13.07.2019

«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста. О детской самостоятельности и ее развитии



«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи ». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц - только бы учился! - где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? - вздыхают измученные родители на приемах у психологов. - А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала - небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» - возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи : навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, - резюмирует Елена Станиславовна. - Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг ».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается - и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, - а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша - одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему - впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, - инструктирует психолог. - Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, - уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он - член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников - помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада - весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а...

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая - это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие . Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное - не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция - когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай .

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат . Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека . «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок - прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку - ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий - а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие . «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», - решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

2 0

Наш эксперт - психолог Екатерина Сафонова .

Инфантильность во взрослых людях, которая встречается всё чаще, крайне неприятная вещь. Ведь на великовозрастного «ребёнка» ни в чём нельзя положиться, ему ничего нельзя доверить. Но как вырастить самостоятельную личность?

Период с двух до трёх лет психологи называют кризисом «Я сам». Именно в этом возрасте ребёнок впервые осознаёт, что он – отдельная от родителей личность. Именно с этих лет и следует начинать воспитывать в малыше самостоятельность.

Ах какая мука - воспитывать!

Инфантильные дети чаще вырастают в тех семьях, где родители либо чрезмерно опекают, либо морально подавляют своих отпрысков, не оставляя им не то что простора, а даже лазейки для самостоятельных действий и решений.

Гиперопекой чаще отличаются поздние мамы и папы, а также те, кому наследники достались очень тяжело. Например, если ребёнок в раннем детстве тяжело болел, то его родители и в более позднем возрасте пытаются оградить чадо от любых трудностей. Из таких детей, выросших в оранжерейных условиях, в будущем могут вырасти лентяи, маменькины сынки и социофобы, испытывающие панический страх перед необходимостью принимать самостоятельные решения.

Авторитарные родители, которые стремятся контролировать жизнь своих наследников даже в мелочах, ведут себя с детьми, как военачальники перед строем. Они диктуют им, как надо поступать в том или ином случае, в каком кружке заниматься, с кем дружить. Конечно, всё это делается ради ребёнка - ведь взрослому с высоты опыта виднее. Но, увы, благодаря такой медвежьей услуге дети либо привыкают действовать исключительно по указке, либо начинают бунтовать против родительской тирании.

Третий тип мам и пап, у которых получаются несамостоятельные отпрыски, - безучастные или вечно занятые родители, для которых самое главное, чтобы ребёнок был одет-обут, а заниматься его развитием им или неохота, или некогда.

Принимать помощь - большой труд

Чтобы малыш почувствовал вкус к самостоятельности:

  • Не препятствуйте любым проявлениям активности с его стороны (контролируя только безопасность). Если чадо хочет помочь вам делать пирожки, то всем ясно, что от такой «помощи» больше проблем, чем выгоды (потом придётся оттирать от теста не только ребёнка, но и полкухни). Поэтому многие родители отказываются от такого предложения, и ребёнок привыкает к этому и больше не изъявляет желания помогать. Так что лучше так не делать. Ну да, сил и времени придётся затратить больше, но зато это даст в будущем хорошие всходы. Дети, которым предоставлено много свободы (но не вседозволенности!), более ответственны и инициативны. Только не нужно переделывать выполненную ребёнком работу на его глазах - иначе он потеряет мотивацию помогать.
  • Обучайте ребёнка максимальному количеству полезных навыков . Всему, что в жизни пригодится. Это сделает его увереннее в себе, а заодно разовьёт мелкую и крупную моторику, что полезно и для работы головного мозга.
  • Превратите помощь по хозяйству в совместную игру . Застилать постель или убирать игрушки не очень-то интересно. Но если делать это наперегонки или на время, то уже совсем другое дело. На следующем этапе уже можно доверить малышу сделать что-то почти самостоятельно, с небольшим участием взрослого. Ну а дальше всё то, что ему по силам, пусть уже делает сам.
  • Не делайте за ребёнка того, что он уже в силах сделать сам . Кстати, важно, чтобы у ребёнка, даже маленького, был список обязанностей, которые он ежедневно должен выполнять. Так формируется не только самостоятельность, но и аккуратность и организованность.
  • Не предлагайте свою помощь, пока ребёнок сам не попросит . Но если маленький хитрец постоянно канючит, что без вас не справится, постарайтесь его перехитрить. Например, сошлитесь, что вас отвлекли срочные дела. Скорее всего, когда вы минут через 10 вернётесь, ребёнок справится и без вашего участия.

Малыш, ты справишься!

Ребёнок вырастет более ответственным и уверенным в себе, если вы будете:

С ранних лет предоставлять ему право выбора . Умение выбирать - основа для формирования способности к самостоятельным решениям. Но, чтобы как-то контролировать ситуацию и не допустить, чтобы ребёнок выбрал что-то вредное или даже опасное, ставьте перед ним альтернативу: пойдём гулять в парк или на стадион? Будем читать сказку или рисовать?

Чаще его хвалить . Удержитесь от критики, если что-то у ребёнка не получается. От этого опускаются руки даже у взрослых. Поэтому хвалите чадо за любые попытки, за старание, отмечайте даже небольшой прогресс.

Больше общаться . Интересуйтесь у чада, как прошёл его день в саду или школе, какие радости или проблемы его волнуют. Не подсказывайте выводов, не подсовывайте готовых решений, а, используя наводящие вопросы, сделайте так, чтобы ребёнок нашёл их сам.

Светлана Дорогойченкова
Развитие самостоятельности

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части

Именного образовательного чека

«Реализация требований ФГОС ДО : проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»

с 07.10.2016 г. по 16.10.2016 г.

«Развитие самостоятельности у детей 3 лет в процессе игры»

Выполнила : Дорогойченкова

Светлана Михайловна

воспитатель

структурное подразделение

детский сад «Ромашка»

ГБОУ СОШ с. Чубовка

Самара, 2016

Введение

1. Теоретические аспекты развития самостоятельности у детей 3 лет в процессе игры. 5

Заключение 13

Литература 15

Введение

Развитие самостоятельности - важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности . В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования» , в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования : воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка самостоятельности детей в различных видах деятельности.

Актуальность проблемы развития у младших дошкольников связана с определенными «перекосами» в воспитании детей.

К сожалению, большинство взрослых в сензитивный период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании , инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных младших дошкольников неуклонно растет.

В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада . В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому . Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии , надеть колготы, пользоваться ложкой и т. д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше.

Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии самостоятельности у младших дошкольников : не знают специфики работы по развитию самостоятельности , затрудняются в выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка , т. к. она способствует развитию его личности в целом.

Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности . Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих

Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности в самообслуживании у дошкольников 3 лет.

1. Теоретические аспекты у детей 3 лет в процессе игры.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать . Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А., СЛ. Рубинштейна, Т. Гуськовой, И. С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений , постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей . Родители должны целенаправленно её развивать , не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается.

Т. В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

А. А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг , она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, умении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.

Академик И. С. Кон определяет самостоятельность как свойство личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому , без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

По мнению СЛ. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способности ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности.

Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо» , когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень-ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

В настоящее время многие родители уделяют большое внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию , часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно , пить, есть, одеваться, умываться.

Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка , так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его самостоятельности .

С раннего детства начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это именно с привития навыков самообслуживания .

Работая с детьми младшего возраста, перед нами встала проблема формирования самостоятельности в самообслуживании и на сегодняшний день эта проблема очень актуальна : подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад, проявляется неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых. Таким образом, много времени в группе уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры - у малышей слабо развиты навыки самообслуживания . Для развития самостоятельности детей в моей группе , мы поставили следующие задачи :

Изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;

Выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;

Формирование у детей навыки самообслуживания ;

развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями , формировать свое мировоззрение;

Научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;

Уверена, что это поможет моим воспитанникам в успешной социализации. А в дальнейшем – в активной жизненной позиции.

Самостоятельность играет большую роль в развитие ребенка , так как способна резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Формировать самостоятельность необходимо в раннем возрасте, так как, именно в этот период наблюдается максимальное развитие эмоционально - интеллектуальной сферы малыша.

Так как основная деятельность маленьких детей - игра, поэтому, важное значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют более активно воздействовать на малыша. Мы определили своей целью развивать самостоятельность в самообслуживании через игру и игровые приёмы.

Задачи :

Совместно с родителями обучать детей навыкам самообслуживания ;

Поощрять их самостоятельные успехи , учить оказывать помощь сверстникам;

Приучать следить за своим внешним видом;

Учить замечать недостатки в одежде и устранять их с небольшой помощью взрослых.

В течение дня организуем с детьми игры-забавы и дидактические игры. Используем самые различные игрушки, которые помогают детям овладеть простейшими навыками самообслуживания . Например, обучать детей одеваться (раздеваться) нам помогает кукла Катя. Мы одеваем куклу на прогулку и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала надеваем носки, потом штаны) .

Большое значение по формированию культурно-гигиенических навыков занимают потешки, стихи, загадывание загадок, они вызывают желание самостоятельно выполнять действия , делают процесс лёгким и приятным. Для повышения активности детей применяем такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта или игрушки, выполнение с ними различных игровых действий.

Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания, предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его , рассматриваем и говорим : «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!». Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями. Даем детям рассмотреть картинки с изображением предметов необходимых для данного вида деятельности (мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой) .

Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, например : «Как Хрюша умывается» , «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно» , «Кукла Маша пошла гулять» .

Для закрепления навыков эффективно используем алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые размещены в детских шкафчиках) . Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды, что способствует развитию речи .

Обучая детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам, важно сохранить их стремление к самостоятельности , которое является достижением ребёнка этого возраста. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера : «Посмотрите, как Паша быстро и правильно сапожки надел!» .

Для формирования самостоятельности у детей в самообслуживании нами были разработаны и применяются в работе дидактические игры : «Что сначала, что потом» , «Что делают дети» , «Угостим матрешку чаем» , «Поможем Маше собраться на улицу» и другие. Для работы с детьми нами изготовлены и применяются игровые пособия :

1) алгоритм последовательности одевания (раздевания) в виде рисунка - схемы;

2) лента-схема последовательности процесса умывания;

3) сюжетные картинки с изображением разных видов деятельности.

Действуем в тесной связи с родителями. Мотивировали их на оказание помощи в изготовлении дидактических пособий; оформление картотек потешек и художественного слова; застёжек-шнуровок, для развития мелкой моторики ; изготовления настольного театра. Для работы с родителями создано методическое пособие «Формирование навыков по самообслуживанию у детей младшего возраста» с приложением картотеки стихов и потешек; картинки и фотографии детей в процессе, а также конспекты проведенных непосредственно-образовательной деятельности по формированию культурно – гигиенических навыков. Ежедневно общаясь с ними, даем советы, рекомендации, предлагаем памятки, которые помогают в решении некоторых вопросов.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя хочет спать» .

Цель : закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Задачи :

1) Совершенствовать умение детей самостоятельно раздеваться и правильно складывать свою одежду.

2) Упражнять детей в правильном назывании одежды.

3) Воспитывать бережное отношение к одежде.

Игровой материал : одетая кукла Катя, стульчик, кукольная кроватка с постельными принадлежностями.

Подготовка к игре : Рассматривание иллюстраций «Игра с куклой» .

Ход игры:

1) Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.

2)Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на стул.

Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая как правильно это сделать. Кукла совсем раздета (остались трусики и маячка, ей надевают тапочки и ведут к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее на бок, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит «Спи!» . Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит вести себя тихо.

3) Оценка игры : в ходе игры, выяснилось, что большая часть детей правильно и в определенной последовательности раздели куклу, но не все дети смогли аккуратно сложить одежду на стульчик. Саша, Кристина, Оля не смогли расстегнуть пуговицы на платье. Мальчики не умеют выворачивать колготки.

В будущем, чтобы улучшить результаты самостоятельности детей нужно привлечь внимание родителей к этой проблеме и рекомендовать им, чтобы они предоставляли своим детям больше самостоятельности во время одевания и раздевания.

Заключение

В нашей группе проведена большая работа по формированию у детей самостоятельности в самообслуживании . В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию : малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем. В результате этого мы стали больше времени уделять на организацию разнообразной образовательной деятельности : двигательной, игровой, речевой, музыкальной, экспериментирование. На наш взгляд, мы смогли сделать жизнь детей в детском саду более интересной.

Углубленно занимаясь проблемой формирования самостоятельности у детей младшего возраста, мы видим необходимость продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.

Таким образом, можно сделать следующий вывод :

Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться , почувствовать себя самостоятельным и умелым . Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания нужно помнить , что умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении

Нами было замечено следующее :

Дети, свободные от опеки взрослых, становятся более самостоятельными и уверенными в своих силах. Обслуживая себя, они начинают понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляют заботу о своих близких;

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость , координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие;

Постоянство и единство требований со стороны детского сада и семьи к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию .

Литература

1. Волжанина Т. Воспитание самостоятельности : советы родителям детей всех возрастов \\ журнал «Виноград» -2010-№37.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : младшая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» .

3. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» .-Изд. 8-Ростов н\Д : Феникс, 2014.-251с. -(Школа развития )

4. Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателей. Издание 3-е, испр. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf

Родительское собрание

Развитие самостоятельности у детей

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность- качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.

Анализ показывает,что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер.К примеру, готовя домашние задания, многие дети в случае затруднений охотно,без колебаний спешат за помощью к старшим. Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за пределы её границы. Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений.Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостаёт настойчивости, упорства в преодолении трудностей. У многих детей самостоятельность не сформирована. Родители должны понять, что развитие самостоятельности начинается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Многие взрослые часто не осознают важности и значимости развития самостоятельности для становления личности ребёнка. Тем не менее в развитии этого процесса можно говорить об определённой логике, выделить основные этапы:

Первый этап. Дети действуют по определённому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Второй этап. Дети в состоянии выполнить самостоятельно части работы. Находят некоторые способы их осуществления (этап части чной самостоятельности).

Третий этап. Младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. Ребёнок должен чувствовать, что его работа действительно кому-то нужна, что она приносит пользу..

Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит и от личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребенка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если все-таки ребенок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что все изменится так быстро. Надо набраться терпения. Воспитание самостоятельности, передача ответственности ребенку в этом случае должна быть постепенной. С чего же начать процесс самостоятельности?.

1)Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни.

2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам.

3)Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.

4)Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным тоном поинтересуетесь его успехами.

5)Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре- это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой- приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.

6)Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени.

7)Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.

8)Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему садиться за уроки при включенном телевизоре, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.

9) Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.

10)Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание

Развитие самостоятельности важно не только в обыденной жизни, но и в учебной деятельности.

Здесь важно выполнение следующих правил для родителей:

Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам.

Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным.

Таким образом, для развития самостоятельности у ребёнка можно следовать данным рекомендациям, а можно выбирать свои способы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, не забывать и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.

Инструкция

Итак, чтобы развить в ребенке самостоятельность , вы должны будете набраться терпения: согласитесь, намного проще быстренько завязать шнурок или подмести пол, чем объяснить и научить, как это делается. А ведь дети часто стремятся постичь эти навыки, нам стоит их лишь слегка подтолкнуть, не мешать.

Запомните простые правила, которые помогут вам развить в ребенке самостоятельность , а вашему малышу помогут не вырасти тепличным растением.

Прежде всего, предоставьте ему возможность из нескольких вариантов, причем, не имеет значения, что это будет: какого цвета носочки он хочет надеть на прогулку или каким соком решит запить горькое ?

Если малыш упорно пытается застегнуть на себе , ни в коем случае не вырывайте у него инициативу, не стоит также говорить, что это очень легко – просто подскажите, что это удобнее будет сделать немного по-другому. Уважайте его попытки самому справиться с испытаниями.

Другим источником самостоятельности у дошкольника является появление собственности, например, какой-нибудь вещи из мира. Но далеко не любая вещь подойдет для этого дела - она должна быть полезна родителям.

Если родители увлекаются туризмом, то можно подарить компас и обязательно научить его им пользоваться. Или, если отец любит рыбалку, пусть он выделит малышу персональную удочку. Также такими вещами могут стать фотоаппарат, велосипед, телефон или компьютер.

Если у вашего наследника будет сформирован опыт владения вещами уже в дошкольном возрасте, то вы можете быть уверенны - в школе ему будет гораздо легче.

Совет 3: Как воспитать у ребенка чувство самостоятельности

Каждый родитель когда-то начинает задумываться о том, как развить и с чего начать развивать у ребенка чувство самостоятельности. Это просто необходимо в нашей жизни каждому ребенку. Если вы не думали об этом, то непременно задумайтесь. Ведь так хорошо, когда ваш малыш уже может помочь по хозяйству и выполнить любую вашу просьбу.

Инструкция

Конечно, начать следует с доверия к своему чаду. Не ругайте, а тем более не наказывайте, если он сделал то, что не очень хорошо по вашему мнению. Он ведь еще ребенок. Самое главное, что он постарался и сделал.

Давайте ему для начала не такие уж сложные и трудновыполнимые для его возраста задания. Приучайте к самостоятельному принятию решения проблем. Спрашивайте как можно чаще о том, куда он хочет пойти, что он оденет, с кем хочет гулять. Не бойтесь, это лишь поможет вашему ребенку решать вопросы и прийти к самостоятельному решению проблем. Он поймет, что вам не все равно, что он думает. Считайтесь с его мнением.

Также вы можете дать ему другое задание, например, помыть посуду, прибить гвоздь или помыть полы. Но только не вмешивайтесь в этот процесс, ребенок должен сам помыть посуду и неважно хорошо ли он ее помыл или нет. Главное, что помыл, а если вас не устраивает результат, то похвалите малыша, и пока он не видит, перемойте тарелки. Важно, чтобы он не подумал, что вы льстите ему.

После проделанного задания, которое вы ему дали, не забывайте его хвалить, ведь дети нуждаются в вашей любви, заботе и ласке. Скоро вы заметите, как ваш ребенок станет самостоятельнее. Вы будете удивлены вашим совместным стараниям и очень рады. Если он не хочет мыть посуду или заниматься каким-либо делом, то не заставляйте его, это лишь усугубит положение, и малыш не будет получать удовольствия от помощи вам.

Период первого развития самостоятельности ребёнка, начинается в возрасте трёх-четырёх лет. В это время дитя начинает в себе замечать личность и отвергать помощь родителей. Чаще всего вам придётся сталкиваться с такими фразами, как: «Я сам», «моё» и так далее. В этот срок стоить начать приучать его к горшку и самому за собой убирать, либо делать небольшую работу, такую как: заставить собрать все свои игрушки или начинать мыть руки перед едой, учить завязывать шнурки, и помогать в быту.

И тут-то появляются самые большие проблемы, перед которыми вам нужно запастись терпением. Ведь иногда дети перебарщивают с самостоятельностью и начинают делать лишнее, думая, что они делают все правильно и их за это похвалят. Как показывает практика, все происходит наоборот. Родителям не нужно перебивать энтузиазм ребёнка, лучше дать ему «свободу действий», ибо резкое переучивание может повлиять на поведение и эмоциональное состояние малыша, которое отобьёт всякий интерес к выполнению указаний взрослых.

Одна из частых жалоб родителей состоит в сложности заставить их чад сесть за домашнее задание, либо когда это самое задание затягивается на большой промежуток времени. Тут дело в неправильном распределении времени и отвлекающих факторов. Таких как: включённый телевизор, музыка, разговор не по теме.

Для ребёнка очень важно сосредоточиться и не отвлекаться. Если вы его усадили на рабочее место, уберите все отвлекающие составляющие и оставьте в его поле зрения только учебники или рабочий материал, с каким ему предстоит работать. Напомните ему, что если возникнут проблемы, чтобы звал вас на помощь.

Развитие личной самостоятельности

Важное составляющее в формировании личности ребёнка. В этот этап своей небольшой жизни он будет принимать свои решения и понимать, какие это может вызвать последствия. В этой ступени развития ребёнка важно не ограничивать его в выборе и в итоге, если он окажется неверным, будет учиться на своих ошибках.

Если ребёнок не понимает, что выбрать, тогда можно поставить его в рамки, к примеру: мы пойдём в зоопарк или в кино? Ребёнка можно поставить в рамки, но не нужно давать ему только один выбор, потому что это может отразиться в дальнейшем. Если он вам предложил безумную идею, то объясните, что так не может быть и предложите что-нибудь «приземлённое».

Выработка в ребёнке качества самостоятельности – дело не одного дня, и требующее как от вас, так и от чада, большого терпения, и на это у вас всего один шанс. Не упустите его!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди