В «Бхагавад-гите» Кришна говорит Арджуне:
«Поклоняйся Гуру, который вложит в тебя духовное знание. Задавай ему уместные вопросы и служи ему. Святые, глубоко постигшие послание писаний и осознавшие Абсолютную Истину, одарят тебя светом знания».
Гуру часто отождествляется с Богом и всегда считался связующим звеном между человеком и божественным.
Подобно тому, как Луна светит, отражая солнечный свет, и прославляет его, так и ученики получают свет знания от своих гуру, т.к. прямой свет слишком ярок и может ослепить и лишить ученика зрения. Возможно поэтому празднование происходит именно в полнолуние, когда свет луны наиболее ярок.
Это праздник в честь своего личного учителя, всех учителей своей традиции (парампары), всех великих мудрецов Индии и вообще всех гуру как явления.
Гуру пурнима отмечается в Индии медитацией на образ гуру, молитвами за него и пуджей в его честь. Те, кто имеет личного гуру, обычно приходят к нему со словами благодарности и припадает к его лотосным стопам для благословения, а также дарят ему подарки.
В традиции Лайя-йоги в этот день мы своим телом, речью и мыслями выражаем уважение и почтение своему Учителю, а также всем духовным Учителям человечества благодаря Их за Знания, которые Они передали нам.
Во всех направлениях индуизма в этот день ученики приходят выразить почтение своему Гуру или проводят пуджу - поклонение на алтаре, если невозможно прийти к Гуру лично.
«Гуру» - санскритский корень «Гу» означает «тьма», или «невежество». «Ру» указывает на того, кто рассеивает эту тьму. Поэтому того, кто рассеивает тьму Невежества и ведет к Свету, называют Гуру.
Гуру представляет принцип «Божественного света» в материальном мире. Гуру воспитывает, ведёт и разрушает эго ученика. Только тот, кто освобождает нас от иллюзий, вдохновляет и ведет по пути познания своей Истинной природы, может называться Гуру.
Полагают, что самостоятельно невозможно достичь успеха в духовной практике и обрести трансцендентное знание.
В этот день следует помнить первого Гуру, Мать, Отца и учителя, который обучил вас жизненным навыкам, чтению и письму.
Учителя, который дал вам навыки для работы и зарабатывания на хлеб.
Даже ваш консультант по поиску работы - тоже Гуру и благоприятно вспомнить о них всех в этот день.
Многие полагают, что Гуру Пурнима связана только с Гуру, Садгуру, Парамешти гуру и Парампара Гуру. Всё важно. Существует множество категорий Гуру. Мы обязаны помнить всех Гуру в этот день полнолуния. Мы должны медитировать и выражать им свое уважение.
Кроме того, как говорят индийские жители, Гуру Пурнима - это день, когда можно найти своего учителя. В этот день свами и другие люди, которые могут и готовы взять учеников, приходят в некие места для публичных аудиенцией, туда же приходят люди, которые ищут своего наставника, смотрят, слушаю и выбирают своего гуру.
Гурур Брахма!
Гурур Вишну!
Гурур Дэво Машешвара!
Гурур Сатшат Парабрахма
Тасмай Шри Гуравэ Намаха!
Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.
Гуру Пурнима
В полнолуние в месяце Ашадх (июль-август), традиционно празднуется «День Гуру» - Гуру Пурнима. Этот день также известен, как Вьяса Пурнима, день почитания мудреца Веда Вьясы, первого Гуру, который классифицировал Веды, записал восемнадцать Пуран и Махабхарату и также был Учителем мудреца Даттатрейи, почитаемого как Учителя Учителей.
Вьяса
Поклонение гуру - авторитетная традиционная практика индуизма, освященная тысячелетиями и упоминаемая практически в каждом священном писании. Под «гуру» понимается не столько человек, сколько единый божественный принцип, проявленный через тело и личность. Например, в традиции Санатана дхармы, говоря «гуру», мы имеем в виду:
а) Изначального учителя, гуру всех гуру - Бхагавана Даттатрею, наше избранное божество (ишта-дэвата);
Авадхута Даттатрея
б) «Гуру» - как единство всех святых и учителей, гуру как всеобщий божественный просветляющий принцип (садгуру), который проявляются на нашем пути и благословляет нас. Например, святой Дататтрейя описывает своих 24 учителей - гуру, среди которых - земля, вода, огонь, воздух, небо, ветер, луна, солнце, голубь, удав, море, мотылек, пчела, слон, похититель меда, олень, рыба, насекомое, женщина-проститутка, мальчик, незамужняя девушка, изготовитель стрел, змея, паук и т д. Исходя из этого принципа своим гуру следует считать всех, кто когда-либо помогал нам в обучении, учил нас мудрости. К первым гуру относят также родителей и школьных учителей.
в) Линию преемственности святых мудрецов, с которыми мы связаны в этой жизни узами любви и преданности (Древо Прибежища). Например, для нас таким мудрецами являются Брахма, Вишну, Шива, божества-кумары, семь риши, авадхута Даттатрея, Шри Шанкарачарья, авадхута гуру Брахмананда и т. д. А наш конкретный гуру, воплощенный в теле (коренной гуру, дикша-гуру) является последним, «замыкающим» звеном в этом древе.
г) «Коренного гуру», т.е. конкретного духовного учителя, живущего рядом, который обучает и благословляет нас, который является наследником древней линии передачи. В Традиции Санатана дхармы это Гуру Свами Вишнудевананда Гири.
Шри свами Вишнудевананда гири
Понятие «гуру», изложенное в четырех аспектах, не рассматривается по отдельности как разные значения одного слова. Они всегда рассматриваются вместе, хотя конечно, в относительном смысле мы четко понимаем, что иногда мы имеем ввиду нашего мастера как человека, иногда - Бхагавана Даттатрею как изначального учителя учителей, иногда - парамгуру Брахмананду, а иногда - садгуру, что есть внутри каждого из нас.
Авадхута Брахмананда
В Индии Гуру Пурнима отмечается медитациями или созерцанием образа Гуру, молитвами в его честь и обязательной пуджей, адресованной Гуру. В этот день ученики посещают своих Гуру, припадая к их стопам, и дарят им какие-либо подарки, выражая свою благодарность и любовь. День празднования Гуру Пурнима считается благоприятным для поиска Гуру. По индийской традиции часто в этот день те Свами, которые желали обучать людей, приходили в определенные публичные места и беседовали с людьми, а те могли выбрать себе Гуру.
В этот день благодарность Гуру выражается мантрой:
ГУРУР БРАХМА ГУРУР ВИШНУ
ГУРУ ДЕВО МАХЕШВАРАХА
ГУРУ СААКШАТ ПАРА БРАХМА
ТАСМАЙ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА
Учитель - это творец миров Брахма,
Учитель - это хранитель Вишну,
Учитель - это Господь Вседержитель Махешвара,
Учитель - это воистину Сам Парабрахман, Всевышний.
Такому Учителю я поклоняюсь!
В традиции Санатана дхармы процесс поклонения гуру связан с поддержанием осознанности, созерцательного присутствия вне двойственности, когда тот, кто поклоняется и тот, кому поклоняются рассматриваются как Одно целое, Брахман. В каком-то смысле, делая в духе адвайты поклон своему мастеру (намастэ) или касаясь его стоп (пада-намаскар) ученик кланяется сам себе как всевышнему Источнику. Практика поклонения гуру дарует духовное пробуждение, обретение благополучия, благословения на духовном пути.
О плодах данной практики написал великий святой Индии Шри Ади Шанкарачарья, живший тысячу лет назад:
«Лотосовые стопы Учителя с любовью почитая, желай: пусть поскорей придет освобождение от оков сего преходящего мира», - так, дисциплинируя чувства и ум, постигнешь Всевышнего, обитающего в сердце у тебя».
Текст «Устремись к Говинде» («Удар по заблуждению»).
«Если Гуру и сам Бог Говинда предстанут предо мной, кому мне поклониться первому?
Вся слава Гуру, поскольку он привел меня к Говинде!»
«Jai Guru Dev!» ("Джай Гуру Дэв" - "Слава божественному/духовному Учителю!") – такие слова наполняют пространство в день Гуру Пурнимы. Гуру Пурнима - это один из главных ведических праздников, который каждый год приходится на лунный день Пурнима (полнолуние) лунного месяца Ашадха. В этот день мы своим телом, речью и мыслями выражаем уважение и почтение своему Учителю, а также всем духовным Учителям человечества благодаря Их за Знания, которые Они передали нам.
Во всех направлениях индуизма в этот день ученики приходят выразить почтение своему Гуру, либо проводят пуджу – поклонение на алтаре, если невозможно прийти к Гуру лично.
«Гуру» - санскритский корень «Гу» означает «тьма», или «невежество». «Ру» указывает на того, кто рассеивает эту тьму. Поэтому того, кто рассеивает тьму Невежества и ведет к Свету, называют Гуру. Гуру представляет принцип «Божественного света» в материальном мире. Гуру воспитывает, ведёт и разрушает эго ученика. Только тот, кто освобождает нас от иллюзий, вдохновляет и ведет по пути познания своей Истинной природы, может называться Гуру.
Самостоятельно невозможно достичь успеха в духовной практике и обрести трансцендентное знание. Великий учитель Шанкарачарья писал: «Если человек харизматичен, одарен здоровьем, изучил все писания, и даже сам пишет книги, проповедует и имеет последователей, но не вручил себя стопам Гуру, то он не достиг ничего, ничего, ничего!».
В «Шримад-Бхагаватам», написанном мудрецом Вьясой, в беседе Джадабхараты с царем Рахуганой также утверждается: «О, Рахуган! Никто не может достичь осознания души и высшей души совершением аскез, отречением, изучением писаний или поклонением богам. Лишь милостью осознавшего бога истинного Гуру можно обрести такое осознание».
В «Бхагавад-гите» Господь Кришна сам говорит Арджуне: «Поклоняйся Гуру, который вложит в тебя духовное знание. Задавай ему уместные вопросы и служи ему. Святые, глубоко постигшие послание писаний и осознавшие Абсолютную Истину, одарят тебя светом знания».
Гуру играет важную роль в жизни человека, по сути Гуру – это Отец, Брат, Друг и …Гуру – это сам Ишвар, открывающий своим преданным Истину и помогающий в преодолении авидьи.
Медитация на Гуру - источник медитации.
Стопы Гуру - основа пуджи.
Речь Гуру - это сокровенная мантра.
Милость Гуру - дар освобождения.
Гуру всегда помогает своему ученику. Гуру – это сама Любовь и Сострадание, это не человек, пребывающий в свете славы и почитания, а сердце Бхагавана, изливающее заботу и любовь к своим ученикам-детям.
Гуру - Брахма, Гуру - Вишну, Гуру – Махешвара (Шива).
Поклонение Шри Гуру, кто есть проявленный Парабрахман.
Этот день также называется Вьяса Пурнима и учреждён в честь святого мудреца Вьясы, легендарного составителя Вед. Существует две версии, почему именно в этот день отмечается Праздник Учителей. Первая – день рождения самого Вьясы, которого считают воплощением божественного существа, приходящим на Землю один раз в Эпоху для распространения Божественного Знания. По другой версии – это тот самый день, когда Вьяса начал записывать Веды. Впрочем, одна и вторая версия не противоречат друг другу – вполне возможно, что и то и другое событие произошли в один день.
Также Вьяса также был Учителем мудреца Даттатрейи, почитаемого как Учитель Учителей.
Шри Вьяса сделал неоценимое служение человечеству. Он составил четыре Веды, написал восемнадцать Пуран, «Махабхарату», включающую в себя «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» и «Веданта-сутру» - практически все наследие ведической мудрости. Отплатить ему долг, возможно только изучая его работы и практикуя его учение.
А еще в этот день Господь Рамачандра впервые поклонялся своему Гуру Васиштхе.
В 2013 году Гуру Пурнима приходится на 22 июля. Пайлот Баба джи приглашает своих учеников в ашрам в Харидваре, где состоится празднование этого большого духовного события.
В этот день очень благоприятно выразить благодарность человеку, которого вы считаете своим учителем. Неважно, кто это - ваш школьный или университетский учитель, родитель или просто случайный человек, многому вас научивший. Важно - отблагодарить его за знания, которые вы приобрели. Позвоните и поблагодарите его или сделайте ему какой-либо подарок.
Этот день также благоприятен для начала духовного ученичества.
Ягья, проведённая в день Гуру Пурнима, даёт получение Чистого знания, внутреннее блаженство, духовное просветление, самореализацию.
Отрывок из книги «Шри Гуру-даршана» (том 3)
Шрила Вьясадева явился в Матхуре на Ашадха-пурниму, полнолуние, выпадающее на июнь или июль. По всей Индии и, особенно, во Враджа-мандале преданные каждой сампрадаи отмечают этот день как Гуру-пурниму, и поклоняются Вьясадеве, своему гуру , а также всей своей парампаре .
Однажды в конце 1980-х годов, накануне Гуру-пурнимы, Шринивас Прабху, Гопал дас и другие преданные Матхуры обратились к Гурудеву с вопросом: «Разве в нашем храме мы не отмечаем день явления Вьясадевы?»
– Я провожу Вьяса-пуджу, – ответил Гурудев.
– А можно ли и нам тогда прийти и предложить вам пушпанджали и пуджу ?
– Да. Я в этот день поклоняюсь моему Гурудеву и гуру-парампаре . Всё, что с почтением предложат мне, я передам Вьясадеве.
Обрадованные преданные дружно воскликнули: «Тогда мы все придем завтра утром!»
На следующий день небольшая группа преданных из Матхуры пришла к Шриле Гурудеву. Сначала он провел поклонение Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, гуру-парампаре и Шриле Вьясадеве, и только затем позволил местным жителям, которые приняли его своим духовным наставником, выразить ему почтение, предложив арати и пушпанджали его лотосным стопам.
Шрила Гурудев рассказал собравшимся преданным: «Это день явления Вьясадевы, литературного воплощения Кришны, указавшего путь к высшей цели жизни – чистой любви к Богу. Он составил Веды, Упанишады, Пураны, Упапураны и другие дополнительные писания. Большинство людей в этом мире мыслят приземленно и стремятся к материальному благополучию. Для них Вьясадева выделил четыре основные цели человеческой жизни: мирская религиозность, экономическое процветание, чувственные наслаждения и освобождение. Однако сделав это, он не ощутил в сердце удовлетворения.
Тогда, вдохновленный Нарадой Риши, Вьясадева проявил «Шримад-Бхагаватам», зрелый плод древа ведической мудрости. В этом выдающемся писании он совершенным образом описал, как обрести бхакти , чистую любовь к Кришне – пятую и конечную цель жизни. Для живых существ, которые алчут мирского счастья, Вьясадева рекомендовал поклонение различным полубогам.
Подобно рыбаку, который использует наживку, чтобы поймать рыбу, Вьясадева сначала привлекает джив , объясняя, как они могут развиваться в материальном отношении, а потом, завоевав их доверие, постепенно вытягивает их из майи , даруя высший вкус и желание получить према-бхакти .
Вьясадева является инкарнацией Бхагавана, он – изначальный гуру в различных сампрадаях . Таким образом, Бхагаван наделяет Своим могуществом тех, кто связан с Вьясой через гуру-парампару . Существует четыре авторитетные вайшнавские сампрадаи . Вдохновленный садхака , желающий обрести према-бхакти , должен прийти в одну из них, предавшись истинному Вайшнаву, который почитает Вьясадеву.
В «Падма-пуране» Вьясадева написал:
сампрадая-вихина йе мантрас те випхала матах
шри-брахма-рудра-санака вайшнавах кшити-паванах
(Падма-пурана)
Вайшнава-ачарьи четырех сампрадай , а именно: Шри Рамануджачарья в Шри-сампрадае, Шри Мадхвачарья в Брахма-сампрадае, Вишнусвами в Рудра-сампрадае и Нимбадитья в Чатухсана-сампрадае, очищают своим присутствием всю Вселенную. Никакие мантры , кроме тех, что получены в процессе духовного посвящения (дикши ) от учителей этих сампрадай , не принесут желанного плода.
Без милости сад-гуру никто не поймет Вьясу. Майявади просто устраивают шоу, якобы поклоняясь Вьясе, но на самом деле они не следуют анугатье . Они распространяют только спекулятивные идеи и провозглашают себя Богом, разрывая таким образом связь с гуру-парампарой . Это страшное оскорбление.
Шри Чайтанья Махапрабху, Сам Верховный Господь Кришна, принял сампрадаю Своего преданного Мадхвачарьи, а также оказал почтение Вьясадеве, показав тем самым пример, как нужно принимать духовное руководство. Махапрабху взял суть литературного наследия Вьясы и озарил его факелом Своего учения ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы .
Махапрабху был крайне недоволен лжегуру, которые пропагандировали свои собственные теории. Садхакам Он велел находиться под руководством истинных Вайшнава-ачарий. Так, правильным образом практикуя учение ачарий , они сами смогут стать ачарьями , и их наставления всем принесут благо.
Шрила Гурудев объяснил: «Те, кто хочет выразить почтение Вьясадеве, в первую очередь должны поклоняться своему гуру , который принадлежит к авторитетной вайшнавской преемственности и глубоко почитает Вьясадеву. Сад-гуру не примет поклонение себе – он предложит все своему Гурудеву, тот – своему Гурудеву, и так до самого Вьясадевы. Это и есть настоящая Вьяса-пуджа.
Махапрабху проводил Вьяса-пуджу в Гуру-пурниму, и Его последователи продолжили эту традицию. Те, кто не совершает Вьяса-пуджу, не находятся в линии Махапрабху. В Гаудия-парампаре нашим Вьясой является Рупа Госвами, поскольку он исполнил сокровенное желание Чайтаньи Махапрабху.
шри-чайтанья-мано-бхиштам
стхапитам йена бхутале
сваям рупа када махьям
дадати сва-падантикам
(Према-бхакти-чандрика, Шрила Нароттама дас Тхакур)
«Когда же Шрила Рупа Госвами даст мне прибежище своих лотосных стоп? Поняв сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху, он положил начало Его миссии в этом мире и потому очень дорог Господу».
Шрила Рупа Госвами учил нас следовать по стопам тех, кто обладает чистой любовью к Богу. Враджа-деви всегда находятся в анугатье Шримати Радхарани, и наша гуру-варга служит под их руководством.
Шри Гуру необходимо поклоняться в день его явления, а также совершать Вьяса-пуджу на Гуру-пурниму. Почитая Шрилу Вьясадеву, мы почитаем всех ачарий , и к тем, кто правильно соблюдает Гуру-пурниму, придет его могущество.
Шрила Гурудев всегда отмечал этот праздник в Кешаваджи Гаудия Матхе. С годами в этот день стало приходить все больше людей, которые желали выразить ему почтение. После утреннего поклонения Шри Вьясадеве и гуру-парампаре он на протяжении дня давал новичкам харинама-мантру , четки и кантхи-малы из Туласи, а также маха-прасад .
Некоторые члены Веданта Самити высказывались с критикой в его адрес: «О, теперь он непочтительно относится к нашему ачарье , он действует независимо!» Но правда заключалась в том, что четки и бусы из Туласи ему давал сам Шрила Вамана Госвами Махарадж! Он просил Шрилу Гурудева давать харинаму новым людям, и Гурудев следовал указанию своего духовного брата. Когда преданные, которым Гурудев давал четки, становились квалифицированными, Шрила Вамана Госвами Махарадж давал им посвящение в дикша-мантры .
Новичков, горящих желанием практиковать бхакти , Шрила Гурудев обучал основам вайшнавской культуры. «Носите бусы из Туласи, повторяйте харинаму , соблюдайте Экадаши и приходите в храм на праздники: Гуру-пурниму, Джанмаштами, Гаура-пурниму, Рама-навами и Шива-ратри», – говорил он им.
Некоторые были недовольны этим. «Почему вы даете четки из Туласи и харинаму тем, кто недостаточно серьезно следует правилам и предписаниям?» – спрашивали они.
«Если человек в течение хотя бы одного дня будет повторять святое имя, это уже принесет ему невероятное благо, – отвечал он им. – Прежде никто из них не повторял харинаму и не принимал прасад , зато теперь, на Гуру-пурниму, они и святое имя воспевают, и почитают маха-прасад . Они приходят ко мне за помощью в духовной жизни, а я произношу “Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе” – и прошу их повторить.
Если новички хотя бы раз прочитали святое имя вместе со мной, считайте, что они уже встали на путь бхакти . В этой или в следующей жизни они обязательно продвинутся духовно. Это набранное сукрити невозможно разрушить.
Я всегда повторяю маха-мантру , поэтому, повторив ее вместе со мной всего один раз, к новым людям придет духовная сила. Постепенно, благодаря тому, что они будут вспоминать обо мне или повторять харинаму , они очистятся от анартх , и у них возникнет страстное стремление к духовной жизни».
«Если Гуру и сам Бог Говинда предстанут предо мной,
кому мне поклониться первому?
Вся слава Гуру, поскольку он привел меня к Говинде!»
«Джай Гуру Дэв» - «Слава божественному/духовному Учителю!» – такие слова наполняют пространство в день Гуру Пурнимы. Гуру Пурнима - это один из главных ведических праздников, который каждый год приходится на лунный день Пурнима (полнолуние) лунного месяца Ашадха. В этот день мы своим телом, речью и мыслями выражаем уважение и почтение своему Учителю, а также всем духовным Учителям человечества благодаря Их за Знания, которые Они передали нам.
Этот день особо чтим теми, кто встал на духовный путь развития. В этот день ученики приходят выразить почтение своему Гуру, либо проводят пуджу – поклонение на алтаре (подношение божеству как живому существу скромных даров - продуктов питания и цветов) в честь своего духовного наставника или Гурудева.
Гуру (санскр. - достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер) в индуизме и буддизме - духовный наставник, учитель. (Википедия)
Термин «гуру» - это тот, кто искореняет невежество. «Ру» указывает на того, кто рассеивает эту тьму. Поэтому того, кто рассеивает тьму Невежества и ведет к Свету, называют Гуру. Гуру представляет принцип «Божественного света» в материальном мире. Гуру воспитывает, ведёт и разрушает эго ученика. Только тот, кто освобождает нас от иллюзий, вдохновляет и ведет по пути познания своей Истинной природы, может называться Гуру.
Самостоятельно невозможно достичь успеха в духовной практике и обрести трансцендентное знание. Великий учитель Шанкарачарья писал:
«Если человек харизматичен, одарен здоровьем, изучил все писания, и даже сам пишет книги, проповедует и имеет последователей, но не вручил себя стопам Гуру, то он не достиг ничего, ничего, ничего!».
Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик.
Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник. Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей.
Гуру играет важную роль в жизни человека, по сути Гуру – это Отец, Брат, Друг… Гуру – это сам Ишвар, открывающий своим преданным Истину и помогающий в преодолении авидьи (невежества).
Медитация на Гуру - источник медитации.
Стопы Гуру - основа пуджи.
Речь Гуру - это сокровенная мантра.
Милость Гуру - дар освобождения.
Гуру всегда помогает своему ученику. Гуру – это сама Любовь и Сострадание, это не человек, пребывающий в свете славы и почитания, а сердце Бхагавана, изливающее заботу и любовь к своим ученикам-детям.
Гуру - Брахма, Гуру - Вишну, Гуру – Махешвара (Шива).
Поклонение Шри Гуру, кто есть проявленный Парабрахман.
Этот день также называется Вьяса Пурнима и учреждён в честь святого мудреца Вьясы, легендарного составителя Вед.
Существует две версии, почему именно в этот день отмечается Праздник Учителей. Первая – день рождения самого Вьясы, которого считают воплощением божественного существа, приходящим на Землю один раз в Эпоху для распространения Божественного Знания. По другой версии – это тот самый день, когда Вьяса начал записывать Веды. Впрочем, одна и вторая версия не противоречат друг другу – вполне возможно, что и то, и другое событие произошли в один день.
Шри Вьяса (также известный как Ведавьяса, Вьясадева, Бадараяна или
Кришна-Двайпаяна) сделал неоценимое служение человечеству. Он составил четыре Веды, написал восемнадцать Пуран, «Махабхарату», включающую в себя «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» и «Веданта-сутру» - практически всё наследие ведической мудрости. Отплатить ему долг возможно только изучая его работы и практикуя его учение.
Согласно «Бхагавата-пуране» (песнь 1, гл. 3, текст 21) Вьяса является семнадцатым воплощением Бога.
А еще в этот день Господь Рамачандра впервые поклонялся своему Гуру Васиштхе.
Праздник Гуру Пурнима посвящается всем Гуру (т.е. Учителям). Этот праздник очень ценят в Индии. Все люди выражают благодарность своим Гуру.
В этот день очень благоприятно выразить благодарность человеку, которого вы считаете своим учителем. Неважно, кто это - ваш школьный или университетский учитель, родитель или просто случайный человек, многому вас научивший. Важно - отблагодарить его за знания, которые вы приобрели. Позвоните и поблагодарите его или сделайте ему какой-либо подарок.
«Итак, вьяса-пуджа проводится один раз в году, в день рождения духовного учителя. Поскольку он – представитель Вьясы и без искажений несет нам знание, которое передается по цепи ученической преемственности, ему выражают почтение. Это называется вьяса-пуджей. Духовный учитель принимает все эти почести и подарки не для себя, а от имени Верховной Личности Бога…
Таково положение духовного учителя. Не думайте: «Этот человек сидит в роскошном кресле и принимает почести и подарки». Это необходимо лишь для того, чтобы научить учеников выражать почтение представителю Бога. В этом суть вьяса-пуджи».
Шрила Прабхупада
Этот день также благоприятен для начала духовного ученичества.