дать малышу время: пусть он привыкнет к голосу незнакомца, его внешности. Во время общения с посторонними людьми маме хорошо взять ребенка на руки: так он будет чувствовать себя защищенным. Не нужно забывать, что каждому малышу требуется разное время, чтобы пойти на контакт с новым для него человеком: иногда на это требуется несколько дней.

Большое значение имеет пример самой мамы. Своим приветливым видом, улыбкой, ровным тоном голоса она дает ребенку понять, что нет причин бояться незнакомца. Женщина должна показать, что знакомиться с новыми людьми очень интересно. Например, мама может взять своего сына или дочь за ручку и вместе подойти к другим малышам на игровой площадке.

выливается у ребенка в регулярные истерики, он не желает воспринимать доводы мамы, то в этом случае стоит обратиться к профессиональному психологу. Ведь, такие гипертрофированные формы страха могут быть патологическими, связанными со сбоями в работе нервной системы.

Сказкотерапия

В борьбе с разного рода детскими страхами хорошо зарекомендовал себя метод сказкотерапии. В борьбе с излишней застенчивостью уговоры и нравоучения бесполезны, а вот если облечь родительский совет в ненавязчивую сказочную форму, то ребенок живо воспримет его.

Данный прием можно образно сравнить с горькой таблеткой, подмешанной к сладкому варенью. Сказки способны оказывать влияние на формирование характера малыша: дают ему возможность взглянуть на себя со стороны и освободиться от комплексов.

В сказке Татьяны Холкиной «Как Андрюша гостей встречал» главный герой сам по себе смелый мальчик (не боится грозы, тигра, пылесоса). Но когда в дом приходят гости, мальчик очень стесняется: не здоровается с ними, не разговаривает, а убегает, прячется под кроватку, притворяется каким-нибудь предметом. И вот однажды, когда в очередной раз нагрянули гости, Андрюша притворился мышкой. Он побежал к мышиной норке и встретил настоящего маленького мышонка. Они разговорились, мышонок рассказал, что убегает от страшной кошки, которая хочет его съесть. Андрюша, в свою очередь, сообщил, что скрывается от гостей, которые хотят с ним поздороваться. Все мыши в норке очень испугались, стали прятаться, закрывать глазки, стали рассказывать друг другу об ужасных гостях. И мальчику вначале стало смешно, а потом стыдно: ведь, он сам похож на этих мышек, он так же прячется от гостей, словно те хотят его съесть. И Андрюша стал успокаивать мышек, и чтобы доказать им, что гости вовсе не страшные, он вышел к ним, смело поздоровался и сел пить чай с тортом. А маленький мышонок гордился свои отважным другом, который не боится ничего на свете.

Эта поучительная сказка позволяет ребенку оценить свое поведение и подводит его к мысли, что в общении с посторонними людьми нет ничего страшного.

В произведении Ирис Ревю «Сказка про стеснительного мальчика» у главного героя Саши Светикова такая же проблема - стеснительность. Мальчик не может свободно общаться с людьми, хотя он многое умеет: фотографировать, ловить рыбу и многие другие вещи. Саша боится поздороваться, поддержать разговор, смотреть собеседнику в глаза и даже улыбнуться. И вот однажды к ребенку, который в парке прячется за скамейкой, подлетает любопытная сорока и начинает задавать ему вопросы. Саша признается ей, что прячется от людей, хотя они не кусаются и не обижают его. Сорока не может осознать, почему человек боится тех, кто ему не угрожает. Она допытывается у мальчика, не больной ли он. В результате Саша осознал, что сорока говорит правду и решил навсегда избавиться от своей стеснительности, ведь, она мешает нормально жить. Он благодарит птицу за помощь, выходит из своего укрытия и здоровается с первым проходящим мимо мальчиком.

Иллюстрация к сказке Ирис Ревю

Данное произведение опять-таки помогает ребенку понять, что его стеснительность не имеет никаких серьезных обоснований: нужно просто отбросить свой страх и начать общаться с людьми.

В другой терапевтической сказке « Как слоненок перестал стесняться» главный герой - животное. Слоненок живет на острове и очень хочет завести друзей, но стесняется подойти первым. Поэтому он всегда грустит. Однажды герой встретил большого слона, который помог ему: обнял малыша хоботом и повел к зверятам. Слон подбодрил слоненка, внушил, что он обязательно всем понравится. Воодушевленный слоненок подошел к зверятам, первым с ними поздоровался. Все вместе стали весело играть.

Эта короткая история поможет ребенку раскрепоститься, поверить в себя, стать уверенным. Он поймет, что нет ничего страшного в том, чтобы подойти к другим детям и заговорить с ними.

Игротерапия

Преодолеть излишнюю застенчивость и зажатость ребенка поможет игротерапия. Правильно подобранные игры научат малыша снимать физическое и эмоциональное напряжение, свободнее выражать свои чувства, сделают его более уверенным в себе. Игровые упражнения способны обхитрить скованность и замкнутость:

  • «Давай поговорим!». Родитель сообщает ребенку, что хотел бы превратиться в волшебника, фокусника, дворника (и т.д.) и рассказывает, почему ему этого хочется. Взрослый побуждает малыша задавать вопросы. А потом уже фантазирует сам ребенок.
  • «Пойми меня!». Взрослый читает стихотворения А. Барто, а малыш должен с помощью мимики и жестов изобразить действие или эмоцию, описанную в каждой строчке (данное игровое упражнение способствует раскрепощению, свободному выражению чувств).
  • Ту же цель преследует игры «Чья походка?» (ребенок и взрослый поочередно изображают, как ходит малыш, старушка, медведь, кошка, канатоходец в цирке и пр.), «Преображение» (ребенок надевает маску животного, супергероя, персонажа сказки или мультфильма и копирует его голос и манеру поведения).

В преодолении стеснительности и зажатости большое подспорье - сюжетно-ролевые игры. Взрослый с ребенком проигрывают ситуацию из жизни, которая вызывает у малыша тревогу. Например, Зайчонок подходит к зверятам, чтобы познакомиться, кукла приходит на концерт, где много народа, или на салют (можно зажечь бенгальские огни).

Такие игры помогают ребенку раскрепоститься и побороть страх общения с людьми

Интересен вариант, когда щенок или котенок теряет своего хозяина на прогулке и подходит к добрым прохожим на улице, чтобы они помогли ему отыскать дорогу к дому.

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции. В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение.

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием - проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка - это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей - сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ. Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Видео: как помочь ребёнку перестать бояться

Комаровский о том, почему ребенок боится чужих детей

Педиатр Е. Комаровский вовсе не считает застенчивость отрицательным качеством. Доктор предостерегает маму и папу от того, чтобы они избегали фраз вроде «Почему ты такой стеснительный?», «Почему ты не отвечаешь, ведь тебя спрашивают?» (ведь, родители часто говорят так из уважения к взрослому собеседнику). Подобные реплики акцентируют внимание на поведении ребенка, внушают ему мысль, что он делает что-то плохое. Не нужно делать трагедию из того, что малыш не поздоровался с кем-то, не ответил на вопрос, как у него дела. Чем меньше взрослые будут говорить о детской стеснительности, тем лучше для ребенка. Ведь по мере взросления сын или дочь станут наверняка более общительными и раскованными.

Видео: 5 способов побороть страх

Взросление ребенка неизбежно связано с возникновением определенных страхов. Некоторые из них являются признаком нормального развития, своего рода адаптационными этапами. В раннем возрасте у малышей часто возникает боязнь посторонних, которая является вполне обоснованной. Эту особенность поведения ребенку под силу преодолеть при помощи родителей, хотя иногда излишняя стеснительность и боязнь общаться с незнакомыми людьми остается у человека на всю жизнь. Как бы то ни было, нужно принимать своего малыша таким, каким он есть, ни в коем случае не сравнивая его с другими, более раскованными сверстниками.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Советует детский педагог-психолог Татьяна Шишова.

Переходный возраст

В первые месяцы после рождения дети на удивление общительны: идут на руки к чужим, с любопытством рассматривают гостей, с радостным интересом находятся в людных местах. Но в 7–8 месяцев наступает резкий перелом: малыш неожиданно начинает бояться посторонних. Еще вчера ребенок оживлением и смехом отвечал на улыбки прохожих, а сегодня вдруг заплакал при виде бабушки, приехавшей навестить внучка, и наотрез отказался идти к ней на руки. Родители пугаются подобных демонстраций, не понимая, почему их общительный кроха вдруг стал робким трусишкой.

Подобные эмоциональные всплески нормальны для годовалых младенцев. Более того, страх посторонних – естественная фаза развития, означающая, что малыш стал разделять людей на «своих» и «чужих». Это своеобразное проявление врожденного инстинкта самосохранения.

Исследования ученых показали, что в компании посторонних или в отсутствие матери у малышей с 9 до 12 месяцев повышается количество кортизола (гормон стресса) в крови, поскольку в обществе новых людей ребенок ощущает смятение и панику. Защитный механизм включается, и когда младенец остается без мамы, даже на небольшой период времени. В такой ситуации задача родителей – создать у малыша чувство защищенности: взять его на руки, обнять, приласкать, утешить добрым словом. В людные места ребенка лучше носить в «кенгуру» или слинге – телесный контакт с мамой дарит спокойствие и уют. Если вы ждете гостей, обязательно сообщите им о возможных негативных реакциях крохи, объясните, что в период с 7–9 месяцев до 2–3 лет дети становятся боязливыми и робкими. Фраза «он теперь всех боится» – универсальна и сразу устранит возникшую неловкость.

Совет. Предупреждайте двух-трехгодо­валого ребенка о приходе гостей заранее, опишите их, создайте положительные образы. Когда позвонят в дверь, напомните малышу, что пришли гости, и подождите несколько секунд перед тем, как отворить. Если кроха сдержался и не заплакал при виде новых лиц, непременно похвалите «смельчака» за храбрость.

Дайте время освоиться

Постарайтесь не отдавать ребенка в сад, пока малыш психологически не готов отпустить вас. Ранний отрыв от матери грозит усугублением страхов и возникновением различных психологических трудностей. Конечно, встречаются ситуации, когда мама вынуждена отдать кроху в ясли в 1–1,5 года. В этом случае важно обеспечить мягкую, деликатную адаптацию к новым условиям. Договоритесь с администрацией садика, что первое время будете находиться вместе с ребенком. Затем, когда малыш освоится, начинайте оставлять кроху: на часок, потом на 2–3, потом – на полдня, чутко реагируя на малейшие проявления страха, неуверенности или тревоги. Так малыш потихоньку привыкнет к воспитателям и детям, перестанет воспринимать их как чужих и будет относиться к расставанию с вами более спокойно. Точно так же следует вести себя с няней: сначала присутствовать при ее визитах, затем оставлять кроху наедине с воспитательницей на 15 минут, на полчаса, на час и так далее по нарастающей. При каждом расставании можно использовать особый ритуал: няня машет игрушкой или протягивает младенцу определенный предмет – всегда один и тот же, чтобы задобрить и привлечь малыша. Через пару недель ребенок полностью привыкнет к новому человеку, и вы сможете выйти на работу.

Совет. Не стоит что-либо менять в укладе вашей жизни в те дни, когда вы приучаете малыша к детскому саду или няне. Даже коляску или кроватку менять нежелательно. Любые перемены могут осложнить период адаптации.

Проявите тактичность

Иногда страх перед посторонними возникает вследствие пережитого стресса. Например, в раннем детстве ребенок попал в больницу, где находился без мамы. Подобные испытания могут вылиться в патологические страхи перед взрослыми, в особенности – перед врачами и медсестрами. В обществе чужих людей малыш может становиться беспокойным, плаксивым или, наоборот, заторможенным, молчаливым. Уговаривать или позорить ребенка – жестоко и бессмысленно, кроха закроется, перестанет доверять родителям, но не станет смелее. Особенно грешат укорами в «трусости» отцы, мечтающие видеть своего малыша активным, смелым, не понимая, что психика ребенка крайне уязвима. От презрительных насмешек или сердитых высказываний у малыша к страху прибавляется еще и стыд за собственную «трусость». Теперь проблема станет двойной – малышу придется избавляться не только от страха, но и доказывать себе и окружающим свою состоятельность.

Помочь в преодолении глубинных страхов можно лишь поддержкой, заверениями, что вы понимаете опасения малыша, осознаете, как тяжело крохе, никогда не оставите его в трудной ситуации и всегда спасете положение. Малыш должен ощущать, что его переживания воспринимают всерьез, сочувствуют ему и сострадают. Тогда у ребенка появится уверенность, что вместе с родителями он все сумеет преодолеть.

Эффективны также рассказы взрослых о собственных детских страхах и о способах их преодоления. Малыш получит важную установку: папа (или мама) тоже боялись, когда были маленькими, но сумели справиться, научились контролировать страх.

Совет. Большим подспорьем могут стать ролевые игры, в которых с помощью кукол можно проигрывать бытовые ситуации, тревожные для трусишек-дошколят. Например, если пяти-шестилетний ребенок ни минуты не может находиться в одиночестве, можно показать мини-спектакль: Зайчонок опасался оставаться один, однако мама-Зайчиха его уговорила и ушла. Когда она отлучилась, зайке стали мерещиться (что? – проговорить вместе с ребенком), но все же Зайчонок придумал, чем себя занять, и избавился от тревоги. Покажите, как мама по возвращении хвалила малыша за смелость.

В том случае, если кроха боится посторонних, можно разыгрывать сценки про «Потеряшку»: Щенок пошел на прогулку вместе с хозяином и… потерялся. Важно зафиксировать внимание ребенка на моменте, когда щенок потерялся, проговорить, что он почувствовал. Малышей постарше можно попросить изобразить мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Обязательно обсудите причину, по которой щенок потерялся. Может, он убежал вперед или, наоборот, задумавшись, отстал от хозяина? Дальше покажите приключения Потеряшки, повествуя, как перепуганный Потеряшка встретил добрых персонажей, которые помогли ему найти дорогу к дому. События должны быть положительными, а окружающие люди или звери, воспринимаемые щенком в первое время как источник угрозы, – замечательными и отзывчивыми.

Кстати

Отсутствие страха перед незнакомцами в возрасте одного-двух лет может быть признаком аутизма. Маленькие аутисты без опасений идут на руки к чужим людям, но лишь потому, что не разделяют людей на «близких» и «посторонних». Такие малыши не замечают отсутствия родителей, живут, словно в вакууме, не впуская в свой «мирок» даже родных.

Аутизм – серьезное нарушение психического и эмоционального развития ребенка, желательно выявить его на ранних стадиях. Если малыш в 9–12 месяцев не реагирует на появление посторонних, не тянется к маме, не смотрит в глаза взрослым, не проявляет интереса к общению – обратитесь к психоневрологу.

Личное мнение

Алексей Лысенков:

– Как актер знаю: ничто так не раскрепостит ребенка, как игры, лучше всего – актерские. Отдавайте детей в актерские детские студии: результат не заставит себя ждать!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди