19.05.2019

Как подростка стимулировать к учебе. Чего не стоит делать. Что влияет на интерес к учёбе


В тот день, когда ребенок понимает, что все взрослые несовершенны,
он становится подростком;
в тот день, когда он прощает их, он становится взрослым;
в тот день, когда он прощает себя, он становится мудрым.
Олден Нолан

Единственный вопрос из , который задан не руководителем, не HR, не тренером или преподавателем, а мамой. Мамой подростка.
Это сложное, противоречивое состояние требует ответов срочных и безотлагательных. Так и поступим. Первый ответ будет именно на этот вопрос.

Подростки бунтующие, и не очень, нуждаются в отделении от взрослых, они хотят уйти от контроля и опеки родителей. А родители боятся за своих мальчиков и девочек, которые так недавно были совсем маленькими.
И чем больше этот страх, тем больше глупостей делают родители. Поэтому первый совет – родители, держите себя в руках, справиться с ситуацией нужно в первую очередь вам самим, нужно победить своих демонов. Только так можно помочь вашим детям.

Если вам трудно понять, как это сделать в вашем конкретном случае

После длинного лирического отступления вернемся к мотивации на учебу подростков. Их можно мотивировать на учебу, но не криками, угрозами и шантажом. Не усилением контроля и опеки.

Диктаторские методы не сработают в долгосрочной перспективе. Хотя можете и их применить. Однако помните, так вы решите локальную задачу и подарите ребенку стойкое неприятие к процессу учебы на всю жизнь.

Теперь о демократических методах. Это долго, с ошибками и слезами, но ваш ребенок будет учиться на протяжении всей жизни легче и более осознанно, он будет более приспособлен к взрослой жизни.

Итак, основная идея – создать среду , в которой учеба – это не наказание, а поощрение и радость. Как это сделать:

1. Собственный пример

Если вы сами постоянно учитесь и с восторгом делитесь своими открытиями, то ребенок запоминает, что это здорово. А если вы постоянно его попрекаете «я вот всю жизнь учусь, а ты неуч и позоришь меня», то ребенок запоминает, что учится – это плохо и хуже всех он сам, который не способен соответствовать требованиям родителей.

Ваши разговоры о том, где вы были, что узнали, с кем познакомились, и восторг от процесса познания мира дадут более длительный результат. Рано или поздно ваш ребенок будет делать то же самое.

2. Прививка выполнять то, что скажут, не задумываясь

Эта прививка подросткам нужна и они ее в полной мере получают ее в традиционной школе. Требования учителей не должны полностью подменять ваши отношения с сыном или дочерью. Вы не учителя, вы — родители.
Обсуждайте с вашими детьми, что иногда нужно делать то, что скажут. Полезный навык по жизни, в разумном применении.

3. Обучение не в школе

К сожалению, интересная школьная жизнь и учеба – это разные вещи. Учеба – это суперконтроль, постоянная нагрузка бессмысленными знаниями и бег по кругу от бесчисленных требований. Ноль радости и постоянный негатив от неудач.
Поэтому ищите варианты дополнительного образования. Без нудных бессмысленных домашних заданий, оценок и неподвижного молчаливого сидения за партами. Ищите тех людей, которые смогут учить ваших детей иначе, с радостью и пониманием.

В Харькове такими вариантами являются , Образовательное агентство Маша и дети, гимназия Очаг, Эврика. Если вы знаете еще варианты –

Обеспечить ребенка элитной школой – не панацея. Создавайте дополнительное окружение своему ребенку. Пусть с ним рядом будут люди позитивные, стремящиеся к знаниям, получающие радость от процесса познания и результаты от своих усилий.

4. Прививка радости от процесса познания

Родители обязаны не только контролировать и читать морали. Они обязаны уметь радоваться познанию мира и учить этому своих детей. Если не умеете – смотрите пункт 3.

Помните, если ваш ребенок получит 2 балла из 12 по математике и никогда не научится решать тригонометрические неравенства, то это не трагедия. Вы не станете плохими родителями поэтому. Но если вы допустите, что ваш ребенок возненавидит все, то связано с учебой, тут вы точно будете плохим родителем.

5. Поощряйте внутренние порывы

Формируйте внутреннюю мотивацию. А для этого нужно знать внутренние желания вашего ребенка и поддерживать их. Даже если они вам покажутся абсурдными. Если вы этого очень боитесь, то это ваши демоны, не навязывайте ваши собственные страхи детям. От маленьких и странных желаний вы перейдете к большим и амбициозным.

6. Прививка самостоятельности

Пусть подросток учится жить своими желаниями и отличать плохое от хорошего самостоятельно. Самостоятельность — это не вседозволенность, это ответственность за свои решения. Поэтому если подросток что-то решает, пусть и ответственность будет на нем, а не на вас.

Возражать можно и нужно в случаях, которые повлияют на здоровье вашего ребенка, могут напрямую угрожать его жизни. Тут сразу скажу, что подростки не всегда адекватно оценивают такие угрозы, им жизнь кажется бесконечной, без боли и смерти. Однако, уважаемые родители, 2 балла по химии в аттестате такой угрозой не являются. Оценка по химии – это решение вашего ребенка, за которое он в полной мере может отвечать.

Оптимальный режим учебы для подростка – сочетание самостоятельных и групповых занятий

Переходный возраст, трудный подросток – эти слова, как заклинания, повторяют родители и учителя, подразумевая, что «надо просто переждать, пережить, само рассосется». Спорный посыл, однако само признание этого периода как особенного – уже огромный прогресс на сегодняшний день. Еще совсем недавно новые потребности взрослеющей личности считали просто причудами и отмахивались от них, не вникая в суть.

В отношении к подросткам взрослые впадают то в одну, то в другую крайность. То считают их по-прежнему маленькими детьми, не перестраиваясь в общении, и требуют беспрекословного подчинения. То, наоборот, относятся к ним с излишним трепетом, боятся лишний раз побеспокоить, ограничить свободу, как будто этот в период развития человек обретает какие-то сакральные свойства. При всем различии подходов их результат отрицательный: в первом случае родители получают бунт, тотальное отрицание и игнорирование требований, во втором – такое же пренебрежение обычными обязанностями, но с осознанием полного права на такую позицию. Истина, как это обычно бывает, находится посередине.

Чтобы заинтересовать подростка учебой, она должна быть не целью, но средством – способом повышения авторитета среди сверстников.

В переходном возрасте внутренние проблемы подростка, связанные со становлением его личности, поиском себя, своего места в жизни, накладываются на возросшие требования к нему от социума, прежде всего – в школе. И если до этого ребенок стремился «быть хорошим», что означало стараться выполнять все задания, получать хорошие отметки, по возможности демонстрировать хорошее поведение, то теперь те же действия вызывают у него внутреннее отторжение. Ведь в своих глазах он уже не ребенок, а взрослый, а общепринятые паттерны поведения остаются теми же. В итоге школьная программа усложняется, но из-за неприятия самой формы подачи и проверки знаний внимания учебе уделяется меньше, чем следовало бы.

Проблемы подростков в школе зачастую вообще никак не связаны с учебой. Гораздо больше их волнует признание сверстников, получение нового социального опыта, принадлежность к значимой для них группе и поиск своего места в ней. Значит, чтобы заинтересовать подростка учебой, она должна быть не целью, но средством – способом получения лидирующей позиции в группе, повышения авторитета среди сверстников. Как сместить фокус, учитывая все особенности подросткового возраста, подробнее в данной статье.

Истоки проблем переходного возраста

Основные проблемы подростков обусловлены не столько архаичностью школьной системы, сколько внутренними причинами развития каждой личности в отдельности. В переходный возраст каждый человек входит по своему личному графику, поскольку на это влияют комплексно и физиология, и психология, и социальный опыт, и стиль общения в семье, интеллектуальное и психическое развитие.

У девочек процесс взросления начинается в среднем на два года раньше, чем у мальчиков – с 9 до 14 лет, что сопровождается в том числе физиологическими изменениями. (Возможно, по этой причине раздельное обучение показывало лучшие результаты по сравнению с совместным.) Этот разрыв уже приводит к разделению в классе: девочки обосабливаются, они ориентируются на мнение старшеклассников, а своих сверстников не воспринимают как авторитет. Мальчики остаются в агрессивно-оборонительной позиции и стараются оградить свой круг интересов от насмешек женской половины класса. Как видим, минимум один конфликт уже заложен объективной разницей в скорости полового созревания.

Для каждого подростка и для всей его группы на первом месте оказывается именно вопрос внешней привлекательности, соответствия взрослым стандартам, умение справляться со своим меняющимся телом.

Взрослый снаружи – ребенок внутри: у подростков учебный материал лучше всего усваивается в игровой форме.

«Некрасивый, но умный» – вообще не аргумент в этом возрасте. Поэтому критически важна для успехов в учебе личность и внешность учителя, этот предмет преподающего. Если с модельными параметрами и харизмой учителя не повезло, а предмет действительно важен для будущего вашего взрослеющего ребенка – надо искать альтернативу вне школы.

Еще одно важное следствие физиологических изменений – психическая нестабильность, обусловленная активными выбросами гормонов. Перепады настроения, проблемы со сном, повышенный уровень тревожности, раздражительность – все это свойственно не только девочкам (у которых эти признаки могут служить симптомами ПМС), но и мальчикам. Все эмоции и чувства проживаются с намного большей интенсивностью, чем у взрослых.

По яркости переживаний и потребности в частой смене впечатлений подростки приближаются к младшим школьникам. Обратите внимание, что многие учебники по английскому языку для подростков изданий Oxford или Cambridge учитывают эту особенность, включая в объяснение сложного материала веселые комиксы, крупноформатные фото, предлагая обучающее видео. Целостная, синкретичная подача материала намного больше способствует запоминанию, чем сухая зубрежка.

Растущий организм также постоянно нуждается в движении. Усадить за учебники особенно сложно, поэтому занятия спортом в этом возрасте важны для поддержания тонуса – и не только мышечного. Чередование физических и интеллектуальных упражнений помогает справиться с потребностями организма и требованиями школьной программы одновременно. Прослушивание обучающих лекций онлайн можно совместить с занятиями на домашних тренажерах или с прогулкой по парку (если там есть WiFi) – большое преимущество по сравнению с академической формой подачи материала.

В отношении к учебе для подростка критически важно, как на него будут смотреть его сверстники. Исследования ученых показали, что у подростка активизируются определенные участки мозга и соответственно меняется поведение в зависимости от того, видят его потенциально значимые для него люди или нет.

  • Умение выполнять задания и прослушивать лекции, не отвлекаясь, гораздо проще тренировать в отсутствие сверстников.
  • Именно опыт переходного возраста во многом определяет то, чем будет заниматься человек в своей жизни, в каком направлении развиваться.

Мозг подростка: возрастные изменения и отношение к учебе

Чтобы помочь подростку справиться с трудностями переходного возраста и выйти из него с минимальными потерями, а еще лучше – с новыми приобретениями и взрослым подходом к жизни, желательно иметь целостную картину изменений, происходящих в его нервной системе и особенно – в деятельности мозга.

Для развития подростка важен баланс индивидуальных и коллективных занятий, двигательной и умственной активности.

Во время взросления претерпевают изменения все отделы мозга, начиная со стволовой части или мозга рептилии, регулирующей протекание основных физиологических процессов, далее лимбическая система мозга, отвечающая за гормональный контроль, автоматические (бессознательные) эмоциональные реакции, память, чувства и ощущения; и, наконец, самые важные для успехов в учебе перемены происходят в неокортексе – коре головного мозга, отвечающей за мыслительные процессы: рациональное и аналитическое мышление, планирование, воображение, речь, условные рефлексы.

В подростковом возрасте происходит активный рост и трансформация всех отделов, кроме того, устанавливаются новые связи, а неиспользуемые наоборот – отсекаются. Например, в эксперименте, где подростку говорили, что при включении огонька аппарата МРТ за ним через видеокамеру наблюдает сверстник его пола, поведение подростка становилось более неловким в момент «включения камеры» (которой по факту не было). При этом аппаратура фиксировала импульс, ведущий от стриатума, отвечающего за мотивацию и целеустремленность, к префронтальной области коры головного мозга, отвечающей за кратковременную память, простые мыслительные процессы (дифференциацию и интеграцию мотивов, явлений и понятий), эмоциональную реакцию, волевой контроль, концентрацию на действиях.

Мозг подростка претерпевает изменения на всех уровнях:

  • стволовая часть мозга (мозг рептилии) – гормональная перестройка, рост организма;
  • лимбическая система мозга – новые эмоции и чувства, мотивация;
  • неокортекс (кора головного мозга) – мыслительные процессы, воображение, воля.

Получается, что для подростка оптимальный режим обучения – когда он воспринимает новую информацию в своем комфортном темпе (который индивидуален и зависит от его физического состояния в данный момент времени), лучше всего – наедине, не отвлекаясь на сверстников. А вот актуализация новых знаний, превращение их в навыки, тренировка в выполнении заданий уже лучше всего проходит со сверстниками одного пола на соревновательной основе – когда активизируются все участки головного мозга и в совместной работе устанавливаются новые связи, плюс эмоциональная наполненность этой деятельности способствует запоминанию (именно в долговременной памяти).

Если описать процессы, происходящие в мозгу взрослеющего человека, двумя словами, то это – полное переформатирование. Массированные атаки гормонов, новый социальный опыт, внутренние потребности и требования окружающих – все это радикально меняет ландшафт. Импульсы нервных волокон ускоряются (процесс называется миелинизацией), при этом нервные связи и окончания, что организм не счел основными, обрезаются (синаптический прунинг) или перенаправляются к другим магистралям. Одновременно происходит самое масштабное разрастание новых связей и центров в коре головного мозга (спраутинг) – другого такого периода в жизни человека нет.

Следовательно, при всей сложности самого процесса обучения в подростковом возрасте, именно этот период определяет то, чем будет заниматься человек в своей жизни, в каком направлении развиваться. Желательно помимо школьной нагрузки максимально попробовать различные виды деятельности – ощутить на кончиках пальцев склонность к той или иной профессии (подробнее о профориентации).

Психологи отмечают, что если в этот период подросток много играет в видеоигры, то, возможно, он станет хорошим пилотом, однако карьеру бухгалтера ли ученого вряд ли сделает. Клоун класса имеет все шансы стать преуспевающим менеджером по продажам, тогда как президент класса или школы уже в это время получит и отработает навыки менеджмента, которые пригодятся в бизнесе и любых управленческих процессах. В это же время закладываются основы внутреннего конфликта и склонности к зависимостям – фильмы с насилием, наркотики, виртуальные приключения оставляют неизгладимый след в психике и нервных связях.

Впечатления, полученные в этом возрасте, такие же яркие, как в детстве, восприятие настолько же обострено, скорость реакции меняется от максимально быстрой до полной заторможенности – в зависимости от заинтересованности предметом.

В поисках идентичности: как помочь подростку справиться с собой

Выйдя из детства, личность подростка пребывает в постоянном поиске себя, примеряя все новые и новые роли. Состояние внутренней растерянности маскируется внешней самоуверенностью, однако его взрослый вид еще не означает, что подростку не нужна ваша помощь.

Справиться с такими глобальными изменениями, в короткий срок произошедшими в социальном окружении, в школьной жизни, в собственном организме, было бы непросто даже взрослому человеку при всем его жизненном опыте. «Кто я? Чего я хочу? Куда стремиться?» – эти вопросы волнуют каждого подростка. Выполнение ежедневных рутинных обязанностей оправданы для него только в том случае, если ведут к значимой в его глазах цели.

Система ценностей выстраивается уже не семьей, но группой сверстников. Если родители хотят как-то повлиять на формирование личности взрослеющего ребенка, то начинать стоит с поиска достойной, по их мнению, компании, объединенной общими интересами. Дополнительные занятия, хобби, командный спорт – все это важнейшие факторы воспитания, работающие лучше всяких слов.

Абсолютная свобода для подростка так же вредна, как и тотальный контроль и запреты. Задача родителей и старших – найти баланс между разумными ограничениями и потребностью формирующейся личности в самоутверждении, в выражении протеста и отстаивании своего мнения. Образно говоря, лучше предоставить человеку выбор, как провести выходной, при условии, что он вернется домой в оговоренное время, чем после часу ночи обзванивать близких и дальних знакомых в поисках загулявшего чада.

Роль родителей и учителей – в создании пространства для творчества, в предоставлении возможностей для реализации. Освоение новых территорий необходимо, но под ненавязчивым наблюдением. Подросток примеряет разные идентичности, пробует в действии то одно, то другое «Я», и во многом от чуткости ближнего окружения зависит, на каком варианте он в итоге остановится. Такие рекомендации дает родителям в своей публикации на сайте Psychology Today доктор Роберт Дж. Хедайя (Robert J. Hedaya).

Склонность к неоправданному риску – еще одна особенность переходного возраста. Даже создание идеальных условий для развития не может на 100% застраховать от несчастных случаев и необдуманных поступков. Винить в чем-то самого подростка довольно сложно: все дело в том, что у него еще не сформирована префронтальная кора головного мозга, отвечающая в том числе и за осознание последствий своих действий, самоконтроль, способность планировать. Окончательно формируется эта область примерно к 21 году (у мужчин, у девушек раньше) – естественно, откладывать начало самостоятельной жизни до этой даты никто не будет. Выход – выстраивание понятных и логичных договорных отношений, при которых взрослеющую личность предупреждают о необходимости компенсировать последствия действий, приведших к нанесению ущерба.

Главные компоненты самодисциплины у подростка:

  • концентрация;
  • доведение дела до конца;
  • постоянство;
  • обязательность.

Самодисциплина – лучший способ повысить самооценку!

Если ничего не предпринимать и не ограничивать, то придется смириться с тем, что ситуацией управляет личность, принимающая решения в результате внезапного эмоционального импульса, не связанного с какой-либо логикой. Лимбическая система головного мозга, отвечающая за эмоции, привязанность, влечение и размножение, оценку смыслов и фактологическую память, является более древней и вместе с стволом мозга, или мозгом рептилий, в принципе обеспечивает человеку выживание . Особенно, если такой человек достаточно защищен от воздействия внешних факторов и огражден от социума – в том числе от общения с такими же незрелыми личностями.

Однако о каком-то развитии и выходе в самостоятельное плавание в данном случае говорить не приходится. Без навыков абстрактного мышления, умения самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия человек остается подростком независимо от того, сколько ему лет по паспорту. При этом счастливым такому человеку стать сложно – справиться со своими импульсами самостоятельно он не может, объяснить их появление тоже, социум не готов играть роль няньки и старается избегать контактов с незрелой личностью по причине непредсказуемости в общении и ненадежности в деловых отношениях.?

Онлайн-образование и переходный возраст

Одним из инструментов формирования взрослого отношения к жизни является обучение онлайн, требующее от подростка мотивированности, волевых усилий, умения планировать свой график для прослушивания лекций и выполнения заданий, самоконтроля. Концентрация на выполнении того или иного действия, нацеленность на результат – это и свойства развитой префронтальной области головного мозга, и способ ее развития одновременно. Умение выполнять задания и прослушивать лекции, не отвлекаясь, гораздо проще тренировать без присутствия сверстников. При этом делиться полученными наработками, конечно же, лучше с одногодками – как и отрабатывать новые умения, применять знания на практике. Когда новая информация только усваивается, она записывается на грифельную доску краткосрочной памяти – и для этого желательны тишина и сосредоточение, поскольку работает префронтальная область мозга. Уже полученную информацию лучше отрабатывать совместно со сверстниками – тогда подключается лимбическая система мозга, с ее эмоциональностью и способностью складировать данные в долгосрочную память.

Истоки проблем подростков в школе:

  • учителя по-прежнему относятся как к детям;
  • школьная программа не помогает ответить на вопросы «Кто я?» «Какое мое место в жизни?»;
  • школьная деятельность не связана с запросами взрослой жизни;
  • на первом месте для подростка – самоутверждение среди сверстников, оценки – на втором.

Таким образом идеальным для подростка является сочетание онлайн- и офлайн-методов обучения. И, конечно, для лучшего результата необходимо безотлагательное применение знаний на практике – своеобразное проживание новой роли (на этом принципе построена знаменитая Kidzania). Конечно, с академическими знаниями школьной программы это сложнее, но можно, например, пройти пробный тест ЗНО, чтобы оценить свой уровень знаний по предмету и понять, что еще можно улучшить или подтянуть.

Особенность современного обучения в том, что простое складирование знаний уже не имеет смысла – ведь всегда есть онлайн-справочники и базы данных для получения нужной информации. При этом особое значение приобретают умения человека оперировать этой информацией, выстраивать иерархии и объединения, формировать концепции, находить креативные решения даже тривиальных задач. Также важно адекватно коммуницировать в социуме, создавать новые связи и выстраивать систему контактов. Все это требует развитой префронтальной области головного мозга, так что без математики, лингвистики, философии и других наук, развивающих логическое мышление, не обойтись.

Один из вариантов дополнения школьной программы и плотного графика внеклассных занятий – школа онлайн , предоставляющая доступ к лучшим преподавателям и методикам. Подготовка к ЗНО с использованием предзаписанных видеолекций и тестовых заданий онлайн – хорошо зарекомендовавший себя на практике способ избавиться от пробелов в программе по выбранному предмету, натренировать умение проходить тесты, систематизировать все знания, полученные с 5 по 11 класс. При условии регулярных и даже не очень длительных занятий (онлайн-лекция длится всего 20 минут), можно спокойно и без лишней спешки подготовиться к самому сложному и ответственному экзамену – внешнему независимому оцениванию.

Непрерывное образование помогает адаптироваться к меняющемуся миру, сглаживать острые углы и противоречия, возникающие в социуме вследствие конфликтов интересов. При этом онлайн-формат обучения не только предоставляет доступ к преподавателю независимо от его местонахождения, не только экономит время и средства на дорогу, но и сам по себе становится инструментом воспитания волевых качеств и развития мыслительных способностей.

Читайте советы психолога в нашем материале.

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка, который не хочет учиться. Она расскажет, что делать и какие основные ошибки допускают родители, пытаясь всеми силами заставить ребенка учить уроки.

Анастасия Пономаренко
психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

Родителям частенько приходится применять силу, уговаривать ребенка, который не хочет учиться. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, делалло домашние задания, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его тем или иным предметом. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

А ведь для создания мотивации у ребенка к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

Правила успешной мотивации ребенка к учебе

Итак, как же мотивировать ребенка, который не хочет учиться.

Ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа.

Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.

Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в . Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет.

Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.

После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение.

Создайте его! Запишите ребенка в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии.

Поинтересуйтесь атмосферой в школе, где учится ваш ребенок .

Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания - это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

Узнайте также про ребят в классе.

Кто лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся - издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться - он и так самый умный.

Не реагируйте слишком бурно .

И не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

Убедитесь, что у ребенка адекватная нагрузка

То, что ребенок не хочет учиться, может быть обусловлено очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать нервого срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

Не судите о способностях ребенка по его оценкам.

Запомните: умный, не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.

Процесс мотивации ребенка к учебе - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

Обучение ребенка в школе – длительный и не всегда простой процесс. Начальные классы, как правило, не приносят родителям много хлопот. Ребенок с удовольствием ходит в школу и делает домашние задания. Ему интересно учиться и общаться со сверстниками. В средних классах большинство детей, как правило, тоже учатся без проблем, при условии отсутствия значительных пробелов в изучении материала. А вот учеба старшеклассников – это совершенно другой процесс, другая мотивация и более высокая ответственность. Появляются такие термины, как «ЕГЭ», «аттестат», «вступительные экзамены», «будущая профессия».

Глобальные перемены

Жизнь подростка и без учебы представляет собой настоящую гремучую смесь: половое созревание, первые по-настоящему сильные любовные переживания, стремление к бунтарству и прочие несовершенства этого мира. Сюда прибавляются конфликты со сверстниками и родителями, их не избежать. А кроме этого ведь еще существуют друзья, социальные сети, компьютерные игры, свидания и хобби.

В таких условиях даже отличники в средних классах – в старших могут «скатиться» в тройки. По той или иной причине мотивация подростка к учебе может значительно снизиться. Что в таком случае делать родителям, и как вернуть интерес ребенка к учебе?

Опасность всей этой ситуации в том, что подросток сам перестает видеть всей тяжести своего положения. У детей такого возраста пропадают авторитеты, а плохая успеваемость в школе не вызывает только апатию и стремление кое-как доучиться. Родители уже не могут просто заставить ребенка учиться, как это происходило в младших или средних классах, когда похвала или наказание были весомыми факторами в процессе учебы. Прогуливание уроков в этом возрасте становится частой проблемой даже для отличников. Причем психологи утверждают, что, прогуляв урок впервые, ребенок на уровне химических процессов мозга запоминает это приятное чувство облегченности, отсутствия трудностей, и подросток стремится повторить его снова и снова.

Ответственность за собственное будущее

Понимание того, зачем подростку учиться – наиболее сильный фактор мотивации к учебе. Хорошо, если он точно знает, кем хочет быть в будущем. В этом случае стоит серьезно обсудить с сыном или дочерью то, как он собирается этого добиваться, и какие предметы ему нужно подтянуть, чтобы планы стали реальностью. Постарайтесь не обсуждать при ребенке ваши финансовые возможности относительно оплаты его обучения в ВУЗе. Пусть он будет уверен, что поступить сможет только собственными силами, если хорошо сдаст выпускные и вступительные экзамены.

Во время летних каникул предложите ребенку устроиться на работу. Как правило, тяжелая физическая работа (не обязательно стройка, хорошо подойдут отделочные работы) даже за более или менее приемлемые деньги лучше абстрактных понятий дает подростку понять, насколько важно учиться и овладеть какой-либо умственной профессией. Ваша задача в том, чтобы в этот переходной период ребенок начал учиться не для родителей, хороших оценок или материального поощрения. Он должен понять, что учится для себя, сейчас, своими руками строит фундамент своего будущего.

Подростковый возраст – лучшее время для того, чтобы перестать делать за ребенка то, что он может выполнять сам. Ведь в этот период жизни подросток стремится как можно быстрее избавиться от опеки родителей. Пусть это будет ваш уговор: ребенок сам решает, что ему надеть и как выполнять домашние задания, но и самостоятельно ухаживает за обувью или зарабатывает на карманные расходы.

Чего не стоит делать

  • Не сравнивайте подростка с другими, более успешными в учебе ровесниками, не ставьте в пример его друга, который хорошо учится. Тем более, не делайте этого в присутствии того самого Саши, который хорошо учится. В этом возрасте подобная тактика может привести к обратному – к раздражению, отрицанию необходимости учиться, к нежеланию быть похожим на других. Куда лучше сравнить сегодняшние успехи учащегося с теми, что были раньше.
  • Точно также не сработает с подростком и запрет того, что ему, как вам кажется, мешает учиться: общения в интернете, встреч с друзьями в оф-лайне, просмотра сериалов. Подросток – уже не ребенок, поэтому без нужной мотивации он скорее уперто будет лежать на диване и смотреть в потолок.
  • Не акцентируйте внимание на количестве хороших оценок, лучше похвалите за качество знаний. В наше время наличие «золотой медали» уже не гарантия блестящего будущего в престижном ВУЗе страны. Пусть у подростка будут пятерки по тем предметам, которые ему дейсвтительно понадобятся в будущем, но заслуженные, чем по всем предметам, но благодаря тому, что он вызубрил материал.
  • Не позволяйте себе при ребенке высокомерных высказываний в адрес других людей, а особенно – учителей. Так подросток поймет, что тоже может таким образом относиться к окружающим и в грош их не ставить. Ребенок должен учиться – у учителя, старших друзей, знакомых, родителей. Слишком высокое мнение о своей персоне ему только навредит.

Радость от познания нового

Научить подростка испытывать радость от того, что он узнал что-то новое – это половина дела в процессе мотивации его к учебе. Как это сделать, вам должно быть виднее, ведь только вы хорошо знаете свое чадо. Делитесь своими ежедневными открытиями и учите этому ребенка. Делайте это не наигранно, «для галочки», а искренне и с восторгом. Пытайтесь связывать повседневные маленькие «озарения» со школьной программой. Со временем подросток и сам будет радоваться, познавая мир, узнавая новое на уроках.

Наглядная стажировка

В образовательной системе западных стран существует что-то наподобие профориентации. Происходит она следующим образом. Ребенка на время «внедряют» в какую-либо профессиональную среду, скажем, банковскую или, к примеру, оставляют на кухне какого-нибудь престижного ресторана. Дети быстро вдохновляются, и после окончания определенного временного периода возвращаются уже с мечтой – стать крутым шеф-поваром или финансовым аналитиком. После этого преподаватели четко ориентируют подростка на те предметы, которые ему для этого будут необходимы.

Если у вас есть знакомый профессионал, состоявшийся в своей сфере человек, которому вы доверяете, можно организовать что-то подобное. После того, как у ребенка появится «огонь в глазах», обсудите список предметов, без которых он не сможет достичь своей мечты. Еще лучше – составьте подробный план, каким вы видите его дальнейшее обучение.

Хороший пример заразителен

Подавайте подростку личный пример. Даже в пубертатном возрасте ваш ребенок все еще ориентируется на своих родителей. Если они и сами вместо того, чтобы познавать что-то новое, проводят время за гаджетами или просмотром очередного «мыла» по телевизору, то почему они требуют от своего чада «гореть» во время учебы? Ведите активный образ жизни, займитесь чем-то, о чем давно мечтали, научитесь кататься на лыжах, коньках. Запишитесь, наконец, на курсы изучения иностранного языка или актерского мастерства. Для подростка это будет отличной мотивацией.

Помните, что амбиции есть даже у детей. Чаще напоминайте подростку о том, что только при условии хороших успехов в учебе у него получится построить карьеру и получить все, что он захочет. Рассказывайте, как вы справлялись с подобными трудностями, когда учились. Скажите, как вы жалеете, что в свое время не уделили достаточно внимания истории или географии, и теперь вам стыдно, что вы не можете, например, вспомнить столицы главных европейских государств или путаете исторические даты. Порадуйтесь, что у вас есть второй шанс пройти материал вместе с вашим чадом. И чаще вспоминайте школьные годы – так вы поставите себя на место ребенка и действительно поймете, чего он хочет и к чему стремится.

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди