22.06.2019

Исследовательская работа учащегося "Камни. Необычное в обычном". Творческий проект «О чём говорят камни


Камень - о великое создание природы! Задумывались ли вы, что благодаря камню существует мир? Миллионы лет камень создает планету. Благодаря камню люди научились охотится, жить, готовить еду, строить жилища, даже украшать себя! Все благодаря этому простому и привычному камню! Как много его у нас под ногами - камни везде. Лето - удачное время для глобального изучения этого чуда природы. Начинаем с прогулки. Сперва собираем камни - большие и маленькие, разных цветов, форм и плотности.


Когда коллекция собрана, испытываем ее с помощью рисования. Какие следы оставляют камни? Одни очень легко "пишут", другие лишь слегка "царапают". Почему? Наверное, они разные по составу и плотности. Чем мягче камень, тем легче им оставить след. Лучше всего рисуют куски рукотворного камня - пеноблок и кирпич. В их составе глина, известняк, гипс. А еще хорошо рисует древесный уголь, который нам тоже попался для исследования. Его тоже можно назвать камнем.

Дети таскали камни не глядя, а потому принесли и не совсем нужное, я бы сказала недокамни. Но они оказались очень кстати для нашего второго исследования. Камни получаются разными способами. Например, при извержении вулкана застывает магма и лава - результат - камни. Некоторые образуются в земле, в результате смешивания и слеживания осадочных пород, другие под воздействием температур в недрах земли. И вот у нас в руках плотные куски, казалось бы камни, но при определенном воздействии их все же достаточно легко разрушить. Дети нашли куски земли (песка, глины и примесей), которые слежались и скрепились в камни. Возможно, при дальнейшем развитии. эти куски на самом деле стали бы камнями, но они попали к нам для изучения. А мы стали их разрушать.

Не так уж легко далось уничтожение камней. А если бы мы взяли окончательно оформившиеся камни, то разрушить их было бы еще труднее, потому что плотность этих камней велика. Но все-таки камни можно разрушить. И в природе, они перетираются, обветриваются, омываются, раскалываются, обламываются. В итоге, они не только формируются, но и разрушаются, превращаясь в мелкий гравий, гальку, песок.

Кстати, о песке. Мы внимательно рассматриваем его и приходим к выводу, что он тоже камни. Только очень мелкие.

Все камни разные. Дети берут по маленькому камушку и крупному и проводят испытания. Одновременно отпускают их на землю. С одновременностью было тяжеловато, но мы этого добились. Оказалось, что большие камни долетают до земли быстрее. Почему?
- Потому что у них большая масса, - авторитетно заявляет Артур.
Действительно, чем больше масса, размер, тем скорее упадет предмет, потому что на него не так сильно действует сопротивление атмосферы. Скорость также зависит от формы. Отмечаем, что маленькие камни при падении фактически не оставляют углублений в песке, а большой делает ямку. Своим весом он вдавливает землю.

Именно поэтому космические камни, метеориты, при падении на Землю, оставляют воронки. Ведь они летят с большой скоростью, с большой высоты и имеют большую массу. Проводим испытания метеоритов. Бросаем камни с разной силой, придавая ускорение, с разной высоты, а еще в разных местах - где земля более плотная и менее. Проверяем размеры углублений.

Для маленьких камней тоже нашлось испытание. Мы их катаем с горки. Какие быстрее скатятся? Крупнее или мельче? Тяжелее или легче, ровные или с острыми краями?

А потом пробуем их закатывать на горку. Это уже труднее.

Наши исследования продолжаются дома. Для начала, смотрим мультфильм "Жизнь камня"

А потом достаем все наше богатство. Камней дома много, есть и речные, и морские, и собранные во дворе. Кое-что принесли с прогулки только-только. Все камни разные. Дети рассказывают, что они отличаются по:
- размеру
- форме
- цвету
- массе
- структуре (гладкие, рельефные, с дырочками, с блеском и прочее)

Оказывается, что большой размер камня еще не гарантирует такую же массу. Некоторые большие камни весят меньше, чем маленькие.

Чтобы взвешивать камни, я соорудила примитивные весы. Но чаши очень неудобные, нужно будет придумать им замену, например, пластиковые стаканчики. Дети сравнивали камни по весу и находили те маленькие, что тяжелее некоторых больших.

Чтобы разобраться в многообразии камней мы обратились к интернету. Рассматривали разные виды горных пород и минералов, искали подобные у себя. Конечно, претендовать на точность мы не можем, но было очень интересно.

А еще мы знакомились с такими необычными камнями, как коралл и янтарь. Оказывается, что в их создании принимают участие живые организмы. Янтарь - окаменевшая смола дерева. А кораллы образуют полипы. Дети с лупой выискивали дырочки-домики этих существ. Не обошлось и без рассказа о жемчуге.

Купание камней - очередной этап изучения. Интересно, а могут ли камни плавать? Оказалось, что они тонут. Но все ли?

И тут нашлась парочка водоплавающих - кусок пеноблока и пемза. Последняя вулканического происхождения. Застывшая лава, в которой остались частички воздуха - поры. Пеноблок специально создается пористым - с воздухом внутри. Именно благодаря ему пористые камни и плавают на поверхности. Интересно, а древесный уголь утонет? К сожалению, с улицы мы угля не прихватили, пришлось довольствоваться теорией.

Купание камней весьма увлекательно. Дети обнаруживают, что камни меняют свой цвет, когда намокают. Некоторые стали красными, хотя изначально не очень на таковые походили. Дети моют камни, а за одно мы вспоминаем, что золото тоже моют. Рассматриваем картинки золотых самородков, которые тоже камни. Мальчики решили тщательнее осмотреть свои камушки, а вдруг найдут золото?

А какая температура у камня? Изучив все доступные, ребята приходят к выводу, что они не холодные и не теплые. Такие, как и все вокруг. Наверное, как воздух? Точно. Воздух нагревает камни до своей температуры. Мы теплее воздуха. Если держать камни в руках они станут как мы - температуры тела. А как еще можно охладить или нагреть камни? В домашних условиях мальчики решают воспользоваться морозильной камерой.

Греть же второй камень решено было в горячей воде.

Интересно, как повели себя выбранные нами камни. Грели мы камень в воде всего одну минуту и он оказался теплым. Остывал долго - около часа. А вот остужали в морозильнике долго (за короткое время становился лишь прохладным) - 1 час. И вот возвращался к комнатной температуре камень быстрее - за 30 минут. На научные изыскания не претендуем, но делаем выводы, что камни и остывают и нагреваются по разному.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель.

Актуальность проекта: живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

Цель: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.

Задачи:

1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.

4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.

5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Предполагаемый результат:

*У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.

*Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия.

*Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

*Воплощают идеи в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Выявление первоначальных знаний детей о камнях.

Что я знаю о камнях?

Саша: «Камни можно найти в земле, в реке».

Миша: «Все камни твердые».

Лёня: «Камни не сделаны руками человека, значит это природа».

Оля: «Из них делают разные украшения».

Что мы хотим узнать о камнях?

Вика: «Какие бывают камни?»

Лёня: «Что люди делают с камнями? Откуда взялись камни?»

Где найти информацию?

Арсений: «Можно в интернете посмотреть»

Лена: «В журналах разных посмотреть»

Надя: «Спрошу у мамы и папы».

Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Коллекция камней собранная детьми.

2 этап. Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей:

*Опытно-экспериментальная деятельность. Занятие «Мы – геологи».Цель:изучение свойств камней. Задачи:

  • Уточнить представления о свойствах камней: твердость, мягкость, плавучесть, температура.
  • Развивать речь детей: давать описание внешнего вида камней, закреплять умение отчетливо произносить слова; связно, последовательно рассказывать о предмете с помощью таблицы.
  • Воспитывать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
  • Знакомить с профессией геолог.

Предварительная работа: сбор различных камней для коллекции, чтение и обсуждение сказок П. Бажова.

Оборудование:шкатулка с полудрагоценными камнями, письмо, макет горы, ручей, мешочки с песком (кочки), емкость с водой, иллюстрации с сооружениями из камня.

Раздаточный материал: камни по количеству детей, таблицы, карандаши простые и цветные, лупы, монетки. Рабочие фартуки, нарукавники, кепки.

ТСО:ноутбук силлюстрациями сооружений из камня, магнитола со звуками горной реки, музыка.

Словарная работа:геолог, гладкий, шероховатый.

*Ознакомление с окружающим миром: рассматривание атласа «Полезные ископаемые».

*Формирование элементарных математических представлений: Дидактическая игра «Сколько камней в нашей коллекции».

*Коммуникация: составление детьми творческих рассказов о камнях; словесное описание ребенком камня.

*Художественное творчество: рисование акварелью на камнях (дети украсили камни цветами, некоторые расписали в виде насекомых).

*Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

*Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада» (игра проводилась на улице).

*Безопасность: беседа «Как вести себя в лаборатории во время работы» (изучение свойств камней).

*Подвижная игра на прогулке: «Найди свой камень».

*Чтение художественной литературы: сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П. Бажов «Малахитова шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

*Просмотр серии фотографий «Сооружения из камней».
*Сотрудничество с семьей: подбор камней для коллекции.

3 этап. Создали набор из крупных и мелких камней для развития мелкой моторики. Оформили мини-музей «Удивительные камни».

Проект "Загадочные камни"

Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, СКР, ФР.

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  • Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

мультимедийная презентация, посылочный ящик, большой конверт, коллекция камней, лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка) .

Организационный момент

(Дети сидят полукругом перед столом и экраном.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №2) Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой (слайд№3) . Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море, имеют более острые края (слайд №4) . В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №5) . - Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №6-9) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 10) . Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Также делают совсем необычные памятники (слайд № 11) .

Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель на дороге.

Раздается стук в дверь

(Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку) .

Воспитатель: Интересно, от кого же пришла нам посылка?! (Читает адрес отправителя «Институт геологии» ) . Ребята, что это значит?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: Геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи» . Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

(Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования) .

Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы немножко разомнемся и отдохнем.

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: На каждом столе лежит все необходимое. Результаты исследований будем записывать в таблицу.

Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры) . Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

Блестит камень или нет?

Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый, ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

(Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования) .

Воспитатель: Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии (Дети складывают листы исследования в большой конверт и запечатывают) .

Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить работу с камнями. Давайте в свободное от занятий время изготовим панно из камней. Вы согласны? Чтобы вы хотели изобразить?

(Ответы детей)

Слайд 1

Годовой проект «Мой особый интерес - камни»
Выполнил ученик 1Б класса Миргорода Алексей г. Кировск 2016 год

Слайд 2

Я выбрал такую тему, потому что камни в жизни человека играют большую роль еще со времен зарождения человечества. Мне захотелось узнать об истории и пользе камней. Познакомиться с творчеством известных писателей и поэтов, которые писали о камнях. И больше всего мне любопытно, что можно интересного и нужного сделать с помощью камней.

Слайд 3

Был такой период на Земле очень-очень давно, который назывался Каменный век. Люди жили в каменных пещерах, подушкой служил какой-нибудь булыжник и орудие труда и охоты тоже были из камня.

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАМНИ
Когда зародилась письменность человек начал писать на папирусе это прообраз бумаги, на Руси писали на бересте, а еще высекали письмена на камне. Из первых сказок, которые мне читали, богатырю путь указывал путеводный камень.

Слайд 5

Археологические находки
Ученые-археологи находят в земле окаменелости разных животных, птиц, растений. По ним они определяют их возраст, узнают какие животные и птицы жили на земле много лет назад и как они выглядели.

Слайд 6


У меня дома есть книга «Малахитовая шкатулка». В ней писатель Павел Бажов рассказывает о работе камнерезов и различных камнях, которые находят в земле. Большинство из изделий Данилы-мастера сделаны из камня под названием малахит, который добывают в уральских горах.

Слайд 7

Писатели, поэты и художники о камнях
А вот что писал известный поэт Иван Бунин о камнях в своем стихотворении «Все море – жемчужное зерцало…»: У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали, и жемчуг и опалы По золотистым яхонтам текут...

Слайд 8

Писатели, поэты и художники о камнях
Знаменитые художники тоже любили изображать на своих картинах камни. Аленушка на картине В. М. Васнецова сидит на камне в окружении других камней.

Слайд 9

Интересное о камнях
Когда я стал старше мы всей семьей ездили на море. Там на берегу моря я собирал разные камешки. Большинство из них имеет плоскую форму и гладкую поверхность. Потому что их постоянно омывает вода. На таких камешках художники рисуют различные рисунки.

Слайд 10

Интересное о камнях
У нас на даче бабушка сделала альпийскую горку. Это такая клумба для цветов. Она состоит из камней разных размеров. А между камнями сажают цветы. Когда цветы цветут такая клумба смотрится очень красиво. А мы можем ходить по камням даже в середине клумбы.

Слайд 11

Недавно я узнал, что в Японии есть сады из камней.
Интересное о камнях

Слайд 12

Дома у нас есть небольшая коллекция камней. Больше всего мне нравится голубой агат.
Интересное о камнях

Слайд 13

У разных камней есть свои свойства. Считают, что какие-то камни могут охранять человека, какие-то придают силу человеку, а какие-то лечат. Их прикладывают к больному месту, растирают в порошок и делают мази. Есть камни, из которых делают украшения: бусы, браслеты, ими украшают кольца и серьги. Как правило, это драгоценные и полудрагоценные камни. Еще есть поделочные камни. Из них делают шкатулки, вазы маленькие и большие, различные фигурки.
Свойства камней

Слайд 14

К нам в школу приходили сотрудники планетария. От них я узнал, что планеты состоят из камней и других веществ. Например, кольца одной из восьми планет солнечной системы Сатурна состоят из пыли, льда и камней.
Камни в космосе

Слайд 15

На нашу землю из космоса прилетают кометы, астероиды и метеориты.
Камни в космосе

Слайд 16

«Каменные джунгли»
Недавно я услышал, что города называют каменными джунглями. Дедушка мне пояснил, что дома строят из песка и цемента. При смешивании песка, воды и цемента получается бетон. Если сделать разный состав песка и цемента, то можно получить бетон разной прочности. И даже очень прочный, который не уступает по прочности пригодным камням. А так как дома строят высокими, то наши города похожи на леса, только вместо деревьев высокие дома.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение № 20 х. Кирова

Тематический проект

«Эти удивительные камни»

Разработала воспитатель:

Кружкова Дарья Александровна

2017 г.

Проект «Удивительный мир камней»

  1. Тип проекта: познавательный.
  2. Признак проекта: экологический.
  3. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
  4. По количеству участников: групповой.
  5. По продолжительности: краткосрочный
  6. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни, минералы, кристаллы.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское

Речевое развитие

Цель проекта:

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи:

Образовательные :

Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.

Развивающие :

Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная :

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Речевые : расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.

Здоровье сберегающее обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»-«Ознакомление с миром природы».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (развитие речи, чтение худ. литературы). «Социально-коммуникативное развитие» -(с/р игры, дидактические игры).

«Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка). «Физическое развитие».

Виды деятельности : Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: презентация, схемы, посылка с камнями.
  • Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, шероховатый.

Продуктивная деятельность:

  • Экспериментирование «Какие бывают камешки»
  • Аппликация «Гора»
  • Лепка из пластилина «Горы».
  • Рисование «Горный пейзаж»

Оборудование :

Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», пластилин, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, монетка, мел, каменный уголь, камни разной величины, лимон, пластилин. Компьютерная презентация «Эти удивительные камни».

Актуальность проекта:

Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.); выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада.

План действий:

  1. Постановка цели;
  2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  4. Определение направлений познавательной практической деятельности;
  5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

План проведения проектной деятельности

Совместная работа педагога с детьми.

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни» Е. Чуйко.

Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

Тема «Камни и их свойства»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения, оформление коллекций.

Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок».

Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Тема: «Мы – геологи»

Цели: развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Тема «Зачем человеку камни нужны».

Цели: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми).

Материалы: «коллекция» разных камней, предметы, сделанные из камня.

Предварительная работа: составление «коллекции» разных камней. Знакомство со свойствами камней на предыдущих занятиях.

Музыка.

Цели: слушание музыки: С.Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Лепка «Разноцветные камешки и картины».

Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски, сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм камней (сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа

Аппликация «Дом мы строим из камней»

Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков »

Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

«Камни и минералы - это одно и то же?»

Цели: выяснить вместе с детьми как образовались камни и что такое минералы.

Материалы: «коллекция» камней разной формы и происхождения, детские энциклопедии.

Рисование по замыслу «Милые мордашки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

Цель: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Тема «Кто живёт в горах»

Цели: познакомить детей с происхождением гор и вулканов, с некоторыми обитателями гор (яком горным козлом ирбисом сурками сеноставками орлами грифами кондорами), их приспособленностью к таким условиям жизни. Формировать бережное отношение к животным и растениям.

Рисование с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам...»

Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

Материалы: тонированная или белая бумага, цветные и простые карандаши; страницы старых журналов, клей.

Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Тема «Свойства полезных ископаемых»

Цели: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами. Расширять кругозор и словарный запас.

Лепка «Домик из кирпича».

Цели: вызвать интерес к созданию образа каменного дома. Продолжать освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания «кирпичиков». Развивать способности к формообразованию.

Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

Общеразвивающие упражнения с небольшим камешком (каждое упражнение выполняется по 4 раза)

1. И.п. - о.с., камень в правой руке. 1 - руки поднять вверх, стоять на носочках, переложить камень в левую руку, 2 - и. п. То же повторить левой рукой.

2. И.п. - то же. Подбросить камень перед собой правой рукой, поймать левой. То же повторить левой рукой.

3. И.п. - о.с. руки в стороны. 1 - повернуться влево, ноги не сдвигать, взять камень левой рукой, 2 - и.п. 3-4 -то же повторить вправо.

4. И.п. - сидя, ноги вместе, камень в правой руке сбоку. 1- поднять левую ногу, переложить камень под коленом в левую руку; 2 - и.п. То же повторить под правой ногой.

5. И. п. - сидя, ноги врозь, камень лежит на полу. 1-3 - наклониться вперёд, ноги не сгибать, катить камень как можно дальше; 4 - и. п.

6. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Подбросить камушек на 10-15 сантиметров вверх, поймать.

7. И.п. - стоя, камень в правой руке. 1 - переложить камень в левую руку за спиной, 2 - и. п. То же повторить с правой рукой.

8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч 1 - наклониться вниз, не сгибая колени, переложить камень в другую руку под правым коленом; 2 - и. п. То же повторить под левым коленом.

9. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - поднять правое колено, переложить камень в другую руку; 2- и.п. То же повторить под левым коленом.

10. И. п. - стоя, камень зажат между ступнями, руки на поясе. Прыжки вверх на двух ногах. Чередовать с ходьбой.

Декоративное рисование «Дом, милый дом»

Цели: продолжать учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней среднего размера, угловатой формы). Закрепить приёмы рисования на камне.

Создать образ дома путём художественного декорирования камней.

Просмотр мультфильмов

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»

Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни»

Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд"

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевые игры

- «В поисках клада»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни»

Провели викторину «Что мы знаем о камнях»

Выставка «Изделия из камня»

Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.

Ход НОД «Эти удивительные камни»

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу. (Открываем, достаём шкатулку и письмо) «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы?

Давайте посмотрим, какие камни в посылке.

Дети садятся на стульчики, воспитатель за маленьким столом

Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

Белый камушек растаял

На доске следы оставил (Мел)

Какой он? Что им делают? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

Давайте посмотрим какой он по твердости. Таня, подойди, попробуй провести по нему гвоздем.

Что с ним случилось?

Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность). а если его потереть – (распадается на крупинки) и бросить в воду - (вода мутнеет)

Что можно сказать о меле? (Ответы детей: мягкий, тонет в воде)

Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

А вот ещё загадка о камне:

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки - это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

Расскажите какой уголь?

(Ответы детей: чёрный, блестящий)

Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.

Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь?

(он хорошо горит и даёт много тепла, энергии)

Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. (Дети рассматривают камни)

Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края).

(гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные)

Для чего нужны камни? (ответы детей)

Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче).

Итак, содержимое посылки мы рассмотрели, а здесь ещё есть карточка. Что на ней нарисовано. Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (дети называют правила поведения: не шуметь, ничего не пробовать на вкус,

Я приглашаю вас в лабораторию, но прежде разделимся на команды. (Деление на команды, выборы командира)

Сегодня вы исследуете свойства камней. Командиры подойдут за заданием. (выдаётся схема, которая подскажет, какой эксперимент проводит команда). Затем каждая команда рассказывает, какой эксперимент проводили и что узнали о камне.

Задания:

1. Рассмотрите камни и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. 2. Найдите и покажите самый большой и маленький.

3. Потрогайте камни на ощупь. Какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый.

4. Возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? (трещинки).

5. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином. Он изменяет свою форму? А камень? Значит камень твердый, а пластилин мягкий.

6. Проверим камень на твердость. Поцарапайте камень ногтем. Попробуйте поцарапать камень монетой. Что можно сказать о камне, какой он?

7. Возьмите камешек и опустите его в воду. Камень тонет?

8. Могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Что они издают?

Игра «Каменный оркестр»

Воспитатель: -У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.

Презентация «В мире камня».

Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем?

Приглашаю детям встать вокруг стола.

Продуктивная деятельность

Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.

Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг.

Дети встают в круги передавая камушек отвечают на вопросы.

Где вы сегодня побывали (в лаборатории, что делали (проводили опыты с камнями). Что же вам понравилось? Что удивило? (Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди