28.04.2019

Что делать с новорожденным ребенком дома. Уход за новорожденным после роддома. Физиологическая потеря массы тела


Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

Мама должна насторожиться, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту . Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы , способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает , маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения . С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей , к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя . Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко .

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться , показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов .

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд . Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как правильно ухаживать за новорожденным на первой неделе: что должны делать родители?

Основные правила


Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).
  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное. Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

Никогда в своей жизни ребенок не будет так быстро развиваться и изменяться, как в первый месяц жизни. Поэтому самые первые дни самые тяжелые, насыщенные и важные.

Вот несколько этапов первого месяца жизни, на которые можно обратить внимание:

– первые 5 дней: адаптация новорожденного к окружающей среде. Обычно адаптация проходит без каких-либо отклонений, но особенно тщательное наблюдение не повредит. Обычно, бОльший период этого времени ребенок проводит в роддоме, где специалисты регулярно его обследуют. После выписки с новорожденным будет не лишним заручиться помощью близких: ежедневная влажная уборка, столь необходимая малышу, маме будет не по силам.

– 10 дней после рождения: к этому времени обычно уже заживает пупочная ранка. После выписки из роддома пупочную ранку следует обрабатывать 2 раза в день 1-2% раствором зеленки или хлорофиллипта, купаться недолго (5-7 минут) в слабо-розовом растворе марганцовки. Беспокоиться стоит в случае покраснения/ припухлости/ выделений из области пупочного кольца, или если корочка не отпадет по прошествии 2-х недель.

С 10-12 дней жизни ребенка несколько раз в день перед кормлением нужно выкладывать на животик, увеличивая время с 1-3 минут до 15-20. Это занятие нравится далеко не всем малышам, но позволяет укрепить мышцы животика, шеи, упрощает отхождению газов.

Новорожденный ребенок – что умеет

На 8-10 день малыш пытается поднять головку (из положения лежа на животе), на 14-15 день оборачивается на звук. Может появиться улыбка, пока неосознанная. Движения пока хаотичны. Появляются первые звуки. К концу первого месяца жизни малыш научится реагировать на звуки, лежа на животе, начнет поднимать и удерживать несколько секунд головку.

В спокойном состоянии ребёнок лежит с согнутыми ручками и ножками. Вы можете аккуратно разогнуть ручку или ножку при переодевании, обработке кожных складочек, не причинив боли малышу. Высокий тонус в мышцах ручек и ножек – совершенно нормальное состояние для первых месяцев. Но если малыш «зажат» слишком сильно, каждое непроизвольное движение вызывает беспокойство, это говорит о повышенном мышечном тонусе. Уже к 10–14 дню малыш начинает кратковременно фиксировать взгляд на ярком движущемся предмете, попавшем в поле его зрения, вздрагивает при резком звуке и моргает. К 18–22-му дню он уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете.

Основной навык – удерживает в поле зрения Вашу фигуру

Речевые навыки – издает непонятные звуки: воркует, булькает, хрипит, чмокает

Эмоции и мимика – неотчетливые мимические движения, способен улавливать Ваши эмоции

Новорожденный ребенок – питание новорожденного

Несомненно, первое, чему придется научиться маме и ребенку – кушать. Естественным питанием для новорожденного было и всегда будем материнское молоко.

В последнее время врачи склоняются к регулированию выработки молока путем частого прикладывания ребенка к груди – по его первому требованию. Этот способ имеет только один недостаток: таких требований у малыша может быть до 12-14 в сутки, что очень выматывает маму.

Но режим питания обычно устанавливается уже через несколько дней после рождения – ребенок ест каждые 2,5 – 3,5 часа, кушая по 15-20 минут. Кстати, держать ребенка у груди более 25-30 минут не стоит – основной объем молока они выпивают за первые 5-10 минут, поэтому длительная и выматывающая трапеза того не стоит.

Объем съедаемого молока зависит от индивидуальных особенностей и потребностей, но если говорить об усредненных показателей, то они таковы: от 60-80 мл молока за одно кормление в первые дни рождения до 100-130 мл молока к концу первого месяца (цифры приведены для 6-7 разового питания).

Если врач посчитает, что молока новорожденному не хватает, он порекомендует докорм специальной адаптированной молочной смесью.

Новорожденный – сон новорожденного, сколько нужно спать

Еще раз повторимся – все дети особенные, некоторым необходим более длительный сон. В первые дни жизни новорожденные спят 22-23 часа в сутки, к концу первого месяца – 17-20 часов.

Новорожденный – вес и рост

Прибавка веса в первый месяц составляет 600-800 г, за месяц малыш вырастает почти на 3 см

Новорожденный – прогулки, когда начинать гулять

Летом можно выходить на воздух практически с первых дней после выписки из роддома, постепенно увеличивая время пребывания на свежем воздухе с 15 минут до 2-2,5 часов.

Зимой на улицу можно выйти на 10-14 день жизни ребенка, при условии, что погода безветренная, а градусник показывает не ниже -10. Начинать можно с 10-15 минут, увеличивая время прогулки до 1 часа. Зимой нужно следить, чтобы ребенок не замерз – необходим комбинезон с натуральной шерстью, теплое одеяло или конверт, теплая шапочка, утепленная коляска.

Новорожденный – врачи и прививки

При выписке из роддома вся информация о Вас и Вашем малыше попадет в детскую поликлинику, которая обслуживает район, в котором проживает новорожденный. Так что на следующий день ждите гостей в лице врача, в идеале вместе с медсестрой. Они должны посещать Вас поочередно каждый день первую неделю.

Прививки: гепатит В – сделан в роддоме в первые сутки; туберкулез (БЦЖ) – делается в роддоме на 3-7 сутки.

Новорожденный – поводы для беспокойства

Понятно, что вначале любое поведение малыша вызывает беспокойство и настороженность, но в следующих случаях обратиться к врачу нужно как можно быстрее:

– ребенок сильно и часто срыгивает;

– ребенок отказывается от груди;

– ребенок необычно возбужден или слишком вял;

– резкие изменения стула (жидкий, пенистый, учащенный – более 7 раз в сутки);

– повышение температуры более 37 градусов;

– физиологическая желтуха не проходит более 3 недель.

Новорожденный – маме на заметку

Первый месяц – самый нелегкий из всех: мама и ребенок, который только-только появился, привыкают друг к другу, учатся понимать. Тем не менее, сейчас малыш растет на глазах – уже через 10 дней после рождения Вы увидите, как он сильно изменился.

Конечно, осознавать то, что мама совершенно не готова к рождению малыша, нелегко. Но не переживайте, 99 мам из 100 находятся точно в такой же ситуации – у них такое же смятение от непонимания, усталость от родов и нескольких суток в роддоме. Пройдет совсем немного времени и Вы воспрянете духом, а пугающие сейчас процедуры кормления, переодевания, купания и проч. покажутся сущей ерундой!

Вам понадобится

  • - полный комплект детского белья;
  • - аптечка со средствами ухода за новорожденными;
  • - средства личной гигиены;
  • - ванночка;
  • - пластмассовые и резиновые игрушки;
  • - кроватка;
  • - коляска.

Инструкция

Даже у только что появившегося на свет человечка должна быть возможность двигаться. Пока что он шевелит только и ногами, но делает это довольно интенсивно. Если вы все-таки решили его пеленать даже дома, не заворачивайте слишком туго. Получивший свободу движений ребенок развивается быстрее.

С самых первых дней разговаривайте с . Он запомнит ваш голос, который связан для него с комфортом и защитой. Говорите спокойным ласковым тоном, когда меняете пеленки, кормите или купаете. Напевайте песенки, даже если считаете, что не умеете петь. Помните, что у вас на руках самый благодарный на свете слушатель.

Даже с ребенком нескольких дней от роду можно немножко поиграть. Периоды бодрствования пока что совсем короткие, но найдите несколько секунд и подержите у малыше перед глазами яркую погремушку. Он постепенно учится реагировать на новые для него предметы, это расширяет его кругозор и жизненный опыт, который пока еще очень невелик.

Купание - одна из самых приятных процедур. Относительно первого купания лучше всего посоветоваться с участковым педиатром, который наверняка придет вас навестить в первый день после выписки. Поначалу малыша лучше купать в кипяченой воде, поскольку еще не заросла. Не забывайте контролировать температуру. У ребенка не должно быть никаких отрицательных эмоций.

Даже в столь юном возрасте ребенок некоторые вещи в состоянии решить сам. Вам придется учитывать его мнение. Например, он сам знает, сколько ему спать и есть. В медицинской и педагогической литературе даются средние показатели. Их, конечно, нужно учитывать. Но не пугайтесь, если именно вашему ребенку надо спать чуть больше или чуть меньше, чем его сверстнику. Понаблюдайте за его жизненным ритмом и старайтесь ему следовать.

Связанная статья

Появление ребенка в корне меняет жизненный уклад семьи. Помимо радости и умиления малыш доставляет немало хлопот, особенно неопытным родителям. Чтобы преодолеть страх и обрести уверенность, нужно обращаться с младенцем как с равным себе - обычным человеком, только маленьким и пока беспомощным.

Инструкция

Первое и главное, в чем нуждается ребенок - это питание. Кормить малыша грудью или из бутылочки – исключительно ваш выбор, оба варианта имеют свои плюсы и минусы, хотя грудное наиболее полезно. Организовать кормление можно тоже по-разному: по часам и по требованию. Ориентируйтесь на потребности своего ребенка и учитывайте прежде всего их, а не собственное удобство.

Малыша нужно содержать в чистоте. Ежедневно умывайте его кипяченой водой и купайте в ванночке, при необходимости добавляя отвары череды или ромашки. Обязательно чистите ребенку носик каждый день, используя и персиковое или стерилизованное подсолнечное масло, чтобы он не испытывал трудностей с дыханием. Также не забывайте очищать ушные раковины ватными палочками с , не проникая в слуховые проходы.

Старайтесь не перегревать малыша, одевая в несколько слоев одежды дома и чрезмерно кутая при выходе на улицу. Если ребенку холодно, лучше укройте его пледом.

Регулярно проходите профилактические осмотры в поликлинике: педиатр и узкие специалисты предупредят вас о возможных отклонениях в развитии малыша и дадут нужные рекомендации.

Как часто осуществляются патронажные визиты?

Первый раз врач приходит в один из первых трех дней после выписки и родильного дома. Если малыш – первенец, родился позже или раньше срока или имеет какие-либо врожденные заболевания, то педиатр осматривает его непосредственно в день выписки.

В первые десять дней педиатр или патронажная сестра должны приходить ежедневно. Они могут приходить вместе, по отдельности, или же вообще в разные дни.

Во время первого визита доктор знакомится с условиями жизни малыша и его родителями. Также он выясняет тревоги и проблемы семьи, связанные с появлением ребенка и интересуется самочувствием матери, психическим состоянием.

Далее врач выясняет, как проходила беременность – не лежала ли мама на сохранении, не было ли токсикоза. Интересуется течением родов, а именно: ребенок родился естественным путем или с помощью кесарева сечения, как себя чувствовал . Все эти сведения содержатся в обменной карте, которую молодая мать получает при выписке из роддома.

Собирается родословная малыша. Собирается информация о состоянии здоровья родителей и других близких родственников. Это осуществляется для того, чтобы определить риск возникновения наследственных заболеваний.

Следующий этап – осмотр малыша. Его с прямом смысле слова осматривают с головы до ног – цвет кожи, форма головы, реакция глаз на свет, расположение ушей, строение твердого и мягкого неба, форма грудной клетки, живота и половых органов, положение рук и ног.

В конце визита врач осматривает грудь мамы и дает рекомендации по кормлению. Еще уделяется внимание гигиеническому уходу за .

При втором и последующих визитах доктор вновь осматривает малыша, чтобы оценить развитие. С мамой обсуждаются возможные проблемы подрастающего малыша (срыгивание, колики), и проводится беседа о профилактике рахита.

На последнем посещении назначается дата и время приема, когда родителям уже самим нужно будет привести ребенка в детскую поликлинику. В общем, осмотры детей в возрасте до года проводятся раз в месяц, в так называемый «грудничковый день» (1 день в неделю, когда врач принимает только ).

Совет 7: Препарат Линекс для новорожденных: особенности применения

«Линекс» - комбинированный препарат, предназначенный для восстановления и поддержания естественной микрофлоры в кишечнике. Новорожденным его назначают при коликах, сопровождающихся плачем, вздутием живота, жидким стулом.

Лечебные свойства «Линекса»

В состав препарата «Линекс» входят 3 вида молочнокислых живых бактерий: бифидобактерии, лактобациллы, молочнокислый нетоксигенный энтерококк. Они представляют собой часть естественной микрофлоры кишечника. Попадая в желудочный тракт, полезные бактерии нормализуют пищеварение, вызывают брожение лактозы (углевода, входящего в состав молока) и восстанавливают кислую среду, угнетающую развитие патогенных микроорганизмов.

Препарат обеспечивает детский организм биотином, витаминами В6, В12, активизирует синтез витаминов, создает благоприятные условия для усвоения железа, кальция и витамина D. Прием «Линекса» позволяет сдвинуть рН содержимого кишечника в кислую сторону, в результате обеспечиваются оптимальные условия для действия ферментов пищеварения. Препарат облегчает процесс переваривания белков у новорожденных.

Аналогами «Линекса» являются: «Аципол», «Бифиформ», «Нормабакт», «Флорин Форте», «Нормофлорин», «Лактобактерин», «Энтерол», «Бифидумбактерин», «Пробифор», «Бификол», «Бактистатин», «Бактисубтил», «Эубикор». Показания для назначения препарата: профилактика и лечение дисбактериоза, метеоризма, хронической и острой диареи и гастроэнтероколитов. «Линекс» выпускается в виде капсул для перорального применения, в одной капсуле содержится около 1,2х107 живых бактерий.

Как давать «Линекс» новорожденным

Новорожденным препарат дают после кормления. Капсулу нужно вскрыть, затем высыпать ее содержимое в чайную ложку, добавить небольшое количество охлажденной кипяченой воды или грудного молока (смеси) и влить в рот малыша. Можно впрыскивать смесь в рот без иголки. Суточная норма препарата составляет 1 капсулу, ее содержимое следует разделить на 3 приема. Лекарство нужно давать ребенку через равные промежутки времени. Длительность курса приема определяется врачом, она может составлять 1-2 недели и более.

«Линекс» противопоказан при повышенной чувствительности к его компонентам. Препарат переносится хорошо, однако возможно появление аллергических реакций (кожная сыпь, конъюнктивит, ринит). В этом случае следует прекратить прием лекарства и обратиться к врачу. Консультация врача требуется также, если у ребенка поднялась температура выше 38оС, в стуле появилась кровь и слизь, при продолжительности диареи более 2-х дней, . Препарат следует хранить при комнатной температуре в течение 3-х лет. «Линекс» отпускается без рецепта врача.

Видео по теме

В ряде случаев педиатры рекомендуют давать новорожденным детям препараты, способствующие нормализации микрофлоры кишечника. Среди них находится и бифидумбактерин, помогающий заселить кишечник полезными микроорганизмами, без которых невозможно нормальное пищеварение.

Вам понадобится

  • - Бифидумбактерин;
  • - кипяченая вода.

Как ухаживать за малышом, сколько раз кормить, во что одевать, как правильно купать? – Эти вопросы начинают волновать многих мам задолго до рождения и выписки ребёнка из роддома. Чтобы первые дни после роддома были лёгкими и радостными, важно настроиться позитивно и подготовиться к появлению малыша. Родителям будет легче и проще заботиться о новорожденном, если они будут заранее знать, каким должен быть уход за ним.

Действия сразу после выхода

К счастливому дню, когда малыш впервые окажется дома, лучше подготовиться заранее.

  • установить детскую кроватку (не стоит забывать про непромокаемый наматрасник),
  • оборудовать место для гигиенического ухода за малышом,
  • подготовить всё необходимое для купания,
  • прогладить одежду и пелёнки новорожденного,
  • провести влажную уборку,
  • тщательно проветрить квартиру.

Особое внимание следует уделить подготовке «рабочего места» мамы. Хорошим вариантом в выборе «площадки» для проведения ежедневных манипуляций по уходу за ребёнком будет использование пеленальной доски. В настоящее время такие доски вмонтированы в комоды и представляют собой снимающуюся откидную верхнюю полку над ящиками для белья. Пеленальный стол спасает спину мамы от излишнего напряжения при наклонах, помогает сохранить правильную осанку после родов. Для тщательного осмотра тела малыша после вечернего купания можно установить над пеленальником дополнительный светильник. Важно, не отходя от лежащего на пеленальнике ребёнка, взять всё, что может понадобиться для ежедневных процедур. Поэтому гигиенические средства по уходу за малышом лучше расположить непосредственно на самой пеленальной доске или рядом с ней. Для этого можно использовать тумбочку или полку. Верхний ящик комода удобен для хранения подгузников, пелёнок, одежды новорожденного.

Когда новорожденный окажется дома, необходимо раздеть его, покормить и уложить спать. Важно не забывать кормить малыша, даже если он крепко спит. Сосательный рефлекс уже достаточно развит, и малыш может питаться даже во сне. В первые дни после рождения дети спят больше трёх часов подряд, иногда сон может длиться и 6-8 часов в дневное время. Рекомендованный педиатрами интервал кормления новорожденных – максимум 4 часа.

Если во время кормления или сна малыш испачкал подгузник, пелёнку, не бойтесь заменить их на чистые. Новорожденные крепко спят и не будут против. Можно воспользоваться влажными салфетками, а когда малыш проснётся, подмыть его в ванной. Сон в грязном подгузнике может привести к появлению опрелостей и дерматитов.

Сразу после выписки следует подстричь ребёнку ногти, если это не делали в роддоме. Можно приобрести специализированные детские ножницы с закруглёнными краями, ими невозможно случайно порезать или уколоть пальчики маленького крохи. Лучше всего подстригать ногти спящему младенцу.

Подмываем мальчиков и девочек

Многие родители волнуются и не знают, как правильно держать кроху во время подмывания и боятся его уронить. Ещё в роддоме медсёстры учат мам правильно держать ребёночка, но случается и так, что дети лежат не в одной палате с мамой, и встречаются только на кормлении и выписке. Тогда мамам приходится дома самим подбирать удобный способ подмывания детей. Делать это легко, нужно только правильно положить малыша к себе на руку и не переживать. Волнение мамы быстро передаётся ребёнку, и он может начать плакать. В большинстве случаев детей успокаивает вода, и они с удовольствием моются.

Подмывать новорожденного нужно под проточной водой, проверяя рукой температуру, чтобы не обжечь нежную кожу малыша. Не стоит подставлять попу малыша под сильную струю воды, регулируйте подачу воды рукой. Подмывание девочек отличается от подмывания мальчиков. Мальчика можно положить животом к себе на руку. У девочек следует избегать попадания каловых частиц в половые органы, подмывать их нужно, положив спиной на свою руку, пальцами зафиксировать ножку малышки и протирать ладонью другой руки половые органы сверху вниз по направлению к заднему проходу. Ни в коем случае нельзя делать вот что: тереть органы девочки снизу-вверх, чтобы не занести бактерии.

Чрезмерное употребление мыла, пенок для подмывания, влажных салфеток может привести к высушиванию кожи, слизистых, аллергических реакций и покраснений, появлению синехий у девочек – такой уход вреден. Подмывать новорожденного после того, как он пописал, не нужно. Стоит ориентироваться 3-4 смены пелёнок или штанишек. После этого можно ополоснуть попу малыша без использования мыла. После опорожнения кишечника также не стоит пользоваться мылом и влажными салфетками. Лучшее средство для мытья нежной кожи новорожденных – чистая вода. Мылом следует пользоваться один раз в неделю. После того как ребёнок подмыт, нужно аккуратно промокнуть паховые складки полотенцем, ни в коем случае не тереть. Если в складках остались частицы каловых масс, рекомендуется вытереть их мокрым ватным диском или влажной салфеткой. После этого, если ребёнку одевают подгузник, нужно намазать тонким слоем специального крема (подсушивающего кожу) задний проход и паховые складки. Лучшее средство для профилактики опрелостей и потницы – воздушные ванны. Чем больше времени ребёнок будет проводить раздетым или в штанишках без подгузника, тем меньше будет проблем с его кожей.

Пелёнка или распашонка

Многие специалисты и мамы спорят о том, нужно ли пеленать грудничка после выписки из роддома. Единого мнения на этот счёт не существует. Неврологи рекомендуют в первые дни после рождения, для того чтобы он не будил себя своими ручками, которыми ещё не научился владеть. Существует мнение, что необходимо пеленать ноги ребёнка, чтобы они не стали кривыми. Современная медицина не находит этому подтверждения. Существует несколько способов запеленать ребёнка:

  • свободное пеленание,
  • пеленание ног,
  • тугое пеленание,
  • пеленание рук во время кормления.

Правила ежедневной гигиены

Уход за новорожденным необходимо проводить каждый день. В аптечке новорожденного должны присутствовать:

  • стерильная вата,
  • ватные палочки с ограничителем,
  • косметические ножницы,
  • зелёнка,
  • перекись водорода,
  • детский крем,
  • крем под подгузник, содержащий цинк и декспантенол,
  • присыпка,
  • влажные салфетки без спирта,
  • термометр для воды.

В какой последовательности переодеть, подмыть, умыть, накормить, мамы решают сами, ориентируясь на кроху. Одни малыши капризничают и просят пищу сразу после пробуждения, а другие могут подождать и сначала умыться.

Для умывания новорожденного нужно налить в стакан кипячёную воду и приготовить 2 кусочка ваты. Промокнуть один кусочек в кипячёной воде, отжать и аккуратно протереть один глаз малыша от внешнего уголка к внутреннему. Затем взять второй кусочек ваты и сделать то же самое со вторым глазом. После этого протереть лицо, шейные складки, ладошки.

После умывания . Из ваты сделать жгутики (турунды), прокручивая небольшие куски между большим и указательным пальцами. Намочить их в кипячёной воде и аккуратно закручивающими движениями почистить носик малыша. Для каждой ноздри – отдельный жгутик. Если сделать турундочки самостоятельно не получается, можно использовать качественные ватные палочки, следить, чтобы в носу не оставалось ватных ворсинок.

Раз в неделю после вечернего купания чистить ватными палочками с ограничителем ушные раковины детей, заушные складки. Не стоит пытаться вычистить серу из ушных проходов, она выйдет сама. А излишняя чистка ватными палочками способна загнать серу дальше в слуховой проход.

Обработку пупочной раны необходимо проводить ежедневно после вечернего купания. Для этого пупок немного раздвигают, протирают ватной палочкой, смоченной в перекиси водорода, а затем точечно прижигают зелёнкой. Важно следить за состоянием пупочной ранки и при малейших изменениях в ней сообщать врачу.

Купание – важнейший ритуал в первый год жизни малыша

Ещё большее волнение, чем подмывание грудничка, у родителей вызывает первое купание в детской ванночке. Возникает много вопросов, связанных с купанием. Вот наиболее популярные:

  1. Можно ли в день выписки?
  2. Зачем кипятить воду?
  3. Для чего нужна отдельная детская ванночка?
  4. Как продезинфицировать ванночку перед купанием?
  5. Для чего добавляют в воду настои трав?

Ответы на эти вопросы представлены ниже.

Купать новорожденного можно по приезду из роддома, если прививки были сделаны за день до этого. Когда прививку делают в день выписки, ребёнка купают только через сутки.

До полного заживления пупка используют кипячёную воду и детскую ванночку, чтобы защитить пупок от проникновения инфекции, стафилококка и других бактерий. Маленькую ванночку легче помыть, для неё требуется меньшее количество кипячёной воды и травяных настоев. Её можно поставить прямо в комнате на стулья или специальные подставки. Это удобно маме, чтобы не наклоняться низко в большую ванну, чтобы новорожденный не испытывал перепадов температур между комнатой и ванной. Также этот способ удобен владельцам маленьких ванных комнат.

Перед купанием новорожденного ванночку обязательно нужно промыть содой, детским мылом или детским шампунем, тщательно ополоснуть проточной водой. Не рекомендуется использовать хлорсодержащие чистящие средства и стиральные порошки, они могут спровоцировать появление аллергических реакций у ребёнка.

Перед тем как опускать в ванночку ребёнка, нужно добавить в воду настой трав ромашки или череды. Для первого купания следует использовать слабый настой ромашки, т. к. череда сильно подсушивает кожу. Её добавляют преимущественно при потнице или опрелостях.

Часто дети при первом купании громко кричат, пугая родителей и заставляя их торопиться и нервничать. Чтобы купание приносило радость всем членам семьи, стоит запомнить несколько правил:

  • заранее приготовить кипячёную воду, кувшин, настой из трав,
  • немного покормить ребёнка перед купанием,
  • запеленать в тонкую пелёнку, чтобы ребёнок не сразу почувствовал смену среды,
  • использовать тёплую воду 36-37 градусов,
  • поливать голову водой в самую последнюю очередь, часто этот процесс вызывает плач у детей,
  • подержать ребёнка в полотенце 1-2 минуты, чтобы дать ему возможность согреться.

С каждым днём малыш будет всё быстрее расти и привыкать к ежедневным повторяющимся ритуалам. Он научится ждать вечернее купание, перестанет бояться воды, начнёт спокойно реагировать на умывания, переодевания. От правильной организации дня будет зависеть его дальнейшее развитие и настроение. Удачи!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди