23.06.2019

Гера мифология. Гера - греческая богиня домашнего очага и брака


Для хранительницы брака и домашнего очага Геры не существует конкуренток по могуществу и власти. Только Гера осмеливается спорить с Зевсом-Громовержцем, а порой и обманывать его.

Греческая богиня Гера отличается благородной, величественной красотой. Среди олимпийцев она сидит в самом центре, рядом со своим супругом. Её обязательный атрибут – как власти - диадема или корона.

Рядом с троном Зевса стоит ее трон, как того, что равны супруги между собой. Греческая богиня Гера также как и ее муж властвует над громом и молниями, а еще ей подвластны бури и туманы.

Покровительница семьи

Греческая богиня Гера была покровительницей семьи и брака. Ее делом было заботиться о нерушимости уз брака, о связях между супругами, она же посылает человеческому роду потомство и помогает роженицам. Согласно легендам и мифам, Гере был посвящен плод граната, как плодовитости. Греческая богиня Гера была хозяйкой звездного неба, а одной из ее священных птиц, часто изображаемых возле нее, был павлин, многочисленные «глазки» на хвосте которого как раз таки символизировали небо.

Гере поклонялись как защитнице женщин. Ее культ был популярен на материковой Греции, а также на островах Самос и Крит. Вполне возможно, что греческая богиня Гера была первой, во имя кого было построено перекрытое замкнутое святилище. Позднее на его месте был воздвигнут Герайон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

Гера своенравна и ревнива. Из-за чего у нее постоянно возникают конфликты с мужем. Однако своего она умеет добиваться не только в ссорах и скандалах. Красавица Гера, когда не помогают другие способы, пускает в ход свое обаяние. Иногда она «берет поносить» волшебный пояс Афродиты, и делается особенно неотразимой. Предстает она перед очами супруга, и вспоминает Громовержец давние дни сватовства, когда пытался добиться любви гордой богини, и ночь их священного брака. Вспоминает Зевс свою неодолимую любовь к супруге, и часы уединения ни в чем не в силах ей отказать.

Кукушечка

Своенравной и гордой была Гера. Согласно мифам, долгое время не отвечала она на ухаживания и уговоры Зевса. Наконец, повелитель Олимпа не выдержал и пошел на хитрость. На прогулке за Герой стала увиваться красивая пестрая кукушка. Понравилась она богине, и та попыталась поймать ее. На удивление легко попалась птичка в руки, но когда Гера прижала кукушку к груди, та внезапно превратилась в Зевса – теперь не богиня прижимала к себе птичку, а Зевс – красавицу Геру. Оказавшись в объятиях Громовержца, Гера не смогла ответить отказом. После этого кукушка также стала одним из ее священных символов и тех пор украшает ее скипетр. Брак Зевса и Геры торжественно праздновали все боги.

Увы, часто приходится Гере терпеть обиды от супруга. Хранит греческая богиня Гера на земле узы брака и их нерушимость, а на Олимпе замечает, что ее собственный супруг нередко бегает «налево», к смертным женщинам. Злится Гера, обижается на мужа страшно, а сделать с этим ничего не может. Только и остается богине довольствоваться местью тем женщинам, которых ее любвеобильный супруг одарил своей благосклонностью.

Заговор и расплата

Подошел однажды конец даже бесконечному терпению Геры. Подговорила она других богов Олимпа пойти против эгидодержавного супруга, все пообещали ей поддержку. Подкрались к спящему Громовержцу и связали его. Не смотря на все свое могущество не мог Зевс разорвать оковы. Гера торжествовала. Но, как говорят мифы, послышалась тяжелая поступь, и содрогнулся Олимп, когда ступило на него огромное сторукое чудовище - великан Бриарей, присланный богиней Фетидой. С легкостью освободил Бриарей Зевса от цепей. А для Геры настало время расплаты.

Беспощаден был разгневанный Юпитер! Подвесил он супругу на золотых цепях между небом и землей, а на ноги привязал тяжелые медные наковальни. Никто не осмелился вступиться за царицу небес. Кроме Гефеста, за что тот был сброшен на землю разъяренным Зевсом. Только тогда освободилась Гера от цепей, когда водами Стикса – реки мертвых – поклялась, что никогда более не посягнет на власть супруга. Свое слово она сдержала, однако это не мешало ей попрекать супруга его бесчисленными изменами.

Который соответствует по своим качествам и свойствам её мужу, властелину неба. Она прежде всего – покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, так же как Зевс является охранителем общественных учреждений. В античных мифах и литературе она обладает гордым, упрямым и сварливым характером; искусство придает ей всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является она с покрывалом. Сначала оно окутывало всю ее фигуру, но Фидий в своем парфенонском фризе изобразил Геру уже с покрывалом, откинутым назад. Главные атрибуты этой богини – покрывало, диадема, павлин и кукушка. (См. также её описание в статье Боги древней Греции .)

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Гера всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены; она высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота ее строгая и величавая; у нее роскошные волосы и большие, широко открытые глаза, почему ее называли Герой волоокой.

Гера - великая богиня Олимпа

Самым замечательным и типичным ее изображением считается колоссальная статуя Поликлета , изваянная им для храма в честь этой богини в Аргосе. Вот как описывает эту статую поэт Марциал : «Поликлет, эта Гера – чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, – сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями , и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Зевс не любил своей Геры, он бы полюбил твою!»

Ирида – служанка Геры

В физическом порядке мира Гера олицетворяет влажность воздуха, вот почему богиня Ирида , олицетворение радуги, считается ее прислужницей. Ирида одевает богиню и приготовляет ей ванну; главная же ее обязанность – исполнять поручения царицы неба. Она носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга. В искусстве Ирида изображается крылатой молодой девушкой; подобно Меркурию (Гермесу), у нее крылья на пятках и кадуцей (Меркуриев жезл) в руках. Лишь на нескольких очень древних памятниках сохранились ее изображения.

Кукушка Геры

Изображение кукушки на верхушке скипетра Геры объясняется следующим мифом. Гордая Гера долго не соглашалась уступить просьбам Зевса сделаться его супругой; тогда повелитель богов, желая ее умолить, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться. Сострадательная богиня, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда бог принял свой обычный вид, а Гера, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала его женой. С тех пор, как бы в воспоминание этого происшествия, кукушка является на памятниках искусства одним из отличительных признаков этой богини.

Юпитер и Юнона на горе Ида. Художник Джеймс Барри, 1790-е

Наказание Геры Зевсом

Несмотря на то что Гера – основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Зевсом, которому приходится останавливать ее и даже наказывать. В особенности в «Илиаде » Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер; она гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Она часто противоречит повелителю богов, и так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью прибегает к хитрости.

Дети Геры и Зевса

У Геры было от Зевса двое сыновей – Арес (римский Марс) и Гефест (римский Вулкан), а также две дочери – Геба и Илифия. Геба – это олицетворение юности, она подает богам божественный напиток нектар, благодаря которому боги не знают ни болезней, ни старости. Она стала супругой Геракла после обоготворения этого героя. Античные камеи изображают ее в виде молодой девушки, ласкающей орла Зевса.

Скульптор Канова представил Гебу во всем блеске молодости и красоты, стройную, полную грации, с поднятой рукой, как бы готовой наполнить кубки богов. Торвальдсен придал ей более спокойные, величавые движения и формы, более согласные с представлениями о ней древних греков.

Илифия – богиня счастливых родов; она осталась девственницей и проводила все свое время, помогая женщинам в родах. Послушная дочь, она исполняет все приказания своей матери Геры, которая часто заставляла ее служить орудием своей мести. Когда наступило время родов богини Латоны, матери Аполлона и Артемиды , которую Гера преследовала, Илифия, следуя приказаниям матери, удалилась на вершину Олимпа. Там она провела девять дней и ночей, не допуская до родов несчастную Латону, страшно мучившуюся все это время. Наконец, тронутая мольбами Ириды, Илифия отправилась в Делос, и Латона благополучно родила богов-близнецов.

Римляне называли Илифию Луциной и часто смешивали ее с Герой, которая иногда носила у римлян то же имя и считалась богиней родов и охранительницей детства. Прекрасная статуя в Ватикане, сохранившаяся до наших дней, изображает Геру Луцину кормящей грудью Марса.

Гера, в греческой мифологии царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и брака. Гера, старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана и Тефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения.

Гера, мать Ареса, Гебы, Гефеста, Илифии. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. В особенности в Илиаде Гера выказывает сварливость, упрямство и ревность — черты характера, перешедшие в Илиаду, вероятно, из древнейших песен, прославлявших Геракла. Гера ненавидит и преследует Геракла, как и всех любимцев и детей Зевса от других богинь, нимф и смертных женщин. Когда Геракл возвращался на корабле из Трои, она с помощью бога сна Гипноса усыпила Зевса и посредством поднятой ею бури едва не погубила героя. В наказание Зевс привязал коварную богиню крепкими золотыми цепями к эфиру и привесил к ее ногам две тяжелые наковальни. Но это не мешает богине постоянно прибегать к хитрости, когда ей нужно добиться чего-нибудь от Зевса, против которого она ничего не может сделать силой.

В борьбе за Илион она покровительствует своим любимым ахейцам; ахейские города Аргос, Микены, Спарта — ее любимые местопребывания; троянцев она ненавидит за суд Париса. Брак Геры с Зевсом, имевший первоначально стихийное значение — связь между небом и землей, получает затем отношение к гражданскому учреждению брака. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера — покровительница браков и родов. Ей были посвящены гранатное яблоко, символ брачной любви, и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались павлин и ворона.

Главным местом ее культа был Аргос, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые пять лет в честь ее праздновались так называемые Гереи. Кроме Аргоса, Гера чествовалась также в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и других городах. Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественной осанкой, зрелой красотой, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми воловьими глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле с короной на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра — кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана. В римской мифологии Гере соответствует Юнона.

Гера - дочь Кроноса и Реи. сестра и законная жена Зевса. покровительница браков, супружеской любви и родов. Гере посвящены гранат, кукушка, павлин и ворон.

После свержения Кроноса ее брат Зевс стал домогаться ее любви. Гера сжалилась над Зевсом только тогда, когда тот принял вид пестрой кукушки, которую Гера нежно прижала к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею.

Так как мать Зевса Рея, предвидя беды, которые могут возникнуть из-за его похотливости, запретила сыну жениться, связь его с Герой триста лет оставалась тайной, пока Громовержец официально не объявил Геру своей законной супругой и царицей богов. Гера искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.

На бракосочетание Зевса и Геры все боги прислали свои дары. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками, которое позднее охраняли геспериды в саду Геры на горе Атлас. У Геры и Зевса родились дети - боги Арес-Эниалий. жестокий бог войны, Гефест-Трудяга. бог кузнечного искусства и вечно юная Геба.

Богиня Гера покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. При желании Златообутая может одарить любого даром предвидения. Велика власть Геры - царицы богов. Все живое склоняется перед ней, великой богиней.

Гера царит на высоком Олимпе, является помощницей и советчицей своему супругу. Но нередки ссоры между Зевсом и Герой. Гера ревнива, и коварно преследует своих соперниц. Она питает ненависть к героям - детям мужа от смертных женщин.

Гера хорошо знала, что, нанеси она мужу слишком серьезную обиду, его молния не минует и ее. Поэтому Гера предпочитала злые интриги в связи, например, с появлением на свет Геракла. а порой заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Однако настал день, когда высокомерие и капризность Зевса стали настолько несносны, что Гера, Посейдон. Аполлон и другие олимпийцы, кроме Гестии, внезапно окружили его, спящего, и оковали сыромятными ремнями сотней узлов так, что он не мог пошевелиться. Он грозил им немедленной смертью, однако в ответ боги, которые предусмотрительно припрятали подальше его молнию, только оскорбительно смеялись. Когда они уже праздновали победу и рьяно обсуждали, кому стать преемником Зевса, нареида Тефида, предвидя междоусобицу на Олимпе, бросилась на поиски сторукого Бриарея, который, действуя всеми руками сразу, быстро развязал ремни и освободил Громовержца. Поскольку во главе заговора стояла Гера, Зевс с помощью золотых браслетов подвесил ее за запястья к небу, а к ногам привязал наковальни. Хотя все боги были до глубины души возмущены таким поступком Зевса, никто из них не осмелился прийти на помощь Гере, несмотря на ее жалобные вопли. В конце концов Зевс пообещал освободить ее, если все боги дадут клятву больше не восставать против него. С большой неохотой каждый из богов поклялся водами подземной рекой Стикс.

Зевс наказал Посейдона и Аполлона, отослав их рабами к царю Лаомедонту, для которого они построили город Трою. Остальные боги были помилованы как действовавшие по принуждению.

Гера же снискала себе полное прощение супруга и даже получила подарок в знак примирения - золотые сандалии необыкновенной красоты, достойные лишь царицы богов. С тех пор Гера получила прозвище Златообутой.

Гера самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей. Так, она наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак. Гера также погубила Семелу, родившую бога Диониса от Зевса.

Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил. Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое. Гера была ранена Гераклом под Пилосом.

Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает он как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову е покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Прекрасна великая Гера. Из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, спокойным величием. горят ее очи. Боги чтят Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов- Тогда гневается громовержец и грозит жене наказаниями. Умолкает Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как сковал ее Зевс золотыми цепями, повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни, и подверг бичеванию.

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съез-жает она с Олимпа. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняет-ся перед ней, великой царицей Олимпа.

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от Геры, превратил Ио в корову. Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснеж-ную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргу-су. Несчастная Ио никому не могла поведать о своих страданиях: обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио. Зевс видел ее страдания. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить Ио.

Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулисьего сто очей, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобожде-на. Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Богиня наслала на несчастную Ио чудовищного овода. Своим ужасным жалом овод гнал из страны страну обезумевшую от мучений страдалицу Ио. Нигде не находила она покоя. В бешеном бег неслась Ио все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в ее тело жало, как раска-ленное железо. Где только не пробегала Мо, в какие только странах не побывала она! Наконец, поел долгих скитаний, достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он_ предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта и родоначальником поколения героев, к которо-му принадлежал и величайший герой Греции - Геракл.

Источники: dic.academic.ru, godsbay.ru, hellados.ru, world-of-legends.su, www.bestreferat.ru

Цивилизация майя

Первые упоминания об этом таинственном индейском народе уходят вглубь первого тысячелетия до н. э. Считают, что в это...

Вертолет Ночной охотник

Ми-28Н «Ночной охотник» официально принят на вооружение Министерством обороны России. «Ночной охотник» соответствует современным международным требованиям...

Гера Гера

(Ηρα, Juno). Сестра и супруга Зевса, царица неба, дочь Кроноса и Реи. Она считалась богиней-покровительницей женщин, покровительницей браков и родов. Гомер изображает ее упрямой, ревнивой и сварливой женщиной. Она ненавидела Париса за его суд, а потому во время Троянской войны была на стороне греков. Ее священной птицей был павлин, и главным местом поклонения ей был Аргос. Римляне отождествляли с Герой свою богиню Юнону.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕРА

(Ήρα) в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Г. с братом - рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах (Hom. II. XIV 301-306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Hes. Theog. 921). Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. (Hom. II. XIV 295 след.). Супружество Г. определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна её ненависть к Гераклу - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Eur. Bacch. 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина) (Apollod. Ill 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста (Hes. Theog. 927 след.). Однако эта её матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа (Hymn. Hom. II 138- 140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., которую он хитроумно приковал к трону (Hyg. Fab. 166).
Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154-174; по другой версии, Тифон - порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Hes. Theog. 853-859). К древним функциям Г. относится её помощь женщинам во время родов. Она - мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврчсфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот её поступок привёл к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Hom. Н. XIX 95-133) и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жёны свою дочь Гебу.
Архаичность Г. сказывается также в том, что её сыном считается Арес - один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Г. на острове Самоc (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморфное прошлое Г. указывает её эпитет у Гомера (Hom. Il. I 568 след.) и Нонна Панополитанского (Nonn. Dion. 47, 711) - «волоокая», приносимые ей в жертву коровы (Sen. Agam. 352), почитание Г. в Аргосе (Eur. El. 171 след.) в виде коровы. Однако Г. прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она - покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Apoll. Rhod. Ill 55-75); в Троянской войне она - ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трёх богинь (Г., Афродиты, Афины). Она идёт даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Г. и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Hom. Н. XIV 341-352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Г. и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Г. был распространён на материке (особенно в Микенах, Аргосе - храм Герайон, Олимпии) (Paus. V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской и её древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса). В римской мифологии Г. отождествляется с Юноной.

Лит.: К1inz A., Ίερος γάμος, Halle, 1933; Pestallozza U., Βοώπις πότνια Ηρη, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2-3. p. 105-37; Potscher W., Hera und Heros, "Rheinisches Museum"., 1961, Bd 104, № 4; его же, Der Name der Göttin Нега, там же, 1965, Bd 108, № 4.
А. А. Тахо-Годи.

Среди античных скульптур Г.: « Г. Фарнезе» (копия греческого оригинала 5 в. до н.э.). На ряде рельефов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Г. изображена рядом с Зевсом; свадьба Г. и Зевса - на метопе храма Г. в Селинунте. В вазописи - сюжеты мифа о Г. в сценах с Ио, «суде Париса» и др. В европейском изобразительном искусстве Г. появляется главным образом в сценах из мифов о Геракле, Ио и Парисе. Среди других сюжетов: «Юнона украшает перо павлина оком Аргуса» (X. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.), «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юпитер и Юнона» (X. Голциус, Аннибале Карраччи, А. Куапель и др.), «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо). Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи», как подательница изобилия - в садовой пластике эпохи барокко. Среди музыкально-драматических произведений 17-19 вв.: «Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы, кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини и «Юнона и Паллада» С. Майра.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гера

Царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и брака. Дочь Кроноса и Реи. Сестра и жена Зевса. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Ей соответствует римская Юнона. Мать Аполлона (Феба), Ареса, Афины, Гебы, Гефеста, Илифии.

// Якопо АМИГОНИ: Юнона получает голову Аргуса // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса // Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Юнона и Луна // Н.А. Кун: ГЕРА // Н.А. Кун: ИО // Н.А. Кун: ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕРА

Великая богиня Гера (1), жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей юной, величественной красотой среди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем богов и людей Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.

Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

(1) Гера (у римлян Юнона) - богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилось и положение женщины в Греции. Как греческая женщина не пользовалась равноправием с мужчиной и в значительной мере находилась в подчинении у мужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса. В культе Геры сохранились следы тотемизма; мы имеем сведения, что ее иногда изображали, например, с головой лошади. Уже это указывает на то, что Гера - одна из древнейших богинь Греции.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

Известняк.
Около 600 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях.
50—79.
Неаполь.
Национальный музей.

Фрагмент росписи белофонного килика.
Середина V в. до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.





Синонимы :

Могущество Геры. Гера — жена Зевса, и поэтому нет богини равной ей по власти. Только она одна решается спорить с Громовержцем и даже обманывать его. Могущественна Гера. Величественная, в длинной роскошной одежде, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера; все живое склоняется перед ней.

На Олимпе у Геры золотой трон рядом с троном Зевса, и, как и ее божественный супруг, она распоряжается громом и молниями; кроме того, в ее власти находятся бури и туманы. [Одной из священных птиц Геры был павлин, потому что множество «глазков» на его хвосте символизировали звездное небо, хозяйкой которого она была.]

Зевс приманивает Геру кукушкой. Гера обладает очень своенравным характером, и потому Зевсу пришлось долго добиваться того, чтобы Гера согласилась стать его женой. Она отвечала отказом на все его уговоры, и тогда отец богов и людей пошел на хитрость. Однажды, когда Гера гуляла, вокруг нее стала виться красивая пестрая кукушка. Гере понравилась птичка, и она с веселым смехом попыталась ее поймать. К ее удивлению, птичка легко далась ей в руки; когда же она, лаская кукушку, прижала ее к своей груди, та внезапно превратилась в Зевса, и теперь уже не Гера прижимала к себе птичку, а Зевс — Геру.

Оказавшись в объятиях могущественнейшего из богов, Гера, наконец, дала свое согласие. [Так как причиной этого согласия была кукушка, эта птица с тех пор стала считаться священной птицей Геры, и даже ее скипетр был украшен изображением сидящей на нем кукушки.]

Свадьба и подарки. Священный брак Зевса и Геры торжественно праздновали все боги. Они одарили их роскошными подарками, но самым ценным был дар от Матери-Земли, Геи. Она подарила Гере чудесную яблоню с золотыми яблоками, дающими вечную молодость. Это дерево Гера поместила на самом краю земли, в саду Гесперид, дочерей Ночи. Охранять дерево она приставила дракона Ладона, который должен был никого не подпускать к чудесным плодам.

Гера - покровительница семьи.

Так как священный брак Зевса и Геры является образцом браков, заключаемых между людьми, Гера является покровительницей семьи и брака. Она связывает между собой супругов, заботится о нерушимости брачных уз и верности в браке, дает людям потомство, помогает роженицам. Ее дочерью была Илифия — богиня-помощница рожающих женщин (некоторые древние писатели даже считали, что Илифия — это не отдельная богиня, а одно из прозвищ самой Геры). Как богине, обеспечивающей многочисленное потомство, Гере был посвящен плод граната, символ плодовитости.

Богиня Гера

Ревность Геры. Однако будучи богиней брака и семьи, Гера часто терпит обиды от своего мужа Зевса. На земле Гера охраняет святость и нерушимость семейных уз, на Олимпе же часто обнаруживает, что Зевс ей неверен и тайно вступает в брак со смертными женщинами. Страшно ревнует тогда Гера и старается всячески навредить женщинам, которых Зевс одарил своей благосклонностью. Она добилась смерти Семелы и всячески преследовала ее сына, она погубила Ино, осмелившуюся взять на воспитание Диониса, она ненавидела лютой ненавистью Геракла и причинила ему много страданий. Одним из примеров ее неукротимой мстительности в отношении женщин, к которым спускался с Олимпа Зевс, служит история красавицы Ио.

Гера и Ио. Однажды Зевс полюбил прекрасную Ио, дочь речного бога Инаха. Чтобы скрыть ее от глаз Геры, он обратил Ио в красивую белоснежную корову. Однако Гера догадалась о хитрости своего мужа и однажды, когда Зевс был в хорошем настроении, обратилась к нему: «О мой божественный супруг! Не откажешься ли ты выполнить мою маленькую просьбу?» — «Конечно, я выполню все, что ты пожелаешь!» — «В таком случае подари мне вон ту корову, никогда еще не видела я такого прекрасного животного!»

Не хотел Зевс выдавать Гере Ио, да делать было нечего — ведь он дал слово. Гера приказала стеречь бедную Ио своему слуге, стоглазому Аргусу; никогда не спал этот бдительный сторож, постоянно бодрствовала хотя бы одна пара его глаз. Никому не могла поведать Ио о своих страданиях. Долго пробыла она в образе коровы, наконец, Зевс послал своего сына Гермеса похитить ее. Явился Гермес к Аргусу, усыпил его игрой на флейте, а потом одним ударом меча отрубил ему голову. После гибели Аргуса Гера поместила его глаза на хвост павлина, и с тех пор он переливается сотней разноцветных «глазков».

Ио снова была свободна, но Гера не оставила ее в покое, наслала она на Ио чудовищного овода. Своим ужасным жалом гнал овод несчастную страдалицу Ио из одной страны в другую; поминутно вонзалось жало в ее тело, жгло, как раскаленное железо, страшную боль терпела она день за днем.

Конец страданий Ио. Наконец, достигла она Кавказа, где был прикован титан Прометей. Он посоветовал ей добраться до Египта. «Там будет конец твоим страданиям!» — сказал Прометей. Послушалась его Ио и после долгих дней пути и многих опасностей достигла этой страны.

Здесь вернул ей Зевс человеческий облик. На берегах благодатного Нила вышла Ио замуж за героя Телегона, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта, а позже его потомки переселились в Элладу и стали родоначальниками поколения героев, к которому принадлежали и два великих героя — Персей и Геракл.

Заговор против Зевса. Постоянно испытывая от Зевса унижения, Гера, конечно же, хотела отплатить ему тем же. Однажды она подговорила других богов лишить Громовержца власти, и все обещали ей помощь и поддержку. И вот как-то раз боги подкрались к спящему Зевсу и связали его. Все могущество Отца богов и людей не могло помочь ему разорвать оковы, и все решили было, что дело сделано. Но тут раздалась тяжелая поступь, от которой содрогались земля и небо, и на Олимпе показалось огромное сторукое чудовище. Это морская богиня Фетида, та самая, что позаботилась когда-то о Гефесте, вывела от врат Тартара на Олимп сторукого великана Бриарея. Устрашились боги, а Бриарей, легко сняв с Зевса оковы, воссел рядом с ним, и никто не осмеливался больше подступить к нему.

Наказание Геры. Расправа Зевса была быстрой и беспощадной. Гера как зачинщица мятежа богов была подвешена за руки на золотых цепях между небом и землей, а чтобы висеть ей было тяжелее, Зевс привязал к ее ногам тяжелые медные наковальни. Так висела она, и никто не осмеливался вступиться за нее, страшась гнева повелителя бессмертных и смертных. Именно тогда Гефест попробовал замолвить словечко за мать, за что и был второй раз сброшен на землю. Зевс помиловал свою жену только тогда, когда она поклялась водами Стикса, что никогда больше не посягнет на его власть. И действительно, с тех пор Гера больше не поднимала мятежей, она только иногда давала волю своему злому языку, попрекая Зевса его бесчисленными изменами.

Приступы неодолимой любви Зевса к Гере. Но не только в ссорах и препирательствах с мужем добивается Гера своего. Она может достичь того же, пустив в дело свою красоту и обаяние. Особенно прекрасной и неотразимой делается она, когда одалживает у Афродиты ее волшебный пояс. И вот, представ перед Зевсом, она заставляет его вспомнить дни сватовства, то, как добивался он ее любви, ночь их священного брака на острове Самос, длившуюся целых триста земных лет. Тогда неодолимая любовь к своей жене охватывает Громовержца, они удаляются вдвоем подальше от всех земных и небесных дел, и сама Земля взращивает травы, которые служат им ложем, а от посторонних глаз их скрывает золотое облако. В такие минуты Гера может добиться от Зевса чего угодно.

Храмы Зевса и Геры.

Самым любимым местом Геры на земле был остров Самос, где, по представленям греков, был заключен ее священный брак с Зевсом. В память этого там был выстроем храм Геры. Храмы в ее честь были и в других центрах эллинского мира. Разумеется, в Олимпии, где чтили Отца богов и людей, не могли не чтить его супругу, и кроме храма Зевса там был великолепный храм Геры. В храме Геры в городе Аргосе находилось ее самое величественное изображение работы скульптора Поликлета. Это была статуя огромной величины, подобно статуям Зевса Олимпийского и Афины Парфенос сделанная из золота и слоновой кости. Богиня была изображена сидящей на троне, на голове у нее был венок с рельефными изображениями Гор и Харит, а в руках она держала скипетр с кукушкой и плод граната.

Гестия.

По возрасту Гестия была самой старшей из олимпийских богинь — ведь ее первую произвели на свет Кронос и Рея. Однако она была и самая мирная богиня. У греков почти не было мифов, в которых она бы принимала участие, она была богиней-девой, и потому не имела потомства ни на Олимпе, ни на земле, у нее не было храмов, до нас почти не дошло ее изображений. Значит ли это, что ее мало чтили? Вовсе нет! Дело в том, что кроткая Гестия была богиней самого священного места в каждом доме — домашнего очага. Поэтому ее храмом как бы являлся каждый дом, а ее воплощением считалось горящее в очаге пламя.

Очаг был настолько священным местом, что под его защитой находился любой человек, который вошел бы в дом и сел рядом с ним. Такому человеку надлежало дать приют и оказать помощь даже если это был твой злейший враг. Так как государство — это нечто вроде большой семьи, то и в зданиях государственных советов горел огонь Гестии, так что она считалась богиней не только домашнего очага, но и покровительницей государств.

В каждом доме огонь Гестии был священным. В нем нельзя было сжигать ничего нечистого или кидать в него мусор, его топили только дровами. Когда семья собиралась за столом, Гестии приносили жертвы в начале и в конце трапезы — в огонь плескали немного вина, посвящая его богине. И людям было за что чтить эту богиню! Ведь она не только была богиней очага, на котором готовили пищу и который обогревал жилища в холодные дни, но и считалась богиней, которая научила людей строить эти жилища. Вообще же, Гестия считалась самой доброй, справедливой и милостивой из богинь, поэтому и был столь велик почет, который ей оказывали и люди, и боги.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди