23.05.2019

Есть ли у вашего ребенка недостаток веса или лишний вес? Поводы для беспокойства


Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

Мы живём в такое время, когда ожирение является «болезнью века». Тысячи, если не миллионы людей сидят на диетах, а ещё большее количество собираются это сделать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие родители, наблюдая, как их ребёнок прибавляет в весе, начинают задаваться вопросом: а так ли это хорошо?

На самом деле, на первом году жизни маленькие дети очень быстро растут. Затем увеличение веса постепенно замедляется. Все эти процессы вполне закономерны. Более того, Всемирная Организация Здравоохранения даже составила таблицу средних показателей веса детей в зависимости от пола и возраста. Именно на основании этого документа большинство современных педиатров и дают заключение о наличии у малыша недовеса или переизбытка килограммов.

Да, в данном случае нехорошим показателем считаются отклонения как в одну, так и в другую сторону. Так что «поджарый» ребёнок – это тоже не всегда есть хорошо.

Нормы веса детей в 3 года

Каковы же нормативны веса для детей трёхлетнего возраста? По мнению ВОЗ вес может колебаться в достаточно больших пределах. Поэтому условно вся таблица разделена на 6 категорий:

  • низкий вес – наблюдается явный недобор килограммов;
  • ниже среднего – не совсем норма, но терпимо;
  • средний – стандартная норма;
  • выше среднего – опять же отклонение, но допустимое;
  • высокий – наблюдается избыточный вес;
  • слишком высокий – уже практически патология.

Разумеется, у мальчиков и девочек цифры несколько разняться, поэтому имеет смысл рассмотреть вес трёхлеток в зависимости от их половой принадлежности. Итак:

  • низкий вес – 11,3 кг мальчики и 10,8 кг девочки;
  • ниже среднего – 12,7 кг мальчики и 12,2 кг девочки;
  • средний – 14,3 кг мальчики и 13,9 кг девочки;
  • выше среднего – 16,2 кг мальчики и 15,8 кг девочки;
  • высокий – 18,3 кг мальчики и 18,1 кг девочки;
  • слишком высокий – 20,7 кг мальчики и 20,9 кг девочки.

Как можно заметить, разброс по весу от ниже среднего до выше среднего достаточно значителен. И это понятно. Ведь развитие малыша, в том числе и набор веса – вещь сугубо индивидуальная и зависит от многих факторов.


Факторы, оказывающие влияние на вес

Основной фактор от которого зависит вес любого человека – рацион питания. Правильное кормление очень важно для нормального формирования и развития ребёнка. И речь, в первую очередь, не о том, сколько ест малыш, а о том, что он ест.

Рацион трёхлетнего ребёнка должен состоять исключительно из качественных продуктов, содержащих все необходимые витамины и микроэлементы. Именно нехватка каких-либо веществ часто становится причиной недобора или переизбытка веса.

Питание – это, конечно, основной фактор, оказывающий влияние на вес, но не единственный. Есть и другие, например: наследственность, факторы внешней среды (в первую очередь, климатические), плохой сон, большие физические / психологические нагрузки, индивидуальные особенности организма самого малыша.

В чём опасность отклонений веса от нормы

Конечно, если вес трёхлетнего малыша близок к среднему значению, то особо беспокоиться не стоит. Не вызывают большой тревоги и показатели «ниже среднего» и «выше среднего». В этом случае, чаще всего отклонения связаны с индивидуальными особенностями и генетической предрасположенностью. А вот низкий и высокий показатели – это уже серьёзно. В такой ситуации родители должны обязательно обратиться за консультацией к врачу-педиатру. Лишний вес или его недостаток могут свидетельствовать о нарушениях работы каких-либо функций организма.

Начать стоит с того, что лишний вес – это, прежде всего, дополнительная нагрузка на сердечно-сосудистую систему и кости скелета, прежде всего, на позвоночник. У тучных малышей уже в трёхлетнем возрасте может наблюдаться повышенное артериальное давление. Часто быстрому накоплению килограммов способствует и неправильная работа желудочно-кишечного тракта. Более того, лишний вес может быть предвестником такого серьёзного заболевания как сахарный диабет. Не на пользу полнота и нервной системе. Отставание от других детей во время подвижных игр в итоге может стать первым шагом к развитию многочисленных комплексов.

Не стоит расслабляться и родителям, у которых малыши весят слишком мало. Казалось бы, какие тут могут быть проблемы? А они есть. Часто слишком медленный набор веса говорит о замедленном развитии малыша, в первую очередь о задержке роста, а иногда и умственного развития. Кроме того, дефицит массы способствует ослаблению иммунитета, развитию анемии и потере костной массы. Во многих случаях дети с недобором веса не справляются с физическими нагрузками и быстро устают. Наблюдается у таких детей и истощение нервной системы. Но самое неприятное то, что недостаток веса в этом возрасте может иметь серьёзные проблемы в будущем. Как выяснили медики, данное отклонение может привести к развитию бесплодия. Причём как у девочек, так и у мальчиков.

Как увеличить или уменьшить рост ребенка 3 лет

Как уже было сказано выше, в случае если вес ребёнка очень сильно отличается от норм, указанных в таблицах ВОЗ, его надо обязательно показать врачу. Если же масса тела малыша колеблется в районе «выше среднего», то с большой долей вероятности он просто малоподвижен. Обычно, чтобы исправить ситуацию родителям достаточно отдать его в какую-нибудь спортивную секцию или на танцы. В трёхлетнем возрасте это уже вполне допустимо. Если нет подобной возможности, то можно заниматься с ребёнком и самостоятельно.

А вот чего нельзя делать, так это сажать ребёнка на диету. Подобные действия могут спровоцировать «включение» совершенно противоположных процессов. Кстати, при достаточных физических нагрузках аппетит ребёнка останется прежним или даже усилиться. Это не страшно. Лишние калории «сгорят» при физических нагрузках. Главное, чтобы в рационе содержались продукты, содержащие кальций. Данное вещество позволит нормально формироваться скелету малыша.

Если же у ребёнка наблюдается недобор веса, то тут тоже нельзя действовать сгоряча. Многие родители, столкнувшись с подобной проблемой, начинают «пихать» в своего малыша продукты с большим количеством углеводов. Однако не стоит забывать, что в трёхлетнем возрасте ребёнок набирает вес в основном за счёт роста мышечных тканей и костей. А основным «строительным материалом» в этом случае являются белки, а не углеводы.

Поэтому важно не только увеличить калорийность блюд, но и максимально расширить рацион малыша белковыми продуктами. При этом не стоит забывать и о пище, которая содержит в достаточном количестве необходимые витамины и минеральные вещества. В этом случае очень важно, чтобы меню было сбалансированным.

Но каким бы не был вес ребёнка, родителей должны придерживаться главного врачебного принципа – «не навреди!». Поэтому при любых отклонениях от нормы имеет смысл сходить на консультацию к участковому терапевту. Уж он-то точно сможет выявить возможные проблемы и подсказать, как привести вес ребёнка к установленным ВОЗ нормам.

Видео про норму веса у детей, мнение доктора Комаровского


Сказать, сколько должен весить ребенок в 3 месяца, довольно сложно. Развитие каждого малыша происходит индивидуально, в зависимости от его генофонда. Тем не менее, существуют общепринятые нормы, на которые ориентируются педиатры. Отклонение от нормы требует пристального внимания родителей. Даже если малыша ничего не беспокоит, недовес может быть вызван различными заболеваниями. Однако и сильно переживать не стоит. Доверьтесь своему педиатру, который более объективно может оценить состояние здоровья крохи.

Нормы веса и роста трехмесячного ребенка

ВОЗ (Всемирная организация здоровья) утвердила нормы веса и роста ребенка в зависимости от возраста. Они указаны в таблицах 1 и 2. Данные для девочек и мальчиков различаются, ведь девочки чаще обладают более хрупкой конституцией. Дети не могут быть одинаковыми, поэтому нормы варьируются. Различают показатели для детей ниже среднего, средние и выше среднего, которые считаются вариантами нормы.

Таблица 1. Нормы веса детей в 3 месяца


Таблица 2. Нормы роста детей в 3 месяца

Вышеприведенные нормы приблизительны. 94 % рожденных в срок здоровых детей соответствуют этим показаниям роста и веса. Недоношенные малыши без патологий догоняют рожденных на 40-й неделе в 5-12 месяцев в зависимости от степени недоношенности.

Совет
Вес должен соответствовать росту крохи. Если малыш хорошо вырос за месяц, лишняя прибавка к весу естественна. Детки, которые растут медленно, соответственно, наберут меньше граммов.

Недобор или перебор показаний роста и веса ребенка

Если у малыша рост и вес увеличиваются непропорционально, родители начинают волноваться. Особенно если речь идет о недоборе вожделенных килограммов, которые не соответствуют показаниям в таблице. И, конечно же, главной причиной считается нехватка грудного молока. Учащенные кормления, докармливание смесью, введение раннего прикорма - самые распространенные действия. Но правильно ли это?

Причин недобора веса грудничка в 3 месяца может быть несколько.

  • Редкие кормления - причина, на которую чаще всего ссылаются. Это касается только детей, которые питаются маминым молоком. Малыши-искусственники получают питание строго по расписанию. Грудное вскармливание чаще всего происходит по требованию. Если ваш кроха в 3 месяца просит грудь реже, чем 1 раз в 3 часа днем и 1 раз в 5 часов ночью, действительно можно попробовать добавить 1-2 кормления. Иначе малыш откажется от груди или будет на ней «висеть».
  • Проблемы со здоровьем - малыш с заболеваниями, связанными с обменом веществ, хуже набирает вес. Также это может быть ОРВИ или банальный насморк. Человеку с заложенным носом сложно есть. В 3 месяца он питается молоком из груди или смесью из бутылочки, и - серьезная помеха. Бывают и более серьезные заболевания - муковисцидоз, порок сердца, желтуха. Но обычно они сопровождаются другими характерными симптомами и отклонениями в развитии, которые требуют немедленного лечения.
  • Анатомические особенности малыша - у крохи может быть короткая уздечка языка, которая мешает ему сосать молоко или смесь. Некоторые дети захлебываются во время кормления. Начав сильно кашлять, малыш раздражается и не хочет продолжать насыщение. Чаще захлебывания исчезают после 3 месяцев. Частые обильные срыгивания также могут помешать набрать нужные граммы. Их причиной является неполное закрытие клапана, который перекрывает переход из пищевода в желудок, или заглатывание воздуха во время кормлений.
  • Недостаточная выработка молока у матери является не такой частой причиной недобора веса, как зачастую считают. Молоко в груди женщины вырабатывается по требованию крохи. Поэтому здоровая женщина вполне может обеспечить своего грудничка питанием. Но если у мамы плохое самочувствие, проблема имеет место быть. Чаще всего мамы сталкиваются с заболеваниями гормонального характера - расстройство функций яичников, щитовидной железы, прием гормональных средств, подавляющих лактацию («Достинекс», «Бромокриптин»).
  • Психологические причины. Малыш с мамой являются одним целым. Ребенок буквально впитывает в себя информацию о психическом состоянии матери. Тревожность, депрессия, психоз передается крохе. Он становится более капризным, аппетит ухудшается, малыш может начать отставать в развитии. Это касается не только детей на грудном вскармливании, но и крох-искусственников. Спокойствие мамы - залог здоровья малыша. Если стресса мамочке избежать не удается (переезд, ссоры в семье, болезнь или смерть родственника, финансовые проблемы), возможно, нужно обратиться к психологу.

Проанализировав причины, вы вместе с педиатром можете прийти к выводу, что все эти пункты отсутствуют в вашей жизни. Значит, недобор веса по таблице - просто физиологическая особенность ребенка.

Рост ребенка чаще всего педиатрами учитывается в соотношении с весом. Если малыш короче, чем заложено в нормах, но вес соответствует, обычно склоняются к версии наследственности. У невысоких родителей и малыш будет, скорее всего, невысоким. Кроме того, у месячного крохи зачастую сильный тонус, поэтому точно измерить его довольно сложно. Если измерения показали, что ребенок не подрос за второй месяц жизни, возможно, его просто неправильно измерили на предыдущем приеме.

Показатели, на которые стоит обратить внимание в 3 месяца

Кроме роста и веса ребенка существуют нормы, которые не менее важны для трехмесячного ребенка:

  • окружность головы;
  • окружность груди.

К трем месяцам косточки черепа ребенка полностью становятся на место и срастаются. Во время родов головка новорожденного, проходя через родовые пути, сжимается. Подвижные кости черепа заходят одна за другую, уменьшая диаметр окружности головы. Поэтому небольшие отклонения от нормы на первых месяцах жизни малозаметны. В 3 месяца измерение окружности головы ребенка обязательно. Нормативные показатели согласно стандарту ВОЗ приведены в таблице 3.

Таблица 3. Окружность головы детей в возрасте 3 месяцев


Помните, что отклонения от нормы возможны не только из-за патологий, но также из-за врожденной формы черепа. Если у ребенка круглая голова с высоким лбом, показания окружности головы могут быть выше границы. И наоборот, у малыша с сильно вытянутой формой головы значения окружности могут быть ниже нормы. Так как форма черепа зависит от наследственности, опытному педиатру достаточно взглянуть на маму с папой, чтобы вынести вердикт: диагноз или просто «похож на папу».

Показания окружности головы связаны с окружностью грудной клетки. Главное, чтобы показатель окружности груди был ниже. Иначе речь идет о патологии. В таблице 4 приведены нормы окружности груди для трехмесячного ребенка.

Таблица 4. Окружность груди у детей в 3 месяца

Сравнив измерения окружности груди и головы, педиатр может подвести определенный итог. Если вывод неутешительный, не отчаивайтесь. Только дополнительные исследования помогут ответить на вопрос, есть ли патология.

Некоторые из приведенных норм могут не «выполняться» малышом. Однако не спешите впадать в панику. Развитие каждого маленького человечка уникально. Важно, чтобы он был весел, бодр, умел улыбаться, хватать руками игрушку. Если ваш малыш доволен жизнью, хорошо спит и ест, у него растут ногти и нет кожных высыпаний, чаще всего отклонения от нормы объясняются индивидуальностью крохи.

Важными показателями физического состояния и здоровья детей являются вес и рост. Принято считать, что зависят они от генетики человека. Все дети индивидуальны, но избыточный или маленький вес может указывать на плохое питание или серьезные проблемы со здоровьем. Очень быстрый или медленный рост может быть сигналом неправильного функционирования систем организма.

На рост и вес ребенка в первую очередь влияет генетика, но существует еще много факторов, от которых зависят эти показатели

Калькулятор

Какие факторы влияют на показатели роста и веса?

На показатели роста и веса влияют следующие факторы:

  • генетическая предрасположенность (наследственность, этническое происхождение);
  • гормоны роста;
  • перенесенные в раннем возрасте заболевания;
  • функционирование эндокринной системы;
  • гормональный всплеск во время полового созревания;
  • психологическая обстановка в семье;
  • питание и сон;
  • хронические патологии;
  • физические нагрузки;
  • уровень гемоглобина;
  • масса тела прямо пропорционально зависит от длины.

С каким ростом и весом должен родиться ребенок?

При рождении вес доношенного ребенка колеблется от 2500 г до 4500 г. Мальчики, как правило, весят больше, чем девочки. Максимальный вес для малышки обычно не превышает отметку 4,5 кг. Средний вес – 3,2–3,4 кг. Длина тела новорожденных составляет 45-54 см. Средний рост – 49-52 см. Длина тела у девочек обычно находится в пределах 49–51 см.

Как видно, диапазон физических показателей ребенка при рождении достаточно широк. На данные малыша оказывают влияние различные факторы: наследственная предрасположенность, на каком сроке родился ребенок (38-40 недель), особенности течения беременности мамы. Следует сказать, что у одних и тех же родителей дети могут рождаться с разными физиологическими данными.

Рост и вес недоношенных детей

Вес детей в зависимости от степени их недоношенности:


Если недоношенный ребенок здоров, он быстро прибавляет в росте и в весе

Длина тела у детей, родившихся раньше срока, обычно менее 45 см. Телосложение у них непропорциональное, подкожно-жировой слой не сформирован, открыты швы черепа, кожные покровы переполнены кровью. Новорожденных, поспешивших появиться на свет, выхаживают в специальных условиях. При правильном уходе к первому году жизни такие дети ничем не отличаются от тех, что родились в положенный срок.

Таблицы ВОЗ роста детей

Все дети развиваются в своем собственном темпе. Однако существуют определенные нормы прибавки в весе и росте, на которые ориентируются доктора при определении физического состояния ребенка. Эти данные собраны в таблицы, разработанные всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Рассмотрим таблицы ВОЗ на примере развития девочек.

Нормальные показатели у девочек до года

В первый год жизни дети развиваются наиболее активно. Сразу после рождения новорожденные могут потерять в весе до 300 г. Однако в первые три месяца жизни малыш способен набирать до 750 г ежемесячно, в последующие три месяца – по 700 г, с 7 по 9 месяц жизни - по 550 г, 9-12 месяц – 350 г. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, набирают вес быстрее.

Растут малыши не менее интенсивно. Идеальная прибавка в длине для малышей с 1 по 3 месяц – 3,5 см, 4-6 месяц – 2,5 см, 7-9 месяц – 1,5-2 см (см. также: ). С 9 месяца до года дети подрастают еще на 1 см в месяц. Средний вес ребенка в год находится в промежутке от 8900 до 9600 г. Длина тела составляет от 74 до 76 см.


В среднем дети рождаются с весом 2,9-3,5 кг и ростом - около 52 см

Таблица весовых норм от 0 до 12 месяцев:

Возраст, мес Вес, кг
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
0 2,4-2,8 2,8 3,2 3,7 3,7-4,2
1 3,2-3,6 3,6 4,2 4,8 4,8-5,5
2 3,9-4,5 4,5 5,1 5,8 5,8-6,6
3 4,5-5,2 5,2 5,9 6,6 6,6-7,5
4 5,0-5,7 5,7 6,4 7,3 7,3-8,2
5 5,4-6,1 6,1 6,9 7,8 7,8-8,8
6 5,7-6,5 6,5 7,3 8,3 8,3-9,4
7 6,0-6,8 6,8 7,6 8,6 8,6-9,8
8 6,2-7,0 7,0 8,0 9,0 9,9-10,2
9 6,5-7,3 7,3 8,2 9,3 9,3-10,6
10 6,7-7,5 7,5 8,5 9,6 9,6-10,9
11 6,9-7,7 7,7 8,7 9,9 9,9-11,2
12 7,0-7,9 7,9 9,0 10,1 10,1-11,5

Исходя из данных, показатель веса для годовалой малышки в 7,9-10,1 кг считается идеальным (рекомендуем прочитать: ).


Вес годовалых девочек может сильно разниться - есть «худышки», а есть «пышечки»

Низкий и высокий вес не является критичным, он может быть вызван генетической предрасположенностью или особенностями протекания беременности. Если показатели малыша выходят за рамки низкого или высокого, врачи проведут дополнительные исследования для исключения проблем со здоровьем.

Таблица норм роста от 0 до 12 месяцев согласно ВОЗ:

Возраст, мес Рост, см
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
0 45,4-47,3 47,3 49,2 51,0 51,0-52,9
1 49,8-51,7 51,7 53,7 55,6 55,6-57,6
2 53,0-55,0 55,0 57,1 59,1 59,1-61,2
3 55,6-57,7 57,7 59,8 61,9 61,9-64,0
4 57,8-59,9 59,9 62,1 64,3 64,3-66,4
5 59,6-61,8 61,8 64,0 66,3 66,3-68,5
6 61,2-63,5 63,5 65,7 68,0 68,0-70,3
7 62,7-65,0 65,0 67,3 69,6 69,6-71,9
8 64,0-66,4 66,4 68,8 71,1 71,1-73,5
9 65,3-67,7 67,7 70,1 72,6 72,6-75,0
10 66,5-69,0 69,0 71,5 74,0 74,0-76,4
11 67,7-70,3 70,3 72,8 75,3 75,3-77,8
12 68,9-71,4 71,4 74,0 76,6 76,6-79,2

Детский возраст от года до 10 лет

В период от года до 10 лет у ребенка формируется и укрепляется опорно-двигательная система, налаживается работа всех внутренних органов.

При недостаточном питании, неправильном распределении физической нагрузки у детей могут развиться различные заболевания. Поэтому следить за нормами в этом возрасте так же необходимо, как и в младенческом.

Таблица норм веса в возрасте от 1 до 10 лет:

Возраст Вес, кг
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
15 мес. от 7,6 8,5 9,6 10,9 10,9-12,4
18 мес. 8,1-9,1 9,1 10,2 11,6 11,6-13,2
21 мес. 8,6-9,6 9,6 10,9 12,3 12,3-14,0
2 года 9,0-10,2 10,2 11,5 13,0 13,0-14,8
27 мес. 9,5-10,7 10,7 12,1 13,7 13,7-15,7
30 мес. 10,0-11,2 11,2 12,7 14,4 14,4-16,5
33 мес. 10,4-11,7 11,7 13,3 15,1 15,1-17,3
3 года 10,8-12,2 12,2 13,9 15,8 15,8-18,1
3,5 года 11,6-13,1 13,1 15,0 17,2 17,2-19,8
4 года 12,3-14,0 14,0 16,1 18,5 18,5-21,5
4,5 года 13,0-14,9 14,9 17,2 19,9 19,9-23,2
5 лет 13,7-15,8 15,8 18,2 21,2 21,2-24,9
5,5 лет 14,6-16,6 16,6 19,1 22,2 22,2-26,2
6 лет 15,3-17,5 17,5 20,2 23,5 23,5-27,8
6,5 лет 16,0-18,3 18,3 21,2 24,9 24,9-29,6
7 лет 16,8-19,3 19,3 22,4 26,3 26,3-31,4
8 лет 18,6-21,4 21,4 25,0 29,7 29,7-35,8
9 лет 20,8-24,0 24,0 28,2 33,6 33,6-41,0
10 лет 23,3-27,0 27,0 31,9 38,2 38,2-46,9

Важно следить за нормами веса ребенка, и если девочка имеет лишние килограммы, обязательно принимать меры!

Таблица роста от 1 до 10 лет:

Возраст, мес Рост, см
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
15 мес. 72,0-74,8 74,8 77,5 80,2 80,2-83,0
18 мес. 74,9-77,8 77,8 80,7 83,6 83,6-86,5
21 мес. 77,5-80,6 80,6 83,7 86,7 86,7-89,8
2 года 80,0-83,2 83,2 86,4 89,6 89,6-92,9
27 мес. 81,5-84,9 84,9 88,3 91,7 91,7-95,0
30 мес. 83,6-87,1 87,1 90,7 94,2 94,2-97,7
33 мес. 85,6-89,3 89,3 92,9 96,6 96,6-100,3
3 года 87,4-91,2 91,2 95,1 98,9 98,9-102,7
3,5 года 90,9-95,0 95,0 99,0 103,1 103,1-107,2
4 года 94,1-98,4 98,4 102,7 107,0 107,0-111,3
4,5 года 97,1-101,6 101,6 106,2 110,7 110,7-115,2
5 лет 99,9-104,7 104,7 109,4 114,2 114,2-118,9
5,5 лет 102,3-107,2 107,2 112,2 117,1 117,1-122,0
6 лет 104,9-110,0 110,0 115,1 120,2 120,2-125,4
6,5 лет 107,4-112,7 112,7 118,0 123,3 123,3-128,6
7 лет 109,9-115,3 115,3 120,8 126,3 126,3-131,7
8 лет 115,0-120,8 120,8 126,6 132,4 132,4-138,2
9 лет 120,3-126,4 126,4 132,5 138,6 138,6-144,0
10 лет 125,8-132,2 132,2 138,6 145,0 145,0-151,4

Следить за показателями норм роста и веса девочек школьного возраста также важно, как и в младенческом возрасте

Развитие девочек от 11 до 18 лет

Возраст от 11 до 18 лет считается подростковым. В это время в организме детей происходят интенсивные изменения. На внешности это особенно заметно. Пухленькая малышка может превратиться в идеальную девушку, а худышка - набрать формы. Вызваны такие изменения гормональной перестройкой организма. Необходимо понимать, когда такие изменения являются нормальными, а в каком случае нужно бить тревогу.

Рассмотрим таблицу веса подростков-девочек:

Возраст, лет Вес, кг
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
11 24,9-27,8 27,8-30,7 30,7-38,9 38,9-44,6 44,6-55,2
12 27,8-31,8 31,8-36,0 36,0-45,4 45,4-51,8 51,8-63,4
13 32,0-38,7 38,7-43,0 43,0-52,5 52,5-59,0 59,0-69,0
14 37,6-43,8 43,8-48,2 48,2-58,0 58,0-64,0 64,0-72,2
15 42,0-46,8 46,8-50,6 50,6-60,4 60,4-66,5 66,5-74,9
16 45,2-48,4 48,4-51,8 51,8-61,3 61,3-67,6 67,6-75,6
17-18 46,2-49,2 49,2-52,9 52,9-61,9 61,9-68,0 68,0-76,0

Прививая принципы правильного питания, вес подростков будет соответствовать нормам

Таблица роста подростков:

Возраст, лет Рост, см
низкий, до нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
11 136,2 136,2–140,2 140,2–148,8 148,8–153,2 153,2–157,7
12 142,2 142,2–145,9 145,9–154,2 154,2–159,2 159,2–163,2
13 148,3 148,3–151,8 151,8–159,8 159,8–163,7 163,7–168,0
14 152,6 152,6–155,4 155,4–163,6 163,6–167,2 167,2–171,2
15 154,4 154,4–157,2 157,2–166,0 166,0–169,2 169,2–173,4
16 152,6 155,2–158,0 158,0–166,8 166,8–170,2 170,2–173,8
17-18 155,8 155,8–158,6 158,6–169,2 169,2–170,4 170,4–174,2

Рост старшеклассниц может сильно разниться: от 150 до 175 см

Можно ли рассчитать рост ребенка по росту родителей?

Существует несколько формул для примерного расчета роста ребенка в соотношении с ростом его родителей:

  • Для вычисления роста девочки (РД) нужно сложить рост отца (РО) с ростом матери (РМ), умножить на 0,51 и отнять 7,5 см. Автор этой формулы неизвестен.
  • Другая формула принадлежит чехословаку В. Каркусу. РД см = (РО см*0,923 + РМ см)/2.
  • Доктор Дж. Хокер предложил рассчитать рост следующим образом: РД = (РО + РМ)/2 - 6,4.
  • Формула Смирнова и Горбунова: РД = (РО + РМ -12,5)/2 ± 8.
  • Еще одна формула рассчитывает рост на основании данных ребенка в год (РГ). РД = РГ + 100 см – 5 см.

Периоды интенсивного роста детей: когда бывают скачки?

Наиболее быстрыми темпами девочки развиваются с 10 до 13 лет. Объясняется это активным половым созреванием.

В этот период организм подростка получает большую гормональную встряску. Во время полового созревания будущая девушка может вырасти на 8 см в год. Фигура ее тоже существенно изменится - возможен набор или потеря веса.

Если ребенок слишком высокий

Рост ребенка считается наследственным фактором. Если в семье высокие родители, то малыш с самого детства будет рослым. Однако слишком большое отклонение от возрастных норм ребенка может стать сигналом того, что его в организме есть существенные проблемы. Помимо раннего полового созревания, высокий рост у детей может быть вызван:

  • высоким содержанием гормонов роста;
  • ожирением;
  • патологией хромосом;
  • опухолью гипофиза;
  • синдромом Марфана;
  • нарушением функций гипофиза.

Что делать, если ребенок очень маленький?

Маленький рост ребенка, если он не обусловлен генетической предрасположенностью, также должен вызвать у родителей беспокойство.

Если родители заметили, что малыш плохо растет и не набирает вес, им необходимо обратиться к специалисту.

Врач изучит историю его ростовых прибавок, осмотрит ребенка, проведет анализ перенесенных им заболеваний. В том случае, если сомнения родителей окажутся обоснованными, назначается обследование щитовидной железы. Для исключения рахита ребенку назначают УЗИ. Параллельно с этими исследованиями педиатр должен назначить анализы для проверки крови на уровень гормона роста и гемоглобина. Иногда проводят исследование костного возраста ребенка при помощи рентгена костей.

В возрасте 3 лет ребенок уже хорошо физически развит. Он умеет бегать, прыгать, играть с мячом, ездить на велосипеде. В играх понимает и соблюдает правила, общается со сверстниками, отвечает на вопросы взрослых.

Нормы развития трехлетнего ребенка

Для этого возраста также разработаны определенные стандарты физического развития. Опираясь на них, врач определяет наличие или отсутствие патологий.

Рост и вес ребенка в 3 года должны соответствовать нормам ВОЗ

В 3 года рост и вес ребенка должен соответствовать следующим значениям:

  • Нормальным считается рост в пределах 91-102 см, вес от 13 до 17,4 кг - для мальчика
  • Определены стандарты роста в 91-101 см, веса - от 12,5 до 17 кг - для девочки

Ребенок в этом возрасте очень многое умеет делать сам: кататься на качелях, топать, хлопать и делать эти два действия одновременно. Его уже можно научить плавать, и он этого не боится при надежной поддержке взрослого.

Малыш отлично общается и играет с другими детьми, может делиться или обмениваться игрушками. Составляет сложные предложения, может оценивать свои и чужие действия, знает что "хорошо", а что "плохо". Он испытывает чувство стыда, если провинился, расстраивается, если его ругают. Может долго обижаться из-за наказания или грубого отношения к нему.

Родителям можно порекомендовать больше заниматься умственным и физическим развитием, при этом не запрещать проявления самостоятельности и желания сделать что-то без помощи взрослого. Тогда в 3 года он сможет сам выполнять простые бытовые процедуры:

  • Одеваться и раздеваться, снимать обувь при входе в квартиру.
  • Умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом и вытирать полотенцем.
  • Есть ложкой, аккуратно и правильно держа ее в руке.
  • Проявлять вежливость - говорить "спасибо", здороваться.

Ему интересно проявлять себя творчески:

  • Лепить из пластилина. Он способен сделать разные фигурки - шарики, колечки, колбаску, блинчик.
  • Рисовать карандашами и красками, раскрашивать готовые картинки. Он может пытаться повторить увиденный рисунок или выполнить его по своему замыслу. Имитирует письмо взрослого.
  • Дети любят музыку, они рано начинают двигаться в такт. В возрасте 3 лет движения становятся разнообразными, кроха может кружиться, подпрыгивать, топать ножкой.

Появляется способность запоминать простые стихи или даже сочинять свои - рифмовать слова. После просмотра мультфильма можно узнать мнение малыша об этой истории или о героях.

Важный нюанс: если что-то запрещаете, четко разъясните причину этого, тогда ребенок сможет реагировать спокойно и без слез.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди