11.10.2019

Цикл классных часов по самопознанию. Классный час по самопознанию "добро". Аукцион вопросов темы


Задачи:

  • Научить обучающихся изучать себя, определять свои потенциальные возможности;
  • Развивать свои способности;
  • Формулировать в себе положительные качества.

Основная цель:

  • Познакомить обучающихся с понятием «самопознание»;
  • Развивать культуру общения с собеседниками;
  • Развивать желание высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Ход занятия

Начало занятия

Тема: Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?

Эпиграф: «Я мыслю, следовательно, я существую» Рене Декарт

Аукцион вопросов темы

Каждый ученик готовит ответ «Как я понимаю, что такое самопознание»

Игра «Оптимисты и пессимисты»

Продолжите фразы и выскажите своё мнение:

  • Мне необходимо познавать себя для того, чтобы…
  • Я не хочу познавать себя, потому что…

Продолжаем игру, отвечая на вопросы:

  1. Я живу, чтобы есть или ем, чтобы жить?
  2. Жизнь – это штука трудная или не очень?
  3. Цель жизни – это важно или нет?
  4. Что значит «хороший человек?
  5. Много друзей – это хорошо или плохо?
  6. Хорошо выглядеть и быть хорошим – одно и тоже?
  7. Свобода и ответственность – слова одного корня?
  8. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?
  9. Чтобы я хотел узнать о себе и в себе?
  10. Какие дороги ведут человека к познанию себя?

Информационный блок (вступительное слово учителя)

Ориентация учащихся на участке в уроках курса, объяснение структуры работы по курсу, анализ перспектив участия в изучении курса.

Деловая игра «Пресс-конференция»

Учащиеся делятся на группы и готовят вопросы учителю по учебному курсу.

  • Специальная группа «Журналисты» задаёт членам группы вопросы по теме разговора.
  • Специальная группа «Эксперты» анализирует результаты работы в группе.

Блок самопознания

    Из каких источников вам известны слова «самопознание», «саморазвитие», «самовоспитание» ?
    А. Книг
    Б. Друзей
    В. Родителей
    Г. Учителя
    Д. Радио, телевидение

    Пробовали ли вы заниматься изучением и воспитанием себя?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Иногда, но безуспешно

    Надо ли человеку совершенствовать себя?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Не знаю

    Есть ли в вашей жизни человек, влиянию которого вы подчиняйтесь?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Затрудняюсь ответить

    Кто этот человек?
    А. Мои родные
    Б. Мой педагог
    В. Мой друг (подруга)
    Г. Герой кино, литературного произведения
    Д. нет такого человека

    Можете ли вы назвать людей, ставших известными, благодаря работе над собой.
    А. Да
    Б. Нет

Рефлексия занятия

У учащихся лежат на столах вырезанные из картона градусники. Ребята должны отметить на них температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая:

36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;
38 – страшно, сложно, неинтересно, обременительно;
34 – бесполезно, бесперспективно, безразлично.

Творческое домашнее задание:

Написать сочинение-размышление «Мне обо мне. Взгляд на меня со стороны».

Классный час на тему «Путь к себе (самопознание, самооценка)

Классные часы для старшеклассников

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

Сюнь-цзы

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа : за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

Написать тему, эпиграфы;

Для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Написать на доске:

Как правильно оценить себя?

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

- Критикует один - задумайтесь.

- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

- Критикуют три - переделывайте себя.

4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

План классного часа

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

2. Принципы.

3. Идеалы.

VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

Свои физические возможности, состояние здоровья.

Свои таланты, способности (умственные, творческие).

Свой характер, темперамент, волю.

Свои вкусы, привычки.

Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

Узнать призвание, выбрать профессию.

Избежать ошибок и разочарований.

Правильно вести себя с окружающими.

Не браться за невыполнимые дела.

Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

Ставила себе нереальные цели.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? {Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? {Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? {Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. {Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? [Дети дают ответы.)

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры. Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

Самопознание 3 класс. Классный час на тему: Знаешь ли ты себя.

29.09.2014 4419 0

Цели и задачи:

С помощью различных игр дать ребенку возможность посмотреть на себя глазами одноклассников, повышать самооценку детей;

Учить оценивать свои поступки и поведение окружающих.

Оборудование

У каждого учащегося – изготовленные ими визитки, небольшие листочки –

по 2 для каждого ученика, шкатулка.

Ход классного часа:

Учитель . Сегодня я предлагаю поиграть в серьезные игры, которые помогут вам лучше узнать себя и своих одноклассников. Вы, конечно же, уже рассмотрели визитки друг друга, как интересно они оформлены, и знаете, как их владельцы, предпочитают, чтобы их называли: Анюта, Аришка, Викуля, Никитос, Колян, Жека. Давайте же будем следовать пожеланиям друг друга.

Игра «Знаю ли я себя».

Учитель. У вас на партах лежат листочки, Напишите на них свою фамилию и имя. Теперь сверните листок так, что невозможно было прочитать запись. Давайте сложим их в шкатулку.

Теперь вытащите каждый из шкатулки один листок и прочтите, чье имя и фамилия там записаны. Если это оказалось ваше имя и фамилия, то поменяйте листок. При этом никто не должен знать, что написано в вашем листке. Теперь каждый должен написать свое мнение о том человеке, чьи имя и фамилия ему достались, и обязательно, свернув листок, подписать на нем фамилию того человека.

Давайте соберем листочки в шкатулку.

Теперь напишите на чистом листке, что вы думаете о самих себе.

Сейчас я раздам каждому из вас листочки из шкатулки с вашей фамилией и мнением о вас вашего одноклассника. Теперь у вас по два листка. Сравните сое собственное представление о себе с представлением другого человека.

Игра «Пресс-конференция».

Учитель. Суть игры: выберем трех человек, с которыми вы хотите пообщаться. Они будут отвечать на ваши вопросы – вопросы корреспондентов. Можете спрашивать о чем угодно, с целью узнать как можно больше о личности, которая сидит перед вами. Интервьюируемые будут по очереди сидя за столом, отвечать на ваши вопросы. Для того чтобы вопрос прозвучал красиво, пользуйтесь опорными словами. (На доске: «будьте добры». «пожалуйста», «не кажется ли вам…», «благодарю», «спасибо» и т.д.) Предлагаю примерные вопросы, которые вы можете задать ребятам (на листочках):

ü Ваше любимое блюдо?

ü Умеете ли вы готовить?

ü Делаете ли вы зарядку по уторам?

ü Верите ли вы в справедливость?

ü Хотите ли вы быть президентом страны? Почему?

ü Как вы проводите свободное время?

ü Ваш любимый праздник?

ü Вы любите животных?

ü Если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы сделали?

ü Ваш любимый школьный предмет?

ü Кем бы вы хотели бы стать в будущем?

ü Ваш любимый цветок?

Игра «Лепестки»

Учитель. А теперь веселая игра «Лепестки». Мальчиков я попрошу стать слева от стола, девочек – справа. На столе лежат «лепестки» оранжевого и синего цвета. С обратной стороны розовых «лепестков» написаны шуточные качества, присущие девочкам. С обратной стороны синих «лепестков» - качества присущие мальчикам. Играем так: сначала

девочки по очереди берут по одному «лепестку» синего цвета, читают вслух написанное на нем качество и вручают лепесток, тому мальчику, которому, по их мнению, это качество больше подходит. Затем то же проделывают мальчики с оранжевыми «лепестками». Каждый из играющих сам решает кому отдать этот «лепесток». Пропускать или оставлять лепестки на столе нельзя. Таким образом, каждый участник от одного до нескольких «лепестков».

(Оранжевые «лепестки»: егоза, ангелочек, спящая красавица, задавака, Золушка, старуха Шапокляк, верный друг, воображуля, забияка, скромнейшая, добрейшая, красивейшая, мисс Активность, душа нараспашку, мисс Обояние, умнейшая, тихоня, деловая, самая крутая, храбрейшая.

Синие «лепестки»: сорвиголова, ворчун, философ, умник не по годам, король приколов, профессор, хохотунчик, молчун, умирающий лебедь, покоритель девичьих сердец, липучка, добряк, крутой, непоседа-торопыжка, гадкий утенок, зануда, деловой, верный друг, балаболка, лидер, суперкачок, самый обоятельный и привлекательный, мистер Скромность.)

Рефлексия .

Учитель . Понравился ли вам классный час? Что больше всего вам понравилось? Какие чувства и эмоции возникали у вас во время игры? Как бы вы оценили свое поведение и поведение партнеров по играм.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот день рада
Вас увидеть я!

Классный час начать я хочу скорей!

(минутка вступления)

Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

Правильно, это дружба.

Тема классного часа «Умейте дружбой дорожить!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по Самопознанию «Умейте дружбой дорожить»

Цель: содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями.

Задачи:

1. Дать представление о понятии «дружба», правилах поведения с друзьями.

2. Развитие внимания, памяти, сообразительности; образного мышления.

3. Воспитание чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя. Актуализация темы.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот день рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей
Классный час начать я хочу скорей!

(минутка вступления)

Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

Правильно, это дружба.

Тема классного часа «Умейте дружбой дорожить!»

Песня «Мир похож на цветной луг»

II. Основная часть. 1. Работа над понятием «дружба».

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает Саша
Это слово? Значит что оно?

Дружба – что такое?

Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют. Бекзат

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и взрослые, и дети!

Учитель: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дано такое объяснение слову «дружба»: Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Игра: «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл)

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов)

7. Веселый Дядя Федор и… (кот Матроскин, пес Шарик)

8. Добрая Герда и …(Кай)

9. Маленькая Дюймовочка и …(Ласточка)

10. Большая черепаха и …(Львенок)

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Ученики:

Друг – это интересная книга, которую читаешь. Денис

Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту. Лаура

Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний. Бекзат

Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо. Сабрина

Друг – это мой непослушный щенок. Арсений

Кого можно назвать другом?

Учитель: Заглянем в словарь Ожегова. Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Ребята, а у вас есть друзья?

(Высказывания учащихся)

А кого называют настоящими друзьями? (ответы детей)
/ Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы/

3. Игра "Цветик-семицветик"

Учитель: У вас на партах лежат лепестки "Цветика-семицветика".

Вы должны продолжить предложение и прикрепить лепесток .

« Если хочешь быть хорошим и верным другом…»

1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

2. Умей слушать.

3. Оказывай другу помощь и поддержку.

4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5. Сохраняй тайны своего друга.

6. Не обсуждай друга в его отсутствие.

7. Радуйся успехам своего друга.

8. Завидуй успехам друга.

9. Никогда не заступайся за друга.

10. Дерись за место за партой.

11. Радуйся неприятностям друга.

12. В лицо говори одно, а за спиной другое.

4. Чтение стихотворения. Беседа по вопросам.

Учитель: Иногда от ребят нашего класса можно слышать грубые слова, а иногда бывает так, как в стихотворении. Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. Внимательно слушайте.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонечко приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немного посильней, Милана

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Все внимательно слушали стихотворение?

А теперь скажите мне, о чем оно?

Можно ли такое отношение назвать дружеским?

Учитель: Правильно, конечно же, нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.

Песня: Ты, да я, да мы с тобой.

5. Игра «Терем – теремок»

В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей.

Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участник игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабу, мухи и т.д., исполняют роли статистов – они только произносят слова: «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить». Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего: они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например: «Пусти его пожалуйста, он тебе другом станет» или же «…он станет двор мести».

Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.

Интересно наблюдать, какие аргументы будут приводить дети и какие из них окажут решающее воздействие на главную героиню. В итоге, как правило, все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом: жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод (затем все участники размышляют о том, что было главным в ходе игры).

Если дружбой дорожить,
Можно спорить
И дружить, Алина
И не вспыхнет
Ссора
Из любого спора!

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Лаура

То любое желанье исполнится.

6. Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

Учитель: Ребята, а нужна ли дружба в классе?

Выберите и займите позицию, которая вам ближе:

«дружба в классе нужна», «дружба в классе не нужна» .

Я рада ребята, что большинство из вас выбрали позицию, что дружба в классе нужна.

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь - он спать не может, Арсений

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал - богаче стал, Сабрина

Что сберег, то потерял.

7. «Дерево дружбы»

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать вашим другом?

Давайте вместе составим « Дерево дружбы ». Продолжите утверждения. Сейчас я буду называть качества свойственные дружеским отношениям и несвойственные дружеским отношениям . А вы в первом случае хлопаете в ладоши. А во втором топаете ногами.

Добрый -отзывчивый -чёрствый -искренний враждебный

Рассудительный -лживый -ласковый -любознательный общительный

Лишь тот не на год - навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад. Денис

Лишь тот не на год - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет сквозь года.

Учитель: Но, к сожалению, ребята иногда даже между самыми закадычными друзьями происходят ссоры.

А в нашем классе часто ссорятся друзья?

Из-за чего происходят ссоры?

А как можно помириться?

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою. Юра

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям Милана

Никогда не надо!

Учитель: Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать "Правила дружбы".

Памятка «Правила дружбы»

1. Не обижай своих товарищей, не обзывайся.

2. Относись к своим одноклассникам уважительно.

3. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду.

4. Не смейся над своими друзьями.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

6. Не жадничай! Делись с товарищами.

7. Не бойся попросить прощения.

8. Не бросай друга в беде.

9. Не выдавай чужие секреты.

10. Не ябедничай.

11. Если друг в чем-то не прав, то скажи сразу ему об этом.

12. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи его.

13. Умей принимать помощь, советы и замечания от других ребят.

Знайте и выполняйте их!

Что чудес никаких не имеется.

Есть на Земле чудеса, Саят

Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда.

Сто открытий для нас всех таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

III. Подведение итогов. Рефлексия.
Посмотрите на экран и продолжите предложения:

Что для меня было сегодня самым интересным…

Что важного для себя я открыл сегодня…

Я могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Учитель: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Песня «Будьте добры»
Учитель: Вот и подошёл наш классный час к концу. Надеюсь, что сегодняшний классный час, поможет вам стать более дружными. Спасибо за активную работу!



Цель: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.

Основная задача: создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для открытого общения с собой и другими.

Организовать деятельность, способствующую:
1. выявлению тенденции нравственного развития учащихся;
2. осмыслению понятия «человек – личность»;
3. развитию потребности к самоанализу;
4. расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;
5. осознанию старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.

Ход классного часа:

1. Психологический настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор о том, что волнует, на мой взгляд, всех. Мы поговорим о человеке. Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ», «ПО-МОЕМУ», «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?

Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»

Я – дочь, сын;
Я – брат, сестра;
Я – ученик, ученица;
Я – сосед, соседка;
Я – покупатель;
Я – пешеход и т.д.

Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы. «Я – личность», – так и будет звучать тема нашего классного часа.

2. Работа с понятиями

Предлагаю начать с определения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному.

Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С.И. Ожегов «Словарь русского языка» 1987 г.)
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. (Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)
Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А.И.2009 г.)

3. Групповая работа

Учащиеся делятся на три группы.
Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.
Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.

Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.

Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении XIX века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.

4. Индивидуальная работа

В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?». Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.

5. Рефлексия

– Просто ли было определить свои достоинства?
– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?
– Чем полезно данное упражнение?

6. Дискуссия

Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?

Наш ответ:
– По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе. Я назову вам эти черты. Это – бескорыстие, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, демократичность, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, смелость. Попробуйте дать определение каждому из этих понятий. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – соотнесите понятие и его определение.

7. Ранжирование ценностей. Групповая работа

Говоря о вашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Незримыми крепкими нитями связаны мы с обществом, без которого «Я» бы не состоялось, мы зависим от него.

В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности, каковы же эти ценностные приоритеты современной молодёжи? С помощью теста «Мои ценности» проведём исследование и обсудим результаты.

Учащимся предлагается проранжировать в двух группах следующие нравственные ценности:
1. Семья
2. Здоровье
3. Материальные ценности
4. Любовь
5. Дружба
6. Отечество
7. Творчество
8. Образование
9. Свобода
10. Интересная работа

Эти слова отображены на доске в двух вариантах. У каждой группы может получиться свой вариант ранжирования. Учащиеся могут менять положение ценностей.

8. Обсуждение результатов

А почему вы именно так расположили ценности?
Используя результаты ранжирования, можно на доске изобразить дерево, в котором
*корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни;
*ствол – это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней жизни;
*крона – это будущее, то, на что человек надеется в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.

Давайте, определим, какие ценности символизируют корни, какие – ствол, а какие – крону.

Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует расположение этих важных понятий?

Предполагаемый вариант рисунка.

9. Подведение итогов классного часа

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

Закончить наш классный час мы хотели бы притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».

Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди