Вы задумывались когда-нибудь, чем занимается малыш, когда находится в Вашем животике?
Думаете, он просто спит себе, плавая в околоплодной жидкости, лишь изредка поворачиваясь, давая знать о себе?
Действия пока еще нерожденной крохи гораздо более разнообразны. И начинает он двигаться еще с , и это при росте всего в 8 миллиметров!
Движения рук
Первые движения (пока еще слабенькие) появляются у малыша на 7-й неделе, а уже он отдельно начинает шевелить ручками, ножками или поворачивать голову. Когда крохе исполняется примерно 10 недель, он уже трогает лицо, уши, руки, пробует схватить пуповину или половые органы.
В 12 недель малыш начинает сжимать и разжимать кулачки, чуть позже он сможет контролировать и независимые движения каждого пальчика. Так он тренирует свою развивающуюся двигательную систему и мелкую моторику рук.
Такой вкусный большой палец
Вредные привычки появляются у человека еще до его рождения. Данные ультразвуковых исследований показывают, что ребенок начинает сосать большой палец руки уже в 10-12 недель. 90% малышей по вкусу приходится палец именно на правой руке.
Интересный факт . В 2007 году ученые из Университета Техаса провели исследование, которое показало, что все 10-12-летние дети, которые в утробе сосали палец на правой руке, стали правшами. Те же ребятишки, которые больше полюбили левый палец, стали левшами.
Мимика
Малыш учится выражать свои эмоции еще в утробе, но мимика у него развивается достаточно поздно. Лишь на 24-й неделе беременности можно различить отдельные мимические движения. К в результате скоординированной работы нескольких отдельных лицевых мышц формируются уже полноценные выражения лица. Малыш может улыбаться или хмуриться, или даже высунуть язык (маленькая дразнилка растёт).
Потягиваемся и зеваем
Не думали Вы и не гадали, а малыш, тем временем, начал зевать. Появляется у него зевота где-то на 10-й неделе, а с она превращается в привычку, и ребеночек зевает несколько раз раз в сутки. К концу внутриутробного периода зевание практически прекращается.
Рефлекторно во время зевоты кроха начинает потягиваться (Вы ведь тоже так любите делать). Кстати, такие действия совсем не означают, что малыш хочет спать, он может зевать и во сне.
Иногда кроха икает по нескольку раз в сутки, и длительность приступа может быть 10-20 минут. Возникает икота, как правило, если в легкие попадает слишком много околоплодных вод, в результате чего диафрагма раздражается и начинает ритмично сокращаться. Иногда исследователи связывают появление икоты с недостатком кислорода у малыша.
Илона Свижевская, врач-гинеколог : «Икота - совершенно не опасна ни для малыша, ни для мамы. Во время беременности, когда ребенок икает, у мамы может быть слабость и даже головокружение - не нужно думать, что виной всему икота, может, просто у Вас ослаблен организм и ему нужны витамины. Когда малыш родится, он еще какое-то время будет икать, потому что деятельность нервной системы внутренних органов еще не доскональная».
Теперь Вы знаете, чем эти занят малыш. Можете расслабиться, настроиться на позитивную волну и ждать рождения новой жизни. Легких Вам родов!
Удивительные сенсорные способности плодаЭмоциональный след
Сходство между периодом внутриутробного развития и процессом гальванопластики
Запись информации на клеточном уровнеВлияние морфогенетических полейСознательное, положительное отношение к плоду во время беременности
Послесловие специалиста
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев , которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.
Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность. как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.
Мать- это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.
Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Здесь скептически настроенный читатель может усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияний исковерканной окружающей среды, социальных и экономических потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку- один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпениемждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть.
Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.
Издательство «Жизнь» искренне благодарит автора лекции - президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP ), профессионального педагога мадам Андрэ Бертин за любезно предоставленное разрешение на публикацию материалов в русском переводе.
При переводе мы попытались максимально сохранить своеобразие изложения материала и стиль автора, чтобы не исказить смысл некоторых абсолютно оригинальных идей и положений, которые на первый взгляд могут показаться неосведомленному читателю чем-то вроде из области фантастики.
Санкт-Петербург, май1991г .
Приводя своего очередного ребенка в детский сад и беседуя с воспитателем или заведующей, которых матери знают уже много лет, они как правило сообщают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка.
Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на ее важность.
В1982г ., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами и медсестрами педиатрических отделений, акушерами, преподавателями учебных заведений различного уровня, а также с родителями, наблюдавшими указанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосредственно в рамках семьи. Обобщив кое-какие результаты, мы пришли к выводу о необходимости создания Национальной ассоциации пренатального (дородовый,внутриутробный. (Здесь и далее - прим. переводчика. )воспитания(ANEP), которая должна была стать мостиком между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями.
Было заявлено, что ассоциация берет на себя распространение соответствующей информации (и несет за нее всю ответственность) путем организации конференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с будущими родителями, молодых людей или лиц, не получивших знаний подобного характера в процессе обучения.
Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.
Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развертывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и ментальному (психическому ) «материалу», который оно получает извне, то есть из окружающей среды.
После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и, как мы увидим далее, протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию.
Ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития!
Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Нам часто задают один и тот же вопрос: для кого важнее результат воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать- это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения.
Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.
Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.
Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:
Сенсорные (от лат. sensus -чувство, ощущение. ) способности плода (изучаются специалистами разного профиля);
эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками);
способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков);
действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле- поле, в котором формируется тело человека ), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биолоюв).
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Напомним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.
Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости(околоплодные воды ). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства(!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.
Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.
На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.
Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери- ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия(контакт через прикосновение ) дает возможность поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.
Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление.
Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев. Доктор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом(погружение в мир личных переживаний ). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых беседах.
Дело в том, что мать девочки, работавшая в начале беременности в фирме по импорту-экспорту, использовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток.
Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересному выводу после наблюдения за семьями профессиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома.
Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации.
Напротив, дети отцов с глубоким басом появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более интересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.
Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде университетов и больниц Парижа, в которых приняли участие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотнесенностью с определенными участками основного энергетического меридиана, хорошо известного специалистам в области акупунктуры.
Бесспорным фактом является существование вибрационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасимпатических ганглиев (симпатические, парасимпатические -разновидности узлов нервной системы ).
При стимуляции одной из энергетических точек одного из нервных центров данный процесс распространяется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.
На основании своих наблюдений Мари-Луиза Аучер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были.
Аучер считает, что «хоровое пение» улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее – признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.
Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он
упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы смогли спросить об этом Моцарта!
Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно – он будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Кроме возможного формирования определенных способностей мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора- качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не дошли руки до изучения их реакций в возрасте полового созревания и в период зрелости.
Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.
В июле1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному(послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.
Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.
Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека.
Для того чтобы понять сущность подобных феноменов, обратимся к исследованиям, проведенным доктором Левиным, специалистом в области хирургической стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изучались с помощью электронного микроскопа.
Зубы – это архив нашего организма. Подобно геологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждого слоя эмали. Доктор Левин был первым специалистом, обратившим внимание на сероватую линию, которую он назвал неонатальной. По его мнению, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприятных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исключение, а не правило.
Слои эмали, расположенные ниже этой линии, отражают период, предшествовавший рождению. Доктору Левину удалось выявить некоторые часто встречающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пустоты. Что же мешало процессу формирования молочных зубов и, возможно, мягких тканей и органов в течение более или менее продолжительного периода?
Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведение беседы с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о существовании четкой взаимосвязи между указанными аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беременности.
При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.
И все же беременным женщинам не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не берем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
На конгрессе в Торонто была также рассмотрена проблема обратного действия плода на мать. Например, считается, что беременность при диабете характеризуется определенной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюдалось улучшение самочувствия женщин, что было обусловлено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в области гомеопатии отмечают влияние беременности на общее состояние здоровья матери. Наблюдения за ребенком после рождения свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между этим фактором и состоянием плода. Это подтверждается восстановлением естественных реакций у матери после родов.
Имеет ли место обратное действие на психологическом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердительный ответ на этот вопрос. Можно привести (как в качестве развлечения, так и в качестве информации к размышлению) случай с матерью Наполеона. Только во время именно этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражения, интерес к военным стратегическим планам. Сразу же после рождения будущего императора все это немедленно прошло. Я не рискую комментировать этот факт, а просто сообщаю о нем так, как он описан историками.
СХОДСТВО МЕЖДУ ПЕРИОДОМ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦЕССОМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ
Период внутриутробного развития подчиняется основным законам любого динамического процесса:
формирования, воспитания, роста, обмена (информацией) и коммуникаций. Во всех этих случаях происходит перенос материи или энергии с «излучателя» на «приемник» через проводящую среду. Это отчетливо видно на примере гальванопластики (рис.1).
Предположим, что мы хотим нанести покрытие на печатную схему для компьютера. Мы укрепляем ее на катоде («минус»), который является принимающим полюсом нашей условной батареи. На аноде («плюс») – излучающемполюсе – устанавливается
пластина из золотой фольги. После этого катод и анод погружаются в раствор соли золота. Под воздействием тока, генерируемого источником питания, происходит высвобождение ионов золота из раствора, которые оседают на схеме. Регенерация раствора осуществляется за счет пластины из золотой фольги. Таким образом осуществляется перенос ионов золота с фольги («плюс») на печатную схему («минус») через раствор.
Точно такие же процессы протекают и во время беременности (рис.2).
Вашему вниманию предлагается еще один рисунок (рис.3), который стал эмблемой Национальной ассоциации пренатального воспитания. На всех трех рисунках мы находим одни и те же элементы:
принимающий полюс (плод и генетические факторы);
излучающий полюс (мать – ее организм, чувства, мысли, духовность);
проводящая среда (кровь матери и ее энергетическое поле, которые передаются плоду);
источник энергии, питающий все эти элементы (солнце – универсальная батарея, без которой жизнь на земле невозможна).
Таким образом, мы можем сказать, что работа идет на всех уровнях:1) организм ребенка полностью формируется из материалов, которые поставляет ему организм матери (будущие его свойства обусловлены составляющими этого материала);2) эмоции матери передаются плоду посредством гормонов и по энергетическим каналам, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на психику. Работы специалистов в области теоретической медицины, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, позволяют также предположить, что психологическая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.
Запись информации на клеточном уровне
Жан Шарон, французский физик, считает, что элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведения другим частицам.
Запись информации, запоминание и передача – свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каждая элементарная частица имеет своего «психического двойника». Следовательно, информация, носителем которой этот двойник является, определяет вибрационные характеристики элементарной частицы.
Дэвид Бом, работавший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из США, а также многие другие ученые доказывают справедливость этого вывода с помощью математических расчетов. Информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующимся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким образом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах (скопление генов, передающих признаки по наследству )клеток. В частности, это касается половых клеток, составляющих генетический капитал ребенка.
ВЛИЯНИЕ МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ
Дальнейший свет на происходящее проливают исследования Руперта Шелдрейка, английского биолога, работающего в содружестве с различными специалистами. Он отметил, что изучаемые физиками разновидности полей не могут объяснить причины появления и постоянства форм как живой, так и неживой материи. Согласно теории формативной причинности существует еще одно поле, которое Шелдрейк называет морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющие общее поле объекта.
Существующие формы имеют устойчивую взаимосвязь с соответствующей энергетической компонентой указанного поля, характеризующейся определенной вибрацией. По мнению Шелдрейка, мысли и чувства – это энергетические формы, находящиеся и постоянном резонансе с волной соответствующей длины, которая является одной из составляющих космического поля, пронизывающего каждого из нас.
Таким образом, любой поступок, любая мысль или чувство связаны с волной вполне конкретной формы. Энергетический обмен осуществляется по «бороздкам» поля, называющимся креодами. При неоднократном повторе этого обмена бороздки как бы углубляются и придают определенную устойчивость как полю, так и состоянию сознания, постепенно моделируя психику и даже физическую структуру.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЛОДУ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Все сказанное выше свидетельствует о том, что беременная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю.
Она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образования или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее удобному для ребенка руслу. К этому решению оказываются так или иначе причастны все окружающие люди: как члены семьи, так и все общество в целом.
Внутриутробный период развития подобен, как отмечалось выше, процессу гальванопластики. Если будущая мать знает об этом, и старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело, сердце и сознание частицы «золотой фольги». А затем в дальнейшем предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический материал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тесном содружестве с природой женщина становится еще одним сознательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих.
Не слишком ли честолюбивые устремления? Да – если рассматривать проблему с точки зрения цели, и нет – если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения. Здесь нет четко разработанных и обязательных методов, поскольку это противоречило бысамой сути воспитания, которое можно рассматривать как пробуждение. Будущая мать просто источает любовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также и готового перечня рецептов. Мы просто пытаемся дать почувствовать дух, атмосферу, которая может быть создана, и выдвигаем несколько предложений, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.
Физический уровень. Рассмотрим идею сознательного отношения к питанию. Мы все знаем о важности выбора здоровой, полезной пищи и сбалансированного меню. Однако механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов, которые поступают (всасываются) через желудок и пищеварительную систему. Однако в летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество солнечной энергии, которая может быть утилизирована при тщательном и медленном пережевывании. Об этом говорят все специалисты по диетическому питанию. Многие сами наверняка не раз убеждались в эффективности подобного «технологического процесса» потребления пищи. Когда вы немного устали, попробуйте съесть какой-нибудь даже не очень сладкий фрукт, например яблоко, и к вам вернутся силы.
Пищевые продукты требуют обязательного переваривания, только тогда содержащиеся в них вещества попадут в ваши клетки. Солнечная же энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосредственно нервной системе, приносит вам чувство облегчения немедленно. Глубокое дыхание поможет удержать и распределить эту энергию.
Наконец, если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное, отношение к пище.
Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.
Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку- важнейшие факторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую картину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы (автомобильная катастрофа, утрата близких, увольнение с работы отца). Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное- попытаться справиться с возникшей напастью. Матери обладают тем, что доктор Верни назвал защитным щитом ребенка: любовью к н
Читайте в этой статье:
Зарождение новой жизни — это самая прекрасная тайна природы. Что может быть загадочней, чем развитие ребенка в утробе матери? Формирование маленького человечка из оплодотворенной яйцеклетки проходит достаточно сложный путь. Будущим мамам будет очень интересно узнать, как происходит внутриутробное развитие ребенка по неделям.
Начальное развитие беременности
Беременность длится 40 недель или 10 акушерских месяцев. Термин «акушерский месяц» подразумевает 28 календарных дней. Но началом самой беременности считается первый день менструального цикла. Таким образом, по медицинским расчетам, беременность длится не 40, а 38 недель.
Итак, произошло оплодотворение: сперматозоид проник в яйцеклетку и образовал единую клетку с двумя ядрами. Эти ядра, двигаясь навстречу друг другу, образовывают зиготу. Зигота — это одноклеточный зародыш. Этот факт есть началом развития новой жизни.
Зигота живет 30 часов, после чего происходит ее первое деление. В последующие дни деления клеток повторяется. На четвертый день жизни, зародыш состоит из 8-12 клеток. К этому времени этот маленький комочек достигает полость матки, где процесс деления клеток интенсивно увеличивается.
К седьмому дню зародыш уже состоит из сотни клеток. На восьмой день зародыш прикрепляется к стенке матки, где ее стенки приобрели рыхлую и утолщенную структуру. Процесс имплантации происходит около 40 часов.
На 14 день жизни зародыша его задняя часть утолщается, готовясь к формированию основных органов.
Уже на второй неделе после оплодотворения можно определить беременность с помощью тестов. Маленький зародыш уже на 3 день своей жизни начинает вырабатывать гормон — гонадоприн. Все тесты на беременность чувствительны именно к этому гормону.
В конце 4 недели женщина обнаруживает отсутствие месячных. Появятся первые симптомы беременности: тошнота, головокружение, сонливость.
В этот период зародыша уже принято называть эмбрионом, размер которого около 1 мм.
Развитие ребенка в утробе матери можно разделить на три основных периода:
- Бластогенез — первые 15 дней.
- Органогенез — развитие эмбриона от 15 дней до 10 недель беременности.
- Фетальный период — развитие плода в утробе матери.
Если разделить всю беременность на 3 равных периода, то получим такие временные отрезки: первый, второй и третий триместры. Каждый триместр длится 3 месяца.
Если женщина еще не подозревает о своем «интересном положении» и продолжает вести неподобающий образ жизни, то зародыш, скорее всего, погибнет еще на стадии бластогенеза. Если губительный образ жизни матери не меняется в течение первых 12 недель — существует большая вероятность выкидыша.
Эмбриональное развитие ребенка в утробе матери
Развитие эмбриона — ключевой момент беременности, так как в этот период закладываются все жизненно важные органы, что скажется на здоровье малыша в будущем.
Мамочке ни в коем случае нельзя нервничать: только покой и положительные эмоции!
К концу 5 недели, эмбрион состоит из трех клеточных слоев: эктодерма, энтодерма и мезодерма. Эктодерма — основа нервной системы, волос и кожи. Энтодерма разовьется в будущем в желудочно-кишечный тракт. Мезодерма превратится в скелетную и мышечную ткань, а также ляжет в основу кровеносной, выделительной и половой системы.
На 5 неделе образовывается некая сердечная трубка. Можно считать, что с данного момента у зародыша начинает биться «сердечко».
На задней части зародыша образовывается желобок, который есть основой спинного мозга и всей нервной системы. Очень важно в этот период будущей маме принимать достаточно фолиевой кислоты. Данное вещество способствует полноценному формированию нервной системы будущего ребенка.
На 6 неделе зародыш принимает С-образную форму. В этот период происходит закладка первичной кишки, хрящей скелета, печени, почек, щитовидной железы. Маленький эмбрион достигает 4 мм.
На 7 неделе беременности у женщин появляется токсикоз. Данный период характеризуется интенсивным развитием головного мозга. Начинает формироваться ротик, глазницы. Активно развивается дыхательная система, сердечко начинает разделяться на камеры и артерии, образуются селезенка и желчный пузырь.
На 8 неделе с помощью УЗИ можно зафиксировать первые движения эмбриона.
На 9 неделе определяются пальчики на верхних и нижних конечностях, хотя они еще перепончатые. Данный период характеризуется тем, что плацента начинает поставлять эмбриону питательные вещества и забирать продукты жизнедеятельности. У зародыша уже присутствуют вкусовые ощущения.
На 10 неделе исчезают перепонки между пальчиками, исчезает хвостик. Пол ребенка еще трудно определить в этом возрасте, но у мальчиков уже начинается выработка тестостерона.
К 11 недели эмбрион весит 5 г при размере 3 см. Это заключительная стадия эмбрионального развития, впоследствии зародыша будут называть плодом.
Внутриутробное развитие ребенка по неделям во втором триместре беременности
В 12 недель у плода сформировались почти все органы и ребенок начинает активно двигаться внутри матки.
Это начало третьего периода развития плода. На этом сроке, как правило, проводится УЗИ, которое определяет качество развития ребенка, генетические отклонения.
Если обнаружились внутриутробные отклонения у плода, то женщине рекомендуют пройти дополнительные исследования. Но окончательные выводы о хромосомных нарушениях можно сделать в 20 недель контрольным УЗИ. При подтверждении серьезных патологий врачи рекомендуют прервать беременность.
Стоит отметить также, что чем старше родители, тем выше риск развития патологий у ребенка. Однако в этом случае может быть и наоборот: процент рождения талантливых деток больше как раз у родителей старшего возраста.
На 13 неделе дифференцируются наружные половые органы. Однако их можно будет различить уже на 14-15 неделе с помощью УЗИ. На этом этапе происходит формирование кишечника. Ребенок получает питание через пуповину.
С 14 недели начинает формироваться скелет малыша, который до этого был представлен хрящами. Длина рук соответствует пропорции тела, а ножки формируются с неким опозданием. Ребеночек умеет зевать и сосать пальчик. Он воспринимает вибрации звуков, хорошо различает мамин тембр голоса, музыку.
Вот почему важно будущим мамам слушать красивую классическую музыку, прививая, таким образом, малышу хороший вкус.
На 15 неделе становятся заметны кровеносные сосудики плода, которые просвещаются через тонкую кожу. Продолжает формироваться скелет и костный мозг.
В 16 недель проводится плановое УЗИ, на котором можно заметить движение глазок малыша. Ноги стали пропорциональными длине тела и начинают свой рост маленькие ноготки.
На 17-18 неделе маленькое тельце покрывается первичным пушком — лануго. Это такая первородная смазка, которая защищает кожу от водной среды. В этот период закладываются отпечатки пальчиков, которые предопределены генетически.
Вес крохи составляет 200 г при росте 14 см.
На 19-20 неделе рост плода начинает несколько замедляться. На этом этапе происходит откладывание подкожного жира, который сохраняет тепло маленькому тельцу. Все более усовершенствуется дыхательная система, но самостоятельно она еще не способна функционировать.
Середина беременности: интенсивное развитие плода
Начиная с 20 недели, у малыша формируются зачатки зубов. У ребеночка активнее растут волосики на голове, но их пигмент образуется немного позже.
С 22 недели мамочки начинают чувствовать, как малыш толкается. Его вес на этом сроке составляет 450 г, а рост — 19-20 см.
С 23 недели малыш начинает набирать в весе. Ребенок начинает видеть, он даже видит сны. Происходит активное развитие головного мозга.
Мышечная система и внутренние органы продолжают активно совершенствоваться. Дыхательная система приобретает все большее развитие. В кишечнике малыша скапливается первый кал — меконий.
Кожа малыша — красная и сморщенная. Ребенок активно реагирует на положение тела мамы и на внешние звуки. На языке уже сформировались вкусовые рецепторы, благодаря чему у ребенка формируются пищевые пристрастия. Это важно понимать мамам и стараться избегать острой и горькой пищи, так как маленькая кроха больше предпочитает сладенькое.
Начало третьего и завершающего триместра — 27 неделя. К этому времени уже сформировались все органы у плода, и в дальнейшем будет происходить их совершенствование, а также развитие головного мозга.
На 29 неделе формируется иммунная система малыша. Частота ударов сердечка достигает 120-130 ударов в минуту. Малыш может икать, о чем маме свидетельствуют легкие толчки.
Ребенок, родившийся на данном сроке, может выжить при определенном уходе. Его рост составляет 37 см, а вес — 1150 г.
Пренатальное развитие ребенка на последних сроках беременности
Женщинам, которые готовятся стать мамами здорового малыша, конечно, будет лишним говорить о правильном образе жизни. Алкоголь, сигареты, отсутствие режима, сна и отдыха — очень пагубно сказывается на здоровье будущего ребенка.
На 30-32 неделе жировой подкожный слой малыша становится толще. Некоторые дети уже переворачиваются на этом этапе головкой вниз.
На поверхности маленького мозга появляются извилины. Зрачки уже могут определить яркий свет. При проведении УЗИ на этом сроке можно заметить, как кроха закрывает глазки от яркого света. Вот по этой причине важно избегать ультрафиолетовых лучей и отказаться от пляжного отдыха.
С 33 недели маленькому человечку уже становится тесно в мамином животике. На этом сроке плод переворачивается головкой вниз, готовясь к родам.
Если на этом этапе произойдут преждевременные роды, то у малыша есть все шансы выжить. Однако он будет считаться недоношенным, и ему будет необходим особый уход в больнице.
Кожица малыша становится розовой и не такой сморщенной, благодаря подкожному жиру. Он составляет 8% от общей массы тела.
Благодаря появлению ноготков, малыш может себя поцарапать. Некоторые новорожденные появляются на свет поцарапанными.
С 37 недели идет активное усовершенствование дыхательной системы. Детки, рожденные в этот период, уже могут кричать. Пушковые волосы на теле редеют, а на голове — интенсивно растут. Ребенок с каждым днем набирает по 30 граммов жира.
Живот к этому времени опускается, и маме становится легче дышать. Это происходит, как правило, за две недели до родов.
К этому времени малыш готов увидеть свет. Ему очень тесно внутри мамы: его коленки плотно прижаты к подбородку.
На 39 неделе тельце становится чистым: пушок остался только на плечиках. Кишечная система крохи заполнена меконием и околоплодными водами.
На 40 неделе заканчивается пренатальное развитие, и на свет рождается новый человек! Фото новорожденных становится чуть ли не самой главной фотографией в доме. Ведь что может быть волнующей и прекрасней, как появление на свет маленького чуда!
В этой статье:
Как происходит развитие ребенка в утробе матери и нужно ли на определенных этапах этого процесса принимать в нем участие? На какие периоды делится беременность и сколько длится? Обо всем этом ниже.
Начало беременности - зарождение жизни
Средний срок вынашивания малыша составляет 38-40 недель, которые необходимы ему для формирования в утробе матери. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы ребенок был готов к появлению на свет здоровым и полноценно развитым. Чтобы понимать,что происходит с малышом и на каких этапах, будущим мамам стоит отслеживать изменения, подстраивая под новое положение свой образ жизни и привычки.
Итак, беременность принято разделять три основных периода, которые медики называют триместрами. В каждом таком периоде по три месяца. Самый важный - это первый триместр . В этот период начинается формирование внутренних систем организма малыша. Будущая мама именно в это время особенно остро ощущает перемены в своем организме, связанные в первую очередь с изменениями гормонального фона. Практически все системы организма находятся в стадии перестройки, включая половые органы будущей роженицы.
Новая жизнь внутри утробы женщины рождается из одной маленькой клетки, которая спустя положенные 9 месяцев вырастет в полноценный человеческий организм, полностью зависимый от матери до момента рождения.
Как правило, процесс оплодотворения осуществляется в середине цикла. В результате объединения активного
мужского сперматозоида с яйцеклеткой образуется одна большая клетка с полным набором хромосом - 46 штук от матери и отца будущего ребенка. Именно с этого момента процесс развития плода внутри утробы можно считать открытым.
Организм женщины устроен таким образом, что после слияния яйцеклетки со сперматозоидом начинается активное деление клетки, еще до того, как она попадет в матку. Уже на этом этапе образуются сотни клеток, каждая из которых будет отвечать за определенные функции.
Путь по маточной трубе длится примерно неделю после момента зачатия. Затем яйцеклетка попадает в матку и надежно закрепляется в ней. Длина зародыша к этому моменту составляет около 0,15 мм, то есть примерно с крупную песчинку или булавочную головку.
Первый триместр: как все происходит
Как только клетка закрепляется на маточной стенке, процесс деления начинает ускоряться. Частично клетки преобразуются в желточный мешок, хорион и плодные оболочки. Остальная же часть - это начало жизни нового человеческого организма.
Примерно на 5-й неделе беременности можно наблюдать серьезный прогресс в развитии малыша в утробе матери. У него появляется сердце, которое начинает биться.
Параллельно с этим формируется нервная система и ряд органов, ответственных за кроветворение.
Спустя неделю у зародыша уже начинает формироваться головной мозг, пока что визуально напоминающий расширение нервной трубки. На этом же этапе образуются зачатки конечностей и зрительные пузырьки с пигментными дисками. К этому времени масса малыша составляет до 1,3 грамма, а длина увеличивается до 5 мм.
На 8-й неделе беременности будущие мамы особенно благодарны медикам за возможность послушать, как бьется сердце ребенка. Качественные УЗИ-аппараты позволяют на этом сроке услышать ритмичное постукивание маленького сердечка.
И пусть пока внутренние органы крохи практически незаметны при ультразвуковом обследовании, но они уже есть:
закладывается пищеварительная и сердечно-сосудистая система, начинается процесс формирования бронхов.
В первом триместре активно развивается не только сам эмбрион, но и плацента, которая возьмет на себя функции по жизнеобеспечению плода в утробе матери. Именно она будет отвечать за поддержание нормального гормонального фона, процесс газообмена и питание малыша.
На 11-й неделе развития эмбрион уже можно назвать плодом, в первую очередь потому, что он начинает приобретать все большее сходство с человеком. Его нервная система уже
умеет проводить импульсы, хотя пока они и не воздействуют на внутренние органы.
В этот период беременная женщина чувствует тошноту, страдает запорами, у нее учащается сердцебиение и даже появляется изжога. Все это симптомы первого триместра беременности, которые ко второму ее периоду у большинства женщин проходят.
Именно поэтому будущие мамы с таким нетерпением ждут наступления второго триместра - для того чтобы почувствовать себя лучше и наконец-то успокоиться, помня ведь вероятность срыва беременности к этому времени существенно снижается.
Что происходит во втором триместре?
Начиная с 12 недели развитие ребенка в утробе матери происходит в ускоренном темпе. Именно в это время формируется скелет малыша и органы брюшной полости, заканчивается формирование пищеварительной системы, о
чем свидетельствует наполненность кишечника меконием.
Головной мозг малыша развивается так же активно, как скелет и внутренние органы, на нем появляются бороздки и извилины. Будущей маме очень важно в этот период больше времени проводить на свежем воздухе, чтобы мозг малыша получал достаточное количество кислорода.
Будущие роженицы особенно нежно и с трепетом вспоминают пятый месяц беременности, во время которого у них был установлен первый физически ощутимый контакт с малышом. Примерно на 18-й неделе кроха радует будущих родителей шевелениями, характер которых мама может определять по их частоте и силе.
Ребенок реагирует на эмоции мамы, о чем дает знать активными движениями в утробе. Для беременной женщины толчки - лучшее доказательство того, что малыш развивается нормально. Если шевеления прекратились и в течение долго времени не появляются, необходимо срочно обследоваться у врача.
На втором триместре начинается формирование эндокринной системы малыша, а к середине этого периода у плода уже работают:
- надпочечники;
- щитовидка;
- поджелудочная;
- гипофиз;
- половые железы.
Примерно к концу 24-й недели малыш уже пробует имитировать дыхательные движения, хотя в легких его еще находится жидкость и воздух в них не поступает. Репетиция дыхания помогает малышу после рождения сделать первый вдох и наградить маму пронзительны криком, свидетельствующим о начале новой жизни.
На втором триместре беременности будущей маме нужно стараться меньше нервничать, больше гулять, отдыхать и соблюдать режим сна, так как малейшие стрессы могут негативным образом сказаться на умственном и физическом развитии малыша.
В конце второго триместра вес ребенка составляет уже почти 700 грамм, а длина его достигает 35 см. На снимках УЗИ можно увидеть, как кроха сосет палец руки.
Завершающая стадия формирования новой жизни - третий триместр
На последнем этапе развитие ребенка в утробе матери заключается в основном в увеличении размеров малыша. Живот у будущей мамы становится заметно больше: формирование плода подходит к концу. Кора головного мозга к этому времени уже практически сформирована, и малыш
способен различать звуки внешнего мира. Он прислушивается к голосу мамы и папы, реагирует на поглаживания животика, замирает или, наоборот, начинает активно двигаться при звуках музыки.
В утробе матери малыш на протяжении всего срока формирования слышит биение ее сердца, которое внушает ему ощущение полной безопасности. Именно поэтому после рождения кроху первым делом прикладывают к груди мамы, чтобы он почувствовал: родное сердце по-прежнему рядом и связь с мамой такая же крепкая, как и была.
В течение трех последних месяцев беременности большую часть времени малыш готовится к появлению на свет. У крохи открываются глаза, оттачивается рефлекс моргания, он активно набирает массу за счет увеличения слоя жировой клетчатки, которая затем убережет его от переохлаждения во
внешнем мире.
В середине последнего триместра длина малыша составляет около 40 см, а вес близится к 2 кг. Внутри мамы ему становится тесно, поэтому интенсивность и продолжительность шевелений к этому моменту заметно уменьшается. Примерно на 35-й неделе развитие ребенка в утробе матери переходит на стадию непосредственной подготовки к родам. Малыш принимает правильное положение (головой вниз) и терпеливо ждет ответственного момента.
На последнем, девятом, месяце беременности масса малыша уже близится к 3 кг, причем каждую неделю он прибавляет по 200 г и к моменту появления на свет может весить более 4 кг. Жизненные системы и органы полностью сформированы, кожа младенца разглаживается, легкие готовятся к первому вдоху. Будущим мамам на этом этапе беременности нужно быть особенно осторожными, чтобы не вызвать преждевременные роды.
Нужно ли развивать младенца в утробе?
Как происходит развитие ребенка в утробе матери, вы теперь знаете – остается поговорить о том, как вести себя с еще не родившимся ребенком, нужно ли с ним общаться, приучать его к музыке и что все это даст для его развития.
Не все будущие мамы знают, что кроха в утробе начинает не только слышать, но и чувствовать маму, переживать вместе с ней ее же эмоции. Именно поэтому врачи настаивают на том, чтобы в период беременности будущие мамы уделяли особое внимание общению с крохой, стараясь окружать себя исключительно позитивными эмоциями.
Доказано, что ребенок в утробе прислушивается к внешним звукам, среди которых самым важным для него является мамин голос. Когда малыш особенно активен, успокоить его под силу только маме или папе простыми поглаживаниями по животику и нежными фразами.
Для того чтобы вы отдавали себе отчет об умственных способностях малыша, ниже приведены данные его развития по неделям.
Будущая мама во время беременности, даже не отдавая себе в этом отчет, начинает больше говорить с малышом, часто у нее открываются новые творческие способности, меняются музыкальные пристрастия. Все это происходит потому, что малышу важно задействовать как можно больше клеток мозга для того, чтобы не допустить их потери.
Начиная с 6-го месяца беременности можно пробовать обучать малыша некоторым словам, которые он будет ассоциировать с ощущениями. Например, можно научить ребенка понимать слова «темно» или «светло», включая и выключая свет. К концу третьего триместра известные малышу слова можно группировать в простые фразы, кроме того, самое время приступить к приобщению крохи к миру музыки, включая ему колыбельные, классическую музыку или детские песни.
Не стоит забывать также и о том, что у малыша на последнем триместре беременности развиты все органы чувств, поэтому он может реагировать на холодное и горячее, если коснуться этими предметами живота, на голоса, на яркий свет, на прикосновения и даже на вкус околоплодной жидкости, который меняется в зависимости от того, что ела мама. Осознавая все это, можно заниматься развитием малыша в утробе, чтобы наладить с ним контакт и еще больше укрепить эмоциональную связь.
Когда ребенок появляется на свет, он делает первый вдох и кричит от боли. Для него этот первый вдох - большой прорыв в развитии, выход на новый уровень. Однако было бы неправильно полагать, что до своего рождения живой и активный малыш в мамином животике не дышит, ведь без кислорода он бы просто погиб. Если вы хотите узнать, как и чем дышит ребенок в утробе матери, ознакомьтесь с этой статьей.
О дыхании
Все живущие на планете люди во время вдоха набирают в легкие воздух. В организме остается кислород, а углекислый газ выходит наружу вместе с выдохом. Таково простейшее описание газообмена человека.
Кислород необходим всем без исключения органам и системам человека (для нормального функционирования). Он необходим головному мозгу, чтобы поддерживать жизнедеятельность всего большого и сложного организма.
Ничуть не меньше (а порой и значительно больше) в кислороде нуждается еще не родившийся ребенок, ведь в утробе матери он проходит все стадии развития, наглядно иллюстрирующие весь долгий и сложный путь эволюции.
Утверждения о том, что мама в период беременности дышит за двоих, в корне неверно. Ведь объем ее легких практически не меняется, да и частота вдохов и выдохов остается прежней.
Ребенок с первых дней своего существования внутри мамы дышит самостоятельно. Только это не привычные вдохи и выдохи. Такие движения невозможны, ведь находится ребенок в водной среде, его со всех сторон окружают околоплодные воды. Его газообмен происходит через плаценту. По этой причине такой способ дыхания называется плацентарным.
Плацентарное
Плацента для крохи - это весь мир. Она не только позволяет ему дышать, но и обеспечивает питанием, выполняет функцию отведения продуктов жизнедеятельности малыша. Плацента оберегает кроху от смешения его крови с кровью матери и попадания многих вредных веществ от нее в детский организм.
Плацента начинает формироваться тогда, когда оплодотворенная яйцеклетка опускается в полость матки. Место ее прикрепления к маточной стенке и станет местом, где начнет расти плацента.
Пуповина как связующее звено осуществляет токи в двух направлениях: от мамы к малышу идет кислород, который есть у нее в крови, а от малыша в обратном направлении одновременно движется углекислый газ, а также некоторые другие метаболические продукты распада.
Этот углекислый газ (и все, что пришло от ребенка) мама выдыхает привычным для нее механическим выдохом. Так мама не дышит за двоих, а выдыхает за двоих.
Механически этот процесс выглядит так. В пуповине есть сосуды - вена и две артерии. По артерии к крохе подходит кровь, насыщенная кислородом, а по вене в обратный путь движется углекислый газ.
Угрозы
Понятно, что женщина, которая сама получает мало кислорода, которая мало гуляет на свежем воздухе, курит во время беременности, употребляет алкоголь и наркотики, работает на вредном производстве, связанном с вдыханием токсических веществ, газов, загазованностью и дымом, сможет меньше дать своему ребенку столь важного для него кислорода.
В этом случае возникает такое неприятное и опасное состояние, как хроническая гипоксия плода. Малыш страдает от дефицита кислорода. При этом сначала его организм будет компенсировать эту нехватку всеми силами, малыши в утробе мамы обладают удивительной способностью накапливать кислород в своих тканях в количестве, которое превышает их сиюминутные потребности. Так они создают себе некий запас «на черный день».
Кроме того, при нехватке кислорода у ребенка начинают вырабатываться особые гормоны, которые стабилизируют его артериальное давление и несколько «замедляют» все органы и системы, ребенок как бы «переключается» на энергосберегающий режим.
В таком состоянии, к сожалению, кроха не может прожить весь срок пребывания в мамином животе.
Компенсаторные способности ослабевают, при длительной гипоксии запасы кислорода у ребенка заканчиваются, и наступает критическое состояние, которое может привести к внутриутробной смерти, если маме и малышу не будет оказана срочная медицинская помощь.
На развитие кислородного голодания малыша оказывают непосредственное влияние:
- курение мамы;
- постоянный сильный стресс, которому подвержена женщина;
- прием некоторых лекарственных препаратов.