15.07.2019

Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников. Влияние детской художественной литературы на приобщение детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса


Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

ГБДОУ д/с №41 г.Санкт-Петербург, воспитатель

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

План

Глава IВведение

§1. Речь- как средство общения

§2. Показатели речевого развития детей 5 года жизни

§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста

Заключение

1.Речь – как средство общения.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. Благодаря речи, как средству общения индивидуальное сознание человека не

ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей причем гораздо в большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. К возрасту 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет отроду ребенок уже говорит двух – трех словные предложения. Примерно к 4 годам оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.

На данных этапах речевого развития существует три пути освоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям, формирование условнорефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов, действиями воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями.

К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого никогда не слышал.

Целью исследования является:

Положительное влияние художественной литературы на речевое развитие детей

Динамика развития творческих способностей через художественную литературу

Объектами исследования являются дети среднего дошкольного возраста. Решение поставленной задачи представлено путем анализа и обобщения результатов, ранее полученных многими исследователями, а так же на основе личного опыта.

§2 Показатели речевого развития

Наблюдая за детьми 5 года жизни можно сказать, что они пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить рассуждать делать выводы. В данном возрасте дети начинают обладать овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющих их игрушки, он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети так же начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться внутренняя речь. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ.

В возрасте от 4 до 5 лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, но при ответах на вопросы часто опускают главную часть предложения и начинают сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, т.к. чтобы освоить слова- понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий признак. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во –первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во –вторых, они усвоили слова –обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:

Становиться возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а так же подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. В этот период совершенствуется речевой слух детей.

§1. Развитие речи – важная задача в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

Нередко к началу 4 года жизни усваиваются и все звуки родного языка, включая Р, Л, Ш, Ч, Т, Щ, Ц.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное (Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (это-мяч) , но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной достаточно хорошо понятной самой по себе, не требуемой дополнительных вопросов и уточнений.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их творчества, мышления, восприятия, наблюдательности. Вбирая в себя все достижения ребенка в освоении его звуковой стороны словарного состава, грамматического строя. И формирование связной речи нужно начинать раньше того, как усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Книга – величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы, стихи, потешки, пословицы, поговорки.

Перед собой поставила такие задачи, как:

  1. Заложить в детях любовь к художественному слову
  2. Уважение к книге
  3. Определение того круга произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, заучить наизусть, рассказать
  4. Каждое художественное произведение доносить до детей, как произведение искусства
  5. Раскрыть ее замысел
  6. Заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам
  7. Научить детей воспринимать художественное произведение

Составила перспективный план, в котором было предусмотрено чтение и рассматривание книг, беседы о том как нужно обращаться с книгой как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.

Работу начала с оформления в группе книжного уголка. Важно было создать обстановку, что бы у ребенка появилось желание посмотреть книгу. В уголке помещала не только художественные произведения, но и дополнительный материал:

  1. Рисунки детей по сказкам «Зимовье», «Гуси – лебеди» средней группы.
  2. Книжка собственного сочинения по сказке «Два жадных медвежонка»
  3. Картинки – загадки (для словотворчества)

Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивала речевую деятельность и словотворчество детей. На занятиях использовала различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д.

Все занятия проходили в игровой форме. При анализе литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством.

В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения: « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь.

При чтении стихотворений, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.

Развивая звуковую культуру речи детей, обращала внимание детей на четкость и отчетливость произношения звуков и слов, используя чистоговорки, потешки, считалки, загадки. Так, например, отгадывая загадку:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы

Кто это? , «заяц» , дети определяют в отгадке заданный звук.

Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой.

Почти на каждом занятии провожу творческие задания, выполняя лексические, грамматические, фонетические упражнения на подбор сравнений, синонимов и антонимов к данному слову.

Рисунки и сочинения детей, помещаю в альбом детского творчества.

Уже к концу года у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушали произведение, задавали вопросы по содержанию литературных произведений. Появилось желание придумать новую сказку, обменивались впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей.

Для развития, усовершенствования речевых навыков детей дошкольного возраста необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух, память, развивающий четкость восприятия, точность воспроизведения слова,связующую речь, творческие способности.

В связи с этим мною была составлена картотека, где я подобрала небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками, звукосочетаниями, которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение, провести игру с конкретным заданием: «Повтори», «Запомни», «Назови».

Виды игр и упражнений по развитию речевой деятельности детей.

1. Игры и упражнения для развития или уточнения движения органов артикуляционного аппарата.

2. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

3. Воспитание правильного произношения звука в словах и фонематического слуха.

4. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи.

5. Игры и упражнения по развитию связной речи и словотворчества детей среднего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития и уточнения движений и правильного положения органов артикуляции.

1. «На прогулку» [C]

2. «Летят снежинки»

3. «Вкусное варенье» [Ж]

4. «Вот так грибок!»

5. «Качели» [П]

6. «Болтушка»

7. «Часики» [P]

8. «Приклей конфету»

Например: «Летят снежинки»

Цель: Активизация [C]

Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети 0 изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки».

Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.

Ребята вспоминают, как качаются на качелях, потом им предлагают «покачать на качелях язык», при этом рот приоткрывается, широкий язык (вниз) опускается за нижние зубы, затем (вверх) поднимается за верхние зубы. При этом губы в улыбке обнажают зубы.

II. Игровые упражнения на уточнения произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

1. «Насос» [C]

2. «Угадай, кто жужжит» [Ж]

3. «Погудим как самолеты» [Л]

4. «В зоопарке» [P]

Например: «Насос»

Решили дети покататься на велосипеде, а у них спущены шины, весь воздух вышел. Взяли они насосы и стали накачивать шины. Воздух выходит из насоса и свистит: ссс ……., ссс ………

Накачаем все вместе шины. Дети имитируют движение, решительно произносят [C] .

III. Игровые упражнения на воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха.

  1. «Знаешь ли ты» [C]
  2. «Что появилось» [Ж]
  3. «Кто внимательный» [П]
  4. «Подбери по форме» [P]

Например: «Что появилось»

Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется [Ж]

(жираф, ёж и т.д.). Ребята называют их. Затем накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, так же имеющую в названии [Ж] (например «флажок»). Открывая, спрашивает, что новое появилось. Затем предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется [Ж]. Можно использовать картинки.

IV. Игровые упражнения воспитания правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

Речевой материал:

Словесные игры, скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и рассказы.

  1. «Почтальон»
  2. «Скажи что-нибудь о картинке»
  3. «Скажи, куда мы положили»
  4. «Что изменилось»

Например «Почтальон» [C]

Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, собака ест суп и т.д.

Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно.

Чистоговорки

Са-са-са – вот идет лиса

Су-су-су – видел я в лесу лису

Скороговорки

У Сани сани едут сами

У Сани сом с усами

Загадки

В воде купался, сухим остался (Гусь)

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок)

V. Игры и упражнения по развитию творческих способностей детей

  1. «Какие бываю иголки?»
  2. «Кто заблудился?»
  3. «Шишка»
  4. «Ручка-ножка»
  5. «В гостях у лесника»
  6. «Кто это ползет»
  7. «Договорим слово»
  8. «Подбери похожее слово»

Например: «Ручка-ножка»

Цель: познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».

Отгадай загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).

У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»

А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

Заключение.

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.

Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Скоро мои воспитанники перейдут в старшую группу и перед ними откроют страницы новые книги, еще более увлекательные и интересные. Мне бы хотелось, что бы дети выросли добрыми, честными, смелыми людьми. И первыми моими помощниками в этом деле являются книги.

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей

The role of literature in the development of children"s creative abilities

Казанцева Т.П., Россия, г. Москва

Kazanceva T.P., Russia, Moscow

Васильева Е.Л., Россия, г. Москва

Vasileva E.L., Russia, Moscow

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Childhood is the most important in cognitive development and creativity of the child. This article describes the forms and methods of work to educate preschool children with fiction, the role of books in the development of children"s creative abilities is shown.

«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»

Н.А.Рубакин

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность .

Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Творческие способности – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Так трактует понятие творческих способностей американский психолог Э. Фромм .

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды ?

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Какие же условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Но некоторые рекомендации существуют:

– поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

– избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

– быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

– проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;

– находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

– поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI они не потеряли своей актуальности .

Огромна роль чтения в обретении мировоззрения, в самообразовании. Чтение дает возможность «достраивания» своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей литературы дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности .

Одной из основных задач ГБОУ ЦПМСС «Родник» является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, направленной на создание условий для умственного, нравственного, физического и эстетического развития личности.

В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей. Некоторые элементы этих техник применяются мной на занятиях при изучении произведений русского народного творчества: загадок, пословиц, сказок .

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

В нашем центре была создана библиотека. Одной из задач нашей библиотеки мы видим воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы поставили себе цель выстроить цепочку «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка.

Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было учтено при разработке программ «Ознакомление с художественной литературой», «Ребенок в мире художественной литературы» для детей разных возрастов.

Цели программ: воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, введение ребёнка в книжную культуру, развитие творческого потенциала ребенка.

Занятия проводятся с детьми 4-5 и 5-7 лет один раз в неделю в течение двух лет. Детям предлагаются малые литературные и фольклорные формы: народные, русские сказки и сказки народов мира, рассказы и стихи. Дети знакомятся с художниками-иллюстраторами книг.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве .

Наша основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности .

Дошкольный возраст – сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. И тут на помощь педагогу приходит такой знакомый и понятный жанр художественной литературы как СКАЗКА.

Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из цветной бумаги формата А4, сложенной вчетверо, возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети наклеивают иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке, проговаривая запомнившиеся фрагменты текста. Иллюстрации к сюжетам различных сказок педагог может вырезать из списанных в школе учебников.

Этот прием создания книжек-малышек позволяет педагогу решать многие задачи:

– учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;

– лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;

– выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;

– обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки.

Например, дети в возрасте 3-х лет, хорошо запоминают песенку, которую поет Колобок, или причитания мамы-Козы из сказки «Волк и семеро козлят» и многое другое.

Дети постарше с удовольствием рассказывают прочитанные на занятиях сказки своим родителям, дополняя их придуманными самими подробностями, показывают им изготовленные собственноручно книжки, что способствует формированию теплых, доверительных отношений между родителями и детьми.

Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека. Эмоциональная деятельность (и это доказано исследованиями биологов) подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память, побуждает к творчеству.

Главным условием решения задач программы является организация личностно-значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

На занятиях по программе «Ознакомление с художественной литературой» используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, изготовленные детьми на занятиях по труду бумажные фигурки героев сказок, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.

Работа по этой программе ведется в группах сопровождения детей к школе уже не первый год, а в 2011–2012 учебном году в нашем центре была сформирована группа детей, в которой велись интегрированные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и по изобразительной деятельности. Особенность данных занятий заключается во взаимосвязи между этими специалистами и между предметами, которые они ведут. На занятии по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведением, в свою очередь педагог по изодеятельности предлагает детям нарисовать, либо изготовить персонажей своими руками. Регулярно практикуется привлечение родителей к изготовлению персонажей, альбомов, книжек-малышек, таким образом, мы решаем задачу создания цепочки «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Дети используют изготовленные своими руками персонажи, макеты, альбомы по конкретной тематике в драматизациях по прослушанному произведению. Вполне возможно в таком случае использовать и готовые пальчиковые и настольные театры.

Как показывает наш опыт, восприятие детьми прочитанного материала значительно возрастает, а также повышается интерес к самостоятельному прочтению художественной литературы. Обыгрывание сказочных ситуаций детьми плодотворно влияет на развитие связной речи, способствует формированию полноценного высказывания, а также помогает снять эмоциональное напряжение на занятиях. Ребёнок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, что способствует созданию эмоционально окрашенных образов. Поскольку в интегрированных занятиях объединились элементы нескольких направлений образовательной работы, это не могло не вызвать детский интерес, что в свою очередь создаёт у детей устойчивую мотивацию.

Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:

  • самостоятельности мышления;
  • любознательности;
  • познавательного интереса;
  • художественного вкуса;
  • творческих умений;
  • чувства прекрасного.

Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциал.

Список используемой литературы:

1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 1986. – т. 1.

2. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.

4. Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании /сост. и авт. вступит. очерков/ С.Соловейчик: Изд. – М., 1975.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика – М., 1993.


Э.И.Изотова

Студентка психолого-педагогического факультета ГБОУВО РК «КИПУ»

г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Мустафаева Зюре Исмаиловна кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУВО РК «КИПУ» г. Симферополь, Россия.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка. Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения. В статье рассматриваются вопросы влияния художественной литературы на всестороннее развитие ребенка. Предложены различные возрастные группы и рекомендована литература, которую можно использовать для чтения с детьми.

Ключевые слова

Художественная литература, развитие, ознакомление, дошкольный возраст, всесторонне развитие, чтение,

художественное произведение, дошкольник

«Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя» В. Сухомлинский.

Привлечение детей к чтению в наше время стало большой проблемой. С появлением высокоразвитых технологий и большим количеством источников информации все реже можно увидеть человека, увлеченного чтением. Взрослые не только сами потеряли интерес к литературе, но и не прививают любовь к книге своим детям - это привело к тому, что многие дети не знают сказок и былин своего народа, знаменитых русских и зарубежных писателей. Дети отдают предпочтение современным гаджетам, и героями для них становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольников, а это в свою очередь, никак не благоприятствует нравственному и социальному воспитанию, и развитию ребёнка.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе способствует развитию гармоничной, всесторонне развитой личности. Она воспитывает любовь к родному языку, родине, пробуждает воображение.

По мнению многих психологов (Л. Выготского и О. Никифоровой) дошкольный возраст является первой ступенью в развитии будущего читательского таланта, но при этом дошкольники не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей. Потому, что именно в этом возрасте дети учатся сострадать героям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Полюбившиеся образы остаются с детьми надолго. Ребёнок пытается быть похожим не только на окружающих его взрослых, но и на книжных героев.

Всем известно, что художественная литература - могучее, действенное средство, способствующее всестороннему развитию и воспитанию ребёнка.

Дети с раннего возраста способны научиться воспринимать художественное произведение. При чтении сказок педагог отражает характер персонажа интонацией и мимикой, передает их особенности, пользуется эмоциональными и выразительными средствами языка. В свою очередь дошкольники, при прослушивании художественной литературы обучаются сострадать героям, учатся ощущать внутренний

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

мир человека, и взаимоотношения в окружающем мире. Поэтому осознание, наряду с содержанием элементов художественной выразительности. Необходимо развивать у ребёнка умение активно слушать, и вслушиваться в художественную речь. Эти умения помогут сформировать красивую, образную, грамотную речь, наполненную эпитетами, сравнениями, и помогут развить поэтический слух.

Ещё с младенчества происходит ознакомление детей с художественной литературой, оно начинается с детских попевок, песенок, потешек. Малые фольклорные формы благоприятствуют развитию образного мышления, дают возможность приобщить детей к культурному наследию своего народа, так как для детей младшего дошкольного возраста проще, доступней, и интересней для понимания и восприятия устное народное творчество.

У младших дошкольников вызывает интерес небольшие стихотворения, отличающиеся четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому предлагаются такие рассказы, как А. Барто «Мишка», Ю. Васнецова «Дон-дон», «Водичка-водичка». При систематическом чтении дети усваивают смысл, увеличивая этим самым свой словарный запас. Чаще всего взрослые используют потешки при формировании культурно-гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, многократно проговаривая с группой детей, или индивидуально с каждым ребёнком, у детей в памяти остается не только потешка, но и правильная последовательность действий.

В среднем дошкольном возрасте замечаются некоторые перемены в восприятии литературных произведений, в связи с увеличением его личного жизненного опыта, познаний и представлений, увеличивается читательский опыт.

Как показываю исследования (А.В. Запорожец, Т.И. Титоренко, О.О. Хоменко) дети лучше чувствуют границы между сказочными и реалистичными жанрами, ощущают законы сказочной фантастики. В связи с этим на данном этапе формируются первые познания о некоторых особенностях жанра. В данный возрастной период хорошо развито воображение, оно становится независимым, что помогает понятию авторского замысла, создает правильное виденье героев и событий, воспитывает эстетические чувства. Для восприятия произведения ребёнку уже не требуются иллюстрации к каждому сюжету, как это было необходимо на предыдущем этапе.

Многие исследователи (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Н.Х. Швачкин, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношений детей к языковым явлениям - ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.

В старшем дошкольном возрасте появляется стабильный интерес к книгам, готовность к прослушиванию чтения. Дети в этом возрасте осознанно воспринимают смысл произведения, действия героев, мотивацию их поведения, обращают внимание на особенности языка, образность речи, могут правильно судить о поступках героя, ссылаясь на свои понимания о нормах поведения и личный опыт. На данном этапе становится популярны у детей произведения, полные приключений и путешествий («Волшебник изумрудного города» А. Волкова); русские народные сказки, полные фантастичности, конфликта и препятствий («Морозко»). Все эти произведения распахивают дверь в мир фантазии, дают «пищу» для размышления о сложном мире, в котором сталкиваются непримиримые силы добра и зла, где добро непременно должно победить. В этом возрасте ребёнок способен воспринимать текст без иллюстрации, она начинает играть вспомогательную роль, уточняя появляющиеся восприятия, облегчая понятие смысла художественного произведения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду [Текст] / Л.М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999. - С. 501-510.

3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. - М., 1986г.

4. Конина М.М. Художественная литература, как средство нравственного воспитания. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.

5. Лушкова О. Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / О. Н. Лушкова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 183-185. - ISBN 978-5-9909215-3-5.

6. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 - 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985г.

7. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М., 2008г.

8. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.

9. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. - М., 2000г.

© Изотова Э.И.2017

Р.Ж. Карабалаева

аспирант 2 курса педагогического факультета Кыргызский Государственный Университет им. И.Арабаева

г.Бишкек, Кыргызстан e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты формирования культуры толерантности у студенческой молодёжи. Даётся определение данного феномена, определяется его актуальность и показаны отдельные пути его формирования. Особое внимание уделяется курсу педагогики как вузовской дисциплине, в наибольшей степени способствующей формированию культуры толерантности.

Ключевые слова

Толерантность, культура толерантности, формирование культуры толерантности, пути формирования культуры толерантности, образовательные организации, вузовские дисциплины.

Проблема толерантности является в настоящее время одной из важнейших, предопределённых глобализационными процессами, в том числе усилением взаимодействия, как отдельных людей, так и целых сообществ. Это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различие и единство.

светлана Еремеева
Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка .

При чтении художественной литературы ребёнок видит перед собой определённую картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события.

Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положительные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения .

Выразить свои эмоции, отношение к художественным произведениям дети могут через продуктивную деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Она может быть организована как на занятиях, так и в совместной деятельности взрослых с детьми. Получая впечатления в процессе чтения книг, рассматривая иллюстрации, дети учатся понимать характер персонажей, выделяют особенности образа героев. Свои впечатления дети передают в рисунках, поделках.

Особенно детям нравится изображать героев таких произведений, в которых образ четко представлен и связан с детскими понятиями о недостатках человека. Это очень ярко наблюдается в передаче образов героев поэтических сказок Чуковского.

Так, при изображении героев сказки «Тараканище» , мальчик передал тревогу, опасность в своём рисунке, поэтому он получился таким неярким, даже мрачным, небрежным. Но в то же время на его рисунке есть пальма, которая получилась аккуратной, с тщательно прорисованным стволом, листьями.

Взглянув на его рисунок,можно подумать, что пальму он не сам нарисовал, а кто-то помог. Потому что обычно он всегда жалуется, что у него ничего не получается, прекращает рисовать, злится. Это свидетельствует о том , что ребёнок нашёл способ передать позитивный настрой, показал, что всё будет хорошо в конце сказки.

Следующий рисунок, на котором девочка изобразила Муху-Цокотуху в нарядном платье, в шляпке, придумала узор на платье, подобрала яркие, жизнерадостные краски, здесь сам рисунок вызывает положительные эмоции.

Детям очень понравилось изображать героев сказок Чуковского, а так же русских народных сказок, других произведений. Это ещё раз подтверждает, что дети изображают то, что на них произвело сильное впечатление во время чтения художественных произведений .

В совместной деятельности с детьми старшей группы дети получили задание «Сказки ходят в гости друг к другу» . Дети изображали в одном рисунке героев разных сказок и придумывали разные ситуации, например, Колобок встретил на дорожке Кота в сапогах, или Красная Шапочка пошла в лес и встретила Бабу Ягу.

Мы с детьми рисуем цветными карандашами, иногда используем фломастеры, восковые карандаши, краски. Этими материалами детям легче передать образы героев, их характер, настроение, выделить мелкие детали, которые могут быть очень важными.

Для того, чтобы работы были интереснее, выразительнее, предлагаю использовать и нетрадиционный художественный материал : печати, трафареты, коктейльные трубочки, засушенные листья, семена, соль, манка, их сейчас огромное количество, можно так же включать элементы аппликации из бумаги, ткани, ниток

Творчество детей проявляется так же в лепке из пластилина и солёного теста, с использованием бросового материала, в конструировании из бумаги, например, «оригами» . Дети по сказкам, и народным, и авторским, создают образы героев произведений. Готовые персонажи используются в играх-драматизациях, в ходе которых можно изменить окончание сказки, или добавить персонажей из других сказок и развить новый сюжет .

Художественные произведения представляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.

Родительское собрание «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Групповое родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Повысить.

Родительское собрание в средней группе «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста» Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечь родителей в решение.

Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры Автор Ланге Татьяна Владимировна Слова «Культура – это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым», именно сегодня.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди