03.02.2022

Детские страхи что делать. Как бороться с детскими страхами. Советы психолога. Видео: разные страхи малышей и пути их преодоления


По мере исследования подростками окружающего мира, обретения нового опыта и противостояния новым сложным проблемам беспокойства и опасения являются практически неизбежной частью процесса взросления.

Согласно результатам одного из исследований, 43% детей в возрасте от 6 до 12 лет испытывают многие страхи и переживания. Боязнь темноты, в особенности боязнь оставаться в одиночестве в темноте, является одним из самых распространенных страхов детей в этом возрасте, так же как и боязнь животных, таких как большие лающие собаки. Некоторые дети боятся огня, высоты или грома. Другие следят за сообщениями по телевизору и в газетах, беспокоятся, когда видят сообщения о преступниках, похитителях детей или ядерной войне. Если в семье недавно произошел случай серьезной болезни или смерти одного из членов семьи, они могут начать испытывать беспокойство о состоянии здоровья окружающих их родственников.

В среднем подростковом возрасте страхи склонны усиливаться и вновь идти на убыль. Большая часть из них незначительные, но даже если они усиливаются, обычно со временем проходят сами собой. Тем не менее иногда эти страхи могут стать настолько сильными, постоянными и сфокусированными на одном событии, что они развиваются в фобии или навязчивые страхи. Фобии, очень сильные неконтролируемые страхи, могут стать постоянными и изнурительными, оказывая немаловажное влияние и вмешиваясь в повседневную жизнь ребенка. К примеру, фобия шестилетнего ребенка по поводу собак может привести к проявлению у него паники, после чего он будет отказываться совсем выходить из дома, боясь, что там может быть собака. Десятилетний ребенок может быть настолько напуган сообщением в новостях о серийном убийце, что будет настаивать на том, чтобы спать ночью в кровати родителей.

У некоторых детей этого возраста могут развиться фобии по отношению к людям, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая сильная застенчивость может мешать ребенку заводить друзей в школе и устанавливать контакты с большинством взрослых, в особенности с незнакомыми людьми. Они могут намеренно избегать социальных мероприятий, таких как дни рождения или встречи скаутов, и зачастую им будет сложно спокойно общаться с кем-либо, за исключением членов их семьи.

Боязнь разлуки также встречается достаточно часто среди детей этого возраста. В некоторых случаях этот страх может усиливаться при переезде семьи в новый район либо при помещении детей в учреждение, обеспечивающее уход за детьми, где они чувствуют себя некомфортно. Такие дети могут бояться ездить в летние лагеря или даже ходить в школу. Их фобии могут вызывать проявление физических симптомов, таких как головные боли или боли в животе, и в конечном счете привести к замкнутости ребенка в собственном мире, а позже к депрессии.

Примерно в возрасте 6-7 лет, когда дети начинают понимать, что такое смерть, может возникнуть еще один страх. Осознав, что смерть в конечном счете коснется каждого, что это явление постоянное и необратимое, вполне нормальное беспокойство о возможной смерти членов семьи - или даже о своей смерти - может только усилиться. В некоторых случаях такая озабоченность по поводу смерти может довести до состояния недееспособности.

Фобии

Симптомы

Чувство страха связано с определенным объектом или ситуацией (боязнь животных, клаустрофобия - страх перед закрытыми пространствами).

Поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх, а также побег от подобной ситуации или от объекта.

Физиологические изменения, вызванные страхом: тахикардия, повышенное потоотделение, тахипноэ, одышка, тошнота.

Реакция пациента не соответствует ситуации.

Фобия возникает как моносимптоматическая или как полисимптоматическая.

Лечение

Объяснить причинные связи заболевания.

Перед началом вмешательства методами поведенческой терапии необходимо провести тщательный анализ объектов и ситуаций, вызывающих страх.

Поведенческая терапия. Систематическая десенсибилизация: поэтапное приближение к объекту, вызывающему страх; терапия «наводнения»: массивный контакт с объектом, вызывающим страх, и предотвращение реакций.

Приступы страха и панические атаки

Симптомы

Внезапное и непредсказуемое появление страха; страх не связан с какой-либо специфической ситуацией; физиологические симптомы как при фобиях; продолжительность атаки - несколько минут.

Лечение

Анализ ситуаций, вызывающих паническую атаку. Конфронтирующее (сталкивающее) лечение в комбинации с обучением стратегиям преодоления страха.

Дополнительно - упражнения по расслаблению, тренировка биологической обратной связи.

Медикаментозное лечение (редко): антидепрессанты, анксиолитики.

Генерализованные страхи

Называют также спонтанными страхами.

Симптомы:

  • чувство двигательного напряжения, чувство угнетения;
  • вегетативные жалобы: жалобы при глотании, холодные и потные конечности, тахикардия и сердцебиение;
  • повышенная пугливость, страх перед опасностью, нарушение концентрации.

Лечение

Психотерапия: обучить стратегиям преодоления с целью уменьшения выраженности страха.

Поддерживающие методы биологической обратной связи и упражнения для расслабления.

Поддерживающее медикаментозное лечение: антидепрессанты, нейролептики.

Страх разлуки, страх перед школой

Причина: непомерно сильная связь с близким человеком. Иногда травматический опыт разлуки в прошлом.

Симптомы:

  • отказ от посещения школы и извещение об этом родителей;
  • физические жалобы без обнаруженной органической причины;
  • депрессивное настроение;
  • чрезмерная пугливость;
  • страх перед внезапным заболеванием, потерей или катастрофой.

Лечение

При продолжительном отказе от посещения школы необходимо стационарное лечение.

Цель стационарного лечения: обособление пациента, формирование его социальной независимости, поэтапное приучение к школе.

Медикаментозное лечение: антидепрессанты.

Лечение страхов и фобий у детей

Поскольку страхи являются нормальной частью жизни и зачастую служат ответной реакцией на действительно существующую или как минимум осознаваемую угрозу окружающего мира, родители должны успокоить и поддержать ребенка. При разговоре с ним родителям следует принимать его переживания, но при этом не преувеличивать и не усиливать их. Уделите внимание тому, что уже делается для того, чтобы защитить ребенка, и постарайтесь вместе с ребенком определить дополнительные действия, которые можно предпринять. Такие простые, чуткие и откровенные действия родителей помогут решить или справиться с большинством детских страхов. Если практические подтверждение не приносят успеха, страхи ребенка могут оказаться фобией.

К счастью, большая часть фобий поддается лечению. В целом они не служат признаком серьезного психического заболевания, требующего лечения на протяжении долгих месяцев или лет.

Описанные в данной главе методики помогут вашему ребенку справиться со своими повседневными страхами. Тем не менее, если его тревоги не проходят и мешают радоваться жизни, ребенку "может потребоваться профессиональная помощь психиатра или психолога, специализирующегося на лечении фобий.

Как часть плана лечения фобий многие врачи советуют подвергать ребенка воздействию источника их страхов в малых, неопасных дозах. Под руководством врача ребенок, который боится собак, может начать с рассказа о своих страхах и просмотра фотографий или видеофильмов про собак. После этого он может понаблюдать за собакой из окна. Затем вместе с одним из родителей или врачом, находящимся рядом, ребенок может провести несколько минут в одной комнате с дружелюбным ласковым щенком. Со временем ребенок сможет сам кормить собаку, а позже спокойно находиться рядом с незнакомыми собаками большего размера.

Такой постепенный процесс называют десенсибилизацией - это означает, что ваш ребенок станет менее чувствителен к источнику его страха каждый раз, когда ему придется сталкиваться с ним. В конечном счете ребенок больше не станет избегать ситуации, которая всегда служила основой его фобии. Хотя такой процесс кажется вполне логичным и несложным, он должен осуществляться только под пристальным наблюдением профессионала.

Иногда психотерапия также может помочь, детям стать более уверенными в себе и меньше бояться. Помимо этого в сложных ситуациях детям могут помочь дыхательные упражнения и методы релаксации.

В некоторых случаях врач может порекомендовать прием медицинских препаратов как часть программы лечения, но не как единственный способ терапевтического вмешательства. Такие препараты могут включать в себя антидепрессанты - они помогут уменьшить беспокойство и панику, которые зачастую лежат в основе этих проблем.

Помощь ребенку, испытывающему страх

Вот несколько советов, которые помогут родителям детей, испытывающих страхи и фобии.

  • Поговорите с вашим ребенком о его страхах, будьте при этом чутким собеседником. Объясните, что у многих детей имеются свои страхи, но с вашей помощью он научится справляться с ними.
  • Не унижайте ребенка и не высмеивайте его страхи, в особенности в присутствии сверстников.
  • Не пытайтесь заставить ребенка быть храбрым. Может потребоваться некоторое время, прежде чем он научится преодолевать свои страхи. Тем не менее вы можете постараться убедить его постепенно все ближе и ближе сталкиваться с предметами его страхов, но при этом никогда не настаивайте на этом. Если ребенок боится темноты, возьмите его за руку и вместе с ним останьтесь на несколько секунд в темной комнате. Если ребенок боится воды, вместе с ним походите в детском бассейне, когда он будет переходить его вброд, так, чтобы вода достигала уровня его коленей. Хвалите его за каждый даже самый незначительный успех, и ему будет проще делать следующий шаг. Фокусируйте внимание на том, с чем ребенку уже удалось справиться, а не на самом источнике страха.

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком . Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

– увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

В какой-то степени повезло родителям, чьи малыши абсолютно бесстрашны: они без проблем остаются в детском саду, с удовольствием погостят без родителей у знакомых или у соседей, не испытывают никакого дискомфорта в новой обстановке, не бояться оставаться дома одни и не испугаются даже кромешной темноты. Правда, во всем этом есть тоже один минус, но об этом чуть ниже. Наша задача – рассмотреть, чего боятся тревожные дети чаще всего, и найти методы борьбы с их страхами.

Почему ребенок боится

Причин может быть несколько. Вот некоторые из них:

Ребенок отличается особой впечатлительностью: все новое кажется ему сначала страшным.

Малыш был когда-то кем-то или чем-то напуган – на уровне подсознания у него остался страх.

Запугивают малыша сами родители, не думая о последствиях: «не съешь всю кашу – заберет баба Яга», «не уснешь сразу же – придет Домовой». Взрослые, конечно, говорят все это полушутя, в душе же ребенка поселяется настоящий страх.

Страшилки малышу рассказывают старшие брат или сестра, товарищи в детском саду или школе – некоторые дети очень любят «страшные истории».

Если вы сможете установить, почему ребенок стал чего-то бояться, вам будет намного легче успокоить его и убедить в том, что страхи его совершенно напрасны.

Детская боязнь темноты

Ответить на вопрос, чего боятся тревожные дети,и как предупредить их боязнь, довольно трудно, потому что иногда просто невозможно предположить, что может нафантазировать в своем воображении ребенок. Чаще всего дети боятся следующего:

Темноты : ребенок боится оставаться один в темной комнате.

Незнакомых людей : малыш категорически отказывается знакомиться с ними, ни на минуту не останется с «чужими».

Животных : при виде кошки или собаки старается спрятаться за родителей, ни за что не согласится погладить даже самого милого щенка.

Боится потеряться : все время держится за руку родителей, страшась отпустить ее даже на минуту.

Пугается потока машин : от страха не может вовремя среагировать на зеленый свет светофора и остается стоять на месте.

Испытывает чувство страха , общаясь со сверстниками в детском саду или школе.

Боится обратиться с вопросом к воспитателю или учителю.

Трусит , когда гремит гроза и сверкает молния.

Из-за страха не может оставаться один дома.

Настоящий ужас у ребенка может вызвать просьба взрослых сходить за чем-нибудь в подвал, сарай или гараж.

Можно ли развить смелость

Любые личностные качества можно развить, в том числе и смелость. И здесь родителям нужно проявить не только настойчивость, но и деликатность: ни в коем случае нельзя высмеивать детские страхи, рассказывать о них кому-нибудь третьему в присутствии ребенка; пытаться бороться с ними слишком резко, без моральной подготовки маленького трусишки.

Методы, которые лучше не применять

Нередко можно услышать такой совет более опытных родителей молодым: «Не церемонься! Решай все быстро – ребенок моментально переключит свое внимание. Например, если он боится темноты, никогда не иди у него на поводу – выключай свет сразу! Боится отвечать у доски? Попроси учительницу, чтобы вызывала его каждый день!»

Никогда так не делайте. Поставьте себя на место ребенка: например, вы боитесь подняться на крышу десятиэтажного дома, подойти к ее краю и посмотреть вниз. Вы понимаете, что опасного в этом на самом деле ничего нет и готовы постепенно перебороть свой страх, но от вас требуют сделать это немедленно. Что вы переживете? Минуты ужаса! Мало того, если вы даже подойдете к этому краю, то сделаете это почти бессознательно, то есть никакой вашей «победы» над собой не будет. Вот то же самое переживает ребенок, когда родители, стремясь поскорее закончить с проблемой, пытаются решить ее насильственными методами. Он зайдет в темную комнату, останется дома один, погладит незнакомую собаку – сделает все, что вы приказали, только потому, что один его страх победит другой – страх наказания со стороны взрослых. Это не только не прибавит ему смелости, а, наоборот, расширит круг его переживаний.

Советы

Ребенок один дома

Сначала обязательно выясните точно, чего он боится и почему решил, что «это» страшно. Постарайтесь объяснить ребенку необоснованность его страхов, помогите ему их преодолеть. Придумывайте небольшие тренинги. Например, ваш ребенок отказывается оставаться один дома. Попросите его побыть без взрослых всего лишь 5 минут, потом 10, 15 и так далее. Страх постепенно уйдет, и малыш даже не заметит, как вы вместо получаса будете отсутствовать час и более.

Бесстрашие детей: хорошо это или плохо

Если ребенок чего-то боится, только не всего подряд – это нормальная реакция самозащиты малыша. Он изучает мир, стараясь определить для себя, что безопасно, а чего следует избегать. В то же время есть, как мы уже указали выше, дети, которые ничего не боятся. И если первых нужно научить преодолевать тревожность, то со вторыми нужно вести другую работу: им обязательно нужно дать понять, что нельзя не раздумывая идти куда-то с чужим человеком, надо проявлять внимательность на дороге, соблюдать субординацию с воспитателями и учителями, опасаться беспризорной собаки и т.д. Их смелость должна иметь разумные границы!

Хотите воспитать гармоничную личность, лишенную комплексов и страхов? Запаситесь терпением – и тогда все получится: ребенок успешно преодолеет любые надуманные «опасности»!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди