17.05.2019

Как православие относится к празднику ивана купала. Традиции и обряды в ночь накануне Ивана Купалы. Церковь о народной обрядности


Полюбившийся многим летний народный праздник Ивана Купала появился ещё в дохристианские времена. Его возникновением мы обязаны восточным славянам, поклонявшимся различным божествам, верившим в силы природы. Одним из самых важнейших божеств был для них бог Солнца Ярило.

Праздник Купала наши предки отмечали по старому стилю 24 июня (по новому 7 июля). Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. По времени проведения Купала совпадает с Рождеством Иоанна Предтечи – крупным христианским праздником.

Ивана Купала имеет и другие названия:

  • Иванов день;
  • Купала;
  • Ярило;
  • Ярилин день;
  • Иван-травник;
  • Праздник летнего солнцеворота и др.

Название Ивана Купала – славянский вариант имени Иоанн Креститель. Дохристианское название праздника неизвестно. Несмотря на то, что праздник признан народно-христианским, церковь его не признает, и отмечает 7 июля только Рождество Иоанна Предтечи. Священнослужители осуждают разжигание костров и прыжки через них, а также другие обряды и обычаи, связанные с Ивановым днём.

Ивана Купала: традиции и обычаи

Верующие люди в этот день молятся Иоанну Предтече за детей. Также молитвы, обращенные к святому, помогают избавиться от головной боли.

Отмечать праздник начинают с 6 июля. Этот день в народном календаре называется Аграфена Купальница. Наши предки топили бани, в которых парились и мылись. Девушки и женщины ходили в лес, чтобы приготовить банные веники на ближайший год. В качестве материала для их создания использовали молодые ветви берёзы, черемухи, ивы, ольхи и др. лиственных деревьев. Заготавливали веники под пение песен.

Девушки надевали лучшие наряды, ходили по домам и просили: «умойте». По обычаю им должны были дать что-то из девичьих украшений (бусы, серьги, ленточки и т. д.). Парни днем ходили на речку и набирали в ведра мутную и грязную воду, которой потом обливали прохожих. Больше всего доставалось девушкам, которые старались отомстить молодым людям, и тоже обливали их водой. Вдоволь навеселившись, молодежь отправлялась к реке купаться.

По поверьям, чтобы быть здоровым, вечером на Аграфену нужно умыться росой.

Вечером девушки и молодые незамужние женщины гадали на суженого. Находили при дороге подорожник, срывали его со словами:

«Подорожник-подорожник, ты растёшь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне любимого моего».

Вечером сорванное растение клали под подушку, а утром следующего дня вспоминали, кто же им привиделся во сне.

Чтобы вода в колодцах была чистой, накануне праздника их чистили от ила и грязи. В некоторых селениях, было принято кататься по ржи. По мнению крестьян, такой ритуал способствовал хорошему урожаю.

6 июля до захода солнца обязательной традицией считалось искупаться. На севере купались в банях, на юге – в реках и озёрах.

В ночь на Ивана Купала (с 6 по 7 июля) проводили различные обряды, связанные с травами, водой и огнём. Большая часть из них происходила ночью.

Купальский костёр

Ближе к закату на берегах водоёмов или на возвышенностях разжигали костры. Иногда огонь добывали трением дерева об дерево. Молодежь приносила со всего села большое количество хвороста, который складывали в высокую пирамиду. В центре пирамиды устанавливали шест, а на него насаживали смоляную бочку, колесо и череп коровы или лошади. Костры разжигали поздним вечером, огонь горел до самого утра. В некоторых селениях огонь из костра несли в жилище, от него разжигали новый огонь в очаге. К костру должны были выйти все женщины, проживающие поблизости. Тех, кто не вышел, подозревали в ведьмарстве.

Вокруг костра водили хороводы, пели купальские песни, прыгали через огонь. Кто выше все прыгнет, тому быть счастливым. Верили, что прыжки через купальский костёр помогут очиститься от порчи и сглаза, а также защитят от нападения русалок. Девушек, которые не прыгнули через огонь, называли ведьмами. За это их могли облить водой или отхлестать крапивой. В Киевской губернии молодым женщинам, потерявшим девственность до свадьбы, запрещалось прыгать через костер. Считалось, что они своим прыжком оскверняют пламя.

Было принято выбирать «суженого» и, взявшись с ним за руки, прыгать через костёр. Если во время прыжка руки останутся вместе, то свадьба не за горами. Хорошей приметой считали, если вслед паре полетят искры от костра.

В некоторых местах помимо костров жгли колёса или смоляные бочки – символы солнцеворота. Их скатывали с горы или носили на шестах.

Девушки дарили понравившимся парням свой венок, который считался символом девичества.

Купание на Ивана Купала

Обязательным обычаем праздника является массовое купание в водоемах. Считалось, что на Ивана Купала из рек выходит вся нечисть, поэтому купаться без опасений можно было до Ильина дня. Вода в этот день наделялась магическими и целебными свойствами. Именно поэтому довольно часто её набирали и использовали для проведения различных ритуалов.

По народным поверьям, в день летнего солнцестояния вода может «дружить» с огнём. В честь этого жгли костры на берегу рек. Девушки гадали по венкам, которые опускали в реку и смотрели, как они плывут. Если венок поплыл, то это предвещало счастье, долгие годы жизни, а незамужним – скорую свадьбу.

Купальский венок

Обязательным атрибутом праздника является купальский венок, который изготавливали из полевых трав и цветов до праздника. Существует два способа изготовления – витьё и плетение. Верили, что каждое растение добавляет венку особые свойства. Популярными растениями были:

  • барвинок, защищающий от сглаза и порчи, отгоняющий злых духов;
  • базилик, укрепляющий семейные узы, увеличивающий сексуальность;
  • герань, оберегающая от ссор и конфликтов;
  • папоротник, защищающий от злых духов;
  • роза, привлекающая в жизнь человека любовь;
  • ежевика – защитница от ведьм.

Во время праздника венок чаще всего уничтожали. Его бросали в реку, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище. Иногда венок сохраняли, чтобы в дальнейшем использовать для лечения или защиты огородов и полей от града и насекомых.

На закате девушки гадали, опуская в водоем свой венок. Загадывали желание и смотрели, потонет их венок или поплывет. В первом случае загаданному не суждено сбыться, а во втором – сбудется. Чем дальше уплывет венок, тем быстрее осуществится заветная мечта. Таким же образом гадали и на суженого. Чей венок поплывет, та девушка в ближайший год замуж выйдет. Если же венок потонет, то год в девках сидеть. В какую сторону венок поплыл, оттуда и ждать будущего супруга.

Девушки, живущие у р. Волга, перед тем, как опустить венок в воду, развивали (расплетали) его. Иногда венок относили в сени и оставляли его там, чтобы он защищал свою хозяйку от порчи и дурного глаза.

Купальские травы

Важной традиций праздника является собирание целебных трав. Согласно поверью, именно в этот день травы получают от Земли и Солнца большую силу. Одни из них собирают днём, другие ночью. Считается, что лучше, если сбором целебных трав будут заниматься старики и дети – как наиболее чистые (не имеющих месячных, не живущие половой жизнью). При сборе трав чаще всего читали специальные молитвы.

Много купальских преданий связано с папоротником и цветком Иван-да-Марья. В купальских песнях часто фигурируют названия этих растений.

Наши предки верили, что раз в году (в ночь на Ивана Купала) распускается цветок папоротника. Человек, сорвавший его, получит чудесные возможности. Он станет обладать даром ясновидения и предвидения, начнёт понимать язык животных, сможет открывать любые замки и находить закопанные глубоко в земле клады.

Цветок Иван-да-марья символизирует союз огня и воды. По легенде, происхождение этого цветка связано с близнецами (братом и сестрой), полюбившими друг друга и вступившими в запретные сексуальные отношения, за что их и превратили в цветок.

Видео: традиции праздника Ивана Купала

Это древний языческий обряд. Выпадает он на середину лета - 7 июля. На Руси в эту ночь купались в озерах и реках, прыгали через костры, собирали целебные травы, плели венки, гадали... С тех пор почти ничего не изменилось.

Как появился праздник Ивана Купалы

Язычество

Все праздники древних славян ориентировались на солнце: два дня солнцестояния и два являлись в то время точками отсчета для всевозможных занятий земледелием. Дело в том, что еще до крещения Руси день назывался Солнцеворот (или Купало), что означало "поворот" солнца на убыль. Но что значит Купало? Об этом - далее.

Легенда о Купало

Легенда этого праздника носит некий эротический подтекст. Дело в том, что Купало был в детстве разлучен со своей родной сестрой. Впоследствии он женился на ней, ничего не зная об их родстве. Все закончилось трагически. Они покончили с собой: утопились в озере.

Праздник Солнцеворота

Это был праздник лета и зеленых покосов. Славяне опоясывались зеленой растительностью (цветочными перевязями, травами), надевали на голову травяные и цветочные веночки, кружились в хороводах и распевали песни. Было принято разводить костер, в середине которого крепить шест с пылающим колесом - Поскольку это был языческий праздник, то и совершался он в честь бога Солнца. Интересно, что в честь кровосмесительной легенды о брате и сестре в этот день среди язычников допускались и гомосексуальные игрища.

Праздник Иоанна Крестителя

Когда на Руси было принято христианство, то этот праздник приурочили ко дню рождения человека, крестившего Иисуса на Иоанна Предтечи, который родился 7 июля. С тех пор праздник Ивана Купалы и Иоанна Крестителя были объединены как связанные с водой. Дата празднования больше не совпадает с астрономическим солнцестоянием, то есть не колеблется. Именно поэтому сегодня каждый школьник знает, какого числа праздник Ивана Купала.

Обряды и традиции, совершаемые накануне праздника

В самую короткую летнюю ночь праздника проводятся обряды, связанные с огнем, с травами и, конечно же, с водой. Бытует мнение, что праздник Ивана Купалы является и праздником всех ведьм! Именно поэтому в купальскую ночь не рекомендуется спать, поскольку вся нечисть (ведьмы, русалки, лешие, водяные) оживают.

От Карпат и до севера Руси праздновался этот таинственный, мистический и довольно разгульный праздник! До сих пор считается, что в загадочную купальскую ночь деревья оживают и перемещаются с места на место, разговаривая друг с другом шелестом своих листьев... Травы в эту ночь наполняются особенной чудо-силой!

в наше время

Сегодня этот праздник носит особенный культурологический характер. Например, в Москве праздник Ивана Купала 2013 проходил в арт-резиденции Гуслица, где выступали театры, проходили концерты и выставки, а также были показаны редкие фильмы. И, конечно же, не обошлось без традиционных игр, хороводов, прыжков через костер.

Какого числа отмечают Ивана Купала? Волшебная Купальская ночь — лучшее время для гаданий и любовной магии. У наших предков праздник Ивана Купала был приурочен к «середине лета», летнему , которое произойдет в 2018 году 21 июня. По христианской традиции праздник Ивана Купала отмечают 7 июля.

Люди издавна придавали этому празднику особенное значение, и считали его мистическим — наполненным магией волшебством. В чем же заключается особенность Иванова Дня (это другое название праздника Ивана Купала)?

В ночь перед этим днем усиливаются космические энергии, особенно, энергия Солнца. Это время, когда открываются параллельные миры, когда духи проникают в наш мир. Поэтому маги, волшебники и волхвы используют это колдовское время для ритуалов, обрядов, магических таинств.

Во времена языческих поклонений наши предки устраивали большие празднества в честь солнечного божества Купалы и его сестры водной — Костромы. Омовение в реках и озерах, прыжки через костры, любовные соития сопровождали День Купалы. Смельчаки ходили искать в ночи цветок папоротника, который открывал все клады на свете.

Предлагаю вам ознакомиться с историей, традициями, обычаями, ритуалами, гаданиями и приметами этого праздника.

История праздника Ивана Купала

День Ивана Купала — изначально языческий праздник, посвященный Солнцу и славянскому божеству Купале. Ещё до принятия Русью христианства этот праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцеворота. Однако уже в христианской Руси праздник приурочили к дню рождения Иоанна Крестителя, (Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса, рождество которого приходится на эту дату) и отмечался он 24 июня. Во многих селениях праздник Ивана Купала начали называть Иванов День.

После перехода на с юлианского на григорианский календарь день Ивана Купала передвинулся еще вперед и до сегодняшнего дня его отмечают 7 июля. Поэтому, как мы видим, начальное значение праздника уже потеряло всякий смысл, так как он уже не приходится на день летнего солнцестояния. Однако в ряде европейских стран день Ивана Купала все же отмечают в период с 20 по 24 июня.

Традиции на Ивана Купала

Иванов день, как его еще называли в старину, достаточно богат традициями, обрядами и ритуалами. При этом стоит отметить, несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и сегодня.

Особое внимание в этот праздник посвящалось силам природы. Так, символом Ивана Купала было Солнце. Как утверждали крестьяне это период самого высокого уровня активности Солнца, после чего оно двигалось уже к зиме. После принятия христианства Русью, праздник обрел свое второе название — Иванов день.

С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно. Те, у кого не было по близости водоемов, отправлялись в баню. Однако не все спешили в этот день купаться. Ведь часть народа считала, что в водоемах кроется огромное количество нечисти, которая может и погубить.

Огонь также обладал особенным волшебством в этот день, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через него. Обязательно огонь разводили около водоемов.

Считалось, что они обладают магической силой, которая способна очистить и подарить везение на весь год. Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье. Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и до нашего времени, сегодня также можно встретить деревни, где в этот день соблюдают эту традицию.

Так как природа в этот день обладала особой силой и волшебством, многие женщины пытались сохранить эту магическую частичку на случай болезни или беды. Поэтому после купания все отправлялись за травами. Одни собирали их для гаданий, другие для обрядов, некоторые для того, чтобы впоследствии лечить этими травами себя и близких.

Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище. Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать.

Еще задолго до праздника всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением праздника. Основной его задачей было подготовиться к празднику и провести его. Безусловно, он должен был знать все традиции и обычаи. В этот день они пели песни, произносили заклинания.

В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли «марена» или «купала».

Все празднество происходило только у костра. Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов. С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как связаны они с язычеством. Однако народ не мог отказаться от них и все же продолжал следовать им. Таким образом все смешалось — народные поверья с религией.

Также в этот день было принято рассказывать истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, благодаря растениям, можно было найти и клады, деньги, исцелиться и так далее. Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

Приглашаю принять участие в вебинаре:

Купальские очищения в 2016 году

Древние славяне считали, что в этот день все становится единым: земля и небо, вода и огонь. Язычники омывались в воде, разжигали костры, водили вокруг них хороводы. Ночью ходили со светочами, плели венки из трав, пускали их со свечами по воде. Это была ночь Огня и Воды, которые символизируют жизненную энергию. В эту ночь все старались очистить себя чудодейственными силами, исцелиться, наполниться здоровьем и красотой.

Купальские очищения — это очищения тела, души и духа.

  • очищение тела — омовение в священных чистых водах, которые смывают с тела грязь, хвори, усталость, заботы;
  • очищение души — очищение горячим открытым огнем костров, через которые прыгали все молодые, чтобы огонь сжег все плохое с ауры и души;
  • очищение духа — танцы на углях костра в магическом Огненном круге, внутри которого все ходят босыми, очищая и укрепляя Дух калеными углями.

Ночь Купалы — ночь единения людей с природой. Купала олицетворял собой силу солнечного света и плодородие земли. Травы, собранные в этот день, были самыми целебными. Зверобой, полынь, донник, бодяк, чертополох, горец, заячья капуста, душица, крапива, собранные на Купалу, весь год исцеляли от хворей и от недоброго глаза.

на Ивана Купала

Помимо традиций, которые соблюдали в этот день, также Ивана Купала буквально пропитан различными языческими обрядами.

Многие в ночь на Ивана Купала не ложились спать. Все это ради того, чтобы самыми первыми умыться утренней росой. Считалось именно она может подарить здоровье и красоту.

Если в этот день кого-то обливали грязной водой, то никто не злился, а наоборот радовались. Ведь чем чаще в этот день искупаться, тем лучше. Человек проживет последующий год счастливо, а также тем самым сильнее очистится.

Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала. Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала. После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли «Купала». Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен. Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки. Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву. По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену. Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одно ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

на Ивана Купала

Одним из самых распространенных гаданий в Иванов день — было гадание на венке. Девушки зажигали свечи и вставляли их в венок, после чего опускали их в реку. Если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом году девушка обязательно выйдет замуж. Если же венок все-таки утонул или уплыл далеко, то в этом году не быть ей невестой.

Также девушки гадали и на ромашках. Для этого они брали два цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой её саму. Интерпретация этого гадания достаточно проста — если цветы тянутся друг к другу, то это её суженный и вскоре они поженятся, если нет, то не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

В ночь на Ивана Купала выйдите к водоему, прошепчите над водой заветное желание. После киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет означать, что желание исполнится, а нечетное — что сбыться ему не суждено. Если водоема поблизости нет, найдите белый одуванчик. Аккуратно нашепчите ему о своей мечте. Затем — дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку — мечта непременно осуществится, улетела; лишь половина — случится загаданное нескоро. А если большая часть парашютиков осталась на месте — задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реальном?

Чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям перед ритуальным огнем. Затем внимательно следили за пламенем — если оно ровное, спокойное и яркое, то желание сбудется, если прерывистое, то нет.

Приметы на Ивана Купала

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

по материалам сайтов: vedmochka.net, diamiss.ru/,

Рождество Иоанна Предтечи: От Ивана до Иоанна.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами – его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Дивен Господь во святых своих. Знаем мы это


Ведаем и иное, что не терпит лукавый тех, кто словом и делом, мыслью и жизнью, не щадя живота своего в любых обстоятельствах, остается верным Христу и на протяжении веков питает окружающих истиною Правды.

Великое лукавому не подвластно, но смущать, пугать и вносить разброд, неразбериху и сомнения он может. Тем более, что прошел большую практику дел подобных, как в ветхозаветные, так и в наши времена.

Брань с многобожием, основной ставкой «врага мiра сего» – не прекратится до времен последних, и в том, что эта баталия через наши города, веси и души проходит – сомнений нет.


Христианство пришло в Русь языческую, и хотя верования славян нельзя сравнивать с язычеством народов Западной Европы или Востока по причине его человеколюбия и своего рода «гуманности», тем не менее многобожие, жертвы и идолы имели место быть.

Христианская идея «милосердного Бога», помогающего и сострадательного принимается нашими предками практически сразу, но нельзя сказать, что Дажбог, Перун и прочие «боги», сброшенные равноапостольным Владимиром в Днепр, сразу преодолели пороги русского Иордана и наших душ.

Языческие традиции одним словом не перешибешь, да и в православном христианском опыте не было принято выкашивать все дотла. Некоторые народные традиции просто наполняли новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами.

Так было и при установлении праздника Предтече Господнему Иоанну.


Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы. Концентрировались же все эти, из глубины веков пришедшие, дохристианские суеверия, верования и предрассудки в конце июня, во время летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, по достижении высокого проявления своих сил, делает первый поворот на зиму. В этот день наши предки-язычники и праздновали Ивана Купалу, а ночь с 23-го на 24-ое (с 6 на 7 июля по нов. ст.) была для них самой мистической в году.

«Концентрация» эта была многообразна, красочна и многопланова, да и не удивительно, ведь Купала был в первом ряду языческих богов и считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна.

«Купало, коего истукан стоял в Киеве, был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили Жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы, цветами увенчанные плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших». Кайсаров – скромный историк, более нечестивые «обычаи» воплощаемые в реальность в этот день и ночь опускает, а их хватало, начиная от поиска суженного-ряженного, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями…


Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.

Так в «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) рассказывается о купальских празднествах, – что во время них «нецыи, пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю»; что «против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах. Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы. В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей».


Казалось бы, плевелы язычества почти выкошены, а пеньки идолов в основном выкорчеваны.

Но лукавый в очередной раз подсуетился…

Посмотрите в эти июльские дни на все роды СМИ, независимо от их политической окраски и источников финансирования. Лишь упоминания, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна Крестителя, а далее – сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров.

Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное празднество похоти. Беда в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и игрищами невидим тот, кто управляет языческим игрищем.

И все же, на фоне раздуваемых по знанию или незнанию «купальских торжеств» нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем двоеверии – одновременном исповедании христианства и язычества. Из древних языческих обрядов наш народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент – хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды пока не носят ярко выраженного религиозного характера. Это лишь продолжение народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов забыты, а оставшиеся – Купала, Лада, Ярило – воспринимаются большинством как игровые персонажи.

Но помнить надобно православному, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

Иван Купала - языческий и христианский праздник

7 июля у восточных славян праздник Иван Купала, который объединяет в себе языческие и христианские традиции.

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) - летний народный праздник восточных славян. Является восточнославянским аналогом , по времени проведения совпадающим с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, приходящимся в Православных церквях на 24 июня (7 июля). Ночь накануне праздника, по своему ритуальному наполнению, превосходит сам день Ивана Купалы.

Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель» (греч. βαπτιστής). Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праславянское kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

Божество «Купала» впервые упоминается в поздней Густынской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».

«Бесовские» имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена «богов» под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли, а также за детей.

Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере русские чаще в банях, а на юге - в реках и озёрах.

Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом - трением дерева о дерево. В отдельных местах Белоруссии и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания огня к празднику сохранялся до начала XX века.

В 2015 году Иван Купала отмечается 7 июля по новому стилю. Во времена язычества это торжество было посвящено летнему солнцестоянию и покровителю плодородия божеству Купало. После принятия на Руси христианства праздник приурочили ко Дню Иоанна Крестителя. Этот святой, который также известен как Иоанн Предтеча предсказал пришествие Иисуса Христа и крестил его в Иордане.

В этот день многие выбираются на природу с красивыми пейзажами и наличием поблизости водоема. Такая роскошь доступна большинству россиян, в том числе и коренным горожанам. Ведь при желании им не придется путешествовать далеко - обычно природные красоты находятся не слишком далеко от населенных пунктов.

Женщины могут сплести венки из полевых цветов и трав, а мужчины попробовать свои силы в колке дров для вечернего костра.

В день Ивана Купала уместно вспомнить о национальной кухне - отведать медовухи и кваса, блинов с медом и целебного травяного чая.

Гадание в ночь на Ивана Купала

Ночь на Ивана Купала считается временем чудес и магии. Испокон веков в эту ночь не принято было спать, особенно девушкам, который гадали на будущее и ворожили на любовь. Ибо ночь считается и сейчас одной из самых энергетически сильных в году, когда можно легко заглянуть в будущее и узнать свою судьбу.

В ночь на Ивана Купала девушки собирались на берегу реки или озера, собирали полевые цветы и плели из них венки. Закрепляли в венках свечку, зажигали ее пускали на воду. Чей венок быстрее потонет или чья свеча скорее погаснет, та и выйдет первой замуж.

Если же венок будет долго находиться на плаву, то в этом году девушке точно не удастся стать невестой. Если же венок причалит к берегу, то гадающая девушка будет еще долго сидеть в девках.

Для того, чтобы узнать свою судьбу на год, нужно было сорвать семь маленьких веточек березы. Их смешивали и прятали в руке. Гадающий должен вытянуть одну и них.

Если попадалась гладкая и ровная веточка, то это сулило спокойную и благополучную жизнь в этом году. Если веточка была с изъянами или бугорками, то это предсказывало проблемы, хлопоты, трудности и болезни.

Прыжки через костер в этот праздник помогали не только очиститься от болезней и проблем, но и предсказывали будущее :

Если молодая пара прыгнет через костер ив прыжке на размокнет руки, то быть им вместе еще долгое время;
- Если молодые люди размокнут руки, то их ждет скорое расставание;
- Если во время прыжка через костер подпалились одежда или волосы, то год будет неудачным;
- Если удалось избежать соприкосновения с огнем, то это к удаче.

Существуют также способы гаданий в домашних условиях.

Самое популярное гадание на Ивана Купала дома - это гадание на воске . В купальскую ночь нужно растопить воск свечи в большой ложке и вылить его в блюдо с водой. Застывшая восковая фигура трактуется на основе личных ассоциаций гадающего. К примеру, кольцо - предвещает свадьбу, а длинна полоса может означать дальнюю дорогу. Главное, проявить фантазию!

Хотите узнать, суждено ли сбыться вашему желанию? Налейте в небольшую миску воды. Найдите на дороге маленький камушек. Прошепчите на воду свое желание и бросьте в ее камушек. Внимательно посмотрите на количество кругов,образовавшихся на воде. Если их четное количество, то желание исполнится. Если нечетное - то сбыться ему не суждено.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди