09.05.2019

Казахская свадьба — традиции и обычаи. Обычаи сватовства у казахов


Кочевники считали, что в жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключен супружеский брак, пол будущего ребенка и время смерти. Каждому из этих этапов соответствовали специальные обряды, содержащие в себе магические элементы. Настало время рассказать о том, почему для казахов так важен выбор спутников жизни и как происходит сватовство.

Одинокий бессемейный человек в среде кочевников вызывал негативное отношение, он как бы олицетворял собой отсутствие Божьей милости, убогость. Таких сторонились. Например, вдов не приглашали на праздник, связанный с рождением малыша, чтобы их одиночество не спроецировалось в будущем на ребенка.

Создание новой семьи было важным этапом в жизни рода, к этому готовились заранее, родители подыскивали сыну достойную пару. Право наследования у казахов шло по отцовской линии.

Обряд сватовства по-казахски называется құдалық. Если семьи договаривались о браке еще не рожденных детей, то таких сватов называли «БЕЛ ҚҰДА». Когда родители соглашались на союз мальчика и девочки, уже лежащих в колыбели, то таких сватов именовали «БЕСІК ҚҰДА».

Құдалық был по сути целым институтом, обряд мог длится годами — пока подрастают будущие новобрачные. Но жизнь современных казахов подчинена иному ритму. Переговорщиков нынче никто на чужую сторону не засылает. Предложение руки и сердце от жениха передают сразу сваты — құдалар.

Выбор сватов - это тоже специальный ритуал. Их список обсуждают всей семьей, это важное событие и важная миссия, все относятся ответственно к церемонии сватовства. С обеих сторон делегацию возглавляют самые старшие в семейно-родственной группе, которых именуют «БАС ҚҰДА».

Раньше главный из сватов «бас құда», заходя в дом невесты, вешал камчу на почетном месте. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (казахи это называли - қамшы қайтару).

Желательно чтобы среди сватов были авторитетные люди, так как в доме невесты могут возникнуть серьезные споры, по-казахски называется «Жанжал». Эти люди должны преодолеть все трудности. Это, как правило, опытные, уважаемые люди, прекрасные собеседники, которые могут уладить спор.

Обычно стараются, чтобы среди сватов были знакомые стороне невесты люди: сокурсники, односельчане или из одной родо-племенной принадлежности. Тогда вообще ситуация изменяется, легче разговаривать.

В миссию сватов входит не только склонить родителей невесты к браку, но и вручить традиционные подарки. Во время кудалыка стороны договариваются о дате ответного визита родственников невесты, о том, сколько приедет сватов, когда и где пройдут свадебные тои и об условном калыме.

Сам выкуп являлся своего рода материальной ответственностью, выплачиваемой гарантией соединения, брака двух молодых, и его прочности. Вообще, это слово «қалыңдық мал». То есть скот, выплачиваемый за невесту. Раньше, в советские времена, его называли по-русски «калым». Это неверное понятие - будто казахи продавали своих дочерей за скот. На самом деле, выкуп-то возвращался с приданым. Он был одним из видов обмена подарками у казахов.

У казахов если за невесту дают плату, то родители невесты еще больше обратно возвращают. То есть этот выкуп как бы показывает состоятельность жениха в качестве будущего главы нового хозяйства.

Тем временем на кухне готовится и украшается «құйрык бауыр», сваренная печень с курдючным салом, разрезанные на маленькие полосы или пластины. Согласие или одобрение сватовства стороной невесты выражается в преподношении гостям этого ритуального блюда. Тарелку с ритуальными кусочками подносят сватам жениха, те по очереди берут, едят и дают взамен деньги.

Понятие печени у казахов более широкое, это то, что связано с кровью. Это значит - мы стали единокровными.

Сваты с обеих сторон взаимно угощают друг друга, как бы закрепляя этим узы сватовства («құдалық») и будущего родства на долгие годы.

А если при этом присутствует жених, то ему преподносят баранью грудинку («төстік»). Грудинка исполняет символическую функцию, обозначающую дружбу, близкие отношения, выражает близкое родство. Грудинку дают зятю, как главной личности, явившейся причиной дружбы.

Сваты прощаются, хозяева и родня их провожают, обнимаются.

Семейный быт казахов вобрал в себя все лучшее из многовекового опыта предков. Да, некоторые ритуалы трансформировались, упростились, а то и вовсе исчезли. В то же время внутреннее содержание свадебной обрядности сохраняет национальный колорит и сватовство по-прежнему остается одним из особенных событий в жизни казахской семьи.

Подробнее смотрите в проекте "Этнографический атлас"

Материал подотовила Айгуль Айтмуханова

Казахская свадьба отличается изобилием национальных традиций и обрядов. Отношение к созданию семьи очень серьезное не только у самих молодых, но и у их родственников. Пара формируется родителями еще задолго до знакомства и встречи жениха и невесты. Кандидата на роль мужа выбирают тщательно, смотрят на положение его семьи в обществе, наследственность.

То же самое относится и к выбору невесты, она должна соответствовать всем требованиям, которые выставляются родителями жениха. При благополучном одобрении обеих сторон начинается активная подготовка к свадьбе. А уже сам процесс бракосочетания проводится согласно всем правилам уже установившихся с давних лет традиций.

В настоящее время некоторые традиции претерпели изменения или вовсе устарели. К примеру, сейчас молодожены сами принимают решение о том, кто будет их спутником по жизни. Ранее же все было по-другому. Первым этапом было сватовство.

К этому процессу сваты всегда относились с большим уважением и готовились к нему не менее тщательно, нежели к самой церемонии бракосочетания. Сватовство было залогом хорошего отношения между семьями на протяжении долгих лет.

Суть процесса заключается в следующем: молодой человек вместе со своей родней отправлялись в дом девушки, которую рассматривали в качестве будущей жены. Но попасть в дом они могли при условии, что заплатят выкуп.

Дата сватовства оговаривалась заранее, поэтому сваты с обеих сторон имели время на подготовку.

После выкупа жених по обычаю должен был получить тепло от дома невесты. Делалось это следующим образом: самая пожилая женщина в доме должна была поднести свои ладошки к очагу и согреть их, затем приложить руки к лицу молодого гостя.


Таким образом передавался уют этого дома к новому, в котором будут жить супруги. После этого звучали национальные казахские свадебные песни. Пока договор не заключен между сватами, невеста не выходит из своей комнаты.

Ей разрешалось появиться перед гостями только после того, как будет зарезан баран и накрыт праздничный стол. Данный момент самый важный для молодой пары, поскольку они видели друг друга впервые. После того, как парень с девушкой познакомились, праздник имел продолжение, которое всегда сопровождалось песнями. Звучали тосты за молодых, поздравления от родни.

Современные обычаи уже лишены интриги, поскольку молодые знают друг друга до сватовства.

Подготовка к свадьбе

Как уже отмечалось ранее, казахи начинают готовиться к свадьбе своих детей еще задолго до торжества. После сватовства молодая девушка дарила жениху платок, который был символом невинности невесты.


После этого жеста парень мог тайно навещать свою возлюбленную. В процесс подготовки обязательно входит приготовление нарядов. Платье невесты по традиции имело красный цвет.

Но основная роль у казахов принадлежит головному убору, который изготовлялся вручную из дорогих тканей, вышивался бисером, украшался монетами и мехом. Саукеле (головной убор) напрямую свидетельствовал о достатке и зажиточности семьи. Наряд казахского жениха отличался шиком и роскошью. Но при всем этом поведение молодого человека должно было быть скромным. В настоящее время молодожены не облачают себя в традиционные платья, неизменным остается лишь головной убор.

Перед свадьбой жених обязательно должен привезти скот, который предназначался для свадебного стола.

Интересным фактом служит то, что отношение семьи невесты к жениху определяется напрямую качеством и количеством преподносимых подарков.


Чаще всего казахи для празднования дня свадьбы выбирают конец лета. Обязательным обычаем служат проводы невесты. Этот день для семьи невесты имеет двойственное значение. С одной стороны родители и родственники радуются тому факту, что девушка стала взрослой и выходит замуж, а с другой стороны чувствуется грусть от того, что отныне молодая будет жить в другой семье.

Ранним утром на восходе солнца сваты забирают невесту из ее дома. Семья перед тем, как отдать дочь, по традиции поет прощальную песню, название у которой «коштасу жары». Количество сватов обязательно должно быть нечетным. Всем процессом руководит бас куда (главный сват).

К нему молодая девушка должна была проявлять максимум уважения и почести на протяжении всей жизни.

Проведение торжества

Самый главный обряд у казахов – это «неке кияр», на него приглашается мулла. Этот человек читает молитвы и спрашивает у обоих новобрачных о согласии их на бракосочетание. Получив положительные ответы, брак становился действительным.

Обязательной считалась церемония прощания невесты с отчим домом, называется она «коштасу». Народ Казахстана до сегодняшнего дня чтит этот обряд. Молодая жена должна обратиться к каждому члену своей семьи и преподнести теплые слова благодарности и душевно попрощаться со всеми без исключения родственниками.

Еще одним обязательным условием считается прощальная песня в исполнении невесты. Смысл песни состоит в выражении жалости и печаль от того, что девушка расстается с родственниками. Но в то же время она обещает им, что будет часто навещать их, желает им здоровья на долгие годы.

Но стоит учитывать одну важную особенность. Навещать своих родственников теперь уже жена могла только по прошествии одного года, не ранее.

После прощания с отчим домом, праздник продолжался уже в доме жениха. Караван, движущийся к дому молодого парня, останавливается, не доезжая до пункта назначения.


Невесту окружали молодые девушки, которые и заводили ее в дом, прикрывая при этом большим платком. Девушка заходит за ширму, никто до официальной части праздника не должен был видеть лица новобрачной.

Когда все гости уже были в сборе, девушку выводили из-за ширмы, она в свою очередь делала поклон каждому члену семьи, принимая взамен подарок. В конце праздника свекровь снимала с невесты платок, тем самым посвящая ее в жены.

Обряд бракосочетания проводился на следующий день в мечети, где молодожены пили воду из священной пиалы.

После свадьбы

После того, как свадьба признается действительной и праздник уже окончен, по традиции наступает первая брачная ночь для пары. Постель для молодых застилает на кровать сестра мужа, которая после прошедшей ночи получает подарки.

После свадьбы молодые ходили и ездили в гости ко всем родственникам невесты и жениха, обходя стороной лишь родительский дом девушки. В гости пара ходила не с пустыми руками, а с подарками, и взамен их получала также. Родственники поздравляли мужа и жену национальными песнями на родном языке, угощали разными блюдами, произносили тосты.

Сейчас свадьба у казахов проходит с участием тамады, который по возможности пытается ввести в программу традиции прошлых лет. Но при этом торжество стало более разнообразным, поскольку в нем присутствуют танцевальная программа, веселые конкурсы, звучат популярные песни. Но, несмотря на все это, свадьба на современный лад сохраняет и традиционность.

Те пары, которые чтят традиции своего народа, никогда не откажутся от старинных обычаев, пусть даже в более совершенном варианте проведения.

В этом видео – один из обрядов казахской свадьбы:

Яркие впечатления остаются после просмотра фото молодоженов в красивых народных свадебных костюмах.

Казахстан – страна, где всегда с уважением относились к обрядам, особенно к тем, которые имели прямое отношение к «рождению» новой семьи. В процессе бракосочетания принимали участия все родственники и жениха и невесты. Это говорит о том, что значимость события невероятно велика. Само торжество имело без преувеличения богатый масштаб проведения. Кроме как уважение, ничего больше не приходится испытывать к такому щепетильному отношению к свадьбе. Не так ли?

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.

Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.

По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.

Смотрины невесты перед свадьбой

По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.

Сватовство казахской невесты

Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

Традиции казахской свадьбы

Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.

Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.

С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.

В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.

В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.

Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.

Сватовство – один из интереснейших обычаев, особо почитаемый нашими предками, пришедший из далекого прошлого. Со временем многие тонкости данного ритуала забылись, некоторые изменились, однако основные принципы остались прежними, и с каждым годом сватовство обретает все большую популярность. У каждой народности обряд сватовства имеет свои особенности, традиции и индивидуальность.

Обычаи у русских

Русское сватовство – это первоначальная церемония свадебного сговора, в процессе которого жених (или же его родня) посредством свата предлагал девице (чаще – ее родителям) замужество. Главная цель любого сватовства – это получение согласия на бракосочетание .

Сват (сваха или сваты) – самый важный человек на сватовстве. На Руси он пользовался особым почетом, поскольку соглашение на брак зависело главным образом от него.

Сватами становились близкие родственники жениха или же специально обученные для этого люди , которых нанимали для такого важного действа. Свату вменялось в обязанность порой даже разыскивать подходящую для конкретного жениха невесту . Но обычно он занимался лишь поиском информации о конкретной девице: какая у нее внешность, характер, умения, а также какое приданое за ней и в чем дается. Бывало и так, что жених мог увидеть невесту лишь в день их свадьбы , поэтому такие сведения порой оказывались для него крайне важными. С обрядом сватовства было связано множество примет, поскольку любые суеверия имели под собой какую-то реальную основу и всегда принимались во внимание при любом важном деле. Сватовство на Руси проводили только в благоприятные дни, особо ценились 3, 5, 7 и 9 числа . Нельзя было намечать данное мероприятие на постные дни (среду и пятницу), на 13 число любого месяца, а также масленичную неделю, поскольку это сулило беду и различные неприятности. Свататься ехали после захода солнца, чтобы никто не сглазил. Запрещалось по пути с кем-либо встречаться или разговаривать . А после ухода сватов женщины в доме жениха связывали ухваты и кочерги вместе, что должно было принести удачу в задуманном деле. Войдя в дом, сват крестился на образа и садился под потолочную балку (матицу). Переговоры велись с отцом невесты, если же его не было – с ее братом или матерью. Диалог начинался иносказательно, основная тема сразу не затрагивалась . Говорили о погоде, покосе, других делах, а в итоге обозначали цель своего визита: «Пришли мы в гости не гостить, а пир подымать. Есть у вас товар, а у нас есть купец – станем родство заводить». С ответом практически никогда не торопились , оговаривались делами и просили зайти сватов в другой раз.

За потребованное на раздумье время родители невесты узнавали все о женихе и делали выводы, подойдет ли он для их дочери или же нет.

Когда сваты приходили вторично, за честь благодарили, угощали напитками, которые разливала сама девица, к которой сватались, чем давали возможность сватам внимательно ее рассмотреть. За вечер невеста могла несколько раз менять наряды, показывая себя в наиболее приглядном свете. Иногда девица показывала свои умения, таланты, мастерство в плетении кружев, шитье, вышивке. Вдоволь налюбовавшись красавицей и ее поделками, сваты начинали славить жениха, рассказывали о его доме, хозяйстве, достатке, пытались выторговать побольше приданого. Существовало и «официальное сватовство» , когда все было уже решено и оставалось обговорить основные организационные и финансовые вопросы, касающиеся свадьбы. Такое сватовство могло быть как первым (когда стороны хорошо знали друг друга и были уверены в ответе), так и третьим (на него шли уже не только сваты, но и родители жениха, часто с ним самим). Большой воли невесте на Руси не давали, и часто она не имела права голоса на сватовстве . Жених тоже не всегда мог повлиять на решение родителей. Однако иногда он мог проявить свое желание и отказаться жениться. Также интересно, что на Руси в старину сватались не только парни, но и девицы . Однако в народе это не прижилось, и поэтому в основном всегда говорится об обычаях сватовства со стороны жениха.

Сватовство по казахским обычаям

Казахские праздники отличались яркостью, богатым смысловым наполнением и наиболее полно отражали сущность характера этого народа – гостеприимного, открытого, вольного. Все эти прекрасные черты нашли свое отражение и в их свадебных обрядах. Сватовство у казахов начиналось с заблаговременного соглашения, особое внимание уделяли родне невесты – важно, чтобы девушка не оказалась кровной родственницей, не допускалось пересечение генеалогических ветвей пары вплоть до седьмого колена . После выяснения родства и других немаловажных аспектов, связанных с самой невестой, ее родней и общим положением их семьи, отец жениха посылал к отцу невесты свата. Им являлся родственник или же уважаемый людьми человек, которого направляли к родне невесты в роли жаршы (глашатая, вестника). Иногда посылали целую делегацию из нескольких человек .

Тот, кому досталась почетная должность свата, садясь на лошадь, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, а на второй – выпускал на сапог.

Это действо должно было помочь в обретении снисходительности отца невесты к юноше. Также это давало понять семье девушки, по какому поводу пришел в их дом этот человек. Сватовство организовывали исключительно в «счастливый день»: обычно таковым считались среда и четверг , однако существовали и личные «удачливые» числа. Первый визит не должен быть продолжительным, поскольку на нем выясняется, прежде всего, согласие на предстоящий брак. Если стороны все устраивает, согласовывается день следующего, официального сватовства, и тогда организовывается застолье (по традиции, обязательным блюдом на столе родственников невесты является шурпа или сорпа из баранины), в итоге которого оговаривают все нюансы предстоящей свадьбы. Особое внимание уделяется калыму – (на сегодняшний день данный обычай часто считается анахронизмом и включает в себя деньги на покупку мебели или непосредственно ее саму). При официальном сватовстве, согласно казахским обычаям, родственники со сторон жениха и невесты обменивались подарками. Дарами со стороны жениха являлись:

  • калым – 47 голов скота (калым-мал), что преобразовалось в обычай помещать в коржун (мешочек, украшенный лентами и монетами) дары из 47 небольших предметов, среди которых популярны конфеты, сухофрукты, мясо;
  • ткань на (либо деньги на его покупку – как более современный вариант);
  • платок на голову (в настоящее время обычно ограничиваются фатой);
  • обручальное кольцо .

Дары со стороны невесты включали:

  • свату – гвоздь-халат (шеге шапан), что должно было помочь скрепить предварительный договор;
  • всю домашнюю утварь для устройства быта молодой семьи, включая посуду, постельное белье, ковры и тому подобное.

Родители девушки одаривали и сватов, чем и завершалось сватовство. После соглашения сторон приводят живого барана, на его забой гости дают благословение – бата. Из баранины готовится традиционное казахское угощение – ет (мясо по-казахски) . Сватов угощают куйрык баур (печенью с салом курдючным), что устанавливает факт родственных отношений. Женщины со стороны невесты по окончании сватовства осыпают сватов шашу – конфетами, монетами, печеньем, зерном и тому подобными мелочами. Окончание сватовства оформляется распространенными обрядами, например, вложением руки невесты в руку жениха и их благословением.

Обычаи сватовства невесты на Украине

Сватовство на Украине начиналось стандартно: выбирались сваты и засылались в дом предполагаемой невесты. Сватовство совершалось тайно и после захода солнца (чтобы не сглазили). Сваты с хлебным караваем, завернутым в рушник, отправлялись в дом невесты, по дороге хранили молчание. Приехав в дом, разговор вели иносказательно, не упоминая конкретно о цели своего визита. Обычно говорили «У вас – товар, у нас – купец». С первого раза в большинстве случаев согласия на брак не давали. В результате, когда предложение принималось, хлебный каравай оставался в доме невесты, при отказе его забирали с собой . При благополучном сватовстве сваты договаривались о дне смотрин, помолвки и свадьбе. Также обсуждали брачный договор. Жених должен был в состоянии обеспечить безбедное существование своей невесты, за нее же получал приданое. Успешные переговоры заканчивались рукобитьем. Особенностью сватовства на Украине (в отличие от, например, Руси) являлось то, что невесте давалась особая свобода выбора: она могла сама решить – выходить ей замуж за сватающегося жениха или же нет .

При отказе сватам вручали гарбуз (тыкву), а сваты или опозоренный молодой человек в этом случае могли закрыть дверь в дом девицы спиной, что предвещало ей незамужнюю жизнь.

Если же парню невеста была не по нраву, он не пил из стакана воды, который по традиции ему подносили родители девушки. Когда она ему нравилась – он выпивал воду залпом и полностью. Заканчивалось сватовство тем, что гостей со стороны жениха перевязывали рушниками, которые были вышиты невестой собственноручно, и садились за стол праздновать. Еще один интересный исторический факт из жизни казаков. Девица могла сама посвататься к парню, даже была способна спасти жизнь осужденного на казнь казака. Ей было достаточно сказать: «Он женится на мне, отпустите его». Грешно ей было отказать в этом.

Сватовство по татарским обычаям

Татарское сватовство начиналось с традиционного сговора между родней жениха и сватом (яучы). На торжество несли с собой курендек (дары), а мать невесты выкладывала в ответ золотые украшения. Семье будущей невесты непременно подносили пирог (нугай бялещ), вдобавок свахи несли с собой поднос с конфетами, орехами, изюмом и кусочками сахара. После ухода гостей все эти сласти делились между родней невесты, что служило своеобразным оповещением о ее сватовстве. При согласии родителей невесты на брак велись переговоры обо всех организационных вопросах, приданом невесты, размере калыма . После того как стороны урегулировали все нюансы, невеста считалась сосватанной (ярашылган кыз), и в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Жених собирал калым, готовил дары для невесты и ее родни, а также предметы домашнего обихода . Невеста же приводила в порядок свое приданое, которое начинала собирать где-то с 12-летнего возраста . В основном это была одежда, сшитая и вышитая ею собственноручно для себя и будущего мужа. Родственники с обеих сторон занимались подготовкой к самой свадьбе.

Какие же действия на сватовстве подразумеваются . Об этом подробно говорится в нашей статье. В следующей имеется небольшое видео с прикольным свадебным конкурсом. Перейдя по этой ссылке , вы прочтете основные принципы составления прикольного сценария выкупа невесты.

На сегодняшний день многие традиции ушли в небытие или же претерпели изменения, и уже очень редко можно встретить сватовство, проходящее по исконно русским, казахским, украинским или татарским обычаям, но тем не менее очень многие стараются сохранить традиции наших предков, и это достойно особого уважения! А если хорошенько постараться, то и современное сватовство можно обыграть по старинным обычаям, ну или максимально близко к таковым. Как – смотрим следующее видео: http://www.youtube.com/watch?v=LbpSqcpYCBM


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди