В конце жизни он признавал, что женское начало осталось для него загадкой. Между тем, отмечает психоаналитик Светлана Федорова, всю жизнь Фрейда окружали женщины: его мать Амалия, которая умерла в 95 лет, всего за девять лет до его смерти, пять младших сестер, его дочери, и среди них Анна, которая стала психоаналитиком, как отец, и которую он прозвал «моя Антигона» в честь дочери царя Эдипа. Верная жена Марта и ее младшая сестра Минна, доверенный друг Фрейда: их отношения были настолько близкими, что некоторые биографы заподозрили между ними любовную связь.
А еще женщины-психоаналитики, столь же очаровательные, сколь умные: принцесса Мари Бонапарт, Лу Андреас-Саломе (в которую был страстно влюблен Ницше) и Сабина Шпильрейн (приехавшая из Ростова-на-Дону лечиться у Юнга и затем защитившая диссертацию по психологии) - все они внесли свой вклад в развитие теории психоанализа. Наконец, его пациентки с их фантазиями и снами... Можно сказать, что Фрейд обязан женщинам всем или почти всем.
Инфантильная сексуальность
Вместе с тем его суждения о женщинах могут шокировать того, кто мало знаком с психоанализом. Загадка женственности, по Фрейду, основана на анатомической реальности: у женщин нет видимых половых органов, и эта особенность строения тела делает их непроницаемыми для познания. Чтобы доказать эту гипотезу, он опирается на инфантильную сексуальность, на момент, когда маленькие дети обнаруживают различие полов. На месте пениса у девочек… ничего нет.
Теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом
Фрейд утверждает, что на основе этого открытия у мальчиков и девочек складывается убеждение, которое сохранится всю жизнь: женщина - это нечто незначительное, кастрированный мужчина, самец, потерявший свои органы. Нет ничего, что бы рассказало нам что-либо о женственности. Почему, когда люди вырастают и обнаруживают существование вагины, они остаются на этих инфантильных фаллоцентричных позициях? Почему они не эволюционируют?
Фрейд этого не объясняет. А его обесценивающие слова о стареющих дамах, которые не интересуют больше мужчин и становятся сварливыми, вздорными, мелочными и скупыми, часто служили поводом для обличений психоанализа со стороны феминисток в 60-е и 70-е годы. Тем более что теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом.
Минна Бернайс, Марта Бернайс (Фрейд) и Зигмунд Фрейд.
Универсальный комплекс
Все эти характеристики выглядят уничижительно по отношению к женщинам - если не знать более широкого контекста, подчеркивает Светлана Федорова. «На самом деле Фрейд придерживался очень демократичных взглядов, в том числе и в гендерных вопросах. Он вообще считал человека существом бисексуальным, утверждая, что в каждом из нас есть и мужское, и женское, хотя у разных полов это по-разному проявляется.
Наблюдая за маленькими девочками, Фрейд пришел к выводу, что их агрессивность не уступает мальчишеской
Так, изначально он говорил о комплексе кастрации у мужчины - то есть о страхе мальчика, что за свое желание обладать матерью он будет наказан отцом (кастрирован). Однако он пришел к выводу, что в эдипальной фазе тот же страх присущ и девочкам (так называемая «зависть к пенису»). Таким образом, комплекс кастрации универсален».
Точно так же, продолжает психоаналитик, наблюдая за маленькими девочками, Фрейд пришел к выводу, что их агрессивность не уступает мальчишеской. Речь не об агрессии в обыденном значении как грубом нарушении чужих границ, а, наоборот, о силе отстаивать свои границы, проявлять собственные влечения.
Дитя своего времени
А как насчет мнения Фрейда, что женщина страдает от незавершенности, завидует мужчине и мечтает его поглотить, - поэтому необходимо направить эту потенциальную «прожорливость» в должное русло, требуя от женщины послушания и уважения? «Женщины созданы для домашней работы», - пишет он своему ученику Карлу Абрахаму в 1925 году и сурово критикует тех женщин, которых считает слишком «легкомысленными» (в молодости он запрещал своей невесте Марте с такими общаться).
Эта патриархальность как будто не вяжется с образом ученого, посмевшего нарушить столько табу обывательской морали. Но даже гении не вполне свободны от ограничений, которые накладывают на них время, культура, семейная история. «Все-таки Фрейд происходил из традиционной еврейской семьи, где женщине было отведено определенное место, - размышляет Светлана Федорова. - И хотя ум и любопытство позволили ему открыть много секретов человеческой психики, он в какой-то степени остерегался вопросов, связанных с женственностью, которую называл «темным континентом».
Фрейд был любимым сыном, мать верила, что Зигмунд станет великим, и это воодушевляло его
С одной стороны, Фрейда пугала женская плодовитость, ведь жена родила ему одного за другим шестеро детей. С другой - мешало его уважение к матери: глубже проникнув в тайны женщины, он мог бы узнать нечто запретное и о матери. Несколько раз он подступался к анализу своих сновидений и фантазий о ней и останавливался на полпути, боясь узнать что-то, с чем ему будет сложно жить.
К тому же их отношения были непростыми. Он был у нее любимым сыном, она верила, что Зигмунд станет великим, и это воодушевляло его. Но в этом была и экспансия с ее стороны, она слишком много в него инвестировала, и неудивительно, что сын испытывал страх поглощения».
Разрешение на желание
Но хотя Фрейд вовсе не был сторонником равенства полов, он все же догадывался о том, что якобы существующая умственная неполноценность женщин связана с подавлением, которому женщины подвергаются, и с тем, что они редко получают систематическое образование. «Нет, Фрейд не был женоненавистником», - подытоживает Светлана Федорова. Она напоминает, что психоанализ зародился благодаря тому, что Фрейд работал с пациентками, страдавшими истерией.
Он увидел, что их болезнь - следствие подавления сексуального влечения, которое было под запретом в буржуазных семьях. И результаты этого открытия оказались намного шире, чем способ излечения этого душевного недуга. В конечном счете именно Фрейд позволил женщинам испытывать желания, быть сексуальными и говорить об этом.
Марта и Фрейд: непростая история
Четыре с половиной года между обручением и свадьбой, тысячи писем друг другу (иногда очень игривых)… Марта была горячо желанной невестой, а затем - измотанной супругой. Между январем 1887-го и декабрем 1895-го она родила шестерых детей. Очень рано Фрейд прибег к воздержанию, чтобы избавить ее от новой беременности, а семью - тогда довольно бедную - от еще одного голодного рта. Если учесть, что женился он в 30 лет девственником, то, скорее всего, половая жизнь специалиста по фантазмам продлилась всего девять лет. Потом он несколько раз пытался возобновить интимные отношения с Мартой, но, чувствуя себя слишком старым, не стал упорствовать.
Вообще ведет любую беседу от Что все это значит? Друзья, может быть, наш мир Почему женщины любят женщин? Поговорим об этом в нашей статье.
Что происходит?
Этот вопрос, конечно, больше забавный, нежели интересный. По крайней мере, лично для меня. Гомосексуальность между женщинами - это уже настолько распространенное явление в современной модели человеческого мировоззрения в нынешнем обществе со свободными и раскрепощенными нравами, что на женщин, живущих с мужчинами, скоро начнут показывать пальцами.
Чтобы понять, совсем не обязательно консультироваться у современных специалистов. Причины гомосексуального поведения между женщинами уже давно названы ведущими психологами, среди которых и Зигмунд Фрейд. Итак, посмотрим на это явление глазами дедушки Фрейда.
Зигмунд Фрейд о женской гомосексуальности
Все мы - немного "би"
Незаурядный психолог Зигмунд Фрейд считает, что все девушки и женщины - бисексуальны. У многих из них желание провести ночь со жгучей красавицей-брюнеткой или с нежной суперблондинкой подавляется из-за строгого воспитания, внутреннего морального запрета и влияния "правильного" окружения. Господин Фрейд называет две весомые причины женской однополой любви.
Почему женщины любят друг друга?
Самое интересно, что любого мужчину это заводит в сексуальном смысле. Об этом - далее.
Почему это заводит мужчин?
"Хочу любимую женщину", - такие слова мечтает услышать каждый мужчина из уст своей знакомой, коллеги, соседки и так далее. Ни для кого не секрет, что тема лесбиянок - это одна из главных сексуальных фантазий наших мужчин. Психологи утверждают, что это вполне нормально. Кроме того, порнографы-профессионалы делают на этом немыслимые барыши, ведь смотреть фильмы и видеосюжеты с лесбиянками - это любимое занятие всех мужчин на свете!
Заключение
Итак, в этой статье мы посмотрели на вопрос, почему женщины любят женщин, глазами Зигмунда Фрейда. Для одних женщин такая любовь сопровождается искренними чувствами, радостью и слезами, а для других - приятным дополнением и разнообразием в своей сексуальной жизни. Ведь не зря же лесбийский секс считается самым нежным, красивым и необычным.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 в небольшом городке Фрайберг в Моравии (регион Чехии). Его отец был купцом с острым умом и тонким чувством юмора. Его мать была женщина с живым характером на 20 лет моложе своего мужа. Ей был 21 год, когда она родила своего первенца и любимца - Зигмунда. Когда ему было около пяти, семья переехала в Вену, где Фрейд прожил большую часть своей жизни. Блестящий ученик, он поступил в медицинскую школу – в те времена в Австрии это был один из немногих "жизнеспособных" вариантов для еврейского мальчика.
Именно Фрейд предположил, что забывчивость или оговорки не случайны, они проявления внутренних конфликтов и желаний. Он же сделал вывод, что сексуальное влечение - самый мощный творец человеческой психологии (утверждая, что в основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение) и шокировал общество предположением, что сексуальность присутствует даже у младенцев. Его наиболее известная теория - "Эдипов комплекс", говорит о том, что у мальчиков есть сексуальное влечение к матери и чувство ревности к отцу.
Зигмунд Фрейд - мысли о любви и сексе
- Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.
- Мы выбираем друг друга не случайно... Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.
- Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.
- Если один ничего не мог бы найти в другом, что следовало бы исправить, то вдвоем им было бы ужасно скучно.
- Все, что вы делаете в постели, прекрасно и абсолютно правильно. Лишь бы это нравилось обоим. Если есть эта гармония - то вы и только вы правы, а все осуждающие вас - извращенцы.
- Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, все остальное - дело вкуса.
- У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому.
- Люди в целом неискренни в сексуальных вопросах. Они не демонстрируют открыто свою сексуальность, а прячут ее, надевая на себя плотное пальто, сшитое из материи под названием «ложь», как будто в мире сексуальных отношений стоит плохая погода
- Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»
- Когда старая дева заводит собачку, а старый холостяк коллекционирует статуэтки, то таким образом первая компенсирует отсутствие супружеской жизни, а второй создает иллюзию многочисленных любовных побед.
- Муж - почти всегда лишь заменитель любимого мужчины, а не сам этот мужчина
- Любящий многих - знает женщин, любящий одну - познаёт любовь.
- Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим.
- Иногда сигара - это просто сигара.
Систематизация и связи
Онтология
Это весьма туманное представление о либидо : "либидо, которое мы находим привязанным к объектам, которое является выражением стремления получить удовлетворение от этих объектов" , и откуда Фрейд взял что либидо привязано к объектам и получает удовлетворение от них, это происходит только с объектом сопротивления , и который не половой объект вовсе, например любовница. "Движущей силой сексуальной жизни мы называем либидо" - тоже не так, половая любовь - движущая сила. Либидо относится к бесполому Тела, и именно поэтому женский биопол представляет его по подобию своему, иначе бы и не ревновал мужа к любовницам, потому что ему кажется что либидо обходится привязанностью , а некоторые в неосведомлённости этого даже разводятся по причине "измены" мужа, хотя здесь измены нет. Похоже Фрейд слишком физиологичен в понимании половой любви , и отсюда такая выдуманная она у него. "Чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм?" отличный текст Фрейда, по нему хорошо просматривается разница между биополами в части подхода к либидо , но тогда следует сделать дополнение, под нарциссом разуметь мужское входящие (либидо), а под эгоизмом женское принимающее, потому что только либидо делает индивида нарциссом , а отсутствие его эгоистом , и значит только один биопол и может быть эгоистом как не имеющий чего-то при себе, но упрекающий в этом другого по подобию полового Тела. "Только отношение к сыну приносит матери неограниченное удовлетворение" - и здесь эффект подобия , где бесполое биополов возгоняет объект сопротивления в совместной нереализованности либидо, которое реализуется через входящее мужское только, и которого бесполое биопола избегает естественно .
Проследить дальнейшее развитие женственности через половое созревание вплоть до периода зрелости не входит в мои намерения. Да и наши знания недостаточны для этого. Некоторые черты я суммирую ниже. Ссылаясь на предысторию, я только хочу подчеркнуть, что развитие женственности по прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности. Регрессии к фиксациям тех доэдиповых фаз имеют место очень часто; в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность. Частично то, что мы, мужчины, называем «загадкой женщины», возможно, ведет начало от этого проявления бисексуальности в жизни женщины. Но во время этих исследований, по видимому, назрел другой вопрос. Движущей силой сексуальной жизни мы называем либидо . Сексуальная жизнь подчинена полярности мужского - женского; таким образом, кажется необходимым внимательно рассмотреть отношение либидо к этой полярности. Не было бы неожиданностью, если бы оказалось, что каждой сексуальности подчиняется свое особое либидо, так что один вид либидо преследует цели мужской, а другой - цели женской сексуальной жизни. Но ничего подобного не существует. Есть только одно либидо, которое служит как мужской, так и женской сексуальной функции. Мы не можем сами приписать ему пол; если мы, согласившись на отождествление активности и мужественности, пожелаем назвать его мужским, нам не следует забывать, что оно [либидо] представляет также стремления к пассивным целям. Словосочетание «женское либидо» все же лишено всякого оправдания. Оно вызывает у нас впечатление, что либидо стесняют, когда принуждают к служению женской функции, и что природа, если говорить телеологически, менее серьезно считается с ее притязаниями, чем в случае мужественности. А это, мыслимое опять таки телеологически, может иметь свое основание в том, что проведение в жизнь биологической цели вверяется агрессии мужчины и некоторым образом независимо от согласия женщины. Сексуальная фригидность женщины, частота которой, кажется, подтверждает это пренебрежение, является всего лишь недостаточно понятым феноменом. Иногда она носит психогенный характер и тогда подвластна воздействию, в других случаях она позволяет предполагать конституциональную обусловленность и даже вклад анатомического фактора. Я обещал рассказать вам еще о некоторых психических особенностях зрелой женственности, как они проявляются при аналитическом наблюдении. Мы не претендуем этими утверждениями на окончательную истину; кроме того, не всегда легко отделить то, что можно приписать влиянию сексуальной функции, а что - социальному воспитанию. Итак, мы приписываем женственности более высокую степень нарциссизма, которая и влияет на ее выбор объекта, так что быть любимой для женщины - более сильная потребность, чем любить.
Только отношение к сыну приносит матери неограниченное удовлетворение ; оно вообще является из всех человеческих отношений самым совершенным и наиболее свободным от амбивалентности. На сына мать может перенести свое честолюбие, которое она должна была подавить в себе, от него она ждет удовлетворения всего того, что осталось у нее от комплекса мужественности. Даже брак нельзя считать устойчивым, пока женщине не удастся сделать и мужа своим ребенком и разыгрывать перед ним мать.
Мы говорим о женщинах также, что их социальные интересы слабее , а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин. Первое, правда, проистекает из асоциального характера, который, несомненно, присущ всем сексуальным отношениям. Любящие находят удовлетворение друг в друге, и даже семья еще противится принятию в более широкие сообщества. Способность к сублимации подвержена самым значительным индивидуальным колебаниям. Я не могу не упомянуть впечатления, которое все время получаешь при аналитической деятельности. Мужчина около тридцати лет представляется молодым, скорее незрелым индивидуумом, от которого мы ждем, что он в полной мере использует возможности развития, которые ему открывает анализ. Но женщина того же возраста часто пугает нас своей психической закостенелостью и неизменяемостью. Ее либидо заняло окончательные позиции и кажется не способным оставить их ради других. Путей для дальнейшего развития нет; дело обстоит так, как будто весь процесс уже закончен, не может подвергнуться отныне никакому воздействию и даже как будто трудное развитие на пути к женственности исчерпало возможности личности. Мы как терапевты жалуемся на это положение вещей, даже если вам удается устранить недуг путем разрешения невротического конфликта.
Это все, что я хотел вам сказать о женственности
. Разумеется, все это неполно и фрагментарно, да и не всегда приятно звучит. Не забывайте, что мы описали женщину лишь в той мере, в какой ее сущность определяется ее сексуальной функцией. Это влияние заходит, правда, очень далеко, но мы имеем в виду, что отдельная женщина все равно может быть человеческим существом. Если вы хотите знать о женственности больше, то спросите об этом собственный жизненный опыт, или обратитесь к поэтам, или подождите, пока наука не даст вам более глубокие и лучше согласующиеся друг с другом сведения.
Имеется в виду 31 я лекция (которая является третьей в «Приложении лекций»).
http://www.textfighter.org/…/jenschine_pripisyvaem_kompleks…
Энергию, направляемую Я на объекты сексуальных стремлений, мы называли «либидо»
, все другие виды энергии, исходящие из инстинктов самосохранения, - «интересом», и мы могли получить первое представление о механизме душевных сил благодаря наблюдению за привязанностями либидо, их превращениями и окончательной судьбой. Неврозы перенесения предоставили нам для этого самый подходящий материал.
Но Я, его состав из различных структур, их организация и способ функционирования оставались скрытыми от нас, и мы могли предполагать, что только анализ других невротических нарушений помог бы нам это понять. Мы давно начали распространять психоаналитические взгляды на понимание этих других заболеваний. Уже в 1908 г. после обмена мнениями со мной К. Абрахам высказал положение, что главной чертой Dementia praecox [причисляемой к психозам] является то, что при ней отсутствует привязанность либидо (Libidobesetzung) к объектам («Психосексуальные различия истерии и Dementia praecox»). Но тогда возник вопрос, что же происходит с либидо слабоумных, которое отвернулось от объектов?
Абрахам не замедлил дать ответ:
оно обращается на Я
, и это отраженное обращение является источником бреда величия при Dementia praecox. Бред величия, безусловно, можно сравнить с известной в (нормальной) любовной жизни сексуальной переоценкой объекта любви. Так нам впервые удалось понять какую то черту психотического заболевания по связи с нормальной любовной жизнью.
Скажу сразу, что эти первые взгляды Абрахама сохранились в психоанализе и были положены в основу нашей позиции по отношению к психозам. Со временем укрепилось представление, что либидо, которое мы находим привязанным к объектам, которое является выражением стремления получить удовлетворение от этих объектов
, может оставить эти объекты и поставить на их место собственное Я; постепенно это представление развивалось со все большей последовательностью.
Чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм?
Я полагаю, чтонарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Когда говорят об эгоизме, имеют в виду только пользу для индивида: говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. В качестве практических мотивов их можно проследить порознь на целом ряде явлений. Можно быть абсолютно эгоистичным и все таки иметь сильные либидозные привязанности к объектам, поскольку либидозное удовлетворение от объекта относится к потребностям Я. Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я. Можно быть эгоистичным и при этом также очень нарцисстичным, т. е. иметь очень незначительную потребность в объекте, и это опять таки или в прямом сексуальном удовлетворении, или также в тех высоких, исходящих из сексуальной потребности стремлениях, которые мы как «любовь» иногда имеем обыкновение противопоставлять «чувственности». Во всех этих отношениях эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же - меняющимся элементом. Противоположность эгоизма - альтруизм - как понятие не совпадает с либидозной привязанностью к объектам, он отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Но при сильной влюбленности альтруизм совпадает с либидозной привязанностью к объектам. Обыкновенно сексуальный объект привлекает к себе часть нарциссизма Я, что становится заметным по так называемой «сексуальной переоценке» объекта. Если к этому прибавляется еще альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то сексуальный объект становится могущественным; он как бы поглотил Я.
http://www.textfighter.org/…/napravlyaemuyu_ya_na_obyekty_s… Лекции по введению в психоанализ
Связанные материалы | Тип | |
---|---|---|
нарцисс | Дмитрий Косой | Запись |
объект сопротивления Гамлета | Дмитрий Косой | Запись |
Бесполое женщины | Дмитрий Косой | Запись |
объект сопротивления по Монтеню | Дмитрий Косой | Запись |
Бесполое мужчины | Дмитрий Косой | Запись |