11.10.2019

Когда началось движение стиляг. «Стиляги» – история субкультуры. История возникновения субкультуры


Стиляги

Стиляги - Кто такие стиляги? Это советская молодежь, субкультура конца 40-х начала 60-х гг., бравшая за эталон западный образ жизни. Как правило, их выделяла из толпы яркая нелепая одежда, манера разговора. Ими управлял повышенный интерес к западной музыке и танцам, выступали против единообразия в одежде и стереотипов поведения во всем.

Откуда взялись стиляги? Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. Соответственно, оттуда члены дипломатической семьи привозили на родину одежду, обувь, пластинки с музыкой, которых нельзя было достать в СССР. В молодежной среде такие «трофеи» становились образцами для подражания. Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью кино-мира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов - «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Культовые фильмы стиляг: Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Внешний вид стиляг: Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из фельетона Д. Г. Беляева: «...В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки...» В фельетоне также была выведена подруга стиляги по прозвищу Мумочка: «...В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод.» Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра. Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук - «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик - тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле». Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.
В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши - трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.
Имидж стиляг высмеивался в детской книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».







Музыка, которую слушали стиляги: В конце 1940-х - в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:
Pardon me, boy Is that the Chattanooga Choo-Choo Track twenty nine, Boy, you can give me a shine.
С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным бунтарским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку. Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера. В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли. Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» - запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» - «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность.
В упомянутом фельетоне Беляева танцы, которые исполняли стиляга и Мумочка, описывались так:
«...Я и сам давно заметил, что стиляга с Мумочкой под музыку обычных танцев - вальса, краковяка - делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с Огненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга».

Общество и стиляги: Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
«Стиляга - в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!» Желание общества «переделать» (а по-существу, сломать) нонконформистов, выливалось в бесчисленные обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ. Исключение из комсомола имело негативные последствия как для карьеры исключённого, так и для отношения к нему властей.
На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники, а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья. Подобное отношение вызывало ответную реакцию - стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности. В официальной прессе нагнеталось настолько брезгливо-презрительное отношение к стилягам, что их называли «плесенью» на теле советского общества (в частности, так назывался фельетон, опубликованный в 1953 году в газете "Комсомольская правда"). Это, однако, только способствовало дальнейшей популяризации течения, подобно тому как «поиски красных под кроватью» в США вызвали рост левых настроений среди молодёжи. В начале 1960-х, однако, прессинг в отношении стиляг прекратился по нескольким причинам - во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных западных атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи.

Жаргон стиляг: Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее - жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:

Бродвей (или Брод) - как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне - Тверская). в Ленинграде - Невский проспект, в Баку - улица Торговая, в Ташкенте - улица Карла Маркса (сейчас Сайёлгох), в Одессе - улица Дерибасовская, в Алма-Ате - парк по улице Калинина (сейчас Кабанбай батыра). Свои

«Бродвеи» были в каждом городе или даже городском районе. Чувак - проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату», человек Уважающий Высокую Американскую Культуру. Чувиха (чува) - девушка. Хилять - ходить, фланировать.
Кинуть брэк - пройтись с целью «людей посмотреть - себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду». Чуча - песня Поезд на Чаттанугу («Chattanooga Choo Choo...») из культовой картины «Серенада солнечной долины». Совпаршив - искаженное от «СовПошив», отечественные изделия лёгкой промышленности. Динамо, Динамо-машина - такси.
Динамить - сбегать. Шузы, шузня (англ. shoes - обувь) - ботинки стиляг на высокой подошве. Обычно можно было приобрести исключительно у фарцовщиков. Советский аналог «шузов» - так называемая «манная каша» - на советские ботинки наклеивался по форме толстый кусок пластмассы или резины. Хата - свободная квартира, предназначенная для проведения вечеринки. Бараться - сексуальный контакт. Фазер (англ. father - отец) - отец стиляги. Лукать(англ. look - взгляд, смотреть) - смотреть. Жлобы - представители «серой массы»
Боруха (баруха) - девушка из стиляжьей компании, часто - «свободных нравов».
Дринкать (англ. drink - пить алкогольный напиток, пьянствовать) - выпивать. Джакеток (англ. jacket - куртка, пиджак) - пиджак. Манюшки (англ. money - деньги) - деньги. Олдовый (англ. old - старый) - старый. Румяные батоны - обычные девушки-не стиляги, участвующие в вечеринках. Соксы (англ. socks - чулки, носки) - носки. Носки носили обязательно яркие, они должны были быть видны из-под брючины. Стилять (англ. style - стиль, манера) - танцевать «стилем», имитируя «импортные» танцы или просто придумывая движения
Таек (англ. tie - узел, бант, галстук) - галстук. Траузера, траузерса - брюки. Тренчкот - плащ
Хэток (англ. hat - головной убор) - шляпа

Стиляги в фильмах: Образ стиляги в советском кинематографе 1950-х годов был сугубо карикатурен и жалок. Это - недалёкий, надменный франт, презирающий «серую массу», и от этого становящийся ещё более смешным. Таков герой Эдик (исп. Олег Анофриев) из фильма «Секрет красоты» (1955): в городской школе парикмахеров идут экзамены. Неспособная ученица Кукушкина (Тамара Носова) просит своего приятеля, стилягу Эдика, сесть в её кресло. Влюблённый Эдик соглашается - и надолго прощается со своим стильным «коком». В кинофильме «Сверстницы» (1959) (мелодрама о трёх подругах, окончивших школу) одна из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами (то, что стиляга - тунеядец не должно было вызывать никаких сомнений). В детективе «Дело пёстрых» (1958), снятом по роману Аркадия Адамова, показана преступная и подлая сущность стиляги Арнольда и его приятелей. От высокомерного чванства и любви к «красивой жизни» - к преступлению: такова мораль произведения.
В кинофильме «Покровские ворота» (1982) с ироничной ностальгией показан маленький эпизод: главный герой Костик (исп. Олег Меньшиков) «на хате» танцует рок-н-ролл со своей приятельницей Светочкой (исп. Татьяна Догилева). В 1996 году режиссёром Алексеем Габриловичем был снят документальный фильм «Бродвей моей юности», посвящённый стилягам, а также моде, танцам и фильмам 1950-х годов. Фильм снят в форме интервью с известными людьми - Галиной Волчек, Натальей Фатеевой, Олегом Анофриевым, Аркадием Аркановым и другими. В декабре 2008 года вышел музыкальный фильм режиссёра Валерия Тодоровского «Стиляги» (рабочее название «Буги на костях»). В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев.

«Ностальгия» по стилягам: В 1980-е годы в СССР возник интерес молодёжи к ретро-стилю, в частности к субкультуре стиляг. На волне этого увлечения возник стиль группы «Браво», возглавляемой Евгением Хавтаном. В песнях группы - нежная и печальная ностальгия по давно ушедшим «старым добрым временам». Образ романтичного стиляги гармонирует с идеалистическими представлениями молодых людей о 1950-1960-х годах (композиции «Ленинградский рок-н-ролл», «Вася - стиляга из Москвы», «Оранжевый галстук», «Московский бит» и другие). В творчестве ленинградской группы «Секрет» в некоторых композициях прослеживается интерес к «стиляжному» прошлому - «Я люблю буги-вуги», «Мажорный рок-н-ролл» (кавер версии одноименных песен Майка Науменко), «Она не понимает», «Отправляйся за ней», «Кеды», «Тысяча пластинок» и др.

Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодёжных неформальных объединений.

Название «стиляга» стало нарицательным благодаря известному одноимённому фельетону Д. Беляева, опубликованному в журнале «Крокодил» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое».

Этимология термина-прозвища «стиляга» указывает на его связь с понятием стиль.

«Стилять» — первоначально означало исполнять (музыку, танцы) в чужом стиле. Иной стиль стал проявляться в одежде, во внешнем облике, в общении и поведении.

Попытаемся описать «классического» стилягу и сравнить хрестоматийно-известный образ с его сибирской вариацией.

По проспекту, словно манекен,
Вечером эффектный бродит джентльмен.
Всё отдаст вам лодырь и барчук
За цветастый стильный галстук
и за каучук.

Специфическая одежда являлась основным признаком стиляг. Сравнительно небольшая прослойка людей в необычных одеждах не могла не выделяться на общем фоне скромно-стандартно одетых граждан.

Следует отметить, что облик стиляг менялся: от карикатурно разодетых в широковато-мешковатую одежду немыслимых расцветок во второй половине 1940-х годов — через брюки-дудочки 1950-х годов — до элегантности «штатников» (одетых в фирменные американские вещи) и отказа от явного эпатажа в годы хрущёвской «оттепели». По данным КГБ, в Москве в конце 1950-х уже трудно было отличить стиляг от иностранцев, поскольку ушла из образа крикливость и броскость, пришло умение одеваться стильно.

В провинции эволюция образа менее проявлена. Даже столичные стиляги испытывали огромные трудности с приобретением создающих нужный образ вещей, особенно — фирменных. На сибирской периферии как такового слоя «золотой молодёжи» и фарцовщиков в те годы не сложилось, мода сюда доходила с опозданием на несколько лет. Для основной массы сибирских стиляг проблема приобретения импортной одежды была практически неразрешимой.

«Стиляги — это в основном студенты, как более образованная часть населения, в основном из состоятельных семей. Так как одежда — основное отличие — стоила довольно дорого. Добывалась она у тех, кто бывал за границей. Частично импортные шмотки добывались в портах. В нашем (Красноярском) крае — это Игарка, куда приходили иностранные суда за лесом. На погрузку выезжали студенческие строительные отряды.



Они-то и привозили сигареты, цветные рубашки, клетчатые пиджаки. Но это, так сказать, — элита движения... Остальная часть населения обходилась советским ширпотребом и барахолкой».

К тому же, фирменная, с лейблами, одежда не являлась вызывающе альтернативной, как того требовал образ стиляги, в массе своей не доросшего до уровня «штатника». Поэтому требовались другие источники средств самовыражения. Одним из возможных вариантов было обращение к частным портным и обувщикам. Деятельность частников-кустарей находилась под пристальным вниманием многих инстанций, а в начале шестидесятых и вовсе должна была, по задумке руководства партии и страны, свестись на нет.

Пошив на дому с коммерческими целями приравнивался к спекуляции и грозил лишением свободы от 5 до 10 лет (ст. 107 УК РСФСР)4. Тем более рискованно было обшивать стиляг. Но подпольное изготовление одежды и обуви для них было очень выгодным занятием. На сибирском материале нам удалось зафиксировать факты нелегального обращения стиляг к мастерам индпошива.

«Я в 1951 году переехала в Красноярск, где и работала в ателье... Среди заказов были и такие, которые не совсем соответствовали образцу порядочного гражданина. Одной из таких заказчиц была девушка, звали её Рената Е. Являлась она, что ни есть стиляжкой-девушкой, или как заведено у них — чувихой. Родом она из обеспеченной семьи, отец врач, мать инженер, но видимо ей не хватало экстрима что ли? Наше знакомство устроила женщина, которая работала со мной же. Рената к ней пришла с просьбой о пошиве нарядов, та отказалась из-за боязни, что всё узнается и её могут арестовать.

Пошив стиляжных вещей был запрещён, ведь стиль не соответствовал нашему устрою. Я, будучи провинциальной девушкой, согласилась, так как за работу предлагался большой для того времени заработок. Если обычный костюм стоил около 80-100 рублей, то стиляжный заказ стоил больше ста рублей, и прибыль шла именно мастеру. Занималась я пошивом подпольно, шила Ренате у себя на дому».

Однако самым распространённым источником создания должного образа стиляги, особенно в провинции, являлся знаменитый «самострок». Собственноручно или при помощи доморощенного «специалиста», из подручных материалов или переделкой из «совпаршива», ценой невероятных усилий создавались желанные черты стильного образа.

«Люблю вспоминать про младшего брата, он у нас был модным, или как раньше говорили, «фасонистым»: ушивал себе брюки и потом, чтобы их одеть, намыливал ноги... Но папа в этом отношении был строгим, и Петя приводил свои вещи в то состояние, в котором они были изначально»; «Мы начали искать такие (узкие) брюки, потом поняли, что их самим шить надо. Мы начали искать яркие рубашки, что было очень сложно, и по сути таких рубашек было раз, два и обчёлся...»

Обувь стиляги носили тоже не такую, «как все». За изготовление ботинок весом до 2,5 кг, по свидетельству Алексея Козлова, столичные стиляги платили по 500 рублей. Не факт, что находились нужные обувщики, да и мало кто мог заплатить огромные деньги за «манную кашу», как образно именовались эти ботинки за их светлую пористую подошву. Поэтому стилягам приходилось проявлять неимоверную изобретательность в приделке рифлёной платформы или многослойной резины к обычной обуви советского производства.

Типичный стиляга остался в массовом сознании, в том числе и сибиряков, одетым в укороченные, сильно зауженные к низу брюки-дудочки, ширина которых понизу равнялась 21-22 см, (но некоторые особо стильные доводили её до 18 см) и яркие рубашки. На ногах — полуботинки на толстой бело-жёлтой каучуковой подошве или туфли с зауженными носами.

Стиляжными аксессуарами респонденты называют также клетчатые пиджаки, шляпы с полями, тёмные очки. Но счастливых обладателей этих атрибутов в Сибири было мало. Упоминание про галстуки типа «пожар в джунглях» (с изображениями обезьян, пальм и другой экзотики) встретилось лишь однажды, в мемуарах «элитного» стиляги. А его собратья-земляки довольствовались в основном тонкими галстуками «селёдками» и «шнурками», зачастую изготовленными самостоятельно.

Стильно одетые девушки встречались преимущественно в столичных городах. Немецкий журнал «Шпигель» в 1962 году писал: «Ещё несколько лет тому назад русская девушка в совершеннолетнем возрасте выглядела так: на голове венец кос, платье в талию и тяжёлая обувь. Будь то в бальном зале или на первомайской демонстрации.. . Этот идеал не является больше бесспорным...

Молодые дамы, заселяющие по вечерам московские кафе, почти не отличаются по покрою своего платья и причёскам от девиц своего возраста в Берлине, Париже и Риме»8. В провинции на смелые эксперименты с внешним видом решались немногие представительницы прекрасного пола. В основном — наиболее отчаянные подружки парней-стиляг. По отношению к девушкам нормы общественной морали были более суровы. Достаточно было надеть юбку чуть выше колена, обтянуть бёдра, воспользоваться косметикой, чтобы прослыть стилягой.

Бывшая девушка-стиляга вспоминает: «С мамой было тяжело — нелюбимая дочь и много пререканий и нареканий в адрес друг друга — ни одеться, ни выглядеть толком не получалось. Десятый класс я заканчивала в Москве — убежала от родителей в большой город. Училась в одном классе с Марианной Вертинской. Одежду и сама шила, и покупала «по блату». Особенно столкнулась с тем, что носить — в Москве. Взяла сапоги, которые привезла с собой из Сибири, отрезала голяшки от них, и 17 см мне вполне хватило на мини-юбку. Ни присесть, ни в автобус не зайти. Зато есть что вспомнить. Лифчики тогда перестали носить». Показательно, что в родном городе она не нашла свободы для самовыражения и в поисках красивой жизни сбежала из Сталинска (ныне Новокузнецк) Кемеровской области в Москву.

Ай да парень-паренёк!

Накрутил он датский кок.

Разобраться я не смог:

Дама он иль паренёк!

Выделяла стилягу из толпы и альтернативная причёска. В то время как официально принятыми мужскими стрижками считались «бокс» и «полубокс» с выбритым затылком, стиляги отращивали длинные волосы «под Тарзана», выставляли на голове «кок», набриолинивая и взбивая его, и, для пущей убедительности, закрепляя сахарным сиропом.

Из растительности на лице отпускали или приклеивали усы «мерзавчики». Женским вариантом стильной причёски была «бабетта» — высоко поднятые залакированные волосы, как у секс-символа Франции Бриджит Бардо в фильме «Бабетта идёт на войну».

Классические «коки» на сибирском материале встречаются довольно редко, а упоминаний про «мерзавчики» нам обнаружить и вовсе не удалось. В основном местные стиляги ограничивались отращиванием волос «сверх установленного норматива» и начёсом чубов. Из стрижек чаще всего называется «канадка».

В качестве стильных женских вариантов причёсок кроме «бабетты» упоминаются также начёсы, короткие стрижки под француженок и с чёлкой, «венчики мира»... то есть практически всё, что являло собой альтернативу традиционным косам.

Был он Гришей, но сейчас

Носит имя Гарри...

Каждый день в обычный час

Гарри — на бульваре.

В каждом крупном городе у стиляг были особые места сбора. Они их называли «Бродами» (от «Бродвей»): улица Горького и площадь Пушкина в Москве, Невский проспект в Ленинграде, улица Куйбышевская в Самаре, Дерибасовская в Одессе. В Сибири тоже имелись свои Броды. Например, в Красноярске — на проспекте Мира (бывший проспект им. Сталина), от улицы Дзержинского (!) до улицы Перенсона.

Показательно, что Бродами становились центральные улицы и площади городов, что подчёркивало демонстративный характер причастности к сообществу стиляг. Но чаще всего местами демонстрации стиля в провинции становились парки и танцплощадки.

Стиляга обращается к продавцу магазина грампластинок: «Я вас просил буги-вуги, а вы дали Баха фуги!»

Особые музыкальные и танцевальные пристрастия также считаются характерной чертой стиляжничества. Стиляги слушали «несоветскую» джазово-саксофоническую музыку. Поскольку джаз — это мелодический стиль, основанный на импровизации, он «становился чем-то большим, чем музыка, он приобретал черты идеологии, вернее, антиидеологии».

Их кумирами были Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен. Именно от стиляг пошла традиция подпольной звукозаписи, в народе получившей название «музыки на костях», «музыки на рёбрах», или «скелет моей бабушки». Такие пластинки нелегально нарезались на рентгеновских снимках работниками студий звукозаписи или умельцами в домашних условиях. Качество записей было, как правило, ужасное, а стоили они значительно дороже настоящих.

Позднее стали появляться катушечные магнитофоны, но в сибирских городах даже в 1960-е годы они были большой редкостью, поэтому магнитные записи не являлись существенным каналом проникновения музыки «стиля». Значительно чаще в нашем архиве воспоминаний встречаются сведения о прослушивании музыкальных программ зарубежных радиостанций. В целом на провинциальном уровне связь стиляг с джазом оказалась менее тесной, чем в классическом варианте представлений о данной субкультуре.

А вот на танцплощадках сибирские стиляги, пожалуй, не уступали столичным собратьям, несмотря на бдительный контроль со стороны организаторов массовых культурных мероприятий. В утверждённых программах танцевальных вечеров значились вальсы, фокстроты, польки. Правила распорядка строго гласили: «На вечерах танцев не допускается... танцевать всякого рода «стили» и искажать существующую редакцию танцев... нарушать установленное положение рук партнёров при исполнении танцев. Лица, нарушающие указанные правила, удаляются с... танцев».

Но несмотря на все грозные предупреждения и меры пресечения «чуждых» танцевальных па, искоренить их оказалось невозможно. Наиболее популярными танцами стиляг были буги-вуги и рок-н-ролл. Сами стиляги вспоминают: «А как мы танцевали в клубе по субботам рок-н-ролл, чарльстон, твист, вальс, танго! Вообще, было классно!» Хотя и признаются: «Танцевали буги-вуги, позже твист... Правильных движений не знали, плясали, кто во что горазд».

Реакция публики была неоднозначной... «До этого мы танцевали вальсы, польку, краковяк и другие, а тут такое! Танцевали они (стиляги) очень необычно. Интересные очень у них движения были. Мы так не умели, и не стремились. Для нас всё это было просто пошло.

Мы танцевали по-простому, скромно». Стиляги же, говоря языком одного из наших информаторов, «выкаблучивались на танцах,танцевали не по-нашему... Все пацаны как пацаны, а они выделялись на общем фоне как «белые вороны». Вот мы их и воспитывали, даже били на танцах».

Стиляга модный,
сам голодный,
штаны узкие,
сам нерусский!

Был у стиляг и свой сленг — особый язык общения. Частично обиходные слова переделывались на иностранный манер (отец — фазер, смотреть — лукать, выпивать — дринкать, деньги — манюшки, пройтись — кинуть брэк, ботинки — шузы), так же как и имена собственные (Федя-Фрэд, Миша-Майкл, Гриша-Гарри). Но запаса иностранных слов явно не хватало, потому использовались и жаргонные словечки. Сами себя стиляги называли «чуваками» и «чувихами», свои квартиры для вечеринок — «хатами», «продинамить» — означало сбежать от кавалера и т. п.

На сибирском материале американизмы встречаются реже, а прочие сленговые слова использовались достаточно активно, выходя далеко за пределы сравнительно узкого круга стиляг и распространяясь преимущественно в молодёжной среде.

Вон, собой любуясь, встал, На девиц глазея. Книг давно он не читал, Не бывал в музеях.
Среди поведенческих отличий классического образа стиляги обычно доминируют вальяжность, шарнирные фланирования по Броду, мурлыкание джазовых мелодий, произнесение слов с особой интонацией (гнусавя, «в нос»), даже — особый взгляд.

В нашем архиве воспоминаний перечисленные признаки, кроме особой походки, практически не встречаются. Возможно, они скрываются за более общими характеристиками, такими как развязное поведение, хамство, нарочитое привлечение к себе повышенного внимания.

«На мой взгляд, они отличались от простых рабочих людей громкоговорением. Также могу отметить их отношение к окружающим: вели себя пренебрежительно, на всех начихали, они видели только себя. И получали такое же отношение от народа»; «Мне не нравились такие молодые люди, т. к. я считала слишком вульгарным и совсем не симпатичным их стиль одежды, да и развязное, хамское поведение»;

«К стилягам относился я не очень хорошо, так как они выделялись из общей массы людей: у них были польта, шляпы. Я им не завидовал, наоборот, я был рад за людей, которые добивались чего-то в этой жизни. Но они чувствовали себя особенными, мне так казалось».

Я не лягу под стилягу!

Стиляг считают предвестниками или пионерами «сексуальной революции» в стране. Возможно, некая фривольность в отношениях представителей противоположных полов и присутствовала. Но, во-первых, это было скорее тем «тайным», что стало более явным. А, во-вторых, представления о распутстве местных стиляг являются, по меньшей мере, преувеличенными. Для воспитанных в духе целомудрия советских граждан неприличными казались даже объятия на улицах, а у стиляг, по мнению обывателей, «была свобода в поведении, раскованность, молодёжь позволяла свободную любовь — поцелуи на улицах, объятья».

Собирательный образ стиляги оказался весьма условным. С одной стороны, существовала очень тонкая, особенно в провинции, прослойка «элиты», экипированная по последней моде, а с другой стороны, — масса подражателей, действующих методом «перешить-перекроить». Поэтому и спектр стиляжных «портретов» поразительно широк: от дендизма, близкого к уровню «штатников» — до неумелого кустарного копирования смутно представляемых атрибутов:

«Я в то время сам себя причислял к стилягам. С 1957 года одевался только по последнему слову молодёжной моды. В ателье мне шили брюки узкие с рантом в 6 см, рубашки и пиджаки были привезены из ГДР, туфли чехословацкие, галстуки с экзотическими рисунками, иногда с обнажёнными женщинами — из Италии. Все вещи приобретались различными путями: по блату, на барахолке, на обмен, делались заказы счастливчикам, уезжающим за бугор... А какая у нас была музыка! После хрущёвского потепления появились военные 4-х дорожные магнитофоны — а это зарубежная музыка... В 1961 году я приобрёл магнитофон «МАГ-56» за 370 рублей, 4-х дорожный, с автоматическим переключением дорожек, трёхскоростной, бывший «военный подслушиватель», с плёнкой на два часа непрерывной записи. Бывало такое, что в тумбочке искал завалявшийся сухарь. А приходилось и сидеть в ленинградской «Астории»... и в московской зеркальной «Праге».

Да, я был стилягой, по крайней мере, мы так считали, по крайней мере, мы пытались быть похожими на них. Всё началось с того, что кто-то, а кто именно я уже не помню, поехал в Томск и там увидел человека в узких брюках и пиджаке с ярко-красной рубашкой. Приехав обратно, рассказал о нём друзьям. Нам вообще было сложно следить за модой стиляг, просто как-то не близко мы жили от Томска... И в городе пару раз я общался с ними (стилягами), конечно, они были более модные, и мы им завидовали...».

«В это время была мода на короткие узкие брюки, и мой старший брат Валерий решил сделать себе такие из костюма, который ему купили для школы. Он ушил к низу как мог, укоротил их и отгладил. Попробовал надеть — не получилось. Позвал меня, и мы вдвоём, кое-как, натянули на него эти брюки. Валера походил, посмотрел и остался очень доволен. Снимали брюки также вдвоём. Родители увидели «модернизированные» брюки, когда мы уже собрались в школу 1 сентября. Что-либо делать было уже поздно. Пришёл домой брат недовольный и распорол брюки. Сказал, что в школе одноклассники осмеяли его и спрашивали, почему он надел галифе, а сапоги не надел. По своей неопытности он ушил брюки только от колен».

Вот такие разные были «стиляги». Но в целом их сибирские собратья оказались мало похожим на свой романтизированный и мифологизированный стереотип. К тому же, в ходе исследования мы столкнулись с более широкой трактовкой данного термина-названия. Обыденное сознание многих представителей старшего поколения сибиряков не провело резкой грани между стилягами и представителями более поздних молодёжных течений.

Зачастую стилягами называли всех, кто чем-то выделяется, «форсит», вне зависимости от того, одет ли он в «дудочки», брюки-клёш или джинсы; слушает джаз или рок; танцует твист или шейк; кок у него на голове или распущенные длинные волосы.

В типичном образе: «Дудки, клетчатые брюки, ботинки на толстой подошве, причёски, набриолиненные стоймя, танцы стилем — буги-вуги какие-то» превалирует чисто атрибутивная оценка: специфически-вычурная одежда и танцы стилем. Значительно реже упоминаются особые музыкальные интересы и выраженные поведенческие отличия. Стиляга это, прежде всего, — «выскочка», «тот, кто выделяется из толпы», «пижон», «не как все нормальные парни», реже — «прожигатель жизни».

Доброго времени суток, Игорь!

История стиляг

Стиляги - советская молодёжная субкультура конца 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно американский) образ жизни. Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, определённым цинизмом в суждениях, отрицательным, а скорее даже безразличным отношением к некоторым советским моральным нормам. Они выделялись из толпы благодаря их яркой и местами нелепой одежде, а также определенному сленгу. Также они проявляли повышенный интерес к западной культуре, особенно это касалось музыки и танцев. Стиляги в качестве субкультуры проявили себя как своеобразный стихийный протест против навязываемых норм и стереотипов поведения, а также против единообразия как такового.

Сам термин "стиляга" впервые появился в ходе движения по борьбе с космополитизмом в конце 1940-х, когда любое проникновение зарубежной культуры воспринималось враждебно, а всякое проявление интереса к Западу считалось очень оскорбительным действием. Первые, кто был назван "стилягами" (или их еще называют "золотой молодежью"), были дети элиты, и положение родителей защищало их от настоящих преследований. Но простые люди, которые обвинялись в преклонении перед Западом, часто становились жертвами гонений.

Пожалуй, чаще всего нападки на стиляг были связаны с так называемыми рейдами добровольной дружины. Естественно, целью дружинников были не только лишь стиляги; эти добровольческие отряды (патрули из комсомола, народные дружины, "бригадмилы" - бригады, содействующие милиции) тщательно высматривали нарушителей общественного порядка всех видов.

На практике само понятие "порядок", равно как и понятие "нарушитель", не было четким, наоборот, оно постоянно подвергалось изменению: добровольные дружинники сами решали, что есть порядок, кто его нарушает, кто есть хулиган или стиляга. Тех, кого они, однако, клеймили данным статусом, ожидали различные наказания. Хулиганство и тунеядство вовсе были запрещены законом и наказывались очень сурово, вплоть до лишения свободы. Принадлежность же к стилягам не указывалась в уголовном кодексе и рассматривалась чаще всего, как "антиобщественное проявление в быту". Но тех, кого все-таки клеймили "стилягами", чаще всего задерживали и отводили в отделение милиции или комсомол, насильно стригли, рвали одежду, фотографировали для "антистиляжных" постеров.

Преследования стиляг не прекращались в течение 40-х - 50-х гг. Они "бросали вызов" серой массе общества, и потому их поступки и действия приравнивались к преступлениям, а они сами - к преступникам. Следует отметить, что преследования были совершенно незаконными, а некоторые пункты очень явно противоречили установленному законодательству. Например, тех стиляг, чьи имена упоминались в журнале "Крокодил", в различных фельетонах, если они были студентами, исключали из университетов. Также на улицах на них устраивалась настоящая охота. Со слов одного из бывших преследователей Егора Яковлева, можно точно представить себе эту ситуацию - они просто патрулировали улицу, приезжали на машинах, причем и не старались скрываться, чтобы их не узнали. На руках преследователей были повязки, чтобы все видели, кто они такие. И любого стилягу, которого замечали, они задерживали и уводили в отделение.

Борьба со стилягами была довольно затяжной и не особо успешной. Но неужели стиляги настолько мешали властям, что было задействовано столько сил и времени? Стиляги и правда противились советской власти, ЦК КПСС. И оппозиционерами они были, во-первых, потому, что отношение к власти у них было абсолютно безразличное - их интересовало совершенно другое: где бы найти себе новый яркий наряд или где достать новую заводную пластинку. Советская же идеология не терпела такого отношения. Отсюда и такие террористические методы борьбы.

Также стоит отметить элитарный аспект. Стиляги, отстраняя себя от серой общественной массы, представляли себя как некого рода элитарную группу. Вопрос о формировании элиты в советском обществе также не мог осуществляться без контроля коммунистической партии. И, естественно, никто бы не позволил оставлять такие вопросы на собственное усмотрение граждан.

Но, так или иначе, результат этой борьбы был невыигрышным для советского государства. Почему? Тут прежде всего стоит отметить, что борьба со стилягами была одной из сталинских кампаний. Как известно из истории, все его кампании готовились основательно и исполнялись приблизительно за три года. И эта кампания не стала исключением: избиение стиляг, исключение их из университетов и комсомола - все продолжалось в нарастающем темпе на протяжении периода до 1953 года, конца эпохи Сталина.

На этом и закончим небольшой экскурс в историю стиляг.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено всё, связанное с Западом. И именно в то время появился общественный «капиталистический» феномен - стиляги.

Кто такие стиляги? Предшественники современных хипстеров? Советская «золотая молодежь»?

В нашей статье подробно разберём эту яркую молодёжную субкультуру.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Появление стиляг в СССР припадает на послевоенный период. Подражание западному стилю прослеживалось у стиляг всего советского периода, это и выражалось в стиле одежды, своеобразному сленгу и интересе к зарубежной музыке.

Стильные танцы

В каждом крупном городе имелась относительно небольшая группа молодых людей, выделявшаяся из серой массы. Типичные однотонные скромные одежды советского образца не устраивали наиболее «образованных» студентов, из которых, в основном, и состояло движение стиляг.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве. Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Практически американские модники


Выходцы из интеллигентных семей имели доступ к заграничным товарам, привозимых родителями из-за «бугра». Столичные стиляги были более обеспеченными материалами для соответствия выбранному образу. Граждане, работающие в иностранных посольствах, дипмиссиях и отбывающие в заграничную командировку, могли привести с собой на родину одежду, обувь, музыкальные произведения, магнитофоны и другую продукцию зарубежного производства. За «железным занавесом» эти товары были долгое время в дефиците, и являлись объектами желаний и зависти.

Представители этой альтернативной культуры в других крупных населенных пунктов получали все необходимые для стиляжничества вещи из столицы или портовых городов, в которые заходили иностранные суда. Но в большинстве случаев, стиляги одевались в пошитые кустарным способом одежды. Они перекраивались из производимых советскими фабриками материалов.

Самые модные парни Москвы


Если необходимую одежду и можно было достать в готовом виде, то с обувью дела обстояли сложнее. Ботинки на толстой каучуковой подошве и туфли с заостренным носом в советских обувных магазинах не продавались. За границей такая обувь стоила дорого, и была по карману только детям номенклатурщиков. Советские стиляги сами добавляли несколько слоев к подошве произведенной в Союзе обуви. Так достигалась нужная высота подошвы, и придавался «неповторимый» стиль. Такие «шузы» можно было часто увидеть на представителях этой пестрой стильной культуры.

Многие стиляги сами перекраивали немногочисленные пестрые вещи советского образца, придавая им нужный фасон. Ширпотреб и барахолка также помогали создавать стильный имидж выделяющейся молодежи. Индивидуальный пошив одежды и обуви позволял всем желающим стать представителями этой «стильной» культуры.

Стильная парочка

Прически молодых людей подчеркивали принадлежность к заграничному стилю. Набриллионенный кок, начесанный густой чуб, длинные волосы выделяли стилягу-парня из толпы. Были в моде и аккуратно приклеенные или выращенные усы «мерзавчики», которые дополняли ненормативный внешний образ. Стильными прическами у подружек стиляг были «Бабетта» (как у Бриджит Бордо в одноименном фильме) и короткая стрижка «под француженку». Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Девушкам-стилягам было труднее соответствовать выбранному полулегальному стилю. Нормы поведения и одежды для советской девушки отличались скромностью, а установленная нравственность вовсе не позволяла сделать шаг в сторону альтернативы. Юбки чуть выше колена рассматривались как развращенность, и тут же осуждались старшим поколением.


Рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот и другие зарубежные направления в музыке и танцев преобладали у стиляг. Аудиозаписи привозились из заграницы, а также нарезались специалистами кустарным способом, на рентгеновскую пленку. Но самим популярным и доступным было прослушивание иностранных радиопередач, в которых транслировалась нужная стилягам музыка.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках. Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Пластинки-малышки из рентгеновских снимков


Облаченные в яркие пестрые наряды стиляги делали местами своих тусовок центральные площади и улицы крупных городов. Прослушивание стильной музыки и танцы происходили на танцполах и в клубах. Советское стиляжничество стало прототипом для альтернативных молодежных течений в современной России.

Твист на картоне: бережём шузы

Обновлено: Апрель 20, 2019 автором: Евгения Соколова

  • Стиляги - субкультура в Ссср послевоенного времени (конец 1940 - 1950 гг.) для нее характерны стремление к выделению из общей массы всем свои внешним видом - яркой цветовой гаммой и уникальным стилем одежды, нестандартной прической, обувью на микропоре (подошва - манка); увлечение джазовой музыкой. Раскованность в поведении, свои слова и речевые обороты также отличали стиляг от остальной молодёжи.

    К началу 1960 г. "Стиляжий" стиль постепенно исчез вместе с породившей его субкультурой. Интересно, что поначалу сами стиляги себя не отождествляли с данным им названием, которое имело порицательно - неодобрительный оттенок.

    Сегодня мы представляем себе образы стиляг, основываясь на том, как они изображены в современном фильме "Стиляги" (2008 г. . на самом деле то, что показано в этом фильме, имеет мало общего с исторической действительностью. В своём большинстве стиляги по сегодняшним Меркам не представляли собой ничего сверхвыделяющегося. Да, были элементы одежды, поведения, сленга, образа жизни, которые отличали стиляг от обычных людей, но главное, что вызывало резко отрицательную реакцию государства и общества того времени было то, что стиляги стали в Ссср первыми, так сказать, "Агентами" общества потребления, принципы которого были абсолютно неприемлемы для сталинского времени. Государство и общество почувствовали, что за этой относительно безобидной эпатажностью во внешнем облике есть более серьёзная опасность, а именно - утверждение человека не как созидателя, а как потребителя. Стиляги делали из вещей культ. А что такое культ вещей, культ потребления - мы сегодня наблюдаем в нашей повседневной жизни в особо эпическом масштабе.

    Первые стиляги в своем большинстве были детьми представителей советской элиты. "Золотая Молодежь" могла себе позволить жить за счет родителей, хорошо одеваться, ходить в рестораны. Она приобщалась к западной культуре через импортную одежду, западные танцевальные пластинки. Модно и часто дорого одетые молодые люди и девушки негативно воспринимались и осуждались простым народом. С началом рождения контркультуры стиляг, противостоящей господствующей культуре того времени, был брошен вызов советскому быту. Такие настроения, благодаря сдвигам в общественной атмосфере проникли позже в провинцию, распространяясь в том числе через периодическую печать и кинематограф.

    Первое упоминание о стиляге встречается в фельетоне Д. Беляева опубликованном в главном советском сатирическом журнале "Крокодил" за 1949 г.
    Беляев д. г. фельетон "Стиляга". Журнал "Крокодил", 10 марта 1949 года.

    "Прошлым летом мы со знакомым агрономом по ржаному полю брели.
    И вот я заметил один, резко выделяющийся из массы ржи, колосок. Он был выше всех остальных и гордо покачивался над ними.
    - Смотрите, - сказал я агроному, - какой мощный, красивый колос! Может быть, это какой-нибудь особенный сорт?
    Агроном безжалостно сорвал колос и протянул мне.
    - Пощупайте, в этом красивом колосе нет совсем зёрен. Это колос - тунеядец, он берёт влагу и всё прочее от природы, но не даёт хлеба. В народе его называют пустоколоска. Есть и цветы такие в природе - выродки. Они часто красивы на вид, но внутренне бессодержательны и не плодоносят, называются пустоцветом. Так вот и этот колос ….
    - Колос - стиляга! - Воскликнул я.
    Пришёл черёд удивляться агроному:
    - Как вы сказали?
    - Стиляга, - повторил я и рассказал агроному следующую историю.

    В студенческом клубе был литературный вечер. Когда окончилась деловая часть и объявили танцы, в дверях клуба появился юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы - зелёные; таких широченных штанов канареечно - горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нём представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши.

    Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую, после чего обнаружились носки, которые, казалось, сделаны из кусочков американского флага, - так они были ярки.
    Он стоял и презрительно сощуренными глазами оглядывал зал. Потом юноша в нашу сторону направился. Когда он подошёл, нас обдало таким запахом парфюмерии, что я невольно подумал: "Наверное, Ходячая Реклама ТЭЖЭ".

    - А, стиляга, пожаловал! Почему на доклад опоздал? - Спросил его кто-то из нашей компании.
    - Мои вам пять с кисточкой! - Ответил юноша. - Опоздал сознательно: боялся сломать скулы от зевоты и скуки … мумочку не видали?
    - Нет, не появлялась.
    - Жаль, танцевать не с кем.
    Он сел. Но как сел! Стул повернул спинкой вперёд, обнял его ногами, просунул между ножками ботинки и как-то невероятно вывернул пятки: явный расчёт показать носки. Губы, брови и тонкие усики у него были накрашены, а причёске "Перманент" и маникюру могла позавидовать первая модница Парижа.

    Как дела, стиляга? Всё в балетной студии?
    - Балет в прошлом. Отшвартовался. Прилип пока к цирку.
    - К цирку? А что скажет княгиня Марья Алексеевна?
    - Княгиня? Марья Алексеевна? Это ещё что за птица? - Изумился юноша.
    Все рассмеялись.
    - Эх, стиляга, стиляга! Ты даже Грибоедова не знаешь ….
    В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод. Юноша гаркнул на весь зал:
    - Мума! Мумочка! Кис - кис - кис.
    Он пальцем поманил. Ничуть не обидевшись на такое обращение, девушка подпорхнула к нему.
    - Топнем, мума?
    - С удовольствием, стилягочка!
    Они вышли танцевать ….
    - Какой странный юноша, - обратился я к своему соседу - студенту. - И фамилия странная. Стиляга - впервые такую слышу.

    Сосед рассмеялся.
    - А это не фамилия. Стилягами называют сами себя подобные типы, на своём птичьем языке. Они, видите ли, выработали свой особый стиль в одежде, в разговорах, в манерах. Главное в их "Стиле" - не походить на обыкновенных людей. И, как видите, в подобном стремлении они доходят до нелепостей, до абсурда. Стиляга знаком с модами всех стран и времён, но не знает, как мы могли убедиться, Грибоедова. Он детально изучил все Фоксы, танго, румбы, Линды, но Мичурина путает с Менделеевым и астрономию с гастрономией. Он знает наизусть все арии из "Сильвы" и "Марицы", но не знает, кто создал оперы "Иван Сусанин" и "князь Игорь". Стиляги не живут в полном и в нашем понятии этого слова, а, как бы сказать, порхают по поверхности жизни …. Но посмотрите.

    Я и сам давно заметил, что стиляга с мумочкой под музыку обычных танцев - вальса, краковяка - делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с огненной земли. Они кривляются с упоительным старанием прямо в центре круга.
    Оркестр замолчал. Стиляга с мумочкой подошли к нам. Запах парфюмерии разбавился терпким запахом пота.
    - Скажите, молодой человек, как называется танец, который вы танцуете?
    - О, этот танец мы с мумочкой отрабатывали полгода, - самодовольно объяснил юноша. - В нём шикарно сочетается ритм тела с выражением глаз. Учтите, что мы, я и мума, первые обратили внимание на то, что главное в танце - не только движение ног, но и выражение лица. Наш танец состоит из 117 вертикальных броссов и 182 горизонтальных пируэтов. Каждый бросс или пируэт сопровождается определённой, присущей данному броссу или пируэту, улыбкой. Называется наш танец "Стиляга це - дри". Вам нравится?

    Ещё бы! - В тон ему ответил я. - даже терпсихора в обморок упадёт от восторга, увидя ваши 117 броссов и 182 пируэта.
    - Терпсихора? Кажется, вы так сказали? Какое шикарное имя! Кто это?
    - Терпсихора - это моя жена.
    - Она танцует?
    - Разумеется. И ещё как! В пляске святого витта она использовала 334 бросса и 479 пируэтов!
    - Пляска святого витта? Здорово! Даже я такого танца не знаю.
    - Да что вы! А ведь это сейчас самый модный танец при дворе французского короля Генриха Гейне.
    - А я где-то слышала, что во Франции нет королей, - робко возразила мумочка.
    - Мума, замри! - С чувством превосходства заметил стиляга. - Не проявляй свою невоспитанность. Всем известно, что Генрих Гейне - не только король, но и французский поэт.

    Гомерический хохот всей компании эти слова покрыл. Стиляга отнёс его в адрес мумочки и смеялся громче всех. Мума сконфузилась, покраснела и обиделась.
    - Мумочка, не дуйся, убери сердитки со лба и пойдём топнем "стилягу це - дри"….
    Мума улыбнулась, и они снова принялись за свои кривляния ….
    - Теперь вы знаете, что такое стиляга? - Спросил сосед - студент. - Как видите, тип довольно редкостный, а в данном случае единственный на весь зал. Однако находятся такие девушки и парни, которые завидуют стилягам и мумочкам.
    - Завидовать? Этой мерзости! - Воскликнула с негодованием одна из девушек. - Мне лично плюнуть хочется. Мне тоже захотелось плюнуть, и я пошёл в курительную комнату". Ссср_40 е_Mirror_of_History Ссср_50 е_Mirror_of_History мода_Ссср_Mirror_of_History.

    Фрики. Так что же такое «фрик»?

    Изначально англоязычное слово «freak» опять-таки являлось ругательством, и во многих сферах оно остается оскорблением и по сей день. В давние времена этим словом называли реальных уродцев, выступавших в цирке на потеху публике.

    Уродством считалось любое сильное отклонение от средней нормы – к примеру, фриками назывались карлики, бородатые женщины, горбуны, люди, покрытые большими родовыми пятнами или татуировками.

    Как видно из примеров, фриком можно было стать в результате неудачной природной мутации или же намеренно искажая свою внешность. В науке и по сей день употребляется термин «фрик» по отношению к сильно мутировавшим живым организмам, а в англоязычной речи «фрикануться» (freaking out) означает «испытать паническую атаку».

    Как и многие другие, в том числе уже упомянутые ругательства, термин «фрик» приглянулся американской контркультурной молодежи. Опять-таки, в целях нарушения норм и эпатажа, для того, чтобы бросить вызов скучной и зашоренной буржуазии, молодежь намеренно ассоциировала себя с «уродцами», «не такими, как все».

    Подобный бунтующий, антисоциальный посыл вместе с самим словом «фрик» популяризовал музыкант Фрэнк Заппа в шестидесятых годах двадцатого века. Именно его поведение на концертах, совместно с поведением и внешним образом его фанатов, заложили основы для фрик-субкультуры.

    Фрик-субкультура, как отдельное, сформированное движение со своими идеями и стереотипами, просуществовала недолго. Она ушла в прошлое, как ушли многие другие – хиппи, битники или «битланутые». Но общее название фрика, как человека, намеренно и вызывающе не вписывающегося в обычные, повседневные социальные нормы, осталось.

    Одежда стиляги. Стиль “стиляги” в женской одежде

    Г лавный признак этого стиля – платье с пышной (часто многослойной) юбкой и приталенным лифом. Тонкая талия была большим плюсом, в современное время в создании образа вам поможет специальное корректирующее белье.

    В торой признак – это яркая цветовая гамма. В образе стиляги может перекликаться несколько сочных цветов, например, лиловый, изумрудный, солнечный оранжевый. Не боялись девушки и принтов на платьях, в виде полосок, крупного горошка, маковых точек. Пышными садами цвели бутоны маков, незабудок, астр и лилий.

    Т уфли или босоножки девушки-стиляги выбирают изящные, на среднем каблуке, с удобной колодкой (а как иначе танцевать или убегать). Ещё одна очень важная деталь – тонкие перчатки под цвет платья или контрастные ему. Ну и конечно, не обойтись без аккуратной сумочки, крупных разноцветных бус и широкой ленты в волосах.

    К стати о волосах. Весь образ девушки-стиляги очень выразительный, вплоть до прически. Начёсы, бабетты, локоны, изобилие лака для волос (а в советское время его заменял сахарный раствор). Никакой неопрятности этот стиль не приемлет точно.

    Платья в стиле стиляг бывают двух фасонов – сильно обтягивающими фигуру, по типу футляра, и пышными, причём именно второй вариант был и остаётся самым популярным. Верх таких платьев, как правило, облегающий, рукава – длинные либо короткие, воротник – отложной, может быть с довольно открытым декольте. Пышность платья достигается при помощи кринолиновых подъюбников, которых может быть любое количество, талия подчёркивается при помощи широкого пояса контрастного цвета. Стандартная длина таких платьев – чуть ниже колена, моделей мини и макси в стиле стиляг не бывает. Другой моделью платьев является платье-рубашка с тонким ремешком, отложным воротничком и рукавами три четверти.

    Иногда бывает просто необходимо внести яркие краски в свою жизнь. Ну а у кого этому учиться, если не у стиляг? Они, как никто другой, понимали смысл во всем ярком, но в то же время красивом. Стиляги умели жить на полную катушку, не задумываясь о том, кто и что о них подумает.

    На территории нашей страны они появились в конце 40-х годов. Именно тогда перед ними открылась непосредственность и раскованность во всем американской молодежи. Советские модники называли себя «штатниками». То, как знаем их сейчас мы, как стиляг придумал один пародийный журналист. Ведь именно они умели выделяться среди обычной серой массы. Яркие, неожиданные стиляги стали лицом молодежи того периода.

    Классические образы стиляг

    Как мужчины, так и женщины, которые решили для себя одеваться по стиляжной моде, имели отличительные черты. Ну, если для первых обязательным был изысканный костюм, красочный галстук, то для представительниц прекрасного пола все немного усложнялось.

    Отличительной чертой этого красочного стиля для них было наличие довольно-таки нескромного, по тем временам, платья. Оно должно было быть яркое, обязательно с веселым рисунком, который привлекал бы внимание. К тому же, девчонки выбирали наряды с открытым верхом и короткими рукавами. Что касается фасонов, то предпочтительными были два:

    • «песочные часы» ;
    • «цветок».

    Названия эти фасоны платьев получили от форм, которые создавали при ношении. Платья первого фасона обтягивали бедра своей владелицы и к тому же еще и сужались к коленам. Второй тип характеризировался наличием пышной юбки, которая выходила из под тонкой талии. Тонкий стан визуально старались уменьшить с помощью широкого пояса. Именно он должен был выделить изящные изгибы. Стиляги советского времени дополнили его еще и большим бантом.

    Цвет определяет всё

    Принесли из тех лихих пятидесятых стиляги нам и цветовую палитру. Наиболее популярными как тогда, так и сейчас, среди поклонников этого стиля являются такие цветовые решения:

    • крупный горох;
    • яркие круги;
    • цветной принт.

    Сегодняшние любительницы выделиться среди пастельных тонов тоже часто используют эти цвета. Но современные модницы часто отходят от слишком вычурных нарядов. Популярностью стали пользоваться и мягкие оттенки в сочетании с фасонами того периода.

    Вместе с пышными юбками и легким бантом такой наряд придает своей обладательнице неповторимую воздушность, легкость и мечтательность. К тому же, можно быть уверенной, что он в любом случае обращает на себя внимание, что и было главной целью образа. Беспроигрышным вариантом считается однотонный низ и яркий верх либо наоборот. Это красиво и нежно.

    Маленькие секреты ретро-стиля

    Длина нарядов для девушек - поклонниц этого стиля в прошлом в основном не была выше колена, но вот в современном мире все больше актуальными становятся наряды именно коротких фасонов. Особенно шикарно смотрятся пышные юбки, которые немного короче гипюровых подъюбников. Последние, кроме того, что немного «выглядывают», должны еще и контрастировать по цвету, дополнительно обращая внимания на эту пикантную деталь.

    Это классика стиля стиляг, но не предел. Существует еще масса вариантов, которые можно подобрать для подражания этой безбашенной молодежи. К примеру, можно одеть и укороченные брюки. Но выбирать их стоит ярких цветов и вместе с контрастным свитерком. Неплохо будут выглядеть и платья-макси с глубоким декольте. Главное правило – это отделение от обыденности и создание себе хорошего ретро-настроения.

    Конечно, это платья не на каждый день. Менее яркие наряды можно носить чаще: на прогулку, на свидание. Прекрасно образ девушки-Стиляги подойдет для встречи Нового года. Но и, конечно, идеально он будет смотреться на тематической вечеринке, посвященной тем годам. Тогда уж можно оторваться по полной программе.

    Образ Стиляги в деталях

    Чем еще хороши платья стиляг, что они подходят практически всем девушкам, независимо от комплекции. Единственным условием лишь является не переборщить и не превратить себя в безвкусного попугая. Ни в коем случае не надевайте вместе вещи с разными рисунками, даже если они идеально подходят в остальном.

    Аккуратно стоит подбирать и аксессуары. Можно использовать большую брошь либо крупные бусы, легкий ажурный шарф. К открытым платьям прекрасно подойдут длинные перчатки. Очень популярным аксессуаом был платок, повязанный на голову так, чтобы бант был сверху. Его цвет подбирают под другие аксессуары либо фактуру наряда. Часто девчонки тех годов одевали еще и гольфы, что придавало невинность образу.

    Что касается обуви, сумочек, то можно спокойно выбрать яркие лаковые туфли и сумочку. Но всегда стоит помнить, что больше трех цветов лучше не использовать даже в самых ярких образах.

    Макияж для создания образа Стиляги должен быть ярким. Черные стрелы, алые губы, румяна – все это акцентирует внимание на вас и подчеркнет индивидуальность.

    Стиляги оставили нестираемый след в истории моды. Их образы до сих пор будоражат фантазии многих дизайнеров и модельеров. Так почему бы и нам немного не побаловать себя бесшабашностью того времени?

    Возвращая идеи ушедших эпох и адаптируя их под современные веянья моды, можно создавать уникальные образы: яркие, индивидуальные, выделяющие вас из толпы. Укладка 50-х впишется в романтический, неформальный и повседневный стиль. Прически стиляги делают на длинных и коротких волосах. Им придают жесткую форму с помощью лака или добавляют легкую небрежность, чтобы подчеркнуть естественность и раскованность обладательницы.

    Какой бы вариант укладки вы не выбрали, необходимо придерживаться определенных канонов: линии плавные и четкие, пышный объем и красочные аксессуары. И не забудьте про яркий макияж: он довершит ваш умопомрачительный ретро-образ.

    Стиляжные прически разнообразны, и каждая из них по-своему притягательна. Наиболее популярные:

    • «Бабетта»;
    • «Пышный хвост»;
    • «Венчик мира»;
    • «VicoryRolls»;
    • «Высокий полет».

    Модницам 50-х приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы создать желаемый образ и стать похожей на Одри Хепберн или Мерлин Монро. Безжалостные начесы, вместо лака для волос – пиво и сладкая вода. Сегодня у каждой из вас есть фен с насадкой «брашинг», резинки, шпильки и средства для стайлинга. А значит, создание оригинальной прически не доставит проблем.

    Чарльстон, буги-вуги, фокстрот и еще с десяток видов свинговых танцев вошли в моду после фильма «Стиляги». Полвека назад модные юноши и девушки легко танцевали любой из них. Чтобы сегодня попробовать себя в образе стиляги, нужно разучить хотя бы самые простые движения.

    Инструкция

    Свинговые танцы, как и само это музыкальное направление, берут свое начало в культуре чернокожих американцев. Отсюда их важные принципы: раскованность, задор, четкий ритм и пластичность. Под джазовые мелодии полюбили танцевать в послевоенные годы советские стиляги. Смелые и вызывающие танцы вполне подходили к их манере одеваться и вести себя - ярко и непохоже на других.

    Один из самых показательных танцев стиляг - чарльстон. Прежде его запрещали даже на Западе из-за нарушения рамок приличия, а сегодня чарльстон входит в программу обучения бальных танцев и соревнований по этой спортивной дисциплине.

    Преимущество чарльстона в том, что его можно танцевать парой, поодиночке или целой группой людей. Опытные танцоры используют до 74 движений, новички могут начать с меньшего количества. Главное в нем - импровизация и удовольствие от движения.

    Чарльстон танцуют в размер 4/4. Одно из самых простых движений доступно даже детям. Исходное положение - ноги плотно сведены, корпус чуть наклонен вперед, кисти сцеплены в замок (ладонями вниз), руки выпрямлены. На счет «раз» одновременно совершается полукруговое движение левой пяткой в сторону, а правая нога сгибается в колене и отводится чуть назад и в сторону. На счет «два» - исходное положение, на «три» и «четыре» повторить то же, поменяв ноги.

    Чуть сложнее, зато веселее и ближе к настоящим стилягам парный танец буги-вуги. Чтобы исполнить одну из фигур буги-вуги, партнерам нужно встать лицом к лицу на небольшом расстоянии. Партнер берет левой рукой правую руку партнерши и делает правой ногой небольшой шаг назад. Когда нога окажется позади левой, на правую переносят вес тела. Затем левую ногу приставляют к правой и делают на нее полуопору. Затем вес переносят на левую ногу, а на правую делают полуопору. Партнерша повторяет все движения в зеркальном отображении.

    Буги-вуги стал прародителем рок-н-ролла, так что танцевать вместо него можно даже рок-н-рольные па.

    Женские причёски в стиле стиляг отличаются разнообразностью. Чем именно отличались стиляги? Характерный объем и аксессуары – это две важные составляющие причесок в стиле стиляг. Начесы, бабетта, аксессуары ленты, яркие заколки, чуб Элвиса. Несмотря на то, что эпоха стиляг давно канула в лету, прически стиля популярны до сих пор. Молодые девушки с удовольствием воплощают в своем стиле яркие вызывающие прически стиляг.

    Для создания причёсок подойдут не только длинные, но и короткие волосы. В этом случае можно сделать сексуальную причёску как у Мэрилин Монро. Хорошо завитые волосы украшают лентой или бантом. Простая и оригинальная новая прическа в стиле стиляг. Легко повторить.

    На фото: прическа - высокий начес в стиле стиляг.

    На фото: прическа начес в стиле стиляг.

    На фото: прическа начес в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг с использованием заколки.

    Стиляги в, каком году были. Стиляги разных лет

    Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.

    Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые молодежные субкультуры.

    Видео Стиляги (фильм, 2008)


  • © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди