14.08.2019

Что и как нужно запрещать детям? Воспитание


Какие слова вы чаще говорите своему ребенку – «можно» или «нельзя»? Оба чрезвычайно важны для маленьких детей: «можно» прививает веру в собственные возможности и воспитывает доверие к окружающему миру, а «нельзя» устанавливает рамки дозволенного и дает ощущение безопасности. Поговорим о том, когда на самом деле нужно устанавливать строгие запреты, а когда можно разрешать малышу делать то, что ему хочется.

10 вещей, которые нельзя запрещать детям

Конечно, воспитание детей не обходится без умеренного числа запретов, необходимых для физической и эмоциональной безопасности. Однако психологи утверждают, что можно выделить десять вещей, которые не стоит запрещать малышу.

  • Самостоятельно одеваться, есть и пить

Безусловно, вы сделаете это лучше, качественнее и быстрее ребенка, но навряд ли поможете его развитию. Детские специалисты вообще считают самостоятельное застегивание пуговиц и натягивание перчаток одними из лучших упражнений для совершенствования моторики пальцев, а значит, и для развития мозга.

Выделяйте больше времени на сборы, чтобы ребенок смог позавтракать или одеться сам – в своем темпе, не спеша и не суетясь. Безусловно, если вы боитесь опоздать, то можете сказать: «Уверена, ты сам справишься с одеждой, но нам нужно торопиться. Давай я помогу тебе сейчас, а вечером ты сам сможешь надеть пижаму». А умение пользоваться ложкой или кружкой пригодится в детском саду, если только вам не хочется до школы запихивать обед в воспитанного вами же «неумеху».

  • Помогать родителям

Как часто можно услышать от возмущенных мамочек: «Мой сын вообще ничего не хочет делать дома!» Но почему-то они забывают, как несколькими годами ранее оберегали его и дорогие предметы от взаимодействия: «Не трогай, а то разобьешь!», «Поставь на место, сломаешь!» Взрослые опасаются, что за малышом придется переделывать, но ведь ему необходимо чувствовать собственную значимость и нужность и слышать родительское одобрение. Просите (не требуйте) ребенка помогать вам в бытовых делах, разрешайте выполнять простые поручения и не забывайте благодарить за проделанную работу.

  • Быть активным

Когда малыш шумит, бегает, прыгает и дурачится, он на самом деле физически развивается и расслабляется, выплескивая накопившуюся энергию. Конечно, подобное поведение не приветствуется в общественных местах (поликлиника, магазин), однако дома можно разрешить ему побыть таким, какой он есть. Может быть, вам стоит присоединиться и подурачиться вместе с ним?

Некоторые мамы запрещают детям лазать по турникам, предпочитая тихую возню в песочнице. Да, им проще запретить, чем показать, как залезать и спускаться, контролировать свое тело. Разрешайте активные упражнения, подстраховывая в случае необходимости.

  • Спать со светом

Боязнь темноты – естественный страх для детей четырех-пяти лет, которые в этом возрасте отделяются психологически от мамы. Платой за подобную автономию является возникновение ночных кошмаров у ребенка, в которых быль тесно переплетена с вымыслом и фантазией. Неяркий ночник успокоит малыша, когда он проснется, и поможет убедиться, что вокруг нет страшных чудовищ. Правда, существует мнение, что свет нарушает естественное течение сна, поэтому вводите освещение как временную меру.

  • Пачкаться

Не бойтесь, что ребенок испачкается, взяв в руки кисть с красками или фломастеры. Приобретите специальные нетоксичные краски, расстелите на полу или столе клеенку, экипируйте малыша фартуком – пусть рисует.

Разрешайте также заниматься исследовательской деятельностью на прогулках. Пусть ребенок кувыркается в траве, меряет глубину лужи, подбрасывает вверх охапки осенних листьев, не переживая за испачканную одежду. В конце концов, у вас наверняка есть стиральная машина.

  • Исследовать предметы

Позвольте детям понять назначение и устройство самых разных предметов. Вы удивитесь, но многие специалисты по детскому развитию рекомендуют говорить малышу: «Трогай вещи. Сжимай, перекладывай из одной руки в другую, тяни, раскрывай, стучи, мни и рви!» Эксклюзивная игрушка порой менее привлекательна для ребенка, чем кипа старых газет или коробка с пуговицами. Если вы боитесь за дорогую посуду или ценную безделушку, уберите ее подальше от цепких и пытливых ручек. Или же попробуйте рассмотреть ее вместе, объяснив, почему эта вещь вам так дорога и что лучше найти другой предмет для игр.

  • Смотреть мультфильмы

Да, мы уже говорили, что качество современных мультфильмов порой не выдерживает никакой критики, да и развивающие передачи не так полезны, как принято считать. Однако нынешним детям важно быть в курсе популярных мультиков, чтобы обсуждать их со сверстниками. Подберите те передачи и анимацию, которые вам кажутся полезными. Обязательно смотрите их вместе с малышом, обсуждайте спорные моменты и приводите примеры приемлемого поведения.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Оставлять еду на тарелке

Не заставляйте ребенка оставлять на столе чистые тарелки. Прием пищи обязан быть удовольствием, а не средневековой пыткой. Во-первых, о размере порции и количестве блюд всегда можно поспорить. Да и диетологи обеспокоены стремительно растущим числом маленьких толстяков. Во-вторых, не отвлекайте детей мультиками, впихивая хитростью как можно больше ложек полезной каши. Настоящая польза появится, когда ребенок почувствует вкус еды, станет жевать не спеша, будет считать обед приятным ритуалом.

  • Фантазировать

Вымысел – естественное для детей переплетение фантазии и реальности. Помогите ребенку отличать фантазию от преднамеренного обмана. Расскажите, что его история очень похожа на сказку, попросите придумать еще что-нибудь подобное. Постарайтесь проявлять неподдельный интерес к его фантазиям, поощряя тем самым развитие творческой личности.

  • Высказывать личное мнение

Постарайтесь учитывать детские интересы, желания и мнения. Аргументируйте ваши решения, не отмахиваясь фразами «Потому что я так решила!» или «Мы с папой лучше знаем, как нужно делать!» Не пытайтесь также расписать его время по минутам. Возможно, он просто хочет придумать свою собственную игру, а не просто сидит в уголке, ничем не занимаясь.

5 вещей, которые обязательно нужно запрещать

И все же слово «нельзя» не должно полностью исчезать из вашего воспитательного словаря. Однако запрещать нужно только в самых исключительных случаях, касающихся детской безопасности. И ваш запрет должен предполагать абсолютное его выполнение. Давайте узнаем, что следует обязательно запрещать своему ребенку.

  • Бить других

Порой малыши еще не умеют выразить в словах собственные эмоции, применяя удары и укусы к родителям, сверстникам и домашним животным. Не разрешайте затевать драку с детьми, останавливайте ребенка, если он бьет вас или жестоко обращается с несчастным котенком. Остановите руку малыша, скажите, глядя ему в глаза: «Нельзя драться и бить других».

  • Брать чужое

Объясняйте детям, что нельзя распоряжаться теми вещами, которые им не принадлежат. Недопустимо отбирать чужие игрушки, портить чужую одежду, забирать из магазина неоплаченные товары и т. д. Если же малыш принес из садика не свою игрушку, твердо попросите вернуть ее обратно.

  • Быть грубым

Познакомьте детей с вежливыми словами, понятием морали и правилами приличия. На личном примере покажите, что нужно здороваться, извиняться, благодарить, а нельзя сквернословить, плеваться, грубить старшим.

  • Нарушать «технику безопасности»

Изучите правила безопасного поведения для малышей с помощью картинок или мультиков. Там очень доступно и понятно описано, что категорически нельзя играть на дороге, совать пальчики в розетки, залезать на подоконник и баловаться со спичками. Это категоричные, абсолютные запреты!

  • Разговаривать с незнакомцами

Не запугивайте малыша, но обязательно обсудите это «нельзя» подробно. Обозначьте так называемый «круг доверия», в который включите своих знакомых, соседей по дому, родителей в детском саду. Проигрывайте ситуации: например, что нужно делать, если незнакомый дяденька позовет посмотреть котенка?

Слишком большое число ограничений – главная причина того, почему ребенок перестает реагировать на родительские слова. Если их слишком много, то вы рискуете воспитать «удобного» малыша. Установите категорические запреты, согласуйте их со всеми домочадцами и не бойтесь их менять, когда ребенок подрастет.

Фотобанк Лори

Запрещая, всегда нужно помнить о том, что обилие запретов со стороны родителей мешает развитию ребенка: излишняя забота о безопасности в итоге ему даже вредит. Например, желание удержать ребенка около себя, навязчивое сопровождение при любых перемещениях вне дома лишает ребенка ценности самостоятельных открытий, привычки опираться только на себя, умения разумно рисковать. Ограничение творческой активности ведет к вытеснению этих импульсов в бессознательную сферу - и тогда мы имеем удобного, послушного ребенка, который не рисует на стенах (и возможно вообще нигде), не пачкает клеем и красками пол, поддерживает в комнате идеальный порядок, только при этом он постоянно скучает, не знает как себя занять без взрослых, и у него часто присутствуют некоторые невротические проявления - таким образом проявляют себя вытесненные потребности в творчестве и исследовании.

Вот несколько правил, которых следует придерживаться относительно запретов в жизни ребенка:
1) Слово "нельзя" обязательно должно присутствовать в жизни каждого ребенка, но оно нуждается в пояснении: почему именно нельзя, причем понятным для ребенка, простым языком.
2) Ограничений не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Запрещать лучше то, что никак невозможно разрешить, а не все подряд. Но при этом в жестком "нельзя" могут быть исключения: например, можно лечь спать попозже в Новый Год в качестве исключения.
3) Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка, что очень важно для их физического и психического развития ("не бегать", "не кричать", "не лезть" противоречит познавательной активности ребенка).
4) Правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованы между собой в рамках высказываний одного взрослого и между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещает мама, ни в коем случае не должен разрешать папа или бабушка.
5) Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-объяснительным, чем повелительным. Ультимативные запреты плохо воспринимаются.

Чаще всего неосознанно родители копируют те запреты, с которыми сами столкнулись в детстве (сценарные запреты). Бывает и ситуация "от противного"(антисценарные запреты): выросшие в строгих рамках родители разрешают своим детям абсолютно все, стараясь не допускать слез, не понимая, что у их ребенка формируется эгоцентрический тип личности - такие дети часто считают, что все их желания непременно должны быть исполнены.

Запрещая что-либо, нужно хорошо представлять себе последствия запретов для ребенка. Особенно если взрослые сами делают то, что запрещают ребенку. Если он не может осознать причину запрета (а маленький ребенок редко может понять сложные причинно-следственные связи), то его реакция на запрет может пойти по 2 направлениям, одинаково опасным:
1) Они (взрослые) – плохие, сами делают, а мне не дают.
2) Они это делают, а мне нельзя – что-то со мной не в порядке (я плохой).

Первый путь приводит к тому, что ребенок испытывает чувство обиды или агрессии и направляет их вовне. Не всегда, правда, он осмеливается проявить эти чувства по отношению к взрослым (особенно агрессию) - и тогда он проецирует их на других детей, животных, или, в лучшем случае, на окружающие его предметы (игрушки, одежду…).

Во втором случае ребенок переносит вину за развитие ситуации на себя, привыкая к самоуничижению. Это приводит к формированию низкой самооценки, а, следовательно, к низкому уровню притязаний, уходу от социальной активности, привычке находиться в ситуации неуспеха.

Что делать? Предлагаю рассмотреть практику конструктивных запретов (принятие ограничений, которые направлены на выработку альтернатив).

1. Профилактическое направление.

Примером может послужить предложение переместить розетки (как и лекарства, моющие средства, острые и режущие предметы) из поля зрения ребенка, а выключатели, игрушки - наоборот, в пределы его досягаемости. Тогда не понадобятся бесконечные родительские "нельзя" и детские "дай" и "достань". Профилактически ликвидируется сам предмет конфликтной ситуации или ситуации, позволяющей лишний раз почувствовать ребенку свою беспомощность и зависимость от взрослых.

2. Развитие взаимопонимания с ребенком.

Главное правило - объяснить непонятное можно только с помощью понятного, того, что уже было в чувственном опыте ребенка. Поэтому бесполезно пытаться объяснить годовалому ребенку, к примеру, опасность выбегания на дорогу с помощью таких понятий, как смерть, ДТП, . Я встречала в жизни пример, когда ребенку показывали сбитую машиной мертвую кошку в качестве иллюстрации того, что может случиться, если выбегать на дорогу: кошка больше не может бегать и играть. Оказалось очень действенно, потому что наглядно (но нужно понимать, что совсем маленький ребенок не отличит мертвую кошку от спящей!).

Совсем маленькие дети прекрасно понимают язык жестов, мимики, интонации, эмоциональных проявлений. Например, годовалому ребенку лучше мимикой и жестами передать мамин испуг от опасности, которая скрывает в себе розетка, чем объяснять, что там сидит загадочное «электричество».

Если мы хотим научить ребенка , можно дать ему потрогать сначала теплую воду, потом горячее, потом еще горячее. Примером также может послужить метод отсроченных последствий: ребенок, балующийся с водой, должен некоторое время походить в мокрой одежде, чтобы почувствовать, что это не очень приятное последствие его баловства. Альтернативный подход - разрешить баловаться в подходящей одежде или вовсе без нее вместо запрета (ходить по лужам босиком или в резиновых сапогах вместо сандалий).

Для более старшего возраста подойдут сказки, метафоры, иносказания. Дети прекрасно понимают этот язык. Придумайте сказки, которые иллюстрируют негативные последствия тех запретов и ограничений, которые вы используете по отношению к своему ребенку.

Идеальный вариант – если ребенок станет вашим соавтором, это поможет ему рассмотреть ситуацию с разных сторон и научит делать собственные выводы.

3. Использование эффективных психологических приемов.

1) Частица НЕ пропускается ребенком (запрет "не жадничай" читается как указание "жадничай"). Поэтому формулировать лучше в виде конструктивного предложения: "А давай мы с тобой..."

2) Ультимативное указание "НАДО" и "ДОЛЖЕН" тоже чаще всего не срабатывает, вызывает отрицание. Поэтому формулировать лучше, не используя повелительных наклонений, в форме предложения "Давай мы... или... или".

3)Переключение внимания. "Ай, а куда это киска побежала, ну-ка пойдем посмотрим!" вместо "Отойди сейчас же от лужи!"

4) Рефрейминг - одно из базовых понятий НЛП. Под рефреймингом (дословно, "сдвигом рамки", от английского "frame") обычно понимают переформулирование, изменение контекста или представления о ситуации/проблеме. Пример: вместо предложения ребенку "не жадничай, поделись каталкой, надо делиться" стоит попробовать сказать "а давай посмотрим, если ему отдать ненадолго твою каталку, он ее будет катать быстро или медленно?"

5)Игра вместо прямого запрета. Если вы стоите у горячей плиты и вбегает ребенок, можно запретить ему подходить близко, а можно предложить, например, поискать и принести вам, например, пирамидку из комнаты, ребенку постарше предложить спрятаться (и громко говорить «иду-иду, ищу-ищу!» или поиграть в догонялки. Все три приема без запрета удалят ребенка от опасной духовки.

6)«Мнимый выбор». Известный пример: вместо указания «надень пижаму» можно предложить «Какую пижамку ты бы хотел надеть – красную или голубую?» Просто – но это работает!

Успехов вам, дорогие мамочки!

Все мы живем в обществе себе подобных и, чтобы обеспечить безопасность и некоторую комфортность существования каждому своему члену, общество вынуждено наложить определенные рамки и запреты на некоторые виды действий. Выход за определенные обществом рамки и нарушение запретов наказуемо в соответствии со степенью вины. Прогул на работе чреват неприятными объяснениями с начальством, а вот лишение какой-либо собственности собрата (попросту грабеж) либо нанесение увечья другому члену общества вынуждает провести какое-то время в местах лишения свободы.

А как же дети? Они такие же члены общества, но не могут отвечать за свои действия по причине малолетства. В среде родителей наличествует немалое количество приверженцев предоставления ребенку полной свободы, считающих априори, что ребенок не в состоянии совершить нечто аморальное как по отношению к себе, так и к другим. Против подобной аксиомы возражений нет. Даже если ребенок совершает нечто нежелательное (разрисованные обои, разбитая антикварная ваза, расквашенный нос соседского мальчишки), то из желания познания, а не по злому умыслу. Все это так и есть. Однако, вопрос в другом. Благоприятна ли для ребенка полная свобода и, главное, испытывает ли ребенок потребность в полной свободе? Собственно, этот вопрос и ляжет в основы нашего сегодняшнего разговора, мы поговорим о том, как правильно запрещать ребенку.

Дети крайне восприимчивы, особенно дошкольного возраста, и отсутствие запретов на что-либо в психике ребенка быстро становится нормой. В дальнейшем подобная вседозволенность гарантированно создаст серьезные проблемы в контактах с окружением. Тем самым снимается вопрос о благоприятности ограничения свободы для детей. С другой стороны, маленькие дети активно знакомятся с окружающим миром, пытаясь, по возможности, понять этот мир и, что очень немаловажно, способ собственного существования в окружающей среде. Мамы и папы для малышей являются кем-то сродни богам, которые знают и умеют абсолютно все, и если мамы и папы по мере взросления ребенка будут рассказывать и объяснять существующие запреты, то тем самым создадут малышу более комфортную и понятную среду.

Часто можно столкнуться с тем, что мамы и папы, понимая важность запретов, накладывают табу на определенные действия, но ребенок и знать не хочет родительских запретов. Почему? Формулировка и смысл запрета должны быть полностью понятны ребенку и трактоваться совершенно однозначно. Объяснения типа «подрастешь, поймешь» или, что ещё хуже, «потому что кончается на «у» совершенно недопустимы. Идиомы и обороты фразеологии малышу непонятны, в лучшем случае он их просто проигнорирует, в худшем – вы возбудите его любопытство, и ребенок будет продолжать делать запретное уже с большим интересом. Если малыш правильно поймет, что именно вы от него хотите, выполнение запретов станет нормой.

Хочу ещё раз обратить ваше внимание, что запрет должен быть не просто понятен, а должен быть понятен ребенку. Простейший пример. Во время обеда малыш с воодушевлением колотит ложкой об стол. Следует окрик матери: «Прекрати стучать ложкой!». Взрослому человеку не надо объяснять, что главное слово в приказании – стучать. Ребенок же вполне может послушно положить ложку на стол, взять вилку и продолжить свое увлекательное занятие. Ребенок вас послушался? Да, полностью! Однако, вы раздражены и кричите на ребенка, а в некоторых семьях ребенок может и оплеуху по затылку получить. После таких ситуаций не стоит ждать беспрекословного послушания. Запомните – разговаривать с ребенком следует на его языке.

Важное правило – соблюдение вами самими запретов, высказанных ребенку. Ещё один распространенный пример. Курящий отец объяснят подрастающему сыну, в чем вред курения. Вряд ли этот запрет возымеет свое действие, сын с большой степенью вероятности закурит тоже со временем. Подобный факт подтверждает и статистика. Ещё важный момент, который обязательно следует знать. Запреты в приказной форме, высказанные резким и грубым тоном, не дадут желаемого результата, особенно если касаются чего-то желанного для ребенка. Грубость, угрозы вообще неприемлемы при общении с детьми, в теме запретов особенно. Только объясненный в понятной форме запрет может дать результат.

Не перегибайте палку! Если какой-то из запретов можно смягчить – сделайте это. После дождя ребенок испытывает сильное желание весело пробежаться по лужам, согласитесь с ним, что бегать по лужам – это очень здорово, но для этого нужна специальная обувь – резиновые сапожки. Не забудьте сразу же объяснить, почему.

Растите и взрослейте вместе с ребенком, тогда для вас не будет неожиданностью, что подросток мнение компании ставит значительно ниже родительских наставлений. Постарайтесь по-настоящему дружить с ребенком, разговаривайте с ним, как с другом, обсуждайте различные ситуации, в пределах возможностей его понимания, конечно. В этом случае есть вероятность того, что подросток сможет противопоставить свое мнение мнению компании по своим собственным убеждениям (полученным в беседах с вами), а не потому, что так велели папа и мама.

Для младших хорош способ обыгрывания запретов. Игра – тоже способ познания, а игра с мамой и папой гораздо интереснее. Способов обыгрывания великое множество, вы их придумаете по ходу игры. Используйте мягкую игрушку, покажите с ее помощью, как опасно высовываться в открытое окно, как нельзя маленьким ручкам играть с острыми предметами и так далее.

И напоследок совет. Постарайтесь свести запреты к минимуму. Запрещайте только то, что разрешить никак нельзя. Не позволяйте запретам и ограничениям стать самоцелью, они только средство, хотя и необходимое.

Ваш кроха растет. Его шаловливые ручки уже могут «наводить порядок» в самых неподходящих для этого местах. Для родителей это лишнее беспокойство, ведь кроха может не только испортить вещи, но и подвергнуть себя определенной опасности.

Начиная с годовалого возраста уже нужно приучать малыша к словам «нельзя» , «нет» . Вот только делать это нужно правильно, чтобы не вызвать у ребенка излишней агрессии и желания сделать наоборот.

Как малыши воспринимают запреты

Любой ребенок познает мир вокруг себя, а потому ему очень интересно, что будет, если он потрогает сковороду на плите или оденет штаны на голову. В случае запрета того или иного действия, возможно, последует реакция в виде слез или гнева. Это вполне нормально, так малыш выражает протест.

Ребенок еще не способен усваивать любые запреты с первого раза и может завтра сделать то же, что было нельзя сегодня. Это совсем не значит, что он действует вам назло, просто любые «нельзя» не воспринимаются им в глобальном смысле.

Еще одна особенность восприятия запретов у детей – неспособность переносить ситуацию на аналогичную. Если вы запретили ему трогать микроволновку, это еще не значит, что он не подойдет к миксеру. Не думайте, что малыш решил вам «насолить». Такова особенность восприятия, так что наберитесь терпения.

Не злоупотребляйте запретными словами

Самая распространенная ошибка родителей – слишком большое число запретов. Постоянно слыша слово «нельзя», ребенок просто перестает его воспринимать в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.

Не ставьте под угрозу интересы маленького исследователя. Позвольте ему вволю бегать на улице, трогать всевозможные предметы, гонять соседского кота. Любую одежду можно постирать, а руки с лицом вымыть.

Детишки в возрасте до трех лет не понимают, что одно и то же действие можно выполнять дома и нельзя на людях. Или, наоборот – на детской площадке можно играть с водой, а дома нежелательно. В таких случаях старайтесь объяснить ребенку ситуацию без применения запретных слов или отвлеките игрой.

Слово «нельзя» первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим безопасности крохи, а также агрессии относительно человека. Нельзя – это палец в розетке, ручки на горячей кастрюле, удары по стеклянным поверхностям, укусы или щипание людей. Все остальное не приносит абсолютно никакого вреда, а просто добавляет родителям хлопот и увеличивает время уборки дома.

После достижения ребенком трехлетнего возраста он начинает понимать больше. Он уже способен понимать различие между альбомом для рисования и обоями в прихожей, поэтому теперь запреты можно конкретизировать. Например, утюг можно трогать, когда он стоит на своем месте на полочке и нельзя – если мама гладит вещи.

Объясняем причину

Любой ваш запрет должен обязательно сопровождаться объяснением причины. Детка должна уяснить, что действие на самом деле опасно, оно не является вашей прихотью.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Объясняя, используйте те слова, значение которых ребенок уже знает. Говорите на понятном ему языке. Кроме слов, важно также физическое восприятие каждого «нельзя». К примеру, можно дать малышу дотронуться до горячего чайника на плите, но тогда, когда степень его нагрева уже не будет угрожать ожогами нежной коже ребенка.

Альтернатива запретам

Наш русский язык недаром называют великим и могучим, а вы должны использовать это по полной программе. К любому «нельзя» постарайтесь подобрать свое «можно» и использовать его почаще. Например, нельзя трогать сковороду на плите, но можно взять половник со стола. Такие «можно» отвлекают ребенка от запретных вещей, одновременно не мешая ему развиваться и познавать мир.

Уже в этом возрасте у малыша должны быть свои вещи, аналогичные предметам взрослых. Тогда вам не придется запрещать что-либо, достаточно будет объяснить, какой молоток папин, а какой – Колин. Интерес к вашим вещам у крохи пропадет, да и важности прибавится.

Системный подход

Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе ребенок просто не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня стало вдруг доступным. Малыш может решить, что все «нельзя» зависят от настроения старших и на самом деле не таят совершенно никакой опасности. Не практикуйте разрешение запретного, если вам нужно выкроить время для своих дел.

Такого же подхода должны придерживаться остальные члены семьи. Зачастую ведь случается, что у бабушки или папы можно то, чего мама не разрешает. А это негативно отражается на авторитете мамы. Вполне возможно, что в дальнейшем ребенок перестанет слышать ее «нельзя» и будет просить то же самое у других взрослых. Все запреты должны быть едиными, отменять их не стоит даже в случае слез и истерик.

В то же время можно проявлять некоторую гибкость. Можно разрешить ребенку немного больше, если он, например, болеет. Но в этом случае вы должны объяснить, что разрешение распространяется только на период болезни.

Избегайте провокационных моментов

Случается, что родители сами провоцируют детей на те или иные поступки. Например, ребенку неоднократно запрещали трогать папины бумаги, но как можно избежать искушения, если они постоянно лежат на столе и даже не убраны в ящик? Таких ситуаций масса.

Храните все важные документы в недоступном для ребенка месте, а еще лучше – под замком. То же самое касается любых ценных и хрупких вещей. Не искушайте малыша без надобности.

Отдельно хочется напомнить о правилах безопасности ребенка в доме. Оградите кроху от любых колющих и режущих предметов, острых углов, закройте доступ к розеткам, стеклам и зеркалам.

Запрещаем правильно

  • В первую очередь следите за своей интонацией. Оставьте в стороне все крики и ругань, говорите спокойным тоном. Так малыш научится воспринимать сказанное, а не бояться вашего разгневанного вида. Но в то же время нужно показать крохе свое недовольство и обиду, чтобы он со временем начинал понимать, в каких случаях вы расстроены его поведением. И про угрозы тоже желательно забыть, если не хотите вместо уважения воспитать в ребенке страх. Читаем статью

Во всем мире родители любят своих детей. Однако к проблеме воспитания подрастающего поколения относятся по-разному в разных странах. Рассмотрим интересные факты о воспитании детей за границей и в России, а также какие вещи можно, а какие нельзя запрещать своему чаду.

Особенности воспитания детей в России и других странах:

  • В Америке ребенок является предметом всеобщего восхищения. Во многих американских семьях с малышами занимаются папы, в то время как мамы зарабатывают деньги. Наравне со всеми взрослыми американский ребенок имеет право голоса, к которому прислушиваются.
  • В Японии до пяти лет ребенку позволяется абсолютно все. Малыш – это король, но только до пяти лет. С пяти и до пятнадцати — он растет в рамках довольно жестких правил и всевозможных ограничений.
  • В Италии ребенок считается «даром небес». Он ангел, его все любят и балуют. Итальянские малыши растут в условиях тотального контроля и полной вседозволенности.
  • Французские мамы очень рано выходят на работу, отдавая детей на воспитание либо гувернерам, либо в детские учреждения. Поэтому дети становятся самостоятельными довольно рано.
  • В Китае детей приучают к труду буквально с пеленок. Роль мамы в семье второстепенна. Слово отца – закон. Как только ребенок начинает посещать детский сад, все поблажки для него заканчиваются. Его приучают к строгой дисциплине, послушанию и трудолюбию.
  • Принципы воспитания детей в нашей стране можно охарактеризовать, как: «И кнутом и пряником». В нашей стране отец является добытчиком, на воспитание своего чада у большинства мужчин просто не хватает времени. Мамы очень часто стараются, как можно раньше выйти на работу. В этом случае чаще всего детей отдают на попечение дедушкам с бабушками или в детские сады. Русские родители отличаются повышенной нервозностью по отношению к своим чадам. Им постоянно кажется, что их ребенок находится в опасности, он может заболеть, на него может напасть маньяк, его обижают в детском саду или в школе и т. д. Поэтому нередко родители запрещают детям часто и много.

Что можно и нужно запрещать ребенку: 8 полезных запретов

Много запретов - это плохо!

Хотелось бы сразу предупредить родителей, что дети очень быстро привыкают к слову «нельзя!». Если вы постоянно будете запрещать ребенку то одно, то другое – он просто перестанет реагировать на запреты. Слишком много «нельзя» приводит к мысли «что все можно». А у особо впечатлительных детей даже может возникнуть фобия – ребенок будет бояться, что-то сделать «не так». Такие дети вырастают инфантильными и безынициативными.

Что нужно запрещать ребенку?

  1. Без разрешения убегать от мамы.
  2. Уходить с незнакомыми людьми , что бы они не сулили – прокатить на красивой машине, подарить интересную игрушку, показать собачку и т. д.
  3. Драться и обижать других детей, животных, пожилых людей, инвалидов и т. д. Этот запрет требует детального разъяснения — почему нельзя? Впрочем, как и все другие запреты. Психологи рекомендуют завести домашнего питомца, которого ребенок будет оберегать, за которым ему придется ухаживать.
  4. Залезать на подоконник, играть на проезжей части, пытаться что-либо запихнуть в розетку, приближаться к огню, брать из аптечки таблетки и т. д. Родители должны проводить с ребенком в игровой форме небольшие уроки по ОБЖ, показывать ему соответствующие фильмы и в обязательном порядке разъяснять к каким последствиям могут привести те или иные действия. Полезные советы как научить детей основам безопасности, вы найдете в ряде статей на нашем сайте в разделе Безопасность. Там вы найдете, например, какие нужно соблюдать
  5. Брать чужие вещи без спроса. Родители должны объяснить ребенку, что нельзя в супермаркете брать все подряд, нельзя в песочнице присваивать чужие игрушки, в детском саду одевать чужую, понравившуюся одежду и т. д. Ни в коем случае не надо ругать малыша, ему нужно спокойно и детально разъяснить – почему это плохо.
  6. Быть невежливым. Нужно с детства научить ребенка говорить: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д.
  7. Кричать, требовать и закатывать , если ему отказали в просьбе что-либо купить или дать. Объясните ребенку, почему криком и слезами он ничего не изменит. Каждый отказ – подробно аргументируйте.
  8. Бросать фантики, бумажки на улице, сбрасывать с балкона любые вещи и игрушки. Сбрасывая вещи с высоты, можно нанести вред здоровью других людей. Покажите ребенку улицу весной, когда из-под снега начинает оттаивать мусор, наверняка эта неприглядная картина убедит малыша, что фантики нужно выбрасывать в урну.

Дети – это маленькие исследователи. Им все интересно. Например, что будет, если штаны надеть на голову, или разобрать новую игрушку? Неудивительно, если на ваш запрет ребенок начнет выражать свой протест довольно бурно. Подумайте, может ничего страшного и не случиться, если он попытается натянуть штаны не на то место или разберет новый самосвал. Таким образом, он познает мир. Конечно, если вашего ребенка заинтересует — что будет, если засунуть голову в духовку? тут уж без запрета не обойтись.

Итак, вы объяснили ребенку, почему нельзя этого делать. Кстати, по вашему мнению, очень доходчиво. Однако через пару часов вы снова застаете свое чадо за тем же занятием? Ребенок вредничает? Наберитесь терпения и повторите все еще раз. Маленькие дети не способны воспринимать запреты с первого раза. Кроме того, они еще не умеют переносить определенную ситуацию на аналогичную. То есть, если малыш решил куда-либо «засунуть» голову, то через некоторое время он начнет искать новый объект для этого. Отвлеките чем-нибудь ребенка, и он переключит свое внимание на новое занятие.

Помните, до трех лет слово «нельзя» нужно произносить только в случае, если то или иное действие ребенка угрожает его безопасности или безопасности других людей. После трех лет малыши начинают понимать больше, они уже видят разницу между альбомом для рисования и обоями в гостиной комнате. Вам станет легче объяснить ребенку – почему на улице можно играть с водой, а дома это мероприятие желательно проводить в ванной комнате. С трехлетнего возраста уже можно конкретизировать свои запреты. Запрещая ребенку то или иное действие, не забывайте следить за своей интонацией!

Психолог А. Пащенко:

Все запреты для малыша должны быть сформулированы предельно кратко. Все существующие в жизни ребенка «нельзя» — это, прежде всего, то, что может РЕАЛЬНО нанести ребенку физический или психический вред, особенно, когда он мал. Чем младше ребенок, тем больше запретов, по мере взросления и обретения самостоятельности какие-то запреты снимаются, но, при этом, добавляются новые. Слова «нет» и «нельзя», произносимые слишком часто, теряют свой смысл. Ребенок просто перестает слышать. Поэтому необходимо разнообразить их другими «запретительными» словами. Это будут некие «стоп-сигналы». Произносить их нужно относительно спокойным голосом, но с выразительной мимикой или жестикуляцией. Все в вашем облике должно показывать: «Я говорю всерьез». Например: “Опасно!”, “Край!”, “Осторожно!”, “Горячо!”, “Острый!”, “Ай! Машина! Осторожно!”, “Высоко!” и т.п. Спокойствие в голосе необходимо для того, чтобы не испугать ребенка, когда он уже реально столкнулся с опасностью и от страха не причинил себе больший вред. Не обязательно дополнять эти достаточно краткие «стоп-сигналы» пояснениями, особенно, если малыш столкнулся с чем-то впервые, например: «Край, упадешь», «Острый нож, порежешься». Во-первых, сообщая ребенку то, что произойдет, мы можем, невольно, подтолкнуть его к тому, чтобы «исследовать» это. «Как это, «порежешься», — думает ребенок — «Дай-ка я попробую». Во-вторых, постоянно «предсказывая» ребенку негативные последствия его действий («Не лезь, упадешь», «Не трогай, обожжешься» и т.п.), мы приучаем его избегать неудач, лишаем его уверенности в своих силах. Согласитесь, одно дело научить ребенка преодолевать трудности, пусть даже сталкиваясь с негативными, но безопасными последствиями, и совсем другое — научить избегать неудач.

Психолог П. Гавердовская:

Иногда кажется, что ребенок просто «выходит на тропу войны», намеренно повторяя по 20 раз то, что он знает, делать нельзя. Будьте внимательны к себе: вы ошибаетесь, если думаете, что малыш пытается разозлить вас. Нет, он просто проверяет, насколько вы серьезны и уверены в принятом решении.

Он обжигался 6 раз, прежде чем поверил, что обогреватель и, правда, лучше не трогать. Ему понадобилось 2 месяца, и 5 шишек, чтобы запомнить, как слезают с дивана: не головой, а ногами вниз. Посудите сами: сколько раз вы должны повторить, что запрещается прикасаться к розеткам и электрическим проводам, чтобы он, наконец, запомнил это?

Запрещать — занятие не из приятных. Каждый родитель чувствует, что после третьего раза пресловутое слово «нельзя» уже не удается произнести без отвращения. И никому не хочется превращать это занятие в ежедневную забаву. Как добиться, чтобы запретов было мало, но они были бы эффективными? Вот несколько правил, которые помогут заставить работать слово «нельзя».

Детский психолог Л. Шарова:

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя». Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать. Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение. Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.

Слово НЕЛЬЗЯ нужно использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку, нельзя трогать горячее, нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать. И так далее, я думаю что суть понятна.

Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее. Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

Что нельзя запрещать ребенку: 5 вредных «нельзя»

Мы, конечно, не в Японии, но все же и у нас есть вещи, которые ребенку нельзя запрещать.

  1. Пытаться самостоятельно есть. Безусловно, проще и быстрее накормить ребенка самому, но…. Не лишайте ребенка возможности делать первые шаги к самостоятельной жизни. Помните, что футболку, платье выстирать не так уж и сложно. А вот самостоятельно донести полную ложку до рта – проблема более серьезная. Во время этого процесса малыш приучается к ответственности и максимальной усидчивости.
  2. Оказывать помощь маме во время уборки. Конечно же, уборка продлится намного дольше, но… Ребенок почувствует себя взрослым и нужным. Ничего если он разобьет тарелку или чашку, неся их в мойку, зато он вырастит вашим помощником – опорой.
  3. Отказывать ребенку в самовыражении. Малыш любит рисовать – замечательно. Но он любит рисовать на стене в гостиной? Ничего страшного, прикрепите на стену большой лист ватмана и дайте возможность маленькому художнику создать свой «черный квадрат». Ваше чадо обожает «помогать» вам стряпать? Купите малышу пластилин – может из него выйдет новый Эрнст Неизвестный. Помните, именно в детстве открываются все наши таланты.
  4. Бурно выражать свои эмоции. Малыши любят бегать, визжать, кричать, веселиться. Не запрещайте ребенку выражать бурно свои эмоции. Когда еще это можно будет сделать, если не в детстве. Конечно, в присутственных местах малыш не должен прыгать на шею постороннему мужчине и просить того побыть его лошадкой. Но дома позволяйте ребенку расслабляться.
  5. Иметь свое собственное мнение. Если ребенок не хочет надевать именно эту футболку, которая вам кажется самой подходящей, не заставляйте его это делать. Прислушайтесь к его мнению. Это повысит его самооценку, и он почувствует себя абсолютно взрослым. Ребенка не устраивает, как вы хотите расставить игрушки в его комнате, дайте ему возможность расставить их по своему усмотрению. Помните, ваш ребенок – личность и он вправе иметь свою точку зрения на все происходящие события.

Уважаемые родители, любите своего ребенка, чаще хвалите, обнимайте и целуйте малыша. Дети очень ранимы и зависимы от вас. Помните, накричать и обидеть ребенка в этой жизни найдется кому. Ваша задача дать ему как можно больше любви и внимания. Только тогда он вырастет сильным, уверенным, любящим, добрым человеком. А вы для него на всю жизнь останетесь самыми замечательными родителями.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди