21.02.2019

Что общего между процессами обучения и воспитания. Обучение и воспитание в развитии человека. История и образование: античная эпоха


На первом приеме в женской консультации врач должен убедиться, что присутствует именно маточная беременность. В таком случае, происходит имплантация плодного яйца в слизистую полости матки, а не за ее пределами.

Что такое маточная беременность?

После того, как в фаллопиевой трубе произойдет оплодотворение яйцеклетки, она движется дальше к матке, при этом происходит активное деление и рост клеток. Таким образом, маточная беременность – это нормальное зачатие с успешным креплением яйцеклетки к стенке матки и последующим развитием внутри утробы на протяжении 9-ти месяцев.

Имплантационный период длится около 14 дней. В это время слизистая матки под влиянием гормонов становится более рыхлой, что создает благоприятные условия для внедрения плодного яйца. По мере крепления к яйцеклетке прорастают кровеносные сосуды, чтобы обеспечить плод питанием и кислородом. Затем начинается деление клеток, образуется хорион, будущая плацента и зародыш с оболочкой, заполненной жидкостью. Примерно через 2 недели после зачатия начинается гормональная перестройка всего женского организма с целью успешного вынашивания внутриутробного развития.

Диагностика маточного оплодотворения

Очень важным показателем зачатия малого срока является диагностика места крепления плодного яйца, чтобы исключить эктопическое оплодотворение. Прежде всего, уже на 5-6 неделе, при пальпации определяется увеличение маточной полости в переднезаднем направлении в случае нормального формирования эмбриона. Также к 10-ти неделям врач замечает некоторое выпячивание характерное для нормальной имплантации.

Часто в заключении УЗИ можно увидеть диагноз прогрессирующая маточная беременность – это значит, что эмбрион прикрепился в соответствии с нормальными параметрами в матке и продолжает свое развитие. Дополнительно для подтверждения диагноза выслушивается сердечный ритм плода, оцениваются размеры плодного яйца в соответствии со сроком.

На ранних этапах с целью исключения внематочной патологии и для подтверждения нормального зачатия, используют вагинальный метод ультразвукового исследования, с введением датчика во влагалище. При этом плановое первое УЗИ применяется только на 11-13 неделе гестации.
Основным признаком маточного зачатия является отсутствие менструального цикла, так как яйцеклетка уже оплодотворилась, и повышение ХГЧ в анализах крови женщины. Самостоятельно можно заподозрить успешное оплодотворение по следующей симптоматике:

  • утренняя тошнота, рвота (ранний токсикоз);
  • набухание молочных желез в связи с подготовкой к лактации;
  • потемнение около сосковых ареол;
  • сонливость;
  • наблюдается частая смена настроения;
  • смена вкусовых предпочтений.

Не смотря на наличие яркой симптоматики, врач должен убедиться в том, что яйцеклетка имплантировалась именно в матку. Потому что формирование и развитие внематочной беременности может привести к разрыву внутреннего органа в котором произошло внедрение зиготы, в дальнейшем ситуация приводит к сепсису и в случае отсутствия экстренной медицинской помощи диагностируется летальный исход.

Отличительные черты нормальной беременности от внематочной

В репродуктивной системе женщины единственным местом для нормального развития и вынашивания плода является маточная полость, другие органы не приспособлены для этой цели. В случае, если произошла аномальная имплантация плодного яйца, то диагностируют внематочное формирование, которое может быть локализовано:
  • в фаллопиевой трубе диагностируется трубное эктопическое зачатие, когда оплодотворенная яйцеклетка в силу патологических причин не способна опуститься в матку.
  • в яичнике имплантация происходит из-за того, что яйцеклетка не освобождается от фолликула. Такая патология встречается достаточно редко в медицинской практике.
  • в брюшной стенке крепление наблюдается, как первичное, так и вторичное, после трубного оплодотворения.
  • в шейке матки эктопическое зачатие наблюдается в связи с нарушением функциональности эндометрия матки.
В начале формирования аномального оплодотворения симптоматика идентична с обычным гестационным периодом, при этом уровень ХГЧ может быть значительно ниже, что вызывает подозрение у врачей и становится причиной дальнейшего диагностирования.

Любой вид локализации патологического зачатия характеризуется практически одинаковыми симптомами. По мере роста плода и растяжения внутренних органов начинается кровотечение, болевой синдром и последующий разрыв. Поэтому важным диагностическим аспектом является определение места оплодотворения.

Нарушенная маточная беременность

Нарушенная маточная гестация согласно мкб-10 фиксируется, если течение вынашивания закончилось выкидышем или плод перестал развиваться, в связи с чем, назначается медицинское выскабливание.

Для выяснения причины замирания плода назначается гистология – информативный способ исследования тканей с целью определения патологии, которая вызвала нарушенное зачатие. При этом гистологическое обследование не дает точное определение факторов замершей беременности.

Гистологи на основе присланного материала (патологических тканей после выскабливания) делают, прежде всего, микроописание того, что присутствовало в тканях и делают заключение. В итогах может быть указана нарушенная маточная беременность с обнаружением ворсин хориона, с наличием крови, слизи или остатков плодного яйца.

В дальнейшем на основе гистологического исследования врач назначает дополнительные анализы, которые уже более точно определят причину замирания эмбриона или выкидыша. В основном причиной невынашивания становятся инфекционные заболевания с половым путем передачи, торч-инфеции, гормональная недостаточность или другие хронические заболевания, присутствующие у женщины.

Содержание:

Особую опасность для жизни и здоровья женщины представляет внематочная беременность. Ее не всегда можно вовремя обнаружить из-за отсутствия симптомов на ранней стадии. Это приводит к тяжелым последствиям и даже смертельному исходу в результате сильной кровопотери. Поэтому не стоит определять диагноз самостоятельно. При малейшем подозрении на патологию нужно сразу же обратиться к врачу-гинекологу.

Что такое внематочная беременность

Суть внематочной беременности заключается в попадании оплодотворенной яйцеклетки не в матку, как это должно быть, а в другой орган. Естественно такая беременность никакого дальнейшего развития не получит, поэтому ее нужно прекратить как можно скорее. Чем раньше будут приняты меры, тем меньше вероятность негативных последствий.

Основные виды внематочной беременности:

  • Яичниковая. В этом случае яйцеклетка закрепилась в яичнике.
  • Трубная. Местом для закрепления выбрана фаллопиева труба.
  • Брюшная. Оплодотворенное яйцо прикрепляется к брюшной полости.
  • Иногда яйцеклетка попадает в рудиментарный маточный рог.

В редких случаях наступают признаки гетероскопической беременности. В данной ситуации происходит овуляция сразу двух яйцеклеток, способных к оплодотворению, одна из которых может закрепиться в неположенном месте. Возникает одновременно состояние внематочной и маточной беременности.

Важным фактором является как можно раннее определение патологии. В противном случае все может закончиться бесплодием или даже летальным исходом. Чаще всего происходит замирание эмбриона, иногда он развивается далее. Во всех случаях необходимо его скорейшее удаление. В начале срока возможно применение медикаментозных средств, но, если патология прогрессирует, помочь сможет только хирургическое вмешательство.

Причины возникновения

Часто в трубах и брюшной полости образуются спайки. Именно они чаще всего вызывают внематочную беременность. Образование спаек происходит в результате хронического воспаления маточных труб и других органов, расположенных рядом. Воспалительный процесс появляется при сниженном местном иммунитете, регулярных переохлаждениях, несоблюдении гигиены и других отрицательных факторах. Причиной хронического воспаления часто служат половые инфекции, не до конца вылеченные и перешедшие в хроническое состояние.

Другими факторами являются лапароскопия, полостные операции и прочие оперативные вмешательства. Толчком к патологии часто служит воспаленный мочевой пузырь или уретра, эндометриоз и прочие болезни.

Одной из причин выступает физиология. Из-за особенностей строения, трубы могут быть извилистыми, длинными или, наоборот, недоразвитыми и короткими. Они создают препятствие и не пропускают оплодотворенную клетку, вынуждая ее закрепляться в трубе, а не в маточной полости. Прохождению может препятствовать киста яичников, опухоли, поражающие органы малого таза.

Появление внематочной беременности часто связано с эндокринными нарушениями. В результате изменения гормонального фона, просвет трубы сужается, изменяя ее перистальтику. Поэтому прием серьезных гормональных препаратов происходит только под наблюдением врача.

Точные причины патологии можно выявить только после проведения комплексной диагностики. Сюда входит врачебный осмотр, лабораторные исследования, лапароскопия, определение проходимости труб. Вовремя принятые меры позволят в дальнейшем избежать повторения внематочной беременности и сохранить здоровье.

Факторы риска

Главным фактором риска считается воспаление органов, расположенных в малом тазе. Наиболее неприятные последствия возникают в результате появления хламидиоза. Кроме того, риск увеличивается при повторной внематочной беременности.

Дополнительные факторы риска:

  • Проведение операций на маточных трубах при наличии воспаления. Главная цель – восстановление проходимости.
  • Установленная внутриматочная спираль. Обеспечивает защиту только в маточной полости, но не в трубе.
  • Использование гормональных контрацептивных средств, состоящих преимущественно из прогестагенов.
  • Стимулирующие мероприятия в отношении овуляции, когда лечится бесплодие.

Неприятные последствия могут возникнуть из-за врожденных дефектов маточных труб, миомы матки, доброкачественных опухолей. Курящие женщины подвержены внематочной беременности в два раза чаще, чем те, кто не курит. Однако у половины женщин патология может наступить и без перечисленных факторов.

Признаки внематочной беременности на раннем сроке

Ранняя стадия внематочной беременности не отмечается особенными признаками. Можно заметить только набухание груди и задержку менструации. Тем не менее посещение гинеколога становится обязательным, если заметны следующие проявления:

  • Слабые выделения с кровью, не являющиеся месячными. В любом случае это аномалия, даже если сама патология отсутствует. Не стоит самостоятельно делать тесты, нужно обязательно посетить врача.
  • Острые боли в нижней части живота могут сигнализировать о выкидыше, разрыве трубы и других заболеваниях, в том числе внематочной беременности. Поэтому обследование нужно пройти как можно скорее.

В редких случаях на ранней стадии может повыситься температура, резко упасть артериальное давление и уровень гемоглобина. Все это сопровождается сильным токсикозом, головокружением и тошнотой, общим недомоганием.

Симптомы

Специфических и явно выраженных симптомов внематочной беременности не существует. Часто имеющиеся признаки совпадают с нормальной беременностью.

Болезненные ощущения могут появиться только с одной стороны живота, в месте нахождения пораженной маточной трубы. Если плод располагается в брюшной полости, болеть начинает середина живота. Часто боль вызывается ходьбой, поворотами туловища и другими изменениями положения тела. Проявление боли зависит от расположения плода и сроков беременности.

Характерным симптомом считается наличие кровянистых выделений на раннем сроке. При шеечной беременности возникают обильные и продолжительные влагалищные кровотечения. Это связано с закреплением плодного яйца в зоне с большим количеством кровеносных сосудов. Большая кровопотеря угрожает жизни и здоровью женщины.

Чаще приходится сталкиваться с трубной внематочной беременностью. Она может сопровождаться кровотечением, указывающим на поврежденные стенки трубы. Иногда происходит трубный аборт, во время которого наступает самопроизвольное открепление плодного яйца. Во время этого процесса из влагалища появляются обильные кровянистые выделения. Кроме болевых ощущений может произойти задержка месячных, или они выделяются в скудном количестве.

Показывает ли тест внематочную беременность

Точность тестов на беременность в среднем составляет 90%. Возможный сбой могут вызвать гормональные препараты, поэтому нужно неукоснительно соблюдать инструкцию. В случае слабо выраженной второй полоски рекомендуется посетить врача и проверить уровень ХГЧ с помощью анализа крови. Полученные результаты помогут отличить обычную беременность от внематочной.

Проведение повторного теста выполняется через неделю. Если полоска стала четкой, значит беременность нормальная. Когда она остается слабой, можно с уверенностью говорить о внематочной беременности. Нет надобности в повторном тестировании, поскольку сложившаяся ситуация становится опасной для здоровья. Нужно не раздумывая, срочно обратиться к врачу-гинекологу.

Более чувствительные струйные тесты, определяющие наличие гормона еще перед задержкой. Они показывают более четкую линию, которая все равно отличается от контрольной. Результаты электронных тестов определяются не визуально, а отображаются на встроенном дисплее. Даже слабая реакция ХГЧ выявляется в виде положительного результата. Рекомендуется проводить контрольную сверку с помощью обычных полосок.

Как определить внематочную беременность на ранних сроках

На раннем сроке внематочная беременность показывает симптомы, похожие на обычное течение беременности. Точно так же набухают молочные железы, задерживается менструация, налицо признаки токсикоза.

Тем не менее, существуют и характерные признаки, проявляющиеся в виде головокружения и обмороков, пониженного давления, тянущих болей в нижней части живота. В области прямой кишки и промежности ощущается тяжесть, из влагалища выделяется жидкость с примесями крови. Хотя эти признаки и не указывают прямо на наличие патологии, однако в подобной ситуации обязательно нужен визит к врачу-гинекологу и дальнейшее обследование.

Проводимые тесты дают положительные результаты. Кроме того, необходимо контролировать уровень хорионического гормона, содержащегося в крови. Он вырабатывается плацентой и не дает яичникам вырабатывать новую яйцеклетку.

Диагностика

Внематочная беременность может диагностироваться на ранних сроках. Положительные результаты тестов точно указывают на наличие или отсутствие любой беременности. При характерных симптомах, указывающих на патологию, проводится УЗИ малого таза с помощью специального трансвагинального датчика. Если плодное яйцо отсутствует в маточной полости, проводится повторное исследование.

В случае сомнений, женщина может быть госпитализирована. В стационарных условиях проводится диагностическая лапароскопия. Во время этой операции проводится диагностический осмотр необходимых органов. В случае подтверждения диагноза, лапароскопия используется в лечебных целях. Возможно удаление маточной трубы или проведение пластической операции, во время которой удаляется только плодное яйцо, а сама труба остается целой, с сохранением репродуктивной функции.

Лечение внематочной беременности

Лечение в зависимости от состояния организма и стадии заболевания, проводится разными способами.

Для проведения лапароскопии требуется общий наркоз. При операции в животе делаются проколы, диаметром 0,5 — 1 см, через которые в брюшную полость закачивается углекислый газ. Через эти же отверстия происходит ввод лапароскопических трубок и лапароскопа. Данный прибор оборудован микрокамерой, воспроизводящей на мониторе полную картину о состоянии исследуемых органов.

В процессе туботомии рассекается маточная труба, из которой удаляется плодное яйцо. Данная операция касается женщин, планирующих дальнейшую беременность. Эффективность и возможность данного способа зависит от состояния трубы. При наличии структурных изменений, труба отсекается и удаляется вместе с плодным яйцом. Такая операция называется тубоэктомией.

Значительная кровопотеря, тяжелые случаи, опасные для жизни, требуют проведения лапаротомии. Под общим наркозом рассекается брюшная стенка. Через полученное отверстие происходит выведение наружу матки вместе с трубой и яичником. Концы трубы фиксируются зажимами, далее выполняется отсечение и перевязка этих мест с последующим удалением трубы. В конце происходит прошивка наиболее широкого участка матки, прилегающего к трубе.

При диагнозе внематочная беременность возможно медикаментозное лечение. Основным препаратом является Метотрексат. Он уничтожает растущие клетки плаценты и приводит к выкидышу. Эта терапия эффективна при размерах плодного яйца до 3,5 см. Иногда препарат может не подействовать, тогда необходима хирургическая операция. Метотрексат противопоказан больным сахарным диабетом, при заболеваниях крови, печени и почек.

Последствия и осложнения

При диагностике внематочной беременности, фактор времени имеет решающее значение. При малейшем промедлении могут наступить тяжелые последствия:

  • Если срок патологии составляет 6 — 8 недель, стенки трубы могут разорваться. Данное состояние сопровождается обильным кровотечением в брюшную полость, болевым или геморрагическим шоком.
  • При трубном аборте эмбрион иногда самостоятельно отслаивается и оказывается в полости матки или брюшины.
  • Обильная кровопотеря и кислородное голодание нарушают работу отдельных внутренних органов.
  • Вероятна повторная внематочная беременность.
  • Удаление трубы приводит к бесплодию.
  • В особо тяжелых случаях велика вероятность летального исхода.

Чтобы предупредить тяжелые последствия нужно внимательно следить за организмом и обращать внимание даже на незначительные отклонения. Своевременные меры, принятые на ранней стадии, обязательно дадут положительный результат.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что обучение и воспитание лежат в основе развития человека. Согласно С.Л. Рубинштейну, «развитие не только обусловливает обучение и воспитание , но и само обусловлено ими» . «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» [Там же]. «Всякое обучение, – писал Л.С. Выготский , – является источником развития» .

Но что значит «человек развивается»? Что развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию? Ответы на все эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн , «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения (А.К. – а также развития и воспитания) имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики .

Линии развития человека.

Будучи представителем особого вида живых существ, человек характеризуется особой конституцией, особой структурой организма и обладает особыми функциональными возможностями. С этой, можно сказать, биологической точки зрения человек выступает как особый индивид. Соответственно можно говорить о развитии человека как индивида. Развитие индивида включает в себя развитие организма, которое в большей степени биологически обусловлено и потому может соотноситься с понятием «созревание ». Однако в развитии организма и соответственно человека как индивида есть и социально обусловленные особенности, которые соотносятся с понятием физического развития человека. Для развития этих особенностей необходимы специальные физические упражнения и специальные занятия, организуемые и инициируемые членами общества, в котором происходит развитие человека. Физическое развитие человека выражается, в частности, в развитие силы, выносливости, гибкости; в достижение скорости, точности и координации движений; в укрепление здоровья и иммунитета к заболеваниям и т.д.

Второе, что отличает человека от других живых существ, это – особенности его психики, которые, как показал Л.С. Выготский , в значительной степени являются социально обусловленными. Высший уровень развития психики – Сознание , а также вербальная форма мышления возникают у человека исключительно в процессе и благодаря его взаимодействию с другими людьми. Будучи носителем психики, человек выступает как субъект . Соответственно, можно говорить о развитии человека как субъекта. Развитие субъекта – это особая линия в развитии человека, которая соотносится с понятием психического развития.

И, наконец, наиболее значимой отличительной особенностью челове‑ ка, составляющей его сущность, является наличие у него особого свойства (качества), обозначаемого понятием «личность». По определению А.В. Петровского, «личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» . Аналогичное определение личности дается в одной из работ Л.И. Анцыферовой, согласно которому «личность – это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» . Вместе с тем, более распространенным является понимание личности не как особого социального качества человека или формы существования социальных отношений, а как самого человека, обладающего особым социальным качеством и демонстрирующего различные формы социальных отношений. Учитывая данное обстоятельство, можно говорить о развитии человека как личности. Данная линия в развитии человека соотносится с понятием социального развития.

Таким образом, говоря о развитии человека, следует рассматривать особенности его развития как индивида, субъекта и личности. Соответственно, следует учитывать наличие в развитии человека линий физического, психического и социального развития.

Не подлежит сомнению, что развитие человека по всем трем линиям детерминируется социальными условиями, организуется и осуществляется обществом. Человек с рождения начинает развиваться в обществе и во взаимодействии с другими людьми. И вот здесь возникает ряд вопросов. Какое взаимодействие между развивающимся человеком и людьми, занимающимися его развитием, представляет собой то, что мы называем обучением? Чем воспитание отличается от обучения? Что у человека развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию?

Обучение и развитие человека.

Очевидно, что в обучении есть тот, кто обучает и тот, кого обучают. Но в обучении есть и то, чему обучают, т.е. содержание обучения. При этом предполагается, что в результате обучения человек усвоит то, чему его обучают, и это будет особым новообразованием в его развитии. Как указывал С.Л. Рубинштейн , «обучают тому, чем еще не овладел обучающийся ребенок» .

Чему же могут обучать человека, и что человек может усвоить в результате обучения?

Наверное, можно согласиться с тем, что при взаимодействии человека с окружающей его природной и социальной средой он получает знания об особенностях своего окружения и приобретает умения и навыки адекватного поведения в этом окружении. При этом он может получать эти знания и приобретать соответствующие умения и навыки самостоятельно путем проб и ошибок, проявляя определенные формы познавательной и двигательной активности. Но ребенок, будучи изначально включенным в систему социальных отношений, начинает получать необходимые знания и у него начинают вырабатываться необходимые умения и навыки под руководством взрослых и, что немаловажно, в особых условиях – условиях учебной деятельности.

Воздействие других людей на человека с целью усвоения им определенных знаний, умений и навыков – это и есть то, что называется обучением. Обучение есть деятельность других людей (педагогическая деятельность), направленная на передачу человеку необходимых знаний, умений и навыков или, выражаясь современным языком, на выработку у человека необходимых компетенций. Собственная деятельность человека, направленная на получение знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций, представляет собой то, что называется учебной деятельностью или просто учением. Таким образом, есть обучение человека, где человек выступает как объект педагогической деятельности, субъектом которой является педагог (учитель), и есть учение человека, где сам человек является субъектом своей учебной деятельности.

Следует отметить, что не всякое обучение может достигать своей цели. Во-первых, для эффективного обучения у педагога должна быть надлежащая мотивация педагогической деятельности и надлежащий уровень педагогического мастерства. Во-вторых, эффективность обучения зависит и от наличия соответствующей мотивации учения у обучаемого. Кроме того, обучаемый должен обладать уровнем умственного (психического) разви‑ тия, а также уровнями физического и социального развития, достаточными для усвоения того, чему его обучают. Как отмечал Л.С. Выготский , «что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать» . Однако в обучении необходимо ориентироваться не на то, что человек уже усвоил, а на то, что он может усвоить, т.е. на зону его ближайшего развития. «Учение о зоне ближайшего развития, – писал Л.С. Выготский , – позволяет выдвинуть … формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» .

Специфика обучения состоит в передаче человеку знаний, умений и навыков (или соответствующих компетенций) в тех или иных предметных и интеллектуальных видах деятельности. Но выполнению какой бы деятельности человек ни обучался, он непременно будет вступать в определенные межличностные отношения и с теми, кто его обучает, и с теми, кто так или иначе принимает участие либо в организации его обучения, либо в осуществлении им какой-либо деятельности. Будучи субъектом социальных отношений, человек выступает в качестве личности.

Как вести себя по отношению к другим людям в той или иной ситуации социального взаимодействия не дается человеку от рождения. Этому он должен научиться, и этому его можно обучить. Очевидно, что передача человеку знаний, умений и навыков в сфере социальных межличностных отношений тоже есть обучение. Но это особое обучение, благодаря которому достигается усвоение человеком моральных норм и правил поведения в обществе, и обычно оно называется воспитанием.

Воспитание и развитие человека.

Говоря об обучении, мы ставим вопрос о том, чему человек обучается и чему он может научиться. Но если говорится о воспитании, то вопрос ставится иначе – какие личностные качества у человека вырабатываются и кем (в смысле какой личностью) человек может стать. воспитание обеспечивает социальное развитие человека и развитие его как личности.

Исходя из приведенных выше определений понятия «личность», для того, чтобы ребенок стал личностью, необходимо наличие его взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия ребенка с людьми в психике ребенка возникают образы этих людей, образы доступных для наблюдения социальных отношений между ними и образы действий, ожидаемых от него взрослыми . Отражение в психике ребенка социальных отношений, демонстрируемых взрослыми, является начальной стадией становления ребенка личностью. Но чтобы ребенок стал личностью, необходимо, чтобы эти социальные отношения были представлены в поведении самого ребенка, чтобы он сам мог их демонстрировать в отношениях с другими людьми. А это возможно при соблюдении двух условий:

  • во-первых, когда в психики ребенка благодаря процессам мышления из целостных образов восприятия взаимоотношений между конкретными взрослыми начинается выделение образов социальных отношений безотносительно к их конкретным носителям;
  • во-вторых, когда в психике ребенка образ социального отношения начинает связываться, с одной стороны, с образом ребенка и, с другой стороны, с образом человека, с которым ребенок вступает в социальные отношения.

В этом случае ребенок начинает пытаться во взаимодействии с другим человеком демонстрировать ту форму социального отношения, которую он имел возможность наблюдать среди людей своего социального окружения. Однако, очевидно, что, будучи ребенком, он не в состоянии в точности воспроизвести взрослую форму отношения. Поэтому у него получится воспроизведение своего индивидуального детского отношения, которое, тем не менее, будет соотноситься с отношением взрослым. Это и будет та самая «индивидуальная форма существования социальных отношений», которая, согласно определению Л.И. Анцыферовой, характеризует человека как личность. По мере взросления ребенка, развития его физических и интеллектуальных способностей индивидуальные формы реализации социальных отношений ребенка будут становиться все более совершенными. Соответственно, более высоким будет становиться и уровень развития личности ребенка.

Усвоение ребенком социальных отношений и выработка у него социальных форм поведения в процессе воспитания происходит также благодаря механизмам непосредственной трансляции в психику ребенка ожидаемых от него социально приемлемых действий и поступков. Когда взрослый выстраивает свои отношения с ребенком, он дает понять ребенку, чтó от него требуется, какие действия и какое поведение ребенок должен продемонстрировать. Взрослый ожидает от ребенка и фактически навязывает ему те формы социальных отношений, которые он считает необходимыми и приемлемыми в той или иной ситуации социального взаимодействия.

Большое значение в воспитании и выработке у человека необходимых социальных компетенций и соответствующих свойств личности, имеет социальный статус человека – то место или положение, которое он как личность занимает в структуре общества. В зависимости, например, от того, является ли ребенок мальчиком или девочкой, наследником престола или выходцем из простой семьи, у него будут формироваться разные свойства личности, и ему будут предлагаться для усвоения разные системы социальных отношений. Избирательность и регламентация социальных отношений выражается в системе ожидаемых от личности форм поведения, соответствующих ее социальному статусу. Эти ожидания распространяются не только на внешние формы поведения, но и на внутренние позиции личности – установки, ценностные ориентации, мотивы поведения и деятельности.

Таким образом, воспитание , определяющее особенности социального развития человека и развития его как личности, способствует усвоению человеком моральных норм и правил поведения, существующих в обществе, развитию его мотивационной сферы, системы жизненных ценностей и определенного мировоззрения.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. – №2. – С.8-18.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
  3. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С.208-210.
  4. Корниенко А.Ф. Сущность и соотношение понятий «личность» и «Сознание » // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013г. /Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2т. Т.1. – М.: РГГУ, 2013. – С.110-117.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720с.

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие "воспитание", которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание - понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание - такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном - это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, - все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

Как деятельность (К.Д. Ушинский) - целенаправленная, разнообразна;

Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;


Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение - процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение - это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой "педагогической матрешки", идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории "воспитание", "образование", "обучение" соотносятся по принципу "матрешки": маленькая матрешка - это обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

- "воспитание", в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

- "образование" - относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

- "обучение" является ядром образования, главным путем ее приобретения.

Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, коммунистического воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства и принцип научности.

Педагогика: образование, воспитание, обучение.
Образование и Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивается вместе с обществом.
Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование- целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.
Образование – это формирование определенного образа (идеальная форма отражения объективной действительности) человека, его личности. Для того чтобы понять, что такое образование надо исследовать категориальное значение этого понятия. Надо выявить содержание, смысл, назначение понятия через соотнесение его с релевантными понятиями (например, социализация). Человек – общественное существо, но практика доказывает, что сразу он не становится общественным существом. Каждый проходит социализацию. Это процесс вхождения в общество, который может продолжаться всю жизнь, процесс освоения индивидом норм и ролей, принятых в данном обществе посредством собственной и чужой активности. Данный процесс протекает как стихийно, так и сознательно, целенаправленно. образование – это необходимая составляющая социализации, так как без этого института вообще нет эффективной социализации. Образование применительно к каждому отдельному человеку это сознательно направляемый процесс освоения ценностей культуры, передачи опыта, овладения и преобразования действительности. Можно сказать, что образование – это творение образа человека в индивиде, который необходим конкретному обществу, формирование его личности, неких общественно значимых и индивидуальных качеств. Понятно, что образование предполагает наличие некой цели, в соответствии с которой выстраивается весь соответствующий процесс. Процесс образования готовит человека к жизни в данном обществе и избавляет его от необходимости заново пройти все этапы общественного развития. Подводя итог вышесказанному, под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умения и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Функции образования: передача опыта; закрепляет опыт людей; тиражирует опыт; адаптирует человека к конкретной обстановке.
Образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание, обучение человек осваивает конкретные нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Они создают вполне конкретного индивида для определенной социальной среды, для определенных социальных отношений, с конкретными свойствами поведения, опыта, знания, мировоззрения и т.д. воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, их необходимо различать.
Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Но воспитание – не просто рекомендации. Всякое воспитание это динамическое вмешательство, то есть, воспитывая, мы изменяем бытие человека. Но интересно, что не во всех культурах так интерпретируется воспитание. Буддисты, например, воспитанием не взращивают и не переделывают человека, а только выявляется природа человека. В любом случае для избежания ошибок нельзя представлять, что воспитуемый это пассивное существо, глина, из которой можно вылепить все, что угодно. Всякая воспитательная деятельность – это двусторонний процесс, в котором задействованы воспитатель (субъект) и воспитуемый (тоже субъект, а не объект, как можно было подумать).
Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< – это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, оно консервирует опыт, оно тиражирует, распределяет, кому сколько дать знаний, адаптирует человека к конкретной обстановке. И в каждом уважающим себя обществе значение и роль образование очень велики и прописаны в официальных государственных документах (ФЗ «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства).
Деятельность по воспитанию и обучению отражается в науке педагогика. Можно сказать, что педагогика – это система знаний о закономерностях и способах образования, воспитания и обучения. Все науки делятся на две группы – науки теоретические и науки практические.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.

Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).

Воспитанием достигается подготовка людей кжизни в социуме, в системе социальных отношений. Вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей. Результатом воспитания является воспитанность индивида и общности.

Образование – организованный, целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Данный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников.

Образование как педагогический процесс обеспечивает некий результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков, подготовки ктому или иному виду практической деятельности, т. е. образованность.

Образовательный процесс осуществляется на основе процесса обучения.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Результат – обученность.

Обучение включает в себя преподавание, осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование. Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. Развитость способствует высоким достижениям в любой сфере человеческой деятельности.

В полноценной педагогической деятельности перечисленные понятия педагогики взаимосвязаны и в своем единстве образуют «педагогический квадрат» (образование-воспитание-обучение-развитие).

Самосовершенствование – процесс инициативной или направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теорегической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Раэличны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому а также фомирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди