18.02.2024

Филейное кружево крючком скатерть. Уроки: техника филейного вязания - вяжем сети, спицы и крючок - творчество рук - каталог статей - линии жизни. Но филейное вязание – это не только салфетки и подушки…


Филейное вязание - имитация кружева филе, в котором сначала вяжется сетка, на которой затем вышивают узоры. При филейном вязании клетки узора выполняют сразу, вместе с сеткой.

Эфект филейного вязания заключается в чередовании света и тени в пустых и заполненных клетках.Обычно пустая клетка образована 1 столбиком с накидом и 2 воздушными петлями, заполненную клетку образуют 3 столбика с накидом.

При вязании филейного полотна крючок вводят в середину верхней части столбика, а не под две полупетли столбика нижнего ряда.

В том случае, когда столбики прикрепляются под арочку из воздушных петель предыдущего ряда, образуется полотно из ячеек расположенных в шахматном порядке, так называемая "французская сетка".



Узор на филейной сетке образуется от заполнения пустых клеток столбиками.Так, если столбики предыдущего ряда чередовались через 1 воздушную петлю, пустая клетка заполняется 1 столбиком. Клетки с 2 воздушными петлями заполняются 2 столбиками.

Для филейного вязания годятся любые нитки. Поскольку характерной особенностью филейного полотна является его плотность, отсутствие свободных и растянутых петель, крючок чледует брать на полразмера меньше, чем рекомендуется для пряжи такой же толщины при другом виде вязания. В зависимости от вашого "почерка" , числа накидов в встолбиках и воздушных петель между ними, ячейки филейной сетки могут иметь различные размеры и форму. По вертикали из размер определяет высота столбика, а по горизонтали - величина арочки, т.е. число воздушных петель. На филейной сетке может быть выполнен плотный узор любой сложности и конфигурации.

Важно помнить главное - число столбиков заполнения должно равняться числу воздушных петель, образующих сетку . Если узором предусмотрено выполнение нескольких плотных клеток подряд, то между каждыми 2-мя из них находится 1 средний, общий столбик. Так, если в каждой отдельной клетке 3 столбика, то в 2 смежных будет не 6 , а 5 столбиков. Чтобы красивее оформить угол, по краям сетки (при повороте вязания) необходимо прибавить еще 1в.п.

Кружева и прошивки из филейного полотна можно вязать как в поперечном, так и в продольном направлении. Выбор направления вязания зависит от узора и применения отделки.

Другие виды сетки:

Прибавление и убавление ячеек филейного полотна

Филейные кружева вяжут не только прямым полотном прямоугольного очертания, их можно вязать углом, а также придавать более сложную форму: круглую, овальную, многоугольную, с фестонами и зубцами - любую форму, которую можно изобразить на клеточной сетке. Чтобы вывязывать такие изделия, научитесь делать прибавки и убавки по краям вязаного полотна. Делаются они так же, как и в любых других узорах вязания крючком, но имеют свои особенности. Есть разные способы расширения и сужения вязаного филейного полотна.

Приемы увеличения или уменьшения ряда на определенное количество ячеек рассмотрим на примере филейной сетки 1х2 (1 столбик с накидом и 2 воздушные петли). Для всех остальных вариантов филейного полотна (ячеек большего размера, тюлевого фона и т. д.) прибавки и убавки клеточек выполняют аналогично, увеличивая соответствующим образом количество петель и накидов.

Прибавление клеточек в начале ряда
Прямое прибавление пустой клеточки. Если нужно прибавить 1 ячейку в начале ряда, вяжут 8 воздушных петель и вывязывают первый столбик из крайнего столбика предыдущего ряда (рис. 1).
При добавлении в начале ряда нескольких ячеек для каждой ячейки провязывают 3 воздушные петли, 8 воздушных петель для крайней ячейки и провязывают первый столбик в 9-ю воздушную петлю от конца (рис.2).
Заполненные ячейки в начале ряда добавляют так же, как и пустые, но без провязывания воздушных петель между столбиками с накидом; (рис.3)- одна клетка, (рис.4) - несколько.

1.

2.

3.

4.

Соединение деталей

http://honeyhobby.ru/soedinitelnye-...-krjuchkom.html
Соединение деталей, выполненных филейной сеткой: сложите две связанные детали изделия лицевыми сторонами внутрь, вытяните петлю из начальной петли первой детали и провяжите 2 воздушные петли, накиньте нить на крючок, введите его в соответствующую петлю второй детали и провяжите столбик с накидом, закрыв его вместе с воздушной петлей, находящейся на крючке; * 2 воздушные петли, неполный столбик с накидом на уровне следующего соединения филейной сетки первой детали и неполный столбик с накидом на уровне следующего соединения филейной сетки второй детали; провяжите вместе 3 петли, находящиеся на крючке *, повторите от * до * по всей длине.

Ажурные ромбы
Свяжите цепочку из в. п. так, чтобы количество в. п. было кратно 4 плюс 2.

1-й р.: 1 ст. б/н во 2-ю в. п. от крючка, * 5 в. п., пропустите след. 3 в. п., 1 ст. б/н в след. в. п., повт. от * до конца. Поверните.

2-й р.: 7 в. п., 1 ст. б/н в центр след. арки, * 5 в. п., 1 ст. б/н в центр след. арки, повт. от *, завершив 2 в. п., 1 ст. с/н в ст. б/н предыдущего р. Поверните.

3-й р.: 6 в. п., 1 ст. б/н в центр след. арки, * 5 в. п., 1 ст. б/н в центр след. арки, повт. от *, завершив работу последним ст. б/н в 3-ю из 7 в. п. Поверните.

Повторяйте 2-й и 3-й р. для образования узора. У вас должны получиться чередующиеся ажурные ромбы. Этот рисунок можно вязать и вкруговую.



Ажурные шестиугольники
Свяжите цепочку из в. п. так, чтобы количество в. п. было кратно 5 плюс 2.

1-й р.: 1 ст. с/н в 12-ю в. п. от крючка, * 5 в. п., пропустите след. 4 в. п., 1 ст. с/н в след. в. п., повт. от * до конца. Поверните.

2-й р.: * 5 в. п., 1 ст. с/н в след. пром. из в. п., повт. от * до конца, 2 в. п., 1 ст. с/н в 7-ю из 11 в. п. Поверните.

3-й р.: 8 в. п., 1 ст. с/н в след. 5 пром. из в. п., * 5 в. п., 1 ст. с/н в след. пром. из в. п., повт. от *, завершив 1 ст. с/н в 3-ю из 8 в. п. Поверните.

Повт. 3-й р. для образования узора в виде повторяющихся шестиугольников. Этот способ используют в ирландской технике для вязания полотна-основы, к которому крепятся различные цветочные мотивы.



Ажурные ромбы с вертикальными перегородками
Свяжите цепочку из в. п. так, чтобы количество в. п. было кратно 12 плюс 11.

1-й р.: 1 ст. б/н в 7-ю в. п. от крючка, 2 в. п., пропустите 2 в. п., 1 ст. с/н в след. в. п., * 5 в. п., пропустите 5 в. п., 1 ст. с/н в след. в. п., 2 в. п., пропустите 2 в. п., 1 ст. б/н в след. в. п., 2 в. п., пропустите 2 в. п., повт. от * до конца, 1 ст. с/н в последнюю в. п. Поверните.

2-й р.: 8 в. п., пропустите 2 пром. из в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, * 2 в. п., 1 ст. б/н в 3-ю из 5 в. п., 2 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, 5 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, повт. от *, завершая работу последним ст. с/н, выполненным в 3-ю из 8 в. п. Поверните.

3-й р.: 5 в. п., 1 ст. б/н в 3-ю из 5 в. п., * 2 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, 5 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, 2 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, повт. от * до конца, завершая работу. 1 ст. б/н в 3-ю из 8 в. п., 2 в. п., 1 ст. с/н в 6-ю из 8 в. п. Поверните.

Повторяйте 2-й и 3-й р. для образования сложного узора из ромбов с вертикальными перегородками из столбиков с накидом.


V-образные арки
Свяжите цепочку из в. п. так, чтобы количество в. п. было кратно 3 плюс 2.

1-й р.: 1 ст. с/н в 8-ю в. п. от крючка, * 2 в. п., пропустите 2 в. п., 1 ст. с/н в след. в. п., повт. от * до конца. Поверните.

2-й р.: Вяжите основную сетку (1 ст. с/н в кажд. ст. с/н, разделенный 2 в. п.). В месте, где вы хотите сделать арки над двумя клеточками, вяжите след. образом (см. рисунок): 2 в. п., 1 ст. б/н в след. ст. с/н, 2 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н.

В след. р. вяжите основную сетку над обычными клеточками, а над арками вяжите так (см. рисунок): 1 ст. с/н в ст. с/н до арок, 5 в. п. Пропустите арки (2 в. п., 1 ст. б/н, 2 в. п.), 1 ст. с/н в след. ст. с/н.


Примечание
V-образные арки (2 в. п., 1 ст. б/н, 2 в. п., связанные над двумя клеточками) можно выполнять по всему полотну или в произвольном порядке — тогда изделие будет выглядеть необычно.

Главы из книги: «Кружево. Технология ручного и машинного изготовления» Ф.Шенер
Описанные ранее виды кружева изготовляются каждое по своей, более или менее однородной технологии, лишь с незначительным и не всегда обязательным привлечением других технологических способов., как это возможно у «солнечного» кружева и кружева макраме. Приступив к рассмотрению филейного кружева, мы впервые встречаемся с сочетанием двух технологий, т.е. комбинированием.

В этой статье идет речь о изготовлении филейного кружева ручными способами. Если же вы хотите научиться создавать дизайны кружева для вышивального оборудования, запишитесь на курсы.

Записаться на курсы Wilcom

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ КОМБИНИРОВАННОГО КРУЖЕВА
Из практики ручной выработки кружев известно, что различные технологии можно комбинировать. Делают это, чтобы ускорить работу, а чаще из эстетических соображений. Мы уже говорили об использовании элементов шитья при плетении кружева на коклюшках или при изготовлении кружева фриволите. Но при этом получают не новый вид кружева, а вариант основной технологии. Настоящим комбинированным кружевом можно назвать лишь тот его вид, где применение двух различных технологий – обязательное условие его получения.

ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Филейное кружево получают путем плетения сетки и шитья, причем оба этих процесса выполняются раздельно и в разное время. Сначала плетут сетку,а потом некоторые ее ячейки заполняют посредством шитья иглой.

Возникновение сетеплетения относится к периоду неолита. Почти все первобытные народы были знакомы с прозаической рыболовной сетью, а также с сетчатыми сумками и тому подобными бытовыми предметами. Позднее их старались сделать покрасивее. Филейное кружево имеет тот же «возраст», что и шитье иглой, и плетение на коклюшках, а его расцвет относится к эпохе Возрождения.

Плетение сетки выполняется с помощью специальной иглы и стержня. В процессе плетения возникают ряды четырехугольных ячеек. При стягивании нитей образуются ткацкие узлы. Нередко можно слышать, как способы заполнения ячеек по технологии филейного кружева называют вышиванием. Это совершенно неправильно. Сетка — не грунт для вышивания, а ее заполнение – это шитье иглой. Положим, вышивать можно и по разреженному грунту, но в этом случае ячейки должны быть намного меньше. Ячейки филейной сетки гораздо крупнее тюлевых, игла здесь не совершает прокола, а по технологии плетения обводится вокруг брид основы. Эта основа –сетка – является составной частью орнамента кружева, а не только опорой этого орнамента.

При технологии как шитья, так и вышивания одна непрерывная нить перерабатывается с помощью иглы – это обстоятельство не позволяет провести четкую границу между обоими технологическими способами. Они действительно находятся в тесном родстве, и вышивание, как известно, послужило основной для возникновения шитья иглой как способа получения кружева. Кроме того, стежки, применяемые для обработки филейной сетки, очень многообразны и их наименования могут частично совпадать с названием вышивальных стежков,но их технология, как уже говорилось, отличается от вышивальной.

РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И СЫРЬЕ
Для получения сетки, или филирования, пользуются специальным плетельным челноком, пяльцами и стержнем. Плетельный челнок – это металлическая палочка, оба конца которой имеют форму петельки
Рис 2.187

Конец нити пропускают в отверстие челнока, завязывают узлом и обматывают вокруг петельки. С помощью этого инструмента, объединяющего в себе иглу и шпульку, удобно продевать нить через ячеи сетки.

Для закрепления вырабатываемого изделия используют пяльца с винтами, которыми пяльцы крепятся за край стола. В этот держатель вводят вспомогательную нить в виде завязанной узлом петли, которая служит опорой для первого ряда сетчатых ячеек.

Плоский или закругленный стержень (на рис. 2.187 он имеет форму карандаша) служит для выработки сетчатых ячеек одно размера. Иногда эти ячейки называют петлями, хотя таковыми они не являются. Чтобы получить очень тонкий сетчатый грунт, берут вязальную спицу. При более грубой сетке удобнее плоский стержень: с его помощью ряды узлов по верхнему краю получаются более ровными и менее соскальзывают, благодаря чему и ячейки выходят более равномерными.

Чтобы начать заполнение, сету необходимо натянуть на пяльцы. Для этой цели больше всего подходят переставные по ширине рамки-пяльцы из легкого металла. Их легко установить соответственно размеру сетки. К узким или отклоняющимся от прямоугольной формы сетка пришивают для их натяжения кусочек ткани. Филейные салфетки и т.п. изделия круглой формы требуют и круглых пялец, причем между рамкой пялец и кромочными ячейками пропускают дополнительную нитку. Заполнение сетки производится с помощью тупой вышивальной иглы.

Сетку получаются из не слишком сильно крученной швейной нити, чаще всего льняной, реже – хлопчатобумажной, из натурального или искусственного шелка. Нить должна быть не жесткой и гибкой. Ту же нить больше частью (но не всегда) используют и для заполнения грунта. Во всяком случае, нить для заполнения не должна быть тоньше грунтовой. Для специальных эффектов берут нити из различных видов сырья, различного цвета и толщины. Подчас используют также матово-блестящие, ворсисто-гладкие и т.п. контрасты. Само собой разумеется, что толщина нити для выработки сетки должна соответствовать размеру ячеек.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕТКИ
Эту работу можно выполнить несколькими ручными способами и одним машинным. Соответственно этому различают квадратное филе, филе «дорожкой», атласное, круглое, рисунчатое и филе машинной выработки.

Опишем сначала общие моменты присущие всем вариантам ручного вязания сеток. Ячейки сеток возникают вследствие того, что подаваемая сверху нить обводится вокруг стержня, пропускается через соседнюю верхнюю, ранее образованную, петлю и завязывается узлом. Узел получается при обводе одной и той же нити вокруг самой себя. Прямоугольные, обычно даже квадратные ячейки возникают из двух расположенных друг над ругом и продетых друг в друга петель. Таким образом для одного ряда ячеек требуется два ряда петель.

Так как сетку вяжут всегда слева направо, вырабатываемое изделие после завершения каждого ряда приходится поворачивать, вынимая при этом стержень. Для начала следующего ряда его прикладывают к низу предыдущего, чтобы снова обвести вокруг него нить.

Положение рук показано на рис 2.187. Стержень держат большим и указательным пальцами левой руки, остальными же пальцами натягивают нить с силой, требуемой для создания необходимого натяжения. Правой рукой ведут челнок, таким образом также сообщая нити натяжение.

Каждая отдельная петля получается с помощью четырех приемов. Схематически без показа положения пальцев они изображены на рис 2.188. Рис. 2.188а показывает, как исходящая из последней образованной петли нить сначала свободно опускается за стержнем вниз, а оттуда перед стержнем вверх, из этого положения влево и вправо, образуя петлю, затем снова за стержнем вниз. Обводимая вокруг стержня нить ложится вокруг среднего и безымянного пальцев левой руки и вытягивается ими. Расположенная сверху петля прижимается к стержню большим пальцем.

Второй прием (рис 2.188 б) состоит в том, что челнок проводят снизу через натянутую двумя пальцами петлю за стержнем, а затем пропускают его через находящуюся выше ячейку предыдущего ряда. При этом под стержнем возникает новая петля, которую захватывают и натягивают мизинцем.

При третьем приеме (рис 2.188 в) челнок отводят под стержнем вниз, отчего верхняя, ранее образованная ячейка ложится на стержень. При этом большой палец высвобождает удерживаемую им петлю, и она ложится вокруг затянутого конца петли. Положение пальцев при этом приеме видно на рис. 2.187.

Теперь происходит затягивание нити (рис. 2,188 г). Для этого нить натягивают правой рукой, а левая рука поочередно высвобождает петли: сначала удерживаемую средним пальцем, а затем мизинцем.

Как было сказано в предыдущем разделе, первый ряд сетки вырабатывается с помощью начальной, или вспомогательной нити. В зависимости от конфигурации сетки приходится проводить прибавку и сбавку вырабатываемых петель. На протяжении работы, по мере расходования всей нити, намотанной на челнок, приходится вводить новую нить. Ее подвязывают ткацким узлом к последнему выработанному узлу сетки.

Перейдем теперь к описанию различных видов сетки.

Квадратное филе :
Отдельные ячейки этой сетки имеют квадратную форму. Из-за того, что в процессе выработки сетка располагается углом вниз, она несколько вытягивается. на рис 2,189 видно, что за вспомогательную петлю крепятся сначала две петли с помощью трех узлов. В каждом последующем ряду прибавляют по две петли, для чего после каждого поворота в последнюю петлю вырабатывают два узла. Последняя прибавляемая петля бывает короче предыдущих. (рис 2,189 в)

Достигнув нужной ширины петель, все последующие ряды вырабатывают уже со сбавкой. Для этого две последние петли каждого ряда, по две петли, для чего после каждого поворота в последнюю петлю вырабатывают два узла. Последняя прибавляемая петля бывает короче предыдущих (рис 2,189 в)

Достигнув нужной ширины петель, все последующие ряды вырабатывают уже со сбавкой. Для этого две последние петли каждого ряда соединяют только одним узлом. Две последние петли сетки соединяют узлом без помощи стержня (позиция А рис 2,190). У вспомогательной петли в начале плетения развязывают верхний узел, нить стягивают и закрепляют. Как видно из рисунка, по краям законченной квадратной сетки скапливаются петли-наброски неправильной формы. Их можно позже срезать, а край обработать петельным стежком.

Рис. 2.190-2,191

Но если хотят использовать эти кромочные петли как украшение, например на декоративных салфетках, то квадратная сетка будет состоять из двух частей. Вспомогательна нить в виде широкой дуги служит для заработки первого ряда, которые соответствует середине сетки. Этот ряд состоит из максимального количества петель. Во всех последующих рядах последнюю петлю не закрепляют, отчего происходит сбавка петель, как видно на рис 2,191. Дойдя до угла, вспомогательную нить удаляют и подтягивают узлы первого ряда. Полученный треугольник поворачивают, закрепляют его последнюю петлю в пяльцах и к последнему петельному ряду привязывают еще такой же треугольник. Вместе два треугольника дают сетку квадратной формы.

Филе «дорожкой»:
Модификацией квадратного филе является сетка, у которой в результате чередования больших и малых ячеек получается структура, где между квадратными ячейками различного размера возникают прямоугольные петли. последние образуют дорожки. Дважды обведя нить вокруг стержня, получают вдвое увеличенные петли. После вынимания стержня дополнительное количество нити позволяет получить петлю увеличенного размера.

При следующем выкладывании стержня следует там, где будут образованы маленькие петли завязывать узлы на некотором отдалении от стержня, вернее над ним. Чередование больших и малых петель позволяет получить сетки различной структуры.

Атласное филе:
Атласное филе также имеет петли квадратной формы, но вырабатывается оно по технологии, отличной от технологии обычного квадратного филе. На особенно большую дужку вспомогательной петли накидывают столько набросков, сколько петель помещается по ширине сетки (рис. 2,192). при этом сбавки и прибавки в последующих рядах отсутствуют. Закончив выработку сетки, вспомогательную петлю удаляют, а начальные узлы подтягивают.

Рис. 2,192

Чтобы избежать обычного в этих случаях увеличения длины нити в петлях первого ряда, для его получения используют более тонкий стержень. Если заданная ширина готовой сетки превышает ширину, равную максимально возможному количеству начальных петель, то применяют особый способ заработки. Через вспомогательную петлю делают только один накид и после каждого переворачивания сетки образуют только одну петлю. Получив заработку нужной ширины, вспомогательную петлю распускают и через продольный ряд заработки пропускают вспомогательную нить. Эта нить берет на себя роль вспомогательной петли. На расположенной в поперечном направлении заработке вырабатывают следующий петельный ряд. Скопление петель по кромках атласного филе отсутствует.

Филе круглой формы изображенное на рис 2,193 отличается от прочих видов филе технологией выработки, а часто и своим назначением. Так как его вырабатывают по кругу, стержень после получения нескольких петель еще до завершения ряда вынимают и обводят нить вокруг него заново, иначе полученные ранее петли вышли бы слишком вытянутыми. Только последнюю петлю каждого ряда оставляют на стержне. Начальный ряд очень плотный, каждый последующий – более рыхлый. Поэтому сетка приобретает характерную звездообразную форму.

Рис. 2,193

Первый (центральный) кружок, более или менее стянутый и закрепленный узлами, образует сердцевину большего или меньшего диаметра. При выработке начального кружка важно оставить свободно свисающий конец нити длиной, равной радиусу изготовляемой сетки. Этот конец служит соединительной нитью при переходе от одного круга к другому.

Рисунчатое филе в специальной литературе именуют филировальным рисунком. В отличии от квадратного филе атласное и круглое филе не обязательно заполнять вышивкой, так как декоративный эффект здесь можно получить посредством особых способов выработки. Наиболее известные четыре таких способа:

1) с помощью более толстого, чем обычно, стержня в отдельные ряды вырабатывают удлиненные петли, которые несколько раз перекручивают вязальной спицей (рис. 2,194). Получаются утолщенные вертикальные бриды, которые, как обычно, закрепляются узлами при выработке следующего ряда;

Рис. 2,194

2) в отдельные петли ввязывают, как бахрому, несколько петель-пучочков, которые в следующем ряду закрепляют узлом (рис 2,195)
Рис. 2,195

3) две петли стягивают в одну двумя узлами, отчего получаются узкие висюльки. В следующем ряду их закрепляют, как обычно. Этот способ и полученная таким образом структура сетки показаны на рис. 2,196.

Рис. 2,196

4) петли перекрещивают, как показано на рис. 2,197. У такой сетки (ее называют «филе розочкой») один ряд вырабатывают с помощью более тонкого, а другой – более толстого стержня. У более широкого ряда первую петлю пропускают через вторую, а вторую через первую. Затем закрепляют узлом сначала первую, а потом и вторую петлю. Постоянным чередованием двух рядов получают сетку, совсем не похожую на прочие виды филейной сетки.

Рис. 2,197

Подобные сетки из-за своей недостаточной декоративности на самое последней ступени кружев. Но рисунчатое филе может быть очень декоративным. Различная плотность его лучиков, своеобразие эффекта в центре (который можно еще усилить, оставив центр свободным и затем заполнив его посредством шитья, обратной оплетки с узлом в середине или паутинкой с помощью штопальных стежков) придают завершенность полученной сетке, которая вполне заслуживает названия кружевного изделия

ФИЛЕ МАШИННОЙ ВЫРАБОТКИ
Вырабатывать филейную сетку на машинах начали не позднее конца 19 — начала 20в. Новые тогда машины производили сетки для филе и так называемые гипюровые сетки, которые тоже предназначались для выработки кружева. Машины вызвали величайшее облегчение и удешевление кружевного производства. Соответственно рабочей ширине машин получали кружева шириной в несколько метров, например 4.1м.

Машина по конструкции и функционированию отдаленно напоминающая многочелночную, работает по двухниточной системе, т.е. узел на ней получается при соединении двух нитей, а не одной., как при ручном плетении. Высокая производительность машины при выработке сетки обусловлена большим количеством рабочих органов. На машине шириной 3м их число равно 500, а расстояние между ними всего 6мм. Верхние нити подаются со шпулярника, расположенного над машиной. Эти нити проходят через нитенаправляющий валик, а затем идут вертикально, как основа на ткацких станках. Нижние нити поступают с тоненьких шпулек, которые сидят в челноках. Последних (и нижних нитей) столько же, сколько верхних нитей.

Горизонтальный ряд челноков расположен на общей опорке, которая на ходу снабженной электроприводом машины совершает возвратно-поступательное движение взад и вперед. Движение челноков, а также ряда рычагов регулируется натяжением нитей в процессе их соединения.

Рабочие органы, оборудованные крючковыми иглами, захватывают нити и скрещивают их. После скрещивания верхней и нижней нитей верхние нити захватываются верхним гребнем, который при отходе назад раширяет возникшие петли и протаскивает их через челноки, а затем выпускает, отчего верхние нити попадают под нижние (рис. 2,198). При последующем подтягивании нитей на месте скрещивания возникают узлы. Последние образуются на нижней кромке горизонтального профильного бруса.

Рис. 2,198

Узлообразование происходит попеременно то на левой, то на правой захваченной верхним гребнем и натянутой верхней нити, благодаря чему возникает боковое соединение. Штифтовая гребенка, расположенная над профильным брусом, перед каждым узлообразованием сдвигает верхние нити то вправо то влево. Благодаря этим сдвигам верхних нитей, происходящих между штифтами гребенки, на левой и правой кромочных нитях, находящихся в мшине, завязывается только половинное количество узлов.

Машину можно установить на различное расстояние между узловыми рядами, но в процессе изготовления сетки это расстояние должно оставаться постоянным. Расстояние между рядами определяет размер ячеек. На машине, где вырабатываемая сетка оттягивается валиками с профильного бруса на товарный валик, ячейки приобретают свою обычную квадратную форму.

На рис. 2,199 показано узлообразование на сетеплетельной машине. В противоположность ручной выработке, где сетку после получения очередного ряда узлов переворачивают, отчего каждый ряд состоящий то из лицевых, то из изнаночных ячеек, имеет различный вид, сетка малинной работы отличается наличием лицевой и изнаночной сторон, внутренняя же структура каждой из сторон одинакова. По этому признаку машинную сетку легко отличить от сетки ручной работы. Если сравнить узел на рис 2,199 с узлом изображенным на рис. 2,137, мы убедимся, что машина образует рыбацкие узлы.

Рис. 2,199

Более подробное описание сетеплетельной машины не представляется необходимым, так как на ней вырабатывают не само кружево, а только основу для него. Выработанную на машине сетку промывают, освобождая от загрязнения, ширят и аппретируют. Обычно ее режут на куски, соответствующие размерам штучного кружева.

ЗАПОЛНЕНИЕ
Для заполнения сетки ее натягивают на пяльцы, стороны которых с помощью штифтов и высверленных отверстий можно переставлять по длине и ширине. Углы пялец должны быть прямыми, что обеспечивается с помощью специальных зажимов. Если сетка очень большая, то ее или натягивают на пяльцы поочередно участок за участком, или вообще обходятся без пялец, прикрепляя заполняемый участок к темному картону. Последний способ применим для заполнения очень маленьких салфеток или узкого отделочного кружева полоской.

Заполнение сетки часто именуют и вышиванием и штопкой. Первое название вообще неправильно, второе неточно. Заполняющие элементы внешне действительно похожи на вышивальные стежки, но технология их получения вручную совсем не соответствует технологии вышивания. При заполнении филейного кружева нить вплетают иглой между ячейками сетки, и эта работа гораздо ближе к шитью, чем к вышиванию. Ячейки сетки служат бридами, прием они являются здесь не вспомогательными, как при шитье иглой, элементами, а составной частью орнамента. И при других кружевных технологиях часто создают бридовую сетку с квадратными ячейками, например при одном из вариантов вязания крючком.

Основным видом стежка шитого кружева является петельный. На филейном кружеве он появляется лишь эпизодически, так как это кружево уже имеет прочную основу в виде сетки. Из-за того что вся технология шитья возникла из вышивания, оттуда заимствовали названия стежков. Штопальный стежок широко применяется при выработке филейного кружева, но как чисто декоративный элемент.

При заполнении сетчатого грунта нить вводят в структуру сетки самыми разнообразными способами: ее могут вплетать, ввязывать узлом, она может образовывать стежки и швы. Заполнения можно было бы подразделить на рыхлые и плотные, на ограничивающиеся размерами ячейки и выходящие за ее пределы.

Более существенны различия между заполнением посредством вплетения и посредством вышивания. Узлы при заполнении используются лишь как вспомогательный элемент – для выработки новой рабочей нити в начале заполнения и в его конце (если непосредственный переход к следующему заполненному участку отсутствует).

Ниже мы опишем наиболее употребительные способы и рисунки при заполнении.

Заполнение рисунков выполняется длинной и тупой иглой, соответствующей своей толщине виду нити и размерам сетчатых ячеек. Одни рисунки лучше смотрятся, если они выполнены грубой нитью, другие наоборот, поэтому в процессе работы вполне возможна замена нити. Для большего эффекта иногда вырабатывается шнурок. При всех видах заполнения рисунчатая нить пускается попеременно над, то под поперечными нитями грунтовой сетки. Переход от одной формы рисунка к другой должен быть по возможности незаметным. Утолщений следует избегать. На всех рисунках намеренно обозначен только контур филейной сетки: это делает схему прокладывания рисунчатой сетки более заметной.

Рисунок полотняным швом:
Это наиболее распространенный рисунок для заполнения филейной сетки. В ее квадратные ячейки прокладывается одно и то же количество стежков по горизонтали и вертикали, как при полотняном переплетении, причем обязательно четное. Безразлично, начинать ли прокладывание нити с горизонтальных стежков или наоборот, следует лишь обратить внимание на то, что нить не должна проходить слишком часто вдоль края уже заполненных участков.

На рис. 2,200 а показано начало выработки нити в продольный ряд ячеек вертикальными стежками. На рис. 2,200 б изображено заполнение нескольких квадратов, на рис. 2,200 в – большой зоны из нескольких квадратных ячеек. Плотность рисунка полотняным швом может быть различна. Например, на рис. 2,200 в шов довольно рыхлый.

Рис. 2,200

По различным вариантам можно проводить и оплетку брид. Это хорошо видно из рисунка и детального разъяснения здесь не требуется. На рис. 2,200 б д, углы квадрата кажутся закругленными. Чтобы этого достичь, нить после заполнения проводят вокруг узлов квадратика еще раз.

Рисунок штопальным швом:
Плотные квадратики получают с помощью штопального шва. Он столь же распространен при заполнении, как и полотняный шов. Как видно из рис. 2,201, нить вплетают только в оном направлении, но очень плотно, чтобы стежки не могли смещаться. При заполнении перекрываются и узелок, которым вышивальную нить прикрепляют к ячейке в начале работы. Остальной процесс ясно виден из рисунка.

Рис. 2,201 202, 203

В большинстве случаев вработка рисунчатой нити в филейный грунт производится только в одном направлении, но для получения симметричного рисунка это направление периодически изменяют, как, например, на рис. 2,201 а.

Рисунок швом «настил с оплеткой»:
При этом рисунке получают не столь плотное, как в предыдущем случае, но очень стабильное заполнение. Из рис. 2,202 видно, что протянутая в одном направлении нить при возврате оплетается. Рисунок имеет вид столбика. Отдельные столбики плохо смотрятся: больший эффект достигается при количестве столбиков не менее четырех. Также в целях лучшего зрительного воздействия оплетку всегда следует выполнять в одном и том же направлении.

Рисунок швом «пике»:
При этом способе (рис. 2,203) заполнение получается особенно стабильным и плотным. Продевая иглу через определенное количество ячеек то вперед, то назад, натягивают над этими ячейками плотный слой нити. Затем нить вплетают штопальным швом в противоположном первоначальному направлении, от чего над бридами образуются тонкие рубчики рельефно выделяющиеся в центре квадрата. Такой рисунок не должен быть слишком частым или крупным, иначе кружево выйдет тяжелым и жестким. Не следует также изменять направление рубчиков.

Рисунок гобеленовым швом:
Так называемый гобеленовый шов дает эффект, близкий к рисунку штопальным швом, но заполнение в первом случае получается более плотным и прочным. Как видно из рис 2,204, сначала производят оплетку нити, как при рисунке швом «настил с оплеткой». Оплетенные бриды пересекают квадратные ячейки по центру. Затем бриды переплетаются, нитью проложенной штопальным швом в поперечном направлении.

Рис. 2,204

Рисунок воздушным петельным:
Очень легкое, изящное заполнение дает воздушный петельный шов, показанный на рис. 2,205. он образуется подобно петельному стежку при шитье, но так как при его получении нить обводят только вокруг одной бриды, рисунок таким стежком получается легким. Воздушным петельным швом заполняют отдельные ячейки, узкие бордюры, а иногда располагают его в виде круга по центру.

Рис. 2,205

Прочие виды швов:
В отличие от перечисленных ранее швов, благодаря которым заполняются квадраты ячеек (что подчеркивает квадратную структуру сетки), с помощью швов различного вида можно оптически видоизменить эту структуру. В литературе по ручному рукоделию их часто именуют декоративными швами. Полученный с их помощью рисунок имеет повторяющийся характер, т.е. образует рапорт.

К декоративным швам относится в сущности и воздушный петельный, хотя эффект квадратной структуры сетки при нем более менее проявляется. Для декоративных швов часто (но не всегда) употребляют нить, внешне отличающуюся от грунтовой. Выбор рисунчатой нити всецело определяется задуманных эффектом.

Часто применяется так называемый шов «цепочка. Для его получения нить обводится вокруг углов квадратных ячеек (рис 2,206), т.е. вокруг узлов. При другом варианте этого шва нитью обводится не каждый узелок ячейки, а через один, проходя по всей стороне ячейки.

Рис. 2,206

Выбрав направление нити, можно получить отдельный симметричный рисунок, например решетку (рис. 2,207). Вплетая нить по диагонали клеток сначала в одном, а потом в противоположном направлении с обводом вокруг узелков, образуют шов «восьмерка». Если же изменить направление прокладывания (не по вертикали, а по горизонтали), получим рисунок в виде сот. Наискосок через две вертикальные клетки с обводом вокруг узла вниз и вверх, а затем в обратном направлении пропускается нить при зиг-загообразном шве (рис. 2,208).

Рис. 2,207. 2,208

Ранее упомянутые швы «цепочка» и «восьмерка» с диагональным прокладыванием нити имеют множество вариантов. Два из них приведены на рис. 2,209 и 2,210. На рисунках показан порядок выполнения этих швов.

Рис. 2,209. 2,210

Паучок и рубчик:
Очень распространенный элемент, обогащающий рисунок по филейной сетке, — «паучок». Его получают или оплетая нитью скрещенные бриды способом штопки, или обвивая их так называемым рубчиком. На рис. 2,211 а, показано непрерывное образование двух рядов рисунка «паучок» штопальным швом, на рис 2,211 б, получение паучка спиральное. Все виды рисунка «паучок» вырабатывают от центра к периферии.

Рис. 2,211

Другой тип «паучка» на месте скрещивания прокрученных нитью диагональных брид приводится на рис 2,212 а. Слева показано начало работы, причем видно, что нить попеременно проходит то надо, то под поперечно расположенными бридами. Если хотят выработать рисунок «паучок рубчиком» (рис. 2,212 б), то через каждую бриду делают стежок назад, проводят иглу под местом скрещивания нитей и выводят ее вверх и вперед под вторую бриду. Каждая брида при этом обвивается и возникает рубчатый «паучок».

Рис. 2,212 2,213

на рис. 2,213 показаны еще варианты получения рисунка «паучок».

Также по способу рубчик получены ромбики на рис. 2,214 (а-лицевая сторона, б-изнаночная). Эти и подобные эффекты выполняются, в сущности, по технологии шитья иглой.

Другие варианты рисунков:
Рубчиком и штопальным швом в обвивкой и оплеткой брид филейной сетки и дополнительных диагональных брид получают рисунки и фигурки различной формы. Иногда это листики, подковки, спиральки, треугольники, как на рис. 2,213 в и 2,214б. Порядок их выработки виден из рисунков. Сходным способом можно получить петльки в виде «восьмерки». Большой выбор форм позволяет получить разнообразный изящный узор по филейному грунту.

Рис. 2,214

Рисунок на основе дополнительно протянутых нитей:
Если хотят получить рисунок сложной формы на относительно большой площади, опоры в виде ячейки филейной сетки может оказаться недостаточно. Тогда в начале рисунка к углу ячейки привязывают рисунчатую нить и протягивают ее в нужном направлении через любое число клеток. Чтобы нить была хорошо натянута на всем своем протяжении и при этом не деформировала сетку, приходится ее подвязывать и натягивать несколько раз, что тоже отличает этот способ от технологии вышивания. Примеры узоров полученных на основе дополнительно протянутой нити, даны на рис. 2,211 б (спираль), 2,215 и 2,216.

Рис. 2,215. 2,216

Стабильной формы спираль возникает при обматывании или оплетке в обратном направлении тройной, дополнительно протянутой нити. Звездочка на рис. 2,216 а, состоит из одинарной, на рис. 2,216 б — из тройной, дополнительно натянутой нити, причем в центре нити оплетаются несколько раз. Посредством оплетки дополнительно протянутой нити получен и стебель веточки на рис 2,215.

Работа петельными стежками:
Применение петельного стежка при заполнении филейной сетки делает этот способ технологически близким к шитью иглой. Петельным швом обрабатывают также край изделий. Чисто декоративное назначение он имеет при выработке узоров с рыхлой структурой, подобных изображенному на рис. 2,212в. Такой рисунок петельными стежками получается выпуклым и имеет характер аппликации.

Полученная по этому способу розетка в несколько увеличенном виде показана на рис. 2,217б, работу начинают, прокладывая несколько петельных стежков над бридой сетки. Можно, конечно, взять за основу дополнительно натянутую нить. Последующие стежки проходят уже не через структуру сетки, а через ранее проложенные стежки, отчего рисунок приобретает выпуклость. Только первый и последний стежок в каждом ряду при выработке лепестка снова захватывает бриду сетки.

Рис. 2,17

Так как при округлой форме последующие ряды состоят из большего количества стежков, приходится в некоторые стежки предыдущего ряда врабатывать по два стежка следующего ряда. иногда фигурку заполняют плотным швом, а поверх него прокладывают петельный. Дужки по краю иногда с перевитыми петлями, для чего нить несколько раз обводят вокруг иглы (см. рис. 2,214в), также получают с помощью петельного стежка.

Вработка толстой нити:
Интересный эффект можно получить, врабатывая в край рисунка толстую нить или даже шнур. На рис. 2,218 показано как подобный шнур используется для окантования узора, выполненного рыхлым полотняным швом. Шнур можно вработать и как самостоятельный элемент, особенно если его дополнительно оплести.

Рис. 2,218

ОБРАЗЦЫ РИСУНКОВ.
Как в промышленном так и в индивидуальном производстве широко используют образцы рисунков, которые часто имеют вид так называемых патронок. Патронка, – это лист бумаги в клеточку, на котором символически обозначены элементы заполнения и линии прокладывания шнура. Рисунок дается в уменьшении или в натуральную величину. Опытная мастерица в состоянии сама изготовлять подобные патронки. Классические образцы рисунков для филейного кружева оставлены нам художниками прошлых времен. В промышленности созданием рисунков занимаются специалисты с соответствующей подготовкой. Для обработки края филейного изделия существует несколько способов. Самый обычный показан на рис. 2,218 – это край, обметанный петельным швом. Многое зависит от того, должен ли край быть ровным или его хотят отделать зубчиками и фестончиками.

Например зубчики хорошо смотрятся на небольших круглых салфетках.

Прекрасные образцы филейных скатертей и дорожек даны на рис. 2,219-2,221.

Рис. 2,219

Готовое изделие аппретируют обычно подкрахмаливают и сушат в растянутом виде, а иногда утюжат.

Вещи, в которых используются филейные узоры , очаровательны, очень уютны и всегда украсят ваш дом. Таким узором можно выполнить салфетки, скатерти, покрывала, шторы и даже связать . Этим вязанием вполне могут овладеть и начинающие, разобравшись в описании схем, данных ниже.

Филейное вязание крючком со схемами и описанием

Сегодня мы разберем филейное кружево с зубчатым краем. Зубчатое кружево подойдет для отделки рукавов блузки, низа юбки, для украшения постельного белья.

Филейный узор

Для вязания нам понадобятся крючок № 1,5 и нитки из 100 % хлопка №5. Ширина кружева по зубчатому краю — около 10 см. По внутреннему краю - 5 см. Плотность вязания 10х10 см = 16 рядов по высоте на 18 клеток по ширине.

Крючок и нитки

Вообще — филейное вязание крючком представляет из себя связанную из ниток сетку по описаниям к схемам. В сетке мы провязываем пустые или заполненные клетки, соответственно рисунку. Такую сетку можно выполнить разными способами. Сегодня остановимся на схеме, каждая клетка в которой связана из 1 ст с н и 1 в.п. , то есть каждая пустая клетка будет представлять из себя повторяющийся узор 1 ст. с н. , 1 в.п.* + 1 ст. с н. в завершении ряда. Такое филейное вязание крючком для начинающих потребует от мастериц особой концентрации и внимательности.

Описание схемы филейного вязания крючком


Вязание сетки

А квадратик заполненной клетки выполняем таким образом: 2 ст. с н.+ 1 ст. с н. в завершении ряда.

Квадратик заполненной клетки

Для этого узора нам необходимо будет прибавлять и убавлять петли в конце и в начале рядов. Убавление будет выглядеть следующим образом: вывязываем дополнительное число петель цепочки:

Убавляем петли

Для того, чтобы добавить клетку в конце ряда: провязываем дополнительное число петель цепочки, затем делаем столбик с тремя накидами, вводя крючок в угол основания предыдущей клетки.

Добавляем петли

Для расчета начального количества петель количество клеток рисунка умножаем на 2, прибавляем 1 петлю и прибавляем 3 в. п. для перехода к следующему ряду.

Таким образом для нашего филейного вязания крючком начинаем вязать цепочку из 20 в.п.+1в.п.+3в.п.=24 в.п. — по схеме это 10 клеток первого ряда

Вяжем цепочку

В заключение в каждом ряду выполняем 3 в.п.для перехода к следующему ряду.

Переходим к следующему ряду

С 1 по 9 ряд в заключении каждого ряда идет прибавление 1 клетки - для примера представлен ряд 3 (см. предыдущее фото): для дополнительной клетки провязываем 1 в.п и 1 ст. с тремя накидами, который делаем в основание последнего столбика заполненной клетки.

В следующем 4 ряду идет прибавление клетки в начале ряда - для этого делаем 6 в.п. (2 в.п.+ 3 в.п. для перехода+1 в.п.) и затем провязываем 1 ст. с н.в третью в.п. от начала.

Прибавляем клетку в начале ряда

Далее с 10 по 16 - убавляем по одной клетке в завершении каждого ряда. Заполненные и незаполненные клетки выполняем соответственно рисунку нашего узора. Вяжем по рисунку с 1 по 16 ряд, затем рисунок опять повторяем с 1 ряда.

Обозначения:

Края нашего филейного вязания крючком обвязываем столбиками без накида, делая в каждую угловую петлю пико: 3 петли цепочки + 1 соединительный столбик в 1-ю петлю косички. Работа несложная, но требующая внимательности, также, как и в другой кропотливой работе . Кому что-то не понятно — посмотрите видео в конце нашего мастер-класса.

После окончания работы кружево надо хорошо накрахмалить и отпарить, а перед тем, как пришивать на ткань, необходимо убедиться, что обе детали не дадут усадку.


Готовое филейное кружево

Обозначения: ст. с н. — столбик с накидом, в.п.- воздушная петля

Успеха и радости в в освоении этой техники! Если Вы увлечены рукодельными поделками — подписывайтесь на нашу RSS ленту и будьте в курсе всех новых событий на нашем сайте!

Филейное вязание — видео

Предшественником вязаного филейного кружева была так называемая филейная вышивка. Название её происходит от латинского «filatorium», что означает «сеть». Предполагают, что прообразом для создания техники филейного вышивания послужили плетёные рыбацкие сети.

Первые образцы вышитых филейных кружев появились ещё в XII веке, но точная дата их изобретения неизвестна.

Описание техники

Техника создания таких кружевных элементов и полотен предельно проста: сначала мастерица плела или выдёргивала из ткани сеть с квадратными ячейками, затем натягивала её на подрамник, подушку или пяльцы, а затем заполняла ячейки сетки ручной вышивкой.

Филейное вязание появилось гораздо позже, а популярным стало в 30-е годы ХХ века. Визуально вязаное филейное кружево очень похоже на вышитое – та же сеть с квадратными ячейками. Отличается оно в первую очередь способом своего создания: помимо того, что мастерица использует для работы не иглу, а вязальный крючок, рисунок такого кружева формируется прямо в процессе вязания.

Техника филейного вязания доступна даже новичкам, которые недавно научились держать крючок — от мастера требуются только внимательность и аккуратность. Формируют сетку всего два элемента – воздушные петли и столбики с одним накидом.

Пустые ячейки получаются при вязании двух воздушных петель и столбика с накидом следом за ними. Узор создаётся при заполнении ячеек клетками из столбиков с накидом (одна заполненная ячейка = 4 столбика с накидом подряд).

Более изобретательные рукодельницы при вязании филейных кружев используют и другие элементы – шишечки из попкорнов или пышных столбиков. Такие кружева имеют дополнительный объём и выглядят уже несколько иначе.

Добрый день – сегодня я выгружаю статью, в которой подробно покажу и расскажу какую красоту можно делать своими руками при помощи филейного вязания крючком. Специально ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ я покажу в рисунках правила и технику провязки дополнительных клеточек, нужных при фигурном вязании филейных салфеток и кофточек. То есть в этой статье будет не только МНОГО СХЕМ… но и понятные уроки с описанием и фото-идеи для вашего творчества. И все это бесплатно.

Вот какие вопросы я объединила в одну статью.

  • Примеры использования филейного вязание в декоре помещения (салфетки, скатерти, шторы, занавески, каймы, подушки).
  • Примеры использования филейной вязки в создании майки, туники, юбки, кофт и рубашек (я даже на конкретном примере покажу, как именно без выкройки создать филейную деталь майки или рубашки).
  • Схемы ПРЯМОУГОЛЬНОГО филейного вязания (где не надо уметь прибавлять и убавлять краевые клеточки). Дам маленькие схемы для начинающих (чтобы поупражняться в филейной технике) и большие схемы для создания филейных картин.
  • Уроки ФИГУРНОГО филейного вязания для начинающих (покажу как убавлять и прибавлять клеточки, чтобы получить фигурные контуры салфетки или скатерти).
  • Несколько описаний того, как использовать НЕБОЛЬШОЕ филейное вязание в создании большой скатерти для стола .
  • Много схем фигурных салфеток с филейными узорами – и для НОВОГО ГОДА…. и схемы СЕРДЕЧЕК на День Святого Валентина… и филейные картины на кухню в виде чашечки кофе.Итак, давайте начинать….))

ФИЛЕЙНЫЕ УЗОРЫ крючком для украшения интерьера.
(салфетки, скатерти, занавески, картины, подушки)

Наиболее красивые узоры крючком получаются на салфетках, выполненных в технике филейной сетки. Именно благодаря филейному вязанию на салфетках могут расцвести розы, маки и дубовые листочки с желудями.

На филейных салфетках можно сделать вставки из ткани. Как например, на нижнем фото, где мы видим текстильные квадратики в центре прямоугольных сигментов вилейного вязания.

Крисиво смотрится филейная салфетка или скатерть – на фоне яркого текстиля сочных оттенков. Как на фото ниже.

В филейной технике вязки можно связать кайму для скатерти… и даже окантовку махрового полотенца (первое фото ниже). В виде филейного узора могут быть выполнены декоративные ажурные занавески на кухне. В виде узорной филейной сетки могут быть выполнены шторы. Шторное полотно накрахмаливается и хорошо держит форму и узор.

Филейное вязание может послужить паспарту для фотографий или картин. Филейные картины могут появиться и на ваших подушках… розы, корабли, птицы, кошки и все что душа пожелает.

Можно сделать комплект филейных салфеток для завтрака – на поднос, салфетки-подставки под горячие кружки.

Можно с элементами филейной сетки сделать штору на окно… или занавеси дверного проема.

НО ФИЛЕЙНОЕ ВЯЗАНИЕ – это не только салфетки и подушки…

Освоив технику этого быстрого вязания – вы сможете создавать себе модные уникальные предметы гардероба.

Можно в технике филейного вязания связать майку это просто.

Вам нужно добыть выкройку. Для этого нужно взять вашу обычную майку. Положить ее на кусок обоев – обвести карандашом (сложить по вертикали пополам) чтобы правый силуэт майки совпал с левым. Если зеркального совпадения нет – то отрежьте одну сторону выкройки майки (левую или правую какая лучше выглядит, ту и оставьте). И дальше из этого силуэта сложите цельную выкройку – обведя его 2 раза (обычно и зеркально) на новом куске обоев . И получите цельную выкройку майки.

А дельше нужно начать вязание – снизу вверх . Наберите такое количество клеточек филейного узора – чтобы ряд по длине совпадал с низом выкройки майки. А потом вяжите филейный узор – повторяя очертания выкройки – то прибавляя клеточки в ряду… то убавляя их (когда дойдете до талии, или до линии пройм).

А можно спасти старую блузку с пятном. Отрезать рукава от рубашки… распороть их (и получите готовую выкройку будущего рукава для филейного вывязывания). И точно также отрезать-отпороть полочки рубашки (половинки переда) –и вы получите выкройку полочки. И далее вязать филейное полотно – то убавляя, то прибавляя количество клеточек в ряду – чтобы контуры вашего вязального полотна повторяли контуры силуэта вашей рубашечной детали (спинки или полочки переда).

ОБЩИЙ ПРИНЦИП

для филейной вязки ПРЯМОУГОЛЬНОГО узора.

(о фигурных узорах речь пойдет чуть ниже).

Все эти красивые филейные вещи вяжутся по одному принципу. Пустая клеточка + заполненная клеточка чередуются – и получается мозаичный узор.

Для одной пустой клетки – вязать 1 столбик с накидом и 2 воздушки.

Для заполненной клетки – вязать 3 столбика с накидом

Каждый ряд начинать с 4 воздушных петель подъема (вместо первого столбика нового ряда).

Каждый ряд заканчивать одним столбиком с накидом в воздушные петли подъема предыдущего ряда.

КАК НАЧАТЬ ПЕРВЫЙ РЯД ФИЛЕЙНОГО ВЯЗАНИЯ.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ ФИЛЕЙНЫЕ СХЕМЫ

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.

Если вы никогда не создавали филейный узор – то для обретения смелости лучше начать с маленьких схем . С прямым квадратным или прямоугольным вязание полотна. Взять и связать мини-салфетку. Например связать вот такой белый домик… и его пришить на черную ткань … она станет фоном. И все это можно поместить под рамку и повесить на стену как маленькую картину – или украсить ей подарочную упаковку. Получить новогодний подарок с таким декором упаковки очень приятно…

А ВОТ ТАКАЯ САЛФЕТКА БУДЕТ КРАСИВО СМОТРЕТЬСЯ БЕЛЫМИ НИТКАМИ НА ФОНЕ КОФЕЙНОЙ ТКАНИ. Тоже связали – подложили сзади ткань и в рамочку на стену кухни…

Можно сделать целую серию таких картинок на кухню… вот нашла схемы вышивки крестом… Если убрать из схем черные наполнения кружек… и оставить вместо них пустые клетки.
То мы получим красивые контуры кофейной посуды, которые можно вывязать в филейной технике. (Как вы поняли двух-цветные схемы вышивки ГОДЯТСЯ В КАЧЕСТВЕ СХЕМ ФИЛЕЙНОГО ВЯЗАНИЯ).

Тематика ваших картинок может быть любой. – и применить их можно будет потом. Например, если просто вставить вязку в центре белого полотна ткани, получим скатерть с филейной вставкой посередине.

А еще небольшие элементы филейного вязания можно потом использовать в создании лоскутной скатерти на кухню. Или пришить филейный кусок вязания к вашей диванной подушке .

Как видите… даже маленькие пробные узоры по небольшим схемам могут получить долгую жизнь в вашем интерьере.

Поэтому тренируйтесь на мелких схемах и набивайте руку и терпения для крупных подвигов филейного вязания.

И если вы выбрали для вязания круглую форму салфетки – то вам нужно знать как убавлять и прибавлять количество клеточек по краям ряда (чтобы полотно закруглялось ). Об этом я подробно расскажу в этой же статье – чуть ниже.

А потом, когда вы набьете руку и поймте что полотно филейной сетки создается очень быстро (растет на глазах) вам захочется Связать что-то более крупное. И для этого я нашла вот такие красивые схемы для умиротворяющего филейного вязания. С тематикой которая нравится всем. Что может быть более умиротворяющим, чем кошка на окошке.

Правда здорово связать самим такую картину и поместить ее в рамочку, подложив под обратную сторону яркую контрастную ткань матового неблестящего цвета.

Прямая схема филейной салфетки с розами.

Вот специально для любителей цветов даю ПРЯМУЮ схему филейной салфетки. Здесь не надо прибавлять по краям клеточки – просто взять по прямой, чередуя пустые и заполненные ячейки.

А еще прямую салфетку можно ОБВЯЗАТЬ КРУЖЕВОМ – уже любым ажурным узором крючком. Вот пример такой салфетки с кружевной каймой на фото ниже.

Как ОКАЙМЛЯТЬ
квадратные филейные салфетки.
Схемы каймы.

Связанная филейная салфетка по краям имеет неаккуратный вид. Поэтому ее надо окаймить — обвязать крючком по периметру — то есть по всем сторонам прямоугольника.

Где брать схемы для такой ОБВЯЗОЧНОЙ КАЙМЫ.

Это очень просто. Ищите в интернете схемы квадратных салфеток — и в них выделяете ряды по краю салфетки. То есть как бы мысленно стираете начинку салфетки — и оставляете только краевые ряды схемы.

Вот ниже я нашла квадратные салфетки — стерла из них внутренность и у меня остались схемы только краевых частей салфетки. Эти кусочки и можно использовать как готовые схемы для обвязки ваших квадратных филейных лоскутов.

Угол такой обвязки может быть с дыркой-аркой из воздушных петель или заполненный веером столбиков.

На схеме ниже — в первом ряду на углу арка из трех воздушек. А во втором ряду в эту арку провязываются столбики.

Можно вот так… вы сами решаете как вам лучше повернуть за угол

Можно сделать пышную кайму — в дырочку из арок воздушных петель

Можно взять более сложный узор квадратной угловой обвязки — из любой схемы квадратной салфетки.

Вот вам квадратная салфетка — ЛЮБОЙ ЕЕ РЯД — может стать схемой для вашей каймы. Вырезайте его — обводите фломастером чтобы не сбиться и работайте. Или найдите любую другую квадратную схему.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКРУГЛЯТЬ

полотно филейного вязания
(правила убавления и прибавления клеточек в ряду).

А сейчас пришло время разобраться в том как вязать ФИГУРНЫЕ формы из филейной сетки крючком . То есть я подробно расскажу как прибавлять клеточки в рядах… и как их убавлять.

Ведь для создания фигурной (например, овальной) салфетки нужно постоянно то прибавлять клеточки в ряду – по краям, чтобы полотно расширялось в круг… то убавлять клеточки , чтобы полотно сужалось в верхушку-макушку круга.

Как добавить ОДНУ ПУСТУЮ КЛЕТКУ – с правого края вязания.

Как добавить ДВЕ ПУСТЫЕ КЛЕТКИ — с правого края вязания.

Как добавить ПУСТУЮ КЛЕТКУ — с левого края вязания.

Как добавить ЕЩЕ ОДНУ пустую клетку рядом с пустой добавленной .

Как добавить ЗАПОЛНЕННУЮ клетку С КРАЮ в новом ряду СПРАВА.

Как добавить ЗАПОЛНЕННУЮ клетку С КРАЮ в новом ряд СЛЕВА.

и если в следующем ряду нужно добавить еще одну полную краевую клетку, то принцип тот же.

КАК УБАВИТЬ клетку с края (когда количество клеток в ряду уменьшается)

ФИГУРНЫЕ КЛЕТКИ (в виде буквы М).
Иногда в филейных схемах встречаются фигурные клетки… они так и рисуются на схеме в виде фигурки похожей на букву М…
Вяжутся они вот так.

Схема ниже как раз в центральной части содержит эти самые М-образные элементы филейного узора. То есть это элементы, которые нарушают ровные квадраты сетки. Чтобы задать еще один оттенок фона.

И вот в этой схеме со скрипками – тоже в центральной части встречается этот узор в виде буквы М… Кстати, схема ниже, со скрипками – это ПОЛОВИНА узора – слева узор зеркально отражается . То есть целиком он КВАДРАТНЫЙ – и получается 4 скрипки встречаются в центре квадрата своими колками.

И теперь – когда вы увидели и поняли весь принцип убавления и прибавления клеточек в филейном узоре (как пустых, так и заполненных) — вы можете вязать овальные филейные салфетки… и круглые… и в форме сердечка (да хоть в форме чайника).

И теперь я выкладываю вам новые ФИГУРНЫЕ узоры с филейными сетками.

Схемы салфеток с филейным узором крючком.

СХЕМЫ филейных салфеток с НЕРОВНЫМ краем.

Выкладываю здесь схемы именно с розами. Так как розы – самая популярная тема узоров которые хочется связать на салфетке или столовой скатерти.

Неровный край салфеток получается от прибавления и убавления клеточек по краям вязание. Точно так, как я показала в картинках чуть выше в этой статье.

Схема РОВНОЙ овальной салфетки.

Такую ровно-овальную салфетку можно потом обвязать ПО КРУГУ любым ажурным вязанием крючком. Это нужно сделать чтобы ее края не выглядили так сиротливо – и салфетка имела завершенный вид. Даже можно сделать простую обвязку – столбиками с накидом – чтобы край имел плотную каемочку.

Схема филейного комплекта – из овальной салфетки и круглой.

Здесь в этой схеме филейной сетки есть интересный момент . Если вы посмотрите то увидите что розы темнее на схеме. То есть схема состоит из ДВУХ ВИДОВ заполнения клеточек столбиками…. Просто заполненные клетки (три столбика с накидом)… и объемно-заполненные клетки (столбик + два скрещенных столбика + столбик).

Таким образом мы получаем ОБЪЕМНУЮ розу, которая рельефно выделяется на полотне нашей филейной салфетки.

Филейные узоры крючком

на день Святого Валентина.

На праздник Всех Влюбленных можно сделать филейные узоры в виде сердечка. Из можно поместить в рамку на фоне яркой ткани. Или пришить к подушке. Или обработать края такого филейного сердечка вязальным кружевом крючком, чтобы получилась салфетка на стол . Такие вязаные салфетки-валентинки можно дарить друзьям. Это подарок, который просто и быстро связать крючком своими руками.

НОВОГОДНИЕ ИДЕИ филейного вязания.

Вот такую филейную новогоднюю схему можно изобразить на подушке. Красиво смотрится когда вязание выполнено из белых ниток, а фон подушки ярко-синий, или празднично-красный.

Можно провязать маленькие новогодние картины крючком . Такую новогоднюю филейную сетку хорошо натянуть на деревянную рамку-каркас и повесить на дверь, или окно.

А вот длинный филейных узор – из него можно связать филейные шторы и повесить их на окно в сезон рождественских праздников.

Так же на Новый Год можно связать крючком вот такую квадратную салфетку с ангелами. Или эта схема может украсить подушку.

Можно в подарок связать икону в филейной технике. Подложить сзади золотистый фон и натянуть ее на фанерку и вставить в рамку. И подарить на рождество – добрый и светлый подарок на Рождество.

А теперь давайте поговорим о ДЛИННЫХ узорах филейного вязания крючком.

ФИЛЕЙНАЯ КАЙМА – схемы красивых узоров.

Длинные филейные узоры можно использовать в качестве нарядной ажурной кайми-волана.

Ею можно украсить ЗАНАВЕСКИ … ее можно нашить по краю скатерти … ее можно повесить на окно как самостоятельное украшение… ею можно даже отторочить полотенце.

Вот еще небольшие примеры узоров каймы.

ВОТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ для такого использование филейного вязания.

Вот парочка небольших узоров

А вот узор более широкий.

И конечно узор филейной сетки с розами — очень быстро вяжется крючком (потому что не такой широкий).

А вот узор филейной сетки — в виде каймы с бабочками.

А вот пример углового узора – он подходит для скатерти – где нужна каемка по всему периметру, включая углы. Эта филейная схема хороша еще и тем – что быстро вязется благодаря малому количеству клеток в ряду.

ФИЛЕЙНАЯ ВЯЗКА внутри полотна скатерти.

Или этот длинный узор можно использовать как вставку в тело скатерти на праздничный стол.

Как видите тут все просто – берем любой длинный узор – измеряем размер стола и размер будущей скатерти. Покупаем ткань – вычисляем КАКОЙ КВАДРАТ скатерти мы оставим в центре – и какой ширины филейный узор мы хотим… И работаем.

Вяжем узор и постоянно прикладываем его к центральному квадрату скатерти – чтобы не увлечься и не перевязать его излишне много. Тут важно продумать как именно будет рисунок ПОВОРАЧИВАТЬ НА УГЛУ = нужно придумать угловое сочетание узоров, пришедших с двух сторон. Можно сначала вязать без углов – просто длинные рисунки всех 4 сторон скатерти – а потом уже подумать каким узором их соединить вместе (прорисовать вязку уголового квадрата и связать его).

И кстати необязательно для внутренней вставки в скатерть использовать узор с ПРЯМЫМ РОВНЫМ КРАЕМ…
Можно и фигурную зубчатую полоску отлично вписать внутрь скатерти. Например, вот так, как на фото ниже.

Занавески в технике филейной сетки.

Повторяющиеся схемы каймы могут быть использованы для провязки ЗАНАВЕСОК и ШТОР.
Любая салфеточная схема может быть модифицирована под схему занавески.

Схемы для занавесок с птицами можно использовать разные…


То есть необязательно искать готовые схемы именно занавесок — можно за основу взять элемент от схемы салфетки и применить его на занавесках.

Вот такие идеи филейного вязания я сегодня собрала для вас в этой статье.
Теперь дело за вами. Покажите на что способны ваше терпение и труд.
Филейная вязка очень быстро вяжется.

Вам понравится именно СКОРОСТЬ, с которой появляются готовые изделия в ваших руках.

Работайте с удовольствием. Пусть все получится.

Ольга Клишевская, специально для сайта


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди