23.06.2019

Генеалогия - это наука, изучающая поколения. Что изучает генеалогия


Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Журнал Южно-Уральской Ассоциации генеалогов-любителей города Челябинска. Электронная версия Ольги Щетковой.


Стр. 3-5


Иван Владимирович Купцов -историк, герольдмейстер Челябинского Дворянского Собрания. Член ЮУРО АГЛ города Челябинска.

ГЕНЕАЛОГИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Интерес к генеалогии в нашей стране имеет устой-чивую тенденцию роста. Люди, осознавая свое ме-сто в связке: я - семья -род - народ, обращаются к истории своих предков. Изучение своего проис-хождения, истории своего рода способствует пони-манию значимости каждо-го человека, повышению его ответственности за судьбу своего рода, семьи, всех живущих ее представителей, препятствует ра-зобщению и отчуждению людей в современных ус-ловиях.

Генеалогия (от греч. genealogia - родословная) - специальная историческая дисциплина, изучаю-щая возникновение и развитие родственных отно-шений. Наиболее ранние сведения о происхожде-нии народов, племен, отдельных родов содержа-лись в эпосе, этногенетических преданиях, мифах, Библии, памятниках эпиграфики. Слово «генеало-гия» появилось на Руси в XI в. в тексте древнерус-ского перевода Хроники Георгия Амартола в зна-чении «родословие» (учение о роде). До XIV в. ро-дословие означало также предсказание, гороскоп. До конца XV в. основные сведения о родственных связях можно было извлечь из летописей, актов, переписки и др. Расцвет генеалогии, как практичес-кой дисциплины, произошел в конце XV - XVI вв., когда вырабатывались законы наследования титу-ла, звания, имущества, в первую очередь земли; устанавливались сословные привилегии; формиро-вались государственные институты, связь с кото-рыми была обусловлена происхождением, принад-лежностью к определенной семье, социальной груп-пе, сословию. В XVI в. появились должности и уч-реждения, занимавшиеся сбором и обработкой ге-неалогической информации и официальным утвер-ждением документов, удостоверявших происхожде-ние лица. С 40-х гг. XVI в. создавались родослов-ные книги. В 1555 г. был составлен «Государев ро-дословец», содержащий генеалогические росписи лиц, входивших в Государев двор. В Русском госу-дарстве был принят принцип составления поколен-ных росписей нисходящего родства, так как иму-щество наследовалось от отца к сыну, а при на-значении на должность всегда учитывалась служ-ба предков по отцовской линии. Со 2-й половины XVII в. известны родословные схемы (дерево). С конца XV - XVI вв. при обосновании прав на пре-стол использовались легенды о происхождении ди-настий, и в частности распространенные на Руси и в Великом княжестве Литовском версии о восхож-дении великокняжеских родов к римскому импера-тору Августу. В процессе утверждения ведущей роли дворянства возникла необходимость собира-ния и представления в государственные учрежде-ния генеалогических сведений для подтверждения прав на служебные места и владение землей. Сбором и проверкой родословных росписей занимал-ся Разрядный приказ, при нем в 1682 г. была со-здана Палата родословных дел, в которой состав-лена «Бархатная книга» - свод дворянского родос-ловия. В конце XVII - XVIII вв. практическая генеа-логия пришла в упадок, так как с отменой местни-чества перед дворянством открылась возможность выслуги, не ограниченная родословными привиле-гиями, а Табель о рангах (1722) давала возмож-ность продвижения по служебной лестнице не толь-ко дворянам, но и представителям других сосло-вий. В 1721 г. в составе Сената была создана Ге-рольдия, в которой кроме составления и утверж-дения родословных росписей разрабатывались гер-бы. После публикации «Жалованной грамоты дво-рянству 1775 г.» практической генеалогией занима-лись губернские дворянские собрания, отсылавшие родословные материалы в Герольдию. В XVIII в. начался процесс становления генеалогии как на-учной дисциплины. Генеалогические материалы широко использовались в трудах В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера и других историков. С конца XVIII в. публиковались родословные документы, создава-лись первые научные исследования по истории отдельных семей, сводные генеалогические спра-вочники (М.Г. Спиридов, Ю. Воейков). Сведения по истории семей в них располагались по той же схе-ме, что и в ранних родословных росписях нисходя-щего родства, имена жен и дочерей, как правило, отсутствовали. В XIX в. наиболее известны родос-ловные справочники кн. П.В.Долгорукова, В.В. Руммеля и В.В. Голубцова и кн. А.Б. Лобанова-Ростовс-кого. Расцвет генеалогических исследований в Рос-сии приходился на конец XIX - начало XX вв. Тог-да возникли Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге (1897 - 1923) и Историко-родословное общество в Москве (1906 - 1921), которые вели исследования по генеалогии и издавали тру-ды. Общества собирали и публиковали материалы дворянских семейных архивов. Ведущими специа-листами по генеалогии были Л.М. Савелов, Н.П. Ли-хачев, Г.А. Власьев, Н.В. Мятлев, С.С. Татищев, Д.Ф. Кобеко, граф С.Д. Шереметев, С.А. Белокуров, кн. М.М. Голицын и другие. Лекции по генеалогии читались в Петербургском и Московском археоло-гических институтах.

Представления дореволюционных исследовате-лей-генеалогов о высоком смысле и значении ге-неалогии прекрасно и глубоко выразил отец Павел Флоренский: «Когда говорится о генеалогическом дереве, то пользуются образом гораздо более уме-стным в данном случае, чем обычно думают сами говорящие. Род действительно есть дерево, и он действительно ветвится, но не в высоту, т.е. в тре-тье измерение, а во время, т.е. измерение четвер-тое... Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кон-чается. У него есть свои расцветы и свои упадки... Чем полнее и совершеннее выразился в известном представителе исторический смысл рода, тем ме-нее оснований ждать дальнейшего роста родовой ветви, к которой он принадлежит...

Жизненная задача всякого - познать и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критичес-кие точки, соотношение отдельных ветвей и их ча-стные задачи, а на фоне всего этого - познать соб-ственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою - как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не по-нимают этого и родовым самопознанием пренеб-регают , почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный ис-торически заработанный повод к гордости».

Однако 1917 год резко оборвал все исследова-ния в данной области. Те, в ком интерес к генеало-гии и истории семей проявился в 60 - 70-е годы, знают, в каком плачевном состоянии оказалась эта отрасль знания после революции, и хорошо помнят, в сколь неблагоприятном положении она остава-лась в постсталинское время.

Если говорить о генеалогии как науке, то в гла-зах новых властей она представлялась идеологи-чески чуждой интересам строительства коммуниз-ма, и если не прямо вредной и опасной, то в луч-шем случае излишней и бесполезной. В первые же годы после революции генеалогические общества были распущены, печатать книги и статьи по гене-алогии и истории семей стало невозможным, по-чти все ведущие генеалоги были расстреляны, по-пали в тюрьмы, концлагеря, ссылку или вынужде-ны были бежать за границу. Под давлением идео-логического пресса в центре внимания большин-ства советских историков оказались такие вопро-сы, как особенности социально-экономических фор-маций, массовые народные движения, роль партий и идеологий, преимущества одного политического строя над другими, нередко в ущерб истории живых реальных фактов. Конкретные факты часто приво-дились лишь постольку, поскольку они подтверж-дали и иллюстрировали общие, обычно предвзя-тые, положения, а если факты не подтверждали предвзятую концепцию, то тем хуже для фактов. Люди в советских исторических сочинениях высту-пали как безликий фон исторического процесса. Не удивительно, что генеалогия превратилась, по вы-ражению одного немецкого историка, в нелюбимую «падчерицу» советской исторической науки. Лишь немногие историки-профессионалы брались за соб-ственно генеалогические исследования, и то это были в основном ученые, изучавшие далекую старину.

С другой стороны, генеалогия - это не только наука, историческая дисциплина, запечатленная в печатных трудах, это еще и сфера гуманитарного знания вообще, конкретного знания о людях в их родственном окружении, о семьях и родах. Поэто-му генеалогия держится не только на ученых, но и вообще на «носителях» генеалогических сведений, имя которым - легион, и особенно на тех из них, кто знает больше других, кто надежно, бережно и с интересом хранит память о людях, в частности, о своих собственных родственниках, и еще более - на тех, кто эту память стремится обогатить и поде-литься накопленным. Между тем, в нашей стране после 1917 г. имела место массовая утрата инди-видуальной и семейной (и тем самым народной) ге-неалогической памяти. Гражданская война, во вре-мя которой пролилось море крови и миллионы рус-ских людей бежали из большевистского «рая» за границу, репрессии 1920 - 1950-х гг., коллективи-зация, в результате которой миллионы крестьян умерли от голода, были изгнаны из своих домов и разбрелись по всей стране, Великая Отечествен-ная война с ее чудовищными людскими потерями, депортация целых народов - все это привело к тому, что в пределах двух-трех поколений произош-ло массовое истребление носителей семейной па-мяти, была искажена нормальная демографичес-кая структура общества, нарушен традиционный уклад семейной жизни, разорваны родственные связи... Для тех же, кто уцелел, после 1917 г. иметь хорошую память стало опасным. Стало опасным по-мнить своих собственных родителей или дедов и вообще родственников, если они были офицерами царской или солдатами в Белых армиях, чиновни-ками, церковнослужителями, торговцами, домовла-дельцами, зажиточными крестьянами (в общем, теми, кто не имел права на жизнь) - все это подле-жало забвению. Сжигались семейные документы и письма, уничтожались портреты и фотографии, прятались прочие семейные реликвии и даже под-час менялись фамилии. Сколько людей ушло из жизни, унеся с собой в могилу невосполнимую па-мять о прошлом своей семьи - тайну скрытую от собственных детей и внуков! Не приходится удив-ляться, что в нашей стране выросли поколения людей, не ощущающих своих родовых корней, - Иванов, не помнящих родства.

Сегодня наиболее полное определение генеа-логии дал В.Б. Кобрин: «Нельзя сказать, чтобы се-годня до конца был ясен сам предмет генеалоги-ческой науки. Входит ли в сферу ее действия толь-ко установление отношений родства и свойства в сочетании с самыми основными жизненными веха-ми (рождение, смерть, брак) или ее компонента шире, охватывая также служебную или иную карь-еру, характер и объекты собственности, соци-альный и юридический статус и его изменение? Решение этого вопроса неоднозначно». Не претен-дуя на окончательное решение, В.Б. Кобрин пред-ложил следующую дефиницию генеалогии: «Гене-алогия - историческая дисциплина, занимающая-ся изучением и составлением родословных, выяс-нением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографичес-ких фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Тем самым ге-неалогия не отрывается от биографии, но и не сме-шивается с ней».

Генеалогические исследования требуют не толь-ко знаний общеисторического характера, но и при-влечения опыта, накопленного такими вспомога-тельными историческими дисциплинами, как: ге-ральдика, историческая география, антропоними-ка, топонимика, хронология и др. Например, ант-ропонимика (наука о личных именах людей) помо-гает узнать, что трехчленная форма имени возник-ла не сразу: раньше всех возникло имя, потом от-чество и совсем недавно фамилии (у большинства граждан Российской империи с середины XIX в., хотя зародились они в XV - XVI вв.). Имена до вве-дения христианства были языческими, а затем по-степенно вытеснялись именами церковными (или календарными). Для русских феодальных фамилий XV-XVI вв. характерна топонимичность, т.е. многие из них произошли от названий владений и вотчин.

Начиная с XVIII в. представителям духовного сословия стали присваиваться фамилии. Чаще все-го эти фамилии возникали при определении детей в духовные учебные заведения. Большая часть фа-милий белого духовенства происходила от назва-ний церквей (а названия давались в честь святых, церковных праздников, названий икон). К этой груп-пе относятся такие фамилии, как Преображенский, Троицкий, Рождественский, Георгиевский, Тихвин-ский и др. Следующая группа фамилий, образован-ных от христианских канонических, а не обиходных имен: Иоаннов (Иванов), Евфимов (Ефимов) и др.

Историческая география позволяет осветить гео-графический аспект образования фамилий, их рас-пространение на данной территории, помогает уточ-нить место рождения, происхождение лица, дает не-обходимые поисковые данные. Знание приемов и методов хронологии, а также церковных праздников помогает уточнять даты рождений, браков, смертей и др. Для перевода дат из старого стиля в новый не-обходимо учитывать, что разница между ними состав-ляла: в XVI-XVII вв. - 10 дней, в XVIII в. - 11 дней, в XIX в. - 12 дней, в XX в. - 13 дней.

Основой генеалогических исследований являет-ся оформление в виде родословия сведений, по-лученных в ходе поиска. Графические изображе-ния родословий весьма разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословия в виде генеалогического древа, явившегося одной из модификаций «древа жизни», выражавшего пред-ставление о всеобщей взаимосвязи мира. «Древо человеческой жизни» соединяет прошлое, настоя-щее и будущее, в нем торжествует идея бессмер-тия и вечного продолжения жизни. Этот же смысл придавался и родословному древу рода, семей-ства: его листья умирают и падают, но само древо рода продолжает жить.

В основании генеалогического древа помеща-лось имя родоначальника, а на стволе и ветвях рас-полагались в картушах (медальонах) имена, порт-реты и гербы его потомков. В других вариантах дре-ва в основании помещалось имя того, для кого со-ставлялась родословная, а его предки образовы-вали «ствол» и «крону». Дополнительную инфор-мацию передавали с помощью цвета: медальоны с именами замужних женщин было принято изобра-жать лиловым, девиц - синим, мужчин, имевших потомство - желтым, не имевших - красным.

Со средневековья наиболее употребительной графической формой обобщения генеалогических сведений стали таблицы. Внешний вид генеалоги-ческих таблиц также разнообразен, они могут быть вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы очень удобны в использовании, так как на-глядны и компактны. Их недостатком считается чрезвычайный лаконизм. Кроме того, генеалогичес-кая таблица, как правило, охватывает не более десяти поколений, так как дальнейшее ее продол-жение затрудняет работу.

В этом случае более удобной формой, чем таб-лицы, оказывается родословная или поколенная роспись. В поколенной росписи под № 1 помещает-ся родоначальник, а далее идет перечисление его потомков в каждом колене, снабженных собствен-ными номерами. Роспись ведется построчно и по-зволяет помещать при имени все необходимые све-дения, включая ссылки на источники.

Таким образом, для записи родословий приме-няется три способа: родословное древо, родослов-ная таблица и родословная роспись.

В самом общем виде родословия делятся на восходящие и нисходящие. Их определения был даны Л.М. Савеловым.

В восходящем родословии главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д Этот вид родословия носит первоначальный, пред верительный характер и составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количестве сведений и ему целесообразнее двигаться от из-вестного к неизвестному.

Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к родословию нисходящему, т.е. начи-нают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это родос-ловие более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и посте-пенно разворачиваясь до последних дней.

Восходящие и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные. Мужским нисходящим ро-дословием называется такое родословие, которое указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские пред-ставительницы рода представлены именами сво-их супругов.

Смешанно-нисходящим называется такое родос-ловие, которое указывает все потомство данного ро-доначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Это родословие не является родословием одной фамилии потому, что охватывает большое ко-личество родов, происшедших от одного родоначаль-ника по женским линиям. Оно необходимо для выяс-нения родственных связей между боковыми род-ственниками в процессах о наследстве, т.е. пресле-дуют материальные интересы.

Смешанно-восходящим родословием называет-ся родословие, указывающее всех прямых предков данного лица как по мужской, так и по женской ли-ниям, совершенно пренебрегая не только женски-ми именами, но и боковыми линиями, происшед-шими от мужских представителей того же рода. По-добное родословие всегда имеет довольно пра-вильную форму в графическом плане, т.к. в пер-вом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометричес-кой прогрессии, причем каждое из этих лиц в од-ном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей вось-ми различных фамилий, а в пятом - уже шестнад-цати и т.д.

Смешанные родословия, не только восходящие, но и нисходящие, употребляются весьма редко и большею частью со специальными целями.

Таким образом, имеются следующие виды ро-дословий:

1) восходящее-мужское, в котором ука-заны лишь прямые предки по мужской линии;

2) вос-ходящее-мужское с указанием не только прямых предков данного лица, но и братьев и сестер каж-дого из них;

3) нисходящее-мужское является са-мым распространенным и единственно принятым в научных работах, если они не имеют каких-либо специальных задач;

4) нисходящее-смешанное: В этом примерном родословии в 4-м колене от родо-начальника уже 7 различных фамилий. Возможны случаи, когда их может быть больше.


И.В. Купцов, город Челябинск, 1999 год.

греч. genealogia - родословная, от genea - род, рождение и logos - слово, наука) - вспомогат. историч. дисциплина, занимающаяся изучением происхождения родов, фамилий и отд. лиц, родственными связями, составлением родословий. Тесно связанная с геральдикой и др. ист. дисциплинами, Г. доставляет сведения биографич. характера, помогает разбираться в имуществ., социальных и политич. отношениях. Родословия царей, правителей, мифич. героев составлялись уже у др. египтян, иудеев, др. греков, римлян и носили в значит. мере легендарный характер; большое развитие получила библейская Г. Особое значение Г. приобрела в ср. века, когда все обществ. отношения были связаны с происхождением, родовитостью, наследств. правами и т. д. Первоначально герольдии (см. в ст. Геральдика) и др. учреждения, ведавшие вопросами Г., занимались практич. деятельностью по составлению родословий в виде генеалогич. древа или таблиц. В результате деятельности генеалогич. учреждений накопились значит. материалы по Г., требующие, однако, весьма критич. подхода (источники получения сведений по Г. не всегда достоверны; имела место и заведомая фальсификация родословий). Теоретич. интерес к Г. и превращение ее в спец. дисциплину начинается приблизительно с 17-18 вв. (А. Дюшен (Duchesne), П. Ансельм (Anselme), семья Озье (Hozier) и др. - во Франции, Дж. Дагдейл (Dugdale) - в Англии, Н. Риттерсхаузен (Rittershausen), К. М. Шпенер (Spener), Я. В. Имхоф (Imhof), И. Гаттерер (Gatterer), И. Хюбнер (H?bner) - в Германии и др.). С кон. 18 в. в ряде европ. гос-в вводится преподавание Г. Издаются родословные книги и генеалогич. справочники королев., княж. и др. дворянских родов (одно из наиболее крупных изданий - т. н. "Готский альманах" - "Gothaischer Kalender", "Almanach de Gotha", выходивший до 1943 пятью выпусками (1-й - "Hofkalender" - с 1763); фактич. продолжение его - с 1951, в ФРГ - "Genealogisches Handbuch des Adels" (до 1963 вышло 28 вып.)); позднее появились родословия и бурж. фамилий (напр., в Германии - "Genealogisches Handbuch b?rgerlicher Familien", 1889-1911). С прогрессом в развитии др. вспомогат. ист. дисциплин с 19 в. в Г. стало возможным применение строго науч. методов, использование данных, проверенных ист. критикой. В то же время особое внимание к Г. в бурж. гос-вах 19-20 вв. (имеется большое число генеалогич. об-в (основные приведены при ст. геральдика), издаются спец. генеалогич. журналы и т. д.) определяется во мн. случаях реакц. тенденциями (культивирование дворянско-монархич. связей, использование Г. при фашизме в расистских целях и др.). В России Г. сначала также была практической. В сер. 16 в. был составлен "Государев родословец", в 16-17 вв. появилось много частных родословных книг, а в 1687 составлена Бархатная книга. В 1682 была осн. Родословных дел палата (существовала до 1700). Попытки систематизации родословных книг предпринимались при Петре I (издание "Родословной росписи великих князей и царей российских"), при Екатерине II выходят таблицы княж. родов, составленные М. М. Щербатовым, появились исследования А. Т. Князева, Г. Ф. Миллера, издавшего в 1790 "Известия о дворянах российских, их древнем происхождении...". Дальнейшая разработка рус. Г. принадлежит Н. И. Новикову, Н. М. Карамзину, П. M. Строеву, П. В. Долгорукову, А. Б. Лобанову-Ростовскому, В. В. Руммелю. А. П. Барсукову, Н. П. Лихачеву, Л. М. Савелову, Г. А. Власьеву, В. Л. Модзалевскому, H. H. Кашкину, С. Б. Веселовскому. В 1897 было осн. Рус. генеалогич. об-во, в 1905 - Историко-родословное об-во в Москве; в 1906 преподавание Г. было введено в Моск. археол. ин-те (лекции Л. М. Савелова). Лит.: Савелов Л. М., Лекции по рус. генеалогии, М., 1908-1909; его же, Библиографич. указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897; Хронологич. и генеалогич. таблицы по всеобщей и рус. истории, сост. А. С. Резанов, СПБ, 1910; Долгоруков П. В., Российская родословная книга, т. 1-4, СПБ, 1854-57; Руммель В. В., Голубцов В. В., Родословный сборник, т. 1-2, СПБ, 1886-87; Фриде Е. Н., Генеалогич. таблицы главнейших ср.-век. династий и царственных домов, СПБ, 1913; Forst-Battaglia O., Wissenschaftliche Genealogie, Bern. 1948; Lorenz O., Lehrbuch der gesammten wissenschaftlichen Genealogie, В., 1898; его же, Genealogisches Handbuch der europ?ischen Staatengeschichte, Stuttg., 1908; Isenburg W. K., Stammtafeln zur Geschichte der europ?ischen Staaten, в кн.: Europ?ische Stammtafeln, Bd 1-2, Marburg, 1953; Durye P., La G?n?alogie, P., 1961; Dworzaczek W., Genealogia, Warsz., 1959. И. З. Тираспольская. Москва.

Генеалогия - специальная, или вспомогательная, историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхожде­ния отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных свя­зей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственно­сти. Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отноше­ний по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно бы­ло также необходимо для наследственного права, причем не только в области наследования имуществ, но и власти (династическое пра­во). В Русском государстве 15-17 века генеалогические знания были необходимы для решения местнических споров. В 18-19 веках генеалогические данные использо­вались также для доказательства прав лица или семьи на дворян­ское достоинство или титул. Во второй половине XIX - начале XX в. в России значительно оживились генеалогические исследования. Наиболее крупные представители генеалогической науки использовали генеалогические данные и для целей историчес­кой науки. Главной целью их исследований было стремление подчеркнуть положительную роль дворянства в отечественной истории. В конце XIX - начале XX в. создалась блестящая русская генеа­логическая школа. Так, Г. А.Власьев создал фундаментальный труд «Потомство Рюрика» в котором содержались научно выверенные родословные многих княжеских родов. Л.М.Савелов успешно разрабатывал ме­тодику генеалогических исследований, начал публикацию обшир­ного библиографического справочника по русской генеалогии. Н.П. Лихачев положил начало критическому источниковедческо­му изучению русских родословных книг. После революции наступил упадок генеалогических исследова­ний. К генеалогии относились настороженно, как к чуж­дой дворянской науке. Отрицательную роль сыграло господствовав­ шее в науке насаждавшееся сверху убеждение, что историк должен изучать лишь историю рабочего класса и крестьянства, исследова­ния же по истории дворянства и буржуазии считались в лучшем случае неактуальными, а то и идеологически вредными. В этих условиях настойчиво возрождал генеалогические методы исследования в исторической науке академик С.Б.Веселовский. Большую роль в развитии генеалогии сыграл А.А.Зимин (1920-1980). Успешно применял генеалогию в своих трудах А.А.Введенский (1892-1965). Генеалогические мето­ды широко используют в своих исследованиях Н.И.Павленко, В.Л.Янин и др. Специальные труды, посвященные русской генеа­логии, принадлежат А.И.Аксенову, М.Е.Бычковой, С.В.Думину, Б.Н.Морозову, И.В.Сахарову и др.

Роль генеалогии в историческом исследовании определяется пре­жде всего тем, что человек выступает одновременно как основной субъект исторического процесса и объект исторического исследо­вания. Особое значение имеет генеалогия для изучения политической истории периода феодализма. В средние века происхождение чело­ века прочно прикрепляло его к определенной социальной группе, в значительно большей степени, чем в более поздние эпохи, опреде­ляло его поступки и мысли. Брачные связи между коронованными особами - династические браки - играли важную политическую роль.. В ходе поли­тической борьбы часто создавались соперничающие клановые груп­пировки, и знание генеалогии помогает реконструировать отноше­ ния между ними.

Генеалогические методы исследования дают возможность изучать историко-культурную среду, порождавшую деятелей того или иного направления общественной жизни. Классическая генеалогия прошлого ограничивалась в основном изучением дворянских родословных. Исследование генеалогии других сословий открывает перед историком новые широкие возможности Так, генеалогическое изучение буржуазии позволяет проследить ход формирования этого класса, выявить социальные группы, явившиеся его питательной средой. Генеалогия имеет важное значение и для архивного дела. При описании личных архивных фондов только знание родственных и семейно-брачных связей позволяет порой выявить, что разнород­ные на первый взгляд документы относятся к одному семейному архиву, что заставляет объединить их в одном фонде Генеалогичес­кие сведения дают возможность вместе с другими фактами опознать адресатов и отправителей писем, не имеющих точной атрибуции. В области архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у насе­ления. В этом случае речь идет об установлении ныне живущих по­томков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.

2)Методика генеалогического исследования . Родословия обычно представляют в виде генеалогических таблиц, схем и рос­писей. Генеалогические таблицы дают наглядное представление о родословии. Они могут составляться в разных вариантах: от родоначаль­ ника - к потомкам, от одного из потомков - к предкам («родослов­ ное древо»); таблица может быть расположена вертикально и гори­ зонтально. Существуют, наконец, родословные таблицы в кругах. Несмотря на наглядность, таблицы слишком громоздки, в них трудно включать большое количество дополнительных сведений (в горизонтальные можно включать больше данных, чем в верти­кальные, но все же далеко не все). Гораздо удобнее в этом отноше­нии росписи. При составлении росписи каждый упоминаемый чело­век (поскольку при генеалогических таблицах чаще всего изучает­ся родство по мужской линии, то обычно каждый мужчина) получает свой порядковый номер. При упоминании его детей дается ссылка на отцовский номер. Для родословного исследования поэтому часто бывает полезным составить и таблицу и роспись. Исследователь, работающий в области генеалогии, использует разнообразные исторические источники, набор которых мало от­личается от используемого в любой общеисторической работе. Вместе с тем некоторые источники носят специфически генеало­ гический характер или используются генеалогами наиболее часто. Родословные книги являются наиболее типичным генеалогическим источником. В России родослов­ные книги появляются в середине XVI в., когда был составлен «Го­сударев родословец» - официальный родословный справочник, со­ стоявший из 43 глав, каждая из которых была посвящена одному роду. Родословные книги - сложный для изучения источник. Прежде всего, в них встречаются многочисленные ошибки, часто связанные с невнимательностью переписчиков, пропускавших отдельные строчки монотонного текста. Легкость таких пропусков очевидна при самом беглом знакомстве с текстами родословных книг. Чем менее знатным был род, тем более цвети­стой была его родословная легенда. Изготовление их продолжалось и в XVIII в. Важным источником являются разрядные книги, в которые со второй половины XV в. записывались назначения на все важней­шие должности в военных походах, на службе по защите рубежей и при участии в некоторых придворных церемониях. Разрядные кни­ги дают возможность генеалогу определить время деятельности и характер службы изучаемого лица. Дошедшие до нас разрядные книги разных редакций - это в основном списки с официальных разрядных книг, составлен ные частными лицами для собственного употребления. Поэтому в них встречаются ошибки как ненамеренные (путаница дат, ошибки в именах и отчествах, пропуски), так и ставящие своей целью возвы­шение одних и уничижение других родов. Используя разрядные кни­ги, генеалог должен тщательно сличать разные редакции и списки.

Акты - это почти единственный источник, дающий материал о брачных связях, ибо при имени женщины обычно указывалось не только имя ее мужа, но и отца. Достоинством актов как источника является их объек­тивность: указание на родственные отношения служит не целям дво­рянской спеси, а идентификации личности. Генеалогические источники для изучения более позднего време­ни носят несколько иной характер. Здесь на первое место выдвига­ются книги регистраций рождений, браков и смертей. Важное значение имеют также послужные списки, автобиографии и анке­ты. В XIX в. были собраны и изданы надписи на могильных памят­ никах Москвы, Петербурга и некоторых других городов. Эти «нек­рополи» также дают ценные генеалогические сведения.

При изучении родословий необходимо учитывать некоторые генеалогические закономерности. Одна из них - родословный счет. Генеалогический счет имеет важное значение для проверки ис­тинности родословных. Используется генеалогический счет и в этнографических и историко-культурных исследованиях.

РОДОСЛОВНАЯ и её СОСТАВЛЕНИЕ

Источник: http://tulacentr.ru/краеведение/другие_краеведческие_направления/родословие_и_генеалогия/родословная_и_ее_составление

    Кратко об истории генеалогии

    Для чего нужна и чем важна Родословная в семье?

    Составные части Родословной

    Кто составляет и ведёт Родословную в семье?

    Два этапа в процессе составления Родословной

    Метод составления Родословной книги

    Что такое Генеалогическое или Родословное древо, и как его создать?

    Календарь семейных памятных дат

    Насколько часто нужно обновлять Родословную?

    Где хранят семейные архивы и Родословные книги?

    Использованная литература

  1. Кратко об истории генеалогии

Бытие: «Родословная – перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степени родства».

Близкое понятие «генеалогия» (греч. genealogia – родословная) определяется в этом словаре не только как «происхождение, история рода; родословная», но и как «раздел исторической науки, изучающий происхождение и родственные связи отдельных родов».

Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов, населяющих Землю. У древних генеалогия состояла обыкновенно лишь в перечислении отцов – от предка до того лица, для которого выводилось родословие; крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. В Европе образовывались рыцарские ордена, и от вступающего в них требовались доказательства дворянского происхождения предков на два, три, а то и четыре поколения назад. Издавна повелось: чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи (чтобы не затесался чужак) и между различными семьями. В Англии и Франции в XVI веке появляются государственные чиновники, отвечавшие за правильность составления родословий.

В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса.В сороковые годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу.При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно там официально утверждалось происхождение семей, составлялись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.

Из этих замечаний следует, что генеалогия выполняла вполне конкретную задачу, т. е. была наукой прикладной. Люди из определенных слоев общества занимались составлением родословных не из любопытства, а исходя из насущной потребности. Многие генеалоги были, однако, вовлечены в грубые, часто умышленные ошибки из-за желания разных лиц считаться потомками знаменитых и знатных предков. Родословия, особенно в конце ХVIII и в начале ХIX столетий, часто составлялись без всяких документальных данных, на основании спорных или ложных сведений. В то же время генеалогию стали использовать для деления людей на чистых и нечистых. Люди делились на сословия, кланы, и, таким образом, сеялась вражда и ненависть между людьми – созданиями Божьими.

Генеалогия - это историческая область знаний, изучающая взаимосвязи семей и родов, биографии отдельных представителей рода, происхождение имен и фамилий людей. На основе собранных сведений составляются генеалогическое древо и поколенные росписи. Соответственно генеалогия даёт понять, кто кому и каким родственником является, кто предки каждого конкретного человека.

Спутница истории - генеалогия, по праву, считается одной из ключевых дисциплин, влияющих на общество и общественную жизнь. Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди