03.05.2019

Если ребенок постоянно кривляется в 4 года. Ребенок-клоун в классе. Советы психолога учителю. Ребенок кривляется. Ребенок паясничает. Шутовство. Ребенок ведет себя как клоун. Ребенок ведет себя как шут гороховый


Леночке пять лет. И у нее есть одна противная привычка - кривляться. Она гримасничает, строит рожи, передразнивает других. Ей кажется, что получается очень смешно и похоже. На самом деле всем неприятно и все обижаются. Но ей как будто все равно, никакие уговоры и угрозы не действуют. Только прекратит, а через 10 минут - опять за свое...

Кривляние - это вовсе не игра. Детские психологи говорят о том, что такое поведение свойственно малышам, испытывающим острую и хроническую нехватку внимания и положительной оценки.

Кривляющийся малыш испытывает эгоистическое желание быть в центре внимания, он стремится приковать внимание всех только к своей персоне. Такая привычка через шутовство и паясничанье удовлетворять свои истинные потребности имеет свои глубокие и скрытые причины.

Почему же он кривляется?

Безусловно, такое поведение ребенка - сигнал взрослым о его внутренней неудовлетворенности и неуверенности. Обычно кривляние служит психологической компенсацией за какие-либо «недостатки» - полноту, неуклюжесть, физическую слабость, неумение дружить и входить в коллектив.

Скорее всего, вашему маленькому кривляке не хватает вашего внимания и участия. Испытывая потребность в этих чувствах, ребенок готов делать все что угодно, лишь бы добиться цели - внимания к себе. Зачастую родителям кажется, что они уделяют достаточно времени крохе, но проблемы появляются тогда, когда ребенок чувствует, что кому-то или чему-то другому вашего внимания достается гораздо больше. Именно это обстоятельство и порождает внутренний конфликт в душе ребенка.

Иногда, какие-то события в жизни ребенка кажутся нам ерундовыми и незначительными. Ведь у взрослых и так полно проблем - работа, быт, переживания и волнения... И вот уже нет ни сил, ни времени на разговоры по душам перед сном. Поел? Умылся? Тогда, мультик и спать! А малышу этого мало. Может быть он хотел сказать, что утром видел как большая собака пила из лужи и очень удивился. А еще, что Дима не дал ему поиграть с машинкой...

В итоге ребенок делает вывод, что на него обращают внимание, только когда он сделает что-то «из ряда вон выходящее», например, начнет кривляться...

Но бывает и обратная ситуация. Иногда, роль клоуна берут на себя дети, которые были избалованы пристальным вниманием и восхищением взрослых сверх всякой меры. К ним долго относились как к младенцам, не давая взрослеть и становиться самостоятельными вовремя. Таяли от их младенческих шалостей и проделок и не позволяли вести себя более ответственно и серьезно. Таким образом, зачастую неосознанно, взрослые сами навязывали ребенку роль маленького клоуна или шута. И малыш вжился в этот образ. Решил, что это его предназначение. А вот изменить эту роль - задача, которая ему пока не по силам.

Чем помочь кривляке?

Первое, что надо сделать - это подумать об эмоциональном благополучии вашего малыша. Даже, если вы уверены, что беспокойство и ревность маленького человечка безосновательны, этот вопрос надо решать. Ведь как бы там ни было, ребенок испытывает такие эмоции и они влияют на его жизнь, заставляя его действовать именно так, а не иначе.

Для начала надо, чтобы ребенок поверил в себя и свои силы. Дайте ему возможность побыть в роли победителя. Похвалите малыша, если он, например, сам оделся, сам сложил игрушки, нарисовал картинку и т. д. Когда мы признаем, хвалим, оцениваем ребенка, мы усиливаем его стремление к правильному поведению. Поэтому не считайте вредной заслуженную похвалу.

Кроме этого, нежелательное кривляние уйдет, если мы не будем его поддерживать усиленным вниманием, смехом, эмоциональным откликом. Детей-кривляк не надо наказывать, такое поведение надо игнорировать. Дайте понять ребенку, что вам не интересно, то что он делает.

Можно поиграть с ребенком в такую игру как «Зеркало». Суть игры в том, что сначала малыш смотрится в «зеркало», повторяющее все его движения, жесты, мимику. «Зеркало» - это взрослый. А потом можно поменяться ролями. Такая игра поможет ребенку увидеть себя со стороны и оценить то, что он увидел.

Старайтесь не злиться и не обижаться на кроху за его поведение, помните, что он просто старается донести до вас суть проблемы, которая его волнует. И делает это доступным ему способом. Поймите потребности своего ребенка и помогите ему справиться с нерешенными проблемами, тогда и поведение обязательно изменится в лучшую сторону.

Часто родители сетуют: сообразительный ребенок , учится хорошо, но постоянно кривляется и дурачится . Постоянные внушения, нравоучения и даже наказания при этом, как правило, не помогают.

О причинах

Оказывается, такое поведение — не редкость. У всех детей, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, можно встретить иногда стремление позабавить окружающих. И это не болезненное отклонение. Это всего-навсего стремление привлечь к себе внимание взрослых, стремление хоть на время стать «героем».

А бывает иначе. В окружении взрослых ребенок ведет себя спокойно, нормально. Попадает в окружение сверстников - и сразу преображается, надевая маску клоуна. Причина этого - неумение найти себе место в кругу сверстников. Родители могут немало времени уделять закаливанию своего ребенка, воспитанию его характера, ума - и упустить, что ему необходим и опыт общения с друзьями, опыт «социальной жизни». И тогда хорошо физически и умственно развитый ребенок, который многое может и многое умеет - оказывается беспомощным в детском коллективе, потому что не умеет ладить со сверстниками, не может завоевать их уважения. Он ищет способы привлечь внимание к своей персоне, допускает какой-то промах, несуразность - и ребята смеются, а это уже внимание.

Отсюда у ребенка возникает стремление постоянно кривляться и дурачиться. Мало-помалу ребенок привыкает жить «двуликим Янусом»- со взрослыми так, со сверстниками этак.

Как же относиться родителям к проявлению излишнего шутовства, кривляниям ребенка?

Первое - постарайтесь его «не замечать» , относитесь к ребенку ровно, спокойно. Переждите, спокойно глядя на его ужимки, и продолжите прерванный разговор, обратитесь к нему как ни в чем не бывало. Покажите, обнаружьте свое безразличие, равнодушие к его шутовству, но не будьте безразличны к другим (правильным) его поступкам. Дети не терпят безразличия к себе. Благосклонность и доброжелательное отношение часто могут быть тем рычагом, который сумеет повернуть поведение ребенка, его деятельность в нужном направлении. Порою уместна и незлобивая усмешка взрослого, в которой ребенок может прочесть неодобрение, - только предоставьте ему возможность исправить ошибку, дайте ему проявить себя в чем-то другом. После обращений к ребенку: «Ну что ты кривляешься - пойдем лучше погуляем» или «Шута из себя строишь, а я вот смотрел рисунки, здорово у тебя все же получается»- будьте спокойны - шутовство (хотя бы на время) как рукой снимет.

Второе - постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то другое, более интересное, где ребенок мог бы приложить свои силы. Очень полезны совместные детские игры-особенно с жесткими правилами и меняющимися ролями.

Третье - правильный режим дня , обязательное соблюдение своих обязанностей по дому, контроль за своей одеждой - все это будет способствовать выработке столь необходимой ребенку собранности. Умение управлять своим поведением, контролировать свои поступки не оставит места излишней разболтанности, неуместному шутовству.

Четвертое - позаботьтесь о том, чтобы ребенок научился добиваться победы, успеха в другого рода занятиях. Не пропускайте ни малейшей его удачи, вовремя похвалите, деликатно помогите, если у него что-то не клеится, и, когда препятствие преодолено, снова похвалите. Радость, удовлетворенность победой может вызвать стойкий интерес к новому занятию. Тогда у ребенка не будет необходимости добиваться внимания к себе с помощью постоянного кривляния, дурачества и шутовства.

И, наконец, последнее - внимательно присмотритесь к «фокусам» непоседы. Может быть, незачем «за голову хвататься», есть же на свете люди с юмором. Мало того, что чувство юмора помогает им самим лучше справлятьси с неудачами; такие люди способны подбодрить, расшевелить и окружающих. Важно только вовремя объяснить ему, что шутки не должны задевать человеческого достоинства, а самого шутника не должны делать жалким. Главное - чувство меры. А уж это зависит от того, как вы его научили управлять своим поведением, как он научился чувствовать отношение окружающих к себе.

У некоторых детей есть привычка передразнивать других людей – они гримасничают, корчат рожицы, кривляются. Одни дети паясничают только в кругу близких им людей, находясь дома. Другие устраивают подобный цирк на публике, в присутствии посторонних. Зачем они это делают? Как поступать родителям, если на просьбы прекратить кривляться дети не реагируют?

Почему ребёнок кривляется?

1. По мнению психологов, существует несколько причин, почему ребёнок часто кривляется. Одна из них состоит в желании ребенка самоутвердиться. Своим кривлянием ребёнок пытается привлечь внимание к себе. Ему нравится, когда все окружающие смотрят на него. Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, – огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, — эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.

2. Если ребёнок считает себя не таким интересным или талантливым, как другие дети его возраста, он может начать кривляться, чтобы выделиться на их фоне. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, — и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.

3. Когда малыш подвержен чувству неуверенности в себе, он тоже может паясничать. Дети, которые сталкиваются с насмешками со стороны сверстников по поводу своих внешних данных или внутренних качеств (ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.), часто изображают из себя шутов.

4. Когда появляется второй ребёнок в семье, старшие дети испытывают недостаток заботы и внимания, потому что мама больше занята с малышом. Естественно, старший сын или дочь чувствуют обиду, которая и побуждает их пользоваться разными способами, чтобы завоевать мамино внимание. Один из таких способов – кривляние, которое подобно крику о помощи. Ребёнок словно кричит: «Мамочка, ну обрати же, наконец, своё внимание на меня!»

5. Клоунаду нередко устраивают и избалованные ребятишки, которым всё позволялось в раннем детстве. Излишняя опека родителей обычно приводит к тому, что их дети не умеют быть самостоятельными, они привыкли, что о них заботятся, как о малышах. Достигая возраста 5-7 лет, они продолжают вести себя, как маленькие, не осознавая своей роли в обществе. Кривляние – это лишь подтверждение инфантильности избалованных детей, они вживаются в роль малыша, потому что не знают, что можно вести себя как-то иначе.

6. Дезадаптация у младших школьников. У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем: выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком — и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.

7. Вперед, на сцену! И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» — это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Что могут предпринять родители, если ребёнок кривляется?


1. Родителям нужно помочь детям как можно быстрее избавиться от привычки гримасничать, пока она не превратилась в черту характера. Для начала нужно постараться развить у ребёнка чувство уверенности . Это можно сделать, если предоставить ребёнку больше возможностей, где бы он мог проявить самостоятельность. Доверяйте ему небольшие поручения – просите убрать за собой со стола, собрать игрушки, застелить постель. Когда кроха сам берётся сделать что-то, не препятствуйте. Будьте более внимательны – иногда родители просто не замечают некоторые маленькие дела, которые ребёнок сделал сам. Обязательно выражайте своё одобрение за старания детей, хвалите их за любое выполненное дело, чтобы повысить их самооценку.

2. Помогите ребёнку найти себя в чём-то, самореализоваться . Предложите ему заняться танцами, спортом, рисованием или коллекционированием. Если он обладает хорошей памятью, используйте этот талант. Пусть ребёнок запоминает новые интересные факты об окружающем мире, учит стихи. Важно, чтобы малыш был увлечён процессом, стремился достичь каких-то результатов. Владение необычными навыками позволит ребёнку выделиться среди его сверстников. Цепляйтесь за всё, что ваши дети делают хорошо, развивайте эти умения, хвалите за них. Ощущая родительскую поддержку и одобрение, ребёнок легко справится со своей неуверенностью.

3. Чтобы помочь детям избавиться от неприятной привычки, родителям нужно научиться не обращать внимания на то, как они кривляются. Это нелегко, но действенно, потому что дети гримасничают и корчат рожицы именно для того, чтобы вызвать у родных какую-то реакцию (ни в коем случае не следует поддерживать кривлянье ребенка своим вниманием, смехом или интересом, криком и руганью). Если её нет, то нет и смысла продолжать клоунаду. Помните, когда вы кричите, ругаетесь, требуя прекратить цирк, вы проявляете ту самую реакцию или отклик, которого ребёнок ожидает.

Не пытайтесь с этим бороться. Просто не обращайте внимания на его выходки. Чем больше вас это раздражает, тем сильнее он будет кривляться, но когда он увидит, что вы в этом не заинтересованы, он успокоится. Результат конечно будет не мгновенным, но вам стоит попробовать не отвечать на его поступки несколько дней. Если уж слишком бесит — глубоко вздохните и сосчитайте до десяти. И не ругайте ребёнка, возможно он вырастет артистом


4. Когда сын или дочка начинают кривляться, лучше спокойно объяснить им, что это занятие совершенно бесполезное. Скажите ребёнку, что вы как раз собирались вместе с ним заняться интересным делом, поэтому вы ждёте, когда он закончит паясничать.

5. Когда малыш кривляется, он не видит себя со стороны. Предоставьте ему возможность взглянуть на себя. Попросите его изобразить какую-нибудь гримасу перед зеркалом, обратив его внимание на то, как глупо и некрасиво он выглядит при этом. Нарисуйте карикатуру, изобразив кривляку. Пытаясь давать советы, делайте это в положительном ключе, обращайте внимание на хорошее, что есть в ребёнке. Например, так: «Ты добрый и умный мальчик, мне это нравится. Но мне совсем не нравится, когда ты гримасничаешь». Слова: «Сейчас же перестань кривляться!» будут менее действенны, чем те, в которых вначале звучит похвала.

Взрослые по-разному относятся к тому, что ребенок гримасничает. Одни видят в утрированной мимике проявление врожденных артистических способностей, другие умиляются. Третьи объясняют обезьянничанием: «кто-то показал в детском саду, а он и рад подхватить любое новое умение, к тому же не требующее больших стараний». И правда, строить рожи перед зеркалом – это не на голове стоять и не по-французски говорить, зато как увлекательно! Мы расскажем, почему ребенок кривляется, и как с этим справиться.

Для чего все это?

Что касается мнения профессионалов, то большинство психологов считает, что «кривляние» – один из приемчиков ребенка, безотказно привлекающий внимание. А изучение реакции окружающих – уже вполне интеллектуальная игра: здесь и анализ, и выводы, и развитие наблюдательности. Сказать однозначно, что, когда ребенок гримасничает, он вызывает исключительно неприязненную реакцию, будет неверно. К детскому кривлянию большинство людей, даже строгих и пожилых, относится с пониманием. И медики объясняют, что активная мимика полезна для развития речи мозга в целом. Все зависит от чувства меры, а в этом возрасте с ним как раз дела обстоят неважно.

3–5 лет – возраст, когда нам кажется, что в ребенке всего «через край»; это время бурных эмоций и преувеличенных восторгов, надутых на крупу мышей и раздутых из мухи слонов. Счастливое время! Можно не сомневаться в том, что ты – самый красивый, самый сильный и, разумеется, самый любимый. Можно с ног до головы нарядиться в розовое с пайетками или разгуливать повсюду в костюме Бэтмена с джедайским мечом.

Почему ребенок кривляется на людях? Пространство эмоций и чувств только начинает открываться ребенку, и первые его попытки выразить свое состояние осознанно нередко принимают карикатурный вид. Радость юной хозяйки от прихода гостей может проявиться так яростно, что ее родители надолго могут утратить желание устраивать журфиксы. Малыш, который заскучал на спектакле, своими вздохами способен заглушить голоса актеров на сцене. А уж если дойдет до обиды и гнева, то тут трехлетка может дать такого Шекспира, что у жителей целого двора не останется сомнений в его актерской одаренности. Впрочем, самовыражение ребенка не всегда происходит на высоких децибелах. К трем-четырем годам большинство детей учатся владеть не менее мощным секретным оружием, чем крик, – мимикой! Несчастное личико любимого чада некоторым мамам намного труднее игнорировать, чем вопли и рев. Сообразительный ребенок начинает практиковаться и экспериментировать.

Умоляюще поднятые домиком или почти соединенные на переносице брови, взгляд, полный ангельской чистоты и простодушия или, наоборот, излучающий заинтересованность и сочувствие, широчайший диапазон улыбок – только каменное сердце устоит перед таким арсеналом. Выражение сосредоточенного раздумья может освободить от необходимости отвечать на вопрос. Недовольная мина и скрещенные на груди руки покажут гостям, что они засиделись. А выражение раскаяния избавит от заслуженного выговора. Вот вам и еще один ответ на вопрос почему ребенок кривляется.

Конечно, мимика нужна малышу не только для манипулирования родителями. Малыши строят рожи просто для удовольствия, чтобы испытать, на что способны носик-ротик-оборотик. Но ее утрированные формы – прямое следствие навязанной взрослыми необходимости учиться управлять эмоциями. Клоунская улыбка до ушей – вместо прыжков на кровати. Надутые губы с пузырем слюны – вместо катания с визгом по полу. Высунутый язык… вместо чего угодно. Безусловно, это шаг вперед. Еще немного – и ребенок научится улыбаться тогда, когда надо (например, когда хочется всех послать к черту). Здесь как с коньками: первые попытки исполнить танец на льду выглядят хоть и мило, но неуклюже, карикатурно, а порой даже пугают. Зато после года тренировок – грация, аристократизм и восхищение окружающих.

Советы зрителям

Что же делать, если ребенок все время кривляется? Неужели разрешить? Пока оптимальный вариант – это помочь малышу разобраться с собственным лицом, мышцы которого тоже можно и нужно тренировать – об этом говорят в один голос логопеды, неврологи, психологи и косметологи.

Во-первых, понаблюдайте за собственным отражением: осваивать мимическую гимнастику ребенок начинает, копируя родителей. Иногда малыш хмурится и опускает уголки губ не потому, что опечален, а потому, что отзеркаливает вечно озабоченное лицо мамы. Улыбайтесь чаще, смейтесь вместе с малышом. Польза улыбки как мощного антидепрессанта научно доказана. Шутите чаще, даже если юмор – не ваш конек. Малыши обожают незамысловатые репризы с изображением животных, пищанием и многократным паданием со стула.

Второе – научить малыша называть чувства словами. Вы сделаете бесценный подарок ему и себе тоже, ведь, чтобы подобрать названия для разных эмоциональных состояний, возможно, нужна будет самоподготовка. Начать разговор поможет слегка модифицированная версия методики активного слушания, которая описана, например, в книгах Ю. Гиппенрейтер и заслужившая высокую оценку современных мам и даже бабушек. Например, шмыгающему носом, выпятившему нижнюю губу и опустившему голову малышу вы говорите. «Ты расстроен потому, что мы не можем пойти гулять. Посмотри, какое грустное у тебя лицо. А сейчас мы поиграем в твое любимое домино, и ты развеселишься. И лицо будет… какое?» Эту игру лучше проводить у зеркала. Иногда она становится отличным вариантом тайм-аута, и не только для детей! Только не забывайте, что внимания заслуживают не только печаль, гнев, обида и другие так называемые «негативные» эмоции. Для хорошего настроения тоже можно не жалеть слов. «Ух ты, ты просто сияешь от радости! Значит, ты доволен, что я пригласила Сашу и его маму в гости? Чем же ты хочешь вместе с ним заняться?»

Конечно, не стоит обозначать специальным термином каждое мимическое движение ребенка. И вообще – не зацикливайтесь на его и ваших эмоциях. В два-три года ребенок уже способен понять, что у других людей тоже есть чувства. Тренироваться в переводе эмоций на язык слов можно с помощью картинок, мультиков, фильмов и просто наблюдая за разными людьми на прогулке, в детском саду, в поликлинике. Возможно, вскоре ребенок сам сможет заметить, что у медсестры доброе лицо, и будет меньше бояться прививки или захочет уступить место в трамвае человеку, у которого усталый вид. Умение видеть окружающих людей, разбираться в их состоянии – важное социальное качество. Кстати, мимика и сигналы тела дают нам 70% информации.

В-третьих, если ребенок все время кривляется, как можно чаще затевайте игру в театр: декламируйте, инсценируйте песни, пародируйте любимых актеров, играйте в шарады и записывайте на видео домашние спектакли. Кроме выпускания пара и развития воображения и уверенности в себе, вы дадите ребенку возможность вдоволь покривляться без опасности вызвать неодобрение окружающих. И обязательно разговаривайте с малышом о том, когда строить рожи можно и даже необходимо (например, во время логопедической гимнастики или на осмотре у врача, когда тебя просят показать язык), а когда это недопустимо, потому что может обидеть или расстроить окружающих. Если все-таки ребенок гримасничает, постарайтесь удержаться от длинных выговоров, просто напомните о вашей беседе. И ни в коем случае не унижайте малыша при людях, сравнивая его с обезьянкой: это может только ухудшить дело и подтолкнуть ребенка к демонстративному паясничанию. Обычно кривляться и передразнивать окружающих дети начинают позже, к 6–7 годам, и делают это чаще всего, чтобы преодолеть застенчивость или привлечь к себе внимание. Поэтому родителям стоит заранее позаботиться об адекватной самооценке ребенка и его умении привлекать внимание к себе другими способами. Нелишним будет время от времени напоминать детям, что гримасничание – забавная игра, но все-таки не основное средство человеческого общения. Разговаривать с людьми, отвечать на вопросы, знакомиться, рассказывать о себе, благодарить и предлагать помощь – всему этому ребенок может научиться у вас, и именно в этом возрасте. Откладывать не стоит!

Иногда ситуация, когда ребенок гримасничает – повод насторожиться. Хотя детские гримасы и даже большое количество гримас – приемлемое и желательное явление, свидетельство психического здоровья и нормального развития, мимика ребенка может стать для родителей сигналом того, что ему необходимо больше отдыхать, а иногда и поводом для обращения к неврологу.

Ребенок кривляется или у него тик?

Если ребенок часто трет лицо руками, закатывает глаза, моргает, делает глотательные движения, сопит или хмурится – возможно, он делает это непроизвольно, то есть у него тик. Тики – непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей, – появляются как реакция на стресс и сочетаются с повышенной утомляемостью, раздражительностью, бессонницей, перепадами настроения. Тик свидетельствует о чрезмерной возбудимости нервной системы и сигнализируют о том, что малышу нужна более спокойная обстановка. Тики могут пропадать и возвращаться, а также обостряться весной и осенью. Родителям не следует впадать в панику. Главная рекомендация в этом случае – мягкий режим, правильное питание, минимум компьютера, телевизора, страшных сказок, разумная физическая нагрузка. Впрочем, это универсальное правило.

Редкий родитель не видел своего отпрыска «в образе» обезьянки. Дети могут гримасничать и кривляться, коверкать слова и передразнивать окружающих. У взрослых такое поведение обычно вызывает скорбное удивление, переходящее в тихое бешенство. И неспроста: психологи говорят, что кривляние часто сигнализирует о нарушениях эмоционально-волевой сферы у ребенка. Потому-то излишнее детское дурачество для нас - это что-то такое, что нужно отменить и убрать, во имя счастья и успеха. Главное - знать, как помочь ребенку, и разобраться, почему он так себя ведет.

Кризис 5-7 лет

Вы еще не устали от череды возрастных кризисов? Даже если и устали, бодритесь! - в 5-7 лет нас одолевает очередной переход. В это время ребенок охладевает к прежним играм и игрушкам, больше тянется к взрослым занятиям, он хочет быть самостоятельным и важным, стремится подражать старшим. Это может выражаться даже в манерности, ребенок начинает ходить не так, как он ходил, разговаривать по-другому. Он снова становится непослушным, стараясь этим отстоять свою важность. И вот тут кривляние часто становится способом выразить протест, именно «свалять дурачка», - протест не очень активный и не буйный, но вполне действенный.

Можно сказать, что таким образом ребенок словно ощупывает новые инструменты, которые есть в его распоряжении: он изучает, как с помощью эмоций и нарочитого поведения он может воздействовать на людей и добиваться своих целей . Точно так же когда-то он овладевал, например, собственными руками: сначала руки сами по себе мельтешили перед глазами грудничка, потом малыш учился специально брать ручкой предметы, доносить их до рта, ковыряться в интересных отверстиях, рисовать, лепить… А теперь ребенок осваивает основы артистизма, пусть поначалу и неловко. Постепенно он изучит свой арсенал эмоциональных приемов, разберется, как регулировать их силу и что из них хорошо работает (и тогда эти средства перекочуют во взрослую жизнь, развиваясь и совершенствуясь), и решит, стоит ли ему, вообще, этим заниматься.

Психологи советуют вооружиться терпением и уважением. Не нужно эмоционально реагировать на откровенное кривляние ребенка, не стоит его раззадоривать, подыгрывать и смеяться над явным детским шутовством или, наоборот, ругаться и возмущаться. Лучше сделать вид, что такое поведение на вас не действует. В крайнем случае, можно сообщить, что вам не нравится кривляние сына или дочки, что выглядит оно некрасиво, и в таком духе вы с ним общаться не намерены, - и немного помолчать, но не демонстрировать обиду или пренебрежение. Постепенно, опытным путем, ребенок отделит «годные» способы общения от негодных, и всем станет значительно легче.

Недостаток родительского внимания

Упорное кривляние может оказаться еще и простым, но крепким способом привлечь внимание окружающих . Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, - огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, - эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.

Подумайте, хватает ли чаду общения с вами? Мы не всегда успеваем поговорить с ребенком по душам и расспросить о прошедшем дне, мы выполняем ритуалы и отправляем детку спать. А может быть, ему было важно рассказать, что утром он видел большую собаку, которая пила из лужи, и его это так удивило, или что Дима не дал ему машинку. Общайтесь с ребенком чаще, со спокойным вниманием и уважением , больше тактильного контакта, совместных дел, и, скорее всего, малыш почувствует себя увереннее и безмятежней. Тогда и проблема кривляния отпадет сама собой. По поводу реакции на шутовство рекомендации прежние: стараться не замечать, прохладно сообщать ребенку, что кривляться некрасиво.

Неуверенность в себе

Даже если вам кажется, что ребенку уделяется достаточно внимания, что с ним обходятся справедливо и немало хвалят, - детка может иметь свое мнение на этот счет. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, - и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.

К прежним советам (уделять больше внимания, игнорировать детские «кренделя») здесь нужно добавить еще один: помогите ребенку убедиться, что он на что-то способен и чего-то стоит. Замечайте его достижения и хвалите - за прибранную комнату, за скульптуру из пластилина, за красивую строчку в прописи, - но только искренне и с уважением. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет одерживать маленькие победы. Поручите малышу какие-то несложные обязанности по дому, помогите ему помнить о них и вовремя выполнять: например, поливать цветы или менять воду в чашке кота, кормить рыбок, - и честно хвалите. Дайте ребенку возможность освоить какое-то новое дело по силам: катание на роликах, поход в дворовый магазин за хлебом или приготовление печенек, - чтобы он чувствовал себя знающим и компетентным взрослеющим человеком, которому есть что предъявить, кроме клоунских примочек.

Чрезмерная опека

Кривляться нередко начинают дети, которые сызмала были окружены избыточной заботой и вниманием взрослых. К ним долго относились как к живым куклам, умилялись их проделкам и шалостям, поощряя их шутовское поведение. И ребенок воспринимает такую манеру как должное, ему бывает непросто перестроиться на другой способ отношений. Здесь малышу может помочь слаженное взаимодействие взрослых , которые начнут более уважительно и сдержанно общаться с подрастающим человечком. Ценно будет договориться с ребенком о его маленьких обязанностях в доме. Придумайте вместе с ребенком интересное дело, в котором он сможет себя реализовать: коллекционирование, занятие шахматами или плаваньем, плетение украшений.

Дезадаптация у младших школьников

У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем : выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком - и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.

А может, покривляемся вместе?

В большинстве случаев психологи советуют игнорировать кривляние, но кто-то из них считает, что можно поступить иначе: «Давай я покажу тебе, как ты выглядишь. Интересно, тебе понравится?» - и повторить за малышом его манерные выходки, скорчить те же рожицы, попищать или погнусавить вслед за ним. Здесь важно не сделать ничего обидного и болезненного, не перегнуть палку. Отзеркальте ребенка, без назидательного усердия, посмейтесь вместе , - может быть, этого будет достаточно, чтобы привычка кривляться заметно сдулась.

Вперед, на сцену!

И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» - это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди