03.08.2019

Фольклорный кружок. Программа кружка "дошкольный фольклор"


Управление образования администрации Дергачевского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«По островам фольклора»

Направление – общекультурное.

Возраст обучающихся – 2,3,4 класс.

Срок реализации – 3года

Кириченко Вера Викторовна,

учитель русского языка

и литературы,

р.п. Дергачи

2013 год

1. Пояснительная записка

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

В работе над программой мы опирались на материалы программы кандидата философских наук ТПУ О.И.Киселёвой «Живой родник», материалы школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А.Краснопевцевой, «Программу курсов по народной культуре» Л.И.Мельниковой и А.Н.Зиминой и т.д.

В настоящее время в нашем учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, в кружковой работе.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям в течение четырёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие школьников а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности..

Программа имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Актуальность программы .

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе мы обратились к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовить к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).

2. Основная цель программы :

Формирование творческой личности ребёнка средствами русского фольклора, создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков, организации их досуга путем вовлечения в кружковую деятельность.

Задачи программы:

Образовательные:

Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством,
традиционными праздниками.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.
- Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену), отца (мать).

Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав

3. Принцип построения программы.

Программа кружка строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

Принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности . В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

4. Возраст детей : учащиеся 8 – 10 лет

Особенности набора детей - свободный

Число учащихся по годам обучения - 15;

Режим занятий – 1 час в неделю: общее число часов в год - 34;

Основная форма работы с детьми : тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- ручной труд.

Срок реализации данной программы рассчитан на 3 года обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.

Формы подведения итогов:
- Занятия интегрированного типа
-Развлечения
-Театрализованные представления, концерты.
- Календарные праздники
-Видео и фотоматериалы.
-Отзывы родителей, педагогов

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

Виды и жанры фольклора

Чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

Наизусть русские народные сказки

Учащиеся должны уметь

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

Произносить скороговорку в движении и разных позах;

Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

Строить диалог с партнером на заданную тему;

Подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Учащиеся 3 класса должны

*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
*Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
*Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
*Проявлять внимание и заботу к близким.
*Передавать полученные знания малышам.

Учащиеся 4 класса
*
Показ сценокс любымвидом театра. Уметь импровизировать.
*Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.
*С желанием участвовать в любом виде деятельности.
*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.
*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста», «ниточка с иголочкой».
*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
*Передавать полученный опыт малышам.

5. Уровень результатов работы по программе:

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (для учащихся 3 класса) .Приобретение школьником социальных знаний: овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;

Результаты второго уровня (для учащихся 4 класса). Формирование ценностного отношения к социальной реальности : получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (для учащихся 5 класса). Получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия: школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

6. Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

Просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;

Участие в тематических праздничных программах в школе.

Участие в Параде кружков.

Механизм оценки реализации программы

Анкетирование

Включение педагогического наблюдения

Рефлексия

Анализ действий

Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах

Результаты освоения программы:

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

    потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

    целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

    этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

    осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

    Заданий;

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

    обращаться за помощью;

    слушать собеседника;

Предметные результаты:

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

2. Учебно-тематический план кружка в 2 классе.

Название разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Вводное занятие

Хороводные игры

Театральная деятельность.

Музыкальные инструменты

Русский костюм

Народные промыслы

Малые жанры фольклора

2. Учебно-тематический план кружка в 3 классе.

Название разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Вводное занятие

Знакомство с народными праздниками

Хороводные игры

Театральная деятельность.

Музыкальные инструменты

Русский костюм

Народные промыслы

Малые жанры фольклора

2. Учебно-тематический план кружка в 4 классе.

Название разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Вводное занятие

Знакомство с народными праздниками

Хороводные игры

Театральная деятельность.

Музыкальные инструменты

Русский костюм

Народные промыслы

Малые жанры фольклора

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Вводное занятие

«Рябинник»
«Осенние хлопоты»
«Сделал дело - гуляй смело»

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

«Теремок»

«В гости к лесовичку»

«Сошьём Дуне сарафан»

Регулятивные УУД: над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

«У бабушки Натальи» - праздник

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

«В хороводе были мы»

«Кузьминки»

«Ярмарка игрушек»

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

«При матушке добро»

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

«Здравствуй, зимушка-зима»
«Весёлый оркестр»
«В гости к Снегурочке»

«Новый год у ворот»

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

«На пороге – коляда»

«Святки»

«Рукавичка»

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

«Чудо - балалайка»

«Красна песня ладом»

«Заяц белый, куда бегал»

«Ой, блиночки мои!»

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

«Масленица»

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;

«Колыбельная песенка».

«Заюшкина избушка».
«Грач на горе, весна на дворе».

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

планировать свои действия на отдельных этапах работы

«Поскорей подрастай, да к работе поспевай»

«Птицы, летите,
весну несите»

«Сороки»
«Пасха»

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

проявлять инициативу и активность

работать в группе

пользоваться приёмами анализа и синтеза при наблюдении за природой

«На зелёном, на лугу».

«Весёлые звоночки».

«В гостях у сказки»

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя

«Учиться - всегда пригодится»

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу,;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии

Дата проведения

Вводное занятие «Брусничный пирог».
«Гармошечка говорушечка»
(посиделки с мамами)

«Ах, капустка моя».
«Всякому делу своя пора».

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

«Где был Иванушка?»
«Закружись наш хоровод».
«Хлеб - всему голова».
«В гости к осени»
(праздник)

Регулятивные УУД: планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

«Сказка к нам пришла»
(представление для малышей)
«Кузьминки – об осени поминки»
«Добро делать спешить надобно»
«Матушка родимая»
(развлечение с мамами)

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

«Здравствуй, зимушка – зима»
«Ходит сон по лавочке»
(посиделки с мамами)
«Зимняя карусель»
«Новый год у ворот»

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

понимать и применять полученную информацию при выполнении

«На пороге коляда»
«Святки»
(развлечение)

«Праздник валенка»

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении

«Веселые частушки»
«Богатыри»
(развлечение с папами)
«Смех и веселье»
«Блины русские»

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

«Гостьюшка годовая»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«Василиса краса»
«Прялица»

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;

«Чудеса – кудеса»
«Птицы летите – весну несите»
«Сороки»

«Пасхальное яичко»
(сказка для малышей)

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;


«Дорога не ешка, дорога потешка»
«Русская песня»
«Встреча у околицы»
(концерт для родителей)

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

планировать свои действия на отдельных этапах работы

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии

Дата проведения

Вводное занятие

«Труд и наука – брат и сестра»

«Жихарка»-инсценировка для
детей средней группы
«У наших ворот всегда хоровод»

«Листопадничек»-интегрир. занятие

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

«Осенние посиделки»
развлечение

«Покров»

«Как у нашей Дуни»

«Октябрь – свадебник»

Регулятивные УУД: планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

«Сказка к нам пришла»-представление
для средней группы.

«Кузьма - Демьян»

Варежковый театр-занятие с мамами

«Матушка родимая»-развлечение с
мамами

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

«Зимушка – сударушка»

«Шуба да кафтан»

«Спиридон - Солнцеворот»-театр бибабо для средней группы.

«Новый год у ворот»-праздник

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

понимать и применять полученную информацию при выполнении

«На пороге - коляда»

«Страшные вечера»- развлечение

«Праздник валенка»

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении

«В гостях у домового»

«Игры молодецкие»- с папами.

«Без песен мир тесен»
«Ждём весну»

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

«Как на масленой неделе»

«Марья - искусница»- занятие с мамами

«Сорок птах»

«Птицы, летите, весну несите»

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;

«Дуйте в дудки…»

«Красна речь поговоркою»

«Верба - вербочка»

«Пасхальный перезвон»

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

«Весну привечаем – игры затеваем»

«Приходите в гости к нам»- концерт
для детей и взрослых

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

планировать свои действия на отдельных этапах работы

«Детский музыкальный фольклор»

«Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

«Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

«Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

«Народные песни»

«Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

«Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

«Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

«Игровой фольклор»

«Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

«Хоровод»

«Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

«Детские музыкальные инструменты»

«Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов.

Народные праздники

Знакомство с календарными праздниками, обрядами. Теоретические сведения об осенних, зимних, весенних праздниках, народные обычаи и обряды. Устный фольклор: осенние, зимние, весенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки. Праздник урожая, Покров, Святки, Новый год, Масленица, Пасха.

Русский костюм

Знакомство с национальным костюмом, традиционной одеждой

Народные промыслы

Знакомство с народными промыслами Руси, изготовление изделий, создание макетов, чертежей, эскизов.

Театральная деятельность.

Знакомство с народным театром, постановка пьес по русскому фольклору

Методическое обеспечение программы Для проведения занятий имеется кабинет русского языка и литературы, оборудованный современной компьютерной техникой и выходом в Интернет. Кроме того, для занятий в школе есть библиотека, актовый зал с музыкальным оборудованием. В кабинете имеется необходимая литература для подготовки и проведения занятий Список литературы учителю:

1.БардинаП.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
2.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с
3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор пособие для методистов, музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс - 2000г.- 88с.
4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
5.НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. омпозитор, - 1988г.- 190с.
6.КартушинаМ.Ю. Русские народные праздники в детском саду - М.: ТЦ Сфера - 2006г.-320с.
7. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией С.И.Мерзляковой – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
8. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.

Список литературы для детей:

    Русские народные сказки, потешки

  1. Колыбельные песни

4. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.

Таисия Еремина

Введение

Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление характера, формирование мировоззрения.

Мудрость и простота, органично сочетается в фольклоре , помогает

донести до детей высокие нравственные идеалы, воспитать трудолюбие, милосердие, терпимость, честность и уважение к старшим, забота о младших.

Детский фольклор близок и понятен детям. Песни, игра, хороводы

песенки – заклички, календарные песни, и другие жанры детского творчества равно как полезны, так и доступны. Он стимулирует творческое проявление ребенка, будит фантазию.

Пояснительная записка

Программа “ Ивушка” фольклорного ансамбля учитывает основные принципы дидактики и возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат народной педагогике.

В основе программы заложен цикл народного календаря, он дает возможность детям лучше узнать обычаи, традиции своего народа.

Реализации программы “ Ивушка ” помогает решать задачи не только музыкально – эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности.

Дети приобретают опыт коллективного исполнения, обрядовых песен, частушек, хороводов, календарных песен.

Обучение проводится по трем направлениям

1) Музыкальный фольклор .

2) Народная и бытовая хореография.

3) Игра на шумовых инструментах.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.

Место проведения кабинет «Русская изба» .

Основная цель : создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развивать творческие способности детей через их собственную деятельность в разных областях народного искусства.

Основные задачи :

Воспитательные :

Формировать у детей отношение к родителям в традициях русской культуры;

Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

Воспитывать уважительное отношение к другим детям и взрослым;

Воспитывать понятие роли семьи, своего места в семье;

Воспитание будущего хозяина (хозяйки) ;

Воспитание творчески активной личности.

Образовательные :

Развивать активное восприятие музыки по средствам музыкального фольклора ;

Развивать сенсорные способности – (чувство ритма, чувство лада, музыкально слуховое восприятие) ;

Формировать исполнительское навыки в области пения, движения, музыцирования;

Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей.

Развивающие :

Развивать познавательную активность;

Устойчивый интерес к действительности;

Развивать саморегуляцию и самоконтроль;

Развивать внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.

Принципы построения программы :

Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.

Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.

Личностно-ориентированный подход к детям.

Изучение интересов и потребностей детей.

Практическое участие и наглядное оформление.

Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Основные требования к уровню умений,

полученные в результате обучения

Ребенок должен знать :

Традиции праздников народного календаря.

Игры и песни народного календаря.

Ребенок должен уметь :

Эмоционально инсценировать песни и попевки.

Эмоционально передавать настроение.

Уметь быстро организовать игру с помощью считалки.

Уметь танцевать бытовые танцы (кадриль, краковяк, польку) .

Уметь заводить хоровод – «капуста» , змейкой, стенка на стенку, плетень, расческа.

Пользоваться шумовыми инструментами в песнях и танцах.

П Л А Н Р А Б О Т Ы К Р У Ж К А

О К Т Я Б Р Ь

Занятие №1.

1. Беседа о календарных праздниках. Слушание песню : «Летели две птички» .

2. Разучивание заклички : .

3. Знакомились с орнаментным хороводом «капустка» .

4. Народная игра : «Никанориха» .

5. Знакомила с шумовыми инструментами (трещотка, рубель

Коробочка).

Занятие №2.

1. Слушание : «Летели две птички» . Беседа о содержании песни, особенности ее исполнения.

2. Распевание. Закличка «Осень, осень в гости просим» .

3. Разучивание слов хоровода «Я капустоньку садила» .

4. Игра : «Никонориха» .

5. Познакомить с русским народным инструментом балалайка, дать послушать в записи, как она звучит, продолжаем осваивать шумовые инструменты.

Занятие №3.

1. Слушание : «В огороде бел козел» - шуточная песня. Беседа о содержании и особенностях ее исполнения.

2. разучевание хоровода : «Я капустаньку садила» .

3. Орнаментный хоровод : «Капустка» учить детей закручивать капустку и раскручивать.

4. Народная игра : «У медведя во бору» .

5. Познакомить с русским народным инструментам гармошка, дать послушать, как она звучит в записи.

Занятие №4.

1. Беседа о труде крестьянина и помощь детей в этом труде.

2. Распевка. Закличка «Осень, осень в гости просим» .

3. Познакомить с потешкой : «Мирон – простата» . Дать понятие слову «простата» .

4. Пение песен : «Летели две птички» , и «В огороде бел козел»

5. Познакомить с орнаментным хороводом : «Плетень» .

Проведение фольклорного праздника : «Покровская ярмарка» .

Публикации по теме:

«Троица». Конспект занятия фольклорного кружка для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство с обрядами на Троицу через произведения фольклора. Задачи: 1. Способствовать возрождению традиций празднования русского.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка «Дом, в котором мы живем» Пояснительная записка «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,.

Галина Григорьева
Перспективный план работы фольклорного кружка «Жаворонки»

Перспективный план работы

фольклорного кружка

«Жаворонки »

для детей старшего дошкольного возраста

руководитель : Григорьева Г. А.

Цель : приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору , традициям и истории Родины; знакомство с разными видами народного искусства.

Время проведения : вторая половина дня, один раз в неделю по 25 минут

Месяц Тема занятия и цель

Сентябрь 1. «Милости просим, гости дорогие!»

Цель : познакомить детей с Хозяйкой «русской избы» , с ее обитателем домовенком Кузей. Вызвать у детей интерес и желание приходить в «русскую избу» на занятия. Правильно передавать ритмический рисунок при разучивании песни «Наша-то хозяюшка»

2. «Что летом родиться – зимой пригодиться»

Цель : Закреплять знания детей о летних месяцах, явлениях природы, вспомнить летние обрядовые праздники (Троица, Семик) . Использовать устный фольклор : пословицы, поговорки. При повторении летних закличек обратить внимание на правильное произношение текста.

3. «Хозяйкины помощники»

Цель : познакомить детей с предметами обихода в русской избе : коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Объяснить значение этих вещей, показать, как ими пользоваться. Разучивание народной песни «Пошла млада за водой» . Закрепление приставного шага при обыгрывании песни.

4. «Веснушка – осень – сноп последний косим»

Цель : расширять знания детей об осенних календарных праздниках. Пополнять словарный запас народных названий «сентябрь-листопадник» . Закрепление хороводного шага при разучивании хоровода «Осень – гостья дорогая»

Октябрь 1. «Хлеб – всему голова»

Цель : знакомство со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова) . Использовать как можно больше фольклора (пословицы, поговорки) . Воспитывать уважение к труду хлебороба. Разучивание заклички «Пшеница, родись» . Правильно произносить слова и фольклорные обороты : «жеменька» , «мерка» .

2. «Великий Покров»

Цель : знакомить детей с народным календарем : праздник Покров. Показать, какое значение имел народный календарь в жизни крестьянина. Пение хоровода «На горе-то калина» . Выполнять движения в соответствии с текстом песни.

3. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» .

Цель : знакомство детей с русской печью и всей относящейся к ней домашней утварью (чугунком, ухватом, кочергой) . Научить детей правильно пользоваться этими предметами, побеседовать о том, какие блюда готовили в русской печи, какую посуду использовали. Учить детей правильно выполнять хороводный шаг в хороводе «На горе-то калина» .

4. «Русская народная игрушка»

Цель : познакомить детей с историей глиняной дымковской игрушки. Рассказать о деревянной игрушке - матрешке. Развивать творческую фантазию в придумывании рисунка сарафана для матрешки. При исполнении хоровода «На горе-то калина» обратить внимание на правильное произношение текста.

Ноябрь 1. «К худой голове своего ума не приставишь»

Цель : познакомить детей с народным фольклором о труде , лени, уме, глупости. Показать, как простой русский народ ценил значение знаний. Учить петь детей народные песни с сопровождением народного инструмента и без него.

2. «Гончарные мастеровые»

Цель : знакомить детей с народными промыслами, с древней профессией гончара. Учить сравнивать глиняную посуду (кувшин, кринка, миска) с другими видами посуды. Отметить, какое значение имеет глиняная посуда в народном фольклоре , привезти примеры из сказок и песен. Воспитывать уважение к рабочей профессии , познакомить детей с жанром фольклора – трудовые песни .

3. «Придумай узор для платка»

Цель : Закрепить знания детей о ручной набойке как об одном из видов искусства. Закрепить умения детей создавать узор, учить подбирать красивые сочетания. Звучит русская народная песня «Ах вы, сени» .

4. «Вершки и корешки»

Декабрь 1. «Зима – не лето, в шубу одето»

Цель : закреплять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. Учить исполнять песни-заклички (зимние) . Вспомнить народные сказки о зиме. При пении закличек правильно произносить текст.

2. «Сошью Маше сарафан» .

Цель : познакомить детей с женской русской народной одеждой, используя образцы и иллюстрации. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами : сермяга, телогрейка, кушак. Учить детей понимать и любить старину. Учить обыгрывать народную песню «Во кузнице» .

3. «Ходит сон близ окон»

Цель : познакомить детей с жанром колыбельной песни и пестушками. Учить детей петь эти песни напевно, нежно, ласково. Развивать навык исполнения произведения без аккомпанемента.

4. «Золотое веретено»

Цель : познакомить детей с предметами обихода в «русской избе» : прялкой, и веретеном. Показать, как ими пользовались в старину. Напевать детям песни, которые пелись за работой . Продолжать разучивание «Русского танца» . Учить правильно выполнять дробный шаг.

Январь 1. «Пришла Коляда накануне Рождества»

Цель : провести беседу об одном из самых главных обрядовых праздников Рождестве, о святочных гаданиях. Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты . Готовить с детьми фольклорный праздник – Рождество.

2. «Хороший город Городец»

Цель : познакомить детей с народным художественным промыслом – Городецкой росписью. Отметить традиционные особенности промысла, учить составлять узоры из готовых форм, уметь отмечать городецкую роспись от хохломской. Использовать во время работы пословицы и поговорки о мастерстве.

3. «Живет в народе песня»

Цель : рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, свдебные, календарные и обрядные). Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить петь песню без аккомпанемента и под народные инструменты (баян) .

4. «Роспись полотенца»

Цель : Закрепить знания детей о таком виде искусства как вышивка. Вызвать желание рисовать узор из геометрических фигур, располагать узор ритмично, красиво сочетать цвета. Познакомить с народными играми «Узелок» , «В холсты»

Февраль 1. «Русская народная игрушка»

Цель : Побеседовать о русских игрушках : кукле, матрешке, игрушке-тарарушке. Рассказать о символических значениях русских игрушек. Научить детей делать тряпичную куклу. Уметь обыгрывать игрушки, используя народные песенки и потешки.

2. «Как человек огонь приучил»

Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о роли огня в жизни. Муз. игра «Пожарные на учении»

3. «Во дни торжеств и бед народных»

Цель : рассказать детям о воинах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Вспомнить поговорки о храбрости и смелости, выучить солдатскую песню «Солдатушки – бравы ребятушки»

4. «Гжель прекрасная»

Цель : познакомить детей с народным промыслом Гжель, Развивать эстетическое восприятие. Учить рисовать гжельские узоры. Совершенствовать умение петь в хороводе.

Март 1. «Ой, ты, Масленица»

Цель : подготовка к фольклорному празднику Масленица . Рассказать детям о зарождении праздника, традициях, особенностях. Повторить знакомые и выучить новые обрядовые песни. Сделать куклу Масленицу.

2. «При солнышке - тепло, при матушке – добро»

Цель : побеседовать о маме, материнской любви, доброте, верности. Использовать пословицы и поговорки, народную песню «Матушка моя» . Учить детей ходить змейкой во время пения.

3. «Весна, весна, поди сюда!»

Цель : познакомить детей с весенними закличками, объяснить детям особое значение календарных песен в жизни крестьянина. Познакомить с дидактической игрой : «Какие краски и для чего нужны Весне» . Развивать фантазию детей при выполнении коллективной аппликации «Пришла Весна» .

4. «Шутку шутить – людей насмешить»

Цель : познакомить детей с потешным фольклором (потешки, небылицы, докучные сказки, привлечь к участию в занятии обитателя «русской избы» домовенка Кузю. Побуждать детей к самостоятельному сочинению небылиц. Учить тройному притопу в танце.

Апрель 1. «Трень-брень, гусельки»

Цель : познакомить детей с народными инструментами – гуслями, балалайкой, показать их красоту звучания. Пение хороводных песен в сопровождении этих инструментов.

2. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Цель : познакомить детей с русским обрядом чаепития, историей самовара и тульских пряников. Учить обыгрывать народные песни.

3. «Русская свистулька»

Цель : познакомить детей с глиняной свистулькой, поиграть на ней. Вылепить свистульку из глины. Повторить тройной притоп.

4. «Красная горка»

Цель : познакомить детей с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Учить детей играть в словесные игры. Пение частушек.

Май 1. «А за ним такая гладь, ни морщинки не видать»

Цель : познакомить детей с различными способами глажения белья, с предметами обихода, которые использовались при глажении (утюгом на углях, валиком) . Познакомить детей с загадками, пословицами, поговорками.

2. «Русский колокольчик»

Цель : познакомить детей с валдайским колокольчиком. Научить на них играть, использую фольклорный словарь : болтала, бубенцы, глухари, поддужные колокольчики. Развивать звуковысотный слух. Исполнять песню, подыгрывая на колокольчиках.

3. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко»

Цель : вспомнить народные песенки, потешки, сказки, загадки, пословицы, в которых упоминается красное солнышко, как велика роль солнца в жизни человека. Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг.

4. «Веселая викторина»

Цель : отгадывание знакомых фольклорных произведений , по демонстрируемым предметам, песенкам, отдельным выражениям. Вспомнить и поиграть в народные игры на воздухе.

Пояснительная записка

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций –воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале русского народного искусства. С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству организована работа фольклорного кружка “Рябинушка”.

Программа дополнительного образования фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста, федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования по Л.М.Васильевой с учетом авторской программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, решением экспертного Совета при Комитете по образованию Санкт-Петербурга (30.01.1998 г.) признана авторской; с учетом приоритетного направления “Создание условий для интеллектуального и личностного развития ребенка в процессе взаимодействия работы ДОУ с семьей”.

Программа фольклорного кружка “Рябинушка” написана на основе программы “Ритмическая мозаика” А.И.Бурениной (Программа по ритмической пластике для детей. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста).

Программа рассчитана на два года. Проводится 34 занятия в год первый год обучения старший возраст и 34 занятия в год второй год обучения (1 занятие в неделю). Длительность занятия – 25 минут для детей 5–6 лет и 30 минут для детей 6–7 лет. Программой предусмотрено проведение:

– тематических занятий – 40;
– доминантных занятий – 20;
– развлечений – 4 (“Капустница”, “Новогодний сапожок”, “Василий–капельник”, “Ярилины игры”);
– интегрированных занятий – 4 (“Осенний парк”, “Мир игрушек”, “Воробьиная дискотека”, “Город мастеров”).

Актуальность

Рабочая программа имеет цель – развитие ребенка, формирование средствами народной музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

В связи с взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

Развитие музыкальности:

  • развитие способности воспринимать народную музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание;
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
  • развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;
  • развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание выносливости, развитие силы;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными элементами русских народных движений.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации.

Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сопереживать друг другу;
  • воспитание чувства коллективизма.

Отличительной особенностью данной программы является создание следующих приоритетов:

1. Создание атмосферы национального быта.

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Предметы, характерные для русского народного быта позволяют детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – преставления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

4. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов.

Необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Работа кружка осуществляется вне музыкального занятия, вечерах досуга, в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности.

Занятие строится по блокам:

  1. Ритмическая гимнастика.
  2. Развитие чувства ритма, музыцирование.
  3. Слушание музыки.
  4. Распевание, пение.
  5. Разучивание элементов танца.
  6. Пляски, игры, хороводы, игровой танец.

1. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к народной музыке; потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения; двигаться под музыку; узнавать, что это за произведение и кто их написал;
  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • развитие умения выражать в движении характер музыки и е настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный); различать 2–3–частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
  • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, народный, современный танец); песня (песня – маар, песня – танец и др.); марш, разный по характеру, и выражать в соответствующих выражениях.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:

  • Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, “с каблучка”, вперед и назад (спиной), высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, “гусиным” шагом, с ускорением и замедлением.
  • Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег.
  • Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок “легкий” и “сильный” и др.

Общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. Имитационные движения – различные образно–игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – “в воде”, “в воздухе” и т.д.).

Плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а так же разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, в несколько крутов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (“змейка”, “воротики”, “спираль” и др.).

4. Развитие чувства ритма:

Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музыцирования.

5. Развитие творческих способностей:

  • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

6. Развитие и тренировка психических процессов:

  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, и формой музыкального произведения – по фразам;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
  • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения.

7. Развитие нравственно–коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям, игровым персонажам;
  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры – занятия с младшими детьми;
  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий;
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослого; пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

8. Развитие моральных, патриотических качеств личности:

  • воспитание уважения к русской народной музыке;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • воспитание всесторонних духовных качеств.

Тематический план

Месяц Наименование тем Количеств о занятий В том

числе практичес

Сентябрь
1, 2 Диагностика. 2
3 “Прогулка в осенний лес”
4 “Брусничный пирог”
Октябрь
5 “Капустница”
6 “Ягоды калины”
7 “Осень, осень в гости просим”
8 “Матушка с ярмарки пришла”
Ноябрь
9 “Как пошли наши подружки”
10 “Дары осени”
11 “Именины осени”
12 “Зиновий – синичник”
Декабрь
13 “Платон да Роман – зимоуказчики”
14 “Поем, танцуем”
15 “Екатерина – санница”
16 “Снежинки, снежинки по ветру летят”
Январь
17 “Новогодний сапожок”
18 “Святые вечера”
Февраль
19 “Чок-чок каблучок” 1 1
20 “Два мороза”
21 “Шире круг”
22 “Я топну ногой, да притопну другой”
Март
23 “Овсянник”
24 “Солнечный хоровод”
25 “Василий – капельник”
26 “Веселые ребята”
Апрель
27 “Спляшем, Ваня”
28 “Солнечный зайчик”
29 “Ручеек”
30 “Солнечная карусель”
Май
31, 32 Диагностика. 2 2
33 “Пойду ль, выйду ль я” 1 1
34 “Ярилины игры” 1 1

Основные требования к уровню подготовки детей

В результате изучения данной программы ребенок

Должен знать:

  • узнавать знакомые произведения, называть любимые;
  • различать произведения разного жанра: танец (полька, вальс, народная пляска), песня, марш;
  • определять части музыкального произведения (до 3-х частей);
  • узнавать песню, хоровод, игру по любому фрагменту.

Должен уметь:

  • выразительно исполнять движения под музыку;
  • самостоятельно изображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • прохлопывать правильно и ритмично несложные ритмические рисунки;
  • выполнять танцевальные движения с предметами;
  • ритмично двигаться под музыкальное сопровождение;
  • в танцах поочередно менять движения;
  • выполнять музыкально–ритмические движения (прямой галоп, хороводный шаг, приставной шаг, приставной шаг с приседанием, поскоки, выставление ноги на пятку и носок, шаг с притопом);
  • передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • импровизировать, при этом использовать оригинальные и разнообразные движения;
  • точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.

Критерии диагностики освоения программы детьми 5–6 лет

В процессе оценки можно использовать уровни: высокий, низкий, средний.

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

Для соответствующего возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый нами в задачах.

Оценка детей:

В – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами; С – передают только общий характер, темп и метроритм;

Н – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (радость, удивление, настороженность, восторг, тревога и т.д.); умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что–то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.

В – эмоционально откликается на музыку.

С – умеренно откликается на музыку.

Н – не эмоционально выполняет движения.

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные “па”. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности так же оценивается педагогом в процессе наблюдения. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

В – ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно.

С – выполняет с некоторыми подсказками.

Н – ребенок выполняет с большими затруднениями исполнение композиции из-за рассеянности внимания.

Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6–8 повторений композиций вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений.

В – ребенок запоминает с 3–5 исполнений по показу.

С – ребенок запоминает с 6–8 повторений.

Н – ребенок не запоминает последовательность движений или потребность в большом количестве повторений.

Подвижность {лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.

В, С – норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Н – запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность, ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего.

Координация, ловкость движений – точность, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, а также в других общеразвивающих видах движений.

В – правильное и точное исполнение ритмических композиций 3 уровня сложности. С – исполнение ритмических композиций 2 уровня сложности. Н – исполнение ритмических композиций 1 уровня сложности.

Список литературы

  1. А.И.Буренина. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).
  2. М.Ю.Картушина. “Русские народные праздники в детском саду”.
  3. Н.Ветлугина, И.Дзержинская. Л.Комиссарова. “Музыка в детском саду” (подготовительная к школе группа).
  4. “Пойди туда, не знаю куда”.
  5. И.Каплунова, И.Новоскольцева. “Как у наших у ворот”.
  6. И.Каплунова, И.Новоскольцева. “Этот удивительный ритм”.
  7. М.Медведева. “А мы просо сеяли”.
  8. М.Ю.Картушина. “Сценарии оздоровительных досугов для детей 4–5 лет”.
  9. Н.В. Зарецкая, Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”
  10. М.А.Михайлова, Н.В.Воронина. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
  11. Г.П.Федорова. “Пой, пляши, играй от души”.
  12. Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет)
  13. Бекина С.И. “Музыка и движение”. Упражнения, игры и пляски для детей 6–7 лет)
  14. Л.В. Гераскина. “Ожидание чуда” (выпуск 1)
  15. Л.В. Гераскина. “Ожидание чуда” (выпуск 2)
  16. М.А.Давыдова. “Музыкальное воспитание в детском саду”.
  17. И.Каплунова, И.Новоскольцева. “Праздник каждый день”.
  18. Е.П. Макарова. “Ритмическая гимнастика и игровой танец”.
  19. Р.К.Мухамедзянова, Д.Р.Янкина, А.М.Кубагушев. “Музыка в детском саду”.
  20. Журнал “Танцевальная палитра”.

Технические средства обучения:

  1. Музыкальный центр.
  2. Диск “Ритмическая мозаика”. А.И.Буренина, приложение № 3.4.
  3. Диск “Ритмическая мозаика”. А.И.Буренина, приложение № 1.2.
  4. Диск “Музыкальная палитра. Народный танец”.
  5. Диск “Топ-топ каблучок”.
  6. Диск “Русские народные танцы”.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №14 р.п. МАГНИТКА КУСИНСКИЙ РАЙОН»

456950 Челябинская область, Кусинский район р.п. Магнитка, ул. Гагарина д. 11

ПРОГРАММА

Фольклорного кружка «РОДНИЧОК»

Руководитель:

Малыгина Марина Геннадьевна

Возраст детей: 6-7 лет

2015 -16 уч.год

Научно - практический сборник инновационного опыта

« Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе.».

Москва- «Илекса» 2001г.

Кружок организую с детьми 5-7 лет.

Программа кружка предусматривает:

Развитие музыкально-ритмического слуха,

Творческих способностей.

Умения выражать свои эмоции, пластику движений, художественного вкуса.

Воспитывается интерес к народному творчеству, театрализованной деятельности. Любви к родному краю.

Программа включает беседы об обрядах, о народных праздниках. Концерты, отдельные выступления на праздниках.

Решаются задачи формирования первых представлений об искусстве, способности воспринимать его.

Воспитываются навыки культуры поведения.

Обращается внимание на то, что занятия в кружке - это не только забава, но и интересное, полезное дело. Что этот творческий труд приносит удовольствие и результат.

Пояснительная записка

Русский народный фольклор - это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку.

Фольклор - источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.

Фольклор - кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.

В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решение этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.

Репертуар, предлагаемый детям в процессе кружковой работы, включает 5 основных разделов.

Отработанные фольклорные номера включаются в общешкольные праздники, развлечения.

Цель программы - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

Основные разделы программы:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор» (прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки, пески, колыбельные песни). Задачи раздела:

  • развивать в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти;
  • развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность;
  • помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;
  • совершенствовать вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность дикции.

Раздел 2. «Народная песня»

(календарные, лирические, обрядовые)

Задачи раздела:

  • учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка;
  • совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.

Раздел 3. «Игровой фольклор»

Задачи раздела:

  • развивать у детей культуру движений;
  • учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора);
  • развивать творческую активность.

Раздел 4. «Хороводы»

Задачи раздела:

  • развивать воображение детей, сообразительность, смекалку.
  • совершенствовать ритмические, драматические способности детей.
  • учить детей выполнять хореографические движения под пение песни.

Задачи раздела:

  • развивать чувство ритма, музыкальную память;
  • учить детей ансамблевой игре.

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор»

Тема 1. «Потешки, приговорки, заклички». Жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественное работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении).

Тема 2. «Колыбельные песни, пестушки. Предназначение произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх) в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного, напевного пения.

Тема 3. «Считалки, дразнилки, прибаутки, частушки». Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты

традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Раздел 2. «Народная песня»

(Календарные, лирические, обрядовые)

Тема 1. «Календарные песни». Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

Тема 2. «Свадебные песни». Особенности поэтического изложения и мелодики. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, (встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании песни.

Тема 3. «Лирическая песня». Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно-мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным четким произношением слов, учить контролировать слухом качество пения.

Раздел 3. «Игровой фольклор»

Тема 1. «Песенный припев». Его основная функция (задачи игры, связь частей, концовка). Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо». Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить дери к умению выразительно передавать игровой образ.

Раздел 4 «Хороводы»

Тема 1, 2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода»,

Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах»

Тема 1. «Знакомство с народными инструментами». Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2, «Ансамблевая игра». Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди