07.08.2019

Хеллоуин. Отношение Православной Церкви к его празднованию. Борцы с хэллоуином в рф неправильно понимают подоплеку праздника


Как известно, приближается этот мерзкий праздник, навязанный нам западом. Хочется предупредить всех православных, чтобы их не затянули случайно на это мракобесие.

кадр из фильма "Хеллоуин"

Священник Александр Усатов

«Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?»

(2 Кор. 6:14-15)

Русская Православная Церковь не благословляет своим чадам участие в языческом празднике Хэллоуин в любой форме по ряду причин:

1. Происхождение, форма и сущность этого «праздника смерти» - языческие и несовместимы с верой в Воскресшего Христа - Победителя ада и смерти. Истоки его относят к поверьям древних кельтов, которые считали, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир, и обитатели ада проникали на землю. Прославляя языческого бога Самхаина (Повелителя Смерти), древние кельты приносили ему жертвоприношения, уповая на то, что «задобренный» Самхаин разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина


Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

2. Хэллоуин является кощунственным глумлением над днем Всех Святых и над самими святыми: в день, когда воспоминаются святые, христиане одевают на себя костюмы бесов, что в соответствии с церковными канонами является тяжким грехом.

3. Кроме того, само празднование дня Всех Святых 1 ноября для православных христиан является неприемлемым, ибо Православная Церковь отмечает день Всех Святых не 1 ноября (в этот день память всех святых с 835 г. празднует Западная Церковь), а в воскресенье, следующее за праздником Пятидесятницы, т. е. в начале лета.

4. Вся символика этого праздника неприемлема для православного христианина, ибо являет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: гадания, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, языческие обряды принесения жертв злым духам, обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей, служащей образом мёртвых, а также розыгрыши сомнительного характера. Ассоциативная связь между дикими «обрядами» Хэллоуина и сатанистскими культами настолько очевидна, что даже в самих США многие считают Хэллоуин праздником сатанистов.

5. Хэллоуин является средством дегуманизации и демонизации детского сознания, вводя моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии, поэтизируя жестокость. Игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью - это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. Снятие естественных для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, на использование даже в игровой форме крови жертв в качестве лакомства, актов вандализма и пр. приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина


Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

При этом все убеждения в том, что Хэллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым традиционные духовные устои. Если по какой-либо причине православный христианин был втянут в кощунственные обряды этого праздника, ему необходимо принести пред Богом искреннее покаяние на исповеди.

Опять меня заткнули! Поэтому пишу здесь: Власть на нашей стороне, ура! А неверующих просто жалко.

Шамиль (Павел) ЗАРИПОВ

Приближается 31 октября, когда множество людей внезапно начинает готовиться к так называемому хэллоуину (Halloween) — «Дню всех святых». Причём тут тыква, зачем молодёжь наряжается в демонов и чудовищ, и причём тут святые? Информация бралась из самых разных источников, отдельное спасибо сайту Русской Православной Церкви в Лондоне (РПЦЗ) за публикацию интересной проповеди .

Кельтский праздник урожая… и смерти

Праздник Хеллоуин появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. Есть распространённая среди католиков, православных и протестантов точка зрения, что кельты почитали бога смерти по имени Самайн, умилостивляя его жертвами, а другие источники говорят, что «Самайн» (Саман, Сауин и так далее) следует переводить с ряда языков кельтского происхождения как «конец лета».

Кельты считали, что в этот день бог умирает, чтобы позже родиться вновь. Потому в ирландском Samhain — это ноябрь, и в этот день начинается новый год. Также в этот день завершали складирование зерна, резали скот, делая запасы на зиму. Люди прыгали через костры. По преданию, в этот день умирали люди, нарушавшие обрядовые табу.

И в современных северных областях Ирландии и Шотландии проводятся всевозможные ритуалы умилостивления духов и в канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти.

Друиды верили, что если бог смерти (или просто духи) останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хеллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat (кошелёк или жизнь), представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Видно, что праздник, в конечном итоге, выходит довольно-таки грустным и имеет мало отношения к христианству. Но почему же он сохранился в христианском мире?

Миссионерская дипломатия

Со дня Пятидесятницы (дня создания Церкви), служителям Христовым было необходимо вести миссионерскую деятельность в языческой среде. И порой вступали в смертельную конфронтацию, когда проповедников убивали. Но следом приходили новые люди, рассказывали о Христе, и в конце концов, Церковь победила. Почти трёхсотлетний опыт борьбы церкви с римским синкретизмом показал, что христианство победило не административной и не военной силой, а чем-то другим. Сверхъественной силой Святого Духа, который вдохновлял сотни и тысячи мучеников на их подвиг во имя Христа.

Также неправомочно считать, что христианство навязал Римской империи Константин Великий. Христиан в то время было не более десяти процентов, но просвещённый Святым Духом неглупый правитель понимал, что разрозненное противоречивое язычество не в состоянии что-либо противопоставить таинственной Силе, которая в ночь перед решающей битвой явила ему крест и сообщила «этим победишь!». Показать римлянину крест (орудие казни!) как оружие победы – это по-настоящему сильно. Но Константин поверил и вошёл и в историю и в святцы.

В Восточной Римской империи христианство стало государственной религией со всеми плюсами и минусами этого положения. У Церкви появился тот самый административный ресурс, и порой это поворачивалось и против неё самой – и снова оказывалась в позиции, казалось бы, безнадёжно гонимой. А иногда христианские правители силой или указами подавляли деятельность еретиков. Всё это было. Но Церковь всегда могла показать, чем она победила на самом деле.

В 7 веке в Англии бенедиктианский учёный монах Беда Достопочтенный составил «Церковная история народа Англов», где приводит историю миссионерской деятельности Церкви среди островных народов. И приводит интересное письмо самого святителя Григория Великого к посланному им аббату Меллиту.

«Когда Бог Всемогущий приведет вас к нашему преподобнейшему брату епископу Августину, сообщите ему мое решение, принятое после долгих раздумий относительно народа англов. Я решил, что храмы идолов этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находящихся в них идолов, возьмите святую воду, и окропите эти капища, и воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Ибо если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой Истинному Богу. Когда эти люди увидят, что святилища их не разрушены, они изгонят заблуждения из своих сердец и с большей охотой придут в знакомые им места, чтобы признать Истинного Бога и молиться Ему.

Также можно заменить каким-либо праздником присущий им обычай закладывать быков в жертву демонам. Так, в день освящения даров или в праздники святых мучеников, чьи реликвии помещены в храме, следует позволить им возводить вокруг храма шалаши из веток и праздновать там. Не давайте им приносить животных в жертву дьяволу, но пускай они сами употребляют их в пищу, благодаря Творца всех созданий за Его щедрые дары. Так через внешние радости им легче будет прийти к радостям внутренним; ведь невозможно в один миг лишить всего их неподатливые умы.

Человек, намеревающийся взойти на вершину, карабкается по уступам вместо того, чтобы перепрыгивать через них. Так и Господь, явив себя израильтянам в Египте, повелел им служить Ему теми же жертвами, что до того они приносили дьяволу, и приказал им закладывать животных в жертву Ему. Уже с иными чувствами они откладывали часть жертвы и оставляли прочее, и хотя они закладывали тех же самых животных, но приносили их в жертву Истинному Богу, а не идолам, и, значит, это была уже иная жертва. Это вы и должны передать нашему брату, дабы он в своем положении рассудил, как лучше это сделать».

И именно эта методика миссионерства, которая привела к наибольшей эффективности и во многом сформировала наш богослужебный круг. Так, у нас сегодня есть праздники, заместившие когда-то языческие. Например, доподлинно неизвестно когда именно родился младенец Иисус Христос. Но 25 декабря в Римской империи праздновали день Непобедимого Солнца (по разным версиям, Митры или Сола).

И вот, в 4 веке священноначалие принимает решение установить празднование Рождества Христова – с целью рассказать людям о праздновании рождения «Истинного Солнца Правды». В Писании и песнопениях Господь Иисус Христос называется Незаходимым Светом (Откровение, главы 21-22), и Солнцем правды (Малахия 4:2). В праздник заложена радость о том, что Господь пришёл в мир, чтобы принести нам спасение, в песнопения заложено догматическое поучение об учении Церкви. Сравните это с рекомендациями святителя Григория Великого, и вы будете смеяться над «разоблачениями», в которых утверждается, что православные празднуют языческие праздники.

Хеллоуин — дипломатический провал… или реакция?

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и примерно в 5 веке установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье по Пятидесятнице, то пятидесятый день после Пасхи плюс неделя).

От праздника Всех Святых и происходит слово Хеллоуин — т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых,» которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Хеллоуин.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заманить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество.

Общество, убеждая нас в том, что Хеллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

Как в случае со многими неоязыческими культами (в том числе славянским), христианству удалось побороть сущность религиозной системы кельтов. Люди забыли страшную суть некоторых праздников, обрядов. Но Церковь, в рамках своей миссионерской дипломатии, попыталась взять от неё важное и достойное, чтобы дать людям старое содержание на новый лад – то есть память предков и почитание умерших.

Насколько успешно это получилось – можно судить по тому, что 31 октября в Западной Церкви память всех святых всё же чтится – там, где есть такое почитание. Люди вспоминают именно святых и молятся об усопших. Но параллельно существует некое остаточное явление от языческого праздника – со всеми известными атрибутами.

Отдельные участники хэллоуина зачастую считаются христианами и совершенно спокойно в этот день рисуют и вырезают тыквенные рожицы, одеваются в страшные костюмы и идут на тематические мероприятия, не осознавая несовместимости демонского обличия со званием христианина. Тогда как большая часть вообще отрицает религиозную подоплёку происходящего и даже могут быть атеистами. Но это особенно страшно, ведь человек вступает в праздное общение с тёмными силами, отвергая Бога. И становится игрушкой в руках этих сил.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, люди наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий.

Фонарь Джека

Посмотрим в википедии, что из себя представляет фонарь Джека (он же зловеще улыбающаяся тыква). «Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю. Согласно ирландской легенде (очевидно, что созданной уже после принятия христианства) жадный до денег кузнец-выпивоха Джек предложил как-то властителю преисподней пропустить с ним пару стаканчиков в трактире.

Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил дьявола обратиться монеткой. После чего Джек, не мудрствуя лукаво, быстро положил её к себе в карман, где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке - «у Христа за пазухой». И, как ни старался, он не мог принять первоначальное обличье. В конце концов, дьявол добился своего освобождения, пообещав взамен год не строить Джеку козни, а также после его смерти не претендовать на его душу.

Во второй раз хитрый кузнец обвел вокруг пальца доверчивого Сатану, попросив его залезть на дерево за фруктами. Как только нечистый взгромоздился на раскидистую крону, Джек нацарапал на стволе крест. Так он выторговал себе ещё десять лет беззаботной жизни. Воспользоваться полученными привилегиями выпивоха Джек не смог, потому что в скором времени умер. После смерти грешника не допустили в рай. Ни Богу, ни дьяволу Джек оказался не нужен.

Неприкаянный ирландец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил лукавый. Джек положил тлеющий огонек в пустую репу и пустился в странствование. Отсюда и название фонаря - англ. Jack-o-lantern, сокращённое англ. Jack of the Lantern».

История интересная и даже в чём-то поучительная, но опять же, имеющая мало отношения к Православию. Но она отвечает на вопрос о том, кого же показывает нам светящаяся тыквенная голова. Точнее, изначально репы. Там же мы читаем интересное дополнение о распространении хеллоуинской резьбы по тыкве:

«Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США (благодаря шотландским и ирландским мигрантам), светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых. Впервые создание тыкв-светильников в Северной Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия».

Подобная история есть и в текстах для чтения наших школьных учебников английского языка. Итак, мы узнаём из открытых источников (которые легко проверить другими), что традиция использования тыквы чрезвычайно поздняя. Но даже более древняя традиция изготовления подобных светильников исходит из легенды о падшей неприкаянной душе. В Православии нет учения о призраках людей. Неприкаянно бродят по земле, причиняя людям неприятности, только бесы.

Колядки или Кошелёк-или-Жизнь?

Я вырос в маленьком военном городке, и помню, что на рождественские святки по домам ходили всем известные детишки из неблагополучных семей. С некоторыми из них я учился в параллельном классе, и нам никогда не было жалко для них конфет, печенья и мелких денег.

В биографии отца реформации Мартина Лютера я встречал момент, что в юности, учась на юридическом факультете, он едва сводил концы с концами и зарабатывал на пропитание пением под окнами псалмов и других песнопений. По всей видимости, это была нормальная практика в католических странах. Получается, что эту традицию церковный народ также вполне успешно воцерковил.

Но если воцерковлённая молодежь сегодня поёт «Слава Богу родился Христос», тропари и кондаки, то народные колядочные песенки довольно жёсткие – кто не подаст, тому что-то будет («Кто даст, Тот - князь, Кто не даст - Того в грязь!»). Но что остаётся петь человеку, для которого не существует радости о родившемся Господе? А как мы уже знаем, с похожей мотивацией ходила по домам кельтская молодёжь. Кто не подаст (не принесёт жертву) – на того прогневаются духи, предки и так далее.

В самих колядках нет ничего языческого, если человек приходит попросить, неся в ответ светлую радость христианского праздника.

Ночь нечистой силы или о свободе быть человеком

В том, как отмечает хэллоуин современный секулярный мир, нет ничего христианского. Это очередной разнузданный праздник, спекулирующий на его якобы целиком христианском происхождении. Ясно об этом и говорит стремление приодеться пострашнее. Люди одевают костюмы скелетов, бесов, вампиров, зомби, красят лица страшным гримом и собираются на вполне разгульные действия, где часто рекой льётся алкоголь.

Люди приравнивают себя к нечисти забывая о высоком достоинстве человека. Светские гуманисты много говорят об этом, при этом отношение к религии выражают через категории свободы. Но Библия и Православная Церковь говорит о высшем предназначении человека. Человек свободен, он волен выбрать и путь полного порабощения себя стихиям мира сего, но при этом, как не парадоксально, потеряет свободу. Свободу быть человеком.

Хэллоуин - уже традиционно воспринимается нами, как праздник нечистой силы. Его история восходит к языческим верованиям кельтов, однако христиане Запада именно в этот день установили большой и радостный праздник - «День всех святых» . Такой выбор, конечно же, был не случаен. Он связан с именем первого ирландца-христианина, не испугавшегося выступить против сил тьмы в те дни, когда по верованиям его народа, зло получало особое могущество. Этим человеком был святой Патрик.

Мифология Хэллоуина корнями уходит в кельтское язычество. В их календаре на этот день приходится праздник Самайн, хотя собственно праздником его назвать трудно.

Древний кельтский год был разделен на два сезона: холодный и теплый. На календарной табличке, найденной в 1897 году во французском городке Колиньи, каждый день имел пометку “Мат” или “Ant”, то есть удачный или неудачный. Концепт доброго и злого времени можно встретить и в знаменитой эпической поэме “Похищение Быка из Куальнге” , где ученик друидической школы спрашивает своего учителя, благоприятны ли знамения для сегодняшнего дня или нет.

Самайн считался началом нового года, однако новогоднего настроения он явно не вызывал. Это был самый опасный и зловещий день во всем календаре. Юлий Цезарь, ведя войны в Галлии, комментируя некоторые кельтские религиозные представления, отмечал, что в день Самайна открывалась дверь между мирами, и боги свободно входили в пространство человеческой жизни. Дорога была открыта в оба конца. Люди тоже могли проникать в мир иной, но часто это был one-way ticket - билет в один конец. Кельтские боги не любили незваных гостей и сами были гостями ужасными. Разгуливая в этом мире, они скорее напоминали выпущенных из клеток зверей.

Согласно “Битве при Маг Туиред” , они постоянно воевали друг с другом, а встреча с людьми превращалась в резню. Не было ни одной армии, которая смогла бы им противостоять. От богов можно было только откупиться жертвоприношениями. Согласно Диодору Сицилийскому в качестве “новогодних подарков” на Самайн кельты иногда убивали даже собственных детей.

Самайн тесно связан со вторым большим сезонным праздником кельтского календаря Белтайном, который отмечался 1 мая. Согласно сообщению святого Кормака, ирландского епископа X века, в течение Белтайна друиды строго следили, чтобы никто не разводил огонь. Первым в эту ночь должен был загореться священный костер на холме Тара, который служил защитой от грозящей катастрофы. В “Книге Завоеваний” говорится, что именно в Белтайн страшное моровое поветрие уничтожило первых людей, населявших Ирландию - эпидемия была столь яростной, что мертвецов даже не успевали хоронить. И именно в Белтайн, согласно “Книге бурой коровы”, богами было уничтожено второе население Ирландии, пришедшее сюда через тридцать лет после катастрофы с моровым поветрием.

Как видим, Белтайн также трудно назвать праздником. Это скорее был национальный траур и всенародное выражение ужаса перед «божественным геноцидом». В ночь на первое мая под страхом смерти должны были быть потушены все костры. И за всю историю, только единственный человек осмелился нарушить это указание. Им был просветитель Ирландии святой Патрик. Его встреча с друидами и верховным королем Ирландии произошла именно в ночь Белтайна, который, согласно преданию, в тот год совпал с христианской Пасхой.

Патрик не побоялся развести костер на соседнем холме. Ужас охватил друидов. Один из них прорек верховному королю, что если этот огонь не потушить сейчас же, то его пламя распространится по всему острову, разрушив старую веру и ее страхи… Так, собственно, и случилось. Как известно, миссия равноапостольного Патрика была невероятно успешной. Примерно за полвека Ирландия из страны, где царили дикие жертвоприношения, превратилась в “остров ученых и святых”. Люди перестали бояться “незваных гостей” из потустороннего мира. Кельтское общество было радо освобождению от сомнительного “культурного наследия” язычества, требующего смертоубийства и наводящего ужас. Бояться теперь было нечего. Ведь Тот, Кто победил ад, разрушил и двери адского Самайна.

Именно в этот день кельтские христиане в VIII веке начали отмечать память всех святых, которые как бы стали “армией”, остановившей рассвирепевшие полчища языческих демонов. Таким образом, христианство не вытеснило из народной памяти важную для всей кельтской культуры дату, но наполнило ее новым смыслом.

Идея “христианского Самайна” - когда воины Христовы встают на защиту людей от озлобленных духов, вышедших на охоту - так понравилась Риму, что столетием позже Папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей Католической церкви праздником в честь “Всех святых”, а Карл Великий повелел отмечать этот праздник по всей империи франков.

Собор Всех Святых в Британии и Ирландии просиявших

Религия кельтских друидов зачастую очень далека от той романтики и доброго волшебства, которые приписывают ей сегодня в кино и книгах. Вся история Самайна, или того что сейчас называют Хэллоуином, связана с весьма страшными верованиями и традициями духовной жизни языческих кельтов. Лишь приняв Христа Воскресшего как победителя смерти, кельты победили и собственные страхи. Смертоносный Белтайн наполнился радостью о Христе Воскресшем, а грозный Самайн стал обычным новогодним торжеством – добрым и веселым.

В последнее время в России стало модным праздновать так называемый Хэллоуин или же подобные ему маскарады, где главными участниками событий становится разного рода нечисть — вампиры, ведьмы, колдуны, оборотни и т.д. Несмотря на набирающую популярность в нашей стране Хэллоуина, большинство людей, не имеет никакого представления о его сути и истории. Мы можем отстраниться от участия в языческом празднике Хэллоуин если поймем ту духовную опасность, которую он несет, и узнаем историю этого антихристианского праздника.

История праздника

Считается, что Хэллоуин (Halloween, или как его еще называют Hallow Evening) - праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых и традиционно празднуется в англоязычных странах. Но с конца XX века, в ходе процесса американизации и глобализации, мода на атрибутику Хэллоуина возникла также в большинстве неанглоязычных стран Европы и в СНГ.

Праздник Хэллоун возник в дохристианские времена среди кельтских племен Шотландии, Ирландии и северной Франции. Прообразом этого праздника является кельтский фестиваль Самхейн (Samhain). Считается, что в языческие времена праздник не имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного. Однако это не совсем так. Самхейн (или Сауин, Самайн ) является кельтским богом Смерти. Некоторые исследователи считали слово «Самайн» происходящим от имени Сатаны.

В древних землях нынешней Англии и в холодных частях Франции жили кельтские племена. Эти племена были язычниками и как все язычники они поклонялись стихиям природы, самым почитаемым богом у них было Солнце. Древние Кельты разделяли календарный год на 2 части — летнюю и зимнюю. И каждая из этих частей года имела своего бога. С приходом зимы, 1 ноября — бог Солнца попадал в плен к Самхейну — это властелин мертвых и князь тьмы. Также Кельты считали, что (правильный) день начинается с заходом солнца, и в эту ночь открывались таинственные двери тёмного мира, все преграды между нашим материальным и потусторонними мирами устранялись, и обитатели тёмного ада попадали к нам на землю, дверь между мирами открывалась всего на одну ночь.

Важной частью языческого культа являлся акт жертвоприношения тёмным силам, состоящим на службе у Самхейна. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхейна обрушатся на людей.

В IX веке, когда христианство распространилось на территории Великобритании, эти языческие традиции смешались с христианским праздником — католическим Днем Всех Святых (All Hallows Even). Католическая Церковь долго боролась с языческими обычаями пугать и задабривать злых духов, поэтому перенесла с мая на 1-е ноября празднование Дня Всех Святых. Идея совмещения христианского почитание святых и языческого поклонения злым духам принадлежала папе Григорию III, надеявшемуся таким образом христианизировать праздник и искоренить язычество. Однако необходимо отметить, что христианизация языческого праздника Самхейн не удалась. Через несколько веков в средневековой Англии он получит название «Канун Дня Всех Святых» (All Hallows Eve). Еще позже название трансформируется в Hallowe’en, и в конце концов станет привычным уже Halloween. Таким образом, языческий праздник не только выжил, в сознании людей он просто слился с церковным. Поэтому празднование Хэллоуин, скорее, является кощунственным глумлением над Святыми, т.к. он не пропагандирует Господа Иисуса Христа, как это делают Рождество и Пасха. Совсем наоборот, личность, прославляемая в Хэллоуин, — дьявол.

Атрибуты и обычаи

В ночь с 31 октября на 1 ноября друиды — жрецы древних кельтов — собирались в дубовых рощах на вершинах холмов (кельты считали дубы священными деревьями), зажигали костры и приносили злым духам жертвы, чтобы умилостивить их. А по утрам друиды дарили людям угли от своих костров, чтобы те разжигали очаги своих домов. Огонь друидов согревал дома в течение долгой зимы и охранял дом от нечистой силы.

Очень важный атрибут этого празднования является тыква, а именно тыквенная голова — «светильник Джека». Он представляет собой голову, вырезанную из тыквы с подсветкой изнутри. Какой смысл кроется за традицией Джека-Фонаря? Мировая Энциклопедия (выпуск 1977 года, том 9, стр. 24-26) гласит: «Безобидная на вид светящаяся тыква, изображающая лицо Джека Фонаря, является древнейшим символом проклятой души» . Существуют разные версии откуда появился это символ праздника Самхэйн. С одной стороны, ранжевая тыква это символ завершения сбора урожая с полей, с другой — это символика злого духа и огня который отпугивает его. Но всё же истинным источником происхождения традиции с тыквами — является легенда о пьянице с именем Джек, подписавший сделку с самим дьяволом. После этого Джек не мог попасть ни в Рай, ни в Ад, и был проклят бродить по земле до времени Страшного суда.

Также частью празднества является «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения тёмным силам. В этот вечер, по обычаю древних кельтов, духам выставляют угощения, чтобы они не вторглись в дом. В эту ночь приносятся в жертву животные и от священного огня зажигают зимний очаг в доме.

Основными темами Хэллоуина являются смерть, зло, оккультизм и монстры. Традиционными цветами являются чёрный и оранжевый.

В меню праздника обязательно должны входить адские блюда и мерзкие коктейли. Нужно порадовать всех приглашенных гостей, чтобы они с голоду не съели хозяина вечеринки. Это могут быть и «отрубленные руки и пальцы», супчики из «глаз», «уши и нос» Старого Мертвого Джо, а также различные напитки и десерты из «кровавых сердец и ядовитых мухоморов».

Суть Хэллоуина

Древний смысл Хэллоуина – это наладить связь между миром потусторонним и нашим. В эту ночь открыты ворота и в прошлое и в будущее. Ведьмы и демоны хранители этих ворот. Считалось, что в этот вечер вся нечисть оживает и устраивает свое празднество – гоблины, ведьмы, злые духи, оборотни.

Создание этого праздника не обошлось без влияния тёмных сил, иначе откуда столько атрибутов смерти, зла и страха. Печально, что многие развлекаясь в замысловатых костюмах праздника, забывает или даже не знает главную суть Хэллоуина. Духи Хэллоуина это и есть те самые бесы , которые соблазняют человеческие души с праведного пути. Этот праздник связан с жертвоприношениями и с поклонением перед тёмными силами, ведь объектами почитания на мероприятиях Хэллоуина выступают черти, бесы, ведьмы, злые духи и т.п., составляющие «нижний ряд» религиозного культа служения сатане как противника Бога. Кстати, для сатанистов Хэллоуин — самый главный праздник смерти, напрямую прославляющий сатану.

Поэтому, празднуя день нечистой силы, сами не зная этого или не воспринимая всерьёз, мы празднуем его вместе с сатанистами, ведь связь между их культами и дикими «обрядами» Хэллоуина очевидна. Ведь для друидов Ночь Духов — время смерти солнечного Бога.

Многие празднуют этот праздник, не задумываясь о его смысле и содержании. Для некоторых людей Хэллоуин это ещё один повод встретиться и повеселиться. Но заигрывание с нечистой силой, даже если они не воспринимаются серьёзно, уводят от веры в Единого Бога. Молодежь заблуждается, думая, что подобные празднества – не более чем веселое времяпровождение.

Хеллоуин — это попытка подружиться с нечистой силой. Это виток оккультизма, и его ловко использует дьявол, внушая людям, что это замечательный безобидный праздник, на котором просто весело и интересно. Самая распространенная реакция людей, для которых Хэллоуин – праздник, это призыв считать явление нейтральным.

Однако Хэллоуин - это не сказочный карнавал, а вполне определенной направленности квазиритуальное действо, имеющее прямое отношение к религиозному сатанизму. Празднование Хэллоуина есть скрытая форма духовно-культурного геноцида. Общество, убеждая нас в том, что Хэллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

Следует учитывать, что религиозная культура сатанизма во многом основана на примитивном магизме. Согласно магическим представлениям считается, что участие человека в определенном ритуализированном действии так изменяет его сущность (духовную и телесную), что это изменение уже не может быть ликвидировано, «стерто» . С этим связана «уловка» Хэллоуина как «праздника всем святым». Считается, что человек, даже обманом вовлеченный в религиозное почитание сатаны (даже в «шутливой» форме) так изменяется в своей духовной сущности, что он уже никогда не сможет служить Богу, даже если и не станет позже «сознательным» сатанистом. Таким образом, религиозная цель сатанизма, состоящая в том, чтобы не дать человеку возможности достичь религиозного спасения, вечной жизни с Богом (погубить душу) во всяком случае достигается. Человек демонстративно отрекается от Бога (напяливая на себя «бесовскую рожу») и, тем самым, не может служить Богу и рассчитывать на жизнь после смерти, даже если он и не станет позже «посвященным» последователем религиозного культа сатаны, не будет совершать сатанистских обрядов, участвовать в сатанистских ритуалах и т.п. Его душа все равно «погибнет», Бог ее «не примет».

Отметим, что в христианском понимании это также рассматривается как «уловка сатаны», очередная ложь – ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ПОКАЯНИЕ ЗА ЛЮБЫЕ ГРЕХИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАМЕРЕННОЕ ИЛИ НЕНАМЕРЕННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ ЗЛЫМ ДУХАМ И РАССЧИТЫВАТЬ НА МИЛОСЕРДИЕ И ПРОЩЕНИЕ БОГА.

Культивирование праздника в России

Запад уже давно откровенно пропагандирует идеологию сатанизма, поэтому и праздник «Хэллоувин» стал на Западе «доброй» традицией… Самое ужасное, что этот праздник все активнее культивируется и в России. Несомненно, что подобная тенденция свидетельствует о все возрастающей повсеместно пропаганде сатанизма.

Культивирование этого праздника среди нашей молодежи является одним из методов отталкивание её от Церкви. Наличие в праздновании Хеллоуина элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т.д.) противоречит Православию и разрушительно сказывается для психического и духовно-нравственного здоровья молодёжи.

Православные христиане должны понимать, что принимая участие в подобных действиях, они предаются идолопоклонству и тем самым предают Господа нашего и нашу Святую Веру. Более того, раздавая угощения, мы не раздаем сладости невинным детям, а приносим жертву богу смерти Сауину, слугами которого они становятся, бродя во тьме в подражание мертвым.

Хэллоуин символизирует победу над Христом, а также, как и другие аспекты современной рок- и поп-культуры, проповедует патологическую агрессию.

Влияние на детей

Многие современники воспринимают праздник как весёлое мероприятие для детей. Но игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью — это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития.

По мнению многих ученых — психологов и психиатров — Хеллоуин несет большую опасность для детей. Принимавшие в подобных мероприятиях дети нередко испытывают страх, подавленное настроение, агрессию и склонность к суициду. Все мероприятия Хэллоуина разрушительны для детей и взрослых в психологическом, педагогическом и социальном отношениях.

Организаторы Хэллоуина спекулируют на тяге детей к сказочному, волшебному и необычному. Никто из детей в здравом рассудке не согласится принять участие в ритуале, имеющем отношение к сатанизму, тогда как любой ребенок будет рад участвовать в костюмированном красочном карнавале шутливой направленности да еще с оттенком волшебства, как представляют хэллоуин детям организаторы и пропагандисты этого действа. Думают ли люди в костюмах вурдалаков и упырей, что и кому они платят?

Ритуалы, связанные с этим днём, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать - вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его.

Отношение Церкви к празднованию Хэллоуина

Несмотря на растущую популярность этого праздника в России, Русская Православная Церковь и Совет муфтиев России негативно относятся к празднованию Хэллоуина и считает его «карнавалом Зла ».

В странах Восточной Европы многие представители православной церкви выступают резко против празднования Хэллоуина, считая, что это «праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации».

Однако некоторые приходы англиканской церкви поддерживают праздник, считая его проведение частью христианских традиций Дня всех Святых. Причиной подобного являются ошибки либерализма англиканской церкви.

Следует подчеркнуть, что даже формальное участие в язычестве всегда очень строго осуждалось Церковью и было равносильно измене Вере.

Христиане не должны праздновать такие праздники, потому что они отдаляют нас от Бога и приближают к тьме. «Праздник» Хэллоуин подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Библия против Хэллоуина

Что же говорит Библия: «Удерживайся от всякого рода Зла и не участвуйте в бесподных делах Тьмы, но и обличайте, трезвитесь, бодурствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ходит ища кого поглотить».

В переносном значении слово «тьма» в Библии олицетворяет силы враждебные Богу, Который в силу Своей святости и совершенства является светом (1 Ин. 1:5). Тьма служит символом мира язычников, не знающих Господа и не верующих в Него (Ис. 9:2; 60:2). Тьма — это мир греха и безбожия (Ис. 5:20; Мф. 6:23). Поэтому грехи — это дела тьмы (Рим. 13:12; Еф. 6:12). В мире греха властвует сатана, а «духи злобы» представляют власть тьмы (Лук. 22:53; Деян. 26:18; Еф. 6:12). Христианин же, будучи сыном Христа, не принадлежит тьме (Еф. 5:4-13).

Выводы для верующих

Сатана стремится увлечь человека в мир тьмы и удержать его там. Он пытается ввести человека в заблуждение и отвратить его от Бога (Быт. 3:5). Если сатане это удаётся, то человеческий разум затмевается и притупляется восприятие, и весь человек с его разумом, душой и телом становится тёмным (Мф. 6:23.).

Мiр (в значении Век Сей) является врагом христианину и между дружбой с миром и дружбой со Христом глубокая пропасть. Ничто не наносит такого вреда христианину в целом, как влияние мiра. Не только явные грехи и открытое неверие обкрадывает Христа, лишая Его преданных служителей, сколько любовь к мiру и к мiрским удовольствиям. Ударяясь об эту скалу, тысячи молодых людей постоянно терпят кораблекрушение в вере, ибо хотят иметь все, что предлагает им «этот мiр».

Молодёжь, молодые семьи и все христиане обязаны знать, что слово «мiр» в самом широком понимании это испорченность и зло. Из-за враждебности мiра к Богу в нём господствует растление (2 Петр. 1:4). Невозможно дружить с мiром и одновременно любить Бога (Иак. 4:4; 1 Ин. 2:15-17).

Выйти из мiра совсем нелегко. Чтобы отрешиться от грехов мiра сего представляет собою трудную задачу до тех пор, пока сущность человека будет оставаться прежней. Кроме того, дьявол, занятый своей чёрной работой, всегда находится где-то рядом. Выход из мiра требует непрерывной борьбы и напряжения сил; он влечёт за собой непрекращающееся внутреннее самоотречение.

Когда речь идёт о мiре и о мiрском, то христиане должны твёрдо знать и помнить, что им нужно следовать определённой линии поведения; что им нужно непоколебимо и постоянно отказываться от следования мiрским стандартам в отношении того, что правильно и неправильно. Христианин не должен плыть по течению, вести себя «как все», следовать за большинством, подражая злу.

«Мир сей проходит», и те, кто держится за него и думает только о нём, исчезнут вместе с ним и подвергнутся наказанию вечной погибели. Сатана обольстил всю вселенную. Подростки и молодёжь без страха и стыда «вкушают плод от древа запрета». Главная беда молодёжи с одной стороны обман и обольщение, с другой — незнание. Но незнание греха не освобождает от пагубных последствий для хрупкой человеческой души. «Незнание закона не освобождает от ответственности» — ни на том свете, ни на этом.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Тем, кто хочет поиграть в древних кельтов

Следует помнить, что у них это был вполне мирный и безмятежный вечер в канун дня Всех святых. Вплоть до начала ХХ века мы не встретим в нём ничего крамольного. У нас, православных христиан, тоже есть такой праздник, он отмечается в первое воскресенье после Дня Святой Троицы.

До того, как кельты стали христианами, на эти дни у них приходился праздник осени, завершения сбора урожая и начала нового года. Хотя за язычниками обычно числятся всякие мерзости вроде колдовских ритуалов и человеческих жертвоприношений, ничем таким кельтский Самэйн не отличался, хотя языческих богов в этот день и чествовали и, безусловно, приносили им жертвы. Когда же кельты обратились в христианство, они просто продолжили отмечать Новый год, который теперь практически совпадал с днём Всех святых и стал так и называться - All Hallows’ Eve - «канун дня Всех святых», которое в разговорной речи трансформировалось в Halloween.

Овощные и другие традиции

В течение столетий у кельтов-христиан сохранялись народные традиции и атрибуты праздника - обычай выставлять на видном месте около дома репу или брюкву с вырезанным на ней человеческим лицом, которая в представлении древних должна была отгонять злых духов от дома, где находился собранный урожай. Позже брюкву стали заменять на тыкву - на ней было очень удобно вырезать рожицы. Высушенные тыквы использовали как светильники, поставив внутрь свечу, и так появился обычай украшать дом тыквой. Прочно ассоциироваться с тыквой праздник стал лишь в 1850-х годах.

Помимо овощных традиций, в канун кельтского Нового года, точно так же, как в канун Рождества, бедняки и дети ходили по домам и выпрашивали сладости. В день Всех святых был обычай поминать усопших. Бедняки стучали в дома и собирали списки тех, о ком нужно помолиться. За поминание им давали сладости или какую-то другую еду.

Среди других традиций Нового года, дошедших из дремучих языческих времён, были гадания: шотландские девушки срезали кожуру с яблок и кидали через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии суженого. О похожей традиции у нас пишет поэт Василий Жуковский в своей поэме: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали. За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».

Вот, пожалуй, все традиции Хэллоуина - пока не пришёл двадцатый век с его всеобщей коммерциализацией, секуляризацией и отрицанием всего святого. Тогда же в западном обществе возник непонятный интерес к нечистой силе, всему потустороннему и оккультному. Интерес тут же поставили на коммерческий поток.

Что страшного в страшном празднике?

Именно в ХХ веке древний, языческий Хэллоуин возродили сатанисты, и не просто возродили, а придали ему уже открытый характер поклонения нечистой силе. «Страшный праздник» стал завоёвывать популярность.

Появились новые атрибуты переосмысленного Хэллоуина - решено было его встречать в костюмах ведьм и вампиров, а дом тоже украшать соответственно. Естественно, в таких клыкастых нарядах дети стали выпрашивать сладости с соответствующими шутками: «Конфетка или жизнь». О сборе имён для молитвы в процессе этого речь уже не шла.

Коммерческий размах способствовал популяризации Хэллоуина. После того, как к делу подключились представители киноиндустрии и производители музыки, он стал известен далеко за пределами Европы и США.

История Хэллоуина ещё раз подтверждает: праздник - это смысл, который в него вкладывают. Если кто-то хочет устраивать торжество в честь чертей и вампиров - в добрый путь, вернее, в совсем не добрый.

Ну, а просто понаряжаться-то можно?

Насколько опасны демонические атрибуты «светского» праздника для тех, кто не стремится вкладывать в них какой-то серьёзный смысл, - комментирует священник.

Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево г. Горловка:

Когда мы празднуем какой-то праздник, мы должны представлять его историю. Когда детям предлагают нарядиться в такие «безобидные» костюмы, для начала им нужно объяснить, что именно мы празднуем.

Хэллоуин - праздник древних кельтов. Они делили год на две части - зиму и лето. Когда наступал период зимы - 31 октября - отмечался Новый год. Начало зимы, темноты, гибели, как считали древние кельты. В эту ночь зажигались большие костры и кельты поклонялись языческому богу Самхэйну. Они считали, что в эту ночь открываются двери из мира мёртвых в мир живых и тёмные силы приходят в наш мир. Чтобы задобрить их, чтобы тёмные силы были благосклонны к людям, живущим на земле, им приносились всевозможные жертвы и угощения.

Когда православный ребёнок, ходящий в храм, причащающийся, живущий христианской жизнью, одевается в наряды бесов, ведьм, вампиров, он отождествляет себя с нечистым духом - тем, с чем Церковь ведёт непримиримую борьбу. Мы одеваем своего ребёнка в этого нечистого духа, смеёмся, хлопаем в ладоши и говорим: «Ах, как это весело», - но весело ли это? По-моему, это большая трагедия.

Святые отцы говорят о том, что можно быть либо с Богом, либо против Бога, «нейтрального пути» нет. Если мы своего ребёнка одеваем таким образом либо позволяем ему праздновать Хэллоуин, то с Богом ли этот ребёнок? По-моему, этот ребёнок оказывается не с Богом, а совсем с другой стороной.

Для примера приведу одну фразу. Её сказал Антон ЛаВей, основатель «церкви сатаны» и автор «сатанинской библии»: «Я рад, что родители христиан позволили своим детям поклоняться дьяволу хотя бы одну ночь в году. Добро пожаловать в Хэллоуин».

О каких безобидных нарядах, о каких безобидных празднествах мы можем говорить, когда есть прямое поклонение сатане, когда отмечающие этот праздник напрямую смеются над христианами и христианскими ценностями? Сегодня Хэллоуин существует не в шутку, совершенно всерьёз как праздник поклонения бесам.

Дьявола называют отцом лжи. То, что Хэллоуин - шутка и весёлый праздник, обман. На первый взгляд - ничего не значащий антураж, тыква со свечкой, но это ложь. Дьявол так и действует - методом лжи. Он обманывает людей: «Да оденься, да повеселись, ничего страшного не произойдёт», а страшное происходит, потому что такими действиями, по сути, мы предаём Христа, христианскую веру. Мы предаём то, во что мы верим.

Как отмечал бывший сатанист Джон Рамирес в своей книге «На свободу из дьявольского котла», «мы думаем, что мы не совершаем каких-либо демонических ритуалов или человеческих жертвоприношений, но знаете ли вы, что как только вы нарядитесь, вы тут же принадлежите врагу? Потому что, сделав это, вы передали свои законные права, и вы посвятили себя и своих детей празднованию праздника дьявола. Вы только что заключили пакт с противником и уже пожертвовали своими детьми духовно, наряжая их в соответствующие костюмы».

Протоиерей Николай Марковский:

Тем не менее, православному христианину не нужно как-то особо выделять этот день - вооружаться против нечистой силы, носить святую воду в бутылочке. Если человек по воскресеньям приходит в храм, молится, исповедуется, причащается Святых Христовых Таин, живёт христианской жизнью, это достаточная защита против любых нечистых сил. Ему не надо бояться нечистой силы, пускай она сама его боится. Если ты утром встал, прочитал утренние молитвы, чего тебе бояться?

Хэллоуин в школе: как вести себя родителям?

Православные родители должны быть в курсе того, что такое Хэллоуин, и объяснить своим детям, что он символизирует, чтобы ребёнок не относился к этому как к какой-то игре или ничего не значащему празднеству. Настоятель храма на проповеди должен объяснить взрослым прихожанам и детям историю этого праздника и отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина.

Если такие «торжества» происходят в детском саду, школе, училище, православный ребёнок должен отстраняться от этого, ясно и правдиво сказать преподавателю: «Я православный христианин, и этот сатанинский праздник я отмечать не буду». Я не думаю, что какой-то учитель будет сегодня настаивать, чтобы ребёнок принимал участие в этом празднике.

У меня трое детей-школьников. Мои дети прекрасно знают, что такое Хэллоуин, у нас были беседы на эту тему, и они не стесняются в школе сказать, если проходят такие мероприятия: «Мы в этом принимать участие не будем». В этом нет ничего ни зазорного, ни постыдного. Это чёткое отстаивание своей веры, своих христианских взглядов.

А с тыквой что делать?

Предложим несколько рецептов. Надеемся, вам понравится!

Тыквенный пирог

тыква - 300 г
яблоки - 1 шт.
сливочное масло - 100 г
сахар - 150 г
яйца куриные - 2 шт.
мука - 200 г
разрыхлитель - 1 ч. л.
подсолнечное масло - 1 ч. л.
корица молотая - 1 ч. л.
мёд - 1 ч. л.

Время приготовления: 1 час 30 минут.

Тыкву и яблоки натереть на крупной тёрке и смешать в одной ёмкости, добавить 50 г сахара, корицу и мёд. Также можно добавить немного размоченного изюма и мускатного ореха. Все перемешать и подогреть, пока тыква не даст сок, а сахар хорошо растворится.

Растереть предварительно подогретое сливочное масло с остальным сахаром, добавить яйца и перемешать до однородной массы.

Соединить две смеси: тыкву с яблоком и масло с яйцами. Хорошо перемешать.

Добавить муку. Если тыква дала много сока, муки нужно больше. Если сока мало, наоборот, меньше. Муку смешать с разрыхлителем. Добавлять маленькими порциями, каждый раз хорошо вымешивая. Тесто должно получиться очень густое.

Вылить тесто в смазанную маслом форму и выпекать в духовке при температуре 180°С. Среднее время выпекания - 40 - 45 минут. Поглядывайте за тестом, проверяйте готовность спичкой. Если тыква даст очень много сока, пирог будет готовиться дольше.

Тыквенное печенье

Тыква - 250 г
Яйцо - 1 шт.
Масло сливочное (комнатной температуры) - 200 г
Сахар - 200 г
Мука - от 300 г (до 3-4 стаканов)
Корица - 1 ч. л.
Мускатный орех - 0,5 ч. л.(не обязательно)
Сода - 0,5 ч. л.
Соль - 1 щепотка

1. Тыкву нарезать кусочками и сварить в чуть подсоленной воде до мягкости (минут 20). Затем слить воду и размять тыкву.
2. Взбить размягченное масло с сахаром, добавить яйцо, пряности.
3. Добавить тыкву, перемешать.
4. Добавляя просеянную муку и соду (при желании можно погасить соду лимонным соком или уксусом), замесить мягкое тесто - такое, чтобы из него можно было сделать печенье.
5. Тесто раскатать в пласт, вырезать печенье любой формы (у меня получилось 13 штук). Выложить его на противень (можно покрыть противень пергаментом).
6. Разогреть духовку до 190-200 градусов, поместить тыквенное печенье в разогретую духовку и выпекать минут 20-25, до румяности.

Тыквенное печенье получается очень мягким и вкусным.

Цукаты из тыквы

Тыква очищенная - 1 кг
Сахар - 1 кг
Вода - 200 мл

Возьмите 1 кг сахара и стакан воды - из них мы будем варить сироп.
Берём вкусную, сладкую тыкву. Нарезанной тыквы должно быть 1 кг.
В большую кастрюлю кладём сахар и выливаем стакан воды. Ставим вариться сахарный сироп. Когда сироп закипит, ставим его на маленький огонь и варим до загустения.
Тыкву нарезаем мелкими кубиками.
Когда сироп загустеет, выкладываем в него кусочки тыквы и перемешиваем.
Тыкву в сиропе варим 10 минут.
После того, как тыква сварилась, выдерживаем ее в сиропе сутки.
Затем нужно процедить сироп через дуршлаг. (В оставшимся сиропе можно сварить, например, яблоки. Получится яблочно-тыквенное варенье.)
Кусочки цукатов из тыквы разложим на пергаментной бумаге - они должны высыхать около 2-х суток.
По истечении двух суток тыквенные цукаты подсохли и выглядят как конфетки.
Цукаты обсыпаем сахарной пудрой.
Хранить их можно в стеклянной банке.
Приятного чаепития!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди