01.05.2019

Эдипов комплекс подростка советы матерям. Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин


Эдипов комплекс, то, согласно Фрейду, этот комплекс обязателен и универсален для всех в детстве. Эдипов комплекс, что одно из понятий, используемых Фрейдом в классическом психоанализе для того, чтобы обозначить противоречивое отношение ребенка к своим родителям. То есть таким образом объясняется проявление у ребенка неосознанных влечений, которые сопровождаются выражением чувств одновременно и любви, и ненависти к родителям.

Древнегреческая трагедия, легшая в основу комплекса Эдипа

Эдипов комплекс, что это, можно объяснить с помощью времени Софокла «Царь Эдип». В этой трагедии рассказывается о несчастной судьбе Эдипа. Бессознательно он сначала убивает своего отца Лая, чтобы потом стать мужем своей матери Иокасты. После того как он узнает от оракула о деяниях, совершенных им, он ослепляет себя.

Именно из этого мифа Фрейд почерпнул идею того, откуда появился Эдипов комплекс у мужчин. И, как считал Фрейд, этот комплекс присущ каждому человеку. Он утверждал, что наши сны доказывают, что все без исключения направляют свое первое на мать и свое первое желание причинить насилие - на отца.

Изучая воспоминания взрослых и наблюдая за детьми, Фрейд сделал вывод, что проявление Эдипова комплекса универсально. Мальчик в детстве эротически привязан к своей матери и хочет овладеть ею. В этом случае отец им воспринимается как помеха. Девочка же испытывает потребность в устранении матери, так как испытывает теплые чувства к своему отцу.

Эдипов комплекс, что это по Юнгу

В психоаналитической литературе, чтобы обозначить Эдипов комплекс у женщин, часто используют понятие, введенное Юнгом К.Г,- комплекс Электры. И это название также берет свои истоки у древнегреческого мифа о дочери Агамемнона. В этой трагедии Электра помогла убить свою мать, которая была виновна в смерти отца.

Но Фрейд, рассуждая на тему "Эдипов комплекс, что это?", считал, что он в равной степени свойственен всем людям независимо от того, к какому полу они принадлежат. Фрейд обосновывал это тем, что человек имеет мужское и женское начало, и его бисексуальность приводит к тому, что ребенок может занимать позицию активную или пассивную.

Вытеснение Эдипова комплекса

Согласно Фрейду, Эдипов комплекс начинает проявляться у детей в возрасте от 3 до 5 лет. И задача каждого - его преодоление, так как этот процесс обязателен для развития ребенка, характеризующегося переходом от фазы детской сексуальности к нормальному пути развития человека. Если он сохранится в бессознательном ребенка, то это может стать причиной невротизации ребенка и скажется на его психологических расстройствах уже во взрослом возрасте.

Но, несмотря на универсальность комплекса, Фрейд все-таки считал, что у мальчиков и девочек он развивается и изживается по-разному. Страх мальчика перед кастрацией как наказанием за влечение к матери приводит к его отвращению от Эдипова комплекса. И мальчик сублимирует свои влечения на другие, социально допустимые цели.

Девочка же, по мнению Фрейда, нормально реагирует на то, что у нее отсутствует пенис, но при этом она испытывает зависть к тому органу, которого у нее нет, и желает получить его от отца. сохраняется достаточно длительный период, поэтому с Эдиповым комплексом девочки расстаются медленно. Но продолжительное сохранение у девочек этого комплекса способствует подготовке женщины к ее половому созреванию.

Миф об Эдипе

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он - приёмыш.

Однако когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы - спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! - в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. - Ты убьешь своего отца и женишься на матери!».

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине - Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте - ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса - чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её - за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она - его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864 Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тирессию Фимскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он - убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него - фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» - входом вподземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались примирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы семерых Героев, гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

В психосексуальном развитии человека выделяется эдипова фаза (от 2,5 до 6 лет), этот термин употребляется как в отношении мальчиков, так и девочек, хотя само выражение «эдипов комплекс» относят к мужчинам, для женщин есть свой термин «комплекс Электры». Термин введен Зигмундом Фрейдом, и означает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю своего пола.

Так мальчик, чувствуя сексуальное влечение к матери, видит в отце соперника, бессознательно (а иногда и осознаваемо) желая его смерти или исчезновения, ревнуя к нему мать. Он пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации, ведь он знает, что отец сильнее него. Вследствие кастрации в психике ребёнка формируется особая инстанция, которую Фрейд назвал Сверх-Я, под ее воздействием мальчик подавляет инцестуозные влечения к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом. Упрощая можно сказать так - мальчик чувствует, что его мать остается с отцом, он проиграл борьбу за нее и идентифицирует себя с отцом, в тайной надежде, что когда вырастит, то станет таким же сильным и мужественным, таким же умелым, как его отец, и тогда мать предпочтет его. Мальчик всегда учится у отца мужскому поведению. Он сравнивает себя с отцом, а в сравнении проявляются элементы конкуренции, что соответствует природе мужского поведения, и у него формируются мужские черты характера. Так разрешается ситуация.

В случае реализации бессознательных желаний и завоевания мальчиком большей части любви и внимания матери (как вследствие тяжелой болезни, в т.ч. алкоголизма или наркомании, смерти отца, развода родителей, частого и длительного отсутствия отца дома, когда мальчик остается с матерью), так и не полного выполнения отцом своих мужских функций в семье, говорят о так называемом «эдиповом триумфе». Он имеет тяжелые последствия, особенно если какое-либо из вышеописанных событий произошло до шестилетнего возраста ребенка. Мальчику не с кем себя идентифицировать, или он не хочет идентифицировать себя с деструктивным отцом и идентифицирует себя с матерью, что приводит к формированию женских черт характера, а как следствие психологического инцеста (не говоря уже о физическом, что тоже встречается) - импотенции или донжуанства. Во взрослой жизни такие мужчины, стремясь найти спутницу жизни, на самом деле подсознательно ищут мать, что приводит к нестабильности отношений с женщинами. В более тяжелых случаях нарушается половая идентификация, и проявляются гомосексуальные влечения, как способ бегства от инцеста.

Кроме того у мальчика нет опыта конкурентной борьбы, и во взрослой жизни он будет испытывать затруднения в тех ситуациях, которые требуют активизации мужского начала, а образ отца может переноситься на соперника с детскими реакциями: обидой, злостью, чувством своей никчемности, попытками что-то доказать - себе или другим. Такие мужчины не терпят над собой никакого начальника, не уживчивы в коллективах. Иногда отношения с отцом порождают стремление получить больше любви и понимания у матери. Любви не плотской, а сыновней. Мальчику, в случае, если отношения с отцом не сложились, но есть материнская любовь (как к сыну), взрослея, легче адаптироваться к жизни, чем без материнского тепла.

Характерной особенностью этого комплекса является формирование собственнических отношений матери по отношению к сыну. Мать так хочет компенсировать отсутствие любви отца к сыну, и создает обоюдную - сын зависим от нее, а она от сына, что крепко привязывает мужчину к своей матери и мешает ему взять на себя роль мужа, отца в своей семье. Часто такая мать «выживает» всех невесток, способствуя тому, что сын не имеет постоянных и стабильных отношений с женщиной, что и требуется матери для сохранения своей власти над сыном. Бывает, что всю жизнь они проживают вместе, а после смерти матери сын тоже не живет долго. Знаю много примеров, когда способом бегства сына от инцеста явилось его самоубийство, чаще в виде «несчастного случая».

В отношениях с женщинами такой мужчина похож на ребенка: капризный, требует постоянной опеки, внимания только ему, мелочно-придирчив и требователен. Не удивительно, что и сами женщины быстро прекращают отношения с такими мужчинами. Часты сексуальные проблемы, ведь такой мужчина подсознательно ищет мать в каждой встречной женщине и «влюбляется» именно в таких женщин, которые внешне, чертами характера или поведением напоминают мать. А секс с матерью в нашей культуре запрещен.

Бывает, что сначала и отношения и секс хорошие, но когда женщина рожает ребенка - начинаются все описанные выше проявления комплекса - она стала матерью! И пусть это мать их ребенка, но черты матери усилились, что и приводит к активизации энергии комплекса, и как следствие активизации начинаются семейные драмы, часто ведущие к разводу родителей, что в свою очередь способствует развитию целого «букета» комплексов у ребенка.

Остро стоит вопрос «что делать?», а вопрос «кто виноват?» здесь не уместен. Ответ на этот вопрос прост - разорвать эмоциональную связь с детской семьей, ибо стать взрослым, относится к женщине, как женщине, может только тот мужчина, который разорвал эмоциональную связь с матерью, он взрослый не только телом. Но это легко написать, еще легче прочитать, но не так просто сделать, ибо связи эти прочны, невидимы, не определяемы приборами и их не получится разорвать только сознательным решением или волевым усилием: «Вот прямо сейчас я беру и разрываю эмоциональную связь с матерью и стаю взрослым». Это большая внутренняя работа, это внутреннее взросление, труд души, процесс, а о разрыве связи свидетельствует символ, подымающийся с глубин бессознательного и проявляющий себя во сне.

Как психолог, я работаю с такими проблемами, и как свидетельствует мой опыт, каждый, кто стремится к самопознанию и совершенствованию себя получает достойную своего труда награду. Процесс психотерапии - это и есть взросление и духовное развитие. Дорогу осиливает идущий. Желаю вам победы на этом пути.

Эдипов комплекс. Этот комплекс очень распространен и рожден исключительно взаимоотношениями между детьми и родителями. Он должен интересовать каждого воспитателя. Я советую родителям его тщательно изучить.

Психологи знают, сколько психических заболеваний породил этот комплекс, сколько им было загублено жизней

Этот комплекс часто вызывает у мужчин трусость, а у женщин - мужественность. Кроме того он вызывает частичное или полное половое бессилие, боязливость, требовательность или непрерывный страх неодобрения. чувство неполноценности, чувство вины без видимых причин, гомосексуальность

Этот комплекс обычно появляется в детстве. Затем он может исчезнуть если есть полное взаимопонимание между родителями и детьми Если его нет то комплекс сохраняется и у взрослых людей.

Равновесие в семье может быть только в том случае, если все три элемента совершенны. Но это бывает очень редко.

Сначала я напомню вам древний миф: Эдип женится на своей матери Иокасте, убивает своего отца Лая и. ослепив себя, уходит со своей дочерью Антигоной из Фив. Какое отношение это имеет к психоанализу?

Предположим, что молодой человек хочет, чтобы мать принадлежала только ему, но имеется препятствие (соперник) - его отец. Молодой человек хочет (сознательно или нет), чтобы отец полностью оставил ему мать. Каким образом? Уехав, исчезнув или умерев. И мы имеем:

Мальчик: любит свою мать, ревнует ее к отцу и хочет его устранить: испытывает угрызения совести; чувствует себя виновным.

Девочка любит своего отца, становится ревнивой к матери и хочет ее устранить; чувствует угрызения совести; чувствует себя виновной. Показательны некоторые детские рисунки. Маленький мальчик с матерью находится в церкви. Перед ними священник. Сбоку закрытая дверь, за которой стоит отец.

То есть, мальчик нарисовал „женитьбу” на своей матери удалив отца. А вот некоторые рассуждения:

Мама, когда я вырасту, я женюсь на тебе. - Но что скажет папа? - Папа? Он тогда уже умрет. Или:

Папа, когда я стану большой, я буду твоей женой. - Но у нас есть мама. - Мама? Она уедет отсюда.

Проявление эдипова комплекса у детей - норма, но затем он должен нормально исчезнуть. Рассмотрим появление, естественную эволюцию и завершение эдипова комплекса.

Мальчик по отношению к матери :

Физически и психологически зависит от матери (уход, внимание, ласка) Желает полностью ею владеть. Хочет „жениться” на матери, то есть закрепить полное обладание ею. Собственническое чувство пропадает, появляется желание заботиться о матери и охранять ее.

В подростковом возрасте становится независимым, привязанность к матери слабеет. Проводит время с девушками. Женится. Узнает, что не он один любит мать. С этого момента отец становится соперником. Начинает ревновать отца к матери, но не способен устранить этого мощного соперника. С этого момента мальчик агрессивно отталкивает отца. Он становится непослушным, циничным, насмешливым и т.д. Начинает соревноваться с отцом, восхищаясь его силой. Желание уравняться и даже превзойти отца. Он играет в мужчину. Больше не соревнуется с отцом - он сам стал мужчиной.

Девочка по отношению к матери:

Физически и психологически привязана к матери. Немного позже мать становится соперницей. Она агрессивно отталкивает мать. Отец является соперником, потому, что мать заботится о нем так же, как и о ней. Отец - это сила и мужественность. Она хочет, выйти за него “замуж”. Соревнуется с матерью, пытается стать более обольстительной, чем мать. Девочки-подростки насмехаются надматерями, хотят их принизить в глазах отца. Вполне сформировалась. Больше не соревнуется с матерью, считает ее подругой. Играет во взрослую женщину по отношению к своему отцу и другиммужчинам. Отец - только любимый отец, но не мужчина.

Это нормальный путь развития ребенка. Оно продолжается обычно до 15-18 лет.

Сексуальность. Сексуальность является таким же инстинктом, как и все остальные. Она дана нам от рождения. И нет ничего удивительного в том, что годовалый ребенок обладает как сексуальным инстинктом, так и инстинктом самосохранения. Напомню о том, что сексуальность не надо смешивать с половой функцией, которая появляется только после половой зрелости и становится сознательным желанием. Сексуальность бессознательна и проявляется автоматически, когда встречаются два противоположные пола. Бессознательное „Ид” находится вне морали. Понятие „кровосмешение” для него не имеет никакого значения. Не больше, чем для волка понятие „кровожадный”, как я уже говорил. Ид знает только инстинктивные позывы, такие же естественные, как желание пить или есть. Естественно и логично, что сминая сексуальность противоположных полов проявляется даже в одной семье.

Прежде чем рассматривать собственно эдипов комплекс, разберем три обычных случая:

1. Мужчина обожает жену, но чувствует себя с ней импотентом. Со случайными уличными женщинами половой акт проходит нормально.

2. Муж страдает половым бессилием, жене это не нравится, и она заводит любовника. Когда муж об этом узнает, у него восстанавливается способность выполнять супружеские обязанности.

3. Молодой человек несколько раз был помолвлен, но каждое официальное обручение приводило его в ужас и он добивался разрыва отношений. Однако у него было много связей с девицами легкого поведения.

Мы знаем, что мальчик больше привязан к матери, а девочка - к отцу.

Если эта естественная привязанность продолжается чрезмерно легко и усиливается в юности, то возникает явление фиксации. Сын - привязан к матери; идентифицирует себя с матерью; становится похожим на мать, женственным. Дочь - привязана к отцу; идентифицирует себя с отцом; становится похожей на отца, мужеподобной.

Для того чтобы мальчик стал мужчиной, он должен соревноваться, это совершенно необходимо. Но с кем ему соревноваться? С матерью? Развитие настоящего мужчины зависит от отца. Он является примером, и мальчик должен стремиться не только уравняться с ним, но и превзойти его. В 1-м и 2-м случаях такое соревнование невозможно. Что же происходит? Отсутствует „соперник", более того, мать разочарована в жизни, она не может найти мужа и отца для ребенка. И, естественно, всю свою любовь, всю заботу и внимание она отдает мальчику, уже лишенному мужественности! При этом она рискует привязаться к ребенку, единственному утешению в жизни. Она его лелеет и пестует. Это классический случай воспитания мальчика „под юбкой у матери”. Со своей стороны мальчик ищет для себя пример и безопасность, и мать становится его единственной защитой. Здесь возникает двойная связь, очень опасная для будущего мужчины. Мать становится для него Единственной Женщиной, Единственным Идеалом, вокруг нее вращается любовь и еще несозревшая сексуальность сына. Став взрослым, он начинает встречаться с женщинами, но к ним он чувствует только „чистую любовь”. Он неспособен объединить любовь с половым актом.

Вернемся к трем случаям:

Мужчина неспособен к половому акту с женой, но совершенно нормально „общается” с уличными женщинами. Почему? Потому что он не должен проявлять к ним особого уважения и ничто не мешает его сексуальному инстинкту.

2. Жена нашла себе любовника, и муж немедленно превратился в мужчину. Как же это произошло? Жена, отдавшись другому, в его понимании перестала быть его женой и стала не достойна уважения, которое ему мешало.

3. Официальная помолвка ставила молодого человека в трудное положение. В его понимании любовь - это уважение, но без сексуальности, что неизбежно вело к проявлению боязливости. Он начинал искать повод к разрыву с невестой для того, чтобы доказать себе, что он способен покорить другую женщину.

И со следующей невестой повторялось то же: боязнь полового бессилия вызывала бегство. Это тип Дон-Жуана.

Отец - диктатор. Прежде всего отметим, что диктатор на самом деле очень слабый человек. Диктаторство является компенсацией слабости. В этом случае соревнование между сыном и отцом невозможно. Юноша слишком боится отца и ищет защиты у матери. Мать же в этом случае не может разделить свою любовь между сыном и мужем и полностью отдает ее сыну. И сын рискует остаться ребенком навсегда.

Не думаете ли вы, что такие ситуации - редкость? Тысячи жалоб, тысячи исповедей приходится выслушивать психологам. Воспитание мальчика без отца требует большого такта и умения.

Без мужа или с мужем-диктатором женщина отдает всю свою любовь и заботы сыну. Для матери мальчик становится всем. И пока сын маленький, все идет хорошо. Мать может бессознательно желать, чтобы он оставался как можно дольше ее „маленьким мальчиком”. И часто случается, что мать добивается своего. Потому что:

а) мальчику не с кого брать пример, ему не с кем соревноваться;

б) мать делает для него все, что ему нужно. Все вопросы решаются просто и идеально. У него не развивается желания добиваться всего самому. Зачем ему это? А если его мать еще и властная женщина, то это может привести к тяжелым последствиям. Еще хуже, если воспитание мальчиков доверяют бабушкам. Теперь рассмотрим эдипов комплекс. Развитие ребенка идет неравномерно, и отношения его с родителями все время меняются. Могут возникнуть разные ситуации, зависящие от внешних обстоятельств, поведения родителей, психологической хрупкости характера ребенка и т.д.

Механизм же эдипова комплекса весьма изощрен. Мальчик хочет, чтобы его мать принадлежала только ему. Отец становится соперником, он ревнует к отцу, и эта ревность рождает в нем агрессивность. Теперь развитие может пойти неправильно. С одной стороны, мальчик восхищен отцом, с другой - он ревнует и поэтому агрессивен. Это противоречие вызывает угрызения совести и тревогу. Мальчик чувствует свою вину перед отцом, но не знает, как ее загладить, чтобы отец простил его. Все это происходит на уровне подсознания и очень медленно.

Мальчик пытается понравиться отцу, получить его одобрение, а для этого он стремится стать менее мужественным. Он начинает играть в „маленького послушного ребенка”, вместо того, чтобы соревноваться с отцом. Поблажки отца компенсируют его тревоги. И эта игра может продолжаться очень долго. Мальчик становится все более женственным, все больше привязывается к матери.

Для взрослого, получившего такой комплекс в детстве, все вышестоящие напоминают ему отца: начальник, старшина, профессор и т. д. Более того, чувство вины и боязнь сделать ошибку никогда не покидают его. Эти случаи чрезвычайно распространены и весьма разнообразны. Тысячи маленьких проявлений являются симптомами этого бессознательного комплекса.

Многие люди делают все, чтобы, доставить удовольствие окружающим. Зачем? Чтобы только доставить удовольствие? Совсем нет. Чтобы получить одобрение, симпатию и поощрение. Они хотят нравиться из боязни не понравиться. Они хотят избавиться от чувства вины.

Например, Н . часто задавал своему начальнику вопросы, ответы на которые прекрасно знал. Зачем? Чтобы окружающие видели, что он всем интересуется и чтобы показать, что ему доверяют.

А. очень обрадовался, когда получил выговор от начальника. Его начальник удивлялся: „Мой выговор его просто преобразил. Я ничего не могу понять. До этого он не работал так хорошо, как сейчас”. Почему? Потому что выговор он получилкак бы от „сурового отца”! И теперь работа позволит ему получить поощрение, симпатию и прощение. И он чувствует себя счастливым.

B., водитель пятидесяти лет, довольно интеллигентный человек, рассказывал:

Это мне кажется абсурдным, я ничего не понимаю. Когда я вижу на перекрестке полицейского, я стремлюсь соблюдать правила движения как, наверное, никто другой. Но не из-за уважения к этим правилам. Здесь что-то более глубокое. У меня появляется непреодолимое желание показать этому полицейскому, что я прекрасно выполняю все правила. Я не знаю этого полицейского и, может быть, никогда больше не увижу. У меня чувство, что я маленький, за мной наблюдает отец и он сейчас скажет: „Это очень хорошо, ты молодец”.

Анализируя жизнь господина В ., можно сказать, что имеет место эдипов комплекс. Для него полицейский представляет власть, то есть отца. И поведение В . при виде полицейского вызвано не тем, что он боится штрафа за нарушение правил движения. Он хочет даже от случайного полицейского получить снисходительное сочувствие, которое для него имеет значение прощения.

Симптомы эдипова комплекса чрезвычайно разнообразны и всегда тягостны. Человек действует совершенно бессознательно и имеет смутное чувство, похожее на неопределенную боль. У комплекса Эдипа очень далеко идущие последствия. Он может испортить человеку жизнь. Человек, подверженный этому комплексу, остается на всю жизнь моральным калекой.

У мужчин исчезает мужественность. Эдипов комплекс заставляет человека чувствовать себя ничтожеством практически во всех ситуациях, где требуется проявить мужество и решимость. Ему в этих случаях всегда становится не по себе или возникает боязнь принятия решения. Он постоянно чувствует себя виноватым. И где бы он ни находился, ему кажется, что его только терпят, он пытается сжаться и стать незаметным. Ему кажется, что за спиной его все ругают, и это для него очень мучительно. И все начальники напоминают ему отца или мать, если он был воспитан одной властной матерью. Потому что; став мужчиной, в душе он остался ребенком. Достаточно оглянуться вокруг, и вы увидите миллионы таких случаев.

У женщин также возникает чувство неполноценности и вины. Они боятся любви, боятся мужчин, боятся материнства и ответственности. В замужестве они сексуально холодны и агрессивны в бессознательном соревновании со своим мужем. Женщина с эдиповым комплексом всю жизнь - женщина-ребенок.

Это еще раз показывает, насколько важна нормальная семейная среда. Возможность того, что эдипов комплекс исчезнет сам по себе, маловероятна. Восемь человек из десяти несут в себе более или менее глубокие следы этого комплекса.

Комплекс кастрации. Кастрация влияет на физическое и душевное состояние человека, многие мужчины при одной только мысли о кастрации приходят в ужас. У некоторых детей возникает страх быть кастрированными, а значит, - изуродованными. Подобные опасения проявляются в определенных обстоятельствах и во многом зависят от воспитания. Эти страхи продиктованы природой - даже на разговоры о кастрации мужчины реагируют довольно болезненно. Страх может быть осознанным или подсознательным. Многие родители сами создают у сыновей комплекс кастрации, неправильно их воспитывая.

Иногда у маленьких мальчиков появляется желание трогать и выставлять напоказ половые органы. Это естественно и нормально, но родители считают это чем-то ужасным и начинают запугивать ребенка: „Если ты будешь его трогать, он отвалится”, „Если ты будешь его показывать, у тебя отберут и ты станешь девочкой”. Или еще хуже: „Если ты будешь его трогать, я его отрежу!”

Иногда этот комплекс развивается по-другому. Например, как только мальчик узнает о различии полов, он приходит к мысли, что девочки неполноценны Мальчик рассуждает: „Если у девочек нет полового члена, это значит, что у них его отняли или удалили”. Он начинает бояться потерять свой. Он начинает думать, что с ним могут поступить таким же образом. Он боится стать неполноценным, как девочка, боится быть недоразвитым и приниженным. Запомните это, это очень важно. И если родители угрожают мальчикам, то это может привести к возникновению боязни кастрации. Я предполагаю, например, что страх быть кастрированным может привести к мастурбации Известно, что детские страхи могут сказаться у взрослого человека. И в первую очередь они приведут к мастурбации связанной со страхом быть кастрированным. Но и сексуальность может стать синонимом кастрации То есть появятся приниженность неполноценность, лживость, женственность, отсутствие мужественности и бессилие. Эти симптомы могут распространиться на все сферы жизни.

Взрослый мужчина начинает поступать как маленький мальчик, который убегая, закрывает рукой свои половые органы Этим он предохраняет себя от упреков и всякой борьбы. Для того, чтобы сохранить себя, он не сражается из страха: что его мужское достоинство подвергнется испытанию. Он избегает всяких действий. Или другая крайность - он может прийти к убеждению, что мужчине необходима агрессивность для самоутверждения. Эта агрессивность может доходить до садизма, и такой комплекс почти не поддается лечению.

Комплекс Дианы. Богиня охоты Диана - женщина довольно мужественная.

Первый случай. Рассматривая комплекс кастрации, мы говорили о том, что маленький мальчик чрезвычайно горд превосходством, которое ему дает половой член, и в этом нет ничего удивительного. Не надо забывать, что фаллос у древних является символом жизни.

С маленькой девочкой происходит то же самое, но наоборот. Она думает, что у нее чего-то недостает, что ее лишили того, что есть у мальчиков. Она верит, что „это” еще вырастет. Но так как „это” не появляется, она начинает чувствовать себя неполноценной. И здесь тоже большую роль играет воспитание. Нельзя говорить девочкам, что „это” не будет расти в наказание. Довольно часто бывает, что девочка слышит разговор родителей со знакомыми: „Мы хотели мальчика, но родилась девочка”.

Девочка начинает относиться к своим половым органам как к чему-то второстепенному. Она захочет компенсировать свою неполноценность, будет стараться походить на мальчика. И в результате она делается мужеподобной.

Иногда такая женщина становится начальником. Она требует полного повиновения, особенно это относится к мужчинам. Поскольку она завидует мужчинам, она пытается восстановить против них других женщин. Властная и агрессивная, она презирает женственность. Сама она - не женщина и не мужчина и может ужасно страдать от этого. Если она выходит замуж, то часто бывает совершенно холодной. Повсюду и всегда она пытается показать свое превосходство и „быть настоящим мужчиной”. Она отказывается заниматься тем, что свойственно ее полу, например, домашним хозяйством. Ее возмущает „тирания мужчин”. „Диана” всегда недовольна и возмущена. Только одно может ее спасти - материнство, особенно если ребенок - мальчик. Почему? Потому что она создала ребенка мужского пола и теперь чувствует себя уравненной с мужчинами. Но чаще всего такая женщина становится матерью-тираном, а воспитание, которое она даст детям, приведет к катастрофе.

Случай второй. Вообразим себе такую, часто встречающуюся, ситуацию.

Предположим, отец был женственным вследствие эдипова комплекса. Он боялся женщин, потому что не считал себя настоящим мужчиной. В большинстве случаев так называемая ненависть к: женщинам переносится и на собственную дочь. Бессознательно он делает все возможное, чтобы она не стала женщиной.

Он пробует воспитывать ее как мальчика. Он хвастается ее силой, ловкостью, сноровкой, ее мускулатурой. Воспитанная таким образом девочка по складу ума становится похожей на мальчика, ее тревожат проявления женской природы. Доходит до того, что в некоторых случаях нарушается регулярность менструаций, а иногда они просто прекращаются.

Представьте себе бесконечную тревогу, которая мучает эту женщину. Тревога вызвана противоположными тенденциями:

а) глубинным желанием стать женщиной; 6) отказом от женственности вследствие полученного воспитания.

Став взрослой, она дорого заплатит за такое воспитание: волнения, фобии, болезни, неврозы и т.д. Ее не покидает чувство неполноценности и глубокое страдание.

Случай третий. Отец ужасно деспотичен, он без конца оскорбляет дочь, обманывает и унижает ее. Это продолжается так долго, что у дочери появляется ненависть к мужчинам. И тогда:

а) она отказывается „быть покорной” мужчинам, но она также отказывается и от женственности - становится мужеподобной. В замужестве она довольно холодна, - но если у нее родится мальчик, она сделает все, чтобы воспитать его женоподобным;

б) она сближается с мужеподобными женщинами, которые для нее играют роль мужчин, то есть становится лесбиянкой.

Комплекс Каина. Это самый простой и наиболее известный комплекс. Он возникает в том случае, когда в семье появляется второй ребенок. Старший понимает, что теперь его будут любить меньше. Но все зависит, очевидно, от обстоятельств и поведения родителей. Этот комплекс (совершенно нормальный, если он постепенно проходит) иногда проявляется в сновидениях или рисунках детей. Вот что приснилось десятилетнему мальчику: он идет с родителями, ярко светит солнце. Внезапно появляется река. Мать наклоняется и пытается вытащить из воды куклу. Мать отталкивает его, тогда он вырывает куклу из рук матери и бросает в воду. Сон этот очень простой. Кукла, вытащенная из воды, - младший брат ребенка. Во сне мать отогнала его. Тогда он „убил” своего брата - бросил его в воду.

Этот комплекс хорошо объясняет его название. Для старшего брата младший является соперником. И поэтому старший поступает логично, желая убрать соперника. Это бессознательно проявляется в виде насмешек, агрессивности, соперничества, яростных соревнований, споров, а иногда и вражды.

Со временем этот комплекс может исчезнуть или перейти в невроз, выражающийся в чувстве вины, бессилия, враждебности. Исчезновение комплекса в большой степени зависит от поведения родителей. Этот комплекс трансформируется, когда старший брат защищает младшего. При этом он сохраняет свою главную роль в отношениях с родителями. И тогда чувство неполноценности будет испытывать не старший, а младший брат.

Эти комплексы считаются нормальными. Развитие их зависит главным образом от семейного климата.

Комплекс неполноценности. Альфред Адлер (1870-1937 гг.) - первый ученик Фрейда. В 1911 году он опубликовал свою работу „Исследование неполноценности и ее физического отражения” и основал школу индивидуальной психологии. Адлер очень интересовался воспитанием “трудных” детей. Фрейд положил в основу своей теории подсознание и сексуальность. Адлер же взял за основу чувство неполноценности.

Нормальное чувство неполноценности - это понимание студентом того, что он уступает профессору в опыте и знаниях. Но он знает, что это временно. Ребенок чувствует себя неполноценным по сравнению с отцом, потому что он намного младше. Человек чувствует себя неполноценным по сравнению с природой. Однако комплекс неполноценности может стать болезнью. Я приведу один пример: начинающий пианист играет на рояле хуже виртуоза. Но его неполноценность ограничена роялем. Она не вызывает у него ни агрессивности, ни чувства униженности. Молодой пианист знает, что у него пока меньше знаний и умения. Болезненная неполноценность захватывает человека целиком. Она становится неврозом, который вызывает страдания, боязливость, тревогу, страх, враждебность, агрессивность, мучительную потребность превзойти других, унизить их, командовать, управлять и быть первым.

Но человек обычно избегает страданий и стремится к душевному покою. Что делает боязливый, если он чувствует страх? Он становится агрессивным. Человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет искать ту область, где он сможет показать свое превосходство. Это и есть механизм компенсации. Чувство превосходства и силы смягчает тревоги, вызванные неполноценностью и бессилием. Компенсация ни в коей мере не исключает чувства неполноценности; она просто накрывает его плащом иллюзий. Многие люди реализуют большие планы из-за того, что у них есть комплекс неполноценности.

Все тираны, все властолюбцы, все агрессоры имеют этот комплекс. Потребность в превосходстве всегда свойственна людям с нездоровой психикой.

Пример. Один крупный писатель сказал: „Мне совершенно безразлично, восхищаются моими книгами или нет”. Рассмотрим три варианта:

1. Если этот писатель уравновешен, имеет ясный ум и интеллигентен, ему это действительно безразлично. Он является вполне нормальным человеком и не нуждается в восхищении.

2. Предположим, что писатель страдает от комплекса неполноценности, боится быть смешным. У него появляется страх, что он не сможет сделать того, чего от него ждут. Он начинает притворяться безразличным, избегать встреч. В этом случае безразличие будет компенсацией.

3. Или из-за чувства неполноценности он старается казаться совершенным и с презрением отзывается о всякой вздорной болтовне, цену которой он знает. Он старается также удивить всех своей скромностью. Восхищение ему необходимо, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Последние две реакции ненормальны, они не соответствуют тому, что чувствует человек на самом деле.

Недостаток ласки часто приводит к появлению у детей комплекса неполноценности - обычно в неполных семьях или когда один из родителей оскорбляет или унижает ребенка. Прекрасно известно, к чему это ведет.

Рассмотрим один случай. Властная мать нежно пестовала своего „восхитительного ребенка”. Ее доброте не было границ. Мать не давала сыну выполнять даже самые элементарные действия. Могло показаться, что она перекармливала своего сына лаской. Она была убеждена, что делает все для блага ребенка. Но была ли эта ласка настоящей? Нет, совсем нет. Эта мать любила ребенка для самой себя. И она ошибалась - потому, что была неврастеничкой. На самом деле ей было необходимо чувство силы и непогрешимости, чтобы подтвердить свое превосходство. Здесь мы встречаемся с фальшивой лаской, которую ребенок легко распознает. Дети очень хорошо чувствуют, когда что-то не так. Диктатор, даже притворяющийся ласковым, вызывает у них неистовое внутреннее сопротивление, но, кроме того, и усиливающийся комплекс неполноценности. Психологический механизм тихо включается и безжалостно приводит ребенка к неврозу.

Здоровый воспитатель способен подметить все хорошие стороны ребенка, больной же мало что замечает, так как все время думает только о себе. Чтобы жить с неврозом, нужна компенсация, и часто в этой роли выступает именно ребенок.

Подобный воспитатель уничтожает индивидуальность ребенка, вызывая комплекс неполноценности.

Если родители - хорошие воспитатели, то даже если они наказывают ребенка, конечно, за дело, то бояться нечего. Ребенок скажет себе: „Я получил по заслугам. Закон есть закон”, и будет думать о других вещах, не чувствуя себя униженным. У психически же нездоровых родителей любое соревнование или игра будут унижать ребенка. Кроме того, такие родители передают детям свои навязчивые страхи, например: остерегайся аварий, падений, насекомых или бактерий, будь осторожен на улице и т.п.

Комплекс неполноценности у женщин. У многих женщин появляется комплекс неполноценности только оттого, что они - не мужчины. Конечно, эмансипация дает свои плоды, но то, что сложилось тысячелетиями, трудно изменить сразу.

К несчастью, у женщин комплекс неполноценности полностью исчезает очень редко, и на вопрос: „Хотели бы вы стать мужчиной”, большинство отвечают уверенным „да”. Это значит, что они хотели бы пользоваться привилегиями мужчин и обладать чисто мужскими качествами: смелостью, силой, независимостью. И совершенно естественно, что женщины, обладающие комплексом неполноценности, ищут, чем его можно компенсировать. Они начинают носить мужскую одежду, коротко стричься, заниматься спортом. Все это печально и нелепо, но делается для того, чтобы самоутвердиться.

Комплекс неполноценности у женщин часто появляется из-за неправильного воспитания. Сколько отцов ждут ребенка для того, чтобы он продолжил род и фамилию, унаследовал профессию. Это настоящий эгоизм. „Продолжить род” - это значит иметь мальчика. И, естественно, такой отец ужасно расстроен, если рождается девочка. Он так старался сделать мальчика; а теперь он обучает девочку ходить и одеваться, как мальчик. Для такого отца все, что является мужским, - хорошо, а все, что является женским; - это слабость и достойно презрения. Девочке начинает казаться, что она существо второго сорта только потому, что она девочка. Просто фантастическая сила потребуется девочке, выросшей в такой семье, чтобы стать полноценной женщиной.

Часто говорят, что женщины не имеют способностей. Но кто это говорит? Конечно, мужчины! Но иногда и женщины - из-за комплекса неполноценности. Необходимо заметить, что женщины имеют способности, но совершенно не такие, как мужчины, поскольку у каждого из них - своя роль. Мужчины более способны к абстрактному мышлению, меньше поддаются эмоциям, а женщины глубже чувствуют суть вещей.

Способен ли мужчина на интуитивные прозрения? Очень редко - его интуиция давно покрылась коркой здравого смысла и логики.

Воспитатель прежде всего должен заботиться о том, чтобы самооценка ребенка не была ни завышенной, ни заниженной.

Школьная среда также очень важна для воспитания ребенка. Часто в классе сами собой формируются группы. Элита - это дети богатых родителей, их уважают и ими восхищаются. Бедных и слабых здесь презирают. У меня собрано много скорбных признаний взрослых мужчин и женщин, которые не могут забыть страшное унижение, которому они подвергались в школе. В некоторых учебных заведениях бедные ученики, обучающиеся бесплатно, должны были обслуживать в столовой богатых учащихся, платящих за обучение. Превосходство, которое дают деньги, выставлялось напоказ - это было гнусно и оскорбительно. Дети бедных родителей приобретали комплекс неполноценности и начинали искать компенсацию. Но компенсация может создать как большого человека, так и большого бандита. Некоторые учителя насмехаются над бедностью и профессией родителей учеников, страхом детей, их дикцией, и это происходит на глазах у всего класса, вызывая смех у одноклассников. Совершенно очевидно, что такие воспитатели сами нездоровы. Детство, незаконно лишенное любви, ласки и веры в себя, - самая больная проблема современного воспитания. Больные дети станут взрослыми, которые в свою очередь будут воспитывать больных детей. И эта цепочка бесконечна.

Комплекс неполноценности, так же как и необходимость превосходства, проявляется в тысяче мелких деталей, образуя полную картину. Иногда, как при вспышке молнии, неврастеник понимает, что его действия и реакции неправильные, но он стремится сейчас же отбросить это чувство. Почему? Потому, что он боится, что его увидят таким, какой он есть, - всех презирающий и ненавидящий. Предположим, что он делает что-то очень хорошо, и все это видят. Он сам верит, что обладает прекрасными качествами, но в действительности все это скрывает его глубокие раны. Ему кажется, что он - „чистое золото”. Но внезапно он дает себе отчет в своих действиях и видит, что это не золото, а медь. Он считает себя сильным, хорошим, любящим и вдруг оказывается перед руинами, все его конструкции рухнули, рухнули все механизмы безопасности. Вот почему неврастеник не может сам помочь себе. Здесь должен вмешаться психолог.

И много ли таких неврастеников с комплексом неполноценности? Десятки миллионов! Наш образ жизни и культура являются главными причинами их появления. Наша жизнь основана на соревновании, желании принести пользу себе и вред другим, на индивидуальном превосходстве, презрении, доминировании. Страдающих становится все больше.

По теории Зигмунда Фрейда, эдипов комплекс возникает у мальчика в раннем детстве, но может оказать влияние на всю его жизнь.

Взять хотя бы такой случай из практики. Молодой человек обратился с просьбой помочь ему научиться налаживать отношения с девушками. Подруги, с которыми он знакомился и сближался, через некоторое время покидали его. В итоге он стал бояться знакомиться, опасаясь, что рано или поздно они в нем разочаруются. Внешне молодой человек был симпатичным, профессионально состоявшимся, да и проведенное сексологическое обследование показало, что в этой сфере у него все в порядке.

Постепенно выяснилось, что у юноши с детства не было нормального контакта с отцом. Тот его просто игнорировал. На этом фоне у него возникли очень тесные, доверительные отношения с матерью. Отца же он стал презирать, злился на него, «ревновал» к матери. А без ее совета не мог и шагу ступить. Мать подчинила его полностью. Только поступив в институт, он понял, насколько зависим от матери, и постарался освободиться из-под ее чрезмерной опеки.

Но привычка постоянно зависеть от чужого мнения, отсутствие до конца сформированного мужского начала делали его поведение с девушками капризным, придирчивым, мелочным, по сути – женским. Поэтому при всей своей мужской привлекательности он не мог быть для них желанным партнером. К счастью для молодого человека, он вовремя понял, что проблема – в нем самом. Продолжительная психотерапия помогла ему избавиться от этих комплексов. И от старых, и от новых. А отца он простил и пожалел…

Привет из прошлого

Эдипов комплекс – это не болезнь, скорее одна из мужских поведенческих стратегий. Суть проявления данного комплекса – конкурентные отношения в семье между отцом и сыном. По Фрейду, эдипов комплекс проявляется ревностью к отцу вследствие сексуального влечения сына к матери. Но сегодня он трактуется гораздо шире.

Эдипов комплекс – одна из «животных» ипостасей человека. Животное начало в человеке играет гораздо большую роль, чем кажется на первый взгляд. Так, например, внезапный резкий звук или неожиданно промелькнувшая на периферии зрения тень, заставляет человека вздрогнуть, независимо от того, варит ли он уху на берегу таежной речки или сидит на 22-м этаже офисной «свечки» в Москве.

Первая реакция – всегда непроизвольная – «привет» от нашей животной сущности. Это уже секунды спустя начинается «разбор полетов».

Существует еще множество таких «приветов», одним из которых и является эдипов комплекс. Мальчик всегда учится у отца мужскому поведению. Он сравнивает себя с отцом. И уже в этом сравнении проявляются элементы конкуренции – это в природе мужского поведения. В случае, если мальчик лишен такого опыта, во взрослой жизни он будет испытывать затруднения в тех ситуациях, которые требуют активизации мужского начала.

Бывает, что отчего-то «не отыгранные» в детстве конкурентные отношения с отцом переносятся человеком во взрослую жизнь. В таком случае мужчина в сложных ситуациях непроизвольно вешает «маску» своего отца на соперника и реагирует как маленький мальчик: обижаясь, злясь, чувствуя свою никчемность, пытаясь что-то доказать – себе или другим...

И двигатель успеха, и причина неудач

Противостояние сыновей и отцов – довольно распространенное явление, достаточно вспомнить криминальную статистику: большинство убийств происходит «после совместного распития спиртных напитков кухонным ножом». И довольно часто преступники и жертвы – близкие родственники.

И в психотерапевтической практике специалисты часто сталкиваются с этим комплексом. 70% клиентов-мужчин, которые обращаются за психотерапевтической помощью, имеют определенные его проявления, ведь роль родительских фигур на начальных этапах нашей жизни чрезвычайно велика. А все психологические проблемы взрослого человека родом из его детства.

Итак, комплекс возникает в процессе воспитания, когда происходит вытеснение враждебных импульсов по отношению к отцу и влечения к матери в сферу бессознательного. Он может проявляться у большинства мужчин в той или иной форме, даже если человек не обращается за помощью к специалисту. У одного этот комплекс может вызывать желание во всем всегда быть первым, и в результате он достигает своих целей. У другого же формирует такой комплекс неполноценности, что требуются годы работы для его преодоления.

Опасный тандем

Можно ли этот комплекс преодолеть или рационально приспособить для повседневной жизни?

Первое и важное в подобных ситуациях – это осознать роль отца. Если у человека осталось негативное восприятие роли отца, нужно постараться найти позитив, что-то, за что следует испытывать к нему благодарность.

Иногда отношения с отцом порождают стремление получить больше любви и понимания у матери. Любви не плотской, а сыновней. Мальчику, в случае, если отношения с отцом не сложились, но есть материнская любовь, взрослея, легче адаптироваться к жизни, чем без материнского тепла.

В то же время часто комплекс сопровождается формированием собственнических отношений матери по отношению к сыну. Мать, пытаясь компенсировать отсутствие любви отца к сыну, создает ситуацию обоюдной зависимости: своей от сына и сына от себя.

Такого рода «сыновняя любовь» настолько крепко привязывает мужчину к своей матери, что иногда это мешает ему взять на себя роль мужа, отца в своей семье.

Наша справка

Название «эдипов комплекс», введенное в психологию Зигмундом Фрейдом, обязано своим происхождением трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип».

Кстати, пьесы Софокла в древних Афинах не были просто зрелищем или развлечением. Такое понятие, как «служение музам», еще не стало затертым выражением, в Древней Греции оно понималось буквально. В те времена спектакли-трагедии были своего рода сеансами коллективной психотерапии и в идеальном случае заканчивались у зрителей в тогах катарсисом, то есть очищением, просветлением души. Так что ничего нового Зигмунд Фрейд не изобрел, его новое было хорошо забытым старым.

«Эдип, о котором пойдет речь, – герой древнегреческой мифологии, ставший символом определенного этапа развития нашей сексуальности, – объясняет Ж.-Д. Назьо. – Это сексуальное желание, о котором мы привыкли думать как об атрибуте взрослого, переживается маленьким ребенком в возрасте трех-пяти лет. Оно направлено на родителей. Почему именно на них? Да просто потому, что они рядом! Невинный ребенок наделяет их сексуальностью, вовлекает их в свои фантазии и беззастенчиво копирует их взрослое сексуальное поведение».

Эдипов комплекс соотносится с той фазой психического развития, во время которой мы учимся сдерживать свои порывы и отказываться от неисполнимых желаний через усвоение запретов, в том числе на инцест. Это необходимый этап, преодолев который мы впоследствии сможем любить, создавать пару, строить семью. А если мы так и не смогли пережить ту нашу самую первую любовь – к папе и маме, – эдипов комплекс создает для нас большие эмоциональные сложности. Ведь ни один потенциальный партнер не выдерживает сравнения с папой или мамой – такими, какими мы их видели в детстве.

Эдипов комплекс у мальчика

«Овладеть» матерью – такова главная бессознательная эдипова фантазия маленького мальчика. Еще одна самая известная фантазия, относящаяся к этому периоду, – «убить отца». Эдипов комплекс – это «война» отцов и сыновей, в которой последние стремятся самоутвердиться. В конце концов эти желания внушают ребенку чувство вины, его начинает мучить бессознательный страх кастрации, как его называет Фрейд. Этот страх в своих крайних проявлениях даже может привести к формированию неврозов и фобий. Он же позволяет мальчику понять, что можно, а чего нельзя, и освобождает его от инцестуозных фантазий. Соперничество с отцом и страх перед ним приводят к тому, что мальчик начинает идентифицироваться с отцом и в результате отказывается от матери.

Елена Ратнер

Механизмы сексуальной идентификации

«Проживая эдипову фазу, ребенок приобретает основу своей будущей сексуальности, – объясняет Ж.-Д. Назьо. – Он обретает то, что впоследствии заставляет мужчину выбирать маскулинный тип поведения, а женщину – фемининный. И это при том, что существует множество женщин, которые выбирают мужской тип, и наоборот. Понятия маскулинный и фемининный обозначают два основных способа выбирать объект любви и испытывать сексуальное желание, но частных случаев тут такое множество, что невозможно дать портрет типичного мужчины или типичной женщины».

Эдипов комплекс у девочки

Парадоксальным образом совсем маленькая девочка, так же как и мальчик, хочет обладать матерью. Однако в возрасте между тремя и пятью годами она вдруг обнаруживает, что у мальчика есть пенис. Тогда начинается болезненный период, во время которого девочка чувствует себя несовершенной. Кто-то лишил ее чего-то по-настоящему ценного, и этот кто-то, думает она, – ее мать! Так заканчивается идиллия с матерью, и девочка обращается к отцу. Сначала для того, чтобы быть такой же сильной, как он, что, конечно, невозможно. Затем – надеясь быть желанной ему: «Я выйду замуж за папу». Речь идет о бессознательной фантазии: она не знает точно, чего хочет, и, конечно, не собирается переходить к реальным действиям. В своем поведении она начинает подражать матери, которую, с одной стороны, ненавидит как соперницу, а с другой – считает идеалом, восхищается ее женственностью и мечтает быть как она, чтобы понравиться папе. Чтобы добиться взрослой женственности, девочка отказывается от своих запретных фантазий.

Маскулинный тип

Мужская сексуальность задается эдиповой фантазией мальчика о том, чтобы «овладеть» своей матерью. Мужчина гордится своим половым органом, способным проникать. Но в его бессознательном сохраняется детский страх кастрации, из-за которого мужчина «больше боится физической боли и постоянно обеспокоен тем, чтобы доказывать свою маскулинность, утверждает Ж.-Д. Назьо. «Мужчина боится потерять власть, которой, как ему кажется, он обладает благодаря пенису. Надо, наконец, сказать со всей определенностью: мужчина труслив и уязвим из-за постоянного болезненного внимания к своему телу. Любой рискованный поступок вызывает у него страх быть уничтоженным, а неудача часто ассоциируется с увечащим его унижением».

Самое страшное для мужчины – это другой человек, которого невозможно удовлетворить и который навязывает свою волю. Такая ситуация оживляет его детские страхи. Однако в бессознательном взрослого мужчины сохраняются также воспоминания о детских фантазиях фемининного типа, о том, как он пассивно отдавался удовольствию, которое доставляли ему родители. Такие «остаточные явления» – это женская сторона личности, и ее можно обнаружить даже у самых вирильных мужчин. Поэтому мужчина предпочитает любить, а не быть любимым. Однако, влюбившись по-настоящему, он боится стать зависимым, а это очень мучительное переживание для того, кто испытывает потребность чувствовать себя сильным.

Если мать одинока

Если мать растит ребенка одна, как возможен эдипов комплекс? «Самое важное – чтобы ребенок не становился единственной любовью ее жизни, – отвечает Ж.-Д. Назьо. – Если у женщины нет партнера, то достаточно иметь серьезные интересы и увлечения. Отец – это третий (человек, занятие, идеал), на которого направлено желание матери и который, следовательно, встает между ней и ребенком и позволяет ему обособиться».

Фемининный тип

Женская сексуальность проявляется обычно в желании отдаться, в отличие от мужского желания обладать. Она связана с бессознательной фантазией маленькой девочки о том, чтобы стать сексуально привлекательной для своего отца. Во взрослом возрасте эта мечта трансформируется в потребность быть необходимой мужчине. Поскольку очень рано она поняла, что с ней «что-то не так», женщина может быть не уверена в своей внешности и ценности.

Эти сомнения заставляют ее чувствовать себя «неполной», «незаконченной», постоянно сравнивать себя с другими женщинами. Слабость и сила заботят ее не в первую очередь; для нее главное – быть кому-то необходимой. И, хотя ей неведом страх кастрации, характерный для мужчин, она тоже боится – быть покинутой. «Ей нечего терять, кроме любви мужчины, – уверяет Ж.-Д. Назьо, – любовь для нее – предмет постоянного поиска, потребность, которую она стремится удовлетворять снова и снова». Тем не менее бессознательно некоторые женщины «застревают» в том периоде, когда они завидовали пенису мальчика и силе отца. Тогда они реагируют на ситуацию от противного, решая, что им «это» не нужно, они и так гораздо сильнее мужчин!

Стоит нам влюбиться или почувствовать желание, как притаившийся в нас ребенок эдиповой фазы оживает вновь. Это из-за него мы склонны воспроизводить одни и те же любовные схемы. Но его же мы должны благодарить за то, что каждый раз любим как в первый.

Об этом

  • Зигмунд Фрейд. «Я и Оно». Азбука-классика, 2007.
  • «Ключевые понятия психоанализа». Б&К, 2001.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди