19.05.2019

Как правильно хвалить ребенка: советы психолога. Нужна ли похвала ребенку? И как правильно хвалить


Похвала приятна всем. Какова её роль?

Она побуждает к действию. Человеку хочется делать то, что оценивается положительно другими людьми. Особенно это касается детей. Их нужно обучать делать определённые вещи или чего не делать. Причём обучение лучше проходит не в форме запрета, а с помощью этой же самой похвалы. Но если человека хвалят неправильно, то результат может дорогого стоить.

Так, хвалить ребёнка или нет? И как правильно хвалить ребёнка, чтобы сохранить контроль над ним?

Пахлава услащает рот, похвала - уши.
Ашот Наданян

Зачем ребёнку похвала?

В нашем мозгу есть центр удовольствия, который отвечает за формирование привязанности. Человек получает удовольствие с определённой биологической и социальной целью. Это мотивация. Она побуждает человека совершать общественно полезные поступки. Если человек не получает похвалы, его центр удовольствия не формирует зависимости к определённым действиям, а это может отрицательно сказаться на его отношениях с миром.

Если же ребёнка хвалят, получается одновременно две пользы:

  1. Маленький человечек хочет делать это ещё, чтобы его хвалили.
  2. Он привязывается к родителям, что благоприятно сказывается на его воспитании.

Важно сказать, что этих пунктов не будет, если ребёнка хвалить неправильно. Далее, мы рассмотрим более детально их, и что их разрушает.

Принципы правильной похвалы ребёнка?

Нельзя однозначно сказать, как правильно. Важно понимать, что все принципы, которые будут раскрыты сейчас, необязательно должны совершаться со стопроцентным постоянством. Можно иногда их нарушить. Но это частные случаи. А в большинстве ситуаций нужно действовать только так.

Давайте перечислим принципы, по которым нужно хвалить ребёнка.

Для ребенка дошкольного возраста похвала зачастую является единственным способом понять, что он совершил хороший поступок. Все любящие родители твердо уверены – поощрять и поддерживать малыша необходимо. Он должен ощущать себя нужным и успешным. Однако не все взрослые знают, как необходимо правильно хвалить детей. Может ли похвала принести больше негатива, чем пользы? Давайте узнаем, как, сколько и когда следует поощрять своего малыша.

Для нынешних взыскательных родителей дисциплинарные меры воздействия и наказания отходят на второй план. Они отказываются от кнута, используя лишь сладкий пряник. Однако психологи предупреждают, что вознаграждения и поощрения зачастую скрывают в себе много подводных камней. Прежде чем говорить о правильных способах похвалы, приведем несколько примеров неправильного ее использования.

Примеры неправильной похвалы

Пример 1. Кирилл вернулся из детского сада со своим первым рисунком – красным домиком, выполненным в абстрактном стиле. Мало того, что мама повесила картину на стену, она ждала каждый следующий шедевр, считая сына будущим Шагалом. «Какой талант!» – восклицала она, отправляя по электронной почте копии его рисунков друзьям, бабушкам и знакомым. И вообразите ужас мамы, когда однажды ее малыш не только бросил «карьеру» живописца в четыре с половиной года, но и наотрез отказался снова рисовать, съев напоследок несколько красных мелков.

Пример 2. Во время поездки на автомобиле маленький Ваня впервые в жизни поделился шоколадным батончиком со своей младшей сестрой Катей, которая плакала. «Ты самый лучший старший братик на Земле!» – воскликнули родители, взволнованные внезапной демонстрацией сыном великодушного поведения. Но радовались они ровно до тех пор, пока Ваня не оторвал голову у куклы, которую Катя держала в руках.


Почему же после, казалось бы, уместной родительской похвалы малыш ведет себя не совсем так, как от него ожидают взрослые? «Художник» Кирилл даже в свои четыре года знал, что его рисунки хорошие, но не более того. Он просто любил рисовать красные домики, пока его не «назначили» следующим Шагалом. Не выдержав незаслуженной похвалы и чрезмерных ожиданий, он просто отказался заниматься любимой деятельностью.

Что же касается «лучшего брата на свете» Вани, то пять минут назад он втайне жалел, что родители не оставили хныкающую младшую сестру на последней автозаправке. «Разве я самый лучший брат? Я ведь просто дал ей шоколадку, чтобы она замолчала», – думает ребенок виновато. И тогда он расправляется с куклой, чтобы указать родителям на их ошибку – он обычный мальчик, а не лучший на свете.

Таким образом, бесполезная похвала не повышает самооценку ребенка, а сообщает о завышенных ожиданиях родителей, которым он никак не может соответствовать.

Четыре принципа правильной похвалы

1. Хвалите ребенка за конкретный поступок

«Ты испекла печенье точно по рецепту. Всем нам оно очень понравилось», – эта похвала звучит намного приятнее, чем безликое сообщение «Ты лучший повар на свете». Поощрение за конкретное достижение снимает с ребенка груз лишней ответственности и придает ощущение собственной значимости. На самом деле малышка слышит за вашей похвалой следующее: «Моя семья меня ценит. Я могу учиться новому. Я стала совсем взрослой».

2. Хвалите пропорционально поступку

Не нужно перехваливать ребенка за обычные в его возрасте поступки. Избыток поощрений так же нежелателен, как и их недостаток. Ваш малыш убирается в своей комнате? Это его обязанность, за хорошее выполнение которой он заслуживает простого признания и констатации факта, а не пения дифирамбов. Излишняя похвала вызывает у ребенка тревогу или же заставляет их любой ценой добиваться вашего поощрения, невзирая на качество выполненной работы.

3. Говорите через похвалу о его характере

Если вы говорите малышу: «Я рада, что ты дал поиграть своему младшему братику со своей любимой машинкой», это звучит гораздо точнее, чем фраза «Ты всегда очень щедрый». Правильная похвала позволяет детям получить представление о положительных качествах – например, щедрости. Будьте уверены, что после ваших слов он и дальше будет делиться своими игрушками, ведь его за это уважают.

4. Хвалите удачную попытку и ее выполнение

«Замечательно, что ты стал вторым на конкурсе чтецов. Тебе попались очень сильные соперники. Ты переживал перед выходом на сцену, однако смог собраться и выступил достойно!» – подобной фразой вы говорите малышу, что его усилия и настойчивость порой намного важнее, чем мгновенный успех.

Советы психолога

1. Когда вы хвалите малыша, установите с ним прямой зрительный контакт, чтобы он чувствовал все ваше внимание. Это еще больше укрепит положительную обратную связь.

2. Убедитесь, что ваш комментарий исключительно позитивный. Иногда у родителей возникает соблазн добавить немного сарказма или негатива: «Наконец-то твоя комната блестит, но после того, как я тысячу раз тебе напомнила». Уберите все лишнее, пусть останется только позитив без дополнительного «но».

3. Если в вашем доме растет застенчивый ребенок, рассмотрите возможность использования двойной «дозы» похвалы. Сначала вы можете похвалить его наедине. Затем расскажите о хорошем поступке бабушке или другому взрослому, которые тоже выскажут комплименты малышу. Не бойтесь перехвалить застенчивых детей!

4. Поощряйте малыша невербальными способами. Объятие, улыбка, подмигивание или похлопывание по плечу также помогут вам выразить вашу благодарность и признательность.

5. Постарайтесь найти как минимум три возможности в день, чтобы похвалить ребенка. Чем больше искренних комплиментов получает малыш, тем лучше.

6. Всегда старайтесь делать выговоры наедине, а хвалить публично, в присутствии других людей.

Теперь вы знаете, как правильно хвалить ребенка. Как видите, очень важно не сводить одобрение к пустым словам «хорошо», «здорово», «молодец». Дети любят, когда их заслуженно хвалят за успешно выполненное задание, за инициативность и за выполнение обещаний. Расширьте собственный диапазон способов поощрить ребенка и расскажите ему лишний раз о своих чувствах.

Надежда Плотникова, специально для


Ребенок не всегда нуждается в похвале. Если он нарисовал миллион рисунков за вечер, не надо хвалить каждый. Показывая их маме, он просто хочет внимания. И в данной ситуации будет достаточно уделить время и описать изображения на бумаге. Привычка быть внимательным к малышу, принимать его, формируют у него восприятие себя как человека, которого любят, ценят и уважают.

Не забывай про уважение

Уважение к ребенку - основа для адекватной похвалы. Если и самореализуется через него, то она будет склонна слишком ярко хвалить чадо. А это обесценивает достижения ребенка, лишает его возможности стать самостоятельной личностью, понимать себя и адекватно воспринимать похвалу.

Замени похвалу на ободрение. Например, твоя фраза может выглядеть так: «Мне так приятно это слышать» или «Мне очень нравится, когда ты…», «Как четко тебе удалось произнести это слово» или «Похоже, тебе очень нравится этот цвет. Ты часто выбираешь его среди других». Так ты даешь понять, что

876

От того, за что мы хвалим своих детей, зависит их восприятие успеха. В этот момент родители совершают распространенную ошибку, которая приводит к печальному зрелищу для учителя: умный ребенок, который ненавидит учиться. Кстати, не задумывались о том, что главная задача школы и института научить ребенка учиться, добывать знания, справляться со сложностями и стараться, знания - это скорее бонус и награда.

Думаю, каждый вспомнит похожую ситуации. Родители Димы каждый раз говорили ему какой он умный и талантливый. «Ты можешь все, мы гордимся тобой» - повторяли они всякий раз в моменты его побед. Движимые самыми благими намерениями, они постоянно связывали достижения с некоторой его неотъемлемой личной характеристикой. Родителям и не приходило в голову, что такая похвала может иметь вредные последствия.

Малыш быстро понял, что любое достижение, которое не требует больших усилий с его стороны обусловлено его даром с рождения. Когда он стал взрослеть, столкнулся с трудностями, с которыми не мог справиться с легкостью. Однако Дима не воспринимал эти ошибки как возможность поработать над собой. И быстро пришел к выводу, что он больше не умный и не талантливый. Он совершенно не понимал как вести себя в случае неудачи.

Исследования показывают, что печальный опыт Димы типичен для детей, которых регулярно хвалят за какие-то их личные неизменные качества.

Вот что начинает происходить с ребенком:

    Малыш начинает воспринимать ошибки как провалы, поскольку родители говорят, что успех случается благодаря некоторой способности, над которой у ребенка нет контроля

    Начинает концентрироваться на том, чтобы выглядеть умным, нежели реально что-то сделать

    Не готов посмотреть в лицо причинам, стоящим за любой нехваткой способностей

Лучше похвалите ребенка: «Ты действительно хорошо поработал», «Я тобой горжусь, тебе пришлось много позаниматься».

Эта установка на рост дает возможность:

    Воспринимать неудачу как повод к обновлению

    Не муссировать свои ошибки

Похвала, кстати, не единственный фактор, гены тоже играют роль в склонности к старанию.

У Макса сейчас как раз такой возраст, когда что-то не получается он начинает психовать, кричать, бросать игрушку или падать лицом вниз. Успокоившись, мы стараемся пройти момент «от разочарования к успеху», пробуем еще и еще раз. Я каждый раз мысленно стараюсь «поднять его в бой»…на этот раз получится.

Не так давно я осознала насколько это важный навык не только для моего ребенка, но и для меня лично, не научилась я правильно справляться с неудачами за 28 лет. Сейчас я знаю, что если хочешь дойти до своей цели, нужно как минимум идти не останавливаясь.

Похвала – отличный двигатель прогресса ребенка, стимулятор его успехов и генератор новых идей. Однако чтобы слова одобрения сработали как надо, их нужно не только правильно подобрать, но и правильно преподнести.


Как же хвалить детей, чтобы достичь желанного эффекта и не привести к расслаблению? Об этом мы и поговорим в статье.

Влияние похвалы

«Доброе слово и кошке приятно», – гласит старая пословица, и гласит совершенно верно. Но похвала – это не просто красивая фраза, лестная для самолюбия. Это инструмент, с помощью которого можно:


Повысить самооценку ребенка.


Недооценка собственных качеств присуща многим детям, особенно в подростковом возрасте, когда признание со стороны и чужое мнение становятся вдвойне значимыми.

Правильная похвала способна сформировать адекватный образ Я, здоровое представление мальчика или девочки о себе и своих возможностях. Даже самый неуверенный ребенок поверит в то, что он способный, если постоянно будет это слышать и поощряться за попытки и достижения.


Стимулировать интерес к учебе и познавательной активности.


Если быть до конца честным с собой, то каждому хочется, чтобы его успехи, даже самые маленькие, были замечены и отмечены. Дети нуждаются в этом зачастую острее взрослых, ведь их характер еще только формируется и в эмоциональном плане они более уязвимы.


Вовремя высказанная похвала за полученную в школе отметку, интересно написанное сочинение, креативно выполненное задание или просто за стремление узнать что-то новое положительно повлияет на отношение к учебе и познавательной активности в принципе.


Подвигнуть на новые достижения.


Окрыленный успехом и признанием этого успеха ребенок будет стремиться повторить его, станет более старательно выполнять любые задачи. А вот постоянное игнорирование попыток и тем более достижений постепенно убьет любое желание делать что-то сверх необходимого минимума.


Итак, мы еще раз убедились в положительном влиянии похвалы – осталось только узнать, как же правильно применять этот инструмент.

5 секретов эффективной похвалы

1. Будьте честны

Любая фальшь и неискренность хорошо считываются ребенком на интуитивном уровне. Поэтому очень важно, чтобы похвала была действительно заслуженной и чтобы вы высказывали свои реальные мысли.

Не стоит и чрезмерно преувеличивать, особенно когда адресат прекрасно знает, что в данном случае проявил себя далеко не с лучшей стороны.


Представим следующую ситуацию: Вова – вратарь в школьной футбольной команде. В субботу у них был важный матч с ребятами из другой школы. Вова пропустил два мяча и очень из-за этого расстроился. Как правильно похвалить Вову? Рассмотрим два варианта.


Ты сегодня был лучше всех! Отлично справился!



Мне понравилось, как ты поймал второй мяч. Он был очень неожиданным, но ты смог моментально отреагировать. Ты действительно ловкий!


Первый вариант не подойдет, потому что не отражает реальность. Вова знает, что мог бы справиться лучше, поэтому попытка уверить его в обратном приведет к еще большему разочарованию, а, возможно, и к утрате доверия к словам взрослого.

Во втором варианте мы не преувеличиваем действительность, а хвалим за реальное достижение. Подобный отзыв позволит Вове понять, что не все было так плохо, как ему представлялось, что есть положительные моменты и сильные стороны, которые можно развивать.


2. Давайте расшифровку

В эффективной похвале должно содержаться больше, чем просто «Ты молодец» или «Здорово». Обязательно объясняйте к чему именно относятся ваши слова, почему ребенок молодец или что он сделал так здорово. Понимание причины поощрения стимулирует детей повторять действия, которые вызвали похвалу, развивать и закреплять успех. Такой отзыв дает представление о сильных и слабых сторонах, помогает формировать адекватную самооценку.


Маша, ты молодец. Написала тест на 80 баллов из 100. Не все темы, встретившиеся в тесте, мы проходили, но несмотря на это ты справилась. Так держать! А поднажмёшь еще немного и сможешь выполнять работу на 95-100 баллов.


3. Откажитесь от оценок

Старайтесь избегать слов типа «хорошо», «плохо», «отлично», «на все 100%», «очень», «не очень» и т.д. По сути они не отражают ничего, кроме субъективного мнения, неся мало информации. Кроме того, они часто заставляют ребенка просто стремиться достичь оценки «отлично», даже не вникая, за что и по каким критериям она дается.


4. Не бойтесь эмоций

Похвала – инструмент, основанный на прямом взаимодействии взрослого и ребенка. Она должна служить не только для достижения определенных результатов деятельности, но и для улучшения детско-родительских отношений. Поэтому не бойтесь выражать свои эмоции, говорить, о том, что реально понравилось, пришлось по душе, «зацепило». Поверьте, отзыв станет вдвойне ценным, если в нем отразились реальные переживания.


Признаюсь, я волновался во время твоего экзамена, наверное, не меньше, чем ты. Но я рад, что ты смог справиться с этим и сдал экзамен на четверку. Я тобой горжусь!


5. Соблюдайте баланс

Похвала должна быть умеренной и уместной. Не стоит несколько раз высказывать ее в одинаковой форме: лучше найти новый повод для лестного отзыва. В то же время такие поощрения не должны быть чрезмерными, иначе могут привести к обратному эффекту – к расслаблению.


Но не существует строго определенного количества раз, когда нужно высказать похвалу. Это всегда индивидуально, поэтому при использовании данного инструмента ориентируйтесь в первую очередь на поведение ребенка и его успехи.


Если чувствуете, что он начал расслабляться и лениться, а результаты ухудшились, стоит повременить с очередной порцией приятных слов. В этом случае можно даже в мягкой форме попенять, напомнить, как ребенок отлично справлялся с деятельностью или задачей до этого, выразить надежду, что в скором времени увидите, как результаты восстановятся и даже улучшатся.


Сделать приятное ребенку легко – нужно просто захотеть по-настоящему. Часто достаточно одного предложения, чтобы юный герой снова поверил в себя. А зная, как правильно хвалить, и используя секреты, вы сделаете это приятное еще и полезным.




© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди