01.08.2019

Как вести себя в общественных местах. Правила поведения в общественных местах – повседневный этикет


Правила человеческого общежития требуют, чтобы каждый человек в своих взаимоотношениях с окружающими проявлял к ним уважение, чуткость, заботу об их удобствах, чтобы все его поведение было пронизано высоким чувством такта. Внешне это выражается в соблюдении определенных правил поведения на работе, дома, в гостях, в общественных местах. Остановимся на последних.

Культурные нормы поведения в общественных местах вырабатывались в течении столетий. Некоторые правила, считавшиеся ранее важными (например, девушке считалось неприличным выходить на улицу без сопровождения старших и др.), отброшены как не отвечающие новым социальным условиям и стилю современной жизни. Сохраняются лишь те нормы и правила культурного поведения, которые выражают взаимное уважение, равенство, товарищество и делают общую жизнь людей более удобной, радостной, культурной.

Первое соприкосновение с посторонними людьми происходит при выходе из дома. По улице нужно всегда ходить так, чтобы не мешать идущим навстречу. Иногда по улице идут в ряд несколько человек, нередко даже под руку, занимая при этом весь тротуар, так что идущим навстречу приходится сойти на мостовую, чтобы обойти эту «компанию». Воспитанные люди втроем никогда не будут идти под руку по тротуару или дорожкам парка. Если двое из них идут под руку, третий должен всегда идти свободно, чтобы при надобности отступить на шаг назад или пройти вперед и пропустить мимо себя других прохожих.

При встрече на улице со знакомыми, если останавливаешься с ними поговорить, никогда не следует толпиться возле дверей магазина, учреждения или же посередине тротуара. Чтобы не мешать другим, нужно останавливаться на краю тротуара. Если разговор со встречным знакомым интересует только кого-нибудь одного из членов компании, то его не следует затягивать, а условиться о встрече в другое время, чтобы не заставлять своих спутников ожидать конца беседы.

На улице не рекомендуется разговаривать громко, тем более на интимные или семейные темы, чтобы не привлекать невольное внимание окружающих к домашним делам и спорам. Не следует также переговариваться через улицу или же с выглядывающими из окон верхних этажей.

Пробираясь через толпу, мужчина или подросток должны идти впереди, чтобы освободить проход женщине или старшему. Никогда не прокладывайте себе путь силой, а вежливо просите пропустить. Если при ьтом случается нечаянно задеть кого-нибудь, никогда не забывайте извиниться.

При входе в магазин, квартиру и вообще е помещение пропускаются вперед женщины, дети, старшие лица.

При встрече знакомых на улице первыми кланяются мужчины и младшие по возрасту, но руку первая подает женщина или старшие. Встречаясь вне дома, знакомые всегда здороваются, даже если они в этот день уже виделись. Здороваясь, мужчина всегда приподнимает головной убор (фуражку, кепку, шляпу), а женщина - слегка наклоняет голову. Только зимой, когда холодно, мужчина здоровается, не снимая головного убора. Мужчина никогда не должен здороваться, держа руку в кармане или папиросу в зубах.

Культурные люди никогда не бросают использованные билеты или бумажки на пол или же на улице не в урну; не позволяют этого делать как своим, так и чужим детям.

Еще нередко приходится наблюдать, как дети и даже взрослые ломают ветки деревьев и кустов, не думая о том, как много труда и заботы требует уход за растениями, и о том, что зеленые насаждения служат для всех.

При посадке в вагон молодые люди должны пропускать вперед женщин и пожилых людей, а не стараться первыми занять лучшие места. И в самом вагоне всегда следует уступать место более слабым, больным, престарелым.

Неправильно поступают те взрослые, которые позволяют детям с ногами взбираться на сидения или стоять на них на коленях у окна, забывая о том, что грязные ботинки детей пачкают одежду других пассажиров

Не следует вести себя шумно и развязно в вагоне. Иногда молодые люди, возвращаясь компанией из школы или с работы, громко в вагоне разговаривают, хохочут, толкаются, не считаются с тем, что это может беспокоить окружающих.

При необходимости сойти нужно заблаговременно продвигаться к выходу из вагона, извиняясь и постепенно меняясь местами с пассажирами, которые едут дальше.

Такт и вежливость нужно соблюдать также при посещении концертов, театра , кино, танцевальных вечеров.

На концерте, спектакле в зале необходимо соблюдать полную тишину. Лишь при этом устанавливается связь между артистами и зрителями, которая так необходима и тем и другим. К сожалению, еще встречаются невоспитанные люди, которые во время исполнения программы шепчут, ерзают, скрипят стульями, пересмеиваются, мешая другим слушать и смотреть. Во время исполнения номеров опоздавшие не должны торопиться пройти в зал и занять свое место. Надо подождать, когда закончится номер или сцена. Проходить на свои места следует так, чтобы как можно меньше беспокоить других, и вежливо извиниться, если все же приходится кого-либо побеспокоить.

Некоторые зрители порой спешат на спектакли прямо с работы, не успев покушать, и они во время представления начинают закусывать взятыми с собой бутербродами, шелестят бумагой. Чтобы не мешать соседям, закусывать следует только во время антрактов.

Нетактично и оскорбительно по отношению к артистам и к публике, когда некоторые зрители, не дожидаясь окончания спектакля, поднимаются и протискиваются к выходу, стремясь первыми получить одежду в гардеробе. Полагается спокойно сидеть на местах, пока полностью не закончится концерт, спектакль и артисты не выйдут на приветствия публики. Спешка и сутолока при выходе из зала и в гардеробе совершенно недопустимы.

В кинотеатре мужчины иногда мешают смотреть кинофильм сзади сидящим, забывая снять головной убор. Женщинам не рекомендуется в таких случаях надевать шляпы с широкими полями или слишком высокие. На киносеансы для взрослых не следует брать с собой маленьких детей, которым данный фильм непонятен, и они поэтому не в состоянии спокойно сидеть до конца. Своим плачем и нетерпеливыми просьбами об уходе они мешают другим зрителям. Культурные люди всегда заботятся о том, чтобы своим поведением и поступками не доставлять неприятностей другим.

На танцевальных вечерах молодые люди часто не знают, что приглашать девушку на танец следует небольшим поклоном, а не просто беря ее за руку или же поманив движением пальцев, кивком головы. После танца девушку нельзя оставлять посередине зала, надо проводить ее к месту и таким же поклоном поблагодарить за танец.

Наконец, надо строго следить за своей речью, не допускать нецензурных или вульгарных слов и выражений, оскорбляющих слух окружающих.

Современный человек, особенно живущий в городе, с другими людьми общается в основном на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Поэтому правила поведения в общественных местах очень важны в современном этикете. Эти правила основаны на опыте прошлых поколений и одновременно отражают уклад современной жизни. Конечно, это только советы о том, как наиболее разумно вести себя в различных ситуациях, в которых может очутиться любой человек на улице или в другом общественном месте. Но знание и выполнение их делает жизнь человека и окружающих его людей более приятной, удобной, и даже красивой.

Время не стоит на одном месте, и поэтому рекомендации не являются нерушимой догмой, они могут изменяться. Но человеку, попавшему в новые обстоятельства, не предусмотренные советами и правилами, поступать так, а не иначе, помогают чувство такта, осознание истинного смысла культуры общения.

На улице , естественно, все граждане должны соблюдать правила уличного движения, обеспечивающие безопасность пешеходам и водителям. Пешеходы обязаны пользоваться тротуаром, а не проезжей частью, переходить улицу только в разрешённых местах по зелёному сигналу светофора. На тротуаре следует соблюдать определённый порядок: придерживаться правой стороны по ходу своего движения. Особенно утром и вечером, чтобы не происходило столкновений встречных людских потоков, когда люди торопятся на работу, а затем спешат домой.

Все пешеходы имеют разную скорость передвижения. Воспитанные люди, обгоняя других, стараются не задевать их. Если же случайно толкнут кого-либо, то немедленно извиняются: «простите», «извините». Эти слова вежливости позволяют сгладить неудобство, причинённое случайно.

Нельзя останавливаться для беседы на середине тротуара. Это – проявление неуважения к остальным пешеходам, которые вынуждены обходить собеседников, стоящих на их пути. Если хочется поговорить, следует отойти в сторону.

На улице мужчине полагается идти слева от женщины; если же идут двое мужчин, то слева идёт тот, кто моложе. Если же идут трое, то женщина или старший по возрасту идёт посередине. Если вместе идут четверо, то лучше разделиться на пары; женщины или старшие по возрасту идут впереди.

При встрече на улице знакомого, необходимо поприветствовать его. Бывает, что люди встречаются на улице в один и тот же день дважды. Неприлично делать вид, что не заметил человека и отворачиваться от него. Надо хотя бы улыбнуться ему. Можно произнести фразу «Вот и ещё раз встретились» или другие вежливые слова.

Следует всегда помнить, что воспитанный человек на улице:

Не сорит, не плюёт, не показывает пальцем;

Не кричит на детей;

Не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не бросает огрызки, не выплёвывает косточки, не ест на ходу.

Общепринято, что мужчина может курить на улице, хотя по строгим правилам хорошего тона этого следовало бы избегать. Но курение женщины на улице – это первый показатель отсутствия культуры у данной дамы.

Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомыми людьми – признак респектабельности, воспитанности, уверенности в себе. Существует ряд правил для людей, путешествующих на поезде, теплоходе, самолёте . Долгое путешествие располагает к неторопливой беседе. Надо уметь вести её. Прежде всего, не следует злоупотреблять вниманием попутчиков, не стремиться завладеть всеми сторонами беседы, не быть излишне говорливым: болтливость – признак дурного тона, другая крайность – замкнутость.

Правила поведения во всех видах транспорта практически одинаковы. Разница только в соблюдении некоторых условий при входе и выходе. Старым людям, инвалидам, женщинам с детьми следует помогать при посадке в транспорт, если они в этом нуждаются. При выходе из транспортного средства, особенно зимой, когда на улице скользко, следует таким людям протянуть руку, стараясь поддержать выходящего человека под локоть. Необходимо в метро, в электричке уступать место старым людям и женщинам.

Во всех видах общественного транспорта недопустимы излишне громкий смех и разговоры, как между собой в компании, так и по мобильному телефону. Если позвонили вам и срочно надо ответить, старайтесь говорить вполголоса и очень кратко. Следует помнить, что вы не одни и рядом с вами люди, которым вы своими громкими разговорами причиняете неудобство.

Посещая театр , необходимо соблюдать ряд правил этикета. Ни в коем случае не опаздывать, т.к. приходя в последнюю минуту, вы мешаете тем, кто уже занял свои места. При входе подаёт билеты мужчина или самый молодой из спутников.

Мужчина снимает головной убор, войдя в здание театра и в гардеробе пальто. Только затем он помогает своей спутнице снять пальто. При уходе из театра мужчина также сначала одевается сам, после этого подаёт пальто спутнице. Свой головной убор он надевает лишь в дверях при выходе.

При проходе к своему месту, мужчина идёт первым. Если в ряду уже сидят люди, то следует проходить на своё место лицом к сидящим людям, спиной к сцене. Обязательно следует извиниться перед людьми за причинённое беспокойство. Неприлично во время спектакля переговариваться, шуршать конфетными обёртками. Людям простуженным следует остаться дома, т.к. кашель, сморкание мешает и зрителям и актёрам. Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончится действие. В театре5 принято аплодировать не только в конце спектакля, но и после конца каждого действия, в конце блестящей сцены или арии, иногда при выходе на сцену известного актёра. При появлении дирижёра и солистов, если спектакль музыкальный.

В гостинице, санатории, пансионате следует быть приветливым, вежливым и тактичным с обслуживающим персоналом и гостями. Необходимо соблюдать следующие правила:

Не включать в вечернее и ночное время телевизор на полную мощность;

Не разговаривать громко в коридорах;

В случае позднего возвращения или раннего подъёма стараться производить как можно меньше шума.

Классный час

Тема: Правила поведения в общественных местах

Цели: Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения в

общественных местах.

Воспитывать уважение к окружающим людям;

Развивать у детей чувство такта.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

Кто знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются или становятся? Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, какие вы знаете «волшебные слова».(добрые)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим извините…(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Но не только слова у вас должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.

Тема классного часа «Правила поведения в общественных местах».

    Общественные места – это места большого скопления людей. Что мы называем общественным местом? (Общественное ме­ сто - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы
    отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

    Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транс­порт, школа, театр, кинотеатр).

В общественных местах бывает немало людей разного возраста.
Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем в
кинотеатре, магазине. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем,
у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное сло­во оставляет в душе след на целый день. Находясь в обществе, вам при­
ходится выполнять правила общения, правила вежливости. О которых мы только что говорили. - Какие правила вы знаете? (правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т.д.)

Молодцы! А сейчас мы узнаем новые правила. Для этого поиграем в загадки.

1. Эта загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека:

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Ребята, вы уже шесть месяцев школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе.

Игра «Знаешь ли ты правила».

Встаньте из - за парт.

Если вы согласны с данным правилом - поднимите руки вверх, а если не согласны – присядьте.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись!

А теперь загадка про следующее общественное место.

2.(Библиотека)

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека) Сценка в библиотеке.

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,(читает Софа)

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

Как себя нужно вести в библиотеке? Что такое читальный зал?(Слайд) 3.Следующее общественное место:

Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...(Столовая)

Правила поведения в столовой.

Зачем мыть руки перед едой?

Можно в столовой чавкоть?

Почему нельзя разговаривать во время еды?

в столовой

1. Входить в столовую надо организованно, не крича и не толкаясь, соблюдая порядок.

2. Мой руки перед едой.

3. Во время еды не разговаривай и не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

4. После еды убирай за собой посуду.

5. Уходя, поблагодари тех, кто тебя накормил.

4.Театр

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

Сценка

в театре, на концерте, в кинотеатре.

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время: в кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

3. Не сори, не бегай в фойе.

4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

5. спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться

6. разговаривай во время представления

5.T РАНСПОРТ

Что за чудо-синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

Давайте мы поиграем в игру « Правильно-неправильно».

в транспорте

1. входить в транспорт только после полной остановки транспорта;

2. держаться за поручни в салоне;

3. покупать билеты у водителя только на остановке;

4. уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

5. Выходить через переднюю дверь, а входить – через заднюю.

6. расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

1. отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

2. открывать двери транспорта во время его движения;

3. высовывать голову и руки из окон.

4. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

Мультфильм

Итог занятия

Наше занятие подходит к концу. В напутствие мне хотелось бы прочитать стихотворение.

Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

О чём мы сегодня говорили? (О правилах поведения в общественных местах)

Рефлексия

Ребята, так будьте же всегда вежливыми и воспитанными!

Спасибо за внимание!

КОНКУРС ЗНАТОКОВ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

    Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и пристально разглядывать прохожих?

    Съев на улице конфеты, ты тщательно сворачавешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

    На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти куда-либо, ты очень торопишься и поэтому молча, пожав плечами, проходишь мимо?

    Надо ли здороваться с человеком, если виделся с ним утром? И как это надо сделать?

    Надо ли быть вежливым с грубым человеком?

    Кто первым заканчивает разговор?

    Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если он уступил ей место в автобусе?

    Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?

    Как правильно знакомиться?

    Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не голодный?

    Салфетку за столом можно использовать в качестве носового платка?

    Ты получишь подарок, отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю» или поступишь как-то иначе? Как?

    Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Далее жюри подводит итоги и объявляет победителя).

Каждый день мы сталкиваемся с разными персонами. В транспорте, на работе, в магазине, по дороге домой мы встречаем много людей, спешащих по своим делам. Соблюдение правил поведения позволяет избежать нехороших ситуаций, свидетелями которых мы иногда бываем. Нередки случаи неприятных разговоров в транспорте или ссор в магазине. Воспитанный человек знает, как правильно себя вести и обязательно избежит таких ситуаций.

Зачем нужны правила?

С самого раннего детства ребятишкам говорят, как правильно себя вести. С первых дней взрослые должны помогать малышу становиться культурным человеком, уметь ладить с другими детьми в детском шагу и в школе. Вырастая, все должны помнить эти правила и выполнять их. Такие нормы существуют, чтобы помочь любому человеку избегать неловких случаев , которые не только портят настроение, но и надолго оставляют неприятное впечатление. От того, как индивидуум выходит из неприятной ситуации, зависит, насколько ему знакомо такое понятие, как этикет.

От правильности наших действий во многом зависит, как видят нас окружающие люди. Общество начинает оценивать человека и все его действия.

Правильное поведение поможет установить контакт с новыми знакомыми, достичь взаимопонимания, создать благоприятную почву для дальнейшего сотрудничества.


Цель правил поведения – создать комфортную обстановку для каждого члена общества, не допуская грубости, хамства, неуважения к отдельным личностям. От каждого отдельного человека, от его умения правильно себя вести и выполнять общепринятые нормы, зависит, какое общество мы создаем.

Хотя нас с раннего детства учат правилам хорошего тона и умению вести себя культурно в общественном месте, судя по частым конфликтам, некоторые нормы этикета не учитываются отдельными личностями. Этика является своеобразным эталоном поведения, системой правил, принятых в обществе.

Самыми важными элементами в повседневной жизни должны стать: правило хороших манер, доброта к окружающим и особое внимание к ним.

Нормы поведения детей

Ребенок с рождения сталкивается с небольшим количеством людей – это родители и близкие, врачи, соседи. Попадая в детский сад, он чувствует себя неуверенно, если родители не сумели вовремя привить правила хорошего поведения, которые следует соблюдать в подобных учреждениях.

Каждый человек на новом месте чувствует себя неуверенно, а у ребенка такая ситуация и вовсе может вызвать стресс. Постепенно приучайте малыша к большому количеству людей, рассказывайте о правилах поведения. Объясните, какие поступки для детей недопустимы.

Подрастая, ребенок уже будет иметь в багаже определенные правила, знать их и стараться выполнять.


Мы часто на улице или в магазине наблюдаем, как безобразно начинает себя вести ребенок, устраивая истерики. Маленькие дети выпрашивают игрушки и сладости у родителей. Что касается подростков, они могут громко шуметь, ругаться, курить, вести себя неподобающе. Такое поведение должно быть недопустимо для несовершеннолетних.

Многие из них знают, что есть нормы, которых нужно придерживаться, но не все их выполняют. Подростки должны понимать, что за их несоблюдение могут наказать родителей. С 14лет они сами смогут отвечать за нарушение общественного спокойствия.

Культурные навыки должны стать основой жизни, ведь человеку с хорошим воспитанием проще налаживать отношения с окружающими на протяжении всей жизни



Существуют определенные правила, которых должны следует придерживаться:

  • Не рекомендуется громко кричать в общественном месте.
  • Нельзя выбрасывать мусор не в урны, плевать, ломать деревья и кусты.
  • Необходимо соблюдать правила дорожного движения, переходить дорогу в положенных метах.
  • Нельзя делать плохие поступки, следует предостеречь от них своих сверстников.
  • Дети не должны издеваться и дразнить других людей, а также оскорблять, портить имущество или одежду сверстников.
  • Нельзя обижать маленьких.
  • Необходимо уважать пожилых людей.


Судя по тому, что такие действия можно встретить достаточно часто, этих детей недостаточно учили, как правильно вести себя в общественном месте.


Взрослые обязаны обучить ребенка, как правильно действовать в местах , где находится много людей, чтобы не нарушать спокойствие. Необходимо дать понять малышу, что воспитанные люди не станут кричать и шуметь, бросать бумажки от конфет на пол, свистеть и плеваться.

Когда малыш попадает в новое место, он должен понимать, как правильно себя вести и чего делать нельзя. Например, расскажите ребенку, что в зоопарке нельзя дразнить животных, бросаться камнями, забираться на решетки, громко кричать и плеваться. Так, юный посетитель не только напугает животных, но и будет мешать тем, кто пришел в зоопарк, и подвергнет себя опасности.

Посещая цирк или кино, ребенок должен соблюдать правильные манеры. Объясните, почему во время спектакля не едят, в то время как в цирк приносят попкорн с напитками. Посещая музей, дети должны внимательно слушать, что рассказывает экскурсовод, а также не притрагиваться к выставленным экспонатам и витринам.

Особо следует обратить внимание детей на их поведение в транспорте. Объясните ребенку, что:

  • Первыми заходят женщины и пожилые люди, затем заходят дети.
  • Проходя по салону, локти должны быть прижаты, нельзя толкать ими пассажиров.
  • Нужно вовремя оплачивать проезд.
  • Громкая музыка мешает, поэтому ее делают тише или выключают.
  • Нельзя делать надписи на сидениях, портить имущество, выбрасывать мусор.
  • Нельзя шуметь, кричать, а также отвлекать водителя во время движения транспорта
  • Если ребенок не съел купленный хот-дог или пирожок, его следует положить в пакет и съесть после высадки из транспорта, иначе можно испачкать пассажиров. Пользуйтесь салфетками во время еды, ешьте аккуратно, не чавкайте.
  • Ребенок должен всегда иметь с собой носовой платок и пользоваться им по необходимости. Чихая или кашляя, нужно всегда закрывать рот, пользоваться салфетками или платком.
  • Также объясните ребенку, что необходимо следить за своим внешним видом и при выходе на улицу быть чисто и опрятно одетым, расчесанным.


С самого раннего детства детей начинают обучать вежливости. Для такого обучения лучше подойдет ваш ежедневный пример. Не забывайте дома произносить в семье вежливые слова, Когда родители или родственники постоянно употребляют слова «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «доброе утро», «спокойной ночи» и так далее, ребенок сам начинает их произносить и обучается первым правилам вежливости.

Не забудьте научить малыша важным правилам поведения:

  • Открывая двери, следует постучать.
  • Не перебивать разговор старших.
  • Не игнорировать, уходить или отворачиваться.


Ребенку необходимо привить культурное поведение за столом. Дети копируют своих родителей. Если в семье взрослые не всегда правильно ведут себя, то и юные домочадцы начинают повторять их действия. Приучайте ребенка, как нужно вести себя за столом и подскажите, что нельзя делать во время приема пищи.


Чтобы ребенку было понятнее (и для большего эффекта), повесьте над обеденным столом картинки с правилами, как нужно кушать, что нельзя делать. Так, в игровой форме будет проще обучить малыша важным правилам поведения и этикета за столом.

Ребенок твердо должен знать, что:

  • Перед едой обязательно моют руки с мылом.
  • Нужно уметь вытираться бумажными салфетками.
  • Нужно брать достаточное количество пищи.
  • Уметь правильно пользоваться приборами.
  • После еды всегда благодарить.


Вместе с тем, ребенку следует объяснить, чего не следует делать во время приема пищи:

  • Набивать полный рот еды, разговаривая при этом.
  • Выплевывать еду.
  • Баловаться, крутиться, отворачиваться, капризничать.

Ребенок должен знать, как аккуратно и правильно сидят за столом. Посадите его на удобный стул, чтобы он мог легко самостоятельно кушать, не выливая суп себе на одежду.


Особо хочется обратить внимание родителей на то, что следует приучать малыша не чавкать за столом , что иногда делают и взрослые. Начинайте воспитание ребенка с себя. Малыш смотрит, как его родители сами ведут себя в обществе. Если он видит, что они громко ругаются, плюют мимо урны, бросают бумажки и хамят в магазине, то вряд ли это достойный пример для подражания.

Подрастая, ваш ребенок попадает в компанию сверстников, которые будут оказывать на него определенное влияние. Покажите ему, что плохое поведение скверно смотрится со стороны, а также объясните, почему плохие поступки осуждают другие люди, и как это может повлиять на их будущее.


Установленный порядок для взрослых

Взрослые тоже должны придерживаться правил поведения не только на улице, но и в семье. От того, насколько взрослые умеют правильно вести себя в общественных местах, зависит очень многое. Используя правила культурного общения, можно установить новые контакты на рабочем месте и в быту.

На улице

Выходя из дома, мы сталкиваемся с большим количеством людей. На улице, в транспорте, магазинах взрослым следует вести себя так, чтобы не доставлять неудобства для окружающих и придерживаться определенных требований:

  • Заранее позаботьтесь о чистой и удобной одежде и обуви для выхода на прогулку. Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.


  • Переходя через улицу, внимательно посмотрите по сторонам или проходите по сигналу светофора. Никогда не перебегайте перед машинами или в неустановленных местах. Также нельзя ходить по газону.
  • При движении не размахивайте руками, не стоит держать руки в карманах, не сутультесь, смотрите вперед, но не забывайте смотреть и под ноги. Если вы захотели перекусить, можно купить булку или пирожок, отойти в сторону и съесть еду. Не стоит жевать на ходу – это некрасиво. Кроме того, вы можете испачкать одежду себе и рядом идущим людям.
  • Не выбрасывайте мусор, салфетки и окурки на дорогу. Если рядом нет урны, временно положите мусор в карман. Для курящих людей существуют уголки, где они могут курить. В общественных местах курение запрещено.

Во время ходьбы не следует расталкивать людей, а также продвигаться, толкаясь локтями. Обходить и обгонять прохожих следует справа.


Если по тротуару идет несколько человек, существуют определенные правила:

  1. Не следует идти толпой по улице, мешая прохожим. Допускается 3 человека, идущих рядом.
  2. Если идут мужчина с женщиной, дама должна идти справа. Исключение составляют военные – им следует отдавать честь.
  3. Если идут двое мужчин с женщиной, дама идет посредине.
  4. Если идут две дамы и мужчина, рядом с ним идет женщина постарше, далее младше по возрасту.
  5. Если дамы одного возраста, кавалер идет между ними.


В транспорте

Поездка в общественном транспорте требует выполнения определенных правил:

  • Заходя в общественный транспорт, снимите громоздкие сумки и рюкзаки, чтобы не ударить других пассажиров.
  • Не следует занимать в транспорте более одного места, широко выставляя ноги.
  • Если вам задают вопрос, следует внимательно выслушать и ответить на него.
  • Не забывайте волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста» – будьте доброжелательны. Если случайно задели пассажира, следует сразу извиниться. Часто в транспорте можно наблюдать такие ситуации, когда кому-то наступили на ногу или толкнули. Очень неприятно, когда начинается скандал, а ведь достаточно было просто вежливо извиниться.
  • Если вы едите с маленькими детьми, следите, чтобы они не шумели, не мешали соседям, не кричали. Сделайте им тихонько замечание, а дома обсудите с ними этот вопрос.

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Открытое занятие

по программе

«Под парусом Надежды»

на тему:

«Как вести себя

в общественных местах»

Подготовила:

воспитатель

Новикова Марина Викторовна

Белев, 2014 год

Тема занятия: «Как вести себя в общественных местах».

Цель: выработка у депривированных несовершеннолетних навыков

Культурного поведения в общественных местах.

Задачи: закрепить знания детей о вежливости; развивать навыки

Культурного поведения в общественных местах; воспитывать

Самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать

Проблемные ситуации; воспитывать доброжелательное отношение

К окружающим; закреплять знания по безопасности движения. Оборудование: слайды, 2 выпуска ералаша «Шел автобус пятый номер» и

«Антракт», 6 карточек, музыка «Солнышко лучистое любит

Скакать», буклеты «Правила поведения в общественных

Местах».

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие.

Здравствуйте! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

II Основная часть

1. Чтение стихотворения воспитателем.

- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.

- Встало солнце кислое,

Смотрит – небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

2. Беседа по прочитанному стихотворению.

- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?

- Что значит «кислое настроение»?

- А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (По выражению лица, по его словам и поступкам).

- Ребята, а как можно «поднять» настроение? (сказать человеку добрые слова).

3. Игра «Поднимем друг другу настроение».

Давайте поднимем настроение друг другу и нашему солнышку, скажем добрые, вежливые слова.

Вам нужно встать в круг.

Теперь каждый скажет вежливое слово соседу справа и так по кругу.

- Молодцы! Весело стало нам? Поднялось ли у вас настроение? Посмотрите, и солнышко сразу стало веселым.

Ребята, какой же мы можем сделать вывод? (Нужно говорить людям добрые слова).

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

4. Работа с иллюстрацией.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию на слайде. Что вы можете сказать о мальчике? Как он себя ведет?

И какой же мы можем сделать вывод? (Не только слова должны быть добрыми, надо чтобы и поступки были разумными, ясными, такими, чтобы никогда не пришлось за них краснеть и стыдиться).

5. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Правильно, мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

6. Беседа о вежливости.

Как мы понимаем, что человек вежлив?

Правильно, прежде всего, в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются, или становятся?

Конечно же, становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.

7. Беседа о правилах поведения на улице.

Давайте вспомним вместе правила поведения на улице. (Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева. Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.)

Молодцы!

А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

8. Просмотр ералаша выпуска «Шел автобус пятый номер».

Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим ералаш, и вы мне скажите, о чем мы будем говорить дальше. (О правилах поведения в общественном транспорте.)

Молодцы!

9. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Скажите, правильно ли поступили мальчики?

Что они должны были сделать с самого начала? (Уступить место старушке).

А как бы вы поступили в данной ситуации?

Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать?

(Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

В транспорте надо вести себя достойно:

Не шуметь и не толкаться;

Уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками;

Не отвлекать водителя во время движения транспорта;

Держаться во время движения транспорта за поручни;

Вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

Острые и неудобные для других пассажиров предметы надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали.)

10. Физкультминутка «Солнышко лучистое любит скакать».

Немножко отдохнем. Встали все, а теперь вместе со мной выполняем движения под музыку «Солнышко лучистое любит скакать».

11. Беседа о правилах поведения в театре или кинотеатре.

Ребята, а кто из вас бывал в театре или кинотеатре?

Расскажите, какие правила необходимо было соблюдать детям в театре (кинотеатре)?

( Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому приходи пораньше.

Проходить на свое место следует лицом к сидящим.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

Есть во время представления, киносеанса нельзя – шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

Во время сеанса не делай никаких замечаний – ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.

Если ваш сосед уже видел этот спектакль, фильм и теперь, желая похвастаться, рассказывает его содержание, вам следует сделать ему замечание.

В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим посетителям.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.)

А чем отличается театр от кинотеатра? (Кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит.)

Молодцы!

11. Просмотр ералаша выпуска «Антракт».

А сейчас посмотрим еще один выпуск ералаша, который называется «Антракт».

Ребята, а что такое «Антракт»? (Антракт - перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.)

Для чего предназначен антракт? (Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.)

Ребята, будьте внимательны при просмотре ералаша.

Правильно ли вели себя дети в театре?

13. Решение проблемных ситуаций.

А теперь мы с вами попробуем решить проблемные ситуации. У меня в руках карточки, на которых написаны ситуации из жизни, ваша задача решить их.

Кто будет брать карточку, сначала читает вслух вопрос, а потом отвечает на него. Будьте все внимательны, если тот, кто отвечает, дает неполный или неправильный ответ, то вы будете ему помогать.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.)

В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Вера Ивановна!» Какую ошибку допустил мальчик? («Здравствуйте» должно быть адресовано всем учителям, а не только классному руководителю.)

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Надо.)

Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил? (Спасибо, мне очень приятно.)

Два мальчика столкнулись в дверях при входе в кабинет и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

Спасибо ребята за ответы.

III Итог занятия

Ребята, о чем говорили сегодня на занятии?

Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

Ребята, и чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах, каждый из вас получает буклет «Правила поведения в общественных местах». И я надеюсь, что вы всегда будете выполнять эти правила.

Спасибо за работу на занятии!



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди