02.03.2019

Фаберже изделия. Коллекция каменных цветов работы Фаберже (15 фото). Сохраненные реликвии русских царей


Фото 3 – ваза с ландышами

Еще одной стороной деятельности фирмы Фаберже было изготовление изделий декоративно – прикладного искусства.

Фирма всегда имела богатый выбор небольших вещиц, способных удовлетворить самый искушенный вкус людей с разным уровнем достатка.

Фото 5 – брошь

Любимыми изделиями Карла Фаберже были цветы, фигурки животных, птиц. При этом в мастерских широко использовались удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Мастера умели виртуозно изменять естественный цвет минерала, добиваться множества оттенков и доводить до совершенства работу.

Фото 8 – колье с сапфиром

Фото 10 — табакерка

Фото 11 – подарочная брошь

Фото 12 – веточка малины

Фото 13 – подвеска «Лев»

Фото 14 — брошь

Фото 16 – фигурка кота

Фото 17 – колокольчики

Фото 18 — полевые цветы

Фото 19 — брошь

Фото 20 – натюрморт

Кирпич выточен из яшмы;

Желток – из янтаря;

Бычок – из хрусталя и кварца.

Как устроены яйца Фаберже

Другие статьи про Фаберже:

Google отметила 166-летие со дня рождения знаменитого российского ювелира Карла Фаберже праздничным логотипом-дудлом на главной странице своего поисковика, сообщает РИА Новости.

Обычный логотип компании на главной странице google.com в среду заменен на дудл, в котором каждая из букв Google представляет собой одно из всемирно известных яиц Фаберже либо «скрывается» внутри него.

Петер Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге. Ювелирному делу он обучался в Германии, а в 1870 году начал управлять ювелирной фирмой отца. На изделия Фаберже обратил внимание император Александр III, и мастер получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Мировую известность ювелиру принесли так называемые яйца Фаберже. Первое из них было создано в 1885 году как пасхальный сюрприз императора Александра III для своей жены Марии Федоровны. Снаружи ювелирное изделие было покрыто белой эмалью, в золотом «желтке» скрывалась небольшая курочка, а внутри нее - рубиновая корона.

Подарок пришелся по вкусу, а Фаберже получил заказ на изготовление уникального яйца ежегодно.

Новое в блогах

Император Николай II сохранил эту традицию, но при нем ювелиры мастерской Фаберже изготавливали два яйца в год - одно для матери императора, а второе для его жены.

Фирма Фаберже создала около 15 яиц и для частных заказчиков, однако они не были уникальными и были не столь роскошными, как императорские. Всего историкам известно о 71 яйце Фаберже, 54 из которых созданы по заказу российских императоров. До наших дней дошло 62 пасхальных яйца Фаберже, 46 из них - императорские.

Google создает праздничные логотипы (дудлы) к различным памятным датам, праздникам, дням рождениям известных людей. Дудлы могут быть как глобальными, так и локальными - последние видны только жителям определенной страны и, как правило, посвящены национальным праздникам и знаменитостям.

Вернуться в раздел » Новости Партнеров

HTML-код:
Для того, чтобы вставить материал в Живой Журнал или другой блог, скопируйте код

Другие материалы по теме:

Фото 1 – экспонаты музея Санкт-Петербурга

Изящные и роскошные шедевры фирмы Карла Фаберже, придворного ювелира императора Николая II, почитаемого современниками как «Челлини XIX века» — расцениваются не только как произведения ювелирного искусства, но и как сокровища мировой культуры.

Фото 2 — экспонаты Шуваловского музея Санкт-Петербурга

Фото 3 – ваза с ландышами

Еще одной стороной деятельности фирмы Фаберже было изготовление изделий декоративно – прикладного искусства. Фирма всегда имела богатый выбор небольших вещиц, способных удовлетворить самый искушенный вкус людей с разным уровнем достатка.

Фото 4 – экспонаты Шуваловского музея Санкт-Петербурга

Покупатели в магазине фирмы могли быть уверены в том, что все предложенное изготавливается с «должной тщательностью и прочностью, таким же первоклассным мастером и с такой же любовью, как и замысловатые пасхальные яйца по заказу царской семьи».

Фото 5 – брошь

Фото 6 – настольный звонок в виде фигурки зайчонка

Любимыми изделиями Карла Фаберже были цветы, фигурки животных, птиц.

Яйца Фаберже (фото): роскошь вне времени

При этом в мастерских широко использовались удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Мастера умели виртуозно изменять естественный цвет минерала, добиваться множества оттенков и доводить до совершенства работу.

Фото 7 – коробочка; агат, золото, чеканка

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году миниатюрные украшения, камнерезные изделия из драгоценных материалов имели шумный успех у посетителей, съехавшихся со всего света.

Фото 8 – колье с сапфиром

Изделия фирмы Фаберже, по общему мнению, не знали себе равных в Европе.

Фото 9 – миниатюрные копии императорских регалий

Позднее европейские фабриканты пытались выпускать похожие изделия. Но даже такие знаменитые фирмы как Бушерон и Картье «находились под сенью гигантской тени Фаберже».

Фото 10 — табакерка

Необыкновенная тонкость ювелирной работы мастеров фирмы: Михаила Перхина, Генриха Вигстрема и других убеждала в высоком профессионализме, для которого не существовало «никаких трудностей в исполнении замысла».

Фото 11 – подарочная брошь

Фото 12 – веточка малины

Большой штат художников и мастеров доводили до совершенства предметы утвари ювелирные украшения, разнообразные сувениры в различных стилях, применяя новаторские и остроумные технические решения.

Фото 13 – подвеска «Лев»

Модные украшения привлекали внимание своей изобретательностью и вкусом исполнения.

Фото 14 — брошь

Фигурки зверей, вырезанные из самоцветов, казались живыми и нередко передавали тонко подмеченные характерные жесты.

Фото 15 — фигурка французского бульдога

Фото 16 – фигурка кота

Хрупкие цветы из драгоценных и поделочных уральских камней с богатой гаммой узоров и оттенков вызывали неподдельные восторги. Казалось, лепестки простых цветков дышали теплом солнечных лучей.

Фото 17 – колокольчики

Фото 18 — полевые цветы

Красивые и элегантные вещи украшали повседневную жизнь людей с разными возможностями. Они были полны «радостным, подчас задорным, всегда изысканным творчеством»

Фото 19 — брошь

В экспозициях музея Фаберже в Баден-Бадене выставлена одна авангардная работа великого мастера.

Фото 20 – натюрморт

Несмотря на кажущуюся простоту натюрморта, «джентльменский набор» выполнен из самых дорогих материалов.

Кирпич выточен из яшмы;

Белок яичницы – из белого камня;

Желток – из янтаря;

Газета, рыбки – закуска, мухи – из серебра;

Стакан и его содержимое – из горного хрусталя;

Бычок – из хрусталя и кварца.

Основатель музея миллиардер Александр Иванов комментирует: «Это произведение является одним из самых интересных из когда – либо созданных Фаберже».

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про Фаберже:

Fabergé und der erste Weltkrieg

Fabergé und der erste Weltkrieg

bekannt ist, dass während des Ersten Weltkrieges, dessen Ende vor hundert Jahren wir im Jahr 2017 entgegensehen, in Fabergés Werkstätten noch bis 1917 weitergearbeitet wurde. Die kriegsbedingt sinkende Nachfrage nach Juweliererzeugnissen, Schmuck und Luxusgütern fing man mit der Herstellung von benötigten Kriegsprodukten auf. Die Moskauer Fabrik Fabergés wurde offiziell in "Moskauer Mechanisches Werk" umbenannt. Nach Auftragseingängen von der Militärbehörde produzierte man dort in großen Mengen Hülsen, Granaten, Pravaz-Spritzen, Feuerzeuge und Feldgeschirr, aber auch Auszeichnungs- und Geschenkgegenstände mit russischer Staatssymbolik wie Aschenbecher, Zigarettenetuis, Leuchter, Becherhalter usw.

Geschenk-Aschenbecher mit Russischer Staatssymbolik

Feldgeschirr, doppelte Kasserolle. Messing, Kupfer

Benzin-Feuerzeug. Messing, Stahl

Gravur Fabergé Firmenlogo mit Wappen

Es war natürlich keine Rede mehr vom Einsatz von Gold und Edelmetall bei diesen Sachen. Aber unabhängig von der Bestimmung und dem Nutzungszweck wiesen alle Erzeugnisse, die hauptsächlich aus Kupfer, Messing oder anderem Metalllegierungen entstanden sind, feinste Qualität in der Verarbeitung und auch eine gewisse Eleganz auf. Die Militärbehörde hob Fabergés Produkte als Muster für Präzision und Sorgfalt hervor.
Das "Moskauer Mechanische Werk" beschäftigte damals ca. 600 Mitarbeiter. Carl Fabergés Engagement war während dieser unsicheren Zeit des Krieges nicht allein auf den Erhalt wirtschaftlicher Stabilität der Firma gerichtet. Weitblickend stellte Carl Fabergé immer wieder Anträge auf Freistellung von Mitarbeitern für die Ausführung der Staatsaufträge. Rettete er doch damit seinen Fachleuten das Leben, das in den Wirren des unnötigen und grausamen Krieges so wenig Wert war. Vielen bei ihm beschäftigten Werkmeistern blieb damit das Schicksal des als Kanonenfutter dienenden Kriegssoldaten erspart.

Das Fabergé Museum Baden Baden betrachtet es als seine elementare Aufgabe, mit dem Ausstellen von Kriegserzeugnissen der Firma Carl Fabergé ein besonderes Licht auf diese Zeit zu werfen, kriegsbedingte Zustände in Erinnerung zu rufen und vor dem Vergessen zu bewahren. Es handelt sich nicht nur darum, dem vielseitigen Werk von Carl Fabergé Tribut zu zollen, sondern auch Meilensteine der Weltgeschichte des frühen 20.Jahrhunderts sichtbar zu machen, die den Verlauf der globalen Ereignisse vorwegnahmen und zeigen, wie eng die Firmengeschichte eines Unternehmens mit der Geschichte des Staates verwoben ist.
Den Rahmen unserer Möglichkeiten und Verpflichtung als Mueumsinstitution ausschöpfend, sind wir vom Fabergé Museum ständig bemüht, die materiellen Zeugnisse aus vergangenen Zeiten zu Studien-, Bildungs- und Ausstellungszwecken zu beschaffen, zu bewahren, zu erforschen und Erkenntnisse und Objekte der Öffentlichkeit im Dienste Gesellschaft zugänglich zu machen. So können wir zu unseren neuesten Zugängen aus der Objekt-Serie „Weltkrieg I. 1914-1917" z.B. unter anderem einen Feldkessel aus Messing, einen kupfernen Eimer mit Gravur „Fabergé Genossenschaft 1917" und eine Pravaz-Spritze im Originaletui zählen.

Eimer aus Messing mit Gravur "Fabergé Genossenschaft 1917" Fabergé Punzen

Pravaz-Spritze im Originaletui

Im Übrigen möchten wir auf die zurzeit im Generalstabsgebäude der Eremitage in St.

Лучшие работы Фаберже (15 фото)

Petersburg laufende Sonderausstellung "Faberge und der Erste Weltkrieg" hinweisen. Diese Ausstellung wird organisiert vom "Russischen Nationalmuseum" (Moskau) unter Beteiligung des Fabergé Museums Baden-Baden. Gezeigt werden dort 43 bedeutende Objekte der Firma Fabergé, die aus der Zeit des Ersten Weltkrieges datieren. Darunter Samoware, Wasserkocher, Feuerzeuge, Pfannen, Boiler, Schalen, Kasserollen aus Messing und Kupfer. Markant sind ein großes Gefäß für die Sterilisation von Spritzen der Krankenstation im Winterpalast, graviert zu Ehren des Kronprinzen und Großherzogs Alexei Nikolajewitsch mit den Monogrammen der Kaiserin Alexandra Feodorowna und der Großfürstinnen Olga und Tatjana; weiteres ein Becken mit der eingravierten Inschrift "Feld-Lazarett Zug № 143", benannt zu Ehren Ihrer Kaiserlichen Majestät Zarin Alexandra Feodorowna. Desweiteren ein Telegrafenapparat von Fabergé und viele andere Kostbarkeiten.
Kuratorin der Ausstellung ist Dr. Marina Nikolajewna Lopato, Leiterin des Sektors der künstlerischen Metall- und Steinverarbeitung in der Abteilung für westeuropäische Angewandte Kunst der Eremitage. Die Ausstellung läuft vom 30.12.2015 bis 26.6.2016. Informationen im Internet unter https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2015/faberge_greatwar/?lng=ru

Feld-Lazarett Zug Nr. 143, genannt nach IKM Zarin Alexandra Fedorowna. Postkarte mit Lichtaufnahme des Innenraums, 1915-17 г.

Topf für die Sterilisation von Spritzen der Krankenstation im Winterpalast mit Monogrammen der Zarin Alexandra Fedorowna und Großfürstinnen Olga und Tatiana

Kerosin-Kocher (Primus) Stahl, Kupfer

Danke für Ihre Aufmerksamkeit und herzlich willkommen im Faberge Museum Baden-Baden!

Фирма Фаберже основана в 1842 г. в Петербурге Густавом Фаберже, с 1872 г. владелец фирмы Петр-Карл Фаберже.

Одно из ведущих ювелирных предприятий России XIX века, поставщики дворов России, Великобритании, Швеции и Сиама.

Ювелирные изделия от Фаберже (53 фото)

Сначала это была небольшая мастерская, которая производила исключительно ювелирные изделия. С 1872 г. дело стало расширяться, больше внимания уделялось художественной стороне дела.

Братья Карл и Агафон Фаберже изучали ювелирные изделия из коллекции Эрмитажа и исполняли их копии. Производство и ассортимент фирмы быстро расширялись, были созданы отдельные мастерские для золотых и серебряных изделий, и мастерские, владельцы которых работали по рисункам и моделям фирмы. Это ювелирные мастерские Хольмстрема и Тильмана, золотых изделий Перхина, Реймера, Коллина, серебряные Раппопорта, Арне, Вакевы и др.

Фирма Фаберже изготавливала уникальные подарочные изделия, в т.ч. по заказу императорского двора. В 1883 г. было изготовлено первое пасхальное яйцо — подарок Александра III жене к Пасхе. Всего Карл Фаберже изготовил около 50 пасхальных яиц.

С 1887 г. фирма стала производить крупные серебряные изделия, столовые и чайные сервизы, был открыт филиал в Москве (фабрика и магазин), магазины в Одессе, Лондоне. Фирма получала дипломы на международных выставках, самый большой успех Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, когда он был награжден орденом Почетного легиона, после чего он получил обширную клиентуру в Европе и Америке.

Карл Фаберже имел звание придворного ювелира и поставщика Высочайшего двора.

СЕРЕБРО ФАБЕРЖЕ — уникальное явление в мировом декоративно-прикладном искусстве 19- начала 20-го века. Изделия Карла Фаберже очень востребованы на мировом антикварном рынке среди коллекционеров всего мира, а Карл Фаберже был поставщиком императорского двора. Купить серебряные изделия Фаберже 84 пробы оригинальные в Москве. Один из профилей нашей антикварной галереи — продажа подлинных антикварных изделий Фаберже (Faberge) 19 , которые являются подлинным раритетом для коллекционеров серебра всего мира. Изделия Фаберже (Faberge) высоко ценятся среди знатоков и коллекционеров русского, дореволюционного, царского серебра 84 и 88-й пробы. Купить серебро Фаберже (Faberge) оригинал, подлинник 19, начала 20-го века не так просто. На рынке из-за высокой стоимости подлинных, оригинальных серебряных, золотых изделий фирмы Фаберже зачастую продаются подделки.

Развернуть описание

На аукционе Important Russian Works of Art, European Silver and Vertu 8 апреля 2014 года в Нью-Йорке будут представлены уникальные предметы русского декоративно-прикладного искусства.

№ 88

Предаукционный показ начинается 4 апреля в здании Sotheby’s на Йорк авеню, 1334 в Нью-Йорке. Аукцион пройдет в две сессии, в первой всего 168 лотов. Главные лоты, как обычно, вынесены на обложку и первые развороты каталога.

Серебряный эмалевый портсигар с изображением картины Васнецова «Битва русских со скифами», сделанный фирмой Фаберже в Москве в 1908-17 годах, происходит из коллекция основателя скаутского движения в России Олега Ивановича Пантюхова (1882 - 1973). Эстимейт этой вещи (№ 88) — $50-70 тысяч.

Монументальный набор из чаши для пунша с ковшом в русском стиле работы московского мастера серебряных дел Михаила Тарасова (№ 60) датирован 1908-17 годами и оценен в $175-225 тысяч.

Многие изделия фирмы Фаберже на этом аукционе происходят из коллекции Миллисент Роджерс — одной из богатейших женщин первой половины прошлого века, «нефтяной принцессы» с утонченным вкусом. Они подписаны такими известными мастерами, как Михаил Першин, Альфред Тилеман, Август Холминг, и другими. Эстимейты большинства вещей колеблются в пределах $5-15 тысяч. Пара серебряных чаш, созданных мастером Юлиусом Раппопортом в Петербурге около 1895 (№ 56), происходят из, как отмечено, выдающейся коллекции и оцениваются в $25-35 тысяч.

Среди других лотов выделяются портретные бронзовые бюсты русских правителей, всего 64 штуки от князей до императоров, созданные в 1867-68 годах к празднованию тысячелетия России на петербургской фабрике художественной бронзы Ф.

Изделия фирмы Карла Фаберже

Шопена (№ 108-111). Нынешний аукцион — редкая возможность приобрести почти весь комплект (эстимейты четырех лотов разнятся в зависимости от количества скульптур, и составляют от $25 до 85 тысяч). Фигуры фабрики Василия Грачева из большой скульптурной композиции «Царская охота» (№ 113, 114) выставлены на торги с эстимейтом $12-24 тысячи.

Серебряную чернильницу известной петербургской фабрики Хлебникова (№ 123) можно попробовать приобрести за $6-8 тысяч, а коробка для сигар из серебра с имитацией фактуры дерева (петербургский мастер Е.Е. Паркинен, № 125) оценена в $5-7 тысяч.

Пара ампирных ваз Батенинской мануфактуры (первая половина XIX века) с видами Петербурга (№ 138) оценены в $30 — 40 тысяч.

«Типы», фарфоровые фигурки завода Гарднера с неаполитанскими крестьянами (№ 155), оценены в $8-12. Такой же сдеданный в Вербилках еврей (№ 156) — $5-7 тысяч, а уже советского времени узбек работы известного художника Ломоносовского завода Бориса Воробьева (№ 164) — $6-8 тысяч.

Есть и курьезные вещи, как серебряная пепельница работы Фаберже в виде медведя (№ 57, $12-18 тысяч). При виде серебряного портсигара с портретом Петра Кропоткина на крышке (№ 159, эстимейт $5-7 тысяч) воображение сразу же рисует заслуженного русского анархиста, постукивающего по нему папиросой.

арт-рынокаукционантиквариатSothebysФаберже

30 мая – знаменательная дата для всего культурного мира. Именно в этот день 169 лет назад родился легендарный российский ювелир, основатель целой династии ювелиров, прославивший нашу страну далеко за её пределами – Карл Густавович Фаберже.

Создание ювелирного дома Фаберже

Известная ныне фирма начала своё существование как небольшая мастерская, основанная в Санкт-Петербурге в 1842 году Густавом Фаберже.

Уже тогда Фаберже-старший мечтал, чтобы начатое им дело переросло в крупную семейную компанию. В 1850-х годах Густав отправил сына за границу для обучения ювелирному искусству у известных европейских мастеров, в том числе знаменитого Йозефа Фридмана. Вернувшись в Россию, в 1870 году 24-летний Карл возглавил фирму отца.

У него был намётанный глаз. Фаберже умел подбирать художников и ювелиров и видеть в обыденном прекрасное. Он обладал глубокими знаниями мировой художественной культуры, часто путешествовал и занимался самообразованием. Для Карла Фаберже не существовало мелочей: ювелир уделял значительное внимание не только мельчайшим деталям изделий, но и футлярам.

«Ювелир Его Императорского Величества»

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве на изделиями фирмы заинтересовался Александр III. За внимание Императора боролись сотни деятелей искусств, поэтому заслужить покровительство царского двора было огромной удачей!




С этого момента Карл Фаберже получил почётное звание «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», что давало ему право размещать на своей вывеске изображение государственного герба. Знак отличия свидетельствовал о высочайшем качестве продукции, а предприниматели, получившие этот титул, пользовались особым уважением в обществе.

Новая эпоха фирмы Фаберже

С этого момента начинается новая эпоха ювелирного дома Фаберже, которому было суждено сыграть большую роль не только в жизни одной семьи, но и в судьбе всей страны.

Помимо Петербурга отделения фирмы находились в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Кроме традиционных украшений ювелирный дом выпускал драгоценные корзины цветов, футляры для помады, портсигары, всевозможные сувениры, флаконы для духов, ручки для зонтов и тростей и даже рамки для фотографий.





Но настоящую известность фирма получила только в 1880-х годах, когда у изделий Фаберже сформировался особенный узнаваемый стиль. Во многом это заслуга ведущих мастеров-ювелиров компании Франца Бирбаума и Михаила Перхина, автора 28 из 52 известных во всём мире императорских яиц Фаберже.

К слову, всего с 1855 по 1917 годы для частных покупателей и членов царской семьи было создано 71 ювелирное яйцо. К сожалению, до наших дней дошло лишь 62 эксклюзивных творения Фаберже.








Уже тогда компания Фаберже стала широко известна в Европе. Многим представителям Императорской фамилии в Англии, Дании, Греции и Болгарии украшения отправлялись в подарок. В 1900 году Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» и ордена Почётного Легиона.

В изделиях Фаберже сочетались самые разные художественные стили и направления: ампир, готика, модерн, неоклассицизм и, конечно же, русские национальные мотивы.

Некоторые ошибочно полагают, что отличительной чертой фирмы были роскошные изделия, выполненные из редкостных дорогостоящих металлов и камней. На самом деле секрет Фаберже заключался в умении понять и почувствовать материал, вдохнуть в него жизнь, раскрыть всю его красоту и величие.


Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Визитной карточкой компании было создание изделий в «русском стиле». Кокошники с бриллиантами и серебряные чарки с самоцветами вызывали восторг иностранцев. Уже тогда ювелирный дом стал выпускать украшения, в которых сочетались разные драгоценные камни.






Ювелирами дома Фаберже создавались искусные оправы икон, кресты и церковная утварь для храмов и монастырей Кремля. Всё это выполнялось в старорусском стиле и украшалось невиданными до того времени узорами, тончайшей сканью или эмалевой росписью.

Традиции легендарного ювелира

Ежедневно создавая украшения для самых разных женщин, художники SOKOLOV не забывают о том, что ювелирное дело – это прежде всего искусство. Так, в 2011 году появилась первая модель из серии эксклюзивных изделий, выполненных в особом узнаваемом стиле компании. Каждое творение уникальной коллекции раскрывает философию бренда и отражает идею постоянного движения вперёд.

Сначала, вопреки известному выражению, мастера изобрели велосипед, каждая деталь которого – фрагмент ювелирного изделия. Годом позже появилась другая модель, выполненная в ретро-стиле.


Продолжением темы стало создание серебряного ретро-автомобиля, украшенного полудрагоценными камнями и эмалью. Самой масштабной моделью коллекции стал серебряный локомотив с более чем тысячью камней, каждый из которых закреплен вручную. Уникальность изделий не только в их неповторимом дизайне, но и в том, что все они абсолютно подвижны.


Олицетворение свободы, успеха и стремления к новым вершинам – сканная фигура сокола, ставшая результатом долгой кропотливой работы ювелиров и ещё одним эксклюзивным творением.


Каждый год художники и мастера-ювелиры SOKOLOV удивляют нас новыми шедеврами, глядя на которые понимаешь, что блестящая история дома Фаберже имеет достойное продолжение.


Поставщик Высочайшего двора, придворный ювелир королей Европы и Азии, революционер в ювелирных техниках… Конечно, мы говорим о Карле Фаберже. Изделия, техника и мастера фирмы Фаберже в свое время определили развитие целой отрасли.

В этой статье мы расскажем о неповторимом стиле изделий Фаберже, а также о мастерах и продолжателях его дела.

Стиль Фаберже

Карл Фаберже обучался в лучших школах Европы и требовал от своих сотрудников большого мастерства. Перед тем как приступить к работе, все мастера должны были изучить европейские технологии ювелирного дела. Карлу Фаберже было неважно, сколько времени это займет, - главным оставалось качество изделия.

В фирме постоянно искали новые направления, изобретали новые техники. При этом Карл Фаберже был еще и отличным менеджером: в свое время на него работали различные мастера - ювелиры-оправщики, художники-миниатюристы, резчики, золотых дел мастера и даже химики. Так Фаберже обеспечивал заказами лучших мастеров того времени, и в итоге они могли создавать настоящие шедевры.

Визитной карточкой Фаберже стали знаменитые пасхальные яйца. Каждое яйцо было не просто красивым изделием, украшенным драгоценными камнями. В них находилась сложная система механизмов, которые прятали внутри изделия секрет.

Поражает то, насколько детально исполнялись эти изделия. Например, в яйце «Сибирский поезд» находилась миниатюрная копия транссибирского экспресса. Этот поезд - пример тончайшей работы мастеров Фаберже. Экспресс был выполнен из золота и приводился в движение с помощью механизмов.

Чтобы достичь такой поразительной точности, М. Е. Перхин - художник экспресса и главный мастер фирмы довольно продолжительное время изучал строение поездов. Теперь, глядя на его миниатюрное творение, мы можем составить полное представление о том, как выглядел транссибирский экспресс.

Другая характерная черта стиля Фаберже - мастерская работа с эмалью. Особых успехов фирма достигла в изготовлении эмалей по гильошированному фону. Вдохновленный искусством Франции XVIII века, Карл Фаберже научился воспроизводить эту сложную технику.

Гильошировка - это способ декорирования металла, при которой на поверхность наносят тонкий гравированный узор из различных линий в геометрической последовательности. Это может быть узор из параллельных или пересекающихся линий, прямых или волнообразных. Сверху этот узор покрывали эмалью различных цветов.В итоге этого трудоемкого процесса получались удивительные изделия, которые «играли» и переливались различными оттенками.

Искусство эмали по гильошированному фону уже много лет поражает своим цветом, игрой света и разнообразием рисунка. В то время как современники Фаберже овладели несколькими простыми цветами эмали, Фаберже мог изготовить эмаль более чем 150 оттенков. Эмали, от нежных тонов до ярких, около 200 вариантов гильоша - в этой технике Фаберже не было равных.

Искусство Фаберже в наше время

В наши дни известно не так много продолжателей дела Фаберже. Их выявлением занимается Мемориальный фонд Карла Фаберже, который учредила правнучка Карла Татьяна. Фонд ищет и награждает достойных мастеров-ювелиров, художников и исследователей дела Фаберже.

Среди них и Квашнин Сергей Иванович - создатель Ювелирного дома «Квашнин». За время своей работы он изобрел серию ювелирно-граверных инструментов, которыми пользуются ювелиры по всей стране. Среди инструментов особенно выделяются гильошировочные станки - с их помощью можно изготовить более 10 000 вариантов рисунка. Такого разнообразия орнаментов не было даже в фирме Фаберже.

Чтобы отметить заслуги мастеров ювелирного дела, Мемориальный фонд Карла Фаберже учредил серию наград. Из всех ювелирных фирм мира их создание доверили Ювелирному дому «Квашнин». Начиная с первого ордена, созданного в 2008 году, по сей день все награды разрабатывает Дом «Квашнин».

Работа в стиле Фаберже - это одно из основных направлений деятельности Дома «Квашнин». В Ювелирном доме возможно реализовать самые сложные и интересные задачи.

Убедиться в этом вам поможет наш . Также советуем посетить раздел, посвященный . И не забудьте на обновления нашего блога, чтобы первыми читать интересные статьи из мира ювелирного дела.

Многое ли вы знаете из истории империи, построенной этим художником?
Мастером, день рождения которого официально стал днем ювелира?

На самом деле, Фаберже - не один человек, а семейная фирма, маленькая ювелирная империя, где в согласии работало несколько поколений ювелиров.

Начало ей было положено в 1842 году, когда Густав Фаберже, уроженец эстонского города Пярну, открыл в Санкт-Петербурге магазин «Золотых и Бриллиантовых Вещей». Почему сын плотника стал ювелиром, история умалчивает, но дела в мастерской шли успешно, что позволило дать детям прекрасное образование. Стоит отметить, что весомую лепту в обучение детей внесла и мать, дочь датского художника Шарлотта Юнгштедт. Именно она помогла развить Карла и Агафона, утонченное восприятие красоты, сделавшее впоследствии их произведения эталоном ювелирного искусства.

Петер Карл сначала учился в немецкой частной школе Святой Анны, затем продолжил образование в Дрездене. Несколько лет путешествовал по Европе, изучая опыт ювелирного производства. Дольше всего он задержался в мастерской франкфуртского ювелира Джозефа Фридмана, которого впоследствии называл своим учителем.


Обучение у лучших европейских ювелиров не прошло даром, в 1872 году 26-летний Карл возглавил мастерскую отца. Нельзя сказать, что мастерская Фаберже сразу же стала знаменита, успех пришел только в середине 80-х годов, когда у произведений братьев Фаберже (с 1882 г. к Карлу присоединился 20-летний Агафон) появился свой узнаваемый стиль. Этому во многом способствовал и талантливый мастер-ювелир Михаил Перхин, пришедший в мастерскую в 1885 году и проработавший в ней до 1903 года.


В этот период Карл участвовал в проведении реставрационных работ в Эрмитаже. По преданию, значительную часть работ он выполнял бесплатно, так как они позволяли досконально знакомиться с лучшими произведениями ювелирного искусства из эрмитажной коллекции. Здесь Фаберже получил свой первый крупный официальный заказ - изготовление копий скифских золотых изделий из «Керченского клада». Затем последовал заказ от императора на изготовление пасхального яйца. Последовали и другие заказы. Уже в мае 1885 года произошло знаменательное событие - Карл Фаберже получил звание «поставщика высочайшего двора». Авторитет фирмы Фаберже стремительно рос.В 1890 году Карл стал потомственным почетным гражданином (привилегированное сословие, стоящее ниже дворянского) и был назначен «оценщиком кабинета его императорского величества».

Принципом Фаберже было отсутствие банальности: ни одно изделие не повторялось дважды, а если заказчик умолял создать копию, то мастер все равно старался внести изменения, превзойти предыдущее изделие по красоте. Эта постоянная гонка за все более великолепным результатом, ежедневное самосовершенствование быстро возвело Дом Фаберже в разряд величайших ювелиров своего времени, которых признали не только в России, но и в Европе и Америке.


В 1899—1900 гг. в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.


Дом Фаберже называли «культурной губкой», потому что в его произведениях равномерно сочетались мотивы самых разнообразных художественных направлений: и пышный ампир, и романтическая готика, и плавное Ар Нуво, и пряный Восток, и, конечно, русские национальные стили. Вопреки распространенному мнению, что все изделия Фаберже роскошны и безумно дороги, изготовлены из самых редких и ценных материалов, на самом деле визитной карточкой Дома было умение понять глубинные качества любого материала, одухотворить мертвый металл и заставить камень открыться во всей красе.


Многие вещицы были не так уж и дороги, знаменитые пасхальные яйца были в несколько раз дешевле, чем бриллиантовые ожерелья европейских ювелиров того времени, однако сам Карл Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга ».


Постоянный поиск новых решений приводил к использованию порой и недрагоценных металлов рядом с изумрудами и бриллиантами, и цветного стекла, и полудрагоценных российских самоцветов, а рядом с золотом непременно присутствовали серебро и платина.


Одной из характерных черт фирмы было использование так называемого «Русского стиля», очень популярного в конце 19 - начале 20 вв. Бриллиантовые кокошники и чарки из самоцветов и серебра, как у славянских князей, удивляли заморских гостей, а яркие подвески, в которых сочетание зеленых изумрудов, синих сапфиров и красных рубинов создавало празднично-ярмарочное настроение...


Православная символика также пользовалась вниманием Дома: для церквей и монастырей Кремля Фаберже создавал золотые оправы для икон, кресты, обложки для Евангелий, панагии и литургические наборы. Все они были изготовлены в старорусском стиле, в точности напоминая предметы 12 - 15 веков, но гораздо более искусно сделанные, обильно украшенные традиционными для того времени жемчугом, альмандинами и турмалинами, красочными эмалями, тончайшей сканью, выложенной в стилизованный растительный орнамент, и металлическими резными узорами.



Традиционная для Древней Руси обработка металла вообще характеризует изделия Фаберже «старорусского» стиля: серебряные ковши и братины, инкрустированные кварцем, аметистами и халцедонами, украшенные лепными цветами и чудо-птицами, порой сплошь покрытые яркими разноцветными сочными эмалями, поражают глаз искусностью стилизации.


Даже самые знаменитые изделия Дома - пасхальные яйца с сюрпризами - также являются продолжением национальной традиции, ведь именно в России был наиболее популярен обычай дарить на Пасху крашеные яйца-«писанки». Из яиц настоящих в 19-м веке вырос «рынок» пасхальных яиц из дерева, фарфора, а потом и самоцветов и металла.Но произведения Фаберже затмили всех конкурентов, ведь Дом изготавливал подарки для членов царской семьи. Исключение было сделано лишь для богатейшего предпринимателя Кельха - им Фаберже изготовили семь яиц.


Первое же яйцо Фаберже было сделано в подарок супруге Александра III Марии Федоровне в 1885 году. Это было так называемое «Куриное» яйцо. Снаружи оно было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона. Это пасхальное яйцо способствовало присвоению Фаберже в том же году звания Поставщика Высочайшего двора. Этот титул дал право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак.


Тонкость работы поражает даже сегодня. Многие работы изготавливались в память о каких-либо значимых событиях. Так, в яйце из гелиотропа, покрытом золотыми цветами, скрывается на подставке из аквамарина, символизирующего гладь моря, золотая модель крейсера «Память Азова», на котором сыновья Александра III совершили длительное путешествие по Востоку.


А в другом, серебряном, украшенном эмалью яйце, хранится золотая заводная миниатюрная модель поезда, что знаменует создание Сибирской магистрали.



Первое яйцо подаренное Александре Федоровне императором."Сюрприз" - роза, как напоминание о Родине императрицы, славящейся своими цветами. Стиль - неоклассицизм. Яйцо из цветного золота, прозрачной красной и непрозрачной белой эмали, бриллиантов, бархата. Бутон из золота, непрозрачной зеленой и желтой эмали.


Яйцо венчает портрет-миниатюра императора Николая II, год написан на пьедестале яйца под бриллиантом. Яйцо открывается; внутри яйца находится желтый бутон розы, в котором, в свою очередь, раньше находилось два сюрприза: миниатюрная модель императорской короны, и рубиновая яйцевидная подвеска, висящая в ней. Оба сюрприза были изъяты из яйца до того, как яйцо-сувенир было продано Советским правительством в 1920-е годы. Местонахождение этого яйца было неизвестно в течение многих лет.Золотое, покрытое прозрачной эмалью яйцо, которое подарил Александре Федоровне Николай II вскоре после событий на Ходынском поле, стоит на золотой модели Московского Кремля - посвящение Москве глубоко символично, потому что первопрестольная не пользовалась после трагедии особой любовью августейшей четы.

"Яйцо-часы с синей змеёй" - было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его дизайн был использован Фаберже при создании "Яйца герцогини Мальборо" в 1902 году. В настоящий момент оно находится в собственности князя Монако Альбера II.По всей видимости император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году, и оно было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года.


"Двенадцать монограмм" - яйцо было создано в 1896 году по заказу императора Николая II подаренно им своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память о своём отце, Александре III. В настоящий момент находится в собственности музея Хиллвуд. Ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки розой. В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках. На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми располагается императорская корона из бриллиантов. В верхней половине располагаются монограммы МФ, в нижней — АIII. Также с обеих его сторон находятся большие бриллианты, располагающиеся на круглых золотых площадках. Яйцо отрывается и внутри имеет отделку бархатом. Сюрприз яйца - миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота, которые были утрачены во время экспроприации.


Пасхальное яйцо императорского двора - "Яйцо с вращающмися миниатюрами". Дата изготовления - 1896 год. Яйцо выполнено из горного хрусталя и окантовано полосой, усыпанной бриллиантами. Внутри яйца на золотом стержне укреплены четыре вращающиеся миниатюры в золотых рамках с видами императорских дворцов. Миниатюры выполнены Иоганнесом Зенграфом. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1896 года. Хранится в Музее Изящных искусств штата Вирджиния, Ричмонд,США, коллекция Лилиан Т.Прат.




Яйцо посвященное коронации императора Николая II - "Коронационное" Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты - сюрприз (мастер Георг Штайн), в которой император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы. В карете висело крошечное яйцо, украшенное бриллиантами. Под портретным бриллиантом на верхней части яйца находятся инициалы Александры Федоровны из розовых бриллиантов и рубинов. Дата написана под меньшим портретным бриллиантом на нижней стороне. Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами.


Яйцо "Ландыши". Поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона - в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали.


На золотых стеблях - цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь три миниатюрных портрета, трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.).

Яйцо - часы "Букет лилий". Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899". Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене.Яйцо -"Анютины глазки" сделано в 1899 году. Яйцо сделано из нефрита, золото, позолоченное серебро, бриллианты, эмаль. Сюрприз яйца - золотой мольберт на котором стоит бриллиантовое сердечко в центре с эмалью. На сердце - мольберте одиннадцать овалов из красной эмали, где стоят инициалы семьи Романовых. Все овалы раскрываются и под ними находятся миниатюрные портреты семьи императора.



Яйцо- часы "Петушок", сделано в 1903 году. Маленький золотой петушок, очень реалистично выполненный из золота и раскрашенный желтой, голубой и зеленой эмалью, с бриллиантовой россыпью на перышках появляется из-за золотой решетки, чтобы сообщить время в нужный час; при этом он кивает головкой и хлопает крылышками, и даже его маленький клюв легка шевелится.


Пасхальное яйцо императорской семьи "Гатчинский дворец", это точная миниатюрная копия дворца с прилегаюшие терретории, с деревьями, фонарными столбами,главной загородной резиденцией вдовствующей императрицы - Марии Федоровны.



Яйцо - "Корзинка цветов". Мастер, изготовивший это яйцо - неизвестен. "Сюрприз" яйца был утерян. Ножка поломана и утрачена, реставрированная позже. Яйцо было подарено императором супруге - императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года.

Яйцо с самым сложным механизмом. Для вдовствующей императрицы готовили другое яйцо, но она однажды намекнула сыну, что хотела бы к Пасхе что-то «с голосом». Так она получила дерево с птичкой внутри. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, нажатием которого поднимается замаскированная листвой круглая крышка на вершине дерева. Оттуда появляется птичка из переливающихся перьев и начинает петь


Единственное, которое придумала женщина. Художница Альма Пиль предложила полностью новое решение внешнего вида подарка. Яйцо сделано в стиле дамского рукоделия, которым увлекалась императрица Александра Федоровна, и Фаберже сразу поддержал эту идеюСовсем аскетично яйцо, подаренное Николаем Александре перед самой Революцией - оно изготовлено из стали, лишено декора, единственными деталями служат золотая корона наверху и гербы по бокам, подставка же сделана в форме четырех снарядов на постаменте из нефрита.

Удивительное разнообразие фактур, оболочка то из самоцветов, то из металла, трудоемкие «сюрпризы» сделали яйца Фаберже настоящей легендой. Всего ими было создано пятьдесят семь яиц - однако на сегодняшний день в Российских музеях осталось лишь десять, остальные были проданы в первые годы Революции за бесценок за границу, и многие осели в коллекциях европейских королевских домов или кладовых американских миллионеров, всегда питавших к Фаберже большую слабость.

Однако пасхальные яйца - не единственная сфера деятельности, сделавшая Фаберже знаменитыми. Очень много работали они с российскими самоцветами - фигурки из резного камня были одной из существенных статей дохода. Маленькие обезьянки, тюлени, мышки, носороги, собачки - «зоопарк» Фаберже был огромен, и для каждого животного подбирался камень, наиболее точно передающий его естественный окрас, для поросенка - розовый кварц, для тюленя - обсидиан, для рыбки-карпа - оранжевый сердолик...







Очень любили в Доме Фаберже горный хрусталь: его использовали повсеместно, иногда сам по себе, делая фигурки совсем прозрачными, иногда с глазками из драгоценных камней. Еще одна серия - самоцветные статуэтки людей в национальной одежде народов России, а также «характерные» работы, показывающие людей разного социального уровня в привычных для них делах - дворник, певица, музыкант, многие из таких работ Фаберже продавали за границу.


Еще одна область использования самоцветов в работе Фаберже - потрясающие воображение «каменные цветки», помещенные в «вазочки» из горного хрусталя, так искусно вырезанные, что в них будто бы налита вода. Стебельки изготовлены из золота и серебра, листики - из нефрита, лепестки окрашены эмалями и тщательно отполированы, так что цветок действительно кажется «живым».



«Одуванчик» сделан из золота и серебра, а к тычинкам приклеен натуральный цветочный пух; серии одуванчиков были особенно популярны. Золотые корзинки с ландышами, веточки рябины и кактусы в горшочках собирали не только русские дворяне, но и европейские аристократы: особенно любила цветы Фаберже английская королева Александра, сестра русской императрицы Марии Федоровны.


Для большинства ювелирных украшений Фаберже характерно следование стилю ар деко - изогнутые линии, причудливое сочетание экзотических восточных мотивов и растительных орнаментов, использование «натуралистической» темы. Много у него брошей в виде насекомых и птиц, веточек и цветов, а блестящие подвески - характерные для Фаберже произведения - поражают орнаментикой и симметрией, в то же время напоминая старинные украшения Средневековья своей массивностью. Часто детали несколько укрупнены, в противовес изящным статуэткам и яйцам, чрезвычайно пышны и сразу бросаются в глаза, камни используются в основном крупные и дорогие - рубины, бриллианты, изумруды, сапфиры.


Интересная область работы Дома - изделия практического назначения. Среди них особенно хорошо продавались портсигары из золота, серебра и платины, украшенные гравировкой или переливающимися эмалями, которые могли имитировать и рыбью чешую, и перламутр, и шелк, и инкрустированные драгоценными камнями, либо покрытые цветочно-растительными узорами в русском стиле.


Лорнеты и лупы из золота и полудрагоценных камней, ручки для зонтиков, печати, рамки для фотографий, ножи для письма, корпусы часов, мундштуки и пепельницы вырезали из родонита, яшмы, горного хрусталя, сердолика, нефрита, бовенита, лазурита, топаза и кварца. Ручка зонта могла иметь форму женской головки, блюдо быть словно выложенным яшмовыми смородиновыми листьями, а шляпка «гриба» из хрусталя отшлифована так, что камень стал золотистым и шероховатым.

Туалетные коробочки могли быть целиком сделаны из самоцветов или серебряными с эмалевым «ситцевым» покрытием, а вечерние сумочки создавались из золота и серебра подвижного «кольчужного» плетения. Серебряная посуда - еще одна сфера деятельности Дома Фаберже, где они, часто сочетая этот металл с горным хрусталем, добились непревзойденных высот, матовый блеск серебра оттенялся объемными изображениями растений, словно вьющихся по поверхности металла.

Обидно, что блестящая история российского Дома Фаберже оказалась так коротка - в 1917 году Карл Фаберже уехал из Петербурга сначала в Ригу, а оттуда пароходом в Европу и, как и многие известные ювелиры того времени, навсегда покинул Россию.

Всего через три года Карл умер в Лозанне, а его сыновья, последовавшие за отцом в эмиграцию, попытались возродить его дело в Париже, где была открыта мастерская "Faberge & Cie", где ремонтировались и переделывались старые изделия и изготавливались новые по сохранившимся эскизам. Через какое-то время лицензия на использование торговой марки Фаберже была продана, в разное время под ней работали разные фирмы, и предпоследним владельцем была транснациональная компании Unilever, производившая под этой маркой столовое серебро и хрусталь в «русском» стиле и ювелирные украшения.


Недавно же ювелирный мир был потрясен известием: марка Фаберже была перекуплена инвестиционной компанией Pallinghurst Resources, причем крупнейшим инвестором собирается стать русский миллиардер Виктор Вексельберг, который чуть ранее выкупил и привез в Россию 15 яиц Фаберже из американских частных коллекций. Планы у покупателей грандиозные - планируется возрождение великой марки.


Осуществятся ли эти планы - пока непонятно. Но одно можно сказать точно - не только миллионные инвестиции решают, будет ли та или иная марка лучшей в своем роде.
Дом Фаберже никогда не был наиболее дорогостоящим из всех - однако произведения его отличает искуснейшая ручная работа и видимый невооруженным глазом талант.
И вряд ли новым произведениям ювелирного искусства удастся затмить то, что создано было великой семьей - название купить можно, но не все продается за деньги.

Петер Карл Фаберже, которого называют последним великим золотых дел мастером, родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его отец, ювелир Густав Фаберже, был владельцем небольшой, но преуспевающей мастерской на Большой Морской улице, открытой им в 1842 году. Карл обучался в гимназии Святой Анны, одной из лучших петербургских школ. В 1861 году семья Фаберже переехала в Дрезден, где он прошел коммерческий курс в Handelschule. Там же, в Дрездене, Карл имел возможность познакомиться с коллекцией Gr?ne Gew?lbe, среди множества экспонатов которой хранились саксонские драгоценности, украшенные резьбой, и прекрасные образцы эмалировки эпохи Возрождения, а также шедевры искусства XVIII столетия. Позже Густав послал сына в поездку по Европе, в частности, по Германии, Италии и Франции.

Поступив во Франкфурте-на-Майне в ученики к золотых дел мастеру Фридману, младший Фаберже впервые попробовал свои силы в ювелирном искусстве. Это путешествие оказало большое влияние на развитие Карла как художника.

В 1866 году он вернулся в Петербург, где начал работать как полноправный мастер на фирме своего отца вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. В 1872 году Карл Фаберже возглавил скромное семейное предприятие, имея прекрасное образование и некоторый опыт в ювелирном искусстве и коммерции. Фирма представляла собой небольшую, хорошо организованную структуру, требующую некоторых изменений с целью привлечения новых богатых клиентов. Молодой Фаберже принял решение кардинально изменить стиль и переключиться с модных в то время тяжелых и дорогих ювелирных изделий на нечто более легкое, чтобы красота изделия оказалась важнее стоимости материалов. Он стал использовать менее дорогие металлы и российские поделочные камни: нефритовый жадеит, обсидиан, горный хрусталь, авантюрин и др. Точка зрения Фаберже заключалась в том, чтобы использовать драгоценные камни и металлы лишь как компоненты дизайна.

На Всероссийской выставке 1882 года Фаберже стал лауреатом, получив золотую медаль. Большой успех ему также принесла Северная выставка в Стокгольме в 1897 году, но еще большее признание он заслужил на Всемирной международной выставке в Париже в 1900 году, где судьями были преемники французских традиций ювелирного искусства, которыми он прекрасно владел. Искусство Фаберже в подражание французским мастерам XVIII века, особенно при использовании гильошированного эмалирования, было отмечено Рыцарским крестом Почетного Легиона.

Поначалу, доля Фаберже в заказах Двора была незначительной, выдерживать конкуренцию с такими ювелирами как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген было нелегко, но с годами количество императорских заказов, выполняемых домом Фаберже, росло. Ему удалось завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. Свободный доступ к экспонатам позволил Карлу внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

На должность придворного ювелира он был назначен в 1885 году. С изменением статуса Фаберже началась новая эра в ювелирном искусстве – эра Императорских Пасхальных яиц. Первое Императорское яйцо было создано по заказу Александра III, предназначено в подарок его жене, датской принцессе Марии, и, по мнению экспертов, представляет собой авторскую интерпретацию одного из яиц, находящихся в Датской королевской коллекции в Копенгагене. Подобные произведения было приказано создавать ежегодно, что свидетельствует о том, что подарок имел успех. Преемник Александра III, Николай II расширил заказ, велев изготовлять по два яйца ежегодно: одно для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а второе для своей жены, царицы Александры Федоровны.

Также фирма Фаберже предоставляла подарки для членов императорской семьи и их родственников из Европы по случаю различных памятных дат. Вслед за императором благосклонность к главному ювелиру стали проявлять и самые состоятельные люди страны, среди которых были Александр Кельш, Феликс Юсупов, Эммануил Нобель и другие. Большое количество ювелирных украшений Фаберже было предназначено в подарок звездам артистического мира Петербурга, актрисам театра и балета (балерины Зуччи, Елизавета Балетта, Кшесинская). Значительное количество заказов поступало также от членов королевских семей со всего мира (Англия, Дания, Германия, Сиам, Индия, Китай).Успех дома Фаберже был таким огромным, что, в связи с необходимостью расширения производства, в 1897-1905 годах были открыты филиалы в Москве, Одессе, Лондоне и Киеве. В этот период в мастерских трудилось около пятисот человек, но, несмотря на это, все предметы имеют общий стиль, что явилось результатом бдительного контроля самого владельца фирмы.

Стиль и техники

Стиль Фаберже носит печать изящества и подлинной строгой элегантности, свидетельствующая о высочайшем мастерстве, которое не бросается в глаза, но проявляется в кажущейся легкости, в глубине красок эмали, в неожиданных сочетаниях различных оттенков материалов. Общими узнаваемыми чертами изделий дома также являются скромность материалов и простота их использования. Нескончаемый поток полезных вещей – портсигаров, ламп, часов, барометров, спичечных коробков, рамок для картин, кнопок звонков, лорнетов, театральных биноклей, ножей для резки бумаги, булавок, всевозможных ящичков, коробочек и шкатулок, чернильниц, сигаретниц, флаконов для духов, письменных приборов и т. д. – превосходили друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством, была мгновенно узнаваема и символизировала статус владельца.

Самое большое историческое влияние на творчество Карла Фаберже оказала Франция XVIII века. Он воспроизвел технику, применявшуюся в то время, главным образом, метод гильошированного эмалирования, когда эмаль тонким, прозрачным слоем кладут на гравированную поверхность. Эта работа была очень трудоемкой, связанной с решением сложных технологических задач. Стеклянные смеси и окисленные металлы необходимо было нагреть до такой степени, чтобы они начали светиться, причем эмаль (прозрачная или непрозрачная) накладывалась обычно в несколько слоев. Особый переливчатый эффект некоторых изделий фирмы Фаберже достигался за счет нанесения первым слоя полупрозрачной эмали с оранжевой тенью и последующим нанесением нескольких слоев прозрачной эмали. Иногда между слоями клали золотую фольгу. Декорирование резьбой по металлу (гильоширование поверхности) усиливало зрительный эффект.

Для того чтобы удовлетворить вкусы более консервативных заказчиков, Фаберже применял клаузонированное эмалирование для создания произведений в традиционном Русском стиле. Для этого на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Характерными чертами этих произведений были яркие цвета и традиционный стиль цветочных узоров.

Выемчатое эмалирование – еще один метод, применявшийся Фаберже. Здесь эмалью заполнялись канавки, а затем накладывали еще один слой, покрывавший поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, когда каждая ячейка имела собственный переливающийся цвет.

Вдохновение Карла Фаберже пробуждали многие произведения различных эпох и стилей: от готики до Возрождения, а в поздних работах – эпохи Людовика XIV и стиля ампир. Влияние старорусского стиля особенно заметно в изделиях из серебра. В конце века Фаберже немного увлекся стилем Ар Нуво. Мотивы Дальнего Востока, в частности, японского искусства, идентифицируются в серии цветов и в вырезанных из камня фигурках животных. Фаберже был очень космополитичен в своем творчестве, обладал обширными знаниями, а вкусы его заказчиков сильно отличались друг от друга. И как личность, и как коммерсант, он бдительно следил за изменениями в общественных настроениях и моде, и это отражалось на его произведениях. Тем не менее, эклектичность, присущая его наследию, не производит впечатления дисгармонии.

Новое правительство, пришедшее к власти после революции 1917 года, принесло с собой хаос и разрушение. Конец дома Романовых означал и конец Фаберже. Как и многие, Карл с семьей эмигрировал из России. Он умер в Лозанне 24 сентября 1919 года.

Императорские пасхальные яйца

Серии Императорских Пасхальных яиц – захватывающие, эффектные произведения искусства, которые по своей художественности и духу перекликаются с шедеврами мастеров эпохи Возрождения, созданными для самых богатых и знатных вельмож. Стоимость здесь была не самым главным фактором, главным вкладом мастеров было художественное воплощение идеи, ее новизна и гармоничность. Обладая относительной свободой действий, Фаберже нес ответственность за то, чтобы сюжет его произведения удивил царственного покровителя своей неожиданностью и одновременно пришелся ему по вкусу. С помощью целой группы художников и мастеров он создал более пятидесяти произведений искусства, поражающих своей сказочной красотой, причудливостью и совершенством.

Факт возникновения у императора Александра III идеи подарить своей супруге на Пасху драгоценное яйцо выше уже упоминался. Известно, что государь был большим патриотом России, поэтому неудивительно, что он решил преподнести Марии Федоровне на Пасху именно пасхальное яйцо. До XVIII века вместо символических, ювелирных яиц обменивались раскрашенными настоящими, куриными. На изменение старой традиции, по всей видимости, повлияла европейская мода. На Западе на Пасху дарили дорогие яйца, изготовленные из разнообразных материалов, от дерева и папье-маше до фарфора, богато украшенные, покрытые эмалью, инкрустированные драгоценными камнями. Яйца с «сюрпризами» впервые появляются во Франции, во время правления Людовика XVI.

Итак, по подсчетам экспертов, во время правления Александра III было создано 10 яиц, и еще сорок четыре – за годы царствования Николая II. Не будем забывать о том, что пасхальные яйца изготавливались не только для императорской семьи, но и для частных состоятельных заказчиков. В нашей работе мы рассмотрим только императорские.

Несмотря на всевозможные трудности с установлением дат создания, связанные с атмосферой таинственности, которая окутывает каждый из заказов, на сегодняшний день определено сорок семь яиц из существующих пятидесяти четырех. Десять из них хранятся в Оружейной палате Кремля. Самой большой коллекцией, в количестве одиннадцати штук, обладал американский коллекционер Малкольм Форбс, до тех пор, пока ее не приобрел Виктор Вексельберг. Пять яиц находится в Художественном музее Вирджинии (Ричмонд, США), три – в Художественном музее Нового Орлеана (США), три – в коллекции королевы Елизаветы II, два – в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза (Швейцария), два – в Музее Хиллвуд (Вашингтон, США), два – в Художественном музее Уолтерс (Балтимор, США), одно – в Художественном музее Кливленда (США), одно – в Коллекции Альбера, принца Монако, одно – в Русском национальном музее, одно – в музее Ферсмана. Еще четыре яйца находятся в частных коллекциях, а местонахождение еще восьми на сегодняшний день неизвестно – они известны по описаниям и старым фотографиям и считаются утерянными.

Первое Императорское яйцо 1885 года наиболее простое. В золотой скорлупе, снаружи покрытой непрозрачной белой эмалью, находится золотой цыпленок с рубиновыми глазами. В нем был спрятан сюрприз, не дошедший до нас – корона с алмазами и рубинами. Прототипом этого изделия считается золотое Пасхальное яйцо из Датской королевской коллекции в Копенгагене, созданное в первой половине XVIII века. Его скорлупа выполнена из слоновой кости, а внутри него находится цыпленок с алмазными глазами, который раскрывается, обнаруживая корону с алмазами и колечко с алмазами.

Из яиц, хранящихся в собрании Оружейной палаты, самое раннее – «Память Азова», созданное в 1891 году. Оно посвящено путешествию на Восток (через Индию, Китай и Японию) царских сыновей, Николая Александровича и Георгия Александровича, длившемуся девять с половиной месяцев. Морская часть пути происходила на крейсере императорского флота «Память Азова», и сюрпризом этого яйца является миниатюрная копия корабля из платины и золота. Она помещена на пластину цвета морской воды из аквамарина, в золотой оправе с петлей. За петлю модель вытягивается из яйца-футляра из гелиотропа, который состоит из двух частей, соединенных шарниром. Темно-зеленый цвет минерала передает впечатление морских глубин, а вплетенные в золотую чеканную оправу стилизованные раковины (рокайльные элементы) символизируют подвижную стихию.

В коллекции Виктора Вексельберга находится яйцо «Ренессанс», выполненное в 1894 году мастером Михаилом Перхиным из серого агата. Его возможным прототипом является ларец Ле Роя XVII – начала XVIII века из коллекции «Зеленых сводов» в Дрездене. Оно декорировано решеткой из полос белой эмали с четырехлепестковыми алмазными розами в их пересечениях. Наверху, в овале, гильошированном красной эмалью, из алмазов выполнена дата изготовления. Стороны яйца украшены ярко-красной, синей и зелеными эмалями, бриллиантами и рубиновыми кабошонами. Львиные головы с кольцами в пастях выполняют функцию ручек. Сюрприз яйца не сохранился, но существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение».

Т.н. «Коронационное» яйцо, которое Николай II подарил императрице Александре Федоровне, было выполнено в 1897 году (коллекция Вексельберга) мастером Михаилом Перхиным. Цвета яйца подобраны в соответствии с коронационным одеянием Николая: золото, гильошированное в виде лучей солнца, покрыто прозрачной бледно-желтой эмалью. Поверх – решетка из лавровых лент, скрепленных черными эмалированными двуглавыми орлами. На верхушке яйца – монограмма императрицы из алмазов и рубиновых кабошонов. Таким же изысканным, как и само яйцо-футляр, является и его сюрприз – миниатюра коронационной кареты. Бархат внутренней обивки кареты искусно имитируется красной эмалью, позолоченные деревянные оконные рамы – золото с гравировкой. В интерьере использовалась голубая эмаль для занавесок и бирюзовая – для потолка. На крыше кареты находится императорская корона с алмазами-розами. Копия повторяет оригинал даже в такой детали, как откидывающаяся при открытии дверей подножка.

В 1899 году в подарок Александре Федоровне было приготовлено яйцо-часы (Оружейная палата). Золотая, усыпанная алмазами часовая стрелка имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука. В оформлении этого пасхального сувенира, сделанного по образцу старинных французских часов конца XVIII века, использован символический язык цветов. Яйцо увенчано пышными лилиями, которые словно прорастают сквозь венок многоцветных золотых роз. Сочетание роз (символов любви) с лилиями (символов чистоты и невинности), а также с горящими факелами, чей огонь превращается в пышные растительные завитки, говорит о добродетельном пламени семейной любви, вечном цветении неугасающего чувства. Яйцо выполнено в стиле Людовика XVI, который пришел на смену т.н. «третьему рококо» (примером которого является уже упомянутое яйцо «Память Азова»). Оно декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, а также букетом белых лилий из халцедона и золота. Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку.

Яйцо с моделью крейсера «Память Азова» тематически связано с пасхальным яйцом, посвященным строительству транссибирской магистрали (Оружейная палата). Соединение рельсовым путем Европейской и Азиатской части России было заветной мечтой императора Александра III, образовавшего специальный комитет для его постройки под председательством наследника престола Николая Александровича, для которого это стало первой начальной школой ведения государственных дел. Яйцо с моделью сибирского поезда было выполнено мастером Михаилом Перхиным и подарено Николаем II супруге в 1900 году. Оно содержит механический сюрприз, который вынимается и приводится в движение поворотом золотого ключика. Сюрприз поражает виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, создавших хитроумный механизм, не превышающий в длину двух сантиметров. Тем не менее, он приводит в движение паровоз с рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами и пять вагончиков с окошками из горного хрусталя и надписями, которые можно прочесть только в лупу. Последним в модели расположен вагон-церковь, образцом для которого послужил подобный вагон, построенный в 1896 году и освященный в присутствии императорской четы в честь св. Ольги – святой первой дочери царя. Поезд-сюрприз складывается на три части и убирается в яйцо-футляр, внутри обитое бархатом, а снаружи украшенное полихромной эмалью и широким серебряным поясом с гравированной картой Российской империи с Транссибирской магистралью. Серебряное яйцо с крышкой на шарнире, помещенное на массивное профилированное основание из белого оникса, увенчано литым трехсторонним изображением двуглавого орла и опирается на три серебряные позолоченные фигуры шагающих грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых) в знак того, что великий путь был построен по велению и под руководством двух Романовых – российских императоров Александра III и Николая II.

Яйцо «Часы с кукушкой», также выполненное в 1900 году и находящееся сейчас в коллекции Вексельберга, роскошно украшено в стиле барокко и таит в себе механическую птицу. Стоит нажать кнопку на задней поверхности часов, и поднимается ажурная золотая крышечка на верхушке яйца, откуда появляется птичка. Когда она «кричит», открывается клюв и разворачиваются крылья.Яйцо «Клевер» (мастер Михаил Перхин, Оружейная палата), подаренное императрице в 1902 году, соткано из тончайших сканых золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены мелкими алмазными розами и заполнены прозрачной, светящейся, как витраж, оконной эмалью. Между нежными мерцающими лепестками клевера вьются ленточки из мелких рубинов, считавшихся камнями страстной любви. Сюрприз, к сожалению, был утерян, но доподлинно известно, что внутри находился большой четырехлистник клевера с лепестками, усыпанными алмазами и украшенными четырьмя миниатюрами царских дочерей.

Яйцо «Московский Кремль» (1904-1906 гг., Оружейная палата) со сверкающим золотым куполом Успенского собора было выполнено в память посещения царем и царицей первопрестольной Москвы на Пасху 1903 года. Оно представляет собой своеобразную вариацию на тему кремлевской архитектуры. Декор золотого яйца, покрытого белой опаловой эмалью и увенчанного полированным золотым куполом, навеян архитектурой московского Успенского собора, причем в одно из окошек виден его празднично освещенный интерьер. В подставке из красного золота дважды воспроизведены Спасская и Водовзводная башни Кремля, соединенные между собой стенами с причудливыми фантазийными решетками. Яйцо-собор высоко вознесено над подставкой, его купол парит над эмалевыми кровлями башен, между которыми к храму поднимаются многочисленные золотые ступени. Внутри подставки размещен музыкальный механизм, который заводится золотым ключом, и тогда звучат праздничные пасхальные гимны композитора Кастальского.

Яйцо «Лебедь», датированное 1906 годом, находится в коллекции Фонда Эдуарда и Мориса Сандоза в Лозанне. Снаружи золотое, покрытое розовато-лиловой эмалью, яйцо украшают решетки из алмазов, а внутри находится прекрасный сюрприз: аквамариновое озеро с платиновым лебедем. Механизм под крылом заставляет лебедя разворачивать крылья, изгибать шею и плавно скользить вперед, перебирая перепончатыми лапками.

Яйцо с решеткой из роз, выполненное в 1907 году, возвращает нас к теме природы (Художественная коллекция Уолтерс, Балтимор). Это золотое яйцо покрыто прозрачной светло-зеленой эмалью и украшено розами, лепестки которых покрыты светло- и темно-розовой эмалью, листья – прозрачной зеленой эмалью.

В яйце «Павлин» из горного хрусталя, сделанном в 1908 году (Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна) находится еще один хитроумный механический сюрприз: роскошный золотой павлин, украшенный эмалью, среди золотых ветвей с цветами из драгоценных камней. Его можно извлечь из яйца, завести, и тогда он гордо поднимет голову и распустит хвост, переливающийся разноцветной эмалью.

Одним из самых роскошных было яйцо 1908 года с миниатюрной копией Александровского дворца в Царском селе (Оружейная палата), щедро украшенное золотом, рубинами, алмазами. Этот нефритовый пасхальный подарок, состоящий из двух соединенных шарнирами частей, посвящен семейной теме и украшен акварельными портретами маленького наследника престола Алексея Николаевича и юных прелестных великих княжон. Сюрприз яйца представляет собой миниатюрный дворец, перед которым изображены газоны и клумбы из цветного золота. Он кажется отгороженным от остального мира идеальной, замкнутой формой круга и похож на остров.

В 1909 году в мастерской Г.Вигстрема было создано пасхальное яйцо, посвященное любимой царской яхте «Штандарт» (Оружейная палата), которую называли «плавающим дворцом», на котором царская семья проводила много времени в шхерах Финского залива. Ее копия является сюрпризом этого яйца. Императорский штандарт с черным двуглавым орлом на золотом фоне развевается на тончайшей мачте золотого кораблика, рассекающего хрустальные волны. С достоверностью до мельчайших деталей воспроизведены внешний вид и оснастка яхты вплоть до вертящегося золотого руля и крошечных платиновых шлюпок. Для оформления яйца Карлом Фаберже был избран старинный стиль Ренессанс, о благородных и изысканных формах которого напоминает архитектоничное, богато профилированное основание и преобладание горизонтальных линий. Сочетание в этом изделии горного хрусталя, ляпис-лазури и тончайшей золотой эмалированной оправы, на которой рассыпаны алмазы, составляет аккорд редкой красоты. Модель яхты бережно поддерживают дельфины на своих хвостах.

Пасхальное яйцо следующего, 1910 года, подаренное Николаем II своей матери, вдовствующей Марии Федоровне, содержит внутри золотую модель памятника императору Александру III (Оружейная палата), воздвигнутого на Знаменской площади Санкт-Петербурга скульптором П.Трубецким. Сюрприз-памятник помещен в роскошное яйцо-футляр, выполненное в стиле Ренессанс. Оно выточено из горного хрусталя и украшено тончайшим гравированным узором. По бокам укреплены сужающиеся книзу четырехугольные гермы, завершенные двуглавыми орлами. Подставка представляет собой четыре крылатые полуфигуры путти, укрепленные на хрустальном профилированном основании. Верхняя часть яйца с бриллиантовой сеткой, напоминающей кессоны, подобна сверкающему куполу над памятником императору. Оправа яйца выполнена целиком из платины, богатые декоративные возможности которой Фаберже сумел оценить одним из первых. Серый цвет платины зрительно увеличивает размеры камней, делая их максимально открытыми, к тому же она, в отличие от серебра, не патинирует. В яйцо вкладывается модель памятника на высоком прямоугольном постаменте из ляпис-лазури.

Яйцо того же, 1910 года, предназначенное в подарок Александре Федоровне, хранится в коллекции королевы Елизаветы II, изображает колоннаду. Это романтическое произведение, созданное мастером Генрихом Вигстремом, представляет собой храм любви, окруженный четырьмя херувимами, а наверху сидит серебряный позолоченный купидон. Купол, венчающий произведение, покрыт опалесцирующей розовой эмалью. Находящийся под ним циферблат усыпан алмазами-розами.

Яйцо «Лавровое дерево» 1911 года хранится в коллекции Вексельберга. Ветви миниатюрного дерева сделаны из золота, листья вырезаны из нефрита, золотые цветы с алмазами с центре покрыты белой эмалью, а плоды сделаны из драгоценных камней. Изделие покоится на нефритовом постаменте с четырьмя столбами, соединенными цепью из золотых листьев, которая покрыта зеленой эмалью и украшена жемчугом. Дерево стоит в белом халцедоновом ящичке, декорированном золотой решеткой и зелеными лавровыми гирляндами с рубиновыми кабошонами. В кроне дерева спрятан сюрприз, который открывается при повороте одного из плодов – это миниатюрная птичка.

Пасхальное яйцо 1913 года Карл Фаберже посвятил 300-летию дома Романовых (Оружейная палата). Важнейшая политическая тема потребовала особо торжественного художественного воплощения, столь насыщенного элементами государственной символики. Основанием для яйца стала миниатюрная копия Государственного щита, входящего в состав Государственных Регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Мастера фирмы Фаберже выполнили копию из ярко-красного пурпуринового стекла, секрет которого был возрожден технологами Императорского стекольного завода. Подставка имеет вид трехстороннего серебряного гербового орла со скипетром и державой в лапах. На орле утверждено яйцо, верх и низ которого украшены крупными плоскими алмазами, под которыми на серебряной фольге чернью начертаны даты «1613» и «1913». Особым великолепием отличается отделка самого яйца: его золотая «скорлупа» украшена белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и затянута золотой чеканной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов, каждая деталь которых выполнена с исключительной тонкостью. Главным украшением пасхального шедевра служат восемнадцать миниатюрных портретов всех царствовавших представителей Дома Романовых, написанных акварелью по кости и помещенных под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов. Миниатюрные портреты монархов отличаются изощренностью технического исполнения, отточенностью и законченностью письма, скрупулезностью в изображении костюма и аксессуаров. Автором миниатюр был Василий Зуев, известный санкт-петербургский художник-миниатюрист, сотрудничавший с фирмой Фаберже. Сюрприз яйца «300-летие Дома Романовых» наглядно иллюстрирует мысль о создании и укреплении Российского государства под скипетром венценосных представителей правящей династии. Внутри яйца укреплен вращающийся земной шар, выполненный из вороненой стали, глубокий синий цвет которой передает окраску морей и океанов. На поверхности шара укреплены материки из цветного золота, причем дважды помещено изображение Северного полушария. На одном можно видеть территорию России в границах 1613 года, а на другом – в границах 1913 года. Сюрприз этого пасхального подарка – зримое и оригинальное воплощение идеи о том, что за 300 лет правления династии Романовых Государство Московское стало обширной Российской империей. Карл Фаберже запечатлел ее в виде ювелирной миниатюры, многоцветного золотого узорочья на пасхальном подарке царя.

Последнее по времени создания яйцо было выполнено во время первой мировой войны и посвящено награждению императора Николая II орденом Св.Георгия IV степени (1914, Оружейная палата). Знаки ордена помещены наверху сюрприза-мольберта в виде вензеля императрицы Александры Федоровны. На нем же укреплена миниатюрная картина на пластине из слоновой кости, изображающая Николая II и цесаревича Алексея на боевых позициях. Это яйцо, помещенное на подставку из четырех снарядов, укрепленных на нефритовом постаменте, отличается от других пасхальных подарков строгостью и сдержанностью, чистотой формы. Акцент сделан на гладкой, идеально отполированной, отливающей холодным блеском поверхности стали. Официален и суховат накладной золотой декор – вензель императрицы, герб Москвы и двуглавый геральдический орел со стрелами и лавровым венком в лапах – символами войны и будущей славы. Несмотря на минимум изобразительных средств, это яйцо является одним из тех произведений, которые наиболее полно передают настроение своего времени. Атмосфера тех лет войны с Германией прекрасно отражена в акварельной миниатюре художника В.Зуева, выполненной в неярких, серых тонах. Хмурый день, тяжелое небо со свинцовыми тучами, безлиственное дерево на переднем плане – все это является безрадостной декорацией для персонажей: царя и наследника престола в серых скромных шинелях, склонившихся над картой вместе с военачальниками. Видимо, художниками и ювелирами был выполнен специальный заказ: показать будни войны, представить царя и наследника в центре военных действий.

Подводя итог, можно отметить особую закономерность в выборе тем для их реализации в Императорских пасхальных яйцах. Часто эти сувениры были посвящены особенно важным событиям в жизни империи. Также нередко затрагивалась семейная тема, в сентиментальном, романтическом ключе, ведь эти подарки предназначались, прежде всего, членам дома, а не на всеобщее обозрение. Вопрос о том, советовался ли ювелир с императором по поводу сюжета и темы ежегодного пасхального подарка, остается открытым. На мой взгляд, решающее слово здесь имело мнение самого ювелира, нем не менее, очевидно, что он получал определенные предписания от императора.

Не раз отмечалось некоторое заимствование мотивов и наличие прототипов для некоторых яиц. Для оформления пасхальных подарков Фаберже, как правило, обращался к старинным стилям – пышному рококо, парадному классицизму, торжественному ампиру. Художественное решение императорских яиц является прекрасной иллюстрацией к меткому определению английского антиквара и исследователя К.Сноумана, назвавшего Фаберже «культурной губкой». Художники и ювелиры прославленного предприятия много сил и времени отдавали изучению форм и орнаментов искусства давно минувших эпох и постоянно черпали из этого неиссякаемого источника. При этом работы фирмы Фаберже не производили впечатления чего-то подделанного, а носили отпечаток свежего, живого и умственного движения.

Творчество Фаберже, в том числе его череда императорских яиц с сюрпризами не укладывается только в рамки ретроспективизма. Иногда он обращался к современному стилю модерн с его флоральными мотивами и изысканными выразительными линиями. («Ландыши», «Анютины глазки», «Клевер»). Российский ювелир избегал эксцентричности, присущей французским мастерам ар нуво. Это сказалось в выборе цветов: вместо экзотических орхидей и ирисов он предпочитал скромное обаяние незабудок, ландышей, одуванчиков и других полевых цветов.

Слава Фаберже, начавшаяся с серии Императорских пасхальных яиц – результат покровительства многочисленной клиентуры и высоких требований, предъявляемых императорской семьей ювелиру. Эти заказы позволили Фаберже не считаться с затратами средств и времени и заботиться только об изобретении новшеств и отбору и реализации в своих изделиях всего самого совершенного из мирового наследия.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди