05.06.2019

Что говорят когда перекрывают дорогу жениху. Почему принято перегораживать дорогу свадьбе и что значит «закинуть зайца»


Народные приметы

Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде: свадьба может не состояться. Поэтому принято во вре­мя примерки какую-то часть туалета не надевать; напри­мер, одну перчатку. Если наряд неполный - это уже не наряд.

Жениху и невесте, едущим в загс или в церковь венчаться, нужно обязательно воткнуть в одежду булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.

Неожиданный дождь в день свадьбы - к богатству в молодой семье.

Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом впереди себя - уведет жениха.

Доброй приметой считается перегораживание дороги свадебному кортежу. В старину для остановки свадебного поезда клали жердь или перегораживали путь веревкой. Проезд без выкупа не только был бесчестьем для жениха, но и считался приметой несчастья. Перегораживание в современном исполнении это не только требование выкупа, но и одновременно поздравление молодых. Как и прежде, выкуп выплачивают водкой или вином, иногда конфетами. Выкуп зависит от количества и состава перегораживающих, а также от умения обеих сторон торговаться.

Жених к невеста не должны фотографироваться на свадьбе после регистрации порознь - иначе они расстанутся.

Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

Если дотронешься до колец жениха и невесты на свадьбе, скоро будешь на своей свадьбе гулять.

Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

Кто из новобрачных вперед ступит на коврик в зале загса или в церкви во время венчания, тот в семье будет хозяином.

Если в свидетели брать не­замужнюю (при этом не разведенную) - это к счастливой семейной жизни.

Согласно поверьям, по пути к венчанию злые пожелания и проклятия имеют особую силу, молодые доступны влиянию злых сил и колдовства. В целях оберега во время венчания просят звонить в колокола, чтобы отогнать нечистую силу.

Дождь во время венчания знаменует богатство или счастливую жизнь молодых, но иногда и слезы, солнце чаще предвещает светлую, веселую жизнь, но иногда и бедность.

Плотная фата скрывала невесту от любопытных глаз и торжественно снималась после церемонии бракосочетания. Это означало переход невесты под власть мужа. Если невеста сама сбрасывала фату, то этим она демонстрировала стремление быть с супругом на равных.

Перед отправлением к венцу обычно происходили своды - символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под соответствующие песни посреди избы или во дворе. Дружка или сват подводил их друг к другу и соединял или связывал им руки полотенцем (платком). Распространенный вариант - троекратно водят жениха и невесту по кругу, иногда вокруг стола, дежи (кадки для теста). Стол и дежа - символы дома, поэтому обвождение вокруг них подобно обвождению в церкви вокруг аналоя (тоже трехкратному).

Встречается обычай, когда на свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую надевают по бублику.


"Свадебные быки"

Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год.

В одних областях для предохранения молодых от порчи при выходе из дома невесты их переводили через зажженную на пороге лучину, в других - горящие пучки соломы клали на пути от венца к дому жениха: на дороге, в воротах и на пороге. Дружка обходил поезд с иконой и кропил его святой водой.

Иногда дружка в качестве предохранительной меры от злых духов щелкал кнутом или стрелял в воздух из ружья.

Перед отправлением к венцу жених и невеста одновременно вставали одной ногой в лукошко с овсом. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь вместо зерна чаще используются конфеты, иногда добавляют металлические деньги. То есть обряд постепенно теряет прежнее значение, символизирующее плодородие.

Когда молодые покидают загс после регистрации брака или церковь после венчания, им на головы обрушивается рисовый «дождь» - это чтобы у них родились хорошие, здоровые дети.

К свадьбе пекут «рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки - рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто - символ плодородия, благополучия.

Выйдя из церкви после венчания, жених и невеста как можно дольше хранят молчание. Считается, что тот, кто дольше промолчит, будет главным в семье. Во-первых, следует с максимальным почтением отнестись к такому событию, как венчание. Во-вторых, слово - серебро, а молчание - золото. И часто так бывает, что один потратит свою энергию на то, чтобы выговориться, и слово второго оказывается последним и решающим.

Когда невеста выходит из церкви, кто-либо из домашних разбивает сырое яйцо. Это действие ассоциируется с пожеланиями легких родов и множества детей.

Когда молодожены после бракосочетания впервые переступают порог своего дома, муж должен непременно взять жену на руки - чтобы уберечь ее от дурной напасти.

На следующий день после свадьбы теща зятя блинами кормит. Изживший себя обычай сообщать присутствующим о целомудренности невесты. Если жених выедал середину блина и откладывал его в сторону тарелки, это значило, что невеста не сберегла девственности.

При свадебном обряде молодым нужно разломить на две части лавровую ветку. Оба, и жених и невеста, должны хранить свою половинку всю жизнь. И пока эти половинки у них хранятся, их семейная жизнь не будет омрачена невзгодами.

Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца (по-видимому, во избежание сглаза).

Если в день свадьбы идет дождь, брак будет счастливым. Примета имеет силу в сельской местности, где дождь - символ урожая. А будет урожай, будет и достаток в доме.

Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.

Не следует выходить замуж в зеленом платье. А вот старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно потому рекомендуется перед свадьбой походить хотя бы день в новой обуви, приготовленной к свадьбе.

После того, как невеста уехала венчаться, в ее доме надо вымыть полы. Тогда уж она точно не вернется обратно к родителям, потому что будет счастлива с мужем.

Молодым, едущим в ЗАГС или в церковь венчаться, нужно воткнуть в платье и в рубашку булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.

Если вдруг у невесты во время бракосочетания зачесалась левая ладонь, значит, будет жить богато, а если правая- в доме всегда будет полно гостей и веселья.

Вслед жениху и невесте бросают старую, изношенную обувь. Делается это для того, чтобы все старое, пройденное, изношенное оставалось для молодых в прошлом. И чтобы никогда не вспоминалась, как не вспоминается изношенная обувь.

Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато.

Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.

Чтобы брак был удачным, невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое (эта традиции появилась совсем недавно и пришла к нам из западных культур).

В день свадьбы мать невесты передает дочери какую-либо семейную реликвию. Этот предмет невесте нужно держать при себе, чтобы обеспечить благополучие.

Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры быстрее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть, которой покрыт стол.

Раньше при первом приезде молодых после бракосочетания в дом жениха свекровь давала молодой яблоко. Молодая изо всех сил бросала это яблоко через дом. Если она перебрасывала его - это считалось хорошим предзнаменованием в жизни молодой семьи.

Перед тем, как молодоженам в дом войти, под порог кладут незапертый замок. Как только вошли - замок запирают на ключ и выбрасывают. Замку и действиям с замком и ключом в семейной магии уделяется особое место. С одной стороны, замок - это мощный оберег семейного счастья, с другой - сильное оружие в руках колдуна.

На свадьбе всегда кричат «Горько!» Этот обычай имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом, гость клал на него деньги, брал чарку, выпивал и говорил: «Горько!», - подтверждая, что выпил именно водку, а не воду. После этого он целовал невесту. Те, кто денег не давал, просто выпивали, говорили: «Горько!» и довольствовались тем, что наблюдали за поцелуями других. Постепенно этот обычай заменился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов.

Свадебный венок выбрасывать нельзя. Во время венчания венок служил оберегом, так как раньше в него вплетались обереговые растения, например базилик. Именно поэтому и нельзя выбрасывать венок, как нельзя выбрасывать оберег.

Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью - будет всегда достаток.

Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье.

Публикации раздела Традиции

7 секретов традиционной русской свадьбы

П рипевки и корилки, запытывание и гадания - в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол - знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

Николай Петров. Смотрины невесты. 1861

Константин Маковский. Сваха. 1900-е

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»

Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки» . По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец - Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек - Иван Васильевич! Молода княгинюшка - Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» - общей работы - на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».

«Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области

Сватовство. Разведка боем

По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» - узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас - купец» , «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор» . Жениха нужно было показать с лучшей стороны - если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.

Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) - но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом» . Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.

Константин Трутовский. Пропивают невесту. XIX век

Николай Пимоненко. Сваты. 1882

Николай Пимоменко. Засватали. 1896

Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве - этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» - приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

Девичник. «Прощай, молодость!»

За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:

Ой, у ворот вереюшки повились,
Вот к Манечке подруженьки собрались.
Шли - прошли красные девки горою
И кликали да вот Марьюшку с собою:
- Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка с нами в ряд,
Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.
- Уйдите красны девки, да не ждите,
Ох, я себе сильного роя выловила,
Ох, сильный рой - Иванечка молодой.

Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:

Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области

Пели на девичнике и «благодарности» родителям:

Красное ты солнышко, Аннушка ты Тимофеевна,
А побереженней ты мне, красно солнушко-матушко.
Уж спасибо-то тебе за цветно платье,
Уж спасибо-то тебе за хлеб, за соль.

Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.

Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области

Гадания. Кто в доме хозяин?

Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха - жениха или невесты - выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая - невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

Обмен свах хлебами - фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

Свадебный поезд. Дорогу жениху!

Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным - с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

Дружко богатеня,
Молодой торватина,
Откупи у нас местечко -
Мы не дорого просим,
Дешево отдаваем:
Сто рублей с полтиною,
С золотою гривною,
С чарой наливною.

Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая» , пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:

Куды Любочка глядела -
Полюбила Ванюшу-слюнтея.
ен красив, красив да пригож:
Совиные вочи, цаплин нос.

А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный пир. В перерывах - танцы

В день свадьбы невесту ждал особый обряд - повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый - замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник - в зависимости от региона.

Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда - «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши - на скрипках и цимбалах.

«Надельный марш» - свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки» . Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара - друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области

Второй день свадьбы. Испытания невесты

Второй день свадьбы - время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками - водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.

Нельзя жениху и невесте дорогу переходить, чтобы не лишить их удачи в жизни. Если существует опасность, что кто-то может перейти дорогу молодоженам нарочно или случайно, то свидетель и свидетельница должны идти чуть впереди (на полшага) молодых.
Если кто-либо из родственников или сами молодые чихнут с утра в день свадьбы, невеста будет счастлива в замужестве.
Утром в день свадьбы невеста не должна видеть жениха, иначе замужество не будет удачным. В современном мире невесте следует ночевать перед свадьбой либо в доме родителей, либо в другой комнате, если молодые уже живут вместе. Если до бракосочетания молодые живут раздельно, то невеста должна увидеть жениха уже полностью одетой к свадьбе.
Не следует выходить замуж в зеленом платье. А вот старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно потому рекомендуется перед свадьбой походить хотя бы день в новой обуви, приготовленной к свадьбе. Если в день свадьбы ломается каблук, семейная жизнь "хромать" будет. Когда молодые из ЗАГСа приходят к праздничному столу, уважаемый или старший член любой из семьи, должен трижды обвести молодых вокруг стола. По славянским традициям это символизирует вечную связь мужа и жены.
Плохая примета - уронить обручальное кольцо прежде, чем надеть его на палец. Если же это все-таки произошло, то через кольцо продевают ниточку, которая должна быть заранее заготовлена свидетелями и которая соберет на себя плохие предзнаменования, а потом кольцо надевают. Ниточку после окончания регистрации можно только сжечь, сказав при этом "сожги огонь все мои беды и печали". Сжигает ниточку тот, кто уронил кольцо.
Чтобы не ссориться в браке, молодые разбивают тарелку и вместе переступают через осколки.
Невеста не должна одна переступать порог нового дома. Муж должен перенести ее на руках. Тогда молодую в новом доме всю жизнь будут "на руках носить". Примета не действует в том случае и не выполняется, если молодые уже живут вместе в доме, в который приходят после бракосочетания.
Если жених в лужу наступил перед домом невесты - жить ей с пьяницей. Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом впереди себя - уведет жениха. Это же относится и к жениху - не стоит пускать вперед себя друга, а то как бы чего не вышло.
Если невеста потеряла перчатку или разбила перед свадьбой зеркало - дурное предзнаменование.
Если невеста чихнет накануне свадьбы утром, значит, будет счастлива в замужестве.
Если жених и невеста сфотографировались вместе до свадьбы - не быть им вместе.
Молодым, едущим а ЗАГС или в церковь венчаться, нужно воткнуть в платье и в рубашку булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.
Когда родители благословляют молодых, жених и невеста должны встать вместе на один коврик (полотенце, специально вышитое для этой церемонии), чтобы жили в согласии с родственниками и между собой.
Если у ЗАГСа жених споткнулся, значит, он не уверен в своем выборе, так утверждает молва.
Если по дороге в ЗАГС свадебной процессии встречаются похороны, надо поехать другой дорогой, не то накличешь беду.
Если вдруг у невесты во время бракосочетания зачесалась левая ладонь, значит, будет жить богато, а если правая - в доме всегда будет полно гостей и веселья.
Во время венчания: кто из новобрачных вперед ступит на коврик, который кладется под ноги, тот в семье будет главным.
Чтобы молодые не нуждались в хлебе и в деньгах, нужно: а) в обувь положить по несколько зерен (крупинок) и по монетке; б) осыпать молодых крупой риса, пшена, зернами пшеницы, когда они выходят из ЗАГСа или церкви.
Если дотронуться до колец жениха и невесты на свадьбе, значит, скоро на своей свадьбе гулять будешь.
Если, возвращаясь из ЗАГСа, первой в дом заходит невеста - она будет руководить в семье, если жених - он будет хозяином.
Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато.
Если невеста во время свадебного застолья прольет что-нибудь, значит, муж у нее будет пьяница.
Если во время свадьбы с невесты упало украшение - дурное предзнаменование (заработанные деньги муж будет тратить на починку украшений или приобретение новых).
Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж.
Подруги не должны мыть посуду, а то быть ссоре с молодоженами.
Если невеста во время свадьбы уколола палец, значит, будет часто ссориться с мужем.
Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить - молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.
Чтобы невесте хорошо жилось замужем, серьги ей надевает счастливая замужняя подруга.
Когда молодоженам готовят постель, подушки укладывают так, чтобы соприкасались разрезы наволочек (где пришиты пуговицы) - чтобы жили дружно.
Добрым предзнаменованием в день свадьбы считается дождь.
Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.
Чтобы брак был удачным, невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое (эта традиции появилась совсем недавно и пришла к нам из западных культур). Наличие предмета голубого цвета в наряде невесты имеет древнееврейские корни. Невесты обязательно прикрепляли к своему свадебному костюму широкую голубую ленту, как знак будущей верности.
Невеста не должна позволять подруге становиться впереди себя перед зеркалом, чтобы не увели любимого. Это же относится и к жениху.
Неудача поджидает невесту, если до дня бракосочетания она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде. Чтобы этого избежать можно примерить свадебный наряд, например, без одной перчатки.
Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.
В день свадьбы мать невесты передает дочери какую-либо семейную реликвию. Этот предмет невесте нужно держать при себе, чтобы обеспечить благополучие.
Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры быстрее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть, которой покрыт стол.

По пути к свадебному кортежу невесту и жениха осыпают "дождем" из:
риса, пшена, гречки, чтобы в семье было много ребятишек как в колоске зерен
из конфет или драже, чтобы жизнь была сладкой
из мелких монеток, чтобы был достаток в семье
из цветочных лепестков или конфетти, чтобы жизнь молодых была красивой и романтичной.
Если перед ЗАГСом жених и невеста украдкой съедят одну шоколадку на двоих - жизнь будет сладкой.
Жениху и невесте нельзя пересекать путь ни по дороге в ЗАГС, ни по дороге из него. В деревнях до сих пор считают, что дорогу подсекают молодым только колдуны, желая испортить им жизнь.
Кто из молодоженов первый ступит на ковер в зале ЗАГСа или на подножие в церкви, тот и будет главой семьи. Хозяина дома определяют и по тому, кто первым переступит через порог. Принято, чтобы жених переносил невесту через порог на руках.
Тот из будущих супругов дольше проживет, у кого во время венчания свеча останется длиннее.
Если во время бракосочетания, надевая обручальное кольцо, кто-нибудь из супругов его уронит, повсеместно считается, что это плохое предзнаменование. После того, как жених надел обручальное кольцо невесте, ей нельзя брать в руки пустую коробочку из-под колец. Обычно ее берет подруга невесты, желающая скорее выйти замуж, так как существует поверье, что та девушка, которая возьмет коробочку из-под обручальных колец, выйдет замуж следующей.
После бракосочетания (венчания) молодым нужно посмотреться в одно зеркало - это должно принести удачу.
Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье.
Встречая молодых из ЗАГСа, свекровь со свекром подносят им хлеб-соль, каждый из молодоженов должен откусить кусок пирога, не дотрагиваясь до него руками. Кто откусит большой кусок, тот и будет главой семьи.
Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью - будет всегда достаток.
Мужу и жене нельзя есть с одной ложки, чтобы не быть потом недовольными друг другом.
После свадебной церемонии жених снимает с ноги своей молодой жены атласную подвязку и, не глядя, бросает в толпу холостых гостей, кто ее поймает, тому в скором времени достанется красавица-жена.
На свадьбу не дарят наборы ножей и вилок, чтобы не было ссор в семье.
Сметать со стола рукой - муж (жена) будет лысым(ой).
Мужу спать много перед свадьбой - наспать кривоглазую жену.
Сидеть на углу стола - семь лет не выйти замуж.
Вязать возлюбленному до свадьбы какую-либо одежду - к измене и расставанию.
Помыть порог в доме после отъезда невесты - к скорому возвращению невесты к родителям

Приметы на проводы жениха и невесты

Провожая жениха из родительского дома, необходимо выполнить следующие обрядовые действия.

Поставьте в центре комнаты стол, накройте его совершенно новой скатертью, положите на стол целую буханку хлеба, поставьте рядом ведро или хотя бы банку с водой и небольшую солонку, зажгите громничную (сретенскую) свечу. Сначала благословите сына домашней иконой, затем заручитесь поддержкой своих предков. Для этого отец связывает руки сына рушником и трижды по часовой стрелке обводит его вокруг стола, вслед за ними идет мать с домашней иконой и громничной свечой. Затем отец и мать становятся перед порогом (с внутренней стороны жилища), берут в руки свадебный рушник, заворачивают в его концы по буханке непочатого хлеба, образуют из него арку и просят сына пройти под ней, не затронув головой, т.е. поклонившись порогу - месту древнего захоронения предков. При этом икону оставляют дома, а громничную свечу сват должен взять с собой в дорогу как один из надежных оберегов.

Провожая невесту, ее родители также должны выполнить соответствующие обрядовые действия.

Отец опоясывает свою дочь специальным свадебным рушником, трижды обводит ее вокруг стола по часовой стрелке, подводит к порогу и передает в руки жениха. Затем в доме невесты повторяется тот же обряд, что и в доме жениха. Отец с матерью создают перед порогом арку из рушника, предварительно завернув в его концы две буханки круглого по форме хлеба. При этом мать должна стоять слева от входа, а отец справа. Теперь уже оба молодых проходят под аркой и кланяются порогу. В этот момент родители просят присутствующих в комнате: «Люди добрые, благословите молодых», и гости трижды произносят: «Бог благословит!».

Приметы, связанные со свадебным кортежем

Жених садится в первую машину, невеста - во вторую (она идет замуж, т.е. вслед за мужем).

Лучше всего украсить первую машину свадебного кортежа парой больших металлических колец, закрепленных на общей подставке, внутри которых будут либо рюмки, символизирующие собой полную чару семейного счастья, либо маленькие колокольчики, звон которых отгоняет нечистую силу.

Избегайте экстравагантных современных украшений, например, таких, как резиновая (неживая) кукла (это впоследствии может стать причиной рождения у молодоженов неживого первенца) или пара лебедей, якобы символизирующих собой лебединую верность между молодыми. Когда машины свадебного кортежа будут двигаться с большой скоростью, эти «лебеди» разлетятся в разные стороны, вот так по жизни пройдут и новобрачные, отворачиваясь друг от друга.

Как только дружины жениха и невесты рассядутся по машинам, отец и мать молодой выходят из дома и трижды по часовой стрелке обходят вокруг всего свадебного кортежа. Отецдержит в руках домашнюю икону, мать обсыпает кортеж зерном жита, что символизирует «замыкание» всех участников обряда в символический круг, который по всему ходу дальнейшего движения не должен разрываться ни при каких обстоятельствах, например, на перекрестке городских улиц, при выезде на главные магистрали города.

Запомните: статус свадебного кортежа целиком и полностью приравнивается к статусу похоронной процессии, поэтому всегда и везде найдите возможность уступить ему дорогу. Если посторонний человек, вклинивается в структуру свадебного кортежа, то тем самым нарушает его целостность, провоцируя скорое появление в жизни молодой пары чужого человека.

Подъезжать к дому невесты, к ЗАГСу, к храму и месту проведения самой свадьбы кортеж с молодыми должен только по направлению движения солнца (по часовой стрелке).

Маршрут свадебного кортежа должен совершаться по кругу и закончиться, откуда он и начался - в родительском доме невесты, даже если празднование будет проходить в столовой, кафе или ресторане.

Приметы на регистрацию брака

Если у кого-то из молодых нет отца или матери, то перед регистрацией брака необходимо навестить кладбище, чтобы «заручиться» поддержкой и благословлением обоих родителей.

В день свадьбы невеста перед церковью раздает деньги бедным. Надо знать, что этим она избавляется от своих несчастий, которые обрушиваются на тех, кто взял эти деньги.

Родители и жениха, и невесты не должны присутствовать в ЗАГСе во время регистрации брака и в храме во время венчания. Замкнув в круг свадебный кортеж, они тем самым не имеют права разорвать его, чтобы сесть в одну из машин. Да и ритуального смысла их присутствия в храме тоже нет. Много лет тому назад их детей принесли в храм крестные родители. С тех пор во всех обрядовых ситуациях, включая и свадьбу, рядом с ними должны находиться именно крестные родители. А задача родных отца и матери - благословить молодых в новый жизненный путь и встретить их у порога своего дома после венчания.

Если жена не переходит на фамилию своего мужа, она остается беззащитной в энергетическом плане, что порой приводит к ухудшению ее здоровья.

Во время регистрации брака молодые должны стоять на специальном рушнике, который по завершении обряда свидетели забирают с собой. Нельзя сходить с рушника (с символической дороги), даже для того, чтобы расписаться в журнале регистрации. Есть очень простой выход из этой ситуации: к столу подходят свидетели молодых, берут журнал, подносят его молодым и предлагают им расписаться. В этом случае соблюден этикет светского обряда и не нарушена святая заповедь древней традиции.

Жених должен переносить молодую на руках через мост, если тот окажется на пути свадебного кортежа, а также через порог родного дома.

Приметы на венчание

Перед тем, как молодые поедут к венцу, надо положить под порог замок, а как они переступят порог, замок закрыть ключом, ключ забросить подальше, а замок хранить – молодые будут жить хорошо.

Если жених с невестой перед венчанием дадут клятву в будущей верности друг другу над колодцем, брак их будет нерушим, а любовь вечной.

К венцу невеста должна ехать одной дорогой, от венца – другой.

Во время венчания венцы обязательно должны быть надеты на голову венчающихся, несмотря на то, что они тяжелые. Если венец для облегчения не будет надет на голову, то такой брак в народе считался недействительным, незаконным и являлся дурным предзнаменованием.

Кто из супругов при венчании наденет другому кольцо до самого основания пальца, тот и будет в доме править.

Упавшее при обручении кольцо означает распад семьи или смерть одного из супругов.

Если во время венчания свечи молодых сильно трещат, жизнь у них будет очень неспокойной.

Чья свеча во время обряда венчания сгорит больше, тот из молодых проживет короткий век.

Молодые не должны никому отдавать рушник, на котором они стояли в ЗАГСе во время регистрации брака или венчались в храме. Этот рушник символизирует жизненную дорогу новобрачных, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь.

Молодые обязательно должны сделать ритуальный подарок храму за совершение таинства венчания. Традиционно таким подарком было льняное полотенце, в которое заворачивали буханку свежеиспеченного хлеба.

Венчальные свечи хранят всю жизнь. Они помогают при трудных родах.

Итак, решено: быть свадьбе! Но с чего же начать?
Сегодняшняя свадьба, конечно, отличается от той, давней, участниками которой были наши прабабушки и прадедушки, а может, и более отдаленные предки, но суть ее осталась прежней. Свадьба — это многоактное действо, причем порой довольно продолжительное.
Как у любой пьесы, у свадьбы есть пролог, завязка, кульминация и эпилог. По жанровому признаку свадьбу можно отнести к мелодраме с хорошим концом или к лирической комедии — если участники обладают достаточной долей юмора. Главные действующие лица — это, конечно, жених и невеста. Кстати, в старину их называли князь и княгиня, хоть бы они были из бедных-пребедных крестьян или чиновничьего сословия.

Итак, вот план старинной свадьбы:
. сватовство,
. смотрины,
. помолвка,
. венчание,
. свадебный пир.

А так выглядит план современной свадьбы:
. оповещение родителей о намерении вступить в брак (сватовство),
. подача заявления в загс (помолвка),
. девичник и мальчишник,
. регистрация брака в загсе,
. венчание (по желанию),
. свадебный пир.

Как видите, разница хоть и небольшая, но есть. Поскольку сегодня многие хотят восстановить утраченные обычаи в максимально полном объеме, познакомимся с традиционной русской свадьбой, какой она была в начале XX века.

Сват, сватья, сватовство — эти слова всем знакомы и понятны. Они имеют отношение к людям, которые берутся устроить чью-то судьбу — сосватать. В городах сватовством занимались свахи — женщины среднего возраста и достатка, чаще всего вдовы (кто от скуки, а кто и по призванию). Они выведывали, где есть девушки на выданье, а где — женихи, и пытались их свести. Получалась прибыль. В деревнях редко были профессиональные свахи. Чаще ими становились на время ближайшие родственники жениха или же в роли свата выступал сам отец. Когда приходили сваты, девушка не должна была показываться.

«У вас — товар, у нас — купец», — говорили сваты (то есть у вас девица на выданье, а у нас — жених). Если родители невесты не возражали против такого предложения, они сообщали представителям жениха о наличии и размерах приданого. Ответный ход родителей жениха — назначение смотрин, если, конечно, их устраивало приданое. На смотринах жених и невеста видели друг друга якобы в первый раз. Невеста меняла наряды, показывала, какая она хозяйка и рукодельница.

Довольные друг другом родители через две-три недели назначали помолвку. В богатых домах по этому случаю устраивался бал с угощением, который открывался вальсом жениха и невесты. Заинтересованные лица оповещались о помолвке пригласительными карточками. Иногда давалось объявление в газете. Но это у состоятельных людей. Гораздо шире был распространен обычай скромной домашней помолвки без гостей. В этот день обычно жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем.

После помолвки жених мог общаться с невестой сколько пожелает. От помолвки до свадьбы могло пройти от нескольких недель до года и более — смотря как складывались обстоятельства.

Помолвку, или сговор, можно назвать, говоря юридическим языком, предварительным договором о заключении брака. Веками это событие было важнейшим в жизни людей. Порой сама свадьба была менее важна, поскольку являлась естественным завершением целого ряда событий. Интересно, что еще в петровские времена сговор сопровождался обменом колец (потому и назывался обручением) и был чуть ли не значительнее самого венчания. Лишь в 1775 году при Екатерине Второй обмен кольцами был по велению Священного Синода соединен с венчанием.

Время от помолвки до венчания было предназначено для подготовки к свадьбе и самое главное — к будущей самостоятельной жизни молодых. Именно для этого готовилось приданое, которое в идеале должно было включать все, что необходимо для семейной жизни: от подушек до сковородок.

Подготовкой приданого занималась невеста, женщины-родственницы и подружки. Жених в это время мог приходить в дом невесты и общаться сколько пожелает.
Накануне свадьбы действие происходило в основном в доме невесты. Она готовилась покинуть родительский дом, во-первых, а во-вторых, — расстаться с девичеством. Как известно, девушки на Руси носили косы и ходили с непокрытой головой. Замужние женщины должны были обвивать голову косой и покрывать платком или каким-либо другим головным убором. Кстати, и сегодня в православную церковь женщины допускаются только с покрытой головой.

Накануне свадьбы совершался обряд расплетания косы. В это время пели грустные песни о том, что кончилась счастливая девичья пора и наступает трудная жизнь в чужом доме.
Накануне свадьбы перевозили в дом жениха приданое. Его принимала мать жениха. Сваха или ближайшая родственница жениха стелила постель для молодых.

К венчанию жених и невеста готовились порознь по своим домам. В доме жениха готовились к свадебному пиру. Родители, сваты, дружка благословляли его ехать за невестой, а затем к венцу. Родители жениха и невесты на венчании не присутствовали.
С приездом жениха к невесте фактически начиналось свадебное веселье. Свадебному поезду жениха преграждали дорогу, запирали ворота невестиного дома. Опять, как и при сватовстве, велись переговоры о товаре и купце. Популярна была такая присказка: «Мы купцы, едем с товаром, заблудились — пустите переночевать». После переговоров, а порой и платы, поезд жениха пускали на двор. Здесь происходили обмены караваями, символический выкуп невестиной косы и другие обряды. Наконец свадебный поезд отправлялся в церковь. Жених и невеста при этом ехали в разных колясках.

После венчания молодые ехали уже вместе. Свадебный поезд теперь уже был украшен лентами, цветами, колокольчиками.

Поезд с молодоженами направлялся к месту свадебного пира. По дороге было принято посетить святые или чем-то замечательные места. При этом повсеместно существовал обычай перегораживания дороги свадебному поезду. Чтобы проехать, нужно было отдать выкуп. Обычно это было вино.

Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха и невесты. Они благословляли молодых. И начинался пир.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди