20.06.2019

Как заняться мнемотехникой в домашних условиях детям. Пример запоминания числовой информации. Мнемотехника для развития речи у детей в детском саду


Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода.

  • Авторы многих доступных учебников по мнемотехнике при публикации своих работ руководствовались вполне приземленными для человека мыслями – написать текст, который будут покупать. Потому в книгах много сведений о науке мнемотехнике, объяснений, позволяющих, якобы, применять почерпнутые из различных выкладок, научных энциклопедий сведения в реальной жизни.
  • Однако, преследуя цель собрать несколько значительных «пластов» знаний о науке, в действительности у них получается все иначе: полезной и доступной информации мало, а терминов и «воды» много.
  • Человеческий мозг обладает невероятными возможностями, и мнемотехника помогает их раскрыть. Однако не всем, кто заинтересовался этой наукой, удается «раскопать суть» большинства техник, чтобы автоматически применять их в повседневной жизни.

В нашей статье собраны наиболее доступные объяснения и способы обучения навыку запоминания.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода

  • В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании. Берется информация, необходимая для запоминания, и подсознательно преобразуется в образ путем ассоциации.
  • Мы обладаем прекрасной ассоциативной памятью, которую мнемоники используют в полной мере. Чтобы развить способность запоминать, необходимо уметь рисовать мысленно воображаемые предметы.
В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании

Вот пример запоминания информации. Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине. Попробуйте запомнить последовательность слов:

  • влажные салфетки
  • зубная паста
  • шампунь
  • голландский сыр
  • мандарины
  • томатная паста
  • растительное масло
  • кетчуп
  • зеленый горошек
  • грецкие орехи

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка.
А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.



Неординарные ситуации сильнее «врезаются» в память

Для запоминания необходим образ, а не только набор слов. Потому умение создавать в голове нужную картинку – уже первый шаг к успеху.

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

  • Представляем пачку влажных салфеток
  • Представляем тюбик зубной пасты
  • Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты
  • Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов.
  • Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте.
  • Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.


Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали
  • «Протыкание» одного образа другим не просто забыть, потому способ срабатывает почти всегда.
    Противники метода могут возразить, что на соединение образов уходит много времени. Однако, если нужно постоянно запоминать информацию в большом количестве, то метод того стоит. Упражнения мнемотехники как раз и разрабатываются для запоминания подобных списков, сведений, логических цепочек.

В книгах по мнемотехнике собрано достаточно информации, чтобы понять, как работают упражнения и как создавать свой дворец памяти или чертог разума, если вам так больше нравится. Все упражнения полезны при регулярном их применении в жизни.

Как создавать дворец памяти

  • Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.
  • Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти.
    Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.
  • Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.


Вот как это выглядит практически:

  • Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить.
    Например, q - кочан капусты, CU - авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.
  • Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську с кочаном на полку.

Как видите, ничего сложного!

Для обучения навыку запоминания не обязательно погружаться в изучение деталей о работе мозга и о том, какова скорость заряда между нейронами. Главное усвоить технику запоминания.



Усвоив технику запоминания, вы сможете без труда наполнять свой дворец памяти образами

Как развить память начинающим взрослым — мнемотехника: методы, приемы и упражнения

Какими же приемами и практическими упражнениями располагает мнемотехника? Тренируя память, вы сможете запоминать как образную информацию, так и сведения, представленные в текстах или таблицах.

Для кого приемы мнемотехники будут полезны:

  • Всем нам в какие-то моменты необходимо запомнить определенное количество точных сведений. И совершенно не обязательно для этого быть школьником, студентом или преподавателем. Вспомните, сколько имен, номеров телефонов и списков вы записываете в электронные или записные книжки.
  • А ведь было бы проще вносить все сведения в свой мозг. Тогда вы уж точно сохраните все «листы» своей «записной книги» и не нужно будет искать зарядное устройство для телефона или планшета, если вдруг разрядиться аккумулятор, чтобы увидеть свои записи.
  • Вы просто будете помнить всю информацию, которая может понадобиться. В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш.


В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш
  • Приемы мнемотехники выручат и оратора, речь которого после некоторых выполненных и опробованных во время выступления упражнений будет литься плавно и естественно.
  • Школьники и студенты также смогу оценить приемы мнемотехники, особенно в период сдачи зачетов и экзаменов. Ведь упражнения помогут лучше запоминать большое количество информации. Если на экзамене студенты пытаются списать со шпаргалки или с телефона, то тот, кто применяет описанные выше техники по запоминанию данных, сможет без особых усилий списывать из своей памяти.
  • Такой способ безопаснее, да и времени на подготовку к сложным экзаменам понадобится меньше.
    Для преподавателей использование приемов мнемотехники будет не только полезным, но и добавит уважения. Лекционные материалы будут запоминаться быстрее и подглядывать в конспект не придется.
  • Для запоминания информации о людях из своего обширного круга деловых знакомств также не лишним будет знание приемов мнемотехники.
  • Если вы будете часто прибегать к разработанным мнемониками способам запоминания информации, даже в качестве профилактики своей постоянной забывчивости, то ваша память не начнет «отмирать» за ненадобностью до преклонных лет.


Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание

Основы мнемотехники: описание

Как же работают приемы и методы для запоминания больших информационных блоков? Мысленно упорядочив (расположив) необходимую для запоминания информацию, используя различные ассоциации, можно связывать получаемые сведения между собой. Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание.

  • Чтобы применять методы мнемоники, не обязательно начинать знакомство с этой областью знаний с нуля. Все приемы становятся доступными и понятными практически сразу после ознакомления с мнемоникой. Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов.
  • Быстрое освоение основ мнемотехники может сыграть злую шутку с новичком: свои новые возможности он воспринимает как полностью освоенный навык и прекращает развиваться в этом направлении дальше. Что же происходит? В определенные моменты мнемотехника дает сбой из-за отсутствия практических навыков по запоминанию и опыта сохранения информации в памяти на длительный период.


Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов

Правильно составленные ассоциации помогут обрабатывать в уме большое количество информации. Потому важно отрабатывать приемы мнемотехники на уровне навыка. Регулярные тренировки помогут овладеть искусством запоминания. А вот быстрым наскоком добиться эффективности приемов нельзя.

Видео: Чертоги разума. Дворец памяти

Мнемотехника – тренировка памяти: таблицы цифр, букв, символов

Для тренировки памяти есть специальные таблицы. Их можно найти во всемирной паутине в свободном доступе. Таблицы Шульге, например, разработаны для разного уровня сложности. Суть заключается в том, что нужно находить числовые значения и знаки, которые нужно будет добавить через пару ходов. Таблицы Шульге развивают память, улучшают концентрацию внимания.



Принципы запоминания информации

Буквы

Цыфры

Знаки

Есть тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность. Вот некоторые из них:

  • В игре «Числовой охват революция» необходимо запоминать появляющиеся на экране цифры и безошибочно вводить их в пустое окошко. Правильный ввод цифр позволяет пройти дальше и увеличить количество набранных очков. Игра может длиться долго или закончится после третьего неправильного ввода последовательности цифр.
  • Суть игры «Быстрое сложение перезагрузка» заключается в том, что открывается заданное трехзначное число, а игроку необходимо подобрать правильные слагаемые суммы этого числа. Правильный ответ увеличивает количество балов.
  • Среди сложных заданий можно выделить Красно-черные таблицы Горбова-Шульге. В них требуется запомнить одновременно две цифровые последовательности. Черные клетки предназначены для выбора наименьшего числа, а красные – для наибольшего. В игре главное быстро подбирать нужные числа.
  • Не все таблицы и задания построены на вычислениях и подборе чисел. Например, в игре «Буквенный охват» развивается память и внимание, благодаря запоминанию букв и их воспроизведению. На экране появляются буквы, которые нужно запомнить. Следующий шаг предполагает запись буквенного ряда по памяти.


Во Всемирной паутине можно найти тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Видео: Как запоминать имена людей?

Мнемотехника для развития памяти взрослым – программа: описание

Приемы мнемотехники

Цепочка

  • Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру. После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами. Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
  • В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.

Прием «Матрешка»

  • Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
  • При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.

Видео: Мнемотехника и мнемоника

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (умер 469 до н.э.) Об этом существует даже легенда.

Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, ему доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тот час же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. А в это время, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Родственники погибших попросили Симонида вспомнить, кто и где сидел. Он действительно вспомнил, в каком порядке сидели пирующие за столом и места, ими занимаемые. Этот случай и привел к открытию особенности памяти, что по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ.

Мнемоника впервые была описана неизвестным римским учителем риторики. Мнемоника использовалась как инструмент, позволяющий точно запоминать большие объемы смысловой информации. Надо заметить, что ни один оратор греческий или римский не выступал перед публикой с конспектом в руках, что делало необходимым применение искусственных приемов запоминания. В дальнейшем мнемоника постоянно связывалась с риторикой, и известны другие сочинения Цицерона и Квинтилиана (De Oratore; Institutio oratoria), посвященные этой теме. Кстати, многие ораторы и сейчас используют приемы мнемоники, описанные еще Цицероном.

Мнемотехнику преподавал даже Джордано Бруно, разъезжая по разным городам Европы он предлагал memoria technica. В средние века это искусство пользовалось большим успехом, и легко понять почему. Нужно было знать наизусть чрезвычайно много; для богословских споров, в то время особенно практиковавшихся, необходимо было знание наизусть и целиком места из Священного Писания; требовалось иногда указать точно, в какой книге, главе, параграфе и прочее находится известное место. Все эти трудности, возможно, было обойти, только воспользовавшись мнемоникой.

Мнемотехникой интересовался и Аристотель, который обучил этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладал Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Вот далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти: Сенека, Августин, Семонид Кеосский, Мерциан из Карфаген, Альберт Великий и Фома Аквинский, Джакопо Рагоне, Ромберх, Джулио Камилл, Раймонд Луллий, Джордано Бруно, Петр Рамус, Перкинс, Кампанелла, Ламберт Шенкель, Адам Бруксий, Лейбниц, Бэкон, Декарт. Кроме того, мнемотехника преподавалась во всех крупных университетах Европы.

После изобретения книгопечатания Гутенбергом в 1445 году интерес к мнемотехнике значительно ослаб. И только в начале 19 века искусство запоминания “возродилось”. В нашей стране мнемотехнику вводили даже в школьное образование. Так, до сих пор многим известна система Рефентлова, введенная в 1838 году. Результаты этой системы превзошли все ожидания. Дети усваивали правила мнемотехники с большим интересом и применяли их с таким успехом, что могли быстро запоминать хронологические данные, цифры из географии, истории и т.п.

Вот слова директора одного учебного заведения:

1. “Методы Рефентлова совершенно сообразно с природой памяти и как бы скопирована с отправлений этой духовной силы; она приводит в порядок, и подправила то, что память делала бессознательно.

2. Изложенные методы удобопонятны даже для детей, не достигших десятилетнего возраста.

3. Метода эта может быть употреблена с пользой для удержания в памяти большого количества имен, чисел, иностранных слов и прочее.

4. Полезно, как занимающая духовная сила, и как приятное время препровождения для молодых людей. Дети очень охотно принимались за эту методу, и она укрепляла и укрепляла природную их память.

“Все читанное и слышанное нами об искусстве Рефентлова доказывает, что оно ни есть действие сильной памяти от природы, но более следствие его методы; и мы полагаем, что и лица не одаренные большой памятью, при надлежащем упражнении могут достигнуть тех же самых результатов”. (Г.И. Челпанов, 1900 г.)

К сожалению, только в конце прошлого века в нашей стране вновь возродился интерес к мнемотехнике. Стали создаваться новые приемы, методы и техники запоминания. С одной мнемонической системой «Суперпамять» вы познакомитесь в этой книге.

В чем же “секрет” мнемотехники?

Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация , т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

С помощью мнемотехники можно запомнить за короткое время большой объем точной информации, что просто не возможно сделать обычными методами. Область применения мнемотехники довольно обширна, т.к. точную информацию и различные последовательности приходится запоминать практически каждый день. Без специальных приемов не обойтись и при запоминании плана дел на каждый день , и при запоминании и, что самое важное, при вспоминании любой учебной или другой важной информации. Поэтому мнемотехника сейчас уже не является “искусством избранных”, она уже давно находится на службе у студентов и школьников, менеджеров и руководителей разного ранга, политиков и ораторов.

Очевидные достоинства мнемотехники не вызывают ни у кого сомнений, однако очень часто встречаешь неприятие этих методов среди взрослых. Как правило, их отпугивает “несерьезность” методов запоминания, развивающая воображение и ассоциативное мышление. Уж очень они привыкли мыслить штампами. И как говорил философ Витгенштейн, “всегда трудно принимать простые решения сложных проблем”. А вот школьники и студенты с большим удовольствием включаются в “увлекательную игру – запоминание” и очень быстро показывают “чудеса памяти”, запоминая (и вспоминая!) за одно занятие сотни иностранных слов, цифр, терминов, исторических дат, формул и т.п. И это не фантастика, это реальность! Никакая другая система не позволяет в короткие сроки добиться таких феноменальных результатов, как мнемотехника. Поэтому мы призываем вас, сразу не отказываться от предлагаемых приемов и методов, а принять их и немного потренироваться. Как говорится: “Без труда …”. Еще одной “не замечаемой трудностью” является желание добиться быстрых результатов. Не торопитесь, “все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать”. Так что в добрый час!

Алгоритм запоминания точной информации

(с помощью мнемотехники)

1 этап – группирование иструктурирование информации;

2 этап - перевод каждой единицы информации в конкретный образ;

3 этап – формирование “ключа” к информации;

4 этап – запоминание всей информации;

5 этап - контрольное припоминание.

Почему, имея неплохую память, нам трудно запоминаются цифры, номера телефонов и особенно даты? Это поправимо. Поможет мнемотехника, о которой и пойдёт речь в нашей статье.

Мнемотехника - что это?

Прежде немного поговорим о мнемонике. С греческого означает «искусство запоминания». Это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшения работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг информацию, создавая ассоциативные картинки.

Запоминание цифр и сложных слов происходит посредством превращения их в некие красочные образы, благодаря этому, информация прочно закрепляется в нашем сознании. Мнемотехника, это не что иное, как реализация мнемоники на практике. Это совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации.

Овладеть мнемотехникой может каждый и в любом возрасте. Для этого не нужно обладать сверхспособностями и специальными знаниями. Все будет зависеть лишь от того, сколько времени вы готовы этому уделить.

Виды мнемотехники

Рассмотрим их:

  1. Народная. Широко распространенная мнемотехника. Это не конкретная система запоминания, это некие приемы, которые используются людьми неосознанно. Косвенно нас учили их применять в детском саду и школе. Конечно, их эффективность низкая, не имеет научного обоснования и строгой системы.
  2. Классическая. Использовалась еще в глубокой древности для запоминания длинных ораторских речей. Набор приемов данного направления невелик. Лучшим примером классической мнемотехники станет метод «Цицерона», который рассмотрим ниже и «Вешалка».
  3. Педагогическая. В отличие от классической не использует за основу благодаря чему стала понятной и доступной большинству людей. Тут делается упор на естественное запоминание через усиленное переживание изучаемого материала. Это не что иное, как многократное чтение текстов, другими словами, зубрежка, конспектирование, срисовывание книжных иллюстраций. Привычный учебный процесс. В XVI веке эта мнемотехника одержала победу над классической. Методы первой по сегодняшний день применяются в современной системе образования.
  4. Цирковая, или как ее еще называют «эстрадная» мнемотехника. Использует принципы классической. Отличительная черта в особой кодировке информации, которая шифруется везде и в мимике и в жестах, интонации голоса. Главное, даже не само запоминание, а передача кода от ассистента к исполнителю разными способами. Получается, что используется только часть средств мнемоники.
  5. Спортивная. Речь идет о соревнованиях мнемонистов. Соревнуются по двум критериям: скорости запоминания и объема информации, запоминаемой однократно.
  6. Современная мнемотехника. Она подкреплена наличием теоретической базы. Существующие приемы на основе теории дорабатываются и объединяются в конкретную систему запоминания, которая будет направлена на решение той или иной задачи. Допустим, существуют комплексы упражнений для изучения иностранного языка. Наглядным примером станет метод «Джордано», позволяющий запомнить четкую, точную информацию.

Итак, мы коротко рассмотрели виды мнемотехники, приступим к обсуждению следующего вопроса.

Как она действует?

Итак, мнемотехника - что система запоминания. Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести цифры, числовые ряды, списки слов и так далее, нежели логические, ассоциативные и другие связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

Как долго могут храниться в нашей голове эти зашифрованные объекты? Сколько потребуется. Главное - периодически их воспроизводить.

Память, как и наше тело, требует постоянной должен постоянно работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его производительность. Мнемоника известна еще из глубокой древности. Древние греки заметили прямую взаимосвязь памяти с органами чувств. Считалось, что чем больше эмоций получит человек в процессе жизни, тем ярче будут его воспоминая. Поэтому, выполняя упражнения для запоминания, необходимо подключать вспышки-ассоциации.

Ассоциации - основа. Только научившись воссоздавать в голове правильные и крепкие образы, можно двигаться дальше. Нелогичные и странные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

А как создать ассоциацию?

Есть несколько правил:

  1. Возникший образ поможет вспомнить информацию.
  2. Картинка должна быть нелогичной, нелепой и даже бессмысленной. Чем более неординарная ситуация возникнет в вашей голове, тем сильнее она врежется в сознание. Если же вам удается создать мысленно образ предмета, это пол успеха.
  3. Мнемотехника для начинающих покажется несложной, если научиться воссоздавать крупные, яркие, с детальной прорисовкой образы. К этому процессу желательно подключить все свои органы чувств.
  4. Пусть ассоциация будет смешной, первое, что могло прийти в голову.
  5. Представляйте себя. Для большей эффективности запоминания, приведите ассоциацию в действие.

К примеру, необходимо запомнить два слова: «верблюд» и «песочница». Представьте, что играете в песочнице, лепите куличики. А вдалеке около качелей стоит верблюд, жует колючку. И тут он уселся рядом, выставив огромные ноги в стороны, чтобы уместиться в малюсенькой песочнице. Вы смотрите и думаете, зачем здесь верблюд, я пришла в песочницу забирать сына. Что он тут забыл? Неожиданно верблюд прыгнул и скрылся за поворотом, а ребенок побежал за великаном вдогонку.

Поэтому, чтобы наша память долго хранила полученную информацию, следует сухие факты заменять яркими картинками. Приемов мнемотехники очень много, мы более подробно о некоторых поговорим ниже, так вот, каждый обладает рядом характеристик:

  • Новшество. Суть в том, что неважно, какой прием вы выбираете и какой сложности, главное, чтобы упражнение было новым, а, следовательно, и польза будет большей. Цель - выход из зоны комфорта.
  • Уровень сложности. Необходимо выбирать такие тренинги, над которыми нужно производить усилие, получать знания. К примеру, освоить новый язык.
  • Интерес, без которого далеко не уедешь. И еще, необходимо брать задания с нарастающим уровнем сложности. Он должен быть высоким, но не настолько, чтобы выявить вашу неспособность.

Результата можно достичь только путем регулярных тренировок. Итак, мы вкратце осветили на вопрос о том, что это - мнемотехника, немного поговорили о приемах, к которым позже снова вернемся. Разберемся, как научиться мнемотехнике.

Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника - что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

  1. Выбор метода. Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
  2. Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
  3. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
  4. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

А для чего, вообще, нужна мнемотехника?

Во-первых, мнемотехника - самообразование. Мы не только учимся запоминать большие объемы информации, она совершенствует работу мозга, это, во-вторых, тем самым улучшая нашу память. А в-третьих, постоянное применение техник позволит включить в работу и использовать:

  1. Внимание. Как известно, память и внимание тесно взаимосвязаны. Отслеживание связей между картинками, замена предметов образами тренирует внимание и улучшает концентрацию над производимыми действиями.
  2. Образное мышление. Его развитие способствует быстрому анализу и принятию решения.
  3. Способность к визуализации. Умение рисовать образы и ассоциативные картинки к ним, это уникальная возможность, которая помогает быстро запоминать большие объемы информации. И, вообще, меняет жизнь к лучшему, вы посмотрите на нее другими глазами.
  4. Воображение, которое мнемотехника прекрасно развивает. Вы заметите, как быстро сможете находить решение, а ваше видение будет ярким и нестандартным, причем окружающим будет казаться это сложным.

Вообще, мнемотехника способствует тому, что в работу включаются оба полушария головного мозга, левое отвечает за логику, правое за воображение. Обычно люди используют только одно полушарие, левое. Потому что применяют логический подход к решению задачи, а подключая правое, возможности мозга используются намного шире, делая процесс мышления более эффективным.

Рассмотрим основные приемы

Их можно практиковать каждый день и абсолютно всем:

  1. Базовый метод «Цепочка», для запоминания большого числа предметов. Он прост. Рекомендуется для начинающих в мнемотехнике. Допустим, нам нужно запомнить список продуктов для покупки. Что мы делаем, представляем яркий образ и склеиваем его мысленно с другим предметом, таким же пестрым, одинакового размера. Затем эти образы связываются между собой попарно. Когда связь образовалась, первая картинка из сознания убирается, переносом внимания на вторую. После этого возникает связь между вторым и третьим и так далее. Когда цепочка вспоминается, в сознании всплывает сразу несколько образов.

К примеру, нужно купить курицу, яйца и пшено. Представляем курицу, которая высиживает яйца. Цыплята вылупились и начинают клевать пшено. И так далее, выстраивается целая башня из образов. Так можно запомнить до сотни наименований.

  1. Прием «Матрешка». Тут образы соединяются парами. Первая картинка ассоциации всегда больше и содержит в себе второй. Тут, как в матрешке, одна картинка помещается в другую, при этом мелкий элемент представляется нам большим и соединяется с частью крупного объекта. При их соединении, внимание переводим на меньший, другой должен исчезнуть из сознания. Затем мы мысленно его увеличиваем и присоединяем третий. И так далее. Образы вкладываются друг в друга. При этом четко должны вырисовывать только два образа.
  2. Прием «Символизации». Применяется для запоминания абстрактных понятий. Кодируя некий образ, нужно задать себе вопрос, как его можно представить. Допустим, холод ассоциируется со льдом, лето с изумрудной травой, весна с букетом тюльпанов, а осень с желтыми кленовыми листьями.

Отличие приемов мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае информация запоминается после прочтения и повторения несколько раз. Здесь же запоминание происходит сразу, а потом, придерживаясь определенного алгоритма, полученную информацию необходимо повторять.

Теперь ясно, что мнемотехника для развития памяти является эффективным методом. Благодаря ней память не только улучшается, но и повышается скорость чтения, и быстрее усваивается информация.

Какие еще существуют мнемотехники и способы развития памяти?

Поговорим о методе «Цицерона» для запоминания текстовой информации. Он был так назван в честь великого исторического деятеля, философа, политика, превосходного адвоката, великолепного оратора, который на закате жизни стал консулом. Сделал огромный вклад в развитие европейской культуры. Он был объявлен врагом государства и казнен, но навсегда осталась память о нем.

Марк Туллий Цицерон обладал уникальной памятью, чем и был прославлен, являлся прекрасным оратором, и все свои речи говорил, не подглядывая в лист, воспроизводил даты, цифры и множество фактов и имен. Он всего лишь пользовался приемами мнемотехники, которую применял на практике древнегреческий поэт Симонид.

Сначала определимся, как работает метод

У него есть еще другое название «Римская комната». Смысл в том, что образы привязываются к знакомой обстановке дома, которые возникают в определенной последовательности. Благодаря этим ассоциациям, в памяти легко воспроизводились знакомые предметы интерьера, к которым привязывались, цифры, даты и имена. Этот метод пользуется популярностью в мнемотехнике у начинающих.

Принцип работы

Этот способ мнемотехники очень интересен. Есть определенные правила запоминания:

  1. Интерьер комнаты, рабочего кабинета или всей квартиры являются матрицей, к которой привязываются ассоциации объектов, которые необходимо запомнить. Тут важно придерживаться определенной последовательности, к примеру, передвигаться по часовой стрелке или по правой стороне, если представлять путь от дома к работе.
  2. Фиксация матрицы. Необходимо пройтись мысленно по комнате несколько раз, чтобы запомнить четкую расстановку предметов.
  3. Привязка информации к определенным объектам матрицы, к примеру, к обстановке комнаты или кабинета.

Есть некоторые особенности, облегчающие процесс запоминания по данному методу:

  1. Образы должны привязываться к предметам, которые хорошо освещены.
  2. Реальный размер объекта необходимо изменять на противоположный, если предмет большой, представляем его маленьким и наоборот.
  3. Связка знакомого предмета с новым образом должна быть яркой и динамической. Можно воспользоваться приёмом действия или просто включить воображаемую пеструю раскраску.

Приведем пример метода «Цицерон»

В качестве отправной точки будем использовать интерьер комнаты: дверь, угол, окно, зеркало, диван. Слова, которые нужно запомнить: ангел, крыса, огонь, старик, топор.

Ассоциация будет выглядеть следующим образом: Я подхожу к двери, и вижу, ослепляющего светом, ангела. Открываю дверь, а в угол бежит огромная крыса. Бросаю взор на окно, а его охватил пламенем огонь. Потом вижу зеркало, из которого на меня смотрит старик. Я подхожу к дивану, и начинаю бить его топором.

Популярна мнемотехника для у взрослых и не только. Ею могут пользоваться все, она эффективна и проста в применении. «Римская комната» научит легко запоминать информацию и воспроизводить ее в любой момент, не хуже пресловутого оратора.

И в заключение хочется отметить, что подходить ко всему нужно грамотно. Существует много литературы с методами запоминания, но в книгах смешивают различные, порой несовместимые приемы. Получается некий сыр-бор, в котором не прослеживается какая-либо система. Еще одной проблемой становится полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов. Без теории, любая практика будет неэффективной. Термины «мнемотехника» и «самообразование» тождественны, потому что, развивая память разными способами, мы получаем много новых знаний. А совершенствоваться необходимо постоянно.

Многих интересует, как можно запомнить больше информации? Для осуществления этой цели была придумана мнемотехника. Главное достоинство этого метода – использовать его под силу и взрослым, и детям. Успех задуманного зависит от желания и настойчивости. Самое важное – понять принципы техники и почаще использовать полученные умения на практике. Сделать это можно и в домашних условиях, без дополнительного обучения и покупки дорогих учебников.

Что такое мнемотехника

Мнемотехникой называют определенные приемы, которые помогут любому запомнить необходимую информацию. Эти приемы основаны на том, чтобы у индивида возникали представления, основанные на визуальном, аудиальном и чувственном представлении. Основана техника на умении людей создавать в подсознании определенные образы, то есть любая информация, которую нужно запомнить, преобразуется в образ, который легко оседает в памяти.

Давно известно, что головной мозг не способен быстро воспринять и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, факты и цифры, которые не очень интересны. В то же время практически любой без труда перескажет сюжет понравившегося фильма или художественного произведения, не упустив ни одной детали. Освоив мнемотехнику, человек вместо громоздкой и неинтересной информации, запоминает яркий образ.

Для чего нужна

В повседневной жизни возникают ситуации, когда человек должен запомнить какую-либо важную информацию. Не всегда под рукой есть бумага и ручка или другое средство для написания заметки. В таких случаях и выигрывают те люди, у которых хорошо развита память. Они не забудут нужные сведения и воспроизведут их даже спустя время.

Знать приемы мнемотехники необходимо обучающимся любых учебных учреждений. Кто научится быстро запоминать информацию, смогут сократить время, потраченное на подготовку к занятиям. Тогда не придется пользоваться шпаргалками на контрольных, экзаменах и зачетах. Такой обучающийся сможет «списывать» материал из кладовых своей памяти.

  1. Во-первых, это безопаснее. Преподаватель не удалит ученика или студента с контрольной или зачета.
  2. Во-вторых, знания, полученные с помощью мнемотехники, прочны. Они смогут пригодиться для дальнейшей успешной учебы или овладения профессией.

Преподавателям и ораторам овладение приемами техники даст возможность быстро запоминать большой объем информации и вещать с трибуны, не заглядывая в листки конспектов.

Деловым людям, владеющим мнемотехникой, не составит труда быстро вспоминать все данные о партнерах по бизнесу.

Видео сюжет

Основные методы и приемы мнемотехники

Человеческий головной мозг мыслит определенными образами. Если индивид в воображении выстраивает цепочку из образов, то такая взаимосвязь надолго удерживается в памяти. Человек, припомнив один образ, сможет представить себе и следующий, пока не вспомнит всю «цепочку».

Чтобы лучше запомнить всю последовательность образов, нужно их представить, повторить информацию через час, а затем через каждые три часа.

Название приема Описание Примеры В каких ситуациях лучше использовать
Цепочка Предмет представляется в воображении в любом виде. Затем несколько образов «связываются» между собой. Нужно запомнить слова: яблоки, молоко, хлеб, геркулес. Нужно представить себе, что в молочном море на буханке хлеба плывет яблоко и загребает хлопья геркулеса. Чтобы запомнить, что купить в магазине.
Матрешка Образы предметов нужно соединить по два. Причем образ первого большой и включает в себя второй. Затем следует сосредоточить внимание на втором образе и соединить его с третьим и т.д. Запоминаем слова, как в предыдущем случае.
В пачке молока есть пачка хлопьев геркулеса. А в ней - яблоки. А на яблоке нарисована буханка хлеба.
Запоминание списка покупок.
Символизация Любое слово изображают в виде символа, понятного человеку. Снегопад можно изобразить в виде нескольких схематических изображений снежинок, весну - в виде сосульки, с которой капают капли воды. Подойдёт для того, чтобы запомнить иностранные слова.
Римская комната Запоминаемые предметы или информацию мысленно расставить в помещении, которое знакомо. Представить себе, что человек стоит на пороге комнаты и начинает оглядываться по часовой стрелке. Вот справа находится какая-то мебель, она символизирует один тезис. Дальше стоит еще что-то - это другой тезис. И мысленно продвигаясь по знакомому помещению можно вспомнить все тезисы. При устных ответах или публичных выступлениях.
Буквенная кодировка С помощью кодировки все цифры превращаются в набор букв. Человек должен самостоятельно подобрать 2 или 3 согласных каждому числу от 0 до 9. Для этого необходимо использовать ассоциации. Затем, чтобы запомнить дату, необходимо заменить все числовые значения подобранными буквенными. Из полученного набора согласных можно составить слова, которые в нужный момент напомнят последовательность цифр. 1812 год можно записать как ПД ВС ПД ГТ. Фразой, которая будет характеризовать эту дату, может стать: ПоД ВСеми ПаДут ГубиТели. Подойдёт для запоминания важных исторических дат.

Эффективные упражнения для начинающих взрослых

  • Запоминаем имена, отчества, фамилии людей. Необходимо воспроизвести в воображении образ, характеризующий человека. Важно подключить ассоциации, иначе ничего не получится. Волковых, например, можно представить с волчьими ушами. Сорокиных - с хвостом, как у сороки. У Светы - лампу, которая горит над головой. А у Розы - венок из цветов на волосах.
  • Запоминаем стихи или прозу. Для каждого слова текста можно подобрать какой-либо образ, а затем мысленно «снимать» кинофильм, представляя перед собой героев и их эмоции, предметы, описанные в стихотворении или художественном произведении, звуки и т. п.
  • Запоминаем иностранные слова. Например, китайские и японские иероглифы очень легко представлять в виде тех предметов, на которые они похожи.

Мнемотехника для детей

В детских дошкольных учреждениях для запоминания чаще всего используют зрительные и графические образы.

  • В роли мнемоквадратов выступают несложные графические изображения, которые обозначают слова или небольшие предложения. Например, на картинке изображена бутылочка с соской. Смотря на нее, ребенок должен составить предложение о том, какое домашнее животное дает молоко.
  • Затем можно взять 3-4 мнемоквадрата и получится мнемодорожка. По каждому графическому изображению дошкольник составляет одно предложение. Получается небольшой рассказ.
  • Только затем из 6-10 мнемоквадратов нужно составить мнемотаблицу. По ней ребенок может пересказать стихотворный или прозаический текст.

Мнемотехнические приемы очень действенны и пригодятся во многих жизненных ситуациях. Чтобы они работали, нужно постоянно тренироваться. Мнемотехника поможет

Что такое техники запоминания? Мнемотехника? Какие техники эффективного обучения существуют? Как они могут помочь современному человеку? Как они могут помочь школьнику? Студенту? Взрослому?

Для ответов на эти вопросы мы начинаем цикл статей, посвященных техникам эффективного обучения. Сегодня поговорим про первую из них — мнемотехнику.

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды истории.

Выступления по бумажкам считались позорными и с появлением письменности. Будь ты политик, философ, актер амфитеатра.

Искусство запоминания развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов.

Но в чем же был секрет этих людей? Как они без запинки произносили многочасовые речи, помнили огромные формулы и тексты?

Они пользовались специальным приемом запоминания информации — мнемотехникой. За многие века она притерпела колоссальные изменения, но суть ее осталась прежней.

Техника, которая позволяет быстро и эффективно запоминать огромные объемы информации существует уже более 2500 лет.

Но в то же время парадокс налицо: почему, когда есть эффективные технологии, ребенок тратит 3 недели для того, чтобы запомнить страны Европы, когда это делается за 30 минут?

Почему на запоминание правил дорожного движения люди тратят несколько недель, вместо одного вечера?

Зачем ребенку ходить днями напролет зубрить стихотворение, когда это можно сделать за несколькоэлементарных действий и получить хорошую оценку.

Зачем зубрить таблицу умножения, когда ее можно понять и выучить за два вечера?

Почему нужно учить определения и формулы, когда их легко можно запомнить приемами мнемотехники?

Я убеждена, что техники эффективного обучения, в первую очередь мнемотехнику, просто необходимо интегрировать в нашу систему образования.

Мнемотехника — набор приемов, методов для более легкого запоминания информации. Простыми словами — это специальные приемы, позволяющие запоминать трудное и сложное.

Давайте разберем, что такое мнемотехника и как ей пользоваться.

Многие простые приемы мнемотехники вам наверняка знакомы.

Первый прием мнемотехники — Акростих

Когда на первые буквы запоминания информации придумыватся небольшая рифма или шуточная история

  • Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (первая буква совпадает с буквами цветов)
  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку (падежи)

Второй прием — Мнемофраза

Фраза или предложение, которая позволяет легко запомнить нужную информацию.

  • Надеваю одежду, одеваю Надежду
  • Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам

Третий — мнемостих

«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»

«Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть,
И зависеть и вертеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -Е спрягать нельзя.»

Не обязательно использовать готовые мнемотехнические запоминалки, тем более, что готовых не так много, как нужно.

Их можно составлять самостоятельно.

Например, придумать фразу для того, чтобы запомнить с ребенком месяца. Посмотрите, как это сделала выпускница курса «Умный ребенок», Мария:

Мария совместила мнемофразу и акростих:

Зима –З (вся одета в зимнее- шуба, шапка и т.д) и внизу подписано ДЯФ (месяца – декабрь, январь, февраль)
Весна – В (добротная мамушка или большая мама)))) подписано МАМ (март – апрель – май)
Лето – Л (Лошадка с венком на голове бежит и кричит — ИИА (июнь,июль, август).
Осень – О (оранжевая О и подпись СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Так же можно по первым буквам придумать фразу, чтобы запомнить планеты или стихотворение для запоминания алфавита, дней недели.

Это самые простые приемы мнемотехник. С помощью этих приемов нельзя запомнить номера телефонов, большие объемы информации, даты и формулы, ПДД или определения, но уже можно запомнить многое.

Для более сложной информации существуют более продвинутый уровень техник запоминания, которые позволяют учиться быстрее и эффективнее.

О них мы поговорим в следующих статьях

А еще более подробно техники запоминания информации мы будем изучать в это воскресенье в нашей новой программе «Сделайте ребенка умнее. Модуль «Память»

Всего за 1 день Вы узнаете все основные техники развития памяти для себя и ребенка.

  • Прямо во время программы Вы запомните большие объемы информации
  • Научитесь запоминать непонятные слова и выучите все провинции Китая
  • Запомните 10 статей уголовного кодекса
  • Запомните формулы по физике
  • Выучите определения по генетике
  • Будете помнить первую строку таблицы Менделеева
  • Запомните список покупок из 35 пунктов
  • Выучите алфавит в обратную сторону
  • А так же ключевые даты истории СССР

Каждый пункт из приведенных выше — это отдельная техника для отдельного вида информации

Благодаря этим техникам Вы и Ваши дети смогут выучить что угодно за минимально короткое время

Стоимость данной программы будет повышаться по мере приближения старта

График повышения цен на участие:

  • 10-11 июля — 4000 рублей
  • 12-13 июля — 5000 рублей
  • 14-16 июля до 12:00 — 6000 рублей
  • с 16 июля с 12:00 — 10 000 рублей

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас, пока цена минимальна


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди