20.06.2019

Как развить в ребенке самостоятельность. Сделай сам! Как развить самостоятельность у ребёнка


«Как же хочется самому все решить! Но вдруг я не прав, вдруг ошибусь? Но ведь я же могу, могу все сам сделать, мне же уже не 5 лет!». Противоречия, знакомые многим. Как говорится – и хочется, и колется! С уверенностью можно сказать, что многие люди упускали привлекательные возможности в карьере, в учебе, в отношениях с другими, когда не могли самостоятельно принять решение и сделать выбор. У кого-то постепенно подобные метания сводятся на нет, а кто-то всю жизнь разрывается между потребностью быть самостоятельным и желанием занимать безопасную пассивную позицию стороннего наблюдателя!

Быть или не быть

Быть самостоятельным или же нет, каждый решает сам для себя. Кому-то проще и удобнее зависеть от других, реализовывать чужие решения, а не свои, но в то же время быть защищенным от ошибок и неудач. А если все-таки и происходит что-то неблагоприятное, то всегда есть на кого переложить ответственность – «Не я же так решил!». Другим же людям намного комфортнее делать то, что они считают нужным, поступать так, как они сами решают. Но они очень часто «набивают шишки», испытывают разочарования, переживают неудачи.
Уместным будет рассказать о взглядах известного психолога С. Л. Рубинштейна, который считал неотъемлемыми характеристиками зрелой сформированной личности следующее: свобода выбора, ответственность за сделанный выбор и самостоятельность в . И данная концепция не теряет своей актуальности уже на протяжении практически века.
Если поразмыслить, то мы увидим, что у самостоятельного человека намного больше шансов реализоваться в жизни и получить от этого истинное удовольствие, поскольку он все это сделал сам! Ведь такой человек может , исходя из собственных интересов и способностей! Он имеет возможность рискнуть и открыть собственный бизнес, который, конечно же, может и прогореть, но ведь говорят: лучше жалеть о том, что сделал, а не о том, что не сделал! В случае успеха человек получает то, к чему так стремился: денежную прибыль, научное открытие, ценное приобретение или просто радость и положительные эмоции. А в случае неудачи появляется опыт – наиценнейшая штука в современной жизни. Попробуйте устроиться куда-нибудь на работу, не имея достаточно опыта! Конечно же, МирСоветов не утверждает, что для всех вышеперечисленных решений и достижений нужна только самостоятельность! Необходимы еще и определенные качества характера, способности, удача. Но у того человека, за которого выбрали ВУЗ, профессию, жену или мужа, даже не будет возможности попытаться что-то сделать самостоятельно и почувствовать необыкновенную радость и гордость за себя: «Я сам!».

О причинах несамостоятельности

Безусловно, причины несамостоятельности самые разнообразные, но можно выделить основные.
  1. Стиль воспитания. Родители очень часто ограничивают детей в самостоятельности из-за излишней губительной заботы. Конечно, они объясняют такое поведение беспокойством за ребенка, но, тем не менее, постоянная опека не дает чаду выработать собственную линию поведения, не позволяет действовать без подсказок. Или же наоборот: бывают чрезмерно строгие, даже деспотичные родители, которые и мысли допустить не могут, чтобы ребенок сделал что-то без их ведома и указания. Такой вариант еще хуже: человек вырастает не просто несамостоятельным, а еще и вечно испуганным, со множеством страхов и комплексов.
  2. Личностные особенности. Человек может быть застенчивым, робким, нерешительным в силу особенностей нервной системы. Люди, у которых нервная система сильная, выносливая, проявляют себя более решительными и самостоятельными, чем те, кто обладает слабой нервной системой. Тип также зависит от особенностей нервных процессов, соответственно, флегматиков и сангвиников можно охарактеризовать как людей более уверенных и решительных, а меланхоликов и холериков как людей, которым намного сложнее сделать выбор.
  3. Привлекательность позиции «несамостоятельного». Встречаются и те, кому просто удобно или даже выгодно зависеть от другого человека, те, кто используют свою несамостоятельность (часто выдуманную) для достижения собственных целей. О таких людях часто говорят: «Он такой неприспособленный! Ему просто необходима наша помощь!». В этом случае нельзя говорить о несамостоятельности как о таковой, это просто выгодная позиция. Но ведь не всегда бывает легко ее распознать и осознать, что это лишь манипулирование.

Как стать самостоятельным

И все-таки вы решили стать самостоятельным человеком, творцом своей судьбы. Но начать производить даже небольшие перемены в себе всегда достаточно сложно: был же у вас столько лет один тип поведения, а тут вдруг надо другой сформировать. Для того чтобы сделать весь этот процесс менее болезненным и более гармоничным, МирСоветов предлагает ряд рекомендаций. В заключение всем читателям МирСоветов хочется посоветовать посмотреть (или пересмотреть) фильм-притчу «Трасса 60». Для главного героя жизнь кардинально меняется тогда, когда он смог проявить свою решительность, самостоятельность, смог нарушить привычный жизненный уклад, навязанный родителями, девушкой, традициями. Скажем сразу – он об этом не пожалел! А пока вы будете смотреть данный фильмец, вы не раз улыбнетесь!

Самостоятельность – бесценное качество, важное для успешной и эффективной учебы и работы. Какой родитель не хотел бы, чтобы его ребенок по собственной инициативе садился за выполнение домашнего задания, читал внеклассную литературу, помогал по дому? И самое главное то, что закладывается это качество именно взрослыми в процессе воспитания. Как же развить в ребенке самостоятельность? Об этом и пойдет речь в статье.

Когда начинать

Прививать умение и желание делать что-либо самостоятельно нужно уже с раннего возраста. В этот период малыши испытывают так называемый кризис трех лет. Он вызван изменениями в восприятии ребенка, его осознанием собственного Я. Дети начинают отстраняться от значимого взрослого (в первую очередь, мамы), стремятся заявить о себе как о самостоятельной личности, противоречат и проявляют негативизм, часто произносят фразу «Я сам/сама!».


Предоставлять ребенка самому себе

Давайте малышу личное пространство, в котором он сможет поступать согласно собственным желаниям. Можно выделить уголок в комнате, организовать мини-домик (шалаш, палатку). Важно, чтобы у детей обязательно были личные вещи (игрушки, книжки), которыми они распоряжаются.


Разрешать самостоятельно выполнять задачи

Если ребенок хочет подмести пол, достать кружку или построить замок из конструктора, не препятствуйте этому. Да, это будут его первые самостоятельные поступки. Взрослому рекомендуется только предложить, но не навязывать свою помощь, а по окончании действия конструктивно оценить результат.


Давать первые поручения

Не бойтесь просить ребенка что-то принести или сделать: полить цветы из лейки, вынести мусор, поставить книгу на полку и т.д.


Это не значит, что в три года нужно ребенка отпустить в свободное плавание, заставлять все делать самостоятельно и лишить присмотра. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы при необходимости помочь.

Упустили момент…

Но что делать, если кризис трех лет давно миновал, а навыки самостоятельности так и не развились? Начать воспитывать это качество не поздно даже в подростковом возрасте, только рекомендации будут уже иными.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Планирование времени и распорядок дня

Для развития самостоятельности важны навыки планирования и рационального распределения времени. Если школьник точно знает, что только после полного выполнения домашнего задания ему будет позволено погулять или поиграть, то он охотнее будет приниматься за это без дополнительных напоминаний.

В противном случае он потеряет свое время, а желаемого так и не получит.

Мотивация

Вряд ли ребенок захочет делать что-то самостоятельно и проявлять инициативу, если он не заинтересован в действии. Поэтому важно стимулировать любознательность, заинтересовывать его. В этом помогут:

  • личная увлеченность, наличие у родителей хобби, которое они готовы разделить с детьми;
  • познавательная литература в доме: энциклопедии, брошюры, коллекции, специализированные книги по разным тематикам и др.;
  • доступ к другим полезным ресурсам: документальные фильмы, список полезных сайтов, абонемент в библиотеку и др.

Кроме того, важно отмечать значимость каждого действия. Согласитесь, никому не нравится выполнять работу, которую он считает бесполезной. Если не получается вызвать естественный интерес, объясняйте ребенку, зачем нужно делать ежедневную уборку, изучать теорию вероятностей и правила русского языка, помогать бабушке в деревне. Акцентировать внимание стоит на важности, полезности, практическом применении.

Поощрения

Как минимум, инициатива не должна быть наказуемой. Как максимум, она должна поощряться.


В качестве «премирования» можно использовать систему бонусов или баллов, которые обмениваются на какие-то вещи или вкусности; постепенное увеличение карманных денег (например, на 20 рублей за прочтение школьной книги по своей инициативе); разрешение подольше погулять или поиграть в видеоигру; поход в интересное место; временное освобождение от домашней обязанности.

Упражнения

Развивать самостоятельность также помогают следующие очень простые упражнения:


Поиск нового маршрута

Правила игры: каждый день нужно добираться до школы новым способом. Ребенок должен сам придумывать этот маршрут без подсказок со стороны родителей. Вечером это обсуждается, подводятся итоги. Можно упражняться таким образом всей семьей (например, для взрослых поиск нового маршрута до работы), чтобы дети чувствовали увлеченность родителей.


“Расскажи, чем ты планируешь заниматься завтра”

Несколько вечеров подряд задавайте школьнику этот вопрос и внимательно выслушивайте ответ. Особенно отмечайте проявления самостоятельности и одобряйте их.


“Где ты будешь это использовать?”

Для этого упражнения понадобится предмет, с которым ребенок еще не знаком. Например, специализированный инструмент, деталь автомобиля. Задача: найти применение и рассказать о нём. Если в семье несколько детей, то можно устроить соревнование, кто найдет больше правильных вариантов использования. Такая игра подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации и решению задач.


Самостоятельность – чудесное качество, которое каждый родитель хочет видеть в своем малыше. Безусловно, нужно приложить большие усилия для того, чтобы развивать в ребенке самостоятельность, способность осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий. Да, возможно, процесс формирования новых или развития уже имеющихся качеств займёт не один день. Однако, помните, что в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды и реальный результат.



«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи ». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц - только бы учился! - где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? - вздыхают измученные родители на приемах у психологов. - А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала - небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» - возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи : навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, - резюмирует Елена Станиславовна. - Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг ».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается - и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, - а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша - одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему - впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, - инструктирует психолог. - Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, - уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он - член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников - помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада - весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а...

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая - это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие . Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное - не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция - когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай .

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат . Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека . «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок - прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку - ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий - а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие . «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», - решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

2 0

Как часто можно услышать от мам подростков, что чадо вообще ничего не может сделать самостоятельно: и за домашним заданием с ним сиди, и еду в тарелку ему положи, и вещи в его шкафу разбирай. Как предотвратить такую ситуацию? Делимся полезными рекомендациями.

Конечно, чем раньше вы начнёте воспитывать в ребёнке самостоятельность, тем лучше. С подростком сложнее, ведь он уже привык жить так, а не иначе, хотя и это поддаётся коррекции. Воспользуйтесь несколькими несложными советами психологов и педагогов, и вскоре ваш ребёнок докажет, что многое может сделать и без вашей помощи.

1. Ловите момент

Обычно в возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!». Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому. Если кроха просит об этом, позвольте ему проверить свои силы в разных ситуациях, попробовать действовать самостоятельно или хотя бы помочь вам (если речь о чём-то, с чем он точно не справится). Сейчас вам не нравится, как малыш кормит кота (весь пол, конечно, усыпан сухариками и залит водой), но через несколько лет вы сами будете об этом просить и утверждать, что это - его прямая обязанность. И где же логика?

В возрасте постарше дети охотно занимаются тем, что им нравится, поэтому работу над самостоятельностью начинайте именно с таких «поручений».

2. Наберитесь терпения

Чем младше ребёнок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: пять минут натягивать носок, 10 минут протирать стол, 15, а то и больше - собирать игрушки и расставлять книги по местам. А вы могли бы сделать это всё за минуту? Спокойно! В ваших умениях никто и не сомневается, а вот карапузу понадобится достаточно времени на тренировки, поэтому - запаситесь терпением и не мешайте ему. Планируйте день так, чтобы у малыша был запас времени на все действия, которые он намерен совершить сам.

3. Помогайте только по необходимости

«Опять задом наперёд надел, давай сюда!», «Ну кто так рисует? Дай я тебе покажу, как надо!», «Не пиши в тетради сам, давай лучше вместе, а то опять криво выйдет…» - знакомые фразы? Чаще всего в таких ситуациях ребёнок просто хотел получить ещё один шанс, снова попробовать, отточить своё мастерство, но ему не дали это сделать. Он и не просил о помощи, а вы уже готовы предложить свои услуги.

После нескольких случаев смышлёный кроха поймёт, что может вообще ничего не делать - за него всё сделают старшие. Оказывается, так удобно ничего не уметь! И лет через 10-15 это превратится в «Мам, напишешь мне курсовую, диплом, диссертацию? Я всё равно сделаю хуже, чем ты!». Чтобы такого не случилось, не выхватывайте у малыша карандаши и ручки, не отбирайте посуду, которую он собирался помыть, дайте шанс заново переодеться. Ненавязчиво предложите помощь или просто сообщите, что он может попросить вас о ней в любой момент, когда это будет нужно.

4. Забудьте о перфекционизме

Ребёнок вряд ли сделает что-то идеально, рассчитывать на это не приходится. И пройдёт какое-то время, пока он научится делать определённые вещи хорошо. Чтобы не тратить лишние нервы, пересмотрите свои взгляды на жизнь: возможно, нет ничего катастрофичного в рубашке, не заправленной в брюки, неполной миске кошачьего корма или не идеально белоснежной чашке? А если так, то зачем лишний раз указывать малышу, что он не справился с заданием? Ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у него не совсем получилось, - это может плохо сказаться на самооценке крохи. Если это необходимо, доделайте чуть погодя и так, чтобы ребёнок не видел.

5. Поощряйте и хвалите

В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца. Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях. Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков.

6. Придумайте для ребёнка обязанности

Если подростком любые обязанности воспринимаются как тяжкая ноша, то для дошкольника и младшего школьника это - шанс поравняться со взрослыми и ощутить свою значимость. Придумайте для малыша посильные обязанности. Пусть он ухаживает за домашним питомцем, моет свои ботинки, поливает цветы, вытирает пыль или протирает полотенцем посуду. Следите, чтобы больше никто этим не занимался, иначе у вашего чада уже не будет такого повода для гордости.

7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты - личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.

Пусть он сам наводит порядок в своей комнате, раскладывает вещи в своём шкафу и расставляет на своей полке так, как это удобно ему. Если малыш предпочитает хаос и беспорядок, нужно искать причину в его личностных особенностях, воспитании, семейной ситуации, а не просто без спроса врываться в комнату и наводить там чистоту.

Также любой человек, даже очень маленький, имеет право на своё мнение. Он вполне может предпочитать какую-то еду, одежду, игры, общение с конкретными людьми и отказываться от другого. И это тоже нужно поощрять, в рамках разумного, конечно.

Читайте в этой статье:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельным и делал все сам, помогал не по принуждению, а по собственному желанию. Однако таким счастьем похвастаться могут далеко не все родители, хотя вроде бы вкладывали свои силы в воспитание, учили доброте и пониманию, а результата нет. В итоге многие из них задумываются, возможно, что-то они делали неправильно и не так учили. Главное, помнить, что если даже какое-то время ничего не получается, не стоит отчаиваться, поскольку изменить ситуацию можно в любом возрасте. Как развить в ребенке самостоятельность?

Первые попытки и первые шаги

В каком возрасте лучше всего развивать самостоятельность? Начинать лучше всего с самого раннего возраста, когда ребенку еще 1,5-2 года. Именно в это время у малыша появляется стремление все делать самому, хотя получается у него это не всегда. Главное, не стоит ему мешать в этом, например, когда он сам пытается открыть дверь или взять какую-то нужную ему вещь. Может быть, с первого раза у него и не получится сделать то, что он хочет, но через некоторое время, покапризничав, но поняв, что мама с папой ему в этом не помогут, он все же справится с этой сложной для него задачей.

Если, к примеру, вы решили слепить вареники, и ваше чадо стремится вам в этом деле помочь, не стоит прогонять его с кухни, дайте ему немного теста, и пусть он лепит с вами. Кроме того, это отличное упражнение для рук, мелкой моторики, что позволит в дальнейшем без труда застегивать пуговицы или завязывать шнурки, а уже в школьном возрасте держать ручку.

Непослушные пуговицы

Многие родители, одевая малыша, сами стараются застегнуть пуговицы на одежде, пытаясь ускорить этот процесс. Однако нужно позволить сделать это ребенку, иначе он вряд ли когда-то научится самостоятельности в этом. Он будет всегда думать, что есть кто-то, кто это сделает за него. Некоторые мамы могут сказать, что нет времени на это, когда нужно успеть отвезти ребенка в детский сад и успеть на работу, однако это необязательно делать с утра, можно заняться застегиванием пуговиц вечером. А для тренировки можно подобрать какую-нибудь вещь с большими пуговицами. После того как малыш осилит их, можно подобрать пуговицы поменьше, но не стоит давать сразу мелкого размера.

Что касается шнурков, начинать нужно в возрасте примерно 2-3 лет, пообещав ребенку за то, что он завяжет их, какой-нибудь приз, пусть небольшой и не ценный, но он должен присутствовать обязательно. Некоторые могут подумать, что если ребенка постоянно просить что-то делать за награду, то без нее он вовсе ничего не будет делать. Однако чем меньше малыш, тем больше его нужно мотивировать, подталкивать и хвалить, чтобы он стремился достигать чего-то большего. Научились завязывать шнурки и застегиваться — можно приступать к чему-то посложнее, например, к мытью посуды, поливанию цветов и так далее.

Учимся мытью посуды

Вечный вопрос во многих семьях, кому же сегодня мыть посуду. Идеальным вариантом, конечно, является мытье по очереди, однако не всегда он выполним, так как мужская часть нередко уходит от выполнения данных обязанностей. Чаще всего эта обязанность ложится на плечи женской половины семейства, она же, в свою очередь, не против переложить мытье посуды на ребенка. И не стоит ждать, пока он вырастет, можно начинать обучать ребенка с раннего возраста, когда еще он сам стремится что-то делать. Главное, не забывать о безопасности, поэтому начинать лучше всего с пластиковой посуды.

При первой попытке развить у ребенка самостоятельность в этом вопросе нужно быть готовым к тому, что к концу процесса чадо будет мокрым от ушей до ног. Поэтому одеть его стоит в простенькую одежду, которую не жалко испортить. Для одних детей достаточно трех занятий для других больше, но с возрастом ребенок будет уже сам делать это осознанно и тогда, когда его об этом попросят.

Первый поход в магазин за покупками

Когда ребенок немного подрос, примерно лет в 5, можно начинать отправлять его в магазин, к примеру, за хлебом. Однако и тут не стоит забывать о вознаграждении, в качестве которого может быть, например, мороженое, купленное на сдачу. Не стоит отправлять ребенка одного в первый раз, лучше всего сходить вместе с ним, и пусть он купит продукты при вас. Не стоит отказывать ребенку, если он просит самостоятельно купить что-то.

Таким образом, любую обязанность можно сделать увлекательным развлечением. Причем не стоит забывать о том, что после выполнения определенной работы нужно давать ребенку отдохнуть, например, сходить погулять, или порисовать, или что-то еще, что нравится делать малышу. В противном случае, если задания будут сменять друг друга, не давая ребенку перевести дух и расслабиться, он устанет и у него пропадет стимул, а качество работы, естественно, снизится.

Как приучить ребенка делать уроки

Следующий этап самостоятельности — это выполнение уроков. Ребенка нужно приучить с первого дня школы, что уроки он делает самостоятельно, для начала на черновике и после проверки родителями переписывает их в учебную тетрадь. У малыша, конечно, могут возникнуть сложности с решением той или иной задачи, однако, прежде чем делать все за него, нужно попросить, чтобы он все же сделал свой вариант, пусть он будет и неправильным, а вечером разобрать задачу и решить ее вместе. Если ребенок будет всегда откладывать выполнение уроков на вечер, то результата от этого не будет, поскольку родители будут разрываться между помощью ребенку и выполнением своих домашних обязанностей. В первом классе ребенок, как правило, еще плохо соображает, а мама к вечеру устает, и получается, что начинаются крики и срывы, а это точно не помогает выполнению школьных уроков.

Учимся самообслуживанию

Следующим шагом к самостоятельности является самообслуживание, обучать которому нужно примерно в том возрасте, когда ребенок пошел в первый класс. К примеру, пришел он после школы, разогрел себе ужин и помыл после этого посуду за собой. Это для малыша настоящий подвиг, и потому его нужно обязательно похвалить за это. Для начала, когда еще страшно подпускать ребенка к плите, можно начать с микроволновой печи, здесь ребенок точно не обожжется, и родители будут спокойны за безопасность своего чада, а с возрастом можно перебраться и на плиту, особенно если придет время учиться готовить.

Что касается готовки, если ребенок изъявит желание сам что-то приготовить, не стоит ему этого запрещать, лучше всего прикупить книгу с рецептами и подобрать более легкие в приготовлении блюда, и пусть чадо осваивает азы этого дела. Лучший способ научить ребенка готовить, особенно это касается девочек, — брать его с собой на кухню во время приготовления ужина или обеда. Делать это лучше лет с 4 или 5.

Если малыш привыкнет помогать маме на кухне с раннего возраста, его не придется заставлять что-либо делать, когда он будет постарше.

Чтобы понять, как развить самостоятельность в своем ребенке, нужно запомнить, что главными критериями ее являются выбор и ответ за него. При удачном выборе следует похвала или поощрение, а если нужно, то и совет. Если даже ребенок ошибся, ничего страшного в этом нет, поскольку ошибки совершает каждый. Просто в следующий раз нужно все более тщательно взвесить и, если необходимо, посоветоваться с родителями.

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка за совершенную ошибку, поскольку результата никакого не будет. Нужно просто проанализировать случившееся и подумать над тем, как решить данную проблему. Если вы понимаете, что решение малыша ошибочно в корне, нужно постараться переубедить его, однако делать это нужно очень мягко. И если даже после этого чадо стоит на своем, пусть сделает так, как ему хочется, и поймет сам, что он был неправ. При удачно сделанной работе не стоит бояться перехвалить ребенка, поскольку это даже большего стоит для него, нежели какой-то ценный презент. Никогда не стоит забывать говорить малышу о том, что без него вам было бы сложно справиться и он бесценный помощник. И конечно, обязательно нужно считаться с желаниями ребенка — и это принесет свои плоды.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди