08.08.2019

Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов. Упражнения для тренингов для коррекции страхов и тревожности


Упражнение «Веселый страх»

Цель: коррекция тревожности, страхов.

Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты.

Упражнение «Пещера страхов»

Цель: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.

Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные.

Форма: индивидуальная.

Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

Материал:

Эскиз «пещера страхов».

Цветные карандаши (краски, фломастеры).

Ход занятия:

Часть 1. Рисунок

Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов. Инструкция задается психологом в свободной форме.

Часть 2. Беседа

Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?

Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

Почему выбрал эти цвета, линии?

Часть 3. Экспрессивная пауза

Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

Игра «Зверушки в норке»

Возраст: для детей 3-4 лет.

Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки – кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.

Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

Игра «Смелый разведчик»

Цель: коррекция страхов, тревожности.

Возраст: для детей 5-8 лет.

Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

Упражнение «Избавление от тревог»

Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Необходимое время: 5-10 мин.

Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 п. Новоорск»

Методическая разработка на тему:

«Игра как способ избавления от страхов в дошкольном возрасте»
Введение.

Проблема эмоционального здоровья человека привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, философов, социологов. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Один из них связан с коррекцией отклонений в эмоциональной сфере, а именно предупреждением и нейтрализацией негативных последствий детских страхов. В настоящее время отмечается рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Состояние повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей явление достаточно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, испытывают множество других страхов. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Ребенок растет, страхи растут вместе с ним. Они множатся, становятся агрессивными, пожирающими души ребенка. С одной стороны, страх может уберечь от необузданных рискованных поступков, а с другой – продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Страх в дошкольном возрасте не является устойчивой чертой характера и относительно обратим при адекватном к нему подходе со стороны взрослых. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно принять меры по преодолению страхов у ребёнка.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что при работе со страхами детей дошкольного возраста необходим особый подход к решению данной проблемы. В данном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они больше обусловлены эмоциями, чем характером, и еще во многом носят возрастной, переходящий характер.

Существует простое и эффективное средство, которое может помочь ребенку избавиться от страхов. Это средство – игра. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности. Игровая терапия является эффективным способом преодоления страхов дошкольников. Своевременная коррекция и устранение страхов у детей в дошкольном возрасте посредством игры содействует формированию правильного отношения к окружающему миру и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности и препятствует социальной дезадаптации.

Цель работы. Выявление возможности преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игры.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи.

1. Изучить теоретическую составляющую проблемы страха.

2. Выделить в практике игры методы и приемы для снижения и преодоления страха у детей старшего дошкольного возраста.

3.Составить и осуществить в практической деятельности программу занятий с использованием игр, направленную на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Дать анализ эффективности использования игры в работе по снижению или преодолению страхов у старших дошкольников.

В отечественной современной психологии одним из средств психологической работы по преодолению детских страхов является игра. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия - нередко единственный путь помощи тем, кто еще не в полной мере освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности.Игра позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.

К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное от реагирование - катарсис.

Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности.

Игра невозможна без риска, и нежелание быть последним, проигравшим, так же, как и надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни. Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться, измениться.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствует развитию у детей беспокойства. Большинство из них не могут уже с азартом играть в прятки «казаки-разбойники», лапту и т.д. Отсутствие эмоциональной насыщенности, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь детей и приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации их психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий.

В результате, чтобы устранить страхи, необходимо применять уже в специально создаваемых для этого условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они не только потому, что живут в специально построенном для них взрослыми мире, но еще и потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством, пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, так как боятся за детей, ведь играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться… Общение с детьми у родителей, педагогов, которые без конца поучают, строится преимущественно на абстрактно–отвлеченном, а не на наглядно-конкретном уровне. Вследствие этого ребенок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно преодолевать различные трудности. Поэтому так необходимо возрождать и поддерживать игровую деятельность детей.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим средством избавления детей от страхов.

Основные задачи в работе с детьми по преодолению страхов в игре:

Помочь ребенку безопасным образом осознать самого себя, свои эмоции;

Переформировывать отношение к травмирующим событиям прошлого и настоящего. Заново проигрывая то, что причиняло ему боль, расстроило или напугало, без травмирующего эмоционального «аккомпанемента». Это приводит к угасанию болезненного эффекта;

Снять избытки торможения, скованности и страхов, возникающих при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения;

Конструктивно разрешить какое-либо из актуальных, тревожных переживаний, помогая осознать и отрепетировать позитивные модели поведения;

Вызывать у ребенка новые формы переживаний.

В процессе игровой терапии используются различные виды игр, специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует поставленным задачам. Некоторые игры предлагаются самими детьми и затем используются как обязательные процедуры коррекции. Существует большой набор подвижных игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, в ходе которых реализуется прием десенсибилизации страхов, используются игры, содействующие достижению эмоциональной децентрации, снимающие барьеры в общении и т.д.

Таким образом, игра безоговорочно признана универсальной формой преодоления страхов у детей в дошкольном возрасте.

Игра «Пятнашки»

Цель: снятие страха внезапного воздействия и физического наказания.

Подготовка: на игровой площадке размещаются повернутые в разные стороны «реквизиты»на таком расстоянии, чтобы между ними могли пробежать один или два человека. Далее громко объявляется, что стул – это гранитная колонна, в коляске лежит ребенок, который будет плакать, если его потревожить, в черном чемоданчике находится бомба, готовая взорваться в любой момент, а в колодце живут опасные чудовища (их называют вначале дети, потом родители). После подобных ужастиков все выстраиваются в ряд на краю площадки; ребенок стоит рядом с посторонними взрослыми, что уменьшает психологическую зависимость от родителей хотя бы в игре.

Правила

Нельзя касаться ни одного из реквизитов.

В первой половине игры «запятнанный» становится водящим, во второй – выбывает из игры.

Ход игры.

Проводится перекличка (обязательно начиная с ребенка). Все расходятся по площадке и замирают. Водящий (первым «выбирают» педагога-психолога) по хлопку начинает бегать за игроками, пытаясь осалить их.

Игра «Жмурки»

Цели:

Устранение страха неожиданного воздействия;

Уменьшение страхов темноты и замкнутого пространства.

Подготовка: реквизиты после предыдущей игры не убираются. В комнате создается полумрак.

Правила.

Участникам нельзя под угрозой вывода из игры подавать признаки жизни: двигаться, шумно дышать, стучать от страха зубами. Тем более нельзя говорить, хлопать в ладоши, это категорически запрещено. Нужно застыть, как бы приклеиться к площадке, но можно приседать, изворачиваться, не сходя с места.

Вариативность поведения «исчезнувших» (т. е. уже узнанных водящим и выбывших на время участников игры) предполагает попытки испугать водящего, перейти от страха к агрессии: например, хлопнуть над ухом водящего, набросить на него покрывало или свистнуть, ударить в барабан. Для водящего это тяжкое испытание, поскольку при этом он не должен дрогнуть, наоборот, воспользовавшись, случаем, может тут же найти «злоумышленника». Так проигрывается ситуация риска – можно испугать, будучи агрессивным, но возрастает опасность попасться, быть обнаруженным и выведенным из игры. С одной стороны, подобные реакции полезны для неуверенных в себе детей с наличием страхов; с другой – нужно быть готовым нести ответственность за такой «проступок».

При смене водящего участникам нужно каждый раз искать себе новое место на игровой площадке, т. е. стоять не там, где они были раньше.

Запрещается стоять рядом родителю и ребенку: они должны быть разделены игровым пространством, т. е. каждый отвечает за свою личную безопасность. Это может стать первым опытом преодоления невротиче¬ской привязанности и зависимости, как правило, основанных на чрезмерном количестве страхов и тревог. Дети в возрасте 3–5 лет часто не желают оставаться без матери ни на минуту, а сама мать панически боится отсутствия чада даже в течение нескольких минут. В этом случае приходится уступать: ребенок и мать остаются рядом, но когда рано или поздно ребенок сам становится водящим, то им приходится разделиться.

Узнанный участник выходит из игры и садится на штрафную скамейку – стулья, стоящие вне игрового пространства. Выбывший играет роль контролера, без слов подталкивая водящего в нужном направлении, когда тот оказывается за пределами игровой площадки.

Ход игры.

Участники игры замирают в разных местах комнаты, не подавая признаков жизни. Задача водящего (первым выбирается педагог-психолог) – с завязанными глазами отыскать всех игроков и узнать их, не снимая повязки.

Игру можно усложнить: например, взрослые могут накрыться простыней и встать вдвоем. В таком случае водящему нужно будет опознавать их обоих.

Достижения детей всячески поощряются. Подчеркивается (в форме внушения), что при страхе, отказе и неуверенности подобные результаты были бы невозможны. В этом случае все произошло наоборот – решимость и настойчивость преодолели страх и привели к успеху. Эти слова сопровождаются соответствующими репликами, возгласами, рукопожатиями. И даже если ребенок кого-то не нашел, все равно он остается доволен, ведь ему уделяется столько внимания.

Длительность игры: до 30 мин.

Игра «Прятки»

Цель : преодоление страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Подготовка: участники игры выходят на детскую площадку.

Правила.

Нужно успеть спрятаться до того, как водящий начнет искать.

Можно прятаться только по одному.

Нельзя прятаться дважды в одном и том же месте.

Нужно хранить тайну своего местопребывания.

Обнаруженные участники должны ходить по пятам водящего и торопить его.

Искать можно только водящему, остальные, змейкой следующие за ним, создают обстановку возбуждения и азарта.

Выигравшим считается и водящий, нашедший большее количество участников, и те из них, кого не удалось обнаружить несколько раз.

Ход игры.

Водящим выбирается педагог-психолог. Игроки выходят на детскую площадку и играют в прятки. В конце игры обнаруженные участники вместе с водящим возвращаются на крыльцо и синхронно произносят: «Кто не найден – выходи!». Подсчитывается количество не найденных игроков и им присуждается титул «невидимки». Особенно этой награде радуются дети.

Длительность игры: чуть более 1 ч.

Игра «Кто первый?»

Цель : устранение торможения в неожиданных, непредсказуемых ситуациях общения, когда в ответ на сигнал нужно сразу действовать, поступать определенным и наиболее целесообразным образом (т. е. вырабатывается навык быстрой реакции в неожиданных коммуникативных ситуациях).

Подготовка: размещают два стула так, чтобы между ними мог пробежать один взрослый. Позади участников, за пределами игровой площадки, ставится стол с тремя призами – кеглями.

Правила.

Продвигаться следует прыжками.

Движение начинается после произнесения водящим ключевого слова. Разные водящие выбирают разные ключевые слова, которые не должны быть из одного класса.

На исходной позиции ребенок стоит отдельно от родителей. Это условие способствует повышению самостоятельности дошкольника и чувства личной ответственности.

Участник, доскакавший до финиша и схвативший приз первым, получает право быть водящим, что подчеркивает его «выдающиеся достижения».

Ход игры.

На стулья садятся несколько человек, у них в руках пластмассовые мечи и кегли. Водящий объявляет ключевое слово, например «яблоко2. Затем он

усыпляет бдительность игроков, перечисляя другие фрукты. В какой-то момент он произносит «яблоко», играющие должны сразу же начать движение. Задача – попрыгав между стульями, вернуться таким же образом и схватить приз. При этом участники, сидящие на стульях, следят за тем, чтобы игроки соблюдали правила (прыгали между стульями, а не бежали за ними).

Длительность игры: 30 мин.

Примечание : Большей эффективности можно добиться в первой половине дня, когда ребенок еще не устал и не перевозбудился.

Игра «Быстрые ответы»

Цели :

Снятие торможения при ответах на внезапные вопросы;

Тренировка внимания, сообразительности и находчивости.

Правила.

Все выстраиваются в линию. Впереди симметрично, на расстоянии детского шага, ставятся кегли. Обычно их не более 5–6.

Отвечать нужно быстро, в течение трех секунд.

Если кто-то не успел ответить в отведенное время, вопрос автоматически переходит к рядом стоящему участнику игры, если и он не находит ответа, то к следующему участнику и т. д.

Нельзя подсказывать, каждый отвечает сам за себя.

Запрещаются повторы ответов и вопросов.

Сами ответы могут носить как серьезный, так и шутливый характер. Их верность оценивается водящим, и его решение не подлежит обсуждению.

Участник игры, быстрее всех преодолевший дистанцию, получает поздравления и тоже задает вопросы, помогая водящему.

Негласные правила

В первой части игры задаются вопросы, составленные с учетом возраста и развития детей.

Во второй части игры задаются очень сложные вопросы для взрослых, на которые не предполагается получить правильный ответ.

Ход игры.

Водящий – педагог-психолог – сидит в дальнем конце комнаты и задает вопросы, на которые игроки быстро отвечают. При каждом правильном ответе игрок делает шаг вперед – к кегле. Результат никто не может предсказать, поскольку первые могут безнадежно «застрять» где-то на половине пути, а отстающие, в т. ч. и ребенок, не только догнать их, но и перегнать. Прошедшие дистанцию и получившие поздравления сами начинают задавать вопросы, помогая водящему.

Во второй половине игры вопросы задают уже дети (а потом к ним присоединяются и взрослые, дошедшие до конца). Педагог-психолог находится среди отвечающих участников игры и демонстрирует неспособность сразу ответить на вопросы: чешет затылок, мычит, переминается с ноги на ногу, затем следует озарение, затем снова торможение. Таким образом, ребенок, как в зеркале, видит свое прежнее поведение и, поскольку он уже одержал победу, отбрасывает прежние неудачные стереотипы поведения. Здесь срабатывает механизм антиподражания или отказа воспринимать себя в прежней роли.

Длительность игры: 30 мин.

Игра «Мяч в кругу»

Цель : устранение торможения и страха при необходимости отвечать незамедлительно на вызов окружающих.

Правила.

Мяч нужно кидать не сверху, замахиваясь, а как бы подкидывая, снизу.

Прежде чем бросить мяч, нужно поймать взгляд одного из участников.

Получивший мяч незамедлительно бросает его тому, кто посмотрит на него.

Не выполняющих правила и бросающих мяч куда попало наказывают – контролер легонько ударяет их мячом по голове.

Ход игры

Игроки встают в круг и начинают бросать друг другу мяч в соответствии с правилами. Через пять минут начинается движение по кругу, при этом игра не прекращается. Игру можно усложнить тем, что теперь следует поймать не только взгляд, но и сказать какое-либо слово, прежде чем бросить мяч. Чуть позже сделать еще одно ограничение: называть слова только определенного класса.

Длительность игры: не более 20 мин.

Игра «Проникновение в круг»

Цель : преодоление страха замкнутого пространства, а также страхов угроз, запретов и наказаний.

Правило : глаза у всех игроков, кроме участника, пытающегося проникнуть в круг, должны быть закрыты.

Ход игры.

Взявшиеся за руки участники образуют круг. Между ними расстояние – один метр, чтобы в круг мог проникнуть как ребенок, так и взрослый. Составляющие круг игроки произносят угрозы-предостережения: «Никто не пройдет в наше царство!», «Только попробуйте проникнуть в наше царство!» и т. д. Участник игры, желающий проникнуть в центр круга, неслышно ходит вокруг и, улучив подходящий момент, быстро проползает между двумя участниками игры. Таких попыток может быть несколько, потому что пробраться в круг сразу довольно трудно. Услышав подозрительный шум, несколько стоящих в кругу игроков с криком «Ух!» должны дружно присесть и в случае ошибки сразу встать. Удачно проникший внутрь сообщает вслух: «А я уже здесь!». Все от удивления открывают глаза, потом снова закрывают и начинают бормотать: «Ну, мы теперь тебе покажем!», «Ни за что не выпустим отсюда!» и т. д.

Далее нужно попытаться выйти из круга, причем задача усложняется тем, что все начинают двигаться, держась, как и раньше, за руки. Однако если выбраться из круга все равно удается, победитель «награждает» оплошавших играющих легкими ударами мячей (или воздушного шарика) по голове.

Длительность игры: 20 мин.

Игра «Лимонный сок»

Цели:

Устранение избыточного страха при сжатии, стеснении, сдавливании как аналогах замкнутого пространства;

Выработка быстрых и адекватных защитных реакций при возникновении физической угрозы, в т. ч. более активном выражении эмоций гнева, когда этого требуют обстоятельства.

Правила.

Нельзя задевать стоящего в центре круга руками. Они отведены назад так, что можно действовать только грудью.

Ход игры.

Участники игры, держась за руки, образуют круг, в центр которого помещается красный обруч. Внутри него находится один из играющих. Первым защищающимся выбирается педагог-психолог.

Вначале круг максимально большой, все пристально смотрят на стоящего игрока в центре круга и решают, какой сок из него сделать (лимонный, апельсиновый, малиновый, киви, морковный и т. д.).

После принятия решения образующие круг участники игры делают страшные лица (можно надеть соответствующие маски) и с угрожающими возгласами «Ух!» медленно сжимают круг. Подойдя на близкое расстояние к стоящему в центре обруча человеку, играющие получают отпор: он отталкивает их руками. Тот, кого коснулся ладонью, стоящий в центре обруча участник, должен отпрянуть назад, обычно на один-два шага, не отпуская рук соседей. После этого все снова пытаются сжать стоящего в центре обруча.

Длительность игры: 20 мин.

Игра «Автобус»

Цель игры и ее терапевтический смысл: преодоление страхов замкнутого пространства, опоздания и неожиданного воздействия, доведенных до степени абсурда, когда все идет не так, непредсказуемо, неожиданно. В игре реализуются, пусть и в условной форме, опасения детей опоздать в детский сад, не пройти то или иное испытание, не ответить на вопросы, не выполнить задание вовремя и в нужной форме. Особенно актуальна игра для детей подготовительной группы, многим из которых после выпуска из дошкольного учреждения предстоит самостоятельно добираться до школы.

Ход игры.

I действие – «Прогулка после детского сада и выполнение домашних заданий».

Время прогулки минимально. На прогулке контролируется каждый шаг ребенка, звучат напоминания об опасностях (воспроизведение чрезмерного контроля родителей).

Во время выполнения заданий «родитель» находится рядом, делает бесчисленные замечания и дает советы, проверяет каждую мелочь и заставляет все переписывать заново. (Воспроизводится реальная обстановка в семье ребенка.Для реальных родителей это наглядный урок, как не нужно себя вести.)

II действие – «Укладывание спать и сон».

Подготовка ко сну – самое беспокойное время для детей со страхами. От обилия дневных впечатлений и нервного перевозбуждения, а также из¬-за страхов перед кошмарными снами они ни за что не хотят ложиться спать, придумывая всякие предлоги. Но «родители» проявляют настойчивость (чего им не хватает в реальной жизни), и, наконец, в полной темноте все засыпают (сидя или лежа закрывают глаза). После нескольких минут абсолютной тишины кто¬-то начинает вскрикивать, бормотать «во сне», звать на помощь маму или, как лунатик, бродить по комнате, натыкаясь на «спящих» (начинает игру, конечно, педагог-психолог, «спящий», как и все). Так достигается преодоление кошмаров во снах.

III действие – «Пробуждение и сборы в детский сад».

Будильник «подводит», остается мало времени. Сразу начинаются спешка, суматоха. Один из взрослых заставляет, есть, другой – чистить зубы, третий отправляет в туалет, четвертый напоминает, что пора одеваться и т. д. Уже уходящего ребенка возвращают, снова проверяют, все ли он взял с собой. Дают наказы на все случаи жизни и советуют хорошо себя вести, чтобы воспитатель не жаловался на ребенка, т. к. бабушка этого не переживет, мама будет пить валерьянку, а отец думать о ремне. На прощание все машут руками со словами: «Не подводи нас, вся надежда на тебя, ты должен быть самым лучшим».

IV действие – «Остановка».

Возбужденные от страха опоздать дети выбегают из разных домов и мчатся на остановку. Там стоит всего один стул для ожидания. Все хотят его занять. При этом возникают споры: по какому праву и кто должен на нем сидеть, почему оно занято ребенком, который не уважает старших, пенсионеров, беременных или больных. Вдруг обнаруживается, что автобус так и не пришел. Возникает беспокойство – «Автобус не приедет», «Будут ругать за опоздание», «Накажут и оставят в группе на время прогулки» и пр.

V действие – «Появление автобуса и посадка».

Вначале педагог-психолог задает вопрос: «Какие бывают автобусы?». После ответов детей он уточняет, что еще бывает и резиновый автобус, который может расширяться до бесконечности и сужаться. Несколько взрослых изображают «автобус». Водителем становится специалист, за ним, держась за руки, выстраиваются все остальные. Образуется замкнутое пространство, символизирующее стенки автобуса, двое взрослых имитируют дверь, но она пока закрыта.

Дождавшись нужной степени беспокойства и паники у людей, уже не мечтающих ни о каком автобусе, он появляется, но проносится мимо. Наконец автобус появляется снова, останавливается, начинается посадка. Время ее ограничено, «дверь» впускает только одного человека, а проникнуть в автобус пытаются все. Начинается давка. Но рано или поздно посадка заканчивается, все пассажиры, «как сельди в бочке», помещаются внутри автобуса, обычно это 8–12 детей, при шестерых взрослых, моделирующих автобус.

VI действие – «Поездка».

Взрослые, изображающие автобус, должны следить, чтобы ни один из пассажиров не выпал до поездки. Если это случилось, его подбирают при повторном прохождении маршрута.

Водитель напоминает, что все должны иметь билеты, уступать места пожилым, беременным и больным и что в автобусе работает контролер. Тут же появляется контролер и спрашивает билет, читает мораль за его отсутствие (все это происходит уже во время движения). Пассажиры поддерживают контролера.

Автобус из-за плохой дороги временами трясет, он дает задний ход, при проезде через тоннель (дверь) автобус растягивается на много метров, а всех пассажиров «сплющивает». Этим достигается дополнительный эффект сжатия, что вызывает негодующие возгласы пассажиров. Попытки некоторых пассажиров выйти на нужной им остановке заканчиваются неудачей, поскольку «заклинило дверь».

Наконец автобус прибывает на конечную станцию и «разваливается на части» (взрослые, его образующие, падают на пол). Пассажиры перешагивают через обломки автобуса, спешат по своим делам.

VII действие – «Детский сад».

Запыхавшийся ребенок вбегает в детский сад, но на его пути вырастает грозная фигура охранника. Он дотошно выясняет фамилию, имя, отчество воспитанника, сколько ему лет, где он живет и т. д. На все нужно отвечать быстро, иначе охранник будет до конца дня выяснять все обстоятельства.

Далее одежду ребенка придирчиво осматривает уборщица. Преодолев первые препятствия, он тут же оказывается в группе, где в его шкафчике сломаны все крючки, поэтому вешать одежду не на что. Малыш судорожно ищет исправную вешалку, наконец, находит и вылетает в коридор.

«Где же воспитатель?», – с удивлением спрашивает ребенок, придя в себя после пережитых волнений. Ему отвечают, что она почему-то опаздывает; но это хорошо, ведь она не узнает о его опоздании. Появляется воспитатель, извиняется за опоздание: подвел автобус, и занятие начинается. В этом случае отмечается терапевтический механизм аналогии с пережитым опытом нашего героя – все могут опоздать, от этого никто не застрахован и ничего трагичного, непоправимого в этом нет. Одновременно это и более адекватное восприятие неудачи.

В сокращенном варианте игры опаздывающий малыш, дрожа от страха, вбегает в группу и видит удивленное лицо воспитателя, которая говорит: «Что ты, Коля, так взволнован? Мы еще не начинали занятие, мало ли что бывает, садись за свой стол, и начнем занятие». Потрясенный столь радушным приемом, ребенок занимает свое место и успешно выполняет любые задания.

Длительность игровой программы в среднем составляет 1 ч. Это самая продолжительная игра в данном комплексе.

Игра «Футбол»

Цель : преодоление страха неожиданного воздействия и боли.

Ход игры.

Группа делится пополам, так чтобы дети и родители оказались в разных командах. Педагог--психолог выступает в роли судьи. Мяч помещается посреди игрового поля, и после свистка игра начинается. Вратарей нет, ворота обозначены стульями. Мяч настоящий. Идет обычная игра в футбол. При касании мяча руками назначается штрафной удар, при котором, как и полагается, команда выстраивается перед воротами: педагог-психолог, уже как ее участник, разбегается и имитирует удар по мячу. Все защитники ворот подскакивают, чтобы отбить мяч, на что нападающий восклицает: «Более нервных игроков я еще не видел!». Затем следует настоящий удар, но мяч пролетает мимо ворот. В следующий раз все повторяет ребенок и забивает гол. Его обнимает вся команда.

Длительность игры: не более 15 мин.

Игра «Злые собаки»

Цели:

Преодоление страха перед собаками;

Устранение страха неожиданного воздействия и боли.

Правила.

- «Собаки» находятся на цепи и могут выскакивать только на 30–45 см вперед.

- «Мертвая хватка» запрещена, т. е. можно хватать проходящего «лапами» и тут же отпускать. Можно просто выпрыгивать от нетерпения и злости, заслышав подозрительный шум, но тут же возвращаться в исходное положение.

Ребенок должен находиться напротив родителя.

У «собак» закрыты глаза.

Ход игры.

Игроки встают на четвереньки, изображая собак, и располагаются друг напротив друга так, чтобы между ними оставалось расстояние не менее 1,5 м. В результате получается своеобразный коридор протяженностью 5–7 м.

Чтобы стать действительно злыми «собаками», игроки «облаивают» сидящего напротив. (Родителям и детям, стоящим напротив друг друга, это поможет устранить взаимные отрицательные чувства, если они имеются в реальной жизни.)

После того как «собаки» достаточно разозлились, педагог-психолог объявляет, что заболела бабушка, которая живет в соседней деревне. Ей нужно отнести горячие пирожки для подкрепления сил, для чего придется пройти все дворы со злыми собаками. «Собаки» закрывают глаза и начинают ворчать от злости, но при этом остаются бдительными для того, чтобы мимо никто не прошел. Задача водящего (первым должен быть педагог-психолог) пройти между ними и в конце пути крикнуть: «Бабушка, вот пирожки, поправляйся!». Водящие постоянно меняются.

Длительность игры: в среднем 20 мин.

Игра «Кочки»

Цель : преодоление страха.

Подготовка: выставляются стулья, табуретки, топчаны, столы и т. п. на расстоянии шага ребенка. Они будут кочками на болоте.

Правила.

Передвигаться можно только по кочкам, не касаясь руками пола.

Остальным игрокам нельзя касаться руками проходящего по кочкам. Разрешается только неожиданно выскакивать рядом, угрожать, бить в барабан и набрасывать обруч.

Если игрок, проходящий по болоту, падает (или касается ногой пола), обитатели болота пытаются утащить его с собой. Встретив сопротивление, все отступают, а играющий должен начать свой путь сначала.

Ход игры.

Ребенок – первопроходец болота. Все остальные изображают обитателей болот, им раздаются изображения лягушки, змеи, паука, а также горн, барабан или хула-хуп. Обитатели располагаются по всему маршруту. Ребенок начинает движение, а все хором высказывают сомнения в том, что он сможет дойти до конца. Как только он спрыгивает с последней кочки и гордый идет «домой», раздаются аплодисменты и поздравления.

Длительность игры: не более 30 мин.

Игра «Регби»

Цель: преодоление страха неожиданного воздействия и боли.

Правила.

Можно не только ударять по мячу, но и хватать его руками и, прижимая к себе, бежать стремглав к воротам противника.

Можно подставлять подножки.

Отбирать мяч можно разными способами – хватая, толкая, щекоча, чтобы держащий мяч его выпустил, и т. д.

Ход игры.

Игроки делятся на две команды и начинают «угрожать» друг другу, предлагая противникам сдаться сразу. Для игры используется мяч продолговатой формы. Далее начинается игра по типу «Футбола», но с использованием новых, разрешенных приемов (см. Правила). Дети-недотроги еще в более болезненной степени, чем в игре «Футбол», реагируют на сдавливание и физические неудобства, но привыкают и вместе со всеми принимают участие в игре.

Длительность: не больше 15 мин.

Игра «Восхождение»

Цель: преодоление страха высоты, землетрясения и прочих стихийных бедствий.

Правило: помощь в восхождении оказывать нельзя.

Ход игры.

Игроки выстраиваются друг за другом, обхватывают друг друга за талию и, чуть наклонившись вперед, поворачивают голову в сторону. Впереди всех стоит самый высокий взрослый и не наклоняется. Ребенок разбегается и запрыгивает на самого последнего игрока. Его задача – добраться до самого первого человека – вершины – по спинам остальных игроков. Добравшись до цели, нужно встать ногами на плечи взрослого (ребенка, конечно, поддерживают за ноги). Взобравшись и выпрямившись во весь рост, ребенок кричит: «Я – на вершине, я победил!». После этого он прыгает вниз, где его ловит педагог-психолог.

Если детей несколько, то они могут ползти, друг за другом на расстоянии 1–2 м, что облегчает задачу благодаря положительному примеру и ощущению незримой поддержки тех, кто сзади тоже преодолевает препятствие.

Повторная попытка восхождения совершается в более сложных условиях. В горах начинается «землетрясение».

Длительность игры: 30 мин.

Примечание. Дома можно модифицировать игру: ребенок может залезть отцу на плечи со стула, а спрыгнуть уже с присевшего родителя.

Игра «Сражение»

Цель: преодоление страха открытого пространства и боли.

Подготовка: по обеим сторонам игровой площадки ставятся стулья, по одному на каждого участника. Стулья играют роль укрытий и танков. В центр комнаты выкладывается хула-хуп, внутри которого складываются снаряды – мячи, шарики, кольца. За укрытиями также лежат снаряды – по 10 штук на каждого.

Правила.

Родители и дети находятся в разных войсках.

Бросать снаряды надо не сверху, замахиваясь, а снизу, как бы подкидывая, чтобы уменьшить риск травматизма.

Ход игры.

Игроки делятся на две команды – войска, которые прячутся в укрытия и начинают провоцировать противника на бой. После этого открываются боевые действия. Когда запас снарядов заканчивается, игрок выбегает в центр, под обстрел, и старается собрать их как можно больше. Через 5–7 мин бомбометания следует приказ педагога-¬психолога начать танковую атаку. Участники поднимают стулья, прижимают к себе, и армии движутся друг на друга. При столкновении (стульями) начинается противобор¬ство, каждый пытается потеснить противника. Затем следует приказ педагога-психолога и начинается рукопашный бой. Далее по его же инициативе происходит примирение.

Длительность игры: не более 20 мин.

Примечание . Во время игры педагог-психолог контролирует действия детей во избежание возникновения травмоопасных ситуаций.

Заключение.

К проблеме страха в настоящее время существует много различных подходов, разные авторы предлагают различные классификации страха. Но все их объединяет положение о том, что страх – это эмоция, возникающая в результате угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действий или воображаемой опасности. Страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.

Страхи – это обычное явление для детского развития. Они имеют большое значение для ребенка. Каждый страх или вид страха появляется только в определенном возрасте, то есть у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка, и в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Причины появления страхов у детей в дошкольном возрасте весьма разнообразны. Однако страхи в этом возрасте еще не являются устойчивой чертой характера и во многом носят возрастной, переходящий характер. Поэтому они относительно обратимы при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

При работе со страхами детей дошкольного возраста необходим особый подход к решению данной проблемы. Универсальной формой преодоления детских страхов безоговорочно признана игра.

Список использованных источников

1. Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст]. СПб., 2006.

2. Захаров А. И. Устранения страхов посредством игры [Текст]. СПб., 2004.

3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст]. М., 1997.

4. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст [Текст]. СПб.: Питер, 2007.

5. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.

6.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки [Текст]. М.: Генезис, 2006.

7. Шишова Т.Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов [Текст]. СПб.: Речь, 2007. – 104 с.

Методическая разработка представляет собой подборку игр и упражнений для снятия агрессивности и страхов детей дошкольного возраста. Для родителей, чьи дети испытывают агрессию, представлены психолого-педагогические рекомендации; а также - правила работы с тревожными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия для коррекции тревожности и страхов

Занятие 1. "Наши страхи"

Приветствие

Сценка по произведению К.И. Чуковского "Тараканище"

Цели. Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались "страшного" и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: "У страха глаза велики".

Упражнение "Расскажи свои страхи"

Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: "Когда я был таким маленьким, как вы, то..." Затем задает вопрос: "А у вас такое бывало?", "А кто еще боится чего-то, расскажите!" Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.)

Рисование на тему "Нарисуй свой страх"

Цели. Снятие страхов, осознание своих страхов.

Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

Расставание

Занятие 2. "Наши страхи"

Приветствие

Беседа о страхах

Цели. Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.

Ведущий просит детей ответить на вопросы: "Все ли страхи плохие? Бояться - это плохо или хорошо? А бывает ли страх "хорошим"? Например, если мама боится за тебя - это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится - дети или взрослые?". Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

Рисование на тему "Я тебя больше не боюсь!"

Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний.

После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, психолог предлагает нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор - на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т.д.) или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавиться.

Этюд "Стойкий оловянный солдатик"

Цели. Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.

Ведущий читает сказку Х.К. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик". Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его.

Расставание

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

Занятие 3. "Я больше не боюсь"

Приветствие

Игра "В темной норе"

Цель. Снятие страха перед темнотой.

В комнате, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3-5 минут свет. Психолог предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.

Игра "Тень"

Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", другой - его "тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Игра "Слепой и поводырь"

Цель. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один - "слепой", другой - его "поводырь", который должен провести "слепого" через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У "слепого" завязаны глаза. Цель "поводыря" - провести "слепого" так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Обсуждение

Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если "нет", то почему?

Игра "Зайки и слоники".

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

"Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Дети это показывают. Покажите, что делают зайцы, если слышат шаги человека? Дети разбегаются по кабинету, прячутся. А что делают зайцы, если видят волка?

А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, если видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра… Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона".

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Хоровод

Дети, стоя в кругу, берут друг друга за руки,

Упражнения для снятия агрессивности

Упр. "Брыкание"

Ход: дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар дети говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.

Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Упр. "Кулачок"

Ход: дети берут в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету. Ведущий просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.

Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

Игра "Карикатура"

Ход: в группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группа предлагает нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии предметом обсуждения может стать другой ребенок.

Цель: Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность посмотреть на себя со стороны.

Упр. "Лепим сказку"

Ход: детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают, какой фрагмент они будут лепить и соотносят друг с другом свои замыслы.

Цель: Работа с пластилином дает возможность сместить "энергию кулака".

Упр. "Разыгрывание ситуации"

Ты вышел во двор и видишь, что два мальчика дерутся. Разними их.

Тебе хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят.

Попроси ее.

Ты обидел своего друга. Попробуй помириться.

Игра "Воробьиные драки"

Цель: снятие физической агрессии.

Ход: Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьев" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих

колен, тот выбывает из игры ("лечат крылышки и лапки у доктора Айболита"). "Драки" начинаются и заканчиваются по сигналу ведущего.

Игра "Минута шалости"

Цель: психологическая разгрузка.

Ход: Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Очень важно:

1. показать ребенку, что вы его любите и цените, даже если это трудно сделать, потому что ребенок разбушевался;

2. хвалить ребенка при каждом удобном случае. Но не стоит говорить: “Хороший мальчик" или “Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимание. Лучше сказать: “Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом". Признание успехов, гордость и похвала родителей необходимы ребенку для развития стойкого чувства собственного достоинства. Если ему не удается завоевать внимание родителей хорошим поведением, то он пытается обратить на себя их внимание плохим поведением;

3. установить разумные границы. Нельзя все время все запрещать (“Не делай этого, не трогай того! ”), эти замечания действуют на нервы, приводят в бешенство. Но нельзя и все разрешать, это ведет к вседозволенности, ребенок теряет чувство меры;

4. определить четкие правила, ритуалы. Очень важный ритуал - ежедневный совместный ужин, во время которого ребенок ощущает семью как единое целое. Другой ритуал - приготовление ребенка ко сну. У родителей должно быть отведено для этого достаточно времени;

5. иногда требовать, чтобы ребенок отказался от своего желания. Если ребенок не научен уступать, реакция его всегда агрессивна. Очень важно, чтобы он научился терпеливо ждать исполнения своих желаний и требований;

6. старайтесь избегать крика и наказаний - это не пресечет плохого поведения, а лишь еще больше “взведет”;

7. старайтесь сразу же реагировать на агрессивное поведение, не дожидаясь, пока ребенок “сам поймет", что так делать нельзя. Если он сделал что-то неправильно, он должен узнать об этом немедленно;

8. объявите тайм-аут. Период успокоения является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение. Маленькие дети должны быть усажены на стулья на две-три минуты, а дети постарше отправлены по своим комнатам. Только не делайте из этого наказание. Просто объясните, что предпринимаете такой шаг, потому что хотите, чтобы все пришло в порядок и чтобы все остались довольны;

9. старайтесь перевести агрессивное поведение в словесное русло: дождитесь, когда ребенок успокоится и поговорите о том, что вызвало столь бурную реакцию. Подчеркните, что такое поведение недопустимо и попытайтесь вместе найти альтернативное решение;

10. обязательно требуйте, чтобы за каждый проступок ребенок извинялся. Пусть сначала это будет лишь следствие вашей настойчивости, но постепенно ребенок привыкнет, что обиженного надо жалеть и просить прощения за неприятности, которые он причинил.

Правила работы с тревожными детьми

Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.

Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.

Использовать наказание лишь в крайних случаях.

Не унижать ребенка, наказывая его.

Эмоциональная поддержка ("Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…") - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.

Стимулирующая помощь - авансирование ("У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…").

Персональная исключительность ("Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т.д.).

Усиление мотивации ("Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…").

Высокая оценка детали ("Вот эта часть у тебя замечательно получилась…").

Не торопить! Давать время сообразить.

Когда торопится, останавливать, успокаивать.

При необходимости повторить и уточнить инструкцию.

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Чаще используйте телесный контакт.

Упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Шпаргалка для родителей, как нужно вести себя с тревожным ребёнком

Избегать публичных порицаний и замечаний!

Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).

Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.

Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.

Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.

Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.

Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.

Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак", "свинья"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! "Отдам тебя дядьке!").

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.


Конспект занятия по арт-терапевтической технологии

Тема: «Образ моего страха»

Цель: снижение эмоционального напряжения через манипуляции с предметом страха.

Задачи:

    осознание страха через сенсорные каналы

    перевод негативных переживаний в позитивные

    повышение психического тонуса

Адресат: школьники в возрасте 7-8 лет

Форма: индивидуальная

Материалы к занятию: магнитофон, релаксационная музыка, лист бумаги формата А4, гуашь, кисть.

Структура занятия:

    Разминка - 2 минуты

    Коррекционная часть - 15 минут

    Релаксация - 3 минуты

Разминка

Цель: подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Психолог: Я предлагаю тебе превратиться в маленькое семечко, которое посадили в землю. (Ребенок сворачивается в клубочек, и обхватывает колени руками).

Психолог: Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Всё чаще пригревает солнышко, росточек начинает расти и тянуться к солнышку. (Ребенок постепенно поднимается и тянется вверх).

Психолог: Из ростка вырос прекрасный цветок. (Руки поднимаются и разводятся в стороны - цветок расцвел). Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток.

Какой замечательный цветочек у тебя получился! Расскажи, в какой цветок ты превратился? (Ответ ребенка)

Коррекционная часть

Цель: визуализация страха и дальнейшее манипулирование с ним.

Упражнение «Расскажи свой страх»

Психолог вместе с ребенком садится на ковёр (важно, чтобы взрослый и ребенок были на одном уровне). Психолог рассказывает о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться.

Психолог: Как ты думаешь, что такое страх? (в основном ответы такие: «Это когда дрожишь. Когда трудно дышать. Когда напрягаются руки и ноги» и т. п.)

Психолог: Ты правильно думаешь, страх это неприятное ощущение в теле. А если бы страх имел цвет, то какого бы цвета он был?

В основном присутствует два цвета - черный и красный.

Психолог: Как ты думаешь, какой страх на вкус? («Фу, он горький как яд» и т. п.)

Психолог: А если страх потрогать, то какой он? («Он очень холодный, жесткий, твердый. «У него острые шипы, можно уколоться»)

Психолог: Хорошо, а если бы мы могли слышать страх, какой бы он был на слух? («Тихий, шуршащий, как мышка. Шипящий»)

Психолог: Замечательно, нам с тобой удалось представить, как выглядит страх. А теперь нарисуй, пожалуйста, свой страх. Подумай, какие ты возьмешь для этого цвета.

Ребенок садится за стол, получает лист бумаги формата А4, гуашь или акварель и кисть. Психолог оказывает помощь по мере необходимости.

После завершения работы, психолог проводит беседу, уточняет, спрашивает.

Психолог: Ну что ж, рисунок готов. Хочешь ли ты что-нибудь рассказать о нем? Какие чувства у тебя вызывает это изображение?

Психолог: А теперь я предлагаю тебе превратиться в волшебника. Хочешь?

Ребенок получает волшебную мантию или любой другой атрибут волшебника.

Психолог: Что бы ты хотел сделать со своим страхом? Ты волшебник. Ты можешь уничтожить страх, превратить во что угодно, украсить так, чтобы он стал добрым. А можешь даже подружиться с ним, если хочешь. Ты волшебник, все в твоих силах.

Ребенок выбирает любой понравившийся способ или придумывает собственный и реализует свой выбор. Психолог контролирует процесс, помогает по мере необходимости. После завершения работы выясняется эмоциональное самочувствие ребенка.

Психолог: Очень хорошо! Тебе удалось совершить настоящее волшебство. Что ты сейчас чувствуешь?

Релаксация

Цель: снижение мышечных зажимов, повышения энергетики, уверенности в себе.

«Волшебный сон»

Ребенок садится в удобное кресло или ложится на ковёр. Глаза закрыты, тело расслаблено. Тихо звучит музыка: Ф. Шопен «Ноктюрн №2», В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» или любая другая спокойная классическая музыка. Ребенок отдыхает и ему снится сон, который рассказывает психолог:

«Представь, что ты лежишь на полянке в прекрасный летний день и смотришь в облака. В небе ты видишь самолёт, который постепенно набирает высоту. Проследи за движением самолета. Посмотри, как уверенно он рассекает воздух своими крыльями. А теперь вообрази, что ты - самолет и у тебя такие же большие мощные крылья. Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту. Ты летишь... Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься. Теперь можно открыть глаза».

Психолог: Расскажи о своих ощущениях.

В следующий раз, когда ты почувствуешь нерешительность, тревогу или страх, представь, что ты взлетаешь над облаками. Вперед и вверх!

Психолог: Наше занятие подошло к концу. Мне было очень интересно с тобой. До встречи на следующем занятии!

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули).Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Игра «Живая шляпа»

Цель: объяснение относительности страха посредством групповой игры.

Ход игры: детям предлагается поиграть в игру «Живая шляпа», где они являются активными участниками. Психолог (очень эмоционально) начинает свой рассказ. «Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у ____________ (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе: (психолог перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться. Психолог (делает испуганное выражение лица): «Ой, что это?!» _ и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты (там заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой). Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? Дети предлагают варианты ответов. Психолог продолжает. Это была не просто шляпа … она двигалась! Психолог, незаметно от детей, начинает управлять движением шляпы. Дети разбегаются в разные стороны. Все, конечно же, испугались (психолог просит детей изобразить мимикой и жестами испуг) . Как вдруг шляпа перевернулась… и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».

Упражнение «Маленький храбрец»

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание упражнения: до упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.

Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите. что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор. Пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

Упражнение «Воспитай свой страх»

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание упражнения: как и в предыдущим упражнении, проводится предварительная беседа, и ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, психолог предлагает ребенку перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе они придумывают, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.

Игра «Рыбаки и рыбка»

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения, робости.

Ход игры: из общего количества детей выбираются две «рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – и образуют собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сети и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Замечание: Чем больше участников игры, тем она полезнее и интереснее. Следите за тем, чтобы движения сети не были агрессивными.

| следующая лекция ==>
Игры с буквами для дошколят |

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди