21.06.2019

Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье. Духовно-нравственное воспитание школьников (фгос): мероприятия


Помочь ребенку духовно вырасти – задача каждого родителя. Воспитать в нем уверенного в себе человека формируя правильные ценности не менее важно, чем поддерживать физическое здоровье. Для этого следует разобраться, что такое нравственное воспитание и как воплотить его в жизнь.

Нравственные ценности человека - основа личности

Что такое нравственное воспитание?

Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.


Что такое духовно-нравственное воспитание и что входит в это понятие

Правильное воспитание от родителей подразумевает формирование у ребенка морали, нравственного поведения, которое будет помогать принимать решения в повседневной жизни.

Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.

Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.


Базовые ценности духовно-нравственного воспитания -

Основные аспекты нравственного воспитания

Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:

  1. Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
  2. Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
  3. Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
  4. Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.

Общечеловеческие нравственные ценности

Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.


Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Приоритеты нравственности - совесть и патриотизм

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Совет: Оградить ребенка невозможно, так как он вырастет и все равно все узнает. Лучше, если сразу готовить его к реальной жизни, однако наполнять советы некой моральной ориентацией – сообщать базовые ценности в нужной ситуации.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.


Воспитание в семье нравственных качеств

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Что происходит в школе?

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.


Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы

Совет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.


Воспитание патриотизма - задача всех уровней воспитателей

Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.


Внеклассные занятия должны быть разноплановыми
  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

Посещение театра - одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.

Похожие материалы

Духовно- нравственные ценности - основа воспитания современной личности

Г.В. Мусатова

преподаватель русского языка и литература,

ОГАПОУ

«Белгородский техникум общественного питания»

Белгородская область, Россия

«В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания…» Е. Н. Ильин

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в отсутствии духовности, безверии, агрессивности. Так, 24 января 2013 г. в Москве в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему: «О защите духовно-нравственных традиций русского и других народов Российской Федерации и их законодательном обеспечении». В выступлениях участников было отмечено, что «сегодня нас крайне волнует одичание, которое охватывает общество. «По данным ООН, в 2004 году Россия была по человеческому духовно-нравственному потенциалу на 15-м месте, в 2008 году – на 54-м, в 2011 году – на 66-м, а сегодня – на 72-м месте». Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании сказал о духовных скрепах: «В нашей стране были такие скрепы. Было на нашем знамени написано: «Бог, Царь и Отечество». .

Слово «духовность» употребляется в значении исполнения высокодуховных истин, а именно умения быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром, умения прощать, а это и есть духовность.

Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства, семьи, общества и церкви можно воспитать духовно-нравственного человека.

Сегодня духовно – нравственные устои российского общества подвергаются серьёзным испытаниям. Россия переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, рассчитанных на молодежное сознание, действует в большей степени разрушительно с точки зрения развития личности, семьи и государства. Падение нравов всё чаще воспринимается как одна из главных проблем современной России.

Начало XXI века связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров культурных ценностей не только в политику государства, но и сознание людей. Это основа для возрождения страны, решения экономических и социальных проблем, которая неразрывно связана с воспитанием человека высокой духовной культуры. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается деградация личности. И противостоять социальному процессу безнравственности, призвано образование и воспитание. В решении этой проблемы особо значимая роль отводится педагогу. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Русская литература всегда была выражением традиций народа, его нужд и чаяний, его души. Она ставит перед обществом актуальные, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, человечности, взаимопониманию и состраданию, воспитывает духовно- нравственные качества человека. «У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром» - говорил В.Распутин.

Идея духовно-нравственного развития человека является основой воспитания современной личности. А духовно - нравственное воспитание создает условия для воспитания личности, которая живет в согласии со своей совестью. Любовь к русской литературе способствует воспитанию чувства гордости у обучающихся за то, что они являются наследниками русской культуры и традиций, осознают себя гражданами своей страны, и за то, что на них лежит ответственность за ее настоящее и будущее.

Изучать русскую литературу невозможно в отрыве от национальной культуры, ее духовных истоков. Литература духовно обогащает человека, воздействует на нравственный облик человека, формируя духовные и нравственные качества личности.

В рассказе М. Горького «Читатель» говорится о сущности литературы: « Цель литературы – помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем, стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты. Вот моя формула; она, разумеется, неполна, схематична… дополните ее всем, что может одухотворить жизнь». .

С литературы начинается самовоспитание, индивидуальное и духовное познание реальной жизни. Для того чтобы сформировать у обучающегося духовно – нравственные ценности необходимо ввести его в мир литературы, так как она дает возможность самостоятельно думать, размышлять, познавать окружающий мир. Она охватывает все сферы активной деятельности духовной жизни человека. Без литературы невозможно представить духовную жизнь, так как литература является источником духовного обогащения, вершиной умственного, нравственного и эстетического развития. Изучение литературы дает обучающимся большие познавательными возможностями в саморазвитии и самовоспитании.

Надо признать, что большой вклад в развитие русской духовности внесли русские писатели: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.Н. Добролюбов, Н.С. Лесков. Так, в повести «Очарованный странник»

Н.С. Лескова отражены духовные искания русского человека. Сложные духовные вопросы поднимает в своих произведениях Ф.М. Достоевский, сравнивая православие и католицизм («Идиот»), поднимая темы насилия и прощения («Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»), греха и невинности («Сон смешного человека»).

В своих нравственных заключениях и размышлениях писатели брали примеры из жизни русского народа, при этом затрагивали жизнь, как простых людей, так и людей высших сословий.

Изучая произведения русских классиков, педагог имеет возможность вести диалог о духовно- нравственных категориях, актуальных проблемах жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека, ч ести, долге, мужестве, любви к Родине.

Уроки литературы выигрышны тем, что побуждают к размышлениям, невозможно не обсуждать на уроках литературы эпизоды из литературных произведений. Возьмем, например, слова А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Обучающиеся бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие, раскрыл проблемы чести, достоинства, нравственного выбора. Для Пушкина важно, чтобы человек «не растерял» себя в каждодневной суете, в водовороте истории. Понятия « любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души происходит в отеческом доме. Таким отеческим домом для Пушкина стал Лицей. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» помогает научить обучающихся справедливости, порядочности, верности. Как важно дать им напутствие, подобное тому, которое дал Андрей Петрович Гринёв Своему сыну! Слова « честь», «долг», « Отечество» были для Гринёва – отца святыми. Честь, мужество, любовь к Родине всегда были присущи лучшим представителям русского офицерства. Следовать однажды данной воинской присяге было нормой для русского дворянина. Для М.Ю.Лермонтова служба Родине верой и правдой – прежде всего. Сам бесстрашно сражаясь, он пишет о схватках простым и понятным языком, точно, искренне и правдиво передаёт бесхитростную речь русского солдата, ветерана Бородинской битвы. Из-под пера М.Ю.Лермонтова выходит образ офицера на кавказской войне – Максим Максимыча - который верно служит Отчизне, не заботясь о наградах, лишая себя семьи, но не жалуется и ни на минуту не сомневается в том, что он делает правое дело.

Офицерская честь и любовь к Родине сопровождали графа Л.Н.Толстого и на Кавказе, и в Крыму. Герои «Севастопольских рассказов», «Казаков» мужественны и прекрасны. А дорога жизни князя Болконского – любимого героя Л.Н.Толстого – это путь чести, истинного благородства, бесстрашия.

Или, к примеру, мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает обучающихся при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», завораживает верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В. Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматова «Плаха». Честь, честность, совесть, долг, ответственность, сострадание, любовь - вот основа нравственного поведения любого уважающего себя человека.

Русская классическая литература является преемницей древнерусской, так как тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. И это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры». . А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев унаследовали образы, идеи, даже стиль сочинения древнерусской литературы. Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.

Любовь как духовное возрождение – один из главных мотивов русской литературы. При этом авторы в первую очередь стремились показать, как она влияет на духовное развитие человека. Поэтому тема любви занимает важное место в творчестве писателей и поэтов XIX - XX века. Примеры и идеалы светлых чувств, гармоничных отношений между мужчиной и женщиной в любовной лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, в произведениях Л.Н.Толстого («Война и мир»), И.А. Бунина (цикл «Темные аллеи»), А.И. Куприна («Гранатовый браслет». В романе «Война и мир» любовь как духовное возрождение занимает одно из центральных мест. Серьезное увлечение князем Андреем юной Наташи Ростовой помогло ему посмотреть на мир новым взглядом. Благодаря девушке, князь вновь поверил в себя, в жизнь, в друзей. И перед смертью мысль о невесте примирила его с тяжелой участью: присутствие любимой, несомненно, ободрило Андрея и облегчило страдания.

Таким образом, писатели и поэты в своих произведениях всегда уделяли особое внимание описанию внутреннего мира героев, их чувств и переживаний.

Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на обучающихся оказывают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Особая роль отводится нам педагогам в решении этой задачи. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает… Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека». .

Список литературы:

    М. Горький. с.ч.в 16т.т.2стр.298 Москва Издательство «Правда» 1979

    Бердяев Н. О характере религиозной мысли 19в. (гл.7)

    Л. Н. Толстой, «Путь жизни» // Педагогика. - 1910. С.21

...

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    Статья из опыта работы. Возрождение и развитие базовых духовно-нравственных ценностей в современном образовании. Статья из опыта работы.

    Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская СШ" Омской области Нижнеомского района.

    Описание материала. Предлагаю вашему вниманию стаью из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.Статья будет полезна для учителей, педагогов дополнительного образования,а также для тех кто стремится к воспитанию духовно-нравственной личности.

    Цель работы: привлечение внимание к воспитанию духовности и нравственности у подрастающего поколения.

    «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Это народное изречение Я.А.Коменский избрал в качестве эпиграфа к «Правилам поведения, собранным для юношества в 1653 году», что свидетельствует о большом значении, которое великий реформатор придавал нравственному формированию молодого поколения. Прошли столетия, но духовно-нравственное воспитание остаётся одной из важнейших проблем в современном воспитании.
    Работая в этом направлении, перед коллективом педагогов нашей школы встал вопрос: «Осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений?». Чтобы это определить, мы предложили младшим подросткам написать сочинение на тему: «Что мы ценим в людях».
    Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта. Справедливость, способность к дружбе, любви, смелость. Далее мы предложили написать им тест «Незаконченное предложение» -Счастье-это…, доброта-это…, настоящий человек-это…, любовь-это…. Младшие подростки так рассматривают критерии счастья: это радость(50%), материальные блага (45%), хорошие отметки, хороший классный коллектив (около 10%). Нравственно незрелые подростки счастье видят только в материальных благах (деньги, подарки).
    Нужно заметить, что школьники понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость («у меня не было ручки, а он мне дал»; «я потеряла, а она нашла и отдала мне»).
    Примерно треть школьников затрудняются чётко дать определение понятию «дружба» («это когда я дружу», «дружба это дружба» и т. д.). Понятие любовь многие младшие школьники высмеивают, а о родительской любви, тем более любви к Родине вообще не говорят.
    При описании настоящего человека дети отмечали признаки, касающиеся трудовой деятельности, артистических способностей, моральные качества. Но нравственно зрелых ответов было немного. Размышляя об идеале, приоритет дети отдают внешним качествам, хотя не отрицают роли нравственного аспекта. Есть основания считать, что этот факт объясняется, прежде всего, отсутствием у подростков разносторонних и устойчивых общественно-направленных мотивов.
    В целом представления младших подростков о нормах нравственности отличаются расплывчивостью, имеют явную тенденцию, с одной стороны к расширенному толкованию (нравственный человек-это хороший человек), а с другой стороны к суждению этого понятия (нравственный человек- это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых).
    Надо отметить, что никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать. Но отнюдь не во многих анкетах встречается осознанное понимание нравственных понятий, большинство младших подростков испытывают явные трудности при их определении.
    Исходя из всех исследований и наблюдений, мы сделали вывод о том, что нужно строить воспитательную систему так, чтобы добиться систематизации и углубления нравственных представлений младших подростков. Необходимо так же, чтобы нравственное поведение разносторонне и полно стимулировалось системой предъявленных к подростку требований. Поэтому мы считаем, что развитие духовно-нравственных ценностей – должно стать одним из основных направлений работы нашей школы. При этом необходимо учить учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Главной задачей деятельности нашей школы является создание условий для формирования у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознания исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
    В нашей школе уже много лет существует детская организация «Юность», центром её руководства является комитет самоуправления школы, в который входят обучающиеся 5-11 классов. Все дела, которые проводятся в организации, способствуют формированию духовно-нравственных качеств у детей.
    В школе силами учителей и детей восстановлен историко-краеведческий музей. Ребята с интересом его посещают и работают в нём, именно здесь закладываются основы деятельной гражданской позиции. Прошлое достойно уважения. Хотя не всё может вызвать восторг и радость. Разрушение исторического самосознания народа очень опасно для страны. Могучим средством обучения и воспитания, приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей является школьный музей, так как ему присуще множество учебно –воспитательных и социально-культурных функций. Человек, который недрогнувшей рукой выбрасывал и выбрасывает в макулатуру и на свалку старые письма и фотографии, старые вещи, не понимал и не понимает, что выбрасывает не чью-то, а свою родословную, становится духовно нищим.
    В нашей школе КСШ и историко-краеведческий музей работают совместно, ребята входят в совет и актив музея. Ими проводится активная поисковая работа по сбору материалов и их систематизации. Собран материал об основных этапах развития села, школы, о первых переселенцах.
    К 70-летию Победы была оформлена Книга памяти нашего села, в которую внесены все ветераны Великой Отечественной войны.
    Школьный музей является центром воспитательной работы. На его базе проводятся классные часы, беседы, экскурсии, встречи.
    Возрождается традиция встреч с тружениками села, ветеранами труда. Праздник урожая, праздник хлеба - это КТД, которые проходят у нас в школе с участием всех классов, приглашаются комбайнёры, водители, работники тока, пекари. На КТД «Хвала рукам, что пахнут хлебом» были приглашены ветераны труда, женщины пенсионерки, которые работали в сельской пекарне в 1970-80-х годах. Такие встречи не проходят бесследно ни для ребят, ни для гостей. Пожилые люди, приглашённые в школу, на встречу с детьми чувствуют свою значимость, им приятно, что о них не забыли, они с удовольствием делятся жизненным опытом с ребятами. Ребята же начинают уважительно относиться к людям любой профессии, пожилым людям.
    Уважение к старшему поколению, преклонение перед их героическим прошлым очень важный компонент воспитания. Их жизнь может служить образцом для подражания и этот кладезь духовной жизни необходимо использовать для воспитания юношества. К сожалению, ветеранов Вов в селе не осталось. Поэтому ребята идут к ним сами с подарками и небольшими концертами. В глазах стариков одновременно светится счастье и блестит слеза. Ребята расстаются с ветеранами под большим впечатлением, удовлетворённые выполненным долгом.
    В воспитании духовно-нравственных качеств не малую роль играют встречи с участниками локальных войн в Афганистане, Чечне, Дагестане и др. Активом музея собран материал о выпускниках нашей школы участниках Афганской войны. В день вывода войск из Афганистана в школу был приглашён выпускник нашей школы, участник афганской войны Сергеев В.М., награждённый медалью за отвагу и Орденом Красной звезды за спасение командира отряда от душманов. Ребята с интересом слушали героя и гордились тем, что сидят за теми же партами, за которыми когда-то сидел их гость, что живут с ним в одном селе. Они очень много задавали вопросов, каждый хотел постоять рядом с героем, потрогать рукой Орден Красной звезды.
    Такие же яркие впечатления произвела на ребят встреча с Гвардии сержантом Константиновым Н.Н.- тоже выпускником нашей школы, участником войны в Чечне, Дагестане, Таджикистане. Николай Николаевич рассказал о трудностях солдатского быта, о дружбе на войне, ответственности, любви к Родине. Так же он передал в школьный музей новые экспонаты - пулемётную ленту, гильзы от снарядов.
    В современном мире, когда процветает национализм, мы всё чаще слышим о притеснениях людей тех или иных национальностей очень трудно воспитать и сохранить в детях чувство гордости за свой народ и уважение к людям других национальностей. У нас в школе прошло КТД «Фестиваль народов Сибири». Каждый класс подготовил презентацию народа. Ребята знакомили зрителей с национальными костюмами, традиционными блюдами и культурой народа, который они представляли. Мероприятие вызвало неподдельный интерес, живую реакцию, одинаково воспринимались зрителями русские частушки и немецкие песенки, инсценировка белорусской и казахской сказок. А уж украинские вареники с вишней, казахский бешбармак, немецкие колбаски и русские блины поедались всеми с удовольствием. Привитие детям духовных ценностей невозможно без изучения культуры своей страны, без воспитания молодёжи на национальных традициях. Классные часы, КТД, беседы посвящены культуре русского народа: традиционные праздники, с которыми ребята знакомятся не только теоретически, но и на практике. Во время знакомства с историей празднования Рождества и Нового года разучивают традиционные русские игры, поют колядки, гадают; любят и праздник Масленицы, который завершается весёлыми играми и сжиганием чучела.
    На базе музея ребята ведут активную поисковую и научно-исследовательскую работу. Очень активно и с большим интересом дети изучают свои родословные, составляют генеалогическое древо.
    С этими работами учащиеся принимают участие в различных конкурсах «Моя малая Родина», «Летопись сибирских деревень», «Корнями дерево сильно», а так же в научно- практической конференции «Поиск». Вот уже несколько лет ребята участвуют в конкурсе «Моя малая Родина» в различных номинациях: собрали материал о мастерах нашего села, охотниках. Создали несколько путеводителей.
    Так же классными руководителями используются видеозаписи встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, к сожалению их уже нет, а вот записи сохранились.
    Нравственность начинается не со слов, а с нравственных поступков, она развивается и формируется через систему упражнений в таких поступках. Поэтому педагоги вместе с детьми участвуют во всех делах, являются их соратниками и наставниками. Уборка территории центра села, памятник погибшим в Великой Отечественной войне, уборка осиротевших могил на деревенском кладбище, благотворительные концерты, встречи с тружениками села, очистка берегов реки от мусора и многое другое - всё это стало общим делом детей и учителей нашей школы. Ведь школа должна успешно содействовать раскрытию с раннего детства свойств и качеств человеческой природы с её способностями к познанию окружающего мира и творению в нём добра и блага для всех людей.

    А в т о р ы:

    О. А. Павловская, В. В. Старостенко, Л. Н. Владыковская, О. Г. Лукашова, А. И. Лукашов, О. В. Дьяченко, Т. В. Зайковская, Ю. П. Середа


    П о д р е д а к ц и е й

    О. А. Павловской


    Р е ц е н з е н т ы:

    доктор социологических наук, профессор В. И. Русецкая, кандидат философских наук Н. Е. Захарова

    Введение

    «В моральном устроении заключается величайшее украшение мира ».

    Значение этих слов великого мыслителя И. Канта с особой ясностью и остротой воспринимаются сегодня, когда человеческое сообщество все более активно и настойчиво вступает в информационную эру, выходит на новые рубежи научно-технического знания, осваивает передовые коммуникационные технологии. Но в то же время в этом глобальном по своим масштабам процессе, как никогда еще в истории, все тяжелее и болезненнее ощущается дефицит добра и человеческой теплоты в отношениях между людьми. Современный научно-технический прогресс значительно опередил по своим темпам нравственный прогресс, что способствовало сохранению старых и порождению новых форм бездуховности, жестокости, насилия, враждебности.

    В настоящее время под воздействием информационной революции происходят существенные изменения в цивилизационной парадигме, где центральные позиции начинают занимать мир человека, мир культуры. Все это связано с необходимостью утверждения в жизни людей гуманистических ценностей. Проблема «очеловечивания» человека превращается в одну из приоритетных задач развития современного общества, на реализацию которой должны быть направлены как образовательно-воспитательный потенциал различных государственных и общественных институтов, так и усилия самой личности, ориентированной на свое самовоспитание и достойную самореализацию в жизни общества.

    Среди множества проявлений человеческой духовности особое место занимают нравственные ценности, которые являются своеобразным стержнем внутреннего мира человека, выполняют ведущие регулирующие функции в формировании его эмоционально-чувственных состояний, смысложизненных ориентаций и убеждений, поступков и межличностных отношений. Значение нравственности как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества чрезвычайно велико, и связано это прежде всего с тем, что с ее помощью для нас приоткрываются «тайны» человеческой души, в ней самой проявляется и развивается сущность человека как такового или то, что еще называют «собственно человеческим в человеке». Сегодня среди исследователей, политических и общественных деятелей, представителей культуры все более активно поднимаются вопросы духовно-нравственного характера, заходит речь либо о грядущей этической революции, либо о формировании нового гуманизма; в повседневном общении представления о нравственности достаточно часто ассоциируются с такими выражениями, как «быть человеком», «жить по-человечески», «человеческие законы», «человеческое отношение», «поступать по совести», «работать на совесть», «относиться с уважением» и др.

    Человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, добросовестность, ответственность, честность – эти и другие качества, проявляясь в жизни человека, превращают нравственность из теоретической конструкции в реально существующий феномен.

    Раскрываясь всем богатством своих моральных чувств, убеждений, мотивов и качеств, человек становится неповторимой личностью, открывает и совершенствует, говоря словами Канта, «человеческое в себе», «заложенные в нас прекрасные задатки добра, делающие человека достойным уважения».

    О человеке как источнике истинно человеческого говорил в свое время и Аристотель, раскрывая образ «нравственно прекрасного человека» («добропорядочного»). Добропорядочного человека отличает больше всего то, – писал он, – «что во всех частных случаях он видит истину так, будто он для них мерило и закон». Нравственная красота раскрывает самое лучшее в человеческой природе и облагораживает его отношения с другими людьми. «Правда о добропорядочном заключается в том еще, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо: он расточит имущество и почести и вообще блага, за которые держатся другие, оставляя за собою лишь нравственную красоту».

    В противовес набирающим силу тенденциям глобализации культуры заметно повысился интерес к национальным культурным ценностям. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что именно на основе формирования прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. Нация, утратившая свои духовные основы, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее общества и государства определяются бережным сохранением и развитием культурно-исторического наследия, народных традиций и норм общественной жизни. Все это обусловливает актуальность гражданско-патриотического воспитания в современном обществе.

    Гражданственность и патриотизм являются важнейшими нравственными качествами человека, в которых выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, их истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

    В современном белорусском обществе особую остроту и значимость приобретают проблемы социокультурного и духовно-нравственного характера. В новых социальных условиях, на фоне материального изобилия, развитых экономических мощностей и технических возможностей чрезвычайно остро ощущается жизненная потребность в духовно-культурном обогащении общества, моральном оздоровлении человека, а также все более осознается опасность деморализации человеческой природы, дегуманизации общественных отношений.

    Особенно отчетливо это показали события 11 апреля 2011 г. в минском метро. Очевидным стало, с одной стороны, как моральная деградация и духовная нищета личности оборачиваются трагедией для других людей и социальной бедой, с другой, как может консолидироваться общество, проявляя сострадание, милосердие, душевную теплоту и заботу.

    Специфической чертой современного транзитивного общества является весьма острое проявление накопившихся проблем в духовно-нравственной сфере. Здесь глубокой трансформации подвергаются представления человека о смысле жизни, справедливости, ответственности, честности, порядочности, разрушаются устоявшиеся духовно-культурные традиции, серьезно обостряются многие социально-психологические проблемы. Негативные последствия нестабильности социально-моральных отношений, ограниченности и неразвитости духовных потребностей и нравственных чувств определенной части населения наиболее отчетливо проявляются в распространении таких социальных деформаций, как пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, торговля людьми, социальное сиротство и др. Появление и распространение этих негативных явлений в нашей жизни обусловлено целым рядом причин социально-экономического и политического характера, но немалую роль при этом сыграли и морально-психологические факторы. Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет в связи с этим особо подчеркнул: «Общественные потрясения происходят вследствие конфликта совести воспитателей с совестью воспитуемых».

    В настоящее время особой зоной риска является сознание молодых людей, которые в силу своих возрастных особенностей могут легко попадать под влияние различных факторов, в том числе и несущих определенную опасность. В современных условиях молодым людям предоставлены широкие возможности для реализации своих способностей, получения образования, проведения досуга. Активно осваивают они новинки научно-технической мысли. Однако при весьма благоприятных обстоятельствах материально-технического плана, широких возможностях в образовательной сфере в молодежной среде существенно обостряются проблемы духовно-нравственного характера. Главная среди этих проблем – это резкое отставание уровня развития нравственной культуры личности от формирования ее интеллектуального потенциала.

    Транзитивное состояние современного общества, связанное прежде всего с переходом на информационный путь развития, отчетливо выводит на передний план проблему формирования духовно-нравственного мира личности, решение которой позволит, с одной стороны, искать наиболее эффективные способы преодоления негативных морально-психологических последствий индустриализма, с другой – оптимизировать возможности для раскрытия и совершенствования духовно-нравственного потенциала человека как реальной силы грядущих социокультурных преобразований. В одном из своих последних интервью А. И. Солженицын сказал: «Всюду и везде дело в совести и морали. Только надо их воспитывать и самовоспитывать в себе». Сегодня уже недостаточно обозначить проблемы духовно-нравственного характера, важно искать пути их практического решения. Поэтому исследование проблем духовно-нравственного воспитания в условиях перехода к информационному обществу приобретает новое звучание и особую остроту.

    В настоящее время регулирующей и воспитательной роли нравственности придается важнейшее значение в проводимой белорусским государством политике. Как отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, выступая на совещании педагогического актива Беларуси 29 августа 2011 г., «Самое главное – заложить в подрастающее поколение твердый идейный и нравственный стержень, который позволит противостоять всяческим политическим проискам и провокациям. Сегодня во главу угла необходимо поставить патриотическое воспитание». Все более отчетливым становится понимание того, что одним из приоритетных направлений в системе идеологической работы в нашей республике должно стать создание системы нравственного воспитания, отвечающей требованиям времени и согласующейся с национальными интересами, духовно-культурными традициями.

    Ведущая роль в процессе морального оздоровления и духовно-культурного развития общества принадлежит: во-первых, самой личности, которая должна обладать чувством собственного человеческого достоинства, быть свободной и ответственной в своих действиях, способной самостоятельно, активно и творчески раскрывать и развивать свой интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал в общественно значимой деятельности; во-вторых, государству как главному социальному институту, берущему на себя функции по координации процессов правовой и моральной регуляции, организации плодотворного образовательного процесса, проведению эффективной идейно-воспитательной деятельности; в-третьих, развивающемуся гражданскому обществу, где в деятельности различных институтов (семьи, школы, СМИ, церкви, общественных объединений и др.) должно осуществляться целенаправленное воздействие на формирование морального сознания, жизненной позиции личности.

    Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания теснейшим образом связана с реформированием и оптимизацией системы образования. Сегодня, в условиях перехода к информационному обществу, образование превращается в мощный социальный фактор, обеспечивающий экономический рост и динамичное развитие человеческого капитала. Однако ориентация образовательной системы лишь на экономические интересы и практические цели сопряжена с усугублением ситуации в духовно-нравственной сфере. Поэтому сегодня весьма остро стоит вопрос о воссоединении в единое целое образования и воспитания, о возвращении и дальнейшем развитии их духовно-нравственного содержания. Об этом убедительно свидетельствует принятый в январе 2011 г. «Кодекс Республики Беларусь об образовании». В нем особо подчеркивается неразрывность образовательного и воспитательного процессов, при этом целью воспитания определяется «формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося».

    В образовательно-воспитательном процессе должны соединяться в единое целое как общечеловеческие, так и национально-культурные ценности, преследуя при этом главную цель – сделать человека «человечным». В результате этого будет происходить как преобразование гуманистических идеалов в реальность в лице духовно богатой, нравственно совершенной, высокообразованной личности, так и усвоение национальных культурных достижений, способствующих формированию человека в качестве достойного гражданина и патриота своей страны. А это, в свою очередь, будет способствовать эффективному социально-экономическому развитию, стабилизации социально-политических связей и отношений, обеспечению национальной безопасности.

    В последнее время в социально-гуманитарной науке, общественно-политической практике, учебно-методической литературе существенное распространение получили различные понятия, в первой части которых употребляется определение «духовно-нравственный»: духовно-нравственные ценности, духовно-нравственный мир человека, духовно-нравственная сфера, духовно-нравственное воспитание и др. Прежде всего это говорит о признании чрезвычайной актуальности морально-этической проблематики в условиях современных социальных трансформаций, а также о стремлении преодолеть «груз» политико-идеологизированного отношения к морали, которое было характерно для советского общества.

    Относительно понятия «духовно-нравственные ценности», необходимо отметить, что его популярность в настоящее время обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, невозможно уже не замечать того, что сама жизнь, практика социального реформирования сделали чрезвычайно актуальными и востребованными проблемы духовно-нравственного характера. Во-вторых, с научной точки зрения это понятие является целесообразным, так как в нем актуализация нравственного начала в жизни непосредственно связывается с духовным миром личности, что позволяет раздвинуть представления о морали не только как о совокупности принципов и норм поведения, но и как о целостной системе отношений человека к другим людям, социальным группам, государству, обществу, природе, самому себе, оцениваемых через призму добра и зла, справедливости и несправедливости, ответственности и безответственности, любви и ненависти и других этических категорий. В-третьих, в условиях кардинальных социальных перемен нельзя пустить на самотек процесс духовно-культурного развития и морального взросления подрастающего поколения и молодежи, а необходимо стремиться как всячески оказывать на него позитивное, благотворное влияние со стороны государственных и общественных структур, так и стимулировать развитие процесса самосовершенствования личности.

    Что касается понятия «духовно-нравственное воспитание», то следует сказать, что его популярность сегодня можно объяснить тем, что само нравственное воспитание как часть общего процесса коммунистического воспитания чаще всего в общественном сознании ассоциируется с советским прошлым. Поэтому неслучайно в настоящее время значительное распространение получила позиция возврата к прошлому, досоветскому, опыту нравственной жизни, который в большей степени был связан с религиозным сознанием. Этому способствовало и то обстоятельство, что в условиях социальной транзитивности заметно активизировалась религиозно-конфессиональная деятельность, а на церковь как социальный институт стали возлагать нравственно-воспитательные функции. На наш взгляд, такая позиция может быть расценена как односторонняя и недостаточно продуктивная, так как непосредственно и исключительно связывает нравственное сознание личности с ее религиозностью, а это явно противоречит современному уровню развития демократии, нивелирует значение прав и свобод человека.

    Попытки осмыслить и использовать понятие «духовно-нравственное воспитание» сегодня предпринимаются в педагогической науке. Но следует заметить, что в основном здесь преобладает прикладной подход: проблему духовно-нравственного воспитания рассматривают применительно к тем или иным формам учебного процесса, различным группам учащихся. Это, конечно же, важно с точки зрения педагогической практики, но в теоретическом плане здесь явно ощущается недостаток философских обобщений и обоснований.

    Представленная коллективная монография отражает результаты научных исследований по актуальным проблемам социокультурного и духовно-нравственного развития современного общества, находящего в состоянии транзитивности. Авторы попытались рассмотреть теоретические и прикладные аспекты проблемы духовно-нравственного развития личности применительно к происходящим в Республике Беларусь процессам социальных преобразований. Монография является результатом комплексного исследования актуальной проблемы. В теоретико-методологическом плане за основу был взят социально-философский подход, который позволяет анализировать специфику формирования духовно-нравственных ценностей в динамике социальных процессов, выявлять характерные черты самоидентификации и социализации личности в условиях общественных трансформаций, исследовать проявление личностного фактора в качестве движущей силы социально-исторического развития, определять место и роль национальной культуры в системе общественных отношений, раскрывать сущность и значение духовно-нравственного воспитания как социокультурного явления, рассматривать особенности его развития применительно к тем или иным конкретно-историческим условиям.

    В монографии также используются методологические и методические разработки этического, социологического, культурологического, религиоведческого, правоведческого, социально-экологического характера, что существенно дополняет социально-философский анализ и позволяет расширить представление о духовно-нравственных ценностях как о социальном и личностном феномене, конкретизировать их проявление в различных сферах общественного бытия, показать специфику их формирования в условиях современного социокультурного процесса.

    Очевидно, что проблемы духовно-нравственного развития личности являются весьма актуальными и вызывают повышенный интерес не только в научной среде, но и среди политиков, деятелей культуры, членов бизнес-сообщества, представителей различных конфессий, граждан нашей страны. Авторы монографии, поднимая и анализируя эти проблемы применительно к современному белорусскому обществу, попытались с научных позиций оценить состояние социально-нравственных отношений, национально-культурных процессов, государственно-конфессиональных взаимодействий, не претендуя при этом на исчерпывающее их раскрытие, а также стремились привлечь внимание государственных и общественных деятелей, широкой общественности к проблеме духовно-нравственного воспитания как важного направления совершенствования идеологической работы в нашей республике.

    Глава 1
    Беларусь в современной социокультурной динамике: специфика социально-нравственных отношений

    1.1. Духовно-нравственные основы национальной безопасности Республики Беларусь

    Происходящие в настоящее время кардинальные социальные трансформации, обусловленные как глобальными по своей сути процессами создания и распространения новейших информационных технологий, так и катастрофически угрожающим наращиванием кризисных явлений в социальной жизни и решительными действиями по их преодолению, находят отражение в системах национальной безопасности современных государств. Республика Беларусь как суверенное государство и субъект международных отношений уделяет серьезное внимание защите своих национальных интересов, противодействию угрозам экономического, политического, информационного, социально-психологического характера.

    В ноябре 2010 г. была принята Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой сохраняется преемственность по отношению к ранее проводимой политике в сфере национальной безопасности и вносятся изменения и дополнения с учетом происходящих глобальных геополитических процессов, а также современной социально-экономической и политической ситуации в республике. Среди актуальных проблем национальной безопасности Беларуси называются и проблемы социокультурного и духовно-нравственного характера. В качестве одного из основных национальных интересов в социальной сфере определено «развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, сохранение и приумножение его культурного наследия, укрепление духа патриотизма» .

    Конец ХХ – начало ХХI в. является важнейшей вехой в человеческой истории – переходом на новый качественный уровень социального и социокультурного развития, связанный с активным и широким использованием передовых научно-технических достижений и информационных технологий. Транзитивность современного общества обусловлена прежде всего объективной необходимостью перехода на путь информационного развития, что открывает значительные перспективы для проявления креативных способностей людей, углубления и распространения научных знаний, повсеместного освоения новейших технологий и таким образом существенного совершенствования материально-технической базы общественного производства и использования возможностей человека в качестве ведущей производительной силы. Но наряду с этим транзитивное состояние общества содержит в себе весьма значительный по своим масштабам деструктивный потенциал, вызванный как противоречиями и последствиями процесса капитализации производственных отношений и утверждения техногенной цивилизации, так и остротой социально-гуманитарных проблем, связанных с вступлением в новую фазу социального развития – информационную.


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди