04.03.2020

Картины в технике ткачество. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности. Полотняная и закладная техника


С давних времён люди украшали свои дома ткаными картинами, изображающими истории из жизни человека или животного мира. Такие картины назывались гобеленами. Тканую картину или ковёр можно создать самостоятельно, имея под рукой специальные инструменты и материалы. Прочитав эту статью, вы узнаете, как сделать гобелен.

Гобелен своими руками: схемы плетения и вышивки

Гобелен можно не только выткать, но и вышить. Для этого вам необходима плотная ткань, типа хлопчатобумажной либо льняной. Приобретите в магазине рукоделия все необходимое. Нитки можно использовать любые, главное, чтобы они были достаточно плотные и толстые. Тонкую нить можно сложить в несколько раз, чтоб при выполнении стежка она полностью закрывала основу. Чтоб вышивать гобеленовые картины своими руками, вам пригодятся пяльцы для натяжки ткани.

Гобеленовый стежок выглядит как полуэлемент стежка вышивки крестиком. Начинается вышивка 1-го шага из верхнего правого угла и заканчивается в левом нижнем. Так, продолжается следующий шаг, направляясь слева направо. Стежки плотно расположены друг к другу, ведь основа не должна просвечиваться.

Ковровый способ вышивки гобелена

Нетканые гобелены можно вышивать и другим методом. Но для выполнения вам придётся приобрести специальную иглу. Это полая иголка с рукояткой, сквозь которую продевают нить для вышивки.

Чтоб выполнить объёмный рисунок, воспользуйтесь примером:

1) Закрепите ткань на пяльцах.

2) Нарисуйте на изнаночной стороне понравившийся рисунок.

3) Вденьте нитку в иглу. Для удобства можете использовать проволоку.

4) С изнанки начинайте вышивку, воткнув иголку в контур рисунка. После того как она вошла полностью в ткань, аккуратно поднимайте инструмент. Следующий прокол делайте рядом. На лицевой стороне у вас должен получиться шов из свободных стежков. Чем чаще вы будете делать шаги, тем ярче будет рисунок картины.

Как выткать гобелен

Чтоб соткать вручную картину, вам понадобится специальная рамка, имеющая вид реек с шурупами или креплениями для ниток, расположенными в шахматном порядке. На эти крепления натягивают нити-основы. Далее плетение может выполняться различными способами:

1) Полотняное. Нить, намотанную на кусочек картона, продеваем под чётными натянутыми нитками. Поднимите высшую рейку, чтобы вы увидели все нечетные нити, проденьте нить через них. Уплотните плетение вилкой.

2) Египетское. Нить обматывается вокруг каждой нитки основы. Получаются объемные столбики.

3) Греческое. Две нити, переплетаясь друг с другом, проходят через основу. Каждая прошивает нити-основы, как в полотняном плетении.

4) Вязка. Пройдя первый ряд полотняным способом, следующий ряд выполняется оборачиванием каждой нити-основы.

5) Сумаховое плетение. Обвязываются вокруг сразу две нити-основы.

6) Геордес. Небольшую нитку оборачивайте концами вокруг двух соседних нитей основы. Затягивайте. Берите другой отрезок и продолжайте так весь ряд. Бахрома затем подстригается под один уровень.

Чтоб ваш коврик не скосился, придерживайтесь некоторых правил:

1) После каждого ряда уплотняйте шаги вилкой, равномерно распределяя нитку.

2) Контролируйте, чтобы плетение не было слишком тугим, дабы не стянуть нити основы.

3) Чтобы закреплять плетение различными методами, периодически выполняйте полотняное плетение.

4) По завершении плетения рамка может остаться под основой коврика. Вам останется только подшить и подравнять все неровности, приштопать нити, которые должны быть с изнаночной стороны.

Понятные видео-уроки

Техника на картоне:

Нетканая техника:

Или такой вот вариант:

И, напоследок, такое видео:

Очень важно беречь и расширять территорию тепла и уюта, любви и мира.

Ярослава Ткачук

Таких мастеров, как Ярослава Ткачук, называют самородками. У них свой особый творческий почерк, своё видение...

Ярослава создаёт интересные и очень колоритные картины в технике ручного ткачества, не ограничиваясь традиционными приемами, применяя редкие техники.

В истоках её гобеленов, конечно же, культура, национальные мотивы и традиции Украины. В собственной интерпретации, со своим очарованием.

Колорит её работ лаконичный, спокойный и графичный: различные оттенки коричневого, цвет сухих трав, охристые тона, дающие ощущение тепла и уюта, душевности.

Синтез ткачества и металла, безусловно, настоящая изюминка в работах мастерицы. Соединять, казалось бы, несовместимые материалы - лён и медь - нужно ещё додуматься, согласитесь:) А Ярослава органично подружила их тепло. Показала сколь «многоликим» может быть лён. Чувство материала у художницы потрясающее.

По мнению Ярославы, успех и талант вытекают из трудоголизма. Ведь для создания любой работы, требуется и знания, и умения, многие часы работы и терпение.

«Меланхолия»


«Жінка...»

Триптих «Як птахи»

Элементы триптиха



«Засватана»

«Покрова», техника клееного волокна (лен, кружево, гербарий, медь, латунь)

«Небесная госпожа» / фрагмент, техника клееного волокна (лен, кружево, гербарий, медь, латунь)

«Мамай», техника клееного волокна (лен, кружево, гербарий, медь, латунь)

«Во вселенной весны», клееное волокно; лен, шелк, кружево, латунь

«Рождественская сказка», техника клееного волокна (лен, кружево, гербарий, медь, латунь)

«Наречена»

«На завтра», медь, лен, сталь, ручное ткачество, чеканка

«Скрыто», медь, лен, сталь, ручное ткачество, чеканка

«Достаток», медь, лен, сталь, ручное ткачество, чеканка

Ярослава Ткачук живет и работает во Львове. Окончила Косовский колледж декоративно-прикладного искусства, отдел художественного текстиля и Львовскую национальную академию искусств, отдел художественного текстиля. С 2013 года член Национального союза художников Украины. Провела ряд персональных выставок и участвовала в групповых в разных городах Украины и за рубежом, в том числе, в Австрии, Германии, Греции и Испании. Ее девиз: «Искусство - неотъемлемая часть жизни... и то, что дает свободу».

Ключевые слова: художник ярослава ткачук, гобелены ярославы ткачук, техника ручного ткачества, лён в творчестве, медь в творчестве


Оригинальное настенное украшение в виде картины, выполненной как гобелен в миниатюре, под силу сделать и не опытному рукодельнику.

Для начала разберемся что такое гобелен.

Гобеле́н или шпалера - один из видов декоративно-прикладного искусства, а точнее ткацкого искусства; это стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную. На станке или раме натягиваются нити основы. Нити основы перекрестно переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. При этом основа полностью покрывается, так что её цвет не играет никакой роли.

В нашем рукоделии за нити основы взяты белые нитки. Гобелен будет не совсем настоящий, т.к. нити основы не будут полностью перекрываться, но и делаем-то мы не гобелен, а красивую композицию из трех картин:


Для изготовления тканых картин приготовлены следующее материалы:


Берется крепкая деревянная фоторамка, с тыльной стороны через одинаковое расстояние набивается ряд гвоздиков и натягивается нить основы. У нас, напомним, основа - это белая не эластичная нить.

Далее цветными нитями поперек основы пропускаются цветные нити (они называются уточными нитями или просто утОк). Уточная нить, наверное, потому и названа таким словом, что она как уточка ныряет между нитей основы (через одну нить основы) - нить основы сверху, нить основы снизу, нить сверху, нить снизу...... и так далее по выбранному эскизу.

Облака и снег ткутся пушистой нитью

Ткачество – создание устойчивой структуры текстиля путем переплетения основных и уточных нитей. Выполняется на раме, станке, берде, на ниту и дощечках – инструменты выбираются в соответствии с замыслом ткача.
Существуют различные ткацкие переплетения, от которых зависит характер поверхности изделия.

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур

Ткачество

Основные ткацкие переплетения: а) полотняное; б) саржевое; в) сатиновое; г) атласное.

Полотняное переплетение является базовым в ткачестве. Оно позволяет использовать в ткачестве самые разные материалы: ветки, проволоку, перья, древесную кору, цветы и травы, полоски металла и кожи, лоскут, бумагу, мех и т.д. – гораздо больший ряд материалов, чем можно использовать при создании полотна в технике вязания или войлоковаляния. Об этом явлении пишет художник по текстилю Софья Хабибуллина: «Технологические инновации в ткачестве представлены включением в поверхность ткачества как нетрадиционных материалов – металлических пластин, стеклянных палочек, бамбука, перфорированных сеток, так и применением элементов декоративно-прикладного искусства. Небольшие плакетки самых различных конфигураций выполненных в техниках горячей и холодной эмали, объемные и плоскостные элементы из глины, фарфора, стекла. Включаются в композиционную структуру ткачества витражные и керамические элементы» .


Использование нетекстильных материалов в полотняном ткачестве, Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Современный художник по текстилю Наталья Цветкова, преподаватель в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, создает в технике ручного ткачества экспериментальные ткани, выставочные арт-объекты и палантины. Среди применяемых ею материалов: пряжа растительного и животного происхождения, моноволокно (одиночное химическое волокно непрерывной длины), металлическая нить, леска, лоскут и другое.

Н.Цветкова. Ткань «Следы зимы», фрагменты. Мононить, хлопок, лен. 2001

Неоднородность полотна, тканого из синтетических материалов, обычно выглядит неаккуратно и кажется дефектом, но Н.Цветкова делает это специальным эффектом, создающим особую фактуру. Натуральное волокно имеет микроскопические крючки, которые способствуют сцеплению нитей между собой и образованию устойчивой структуры. Синтетическое волокно свободно скользит, не имея возможности сцепиться, благодаря чему получается эффект неоднородности и «текучести» структуры полотна.

Ткачество пользуется большой популярностью среди художников по текстилю благодаря удобству введения в полотно практически любых материалов, возможности легкого сочетания натуральных материалов с синтетическими и искусственными (например, мононить и лен), первичных с вторичными (нить в сочетании с тканым лоскутом), традиционных для ткачества и нет (лен и бумага, шерсть и лыко, др.).

Например, если использовать пучки шерсти для валяния в качестве утка и укладывать ее петлями, возвышающимися над нитями основы, получается крупнозернистая мягкая фактура, внешне напоминающая мыльные пузыри. При этом от интенсивности использования этого приема зависит и интенсивность фактуры.


Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie

Еще одним приемом, создающим выразительную фактуру, является ворсовое ткачество. Лицевая поверхность таких изделий состоит из концов пряжи, получающихся от обвязывания ей двух очередных нитей основы и закрепления ворса на основе в виде узла . Традиционно в этой технике ворсовой нитью служила шерстяная пряжа, но современные ткачи используют хлопок, лен, вискозу и синтетические материалы, а также произвольно увеличивают длину ворса.

Пример фактуры ворсового ткачества. Maryanne Moodie

Существуют ткацкие переплетения и многоремизное ткачество, которые достаточно декоративны и создают выразительную фактуру сами по себе, без привлечения необычных материалов, как в полотняном ткачестве. На рисунке ниже представлен образец, сотканный толстой шерстяной пряжей с применением саржевого переплетения, что придало фактуре рельефность.


Образец саржевого переплетения. Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Готовое изделие ручного ткачества иногда подвергают обработке краской либо для окрашивания (например, анилиновыми или природными красителями), либо для создания фактуры (например, акриловыми красками). Последнее может осуществляться в виде свободной росписи кистью, при помощи трафаретов или штампов: «Печать выступает в роли декорирующей фактуры поверхности гобелена или имитирует шпалерное ткачество, где необходима тонкая деталировка изображения» .

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне [email protected] или в комментариях.

Примеры фактур и структур, выполненных в технике ткачества

Порядок чтения цикла статей:
1. 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11.

Гобелены - картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство вашего дома и сделать его уютнее.

Научиться ткать несложно, и даже если вы не очень хорошо рисуете, то ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты.

Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других - хобби.

А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других, пишет Сергей Салтыков

Изготовление рамы для ткачества

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:

Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше “барашков”) регулировать натяжение основы.

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.

Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями – тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.

Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).

Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.

Следующая задача - заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.

Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).

Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу - ткачеству.

Уроки ткачества

Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.

Итак, начнем.

1. Как проложить нить

Наша основа уже разделена на 2 части - ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.

Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.

Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон

Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.

Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.

Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.

Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.

В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.

Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.

Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.

Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.

Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем…

Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно - черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.

Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.

Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.

Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.

И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.

Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».

Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).

А уж затем заполняем ее другим цветом

А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).

Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.

Наше солнышко готово!

А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.

Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.

Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!

2. Как соткать объемный гобелен

Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.

Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.

Первый способ - «Косичка»

Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис

.

После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».

После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.

Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.

Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.

Способ второй - завязываем узелки

При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:

Теперь вспомним солнышко:

1. Ткем нижний ряд фона.

2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.

Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.

У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.

или вот, например, такой, более сложный гобелен.

Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.

3. Как соткать мини-гобелен

В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.

На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.

Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.

Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.

Размер этого гобелена - 8х15 см.

Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.

Вот ответы на некоторые вопросы, задаваемые мне начинающими ткачами

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:

1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:

А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ - «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.

Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две–три крайние нити основы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди