28.06.2020

Что должен уметь делать месячный ребенок. Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам. Эмоции и общение


За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Обследования ребенка в 1 месяц

После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.

С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.

Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:

  1. невролог;
  2. офтальмолог;
  3. ортопед;
  4. хирург.

Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).

Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Речь Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г».
Слух Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели.
Зрение От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами.
Эмоции Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему.
Моторика Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:

  • слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
  • может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
  • начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
  • может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
  • прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
  • во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
  • в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
  • чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.

Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:

  • лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
  • смотрит на источник света;
  • фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
  • пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
  • моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
  • прислушивается к звону колокольчика.

На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:

  • хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
  • сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
  • защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
  • рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
  • рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.

Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.

Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?

Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:

  1. УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
  2. ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
  3. МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
  4. КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.

Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.

Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.

Кормление

Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».

Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.

Сон

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.

У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:

  • глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
  • неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
  • дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
  • бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
  • плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.

Купание и гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Прогулки

Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.

  • Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
  • В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
  • В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.

На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.

Гимнастика и массаж

Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.

Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция):

Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.

Дорогие родители! В вашей жизни месяц назад появился комочек счастья, ваше сокровище, маленькая кровиночка. Я уверена, что вы переживаете, правильно ли малыш растёт и развивается. В этой статье я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц.

Развитие крохи

От рождения до наступления первого месяца у крохи начинает нарабатываться собственный иммунитет, развиваются и активно работают системы организма, особенно пищеварительная. В этот период могут начаться проблемы с животиком, возможны колики , отказ от еды. Это связано с тем, что кишечник малыша ещё недостаточно окреп и ему тяжело самостоятельно справляться со своей функцией.

В этом возрасте малыш начинает активно махать ручками, стучать ножками. Но его движения спонтанны, хаотичны. Он уже практически не ложиться в позу эмбриона.

Некоторые малыши в таком возрасте способны немного приподнимать голову, но только из положения на животике.

За первый месяц жизни ребёнок в среднем набирает 600 грамм в весе и 3 см в росте. Мой ребёнок при рождении был 3200 г весом и с ростом 53 см, а при замерах у доктора в 1 месяц стал – 3800 грамм и 56 см соответственно.

Какие рефлексы свойственны ребёнку

Тут мы поговорим о врожденных рефлексах. Они являются залогом правильного развития ребёнка и ступенькой для движения, ползанья, ходьбы.

  1. Сосательный. Этот рефлекс появляется с первой минуты жизни малыша. Он объясняется необходимостью получать молоко матери. Такой рефлекс присущ всем млекопитающим.
  2. Поисковый. Когда малыш голоден, он пытается найти, унюхать мамину грудь или бутылочку .
  3. Хватательный. Ребёнок крепко зажимает то, что коснулось его ладошки. Также, если взять малыша за ручки, он начнёт приподниматься, но не сможет удержать голову.
  4. Защитный. Ребёнок не будет лежать на лице, если его положить на животик. Он сразу развернёт голову.
  5. Отталкивающийся. Когда ребёнок лежит на животе, вы можете слегка дотронуться до его ступней. Увидите, что ребёнок отталкивается, как лягушонок.
  6. Шагающий. Если поднять малыша вертикально и касаться его ножками поверхности, то ребёнок будет совершать шагающие движения.
  7. Рефлекс Бабинского. Стопа малыша поворачивается в бок, а пальцы на нижних конечностях растопыриваются, если ребёнку погладить стопу с внешней стороны.
  8. Рефлекс Бабкина. Ребёнок открывает рот и поворачивает голову в сторону, если ему надавить на подушечку под большим пальцем руки.
  9. Рефлекс Моро. Малыш резко разведёт ручки в разные сторону, разожмёт пальцы, потом также резко их сожмёт и опустит ручки, если в 20 см от него хлопнуть по поверхности.

Эмоции и органы чувств малыша

  1. Самым радостным будет событие, когда вы увидите первую улыбку своего малыша.
  2. Кроха начинает пытаться говорить, издавая при этом единичные звуки.
  3. Ребёнок улавливает звуки, .
  4. Кроха уже способна замечать яркие предметы на расстоянии вытянутой руки, но только неподвижные.
  5. В этом возрасте вы уже можете распознавать его настроение по плачу, улыбке или недовольной гримасе.

Период сна

В 1 месяц ребёнок спит в среднем 18 часов в сутки.

У малыша можно различить 3 состояния сна:

  1. Глубокий.
  2. Неглубокий.
  3. Дремота.

В течении дня кроха может спать, как 20 минут, так и 3 часа. Если сны будут непродолжительные, то частые, и наоборот. Так ребёнок может засыпать от четырёх до восьми раз на протяжении дня.

В среднем за ночь малыш спит 9 часов. Но при этом он обязательно будет просыпаться, чтоб покушать или чтоб ему сменили пелёнку.

Признаки сонливости малыша

  1. Ребёнок начинает тереть глаза.
  2. Малыш зевает, начинает капризничать.
  3. Кроха выглядит уставшей, закрывает и приоткрывает глазки.

Ребёнок плохо спит , что делать

  1. Проветривайте помещение. Возможно, ребёнку душно и это мешает ему уснуть .
  2. Малышу может мешать яркий свет. Лучше воспользуйтесь светильником.
  3. Проследите, чтоб постелька у ребёнка была тёплой и сухой.
  4. Можете включать приятную, убаюкивающую музыку.

Я пела сыночку колыбельные.

  1. Купайте малыша перед сном. У него будут расслаблены мышцы, что позволит быстрее провалиться в сон.
  2. Старайтесь укладывать спать кроху в одинаковое время каждый день, чтоб у него выработался такой условный рефлекс.
  3. Возможно, малышу мешают спать колики или метеоризм . Проанализируете своё питание. С вашим молоком в организм ребёнка могут поступать раздражающие факторы.Малыш подаёт сигналы
  4. Плач, крик. Может означать, как и боль, голод, холод, так и желание привернуть ваше внимание.
  5. . Это будет свидетельствовать о том, что ему неудобно, что-то вызывает дискомфорт.
  6. . Возможно, он просто делает свою зарядку. А вот если при этом присутствует громкий плач – скорее всего у малыша болит животик.
  7. Стоит помнить, что малыш может быстро успокоиться, перестать плакать, если его взять на ручки и прижать к себе.

Как помогать развитию малыша

  1. Для ребёнка крайне важна тихая и уютная обстановка в семье. Не в коем случаи не ругайтесь и не кричите на глазах у малыша. Это может его напугать. Наоборот, давайте ребёнку больше положительных эмоций. Показывайте своё счастье.
  2. Старайтесь, как можно чаще трогать ребёнка, гладить его, прижимать к себе. Так у него будет правильно развиваться сенсорная и центральная нервная системы.
  3. Если у вас стоит выбор кормить грудью или смесями, отдавайте предпочтение первому варианту. С маминым молоком малыш получает не только полезные вещества и укрепляет иммунитет, но и таким образом у него быстрее развиваются осязание и обоняние.
  4. Купайте малыша каждый день. Лучше добавлять травки, которые будут расслаблять его мышечный тонус. «

Что должен уметь ребенок в 1 месяц - ведь он совсем еще кроха. Весь мир заключается для него в еде и сне. Так ли важно следить за его своевременным развитием в этом возрасте? Но малютка приобретает определенные навыки. Они определяют интенсивность его дальнейшего развития. И выявленные проблемы компенсируются быстро и безболезненно. Именно поэтому так важно знать контрольные точки развития месячного крохи.

Эти показатели за первый месяц жизни крохи меняются внушительно. В среднем малютка прибавляет 1-1,2 кг. Нормы веса составляют при этом 4,2-4,5 кг. Вырастает кроха на 4-5 см за один месяц жизни. Средний рост крохи составляет 54-55 см. Значения показателей для мальчиков и девочек различаются на 7-10%.

Как ребенок познает окружающий мир в месячном возрасте

В этом возрасте развитие малютки имеет свои особенности. Зная их, внимательная мама всегда ответит на вопрос: как растет ее малыш.

Тактильные ощущения

Грудничок очень чувствителен. Для формирования контакта мамочки и младенца рекомендуется создавать для него комфортную среду:

  1. Прикасаться к тельцу крохи следует предварительно согретыми руками.
  2. Одежда, которую надевают, должна быть сухой и теплой.
  3. В комнате должен быть свежий воздух.
  4. Но сквозняки при этом исключены.
  5. Температура в помещении, где живет младенец, должна быть 20-22 градуса.

При смене подгузников, одевании для прогулки маме следует ласково поглаживать кроху и разговаривать с ним.

Когнитивные навыки

Младенцу в один месяц свойственны импульсивные рефлексы. Они формируются автоматически при воздействии раздражителя. Для месячного крохи к таким навыкам относятся:

  • способность кратковременной фиксации взгляда;
  • различие контрастных цветов;
  • сосредоточие взгляда на лице матери;
  • способность различать громкость звуков;
  • возможность отличать и выделять голос мамы.

Впоследствии у крохи развивается хватательный рефлекс. Малютка способен связать лицо и голос матери, то есть создать образ.

Основные рефлексы малыша

В течение первого месяца жизни малыш проявляет основные рефлексы. Некоторые при дальнейшем развитии исчезают. Остальные преобразуются в условные и остаются до конца жизни. Малютка умеет:

  1. Хватать за поставленный палец взрослого и крепко сжимать его.
  2. Поворачивать головку в сторону той щечки, которую погладит мама. Так кроха находит пищу.
  3. Делать сосательные движения при контакте предмета с губками. Так кроха реагирует на появление еды.
  4. Разводить ручки в стороны и разгибать пальчики при однократном ударе по плоскости, на которой лежит кроха. Это эффект Моро.
  5. Поворачивать головку и открывать ротик при нажатии на бугор ладошки под большим пальчиком. Головка повернется в сторону ручки, с которой проводят манипуляции. Это рефлекс Бабкина .
  6. Разводить пальчики ножки в стороны при поглаживании тыльной стороны стопы. Это рефлекс Бабинского.
  7. Отталкиваться от плотно прижатой к ножкам ладони взрослого при положении лежа на животике.
  8. Отталкиваться стопами от горизонтальной поверхности при поддержке под мышки.

Развивая последние 2 пункта, можно добиться того, что кроха быстрее поползет и начнет ходить.

Вкусовые и обонятельные рефлексы

В этот период кроха различает вкус пищи. Он отличает соленое, кислое и сладкое: морщится и кряхтит. Если мама съедает что-то неподходящее, малыш отказывается от грудного молока. Резкие запахи вызывают у малютки гримасы и плач.

Что может услышать малыш в месячном возрасте

Слышит кроха в один месяц превосходно. Он различает издаваемые звуки и поворачивает головку для поиска их источника. Малютка уже узнает мамочкин голос. Именно ее ласковые уговоры помогают ему успокоиться. Голоса других членов семьи такого эффекта не вызывают.

Зрение в первый месяц жизни

Малютка пока не научился фокусировать зрение. Все окружающие предметы кажутся ему размытыми. Больше всего он интересуется лицами.

В это время полезно показывать крохе яркую погремушку: игрушка поможет ему сфокусировать взгляд.

Эмоциональное и социальное развитие

Малютка в один месяц отлично чувствует эмоциональное состояние мамочки. Если она спокойна, он радуется. При огорчении мамы - начинает громко плакать. Кроха реагирует на разговоры с ним. Он начинает издавать радостные звуки при ласковом обращении к нему. В это время в периоды бодрствования рекомендуется как можно больше разговаривать с карапузом: это наладит контакты с мамой и поможет социализироваться впоследствии.

Психическое развитие

Неопытные родители считают, что в первый месяц малютка еще ничего не умеет. Однако кроха способен:

  • различать голоса домашних, выделять мамочкин голос;
  • фокусировать взгляд на несколько секунд на ярких предметах;
  • вздрагивать при резких звуках;
  • различать контрастные цвета.

Спокойная обстановка в семье способствует обретению чувства защищенности у крохи: малютка начинает развиваться быстрее.

Двигательная и физическая активность

Кроха пока проводит время лежа. Но он уже умеет:

  • поворачивать головку в сторону в положении лежа на животике;
  • вращает шеей в поисках источника звука;
  • во время бодрствования шевелит ручками и ножками (пока эти движения непроизвольные);
  • пытается поднять и удержать головку при положении лежа на животике или находясь вертикально столбиком.

В конце первого месяца жизни кроха научится одновременно приподнимать головку и попу в положении лежа на животике.

От чего зависит нормальное развитие

Без активного участия членов семьи кроха не сможет развиваться нормальными темпами. Близкие должны выполнять несложные правила ухода за крохотулей.

Правильный уход

Новорожденному для быстрого и успешного развития требуется грамотный уход. Он заключается в соблюдении несложных правил. Рекомендуется:

  • выполнять гигиенические процедуры: умывание, подмывание, стрижку ноготков, причесывание (при необходимости), увлажнение кожи;
  • делать гимнастику и массаж;
  • гулять с крохой на свежем воздухе;
  • купать крохотулю;
  • грамотно кормить;
  • играть с малюткой в развивающие игры;
  • придерживаться режима дня;
  • ласково разговаривать с ним.

Важно понимать: весь комплекс по уходу за малышом следует выполнять постоянно.

Здоровый продолжительный сон

Большую часть своей жизни месячный малыш проводит во сне. Это необходимо для правильного развития. Малютка бодрствует ¾-1 час. Остальное время кроха спит. Днем кроха должен иметь до 8 сонных периодов. Длительность каждого до 2-3 часов. Ночной сон продолжается 8 часов. Для высыпания малютке требуется создать комфортные условия:

  • свежий воздух в комнате;
  • удобную постель;
  • температуру 20-22 градуса;
  • приглушенный свет.

Важно помнить: голодный малыш крепко и долго спать не станет.

Питание ребенка в 1 месяц

Идеальная пища для месячного малютки - грудное молоко. За один прием он высасывает до 60 мл. Кормить крошку рекомендуется при первых признаках беспокойства. Такой процесс называется режимом свободного вскармливания. В сутки у мамы может получиться до 12 кормлений. Частое прикладывание ребенка к груди стимулирует увеличение лактации. Молочко вырабатывается в требуемых малютке количествах. Если молока достаточно, давать прикорм в один месяц не следует. Не рекомендуется допаивать малютку водой.

При недостатке молочка следует сообщить о проблеме участковому педиатру. Он назначит адаптированную смесь.

Что характерно для поведения новорожденного

Большую часть жизни месячный младенец спит. Но во время короткого бодрствования он совершенствует полученные при рождении навыки:

  • активно двигает ручками и ножками;
  • охотно слушает песенки, потешки, заклички;
  • ненадолго фиксирует взгляд на лице мамы и ярких предметах;
  • пытается поднять головку.

Важно поощрять такие занятия крохотули.

Физиологические показатели к концу первого месяца

Физиологические показатели отличаются от зафиксированных при появлении малютки на свет:

  1. К концу первого месяца кроха перестает спать в позе эмбриона.
  2. Даже при сне на животике он поворачивает головку в сторону (проявляется защитный инстинкт).
  3. Нормально развивающийся младенец может одновременно приподнять головку и попу.
  4. Кровообращение малыша перестраивается: мозг, почки, печень снабжаются интенсивнее.
  5. Формируется иммунная система.
  6. Начинают зарастать роднички.
  7. Затягивается пупочная ранка.
  8. Кожа перестает быть слишком сухой, но еще нуждается в увлажнении специальными средствами.
  9. Исчезают белые пятнышки (милиумы) с лица малютки.
  10. Почки выполняют назначение, но они еще незрелы.

В этот период от родителей требуется обеспечить должную гигиену. Это поможет быстрее сформироваться физиологическим особенностям.

Что делать, если возникли отклонения

При несоответствии нескольких показателей нормам рекомендуется сообщить о проблеме участковому педиатру. Он осмотрит малютку, назначит консультацию профильных специалистов. По результатам будут проведены коррекционные процедуры.

Осмотр ребенка медицинскими работниками

Кроме контрольного осмотра у участкового педиатра, малышу понадобится осмотр:

  • хирурга;
  • ортопеда;
  • офтальмолога;
  • невролога.

Как способствовать развитию младенца

Неопытным родителям кажется: в 1 месяц ребенок слишком мал для игр. Но для успешного развития рекомендуется знать, как играть с месячным малышом.

Игры в 1 месяц

Для развития слуха и речи следует почаще разговаривать с крохотулей. В ответ на слова мамочки он произносит свое «агу». Для развития цветового зрения следует развесить над кроваткой разноцветные погремушки. Гирлянды рекомендуется менять. Крошку следует часто брать на ручки, гладить, нежничать. Это формирует чувство защищенности.

Занятия в воде

Начиная с 3-4 недель малютку можно начать учить плавать. Такие занятия укрепляют организм. К тому же они пока естественны для крошки: ведь он долго жил в жидкой среде. Все упражнения требуется сопровождать голосом: это способствует развитию слуха и речи.

Первый месяц после рождения сына или дочки пролетает незаметно, но, несмотря на то, чтобы большая часть суток уходит у крохи на сон, он уже учится и осваивает некоторые навыки, чем безмерно радует своих родителей. Маме и папе в этот важный период очень важно научиться понимать и чувствовать своего малыша, а поможет в этом знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

В первый месяц после рождения детки активно развиваются и только начинают знакомство с окружающим миром. Родителям не стоит переживать из-за того, что малыш за первые дни может несколько потерять в весе – это связано с тем, что в организме новорождённого находится излишняя жидкость, от которой он и избавляется. Но, спустя пару недель он уже достигает веса при появлении на свет, а затем следует и прирост показателей – примерно на 30 г вдень, так что к месяцу карапуз весит от 3,4 до 4,5 кг. В длину тело детей в этом возрасте может достигать 50-54 см.

За месяц происходит ряд изменений в детском организме, который активно перестраивается, адаптируясь к иным условиям после длительного внутриутробного пребывания:

  • постепенно разрушаются кровяные клетки с типом гемоглобина плода, по причине этого изменяется и работа кровеносной системы;
  • пищеварение приспосабливается к другому типу питания;
  • начинают самостоятельно функционировать дыхательная и гормональная система;
  • происходит формирование иммунитета малыша, вследствие проникновения в организм различных бактерий.

Поскольку малыш рождается со сформированным зрением, органами слуха, способностью к тактильным ощущениям, поступающая извне информация заставляет интенсивно совершенствоваться его мозг, нервную систему. Благодаря этому, малыш начинает двигаться и управлять, хоть и не вполне осознанно, разными частями своего тела.

Важную роль в этом играют и заложенные у новорождённого рефлексы:

  • сосательный, позволяющий ему питаться грудным молоком;
  • опоры и ходьбы, сказывающийся в сгибании суставов;
  • поисковый, который проявляется в открывании рта и наклонении головки ребёнка, при нажатии на центр его нижней губы при кормлении.

Есть и другие рефлекторные действия карапуза, способствующие развитию функции нервной системы и все они должны у него присутствовать, что является вполне нормальным.

Одним словом, развитие ребенка в 1 месяц, идёт полным ходом, и родителям нужно фиксировать все достижения малыша, а также их отсутствие, чтобы не пропустить нежелательных нарушений.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

От правильного развития ребёнка в первые и последующие месяцы после появления на свет зависит дальнейшее полноценное формирование органов и жизненных систем младенца.

Есть определённые критерии, по которым можно судить о темпе его роста. Конечно же, это первые навыки грудничка:

  • малыш потихоньку учится держать головку, лёжа на животике, и пусть это длится всего несколько секунд, он уже не падает личиком в пелёнку;
  • дитя совершает непроизвольные движения ручками и ножками, может прогибать спинку, приподнимать ягодицы, но надо понимать, что пока эти действия неосознанные;
  • детишки начинают издавать свои первые самостоятельные звуки – они напоминают бульканье, но уже не похожи на «уаа» новорождённого, это первичные зачатки речи;
  • из-за развития слухового аппарата дети уже могут воспринимать звуки, прислушиваться к голосам родителей, в это время, желательно, оградить их от резких и громких звуков;
  • развиваются тактильные ощущения карапуза, поэтому он уже способен положительно реагировать на объятия матери и её нежные прикосновения;
  • в месяц малыши начинают привыкать к определённому распорядку дня, поэтому могут просыпаться, когда приходит время кормления и засыпать в отведённые для этого часы;
  • тело младенца становится расслабленным, а движения более естественными, так как снижается тонус в сгибательных мышцах;
  • фиксация взгляда крохи также происходит лишь на какое-то мгновение, но постепенно ребёнок делает это всё более уверенно и долго, причём может следить глазками за движущимися объектами;
  • к месяцу дети уже способны различать четыре цвета – жёлтый, красный, чёрный и белый, а также отдельные линии и клетки.

Вступая в зрительный контакт с мамой, грудничок явно получает удовольствие, и на его личике уже можно увидеть осмысленную улыбку – наверное, это самое приятное умение, которое постигает младенец в первый месяц жизни. До этого родители уже успевали заметить первые улыбки своего чада – сначала во сне, потом после купания, и вот, наконец, вполне осознанное проявление чувств, связанное с простой радостью при виде лица самого близкого человека.

Это подтверждает, что в месячном возрасте малыши уже умеют узнавать маму по виду, голосу, запаху, они прекрасно понимают, когда до них дотрагивается материнская рука.

Что нужно уметь в 1 месяц девочке, спрашивают некоторые родители. При постоянном общении с мамой, малышка уже вполне умеет «агукать», издавать другие звуки, даже показывать язычок, повторяя за родительницей.

Таким же поведением отличается и мальчик, уметь в 1 месяц он может «гулить», но при этом причмокивать, кряхтеть и звонко кричать, такими способами разрабатывая свои голосовые связки.

Зная, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители должны помогать малышу совершенствовать свои органы чувств, а для этого необходимы развивающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: видео

Что необходимо для развития ребёнка в один месяц

Для маленького ребёнка важно создание благоприятных условий для дальнейшего развития, и это, прежде всего, атмосфера в доме, которая должна быть спокойной и доброжелательной. Поскольку малыш воспринимает внешний мир органами чувств, то ему доступное и понимание эмоционального состояния домочадцев. Когда в семье тёплые, душевные отношения, мир и обстановка тихой радости, это помогает крохе почувствовать себя в полной безопасности.

Разумеется, для развивающих упражнений и игр времени не так много, ведь малыш всё время спит, а моменты активного бодрствования ещё очень кратковременны. Но при правильном распорядке дня всегда можно найти 20-30 минут для того, чтобы пообщаться с малюткой и помочь ему в совершенствовании основных навыков. Рассмотрим, какие упражнения помогут ребёнку быстрее адаптироваться в новой среде.

Для стимуляции зрительной, слуховой функции, улучшения тактильного восприятия можно:

  1. Взять большую яркую игрушку, держа на расстоянии 60-70 см от личика крохи, подождать, когда она привлечёт его внимание и очень медленно отвести в сторону, постаравшись, чтобы взгляд младенца не отрывался от предмета. Можно приближать и отодвигать вещь, но чтобы она находилась в поле зрения малыша в течение двух минут.
  2. Каждый день на протяжении 10 минут ребёнку можно негромко включать спокойную, мелодичную классическую музыку, также подойдут отдельные записи некоторых музыкальных инструментов, звучащих нежно и в мажорном ладе. К выбору нужно подходить очень ответственно, ведь это будет первая услышанная малышом музыка в его жизни. После маминого голоса ему будет приятно услышать звуки арфы, флейты, фортепиано. Перед сном можно прослушивать произведения Шопена или Моцарта, утром во время бодрствования – танцевальные мелодии.
  3. Игрушки, которые будут способствовать развитию слуха и осязания – музыкальные мобили (карусели), погремушки с негромким звуком, подвески на кроватку со звуковым и световым сопровождением. Мобили считаются наиболее предпочтительными для этого возраста, так как они помогают детям концентрировать своё зрение и внимание на отдельных объектах, учат различать звуковые частоты. Одновременно с этим, ребёнок развлекается и находится в хорошем настроении.

Понимая, что должен уметь делать месячный малыш, и памятуя о том, что хватательный и сосательный рефлекс у него сильно развит, имеет смысл купить ребёнку несколько погремушек из материалов разной текстуры, а также книжку для самых маленьких с музыкальными страничками. Резиновые и латексные игрушки-пищалки в виде животных тоже не оставят его равнодушным. Конечно, все эти вещи должны быть выполнены из натурального материала, к тому же, они понадобятся ребёнку чуть позже, когда у него начнут резаться зубки.

Чтобы постепенно укреплять малыша физически, предусмотрены следующие упражнения:

  1. Младенца кладут на животик, показывают ему яркий предмет и, не торопясь, поднимают его выше и выше. Ребёнку поневоле приходится тренировать мышцы шеи, чтобы поднять головку. Для этого же кроху кладут вниз лицом к себе на живот и начинают с ним разговаривать, обращаясь по имени.
  2. Чтобы развивать ножки и ручки малютки, ребёнка берут за руки, поднимают их, осторожно опускают, складывают на груди. Ножками малыш должен делать крутящие движения, имитирующие велосипедную езду.
  3. Купание не только доставит ребёнку удовольствие, но будет положительно влиять на его физическое состояние. Мама может купаться вместе с малышом, положив его к себе на грудь спинкой, держа одной рукой, а другой показывая различные игрушки. Можно учить малыша держаться на воде, поддерживая на руках и покачивая.

Также для нормального кровообращения и снижения гипертонуса месячным детям делают массаж, сгибают и разгибают им ручки и ножки – обычно, эти процедуры проводятся перед купанием или после него.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители могут стимулировать малыша к освоению новых умений, увлекая его интересными игрушками, музыкой или интересными действиями, но самое главное, что во время этих занятий происходит непосредственное общение крохи с мамой, в которой он нуждается более всего.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

Развитие ребенка: мимика и речь

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления » - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

Залог нормального развития ребенка

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа , и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.


Занятия в воде

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

Развитие ребенка: зрение и слух

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди