20.07.2019

Дамы, скрестившие шпаги. Женские дуэли: коварство и любовь


Несмотря на то, что наиболее известные дуэльные кодексы не разрешали женщинам принимать непосредственное участие в дуэлях, исключение могло быть сделано в том случае, если и обидчица, и оскорбленная были женщинами. Первые упоминания о женских дуэлях относятся к тому же периоду, что и первые упоминания о дуэлях вообще — к XVI веку. Особенно распространенными женские дуэли в Европе стали в середине XVII века.

Женские дуэли проводились главным образом на почве ревности. Но в XVII веке, в европейский пик популярности этого вида выяснения отношений, повод для такой дуэли мог быть и вполне незначительный, вплоть до одинаковых платьев у «оскорбленной и обидчицы».

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, который чуть позже стал кардиналом, дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились.

Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но, благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток, он оставил след в истории.


Дуэль женщин. Хусепе де Рибера

Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки.

Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для ее молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.


Дуэль на поляне. Шарль Кро

Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд - лишь часть того, что было причиной для поединка.
Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях из десяти).
Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной…
Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне Софьи, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика.


Портрет Екатерины II. Виргилиус Эриксен

И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением - только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица.

К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: «До первой крови!» - а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась.


Дуэль журналисток. Иллюстрированный роман «Двадцатый век» Альбера Робиды

Разговор пошел на повышенных тонах, и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина.
Княгиня медленно поднялась и жестом пригласили встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и дала ей пощечину. Герцогиня, недолго думая, дала сдачи. Графиня Пушкина опомнилась, лишь когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения. Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей.


Французская почтовая открытка La rencontre

В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок, русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а впоследствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящества - вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность.


Традиционно выяснение отношений с помощью оружия считалось неженским занятием. Когда мужчины сходились на дуэли, отстаивая честь дамы, – это было благородным поступком. Но как квалифицировать подобную модель поведения среди женщин? были хоть и более редкими, но куда более жестокими, чем мужские, – большинство их них оканчивалось не «первой кровью», а смертельным исходом.



Дуэли всегда считались прерогативой мужчин, но женщины часто с этим не соглашались. В 1552 г. в Неаполе Изабелла де Карацци и Диамбра де Петтинелло дрались на дуэли из-за мужчины. Это событие вдохновило испанского художника Хосе де Риберу на создание картины «Женская дуэль».



Первым документально зафиксированным поединком между женщинами была дуэль 27 мая 1571 г. В хронике миланского женского монастыря св. Бенедикты этот день ознаменовался прибытием двух знатных сеньорит, попросивших у настоятельницы комнату для совместного молебна. Запершись в комнате, женщины устроили поединок на кинжалах. В итоге обе погибли.







В 1642 г., по легенде, состоялась дуэль из-за герцога Ришелье – будущего кардинала – между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк. Дамы сражались за благосклонность герцога на шпагах в Булонском лесу – по крайней мере, так описал этот случай Ришелье в своих записках.



В середине XVII в. во Франции, Англии, Германии, Италии женских дуэлей проходило все больше и больше. Поединки на шпагах или пистолетах завершались летальным исходом в 8 случаях из 10 (для сравнения, в мужских дуэлях – 4 из 10).





Дамы сражались с особой жестокостью – смазывали кончики шпаг ядом или специальным составом, вызывающим жгучую боль при любом прикосновении, стреляли до тех пор, пока одна из них не была убита или тяжело ранена. Как правило, на шпагах дамы дрались топлес – во-первых, платья стесняли движения, во-вторых, считалось опасным попадание в раны кусочков ткани.




Женские дуэли были широко распространены во Франции, однако в России XVIII-XIX вв. они тоже случались достаточно часто. Русский бум женских дуэлей начался с восшествием на престол Екатерины II, которая в юности сама дралась на шпагах со свой троюродной сестрой. Только за 1765 г. произошло 20 женских дуэлей.



В XIX в. ареной женских поединков становились дамские салоны. Так, в салоне Востроуховой в 1823 г. прошло 17 дуэлей. По воспоминаниям француженки маркизы де Мортене, которая была свидетельницей этих сражений, «русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». В защиту соотечественниц можно отметить, что летальных исходов у них был намного меньше, чем у кровожадных француженок.



Самыми жестокими были женские дуэли на почве ревности. Из-за мужчин дамы дрались на пистолетах, шпагах, перочинных ножах и даже на ногтях! По сути, такие поединки часто становились боями без правил. Один из их современников справедливо заметил: «Если мы примем во внимание большую раздражённость, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они ещё сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей».



Неженские занятия издавна привлекали прекрасную половину человечества и заставляли бросать вызов мужчинам.

Вы знали, что на дуэлях бились не только мужчины? Повод для дамского поединка — одинаковые платья на светском рауте, оружие — яд или ногти, форма одежды — топлес.

Ревность, кинжал, монастырь

Хосе де Рибера,«Женская дуэль», 1636 г.

«Человек... должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью... за веру, родину и честь», — говорил о высоком смысле поединков криминалист Владимир Спасович. Подобные мотивы вряд ли касаются женских дуэлей, которые в свое время были в моде. Чаще всего противницы таким образом делили мужчину, но иногда причиной могло стать неосторожное слово о прическе или наряде. Поединки дам отличались от мужских большей кровавостью и изощренностью и часто не имели правил. Бывало, в процессе к сражающимся присоединялись секундантки. Клинки нередко смазывали раздражающими составами или ядом. Большая часть женских дуэлей имела смертельный исход (у мужчин — не более половины). Первые задокументированные сведения о них относятся к XVI веку и, кстати, опровергают мнение, что история женских поединков берет начало во Франции.

Одна из таких историй вдохновила испанского художника Хосе де Риберу на создание картины «Женская дуэль», которая и сейчас украшает экспозицию музея Прадо в Мадриде. В 1552 году в Неаполе две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла, дрались на дуэли из-за молодого человека. Обошлось без жертв, но страстные итальянцы еще долго судачили об этой романтической истории. Упоминание о подобном случае, произошедшем 20 лет спустя, обнаружили в весьма неожиданном месте: хрониках миланского женского монастыря Св. Бенедикта. Туда 27 мая 1571 года прибыли две знатные сеньориты с просьбой выделить им помещение для совместного молебна. Молебен закончился трагически. Прибежавшие на шум служительницы обнаружили двух дам, исколотых кинжалами, лежащих в лужах крови. Одна была мертва, вторая умирала. Ходили слухи, что там не обошлось без ревности.

Итог дуэли — расстройство желудка

Кадр из короткометражного немого фильма « Дело чести » , 1901 г.

Типично женская дуэль случилась в 1612 году в Великобритании. На балу у завидного жениха графа Сассекского леди Рокфорд заметила, что ее соперница, леди Эстер Рейли, точь-в-точь в таком же платье, как она сама, и — что уж было совсем невыносимо! — золотисто-фиолетовое сочетание идет ей, пожалуй, больше! Последней каплей стало приглашение злодейки графом на менуэт. Разумеется, оставалось только вызвать нахалку на поединок. Зачинщица шпагой не владела, и в качестве орудия мести был выбран яд. На постоялый двор в 20 милях от Лондона дамы прибыли инкогнито — в простых каретах, дорожных плащах с капюшонами. В приготовленной комнате их ожидали два бокала с вином, в одном — отрава. Предполагаемая трагедия закончилась фарсом: давно хранившийся и потерявший свои качества яд принес леди Эстер только сильнейшее расстройство желудка и боль в животе.

Еще один пример женского подхода. В середине XVII века красавицы парижанки мадам Бопрэ и мадам Арли дрались на коротких шпагах. Во время боя они специально наносили удары в лицо друг другу и весьма в этом преуспели: всю оставшуюся жизнь они были вынуждены скрывать под густыми вуалями обезображенные шрамами лица.

Мадемуазель Забияка

Мадемуазель де Мопен в опере. Неизвестный автор, 1700 г., иллюстрация к роману «Мадемуазель де Мопен» Теофиля Готье, Обри Бердслей, 1898 г.

Итак, в XVII веке на арену выходят француженки. Широко известна дуэль на шпагах между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, состоявшаяся осенью 1624 года в Булонском лесу. Схватка закончилась победой графини, ранившей противницу в ухо. Самым пикантным было то, что «яблоком раздора» был будущий кардинал Ришелье, о чем он впоследствии не без удовольствия вспоминал в своих записках.

Самой известной парижской забиякой и дуэлянткой (как ни неожиданна для женщины такая характеристика) была Жюли д"Обиньи, она же мадемуазель Мопен. Видимо, сказалось воспитание: ее отец был главным ментором королевских пажей при дворе Людовика XIV и заодно учил дочь давать обидчикам сдачи, отваживать назойливых поклонников, а также искусству фехтования, которое в этих случаях было очень кстати. Она ходила в мужском костюме, участвовала в бесчисленных любовных приключениях — с мужчинами и женщинами, убила или смертельно ранила в поединках не менее десяти мужчин (среди которых были и мужья соблазненных ею дам). Все это не мешало ей быть известной оперной певицей, первооткрывательницей женского контральто, выступавшей на сцене парижской Гранд-опера. Ее похождения описал в романе «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье.

Шпага в женских руках настолько стала приметой времени, что дамы даже позировали для картин с этим модным аксессуаром, держа его в руках вместо зонтика или веера.

Жорж Санд (Аврора Дюпен) и Мария д’Агу

Оригинальный выбор «оружия» и известность персонажей оставили в истории еще одну схватку парижанок. Графиня Мария д’Агу приревновала к писательнице Жорж Санд (в миру Авроре Дюпен) своего возлюбленного — композитора Ференца Листа, ради которого бросила мужа. Последовал вызов на дуэль. В качестве оружия графиней были выбраны ногти. Дело происходило в доме Листа, и хозяину ничего не оставалось делать, как только запереться в собственном кабинете в ожидании конца этого безобразия. Обошлись несколькими царапинами, композитор остался с Марией, но Санд отомстила по-своему: высмеяла графиню в романе «Орас», описав ее в образе виконтессы де Шайи.

Эротика боя: дуэли топлес

Трудно сказать, когда возник пикантный обычай драться с обнаженной грудью, а то и полностью обнаженными (вроде бы подобное практиковалось еще в XVIII веке), но в XIX столетии картины и открытки с дуэлянтками топлес можно было увидеть повсюду. Классикой подобного поединка считается схватка на шпагах принцессы Паулины Меттерних и графини Кильмансегг, состоявшаяся в 1892 году в столице Лихтенштейна Вадуце. Все участники «эмансипированной дуэли», как ее позже называли, включая секундантов, были женщинами. Наставник дуэлянток доктор медицины баронесса Любиньская приготовила все необходимое для обработки ран и предложила оголиться до пояса, заявив, что даже незначительные порезы могут привести к опасным инфекциям при соприкосновении с одеждой. Итогом стали легкие раны — в нос и ухо. Победа была присуждена принцессе Меттерних. Но самым интересным, пожалуй, тут была причина, заставившая дам вступить в бой: у них возникли разногласия по поводу украшения цветами зала для музыкального вечера.

Слепая ярость в холодном Петербурге

Фрагмент работы художника Михаила Юрко «Женская дуэль», 2012 г.
Сюжет картины основан на предании о дуэли между орловскими помещицами Ольгой Заваровой и Екатериной Полесовой

Разумеется, не осталась в стороне от европейских веяний и Россия. Особенно активизировались дамы в правление Екатерины II. Ведь еще в 15 лет Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая русская императрица, билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом, но приверженность к подобному способу выяснения отношений у Екатерины сохранилась. Правда, императрица настаивала на поединках «до первой крови». Только в 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых секунданткой была она сама. Лишь три из них за все время ее правления имели летальный исход.

После смерти императрицы россиянки быстро забыли о гуманизме. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Особенно, как ни странно, этим отличался холодный Петербург, в котором французская маркиза обитала: в одном только салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков.

Впрочем, выяснение отношений с оружием в руках не было прерогативой дам высшего света. В 1829 году в Орловской губернии сошлись в березовой роще с саблями мужей в руках две помещицы — Ольга Заварова и Екатерина Полесова. Первая от ранения в голову скончалась на месте, вторая, раненая в живот, тоже умерла, промучившись сутки. Но и этим не закончилась история. Через пять лет дочери погибших, не наученные печальным опытом, сошлись в той же березовой роще с теми же секундантками-гувернантками. На этот раз дело ограничилось одной смертью — Анны Полесовой. А ее противница Александра Заварова написала об этой истории в своем дневнике.

Сегодня дуэли запрещены законом в большинстве государств. Единственная страна, где они официально разрешены, — Парагвай. Правда, при условии, что претенденты на поединок оба являются донорами крови — только так.

Даже самые откровенные изображения из коллекции Эмбергера даже близко не стоят по степени обнаженности рядом с картинками из журналов, которые можно найти в кабинете любгом европейского дантиста.

Наверное, в самом деле, женщины дрались редко, тем более на дуэлях, они чаще просто бранились. Но не потребуется много времени, изучая историческую информацию в Сети, убедиться, что существует немало исторических свидетельств о женских дуэлях. Женщины тоже дрались, как и мужчины, из-за любви, оскорблений (реальных или мнимых), слухов и, в конце концов, за честь. Они дрались с применением различных видов оружия – пистолетов, мечей, шпаг, рапир, ножей. Можно составить длииный список женщин, дравшихся на дуэли.

Множество изображений с дерущимися на дуэли дамами стало появляться с 18 века. Феминистки были рады видеть бурную эмансипацию женщин и их вовлечение в исконно патриархальный мир, с его понятиями чести и вооруженными методами разрешения конфликтов. Интересно, что большинство известных женских дуэлей происходило в чисто женской среде.

Фотографические почтовые карточки и появившиеся в конце 19 века стереоскопические серии обнаженных до пояса женщин, сражающихся на клинках, являлись логическим продолжением художественных традиций живописи и скульптуры. Вплоть до 19 века, однако, участие женщин в "делах чести" было, в основном, ограничено ролью "портящих удовольствие" - тех, кто не давал поединку нормально начаться или переживающих, радующихся или скорбящих – в зависимости от результатов дуэли. Типичный сюжет: "Красивая девушка рыдает при виде своего возлюбленного, пытающего уйти от смертельного удара". Но уже начиная с конца 18 века женщины стали играть более активную роль в художественных изображениях дуэлей. По крайней мере, в изображениях.

В нашей коллекции содержится стереоскопические изображения диптиха Эмиля Байарда - "Дело чести" и "Примирение". Изображения опубликованы Р.К. Бонином из Тироны, штат Пеннсильвания в его художественной серии (любители изобразительного искусства могут там ознакомиться с теми произведениями, которые они не могут увидеть в подлинниках). Больше всего в этих стереоскопических репродукциях нас привлекли две пары прекрасных молочных желёз.



Стереоскопические карточки "Дело чести" и "Примирение"

Для историка фехтования этот жанр несет столько же информации, сколько описания сражения на мечах в современной литературе. Близко к нулю. Так же как и в живописи и скульптуре модели позировали в драматических позах, мало заботях о достоверном воспроизведении дуэли. Если в них и есть элементы документальности, то только те, что демонстрируют незнание художниками истории и правил фехтование и дуэлей, даже в года расцвета этой формы искусства.

Фотографические почтовые карточки и стереоскопические картинки обычно выпускались сериями, в каждой из которых последовательно рассказывалось о каком-то событии. Этот жанр в каком-то смысле можно считать прямым предшественником немого кино. Оба жанра должны были передавать сложные действия и предполагаемые диалоги с помощью языка позы и жеста. Пересказать эти истории сейчас трудно, поскольку серии утеряны, и многие образцы циркулируют по-одиночке, вроде изображения выше, в котором элегантный дерзкий выпад воспроизводит изначальный шаблон оскорбления и вызова, дуэли и гибели – с примирением или без него.

Помимо вуайеристской привлекательности, характерной для любого изображения обнаженных женщин, в этом жанре присутствуют скрытые мелодраматические мотивы. В конце концов, дуэли не одобрялись обществом, особенно образованным обществом, были прекрасной пищей для многочисленных проповедников, которые издавали тома антидуэльной литературы.

Сдедующая история опубликована в Америке в 1899 году в виде еще одной стереоскопической серии, на этот раз без оголений. Так же как и на двух предыдущих французских картинках, здесь в качестве оружия дуэли выбрана рапира. (Поскольку сканирование этих старых картинок затруднено из-за деформации картонной основы, поэтому мы представляем здесь основные из них).

Следующая неполная серия (три изображения справа) содержит больше документального материала, чем все предыдущие, поскольку описывает в деталях подготовку к дуэли и сопутствующую этой подготовке атмосферу. Что особенно интересно для старого фехтовальщика на шпагах и коллекционера, вроде меня, - это подбор оружия. (И я не сомневаюсь, что феминистки будут более, чем счастливы эмансипационному вовлечению женщин в дела, узурпированные патриархатом, а именно - в дела части и вооруженных конфликтов: во всех известных мне женских дуэльных сериях, присутствуют только женщины.)

Я раньше видел всю серию, и почти уверен, что за представленными эпизодами последуют оголение груди, увечье и смерть. У нас сохранились только три неотклеившиеся из альбома картинки. Если у кого есть остальные картинки, мы с удовольствием дополним нашу историю, подтвердив или не подтвердив мою версию.

«– И вам тоже доводилось сражаться до смерти?
– Трижды. В первый раз я убила, во второй – даровала жизнь.
– А третий?
– Третью дуэль я проиграла.
– И ваш противник вас пощадил?
– Нет, он на мне женился…»

В нашем XXI веке всё большую актуальность приобретает тема гендерного равенства. Женщины занимают мужские должности, а мужчины, образно говоря, сидят дома с детьми и готовят обеды. Хотя, чем больше знакомых мужчин «в декрете» встречаю, тем больше убеждаюсь, что сказано это вовсе не образно. И равенство полов заключается не только в профессиях, но и в стремительно меняющемся мировоззрении и жизненных принципах. Моя знакомая несколько лет назад обронила фразу: «Мир перевернётся с ног на голову, если женщины будут дарить мужчинам цветы и подарки, а те, в свою очередь, капризничать и ходить на маникюр». Так вот, мне кажется, мы «переворачиваемся».

Началось это совсем не в век инновационных технологий, а гораздо раньше. Вы думаете, раньше женщины были прям такими леди-леди? Хранили домашний очаг, молча выполняли женские обязанности и ни в коем случае не устраивали потасовок? Вы ошибаетесь! Возьмём, к примеру, дуэль. Она считается прерогативой мужчин. По крайней мере, мы привыкли так думать ещё со школьной скамьи, изучая биографии русских классиков, где те непременно с кем-нибудь стрелялись. А между тем представительницы прекрасного пола тоже были не прочь сразиться друг с другом. И я вам скажу даже больше: женские дуэли были куда кровавее и изощрённее и не считались редкостью .

Самые известные женские дуэли

Самый легендарный в истории - поединок между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль. Женская дуэль состоялась осенью в 1624 году в Булонском лесу. Не сумев поделить благосклонность будущего кардинала Ришелье, дамы, взяв с собой секунданток и шпаги, отправились на место сражения.

Победительницей стала графиня, которая сразила соперницу выстрелом в ухо. Ришелье упомянул случившееся в своих записках, благодаря чему ничем не примечательный поединок оставил след в истории.

2. Во времена матриархата активная жизненная позиция женщин проявлялась и на поле боя. Хроникальный отсчёт женских дуэлей ведётся именно с тех времён. Но, к сожалению, документальных подтверждений подобных мероприятий не сохранилось. А вот XVI век сохранил сведения о женских дуэлях, которые на сегодня имеют статус первых и достоверных. Они, к слову, опровергают тот миф, что первыми в дуэльном деле были француженки.

Так, 27 мая 1571 года в монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатные сеньориты с просьбой к настоятельнице монастыря предоставить им комнату для моления. Девушки не вызывали никаких подозрений и потому комнату им предоставили без проблем. Никому и в голову не пришло, что эти дамы, вооружившись кинжалами и заперев дверь на ключ, устроили дуэль прямо в комнате.

Естественно, подобная потасовка не прошла мимо ушей монашек, и те ворвались в комнату. Два окровавленных тела сеньорит, причём одно из них было уже потенциальным трупом, а второе только отходило в мир иной, - такая картина предстала перед монахинями.

Эти события отразил в своей хронике миланский монастырь Св. Бенедикты.

3. Середина XVII века - пик моды на дамские дуэли. Мужская половина населения считает, что женщины – это существа непредсказуемые и разгон от милой девушки до жуткой стервы у них составляет всего-то несколько секунд. А поскольку француженки, англичанки, итальянки и немки вскидывали пистолеты и скрещивали шпаги практически по любому поводу, то можно сделать вывод: женщины какими были, такими и остались. Любовники или косой взгляд в твою сторону, а ещё хуже – одинаковый наряд могли стать весомым аргументом для поединка.

Женщины сходили с ума и проявляли шокирующую жестокость на дуэлях. Если из десяти мужских поединков лишь четыре заканчивались летальным исходом, то в женских сражениях это количество увеличивается вдвое.

Иногда в дуэль вмешивались секундантки: они раздражающими растворами смазывали кончики шпаг, чтобы сопернице каждый укол был болезненным.

4. Не только девушки Запада выясняли отношения таким способом. Русские девушки тоже не уступали этой моде. А началось всё в Германии. Принцесса Анна Людвига Анхальт в июне 1744 года отправила своей троюродной сестре, немецкой принцессе Софье Фредерике Августе Анхальт-Цербстской, вызов на дуэль. Причина столь неожиданного поступка до сих пор не ясна, хорошо, что выяснение правоты на шпагах не закончилось смертью одной из них. Иначе, не видать России Екатерины II, которой спустя время стала Софья.

Кстати сказать, с ее царствования и начался бум женских дуэлей. 1765 год насчитывает только 20 поединков, где в половине из них секунданткой была сама царица. Хоть женские дуэли стали очень популярны, но летального исхода их Екатерина не терпела, и потому зафиксировано лишь 3 случая гибели во время сражений. Лозунг, которым сопровождались поединки между представительницами прекрасного пола, звучал: «До первой капли крови!».

А в 1770 году дискуссия княгини Екатерины Дашковой и герцогини Фоксон, которая по праву считалась самой образованной женщиной Англии, очень быстро перешла в горячий спор, а там и в обмен пощёчинами. Когда дамы потребовали шпаги, графиня Пушкина, в чём, собственно, доме всё это и происходило, попыталась примирить спорщиц. После безуспешных попыток она всё-таки выдала оружие соперницам. Дуэль состоялась в саду и закончилась ранением Екатерины Дашковой в плечо.

После эпохи правления Екатерины II женские поединки стали любимым занятием женщин. Были открыты даже специальные салоны, где светские петербургские дамы дуэлились. Только в 1823 году в одном из таких салонов состоялось 17 поединков.

В отличие от француженок, русские дамы редко доводили дуэли до смертоубийства, а вот про изящество первых и вторых можно поспорить. Во Франции женские дуэли отмечались полуобнажённым видом девушек, а позже - и вовсе нагишом. Насколько это было изящно, можно поспорить, но благодаря этому введению поединки стали наиболее пикантны.

5. Часто информация о женских дуэлях в России XIX века недостоверна и мала.

Так, к примеру, после слов «дамы, к барьеру!», соперницы с неподдельным интересом посмотрели на пистолеты, а спустя несколько минут одна из них упала и больше не подавала признаков жизни. Так лишилась жизни Анастасия Малевская, актриса Мариинского театра. А всё из-за молодого человека, который безумно нравился актрисе, но предпочёл находиться в обществе незнакомки. Достаточно маленькой вспышки ревности - и девушки уже целились друг в друга.

Хочу отметить, что дуэли из-за мужчин проходили с особой жестокостью и одним лишь ранением женщины не обходились.

Так закончилась дружба французской писательницы Жорж Санд и композитора Листа. Его возлюбленная приревновала к писательнице и вызвала последнюю на дуэль. Как ни странно, но девушки не дрались, а царапались ногтями. Всё действие происходило в доме Листа, который закрылся в кабинете и вышел только после того, как девушки успокоились. Победителя в этой стычке не было, но Жорж больше не появлялась в поле зрения возлюбленной Листа.

Всё-таки женщины очень опасные существа, один косой взгляд, неверный жест - и всё: либо вы, либо вас.

Хорошо, что мода на дуэли прошла и женщины стали более мягкими и нежными. Хотя кто знает, что у них в голове. Не просто так ведь говорят, что в тихом омуте черти водятся.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди