16.04.2019

Дидактические игры ориентировка во времени подготовительная группа. Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений


Дидактические игры для дошкольников на тему "Ориентация во времени и пространстве"

  • Ориентация во времени
  • Время суток
  • Знакомство с понятием времени мы начинаем с темы «Сутки. Части суток» . Для этого используем модель часов суток, загадываем загадки, играем в игры.

Когда петушок раньше всех встает?

Солнышко встречать зовет?

Спят медведи и слоны,

Все вокруг уснуть должны,

Наши детки тоже.

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети.

Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Он всю землю укрывает,

Это время очень точно сумерками называют!

Возможные вопросы: Какое время суток? Рассмотрите рисунки. Когда это бывает? Почему ты так думаешь?

Старший дошкольник должен понимать вопрос: Какое время суток? Можно связать время суток с распорядком дня: Мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью. Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.

Игра «Что за чем»

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос (например: «Утро, а за ним?» ) . Поймавший мяч отвечает на вопрос и бросает мяч воспитателю. Следует задавать вопросы о частях суток:

Ночь, а за нею?

Что делают дети утром?

Что следует за днем?

Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто?

Что делают дети ночью дома?

Игра «Когда это бывает?»

У детей карточки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определенные части суток. Дети должны закрыть соответствующее окошко на карточке кружочком определенного цвета и рассказать, почему они считают, что это то или иное время суток. За правильный и хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.

Дни недели

При знакомстве детей с днями недели важно объяснить, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запомнили название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Необходимо было рассказать детям о том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После беседы предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности (при этом использовалась наглядная модель часов недели) .

Дети должны понимать вопрос "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" -"Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д. Объясните слова рано, поздно: "Летом солнышко встает рано и заходит поздно". Слова всегда и никогда также объясните на примерах: "Летом листочки на деревьях всегда зеленые", "Я всегда чищу зубы перед сном", "Корова никогда не ест мяса", "Собаки никогда не летают". (Задайте вопрос: "Почему?") Объясните ребенку слова долго и быстро. Например: "Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро". Придумайте свои примеры со всеми этими словами.

Игра «Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?»

Вся группа дает задание «дням недели» , загадывает загадки. Они могут быть самые

разные: например, назвать день, который находится между вторником и четвергом,

пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назвать все

выходные дни недели. Назвать дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры может быть в том, чтобы играющие построились от любого дня недели, например от вторника до

вторника.

Игра «Веселая неделя»

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и просит назвать дни недели. Ребенок должен назвать дни недели при этом подбрасывать мяч вверх на каждый день недели. При выполнении задания или затруднении, ребенок передает мяч следующему ребенку, который должен продолжить правильную последовательность.

Игра «Неделька стройся!»

Вызываются семь детей, каждому из них выдается кружок, который по цвету соответствует определенному дню недели. По команде «Неделька стройся!» , дети должны быстро построиться по порядку, начиная с понедельника.

Игра «Каждый гномик найди свой домик»

Раскладываются семь кругов. Дети в колпачках гномиков недели ищут каждый свой домик.

Времена года

Для усвоения времен года используется модель часов времени года и различные игры.

Игра «Времена года»

Воспитатель читает загадки. С каждой новой загадкой ребенок передвигает стрелку на часах Времени года.

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель спрашивает ребенка, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. Ответы ребенка показывают, в какой мере он соотносит те или иные явления и труд человек с временами года. Затем воспитатель и дети уговариваются о том, какое время года они будут описывать. Перебрасывая мяч друг к другу, они называют признаки данного времени года. Выигрывает тот, кто больше назовет признаков времени года.

Игра «Когда деревья надевают этот наряд»

Воспитатель показывает картинки деревьев, соответствующие определенному времени года, ребенок должен назвать и показать на часах данное время, а также назвать его признаки.

Ориентация в пространстве

Игры и упражнения

на развитие ориентировки в пространстве

  • Игры с предметами

Игра с одеждой и её моделями

Определить левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек) »

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

Игра «Глубокая - мелкая»

Определить:

Где глубокая яма? Где неглубокая? Где большая яма? Где маленькая ямка?

Где лужа глубокая? А где мелкая? Почему?

Какая формочка мелкая? Какая глубокая? Попросить принеси воду (снег, песок) в глубокой формочке, в мелкой формочке.

Игра «Магазин»

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках, а также предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

  • Игры со звуковыми ориентирами

Игра «С какой стороны звук?»

Воспитатель предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос) , назвать направление.

Игра «Что слышишь вокруг себя?»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты) , которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика) .

  • Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» . Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

«Пары предметов»

Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы. Воспитатель ребенку:

У тебя две руки: одна левая, а другая – правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе. Раскрась их в разный цвет.

У тебя две руки - правая и левая, а ещё две ноги - правая и (левая) . На две руки надевают варежки - это пара. Два ботинка - это тоже пара. И два носка - это (пара) . Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т.д.)

«Лицом друг к другу»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Ход игры: Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

Игра «Куда я спрятался»

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)

Взрослый говорит:

- Над окном. Ребенок:

Под окном.

К двери - от двери. В ящик -... Перед школой –... До города –... Перед машиной –... Далеко –... Высоко –... Вверху –... Справа -... И т.д.

Игра «Транспорт»

Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

Игра «Когда это бывает?»

Цель
Материал: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

Почему вы так думаете? - Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

Что вы делаете ночью (днём)?

Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? - Что вы делаете утром? - А днём?

Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)?

Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки - назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

Игра «Сутки»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Ход игры:

Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз.
Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро).

Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи.

Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху.
Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?»
После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки.

После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?»
Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Работа с часами «СУТКИ»

Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

Утром становится светло, солнышко поднимается.

Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:

Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

Днём тоже светло, солнышко - высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем ночью? (Спим)
Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, вечер и ночь можно назвать одним словом - сутки. Они, как четыре подружки - друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора. Рассказать, что подружка: Утро - ходит в голубом платье, День - в жёлтом платье, Вечер - в розовом платье, а Ночь - в черном платье.

Задания для детей:

Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток:

Когда мы завтракаем?

Когда мы спим? и т.д.

Игра «Назовите пропущенное слово»

Цель

Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток:
«Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д.
Дети называют части суток, за каждый правильный ответ - жетон.

Игра «Назовите соседей»

Цель - закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: Педагог говорит название: «Назовите соседей утра» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ - жетон.

Игра «Части суток»

Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Ход игры:

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.
Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Игра «Что вы делали»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром».

Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

Загадки про время суток

Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)



Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)


День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный... (вечер)


На дворе темным-темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочка —

Значит, наступила... (ночка)


Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется... (ночь)

Масютина Татьяна
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени)

Дидактическая игра «Успей вовремя »

Цель : Продолжать закреплять понятие времени .

Развивать чувство времени , учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом .

Воспитывать любознательность.

Материалы : материалы игры «Колумбово яйцо» , песочные часы.

Ход : На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо» )

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы) . Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время .

Дидактическая игра «Тик-так

Цель : Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы

Ход : На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов : будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение :

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей , какие приборы придумал человек для измерения времени . (Часы) . Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка в пространстве )

Поможем Элли вернуться домой

Задачи : Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы : Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход : Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой :

Взрослый обращает внимание детей на то , что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1 (В котором размещен текст с заданием на счет) .

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием) .

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

Дидактическая игра «Времена года »

Цель : Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы : модель времени года .

Ход : Воспитатель показывает детям модель «Времени года » : квадрат, разделенный на 4 части (времени года , окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей : «Сколько всего времен года ? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели , уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года ? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель : Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы : Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход : Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю : первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей второй младшей группы «Мои друзья» Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).

Дидактические игры на ориентировку в пространстве и во времени (старший дошкольный возраст). «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. Содержание. В. обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 10. Ориентировка во времени: определение времени по часам» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Пояснительная записка МБДОУ «Д С «Ромашка» Сматрова Ольга.

Конспект ООД по математике в средней группе «Ориентировка во времени» Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени"Задачи: Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад № 30 «Ёлочка». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по.

Ксения Михеева
Картотека дидактических игр по формированию временных представлений дошкольников

ИГРА «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (сутки)

Оборудование : мяч.

Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим говоря короткую фразу, например: «Мы лепили …». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?».

Примеры фраз:

Мы пойдем гулять в парк… (сегодня)

Мы навещали бабушку … (вчера)

ИГРА «ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ» (сутки)

Ведущий говорит предложение-задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий. Аналогично можно провести игру со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «НАЗОВИТЕ СОСЕДЕЙ УТРА» (части суток)

Взрослый говорит: «Назовите соседей утра». За каждый неправильный ответ или ошибку с играющего берется фант.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «НАЗОВИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО» (части суток)

Взрослый говорит предложение, пропуская называния частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем, «Мы пойдем гулять …». Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда картинка с изображением названной части суток.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ЗАДАНИЕ-ИГРА «ЧТО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ» (сутки)

По очереди составляем рассказы. Их содержание может быть как реальным, так и вымышленным. Темы рассказов: Что со мной было вчера. Что я делал сегодня. Что со мной случится завтра.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «ЛОВИ, БРОСАЙ, ДНИ НЕДЕЛИ НАЗЫВАЙ» (дни недели)

По очереди подбрасывая мяч, последовательно называть дни недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…»

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «А НУ-КА УГАДАЙ» (дни недели)

Взрослый говорит: «Я среда, какой день недели следующий?»

Или: «Я понедельник. Какой день недели был вчера. Какой день недели будет послезавтра». (Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?» (времена года)

Играющие по очереди называют осенние характеристики: грустная, дождливая, золотая. Зима: снежная, слякотная, морозная.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА»

Оборудование: Карточки из цветной бумаги. Эмблемы времен года: снежинки – зима, верба – весна, кленовый лист – осень, лето – клубника. Для ведущего – шапочка солнышко и блестящая палочка –луч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает лучом на одного из игроков (можно считать считалочку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого Красного Солнышка, ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «ДАВАЙ ПОФАНТАЗИРУЕМ» (времена года, части суток)

Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день, вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? Осень? Зима? (лето – день, осень- вечер, зима – ночь). Дети придумывают разные рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень», «Чем похожи зима и ночь», «Чем похожи день и лето?», «Чем похожи весна и утро?».

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ» (времена года)

Оборудование : мяч.

Играющие встают в круг, ведущий – посередине. Ведущий называет время года, например 2осень», затем называет явление природы, например 2иней», - бросает мяч. А ребенок должен сказать. Бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, листопад, метель, заморозки, дождь. Град, гроза.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?» (Л. Станичев)

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

КТО РАБОТАЕТ РАНО УТРОМ

Это игра-путешествие. Она начинается чтением стихотворения Б. Яковлева из книги «Утро, вечер, день, ночь».

Если звонко за окном защебечут птицы,

Если так светло кругом,

Что тебе не спится,

Если радио у вас

Вдруг заговорило,

Это значит, что сейчас

Утро наступило.

Воспитатель: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать и смотреть, кто и как работает». Кто раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта). Вспомните вместе с ребенком, а что делают вместе с ребенком, что делают утром дети и взрослые.

И учеба, и игра: математика, стр. 98 (Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина)

ПУТЕШЕСТВИЕ НОЧЬЮ

Сегодня путешествовать мы будем ночью, - говорит воспитатель. - Посмотрим, кто работает ночью». Взрослый читает стихотворение С. Маршака «Ночная страница»:

Перед нами страница ночная,

Столица окутана тьмой,

Уходят на отдых трамваи,

Автобусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Скользят огоньки по аллее,

Спускаясь с московских холмов.

И с каждой минутой тусклее

Бессчетные окна домов…

Нелегко путешествовать ночью. Утром почтальон приносит газету, и она еще пахнет краской. Когда же ее печатали и кто?» - спрашивает воспитатель. Кто еще работает ночью (пекари, телефонисты, электрики, механики).

И учеба, и игра: математика, стр. 99 Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина

БЫЛО – БУДЕТ

Дидактическая задача: формировать у детей представление о прошлом, настоящем и будущем.

Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и определить, о чем в нем говорится словами было или будет.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да. Как сеть, мелькали

Вон над той горой. (ответ ребенка – было)

Уронили мишку на пол, -

Оторвали мишке лапу… (было)

На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются. (есть)

Воспитатель и дети загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет. (Мы ездили на дачу. Собирали грибы. – было. У нас будет елка. – будет.)

Выигравшим оказывается тот, кто правильно отгадал загадку или исправил ошибку.

И учеба, и игра: математика, стр. 99 (Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина)

КАКОЕ ВРЕМЯ?

Дидактическая задача : учить ребят определять время, части суток по времени, следить за минутной и часовой стрелкой.

Материал : таблица с рисунками часов.

В 8 часов встала Машенька, оделась, позавтракала, а в 9 часов уже в сад побежала. В 10 часов она с мамой пошла в магазин, а в 12 часов вернулась домой. (взрослый контролирует, правильно ли выбирает часы ребенок).

Машенька пообедала и в 32 часа легла спать. Поспала она два часа, встала и спросила: «Сколько сейчас время». Ребенок должен показать на часах. Что это день или ночь? Утро или вечер.

И учеба, и игра: математика, стр. 100 (Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина)

Использованная литература:

Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина И учеба, и игра: математика

Т. И. Тарабарина «Детям о времени»

Публикации по теме:

Использования сюжетно-дидактических игр при формировании количественных представлений у старших дошкольников «Особенности использования сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием при формировании количественных представлений у детей.

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников У ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.

ирина иванова

Цель игры :упражнять детей в умении различать части суток , пополнять знания о различных частях суток ,развивать воображение,создавать образ на основе зрительного восприятия.

Формирование представлений о времени у дошкольников в детском саду начинается со второй младшей группы. (моя группа) В этом возрасте формируется представление о времени суток :утро,день,вечер,ночь. Формирование временных представлений основано на наглядности,поэтому мы в своей работе используем большое количество картин,дидактических игр ,направленных на развитие чувства времени,формирование представлений о времени года,времени суток ,дней недели.

Для работы с детьми я изготовила дидактическую игру "Части суток ".Она состоит из четырёх листов. Белый лист это утро,желтый-день,серый-вечер,и чёрный-ночь.

Также есть два домика с белыми окошками, один домик с желтым для части суток-вечер (горит свет) и один с чёрным окошком (ночь) . Два солнца-желтое и оранжевое (утро и день, облака и луна и звёзды. Дети с удовольствием играют в эту игру , выкладывая соответствующие предметы на листы и так они запоминают части суток на основе зрительного восприятия.

Публикации по теме:

Занятие в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь» Занятие в старшей группе. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Задачи: - расширить представления о частях суток, их характерных особенностях,.

Части тела. Игра-занятие. Первая младшая группа Человек. Части Тела. Что бы нам большими стать О себе нам надо знать – Сколько есть у нас чего? Рук, и глаз, и пальцев ног. Что мы можем.

Цель игры: - формирование грамматических компонентов; - развитие лексико-грамматических категорий; - понимание последовательности счета;.

Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток» Экологическое занятие с детьми старшей группы. Тема:Части суток. Цели деятельности педагога: Познакомить с частями суток,их признаками;.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток» Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе. Тема:"Части суток" Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие - социально.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Части суток» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 "Солнышко" Дата:.

Образовательная область: познавательное развитие интеграция с образовательной областью: физическая культура, речевое развитие. Цель: закреплять.

Конспект занятия по ФЭМП «Шире, уже. Части суток: утро-вечер» Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по ширине,используя приемы приложения и наложения,результаты сравнения отражать в речи.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди