17.05.2019

Этапы человеческой жизни


Наверное, вы не раз задумывались о том, почему, живя в одном и том же городе, стране и/или мире, мы живем как-то ну совсем по-разному. Как обитатели одного и того же дома, но весьма даже высотного.

Отчего живущие внизу нюхают помойки, а обитающие в пентхаусе наслаждаются пейзажами и свежим воздухом… Так вот, если, отбросив привычное «потому что воры!» или, что интереснее, копнуть в том числе и в этом направлении (почему одни смогли, а другие нет?), получится, что при прочих равных (т.е. исключив несправедливость, связанную с клановой принадлежностью и прочей круговой порукой), те, кто преуспел, отличаются какой-то ну очень повышенной живучестью, и, точнее, выживаемостью (чуть позднее вы поймете, почему я использовал именно это слово). Что в интегральном нейропрограммировании получило свое выражение в концепции витальности: некоторой обобщенной способности к жизнедеятельности как таковой (во всех порой ну очень сомнительных прелестях сопровождающих ее условий и обстоятельств).

Используемая нами (в основном для иллюстрации) формула этой самой витальности проста, но, простите, мудра

V – собственно витальность некой системы I – информация, ею используемая E – энергия, которую тратит эта система на свое содержание .

Потому что любому, пусть даже и совсем неискушенному читателю ясно, что, например, витальность на дороге (обычной, а не жизненной) у опытного водителя куда выше, чем у «чайника». Ибо первый «ведет» ПЯТЬ машин: свою, две сбоку и еще по одной спереди и сзади. Тогда как второй только ОДНУ: собственную, да еще и с большим трудом. Это – пример для I (информации), где, естественно, работает принцип «чем больше ты ее осознаешь (не просто знаешь, а именно осознаешь), тем лучше для тебя, причем в любой ситуации» (кстати, осознание это должно быть бессознательным, а то сработает «эффект сороконожки», каковая, если вы помните, после попытки сознательно ответить на вопрос «Какой ногой ты ходишь первой?» просто разучилась ходить…).

Теперь о Е , или энергии. Здесь можно просто продолжить «дорожный» пример. Потому что даже «ежу понятно» (интересно, а почему именно ему – ведь в символодраме, например, это символ мужчины, о которого женщина «укололась», да еще и всерьез…), что при прочих равных (в данном случае – объема бензобака) более экономичная машина, управляемая к тому же умеющим ездить в экономном режиме водителем, будет более витальна, чем какая-то другая: неэкономичная и в руках неэкономного. Ибо сможет уехать куда как дальше (на некоторых последних моделях автомобилей подобное превратилось почти в компьютерную игру, которую можно назвать «Добавь себе километры»). Да и сохранится в лучшем виде куда как подольше…

Соответственно, у каждого из нас есть как бы две стратегии увеличения витальности. Повышения количества и качества используемой информации. И понижения суммарных энергозатрат на поддержание себя в необходимой форме. Первую обычно выбирают люди К (т.е. идущие к чему-то хорошему). А вторую – люди ОТ (т.е. уходящие от чего-то плохого)… Однако странно-односторонний выбор «витальности для» работы либо с информацией, либо с энергией (и К и От) определяется не только психологическими причинами, но и уровнем вашей экзистенции.

Поясню этот свой тезис. В принципе, задолго до меня психологи различных стран, народностей и направлений отмечали, что у человека есть как бы два варианта прожития собственной жизни. Которые несколько условно можно было бы назвать так: социализационный и самоактулизационный (в первом вы служите в основном обществу, а во втором – более уже себе). Причем варианты эти обычно даже противопоставлялись друг другу как совершенно несовместимые! Так, известнейший психоаналитик Ж. Лакан сформулировал сие в виде дилеммы «Кошелек или жизнь?» И подробно разъяснил, что ежели вы выбираете кошелек – благо, даруемое обществом (которому нужно служить и перед которым – выслуживаться), даже не надейтесь на этакую свободную и радостную жизнь (концлагерь есть концлагерь: пусть даже он зовется по-иному…). Потому как если вы все-таки выберете эту самую свободную и радостную жизнь, про «кошелек» можете просто даже забыть – причем напрочь. Так что служа кошельку якобы ради жизни (и даже став олигархом), вы все равно останетесь рабом своих денег, которые продолжите (зачем?) все так же истово и неистово получать и зарабатывать. Ценою своей не очень-то удавшейся в плане подлинного счастья и истинного самовыражения жизни…

Так вот, получилось так, что в интегральном нейропрограммировании я просто поставил все это не вместе, а как бы одно за другим. То есть предположил, что только некая условно первая половина жизнедеятельности человека должна быть посвящена «социальному служению» в режиме этакого непрерывного выживания (по обобщенным данным где-то до 42 лет…). Потому что вторая ее половина задумывалась Высшими силами именно как самоактуализация – но не просто, а как бы в режиме «жизни как таковой» – упоительной и сладкой.

Но об этом, похоже, просто не желают сообщать. И, возможно, потому, что человек, покончивший с «социальными иллюзиями», и начавший всерьез задумываться о смыслах своей экзистенции (т.е. не только немного тупо делать, но уже и серьезно думать: «осмысливать бытие»), как-то незаметно даже для самого себя, вступает в некую конфронтацию с обществом. Нет, он далеко не всегда пополняет ряды всяких там «бунтарей» (я к любым «революционерам» отношусь крайне скептически), но от социума точно отходит. Становясь этаким аутсайдером (по определению – стоящим в стороне, а вовсе не отстающим, как это принято у нас считать). Потому что хорошо понимает, что предложенная нынешним обществом модель успеха в виде денег, материального благополучия, статуса, власти и чувственных удовольствий, просто убога (в самом худшем смысле этого слова). И, более того, либо сама собой прекращается и самоуничтожается по достижении достаточного уровня всего вышеописанного («истинно счастливым является тот человек, который осознает, что все, что у него есть, это и есть все, что ему надо» - примерно так говаривал великий наш Л. Толстой), либо превращается в манию (и зависимость), которую, увы, никто не лечит (точнее, мы лечим – но ведь не хотят…). А столь желанные на первой стадии жизни ЦЕЛИ (пресловутые здоровье, взаимоотношения, любовь, секс, работа и материальные блага) оказываются всего-навсего СРЕДСТВАМИ. Для счастливой, радостной и, главное, полной вновь открытых смыслов экзистенции…

Ну так вот, «социальная» половина жизни как раз и связана с, увы, повышением собственной витальности за счет только лишь совершенствования своих программ и/или «экономии» энергии (тот же дауншифтинг). Тогда как «экзистенциальная» ее часть – с квантовыми скачками информированности посредством обновления карт.

Причем здесь программы и карты? А что – не ясно? Ведь витальность можно «сформулировать» и по-другому.

V = (всеобъемлимость карт реальности) х (уровень программ, их реализующих)

и тогда вполне понятной станет и будет давешняя моя мысль о том, что благополучие суть производное от, во-первых, счастливости, а, во-вторых, эффективности.

Благополучие = (счастливость) х (эффективность)

А значит, как-то так и получается, что первую половину жизни мы, как зачарованные странники (или все-таки «землепроходимцы»?), посвящаем эффективности и обусловливающим ее программам. Добиваясь приемлемой витальности за счет все-таки ухода от излишних трудозатрат. И на том часть и заканчиваем, даже не пытаясь дожить до счастливости. Каковая задается уже другим: некой позитивной истинностью наших карт реальности: себя, других, Мира и Бога. Связь здесь проста и недвусмысленна: если, продолжая аналогию с той же дорогой, вы имеете прекрасный автомобиль и хорошие навыки вождения (программы), но притом считаете себя невезучим, других «козлами» и «обезьянами с гранатой», мир (в данном случае улицы) – весьма опасным местом, а Бога (покровителя водителей) чудаком на букву «М», далеко вы не уедете. Потому что уж качество ваших карт не позволит вам их качественно же изменить, да и просто использовать. Так что дело тут не только в количестве, но и в качестве. Что прошу вас учесть. В том числе – и в аспекте количественности первой половины жизни и качественности – второй… Где воистину просто обязан произойти этакий переход количества в качество. Но из-за низкого качества накопленного количества вовсе даже и не происходит…

Почему? Да потому, что в этой жизни нельзя оставаться неизменным, даже обретя все блага мира. Ибо в этом случае вы все равно сделали только два шага к блаженству. И не дошли до оного, потому что шагов этих четыре. Каковые в сути своей есть стадии человеческой жизни, которые нам нужно пройти и завершить, дабы больше не возвращаться на данный план (плоскость) реальности…

Здесь мне поневоле придется перейти на этакую скороговорку, потому что концепция стадий жизни человека (они же уровни его развития) столь глобальная и всеобъемлюща, что я посвятил ей целую книгу («Как жить, чтобы жить»), но уже сейчас вижу, что книгу эту можно (и нужно!) дописывать и переписывать. Ибо новый материал так и «прет» - буквально из всех «щелей» человеческой жизнедеятельности…

Итак, в основе концепции стадий жизни (они же, напоминаю, уровня развития) лежит идея о том, что лучше всего их можно представить в виде некоторых четырех, последовательно сменяющих друг друга (если – сменяющих…). Почему? Да потому, что так называемая четвертица (или квартерность) – понятие, которое ввел К. Юнг, - куда лучше описывает любой процесс или явление, чем пресловутая триада (по сути, все современные науки охотно признают именно троичность как основу иерархии исследуемого феномена, даже не подозревая, что все это идет аж от Святой Троицы). Ибо включает некий четвертый элемент, который завершает или объединяет первые три (по принципу 3+1 равно целостной и равновесной структуре) – кстати, четвертым элементом для триады Бог-отец, Бог-сын и Бог – Святой дух Юнг считал Богоматерь (что, по-моему, вполне логично). Поэтому три стадии жизни, каковые традиционно используют в современной психологии (досоциальная, социальная и постсоциальная) были мною дополнены так называемой стадией надсоциальной (а там, где третьей была надсоциальная, я дополнил иерархию стадией постсоциальной…).

У каждой из этих стадий наличествует одна, так сказать, Главная Задача – весьма отличающаяся на каждой из них. На досоциальной стадии вам надлежит осуществить адаптацию к жизнедеятельности. На социальной – социализироваться до устраивающего вас (а не некоего усредненного) уровня, приобретя желаемый набор жизненных благ. Традиционно считается, что успешное прохождение данных стадий и есть практическая реализация лозунга «Жизнь удалась!». Но это глупости, потому что пока – даже будучи хорошо социализированным – вы просто все еще выживали. Жизнь как таковая – во всей ее красоте и блеске, радости и счастье, вдохновении и смыслах – начинается у нас, людей, только на постсоциальной стадии/уровне (неслучайно небезызвестный почтальон Печкин утверждал, что он, дескать, только жить начинает, потому что на пенсию вышел). Ибо только здесь происходит то, что можно назвать экзистенциализацией: превращение жизни из обыденной «тягомотины» во вдохновляющий и неизбывно удовлетворяющий вас процесс. А заодно, ибо только здесь вы и творите так же легко, как дышите – в факт Вселенского масштаба.

Написал «неизбывно удовлетворяющий вас процесс», я, пожалуй, сгоряча. Потому что это не так. Рано или поздно на самой что ни есть счастливой стадии осуществления экзистенции возникает… Нет, не совсем пресыщенность и усталость, а, скорее, четкое понимание того, что настало время идти дальше. На четвертую стадию, которая посвящена уже нашей трансперсонализации: мучительно-прекрасному узнаванию и освоению того, что ждет нас Там, на Другой Стороне Бытия. В следующей нашей жизни, которая обязательно будет (пока – достаточно об этом…).

Дальше – заметно проще. Стадия адаптации суть, увы, несколько гниловатое царство самоутверждения . Социализация предстает уже областью самовыражения . Экзистенциализация сопровождается спонтанным самоосуществлением . А трансперсональная – единственно только! – дарит возможности самораспространения : выходы за пределы себя и своей реальности…

С точки зрения типологии Юнга (сенсорный, логичный, чувственный и интуитивный типы) на первой стадии жизнедеятельности мы должны ощутить эту нашу жизнь. На второй – ее осмыслить. На третьей – эмоционально-чувственно принять. А на четвертой – интуитивно осознать, дабы потом идти дальше…

В связи (или просто так) с этим, в индусской концепции целей и содержания жизни первую ее стадию в нашей трактовке можно связать с Камой (чувственными удовольствиями). Вторую – с Артхой (обеспечением себе на жизнь). Третью – с Дхармой (нахождением смысла жизни). И четвертую – с Мокшей (обретением космического сознания).

Своеобразными «регуляторами» нашего поведения и деятельности на разных стадиях жизни выступают также совершенно разные вещи. Суетные эмоции и желания – на первой. Уже более «близкие к истине» потребности и мотивы – на второй. Подлинные ценности и верования – на третьей. И истинный Смысл жизни (и входящие в него «подсмыслы») – на четвертом.

Как результат (или просто – очередная закономерность) на досоциальной стадии мы внешне мотивируемся статусом. На социальной – деньгами и матблагами. На постсоциальной нам становятся интересными уже не эти «мелочи», а человеческие взаимоотношения. А на надсоциальной – уникальность всего и вся, а также всевластие открывающихся возможностей.

Что может быть представлено и более научно: с точки зрения трех моцивационных факторов Д. Маккиланда, дополненной четвертым, их объединяющим

Если же подходить с точки зрения регуляторов уже, так сказать, морального толка, то они тоже – колоссально и кардинально! – различны для разных стадий. На первой «работает» только примитивная эгоистическая «совесть» , которая контролирует ваше пребывание в некой группе (бандитов, чиновников и т.п.), перед которыми нам как раз и совестно, что мы, будучи ими, в чем-то не такие как они (но только потому, что это, так сказать, чревато…): машина похуже, денег пожиже и т.п. На второй –конвенциальная мораль из серии «Ты мне – я тебе». На третьей – подлинная нравственность , предполагающая равенство другого тебе и вашу обоюдную ответственность за это равенство. На четвертом – истинная духовность , опирающаяся на нашу личную ответственность перед Создателем и благодарность ему за все («благодарю тебя за то, что я есть то, что я есть…»).

И это опять-таки не случайно. Ибо только на первых двух стадиях вашего существования главными рабочими «инстанциями» (кстати – действующими на бессознательном уровне) является Тело и Ум, в общем-то, «включающиеся» почти у всех и каждого. На третьей и четвертой в вас должны проснуться имманентно присущие каждому из нас, но вовсе не у каждого «просыпающиеся» Душа и Дух, без раскрытия и познания которых мы никогда не завершим ЭТОТ жизненный цикл. Но Душа буквально требует нравственности, а Дух – духовности…

Пожалуй, хватит. Потому что, если не остановиться, я вывалю на вас еще сотню-другую подобных вышеприведенных таблиц, описывающих человеческую жизнь в самых различных ее проявлениях и ипостасях. Так что напоследок ограничусь только тем, что весьма даже жизненно (т.е. имеет отношение к вашей жизни), а не, скажем так, эзотерично…

С точки зрения, так сказать, стиля жизни первая стадия жизнедеятельности обычно протекает в режиме этакого аскетичного самоограничения (проматывание всего и вся на ней трудно признать экологичным). Каковой на второй стадии сменится сознательной деятельностью и этаким «необходимым самосовершенствованием». На третьей стадии все как по волшебству изменится: вы как-то вдруг входите в состояние приятнейшего гедонизма с активным или нет, но пользованием мира. А на четвертой, подустав от суеты, занимаетесь созерцанием и познанием Вселенной, частным случаем которой является наша Земля.

Между прочим, даже в отношении к деньгам у каждого из нас будет наглядно и точно проявляться стадия жизни, которой он достиг (или на которой – застрял)… На первой на финансовые кризисы и вызовы вы будете реагировать минимизацией затрат . На второй – максимизацией доходов . На третьей – опять-таки максимизацией, но уже полезности (как известно из следствия закона Парето 20 % дел приносят 80 % дохода – вот ими вы безошибочно и будете заниматься). А на четвертом вашей стратегией станет минимизация усилий , ибо деньги, действительно необходимые вам, будут буквально приходить сами: да так, что вы даже не будете знать, что с ними делать и куда – деть…

Каждый из нас задумывается о смысле жизни, о том, куда стоит двигаться дальше и что мешает этому движению.

Бизнесмен и блогер Марк Мэнсон рассказал о 4 этапах, на которые делится наша жизнь. Эта информация поможет разобраться во многих вопросах.

Этап 1. Мимикрия

Ребенок рождается беспомощным, он постепенно учится узнавать мир вокруг и подражает взрослым, затем совершенствует социальные навыки и в итоге становится частью общей культуры, принимает нормы и правила общества.

Основная цель этого этапа – познать общество, научится взаимодействовать с ним, при этом развиваясь самодостаточной личностью со своими индивидуальными особенностями.

Взрослые должны помогать в таком становлении, однако так происходит далеко не всегда. Часто нас ругают за независимость, не хотят поддерживать наши решения, а в результате мы не можем научиться независимости. Из-за этого многие задерживаются с переходом на следующий этап.

Первый этап должен закончиться в подростковом возрасте, однако многие задерживаются в нем и до 35-40 лет, сами того не осознавая. Чрезмерная опека или строгость родителей не дают сформироваться нашей собственно личности, самостоятельности и независимости. Конечно, все должны вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, но иногда необходимо проявить смелость и сделать что-то вопреки принятым стандартам и ожиданиям, если мы чувствуем, что это действительно нужно.

Этап 2. Самопознание

На первом этапе человек должен научиться взаимодействию с обществом и культурой, в которой он живет. Второй же этап мы должны посвятить самосознанию – пониманию того, чем и почему мы отличаемся от других. Это этап принятия решений и прохождения испытаний, в результате которых мы должны осознать себя как уникальную личность.

На этом этапе допустимы пробы и ошибки, эксперименты в поиске верного пути. Для этого мы должны путешествовать, общаться с множеством разных людей, познавать другие культуры, пробовать разные социальные роли. Конечно, у каждого человека этот этап будет проходить по-своему.

Основная задача второго этапа – беспрерывное самопознание.

singleness.org

На этом этапе нужно пробовать разные вещи, с успехом или провалом. Так мы набираемся опыта и постепенно понимаем, что нам нравится и куда двигаться дальше.

Этот этап длится до того момента, пока вы сами для себя не начнете устанавливать определенные ограничения. Это должен быть сознательный процесс. Человек начинает отсеивать ненужные контакты, выбирать общение только с интересными ему людьми. Он осознает, что с экранов телевидения или из чужих уст нельзя услышать дельные советы, потому что никто из этих людей не знает вас и вашу ситуацию.

Человек осознанно выставляет ограничения для себя, выбирает определённую работу, питание, образ жизни с полезными или вредными привычками. Эти ограничения помогают в итоге понять, что прежние ошибки нельзя повторять все время, что жизнь не бесконечна и необходимо расставить приоритеты как можно раньше.

На этом этапе важно понять: если вы что-то можете сделать, то это необязательно необходимо делать.

Человек должен взять на себя ответственность за свою жизнь, осознать последствия своих плохих и хороших действий в будущем. Например, как пагубно влияют на ваш жизнь определенные привычки, какие черты характера нужно развивать, какие недостатки исправлять и т.д.

Если этого не осознать и не выставить себе ограничения, можно еще не один десяток лет жить в самообмане, боязни признать свои неудачи и надолго застрять на этом этапе. Такие люди годами не могут начать хорошо зарабатывать или завести семью, потому что все время ждут, что завтра появится что-то лучше. Вместо осознания своих недостатков они практикуют позитивное мышление.

Важно понять, что не все мечты и планы сбываются, но нам необходимо двигаться вперед, ведь жизнь у нас одна, и второго шанса прожить её уже не будет.

Этот этап обычно проходит в промежутке от 20-22 до 32-35 лет.

Все, кто застряли на втором этапе, большую часть жизни убеждают себя в безграничности своих возможностей, в том, что когда-нибудь они преодолеют все преграды. Однако с высоты третьего этапа становится понятно, что эти люди бегут на месте, совершенно никуда на двигаясь. В итоге к 40 годам они продолжают ждать чуда, долго и безуспешно искать себя, словно застревая в подростковом возрасте.

Этап 3. Обязательства

you-and-them.com

Человек уже осознал свои привычки и выставил ограничения. Расставив нужные приоритеты, мы понимаем, что все успеть нельзя, и делаем выбор в пользу занятий, которые действительно важны или не принесут негативных последствий.

Этот этап – время консолидации сил для достижения успеха. Вы перестаете общаться с некоторыми старыми друзьями, с которыми, кроме привычки, уже нет ничего общего, забрасываете бесполезные хобби, забываете старые «наивные» мечты. Вместо этого, вы бросаете вдвое больше сил на развитие в тех областях, где вы уже добились успеха. Вы становитесь экспертом в работе, которую знаете досконально, вы готовы развивать отношения, которые действительно важны в вашей жизни.

Этот этап – этап объединения внутренних сил. Никакого нытья, только важная результативная деятельность. Вам нужно оставить свой след в жизни.

Этот этап завершается, если:

1. Вы чувствуете, что не успеете воплотить все свои юношеские планы.

2. Вы испытываете физические ограничения. Например, быстро устаете и чувствуете, что работать в том же темпе стало тяжелее и хочется больше отдыха.

Третий этап длится в норме с 32-35 до пенсионного возраста.

Застрявшие на этом этапе долго не могут отпустить свои прежние амбиции и осознать, что времени и сил их реализовать уже не хватит. Они могут продолжать тяжело работать до 70-80 лет, так и не позволив себе спокойной старости.

Этап 4. Наследие

you-and-them.com

Этого этапа достигают те, кто потратил много времени для достижения всех целей. Теперь они могут спокойно осознать, что не в силах двигаться дальше, что они сделали и так достаточно. У них есть дом, семья и богатый жизненный опыт.

Цель этого этапа – осознать, что вы оставите после себя что-то важное, что вы не зря потратили жизнь и ваше наследие стало результатом усилий.

Возможно, вы вырастили хороших детей или сделали много для развития фирмы. Теперь можно расслабиться и просто получить удовольствие от жизни.

Этот этап очень важен психологически. Человек чувствует приближение завершающего этапа жизни. Очень важно понять, что жизнь была прожита не зря, есть её результаты и опыт.

you-and-them.com

В чем смысл разных этапов?

Переходя на каждый последующий этап, человек становится более счастливым и благополучным. Например, на 2 этапе многие заняты карьерой, погоней за заработком и статусом. В это время тяжело расслабиться и почувствовать себя счастливым. Переходя на 3 этап, эмоции и стремления становятся более стабильными: вы уже построили определенный фундамент, теперь радоваться жизни получается чаще. Последний этап – осознание плодов своего труда позволяет получить удовлетворение от прожитой жизни.

Каждый следующий этап – переход к более яркому ощущению счастья, которое не зависит от внешнего мира.

Надо заметить, что переход от этапа к этапу никогда не бывает резким. На промежуточных стадиях происходит смена приоритетов, вы можете терять то, что было для вас важно раньше. И это нормально. Если ваши друзья упорно не хотят переходить на 3 этап, а вам уже удалось это сделать, то общение с ними само собой подходит к концу, потому что ваши приоритеты и стремления уже разные. Это и есть развитие. И иногда его стимулом могут быть какие-либо негативные события в жизни.

Что сдерживает развитие и переход на следующий этап?

Перейти на следующий этап всегда мешает чувство неполноценности, неудовлетворенность результатом.

На первом этапе не всегда получается понравиться всем, хотя этого очень хочется. На втором этапе иногда кажется, что в жизни слишком мало впечатлений, что у других их значительно больше. На третьем может казаться мало влияния или успеха, кажется, что нужно что-то делать еще больше.

В чем секрет продвижения на следующий этап?

Постарайтесь осознать то, что является необходимым результатом текущего этапа, чтобы перейти на следующий. На первом этапе важно понять, что всем нравиться невозможно; на втором – перестать жить мечтами и расставить приоритеты, выделив самое важное; на третьем – осознать, что сил уже не так много и надо сбавить обороты, дать возможность расти другим и давать им советы; для перехода на 4 этап – понять, что перемены неизбежны и что вы уже многого добились, а результаты вашей жизни останутся жить в вашем деле, в ваших детях и внуках.

Помните, жизнь продолжается. И только от вас зависит, будете ли вы и дальше стоять на месте или успешно шагать вперед.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Чтобы почувствовать полноту жизни, чтобы можно было сказать себе, что вы не зря ее прожили, нужно пройти четыре этапа становления. Узнать себя, свои желания, накопить опыт и знания, передать их другим. Не всем это удается. Но если вы окажетесь в числе тех, кто с успехом прошел все эти ступени, можете считать себя счастливым человеком.

Что же это за стадии?

Первая стадия: Подражание

Мы появляемся на свет беспомощными. Не можем ходить, говорить, прокормить себя, ухаживать за собой.

На этой стадии у нас есть преимущество: мы учимся как никогда быстро. Мы запрограммированы учиться, наблюдая и передразнивая других. Сначала мы учимся ходить и говорить, затем развиваем социальные навыки, наблюдая и копируя поведение сверстников. Наконец, мы учимся приспосабливаться к обществу, соблюдая правила и нормы и стараясь выбирать тот образ жизни, который считается приемлемым для нашего круга.

Смысл Первой стадии − научиться функционировать в обществе. Родители, воспитатели и другие взрослые помогают нам достичь этого, прививая способность думать и принимать решения. Но некоторые взрослые так и не научились этому сами. Поэтому они наказывают нас за желание иметь свое мнение, не верят в нас. Если рядом такие люди, мы не развиваемся. Мы застреваем на Первой стадии, имитируя окружающих, пытаясь угодить всем, чтобы нас не судили.

При хорошем раскладе Первая стадия длится до позднего подросткового возраста и заканчивается при вступлении во взрослую жизнь − примерно в 20 с небольшим. Есть и те, кто пробуждается в один прекрасный день в возрасте 45 лет с осознанием того, что никогда не жил для себя.

Пройти Первый этап − значит усвоить стандарты и ожидания окружающих, но уметь действовать вопреки им, когда чувствуем, что это необходимо.

Вторая стадия: Самопознание

На этой стадии мы учимся понимать, что отличает нас от других. Второй этап требует принимать решения самим, испытывать себя, понимать себя и то, что делает нас уникальными. Он включает в себя много проб, ошибок, экспериментов. Мы пробуем жить в новом месте, проводить время с новыми людьми, тестировать свое тело и его ощущения.
Во время своей Второй стадии я отправился в путешествие и посетил 50 стран. Мой брат ударился в политику. Каждый из нас проходит этот этап по-своему.

Второй этап продолжается до тех пор, пока мы не начнем наталкиваться на наши собственные ограничения. Да, ограничения есть − что бы вам ни говорили Дипак Чопра и другие психологические «гуру». Но на самом деле открытие ваших собственных ограничений – это здорово.

Как бы вы ни старались, что-то все равно будет получаться плохо. И вам нужно знать, что это. Например, я генетически не склонен к тому, чтобы стать великим спортсменом. Я потратил много сил и нервов, чтобы понять это. Но как только осознание пришло ко мне, я успокоился. Эта дверь закрыта, так стоит ли в нее ломиться?

Некоторые занятия нам просто не подходят. Но есть и другие, которые нам нравятся, но потом мы теряем к ним интерес. Например, жить как перекати-поле. Менять сексуальных партнеров (и делать это часто), зависать в баре каждую пятницу, и много чего еще.

Ограничения важны, потому что приводят к пониманию, что наше время не бесконечно и мы должны тратить его на что-то важное

Ограничения важны, потому что приводят нас к пониманию, что наше время не бесконечно и мы должны тратить его на что-то важное. Если вы способны на что-то, это не значит, что вы должны это делать. Если вам нравятся определенные люди, не означает, что вы должны быть с ними. Если вы видите много возможностей, это не значит, что вы должны использовать их все.

Есть многообещающие актеры, которые в 38 лет работают официантами и ждут по два года, когда их пригласят на прослушивание. Есть стартаперы, которые за 15 лет так и не смогли создать чего-то стоящего и живут с родителями. Есть люди, которые не могут завязать долгосрочные отношения, потому что их гложет чувство, что завтра они встретят кого-то получше. В какой-то момент мы должны признать: жизнь коротка, не все наши мечты могут сбыться, поэтому мы должны тщательно выбирать, во что стоит по-настоящему вложиться, и довериться своему выбору.

Люди, застрявшие на Второй стадии, проводят большую часть времени, убеждая себя в обратном. «Мои возможности безграничны. Я могу все преодолеть. Моя жизнь − непрерывный рост и развитие». Но всем очевидно, что они просто топчутся на месте. Это вечные подростки, всегда ищущие себя, но не находящие ничего.

Третья стадия: Обязательство

Итак, вы нащупали свои границы и «стоп-зоны» (например, легкую атлетику или кулинарное искусство) и поняли, что некоторые занятия уже не приносят удовлетворения (вечеринки до утра, автостоп, видеоигры). Вы остаетесь с тем, что действительно важно для вас и у вас неплохо получается. Теперь пришло время занять свое место в мире.

Третий этап − время консолидации и прощания со всем, что не стоит ваших сил: с друзьями, которые отвлекают и тянут назад, увлечениями, которые отнимают время, со старыми мечтами, которые уже не сбудутся (по крайней мере, в ближайшее время и так, как мы ожидаем).

Что теперь? Вы вкладываетесь в то, в чем можете добиться наибольших результатов, в отношения, которые вам по-настоящему важны, в одну главную миссию в вашей жизни − победить энергетический кризис, стать великим дизайнером игр или воспитать двух сорванцов.

Третий этап − время максимального раскрытия вашего потенциала. Это то, за что вас будут любить, уважать и вспоминать

Третий этап − время максимального раскрытия вашего потенциала. Это то, за что вас будут любить, уважать и вспоминать. Что вы оставите после себя? Независимо от того, будет ли это прорывное исследование, новый технологический продукт или любящая семья, пройти Третий этап − значит оставить после себя мир немного иным, чем он был до вашего появления в нем.

Он заканчивается, когда возникает сочетание двух вещей: вы чувствуете, что сделали достаточно и вам вряд ли удастся переплюнуть свои достижения, и вы постарели, устали и стали замечать, что вам больше всего хочется сидеть на террасе, потягивая мартини и решая кроссворды.

Те, кто зацикливается на Третьем этапе, обычно не могут отпустить свои амбиции и отказаться от постоянного стремления к большему. Это приводит к тому, что и в свои 70 или 80 лет они не смогут насладиться покоем, оставаясь возбужденными и неудовлетворенными.

Четвертая стадия. Наследие

Люди оказываются на этой стадии, потратив около полувека на то, что было самым значимым и важным. Они хорошо работали. Они заработали все, что у них есть. Возможно, создали семью, благотворительный фонд, произвели революцию в своей сфере. Теперь они достигли возраста, когда силы и обстоятельства больше не позволяют взбираться выше.

Цель жизни на Четвертой стадии состоит не столько в стремлении к новому, сколько в том, чтобы гарантировать сохранение достижений и передачу знаний.
Это может быть поддержка семьи, советы молодым коллегам или детям. Передача проектов и полномочий ученикам или доверенным лицам. Это может означать усиление политической и общественной активности − если у вас есть влияние, которое вы можете употребить для блага общества.

Четвертый этап важен с психологической точки зрения, потому что делает постоянно растущее осознание собственной смертности более терпимым. У каждого есть потребность в том, чтобы чувствовать, что наша жизнь что-то значит. Смысл жизни, который мы постоянно ищем, − наша единственная психологическая защита от непостижимости жизни и неизбежности собственной смерти.

Потерять этот смысл или проворонить его, пока была возможность, − значит посмотреть в лицо забвению и позволить ему поглотить нас.

О чем это все?

Каждый этап жизни имеет свои особенности. Мы не всегда можем контролировать то, что происходит с нами, но можем тем не менее жить осознанно. Сознательность, понимание своего положения на жизненном пути − хорошая прививка от неудачных решений и бездействия.

На Первой стадии мы полностью зависим от действий и одобрения других людей. Люди непредсказуемы и ненадежны, поэтому самое важное − как можно раньше понять, чего стоят слова, люди, которые нас окружают, и в чем наши сильные стороны. Этому мы можем научить и своих детей.

На Второй стадии мы учимся полагаться на себя, но все еще зависим от внешнего поощрения − нам нужны награды, деньги, победы, завоевания. Это то, чем мы можем управлять, но в долгосрочной перспективе слава и успех тоже непредсказуемы.

Смысл жизни, который мы постоянно ищем, − единственная психологическая защита от непостижимости жизни и неизбежности собственной смерти

На Третьей стадии мы учимся опираться на проверенные отношения и пути, которые оказались надежными и перспективными на Второй стадии. И, наконец, Четвертая стадия требует, чтобы мы могли упрочить положение и удержать завоеванное.

На каждом последующем этапе счастье становится более подвластным нам (если мы все сделали правильно), основанным на наших внутренних ценностях и принципах и в меньшей степени − на внешних факторах. Если вы определили, на какой стадии находитесь, вы поймете, на чем стоит сконцентрироваться, во что вложить ресурсы и куда направить шаги. Моя схема не универсальна, но она работает для меня. Работает ли для вас – решайте сами.

Об авторе

Марк Мэнсон (Mark Manson) – блогер и предприниматель, известный провокационными постами о карьере, успехе и смысле жизни. Его сайт.

Подлинный путь – это тот, который приносит блаженство прямо сейчас. Подлинное учение обращает вас к тому блаженству, которое уже есть, которое не требует создавать это блаженство. Все пути, которые предполагают долгое прохождение, достижение целей, постепенное продвижение, – эти пути фальшивы, как фальшива идея о том, что только в будущем могут быть достигнуты эволюционные состояния, неизвестные в настоящем. Такие пути основаны на отчуждённости и отделённости и являются лишь формами поиска. Понимание – это блаженство в настоящий момент, безусловная свобода и реальность, само сознание, без необходимости двигаться куда-то. Блаженство – это реальность сознания, основа всего творчества, трансформации и эволюции.

СЕМЬ СТАДИЙ ЖИЗНИ

Высшая цель нашего человеческого воплощения - открыть или реализовать Истину нашей жизни. Однако, чтобы сделать это, мы должны прежде всего наблюдать, понимать и трансцендировать самих себя. «Семь стадий жизни» Мастера Да Лав-Ананды оказываются важнейшим ключом для самопонимания. Но, прежде чем углубиться в его схему, нам придется приобщиться к культуре самотрансценденции, превосхождения самого себя.

«Мы можем познать или Реализовать то, что есть только через самопонимание, которое становится не просто самоинформацией, но и самотрансценденциеи, превосхождением себя. Поэтому мы должны сначала стать способными (посредством самопонимания и са-мотрансценденции) к владению собой, к свободному участию в том, что имеет для нас значимость, вопреки самоумалению.

Я не предлагаю просто идею Бога, или души, или Трансцендентного Бытия. Такая идея и такое предложение, по сути дела, не могут быть приняты отделённым умом и отделяющим Эго. Поэтому идеи той религии, которая обращается к Эго и к культуре самоотстраненного сциентизма, основанной на идее Эго, в основе своей фальшивы и представляют собой не более чем мучительное и неизбежно безрезультатное стремление к любви, благополучию и иллюзорному счастью. Напротив, я предлагаю самонаблюдение, подлинное самопонимание и реальную самотрансценденцию. И на Пути самотрансценденции по ме-ре возрастания степени и взаимности участия - сопричастности - открывается Божественное, неограниченное, вечное, трансцендентное Счастье».

Модель, или схема, семи стадий жизни даёт структуру, с которой мы можем реально соотнести себя, свои проблемы роста и духовные стремления, а также всю информацию о духовных учениях и переживаниях, которая доступна человеку сегодня. Таким образом, семь стадий – это средство для «калибровки» нашего человеческого и духовного роста, свободное от предрассудков и табу конвенционального общества, которое стремится поддерживать и даже навязывать множество фальшивых взглядов, тем самым заслоняя нам путь к Реализации истины Божественного Бытия.

СТАДИЯ 1
(от одного года до семи лет)

Первая стадия жизни, охватывающая период от зачатия и рождения до 7-летнего возраста, - это стадия индивидуальной витально-физической адаптации человека к миру, в котором он родился. На первой стадии человеческое существо осваивает «простые» навыки, такие, как фокусирование глаз, хватание и манипулирование объектами, ходьба, разговор, поглощение и переваривание пищи. Организм учится превращать в энергию дыхание и пищу, контролировать мочевой пузырь и кишечник; лишь минимальное внимание уделяется понятийному мышлению и взаимоотношениям с окружающими людьми.

СТАДИЯ 2
(от семи до четырнадцати лет)

На второй стадии происходит развитие, интеграция и координация эмоционально-сексуальной сферы и чувств человеческого существа с растущим физическим телом. В личности человека растёт осознание себя как социального существа и внимание к своему окружению; становятся значимыми различные аспекты взаимоотношений с другими людьми. Точно так же, как на первой стадии мы учимся контролировать свой организм, поглощать и усваивать элементарную пищу, на второй стадии мы должны подобным же образом овладеть новым измерением питания и поддержки, адаптироваться к нему. Когда дыхание сочетается с эмоциями и телесной релаксацией, мы начинаем чувствовать Универсальный Поток Жизненной Энергии, пронизывающий наше тело и всю жизнь. На второй стадии жизни мы учимся соотносить друг с другом и «выравнивать в линию» тело, эмоции, ощущения и дыхание как функциональную реализацию себя в наших взаимоот-ношениях и в любви. Таким образом мы учимся трансцендировать эмоциональные реакции, тенденции к невротическим проявлениям и деструктивные проявления, касающиеся как нас самих, так и других.

Необходимо понять, что эмоционально-сексуальный рост на второй стадии жизни - это прежде всего развитие всех гормональных систем организма. «Сексуальное общение», или йога сексуальной любви, становится реально важной для индивида только тогда, когда в результате завершения первых трех стадий жизни - стадий, связанных с проявлением любви на витальном уровне, - возникает гармония и ответственность, и человек пробуждается к измерению Сердца, к четвертой стадии жизни (описанной ниже).

СТАДИЯ 3
(от пятнадцати дет до двадцати одного года)

Третья стадия - это этап развития мышления, ума и воли, а также интеграции витально-физической, эмоционально-сексуальной и ментально-интенциональной функций. Эта стадия означает переход к реальной человеческой автономии, в которой первые две стадии жизни адаптированы к практическим потребностям, с ними соотнесен аналитический ум и сознательная воля, или интенция; здесь человек берёт на себя ответственность за свою жизнь и контролирует свою витальность.

»Эта третья стадия сама по себе не есть конец или завершение роста человека и реализация его потенциала. В действительности она лишь означает пробуждение самосознающего ума, становление индивидуалистской позиции и личностной мотивации. Человек на этой стадии жизни всё ещё не является человеком. Он лишь привносит индивидуальные силу и форму в витальную сферу и в мир своего опыта. Он умеряет, а также одновременно и расширяет сферу биологических потребностей в пище и сексе за счёт процессов вербального и аналитического мышления. Человек на третьей стадии характеризуется безумием ума - безумием проблем и их решений.

Подлинно человеческое бытие возникает лишь на четвёртой стадии жизни, где витальная, элементальная, эмоционально-сексуальная и низшая ментальная функции суммируются и объединяются сердцем - душой (psyche), привносящей целостность во все телесное бытие.

Так пробуждаются нравственные и духовные основы, в которых Истина становится Принципом сознания, и рост высших структур становится возможным, беспрепятственным и благотворным. Так, закон подлинно человеческого бытия устанавливается на осно-ве целостной индивидуальности, целостного человеческого тела-ума, посредством любви как наиважнейшей интуиции Божественной Реальности. Священное пространство человека – это духовная практика любви и интуиции Реального во всех жизненных переживаниях; на её основе происходит дальнейший рост".

СТАДИЯ 4

Первые три стадии в общем могут быть связаны с первыми двадцатью одним годами жизни (три периода по семь лет), но последние четыре стадии (которые выводят человека за пределы всех основных структур и функций) не могут укладываться в определенные временные пределы, какими бы они ни были. Каждая стадия связана с процессом адаптации (или реадаптации) к специфической функциональной точке зрения, связанной с тотальностью переживания.

Четвёртая стадия, как и все последующие, не может рассматриваться в рамках фиксированного периода времени. Продолжительность высших стадий жизни полностью зависит от индивидуальных качеств и духовной практики человека, направленной на самотрансценденцию.

Четвертая стадия жизни означает начало подлинно человеческого бытия. На этой стадии пробуждается глубинная душа нашего существа, которая начинает резонировать с Духом или «Живым Потоком», как это называет Мастер Да, «Великого Единого Божественной Реальности». Эта четвёртая стадия – стадия «свободной религии», стадия «сдачи и адаптации всего тела к универсальной жизни через Любовь-Общность (которая своей чистой энергией определяет позицию сердца или глубинной души)».

Реализация физической, эмоциональной, ментальной и моральной ответственности первых трех стадий жизни создает необходимый фундамент для трансформации, которая неизбежно сопровождает подлинную духовную жизнь. Без этого базиса мы можем, к примеру, войти в йогические и мистические переживания и наслаждаться ими, но оказаться не способными быть свободными, понимающими и любящими в обычных условиях человеческого существования. Если элементарные функции нашей телесной, ментальной и эмоциональной адаптации к жизни не пройдены и не испытаны в течении первых двадцати одного года нашей жизни, то мы, будучи эгоистически ограниченными, «застреваем» на низших стадиях. Мы неизбежно должны подчиниться мудрости самотрансценденции.

Однако рост и вызревание того внутреннего существа, которое находится за пределами механических структур первых трёх стадий жизни, не является результатом понимаемого обычным образом процесса изменения человека во времени, когда «мы становимся стар-ше и мудрее». В реальности индивидуальное вхождение в четвертую стадию жизни начинается с пробуждения «сердца души», которое можно узнать по появлению ясного восприятия и чувству Потока Жизни. На этой стадии Божественное Присутствие Силы Жизни ощущается как нечто независимое от тела-ума и высшее по отношению к нему. Совер-шенствуя сознательное взаимоотношение с этим Присутствием, человек, совершающий духовную практику, начинает переживать радость и обнаруживает в себе духовные каче-ства веры, любви и сдачи. Так сдача, вверение себя Живой Реальности, является сущностной чертой четвёртой стадии жизни. Человек начинает подниматься над обусловленностью любыми конвенционально-религиозными нормами посредством, как подчеркивает мастер Да, «непрерывного и сосредоточенного самопосвящения через сердечное чувство - внимание к Высшей Реальности».

СТАДИЯ 5

Пятая стадия связана с мистическим аспектом духовности. Индивидуальное внимание, отвлекаясь от театра внешних событий, действий и активности, обращается внутрь, к субъективным переживаниям и внутреннему опыту «Тонкой физиологии» мозга-ума. Мистический рост и подъём от одного психического центра тела-ума к другому обусловлен качеством функционирования нервной системы. Переживания этой стадии достигают своего пика в состоянии «обусловленного нирвикальпа самадхи», или бесформенного экстаза. Завершение этой стадии означает трансценденцию индивидом своей привязанности к ментальным формам и образам. Мастер Да поясняет:

«На пятой стадии - стадии иогического мистицизма - внимание обращается к нюансам тонкого внутреннего опыта, или к Небесам сокровенного знания. Но Свобода в Боге не достигается на этой стадии и подобными средствами. Для того чтобы Поток Жизни пре-одолел разделение между телом-умом и Бесконечностью, движение внимания и иллюзия независимой сознательной души (self) должны быть растворены в подлинной Душе (или Я - Self).

Высший пик восхождения называется «нирвикальпа самадхи», или полной Погруженностью самосознания в Сияющее Трансцендентное Сознание. Но в действительности и в этой Погружённости внимания остаётся семя разделённости, отделённого Я. Внимание всё ещё охватывает области, находящиеся вне сердца, или корня самосознания; это подобно движению внимания к независимому объекту, и поэтому, хотя такое самадхи - это не просто временный феномен, в нём остаётся форма субъект-объектного созерцания».

СТАДИЯ 6

Шестая стадия жизни - это «стадия действительной смерти Эго или трансценденции ума, любого чувства «Я» и «первичного страха». Она означает переход от «эзотерической медитации» (субъект-объектного созерцания) пятой стадии к трансценденции внимания и, таким образом, к трансценденции чувства бытия субъектом (сознания, обусловленного Эго), противостоящего объекту (миру во всех его аспектах и всем видам отношений). Это - Пробуждение к Трансцендентному Сознанию. Духовная практика шестой стадии жизни - это углубление чувства идентичности с сознанием, пока это чувство не становится более значимым, чем внимание, направленное на объекты.

С помощью Передачи Благодати от Духовного Мастера, Живое чувство Потока Блаженст-ва пробуждается в «безмерном пространстве в правой части сердца». Именно с этим местом справа от сердца связывается «Сияющее Трансцендентное Сознание, которое переживается как импульсы жизни на уровне единого тела-ума». Мастер Да описывает это «Пространство» как «Местопребывание счастья», или как дверь, ведущую к Божествен-ному Присутствию Сияющего Трансцендентного Сознания, к седьмой стадии жизни.

Мастер Да Фри Джон поясняет:

«Шестая стадия - последняя в ряду стадий, предшествующих Трансцендентному Пробуждению. Это основная стадия, на которой происходит переход от земного и космического понимания Божественного или Реального бытия к пониманию Высшей Реальности как Трансцендентной Реальности – Условия и Тождества всех отдельных бытийных феноменов и условий. Поэтому здесь процесс самопосвящения трансформируется от усилия, направленного на развитие знания и переживания на различных уровнях психофизической личности, к прямому усилию безусловной самотрансценденции».

«На шестой стадии жизни тело-ум просто расслабляется в Потоке Жизни, а внимание (корень, или фундамент ума) разворачивается от грубых и тонких состояний и объектов тела-ума по направлению к своим собственным Корням, глубинным Корням Эго-сознания, которые одновременно есть и сознание «Свидетеля» (когда внимание активно), и простое Сознание (первичное по отношению к объектам и самоопределению). Конечным результатом этого является обусловленная Самореализация, или интуиция Сияющего Транцендентного Бытия; эта интуиция достигается только в переживании «Я», отстраненного от всех объектов».

СТАДИЯ 7

На седьмой стадии жизни освобожденная «индивидуальность» узнает всё сущее как модификацию Сияющего Трансцендентного Бытия.

Теперь Трансцендентное «Я» более не противостоит проявленному миру. Напротив, мир воспринимается как постоянно возникающий в Высшем Бытии, которое по сути своей неразличимо с «Я». Этот последний акт или жест самопосвящения продлевается в бесконечность. Мастер Да резюмирует седьмую стадию следующим образом:

«На седьмой стадии жизни возникает естественная и глубинная интуиция тождества с Сияющим Трансцендентным Бытием, интуиция Тождества Всех существ »(или субъектов) и Условий всех условий (или объектов). Это интуитивное отождествление (или радикальное «Я»-пребывание) является прямой Реализацией, полностью отличающейся от разделяющих действий любого тонкого, внутреннего усилия. И в этом Пребывании любые условия, объекты или состояния тела-ума просто осознаются и узнаются в Сияющем Трансцендентном Бытии (как Его явные и неразрывно с ним связанные модификации). Таково «сахаджа самадхи», и оно внутренне свободно от всех возможных вовлеченностей, отождествлений и ограничений или от обусловленности и скованности силой феноменальных проявлений. Если в нём нет никаких объектов, то оно - просто Сияющее Трансцендентное Бытие. Таково «бхава самадхи», о котором ничто по-настоящему не может быть сказано, и за Его пределами нет Никого, Ничего и Нигде, что ещё могло бы быть достигнуто».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди