03.07.2020

Конспект оод по развитию речи. Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Сказочная страна" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. ООД по развитию речи «Книга – наш друг и помощник»


ООД по развитию речи

на тему: Из какой мы сказки?

Программное содержание:

1. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и окончаниями.

2. Развивать связную речь, умение координировать речь с движением.

3. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

4. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

5. Закреплять умение отгадывать загадки.

6.Развивать моторику рук

7. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

8. Дать знания детям об одном из агрегатных состояний воды - лед, выявить и расширить представления о свойствах - льда.

9. Воспитывать любознательность, желание прийти на помощь.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», отгадывание загадок, проведение опытов со снегом, с водой.
Оборудование: ИКТ презентация, избушка изо льда, свечка , шерстяные нитки,1/2 листа картона c контурным рисунком домика, стекло,картинки солнца,снежинки.

Ход:

Ребята вы любите когда к вам приходят гости?

Вот и сегодня к нам должны прийти гости из знакомой нам сказки. А из какой мы узнаем выполнив задания? Тогда отгадывайте загадки.

1.

Среди всех лесных зверей
Известна хитростью своей,
Еще ловкостью и красотой.
А зовут ее …ЛИСОЙ .

Лиса дикое или домашнее животное?

Почему мы она дикое животное?

Как называется дом в котором живёт лиса?

Молодцы. Лиса хочет с нами проговорить чистоговорку.

Са-са-са - вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы - прибежали две … (лисы).

Су-су-су - дети видели … (лису).

Сой-сой-сой - волк погнался за …(лисой).

Се-се-се - много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис - в лесу есть много … (лис) и т.д.

Молодцы ребята нам нужно продолжать.

2.Он чужих не пропускает,
Осторожно, покусает!
Или вмиг затеет драку,
Кто же, кто это?
(Собака)

Правильно собака. Собака дикое или домашнее животное? Как называется дом в котором живут собаки?

Молодцы. Собачка хочет с нами поиграть в игру назови одним словом.

Д/и "Назови одним словом"

бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

скворец, снегирь, сорока, ласточка - птицы;

ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек - цветы;

лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные

3Слушайте загадку внимательно.

Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

(Медведь)

Медведь где живёт?

Значит это какое животное? -молодцы. Медведь тоже приготовил нам одну игру и хочет с нами поиграть А называется она

Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком , волк - волчонком , медведь - медвежонком ,
белка - бельчонком , ёж - ежонком , овечка - ягнёнком , лошадь - жеребёнком ,заяц - зайчонком , мышь -мышонком.

4Слушайте следующую загадку.

Два пушистых длинных ушка,
Любит грызть капустный лист,
Прыгать может как лягушка
Всех вокруг боится лис! (Зайчик )


Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)

5Отдохнули присаживайтесь, слушайте загадку.

1. Унесла его лиса за далекие леса...

Но придет на помощь кот, своего дружка спасет!

Открывай, лиса, мешок! Ты свободен, ….(петушок!)

Ребята вот и все животные вместе собрались.

А из какой они сказки кто помнит?

Правильно из сказки «Заюшкина избушка».

Как помог петух в этой сказке зайцу?

Почему лиса стала жить у зайца?

Из чего был сделан домик у лисы?

+ А как вы думаете, почему у лисы избушка растаяла?
Дети: Потому, что наступила весна, солнце светит ярче, стало тепло.
+ Скажите, а что из бытового оборудования может греть и освещать как солнце?
Дети: Лампа, батарея, плита.
+ А свечка похоже с солнцем? (отв.детей).

Давайте сейчас проведем эксперимент со льдом с помощью свечки. Свечка будет заменителем солнца.

Если мы поднесем руки к свечке, что мы почувствуем?


Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: "Зима"
Цель. Развитие связной речи.

Задачи.
1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.
4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.
5. Развивать внимание, мышление.

Материал. Иллюстрации с зимними пейзажами, фонограмма П. И. Чайковского "У камелька" ("Времена года"); альбомные листы светло-голубого тона, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулок.
Чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы.
Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

Ход занятия
На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение:
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А. С. Пушкин
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.
- Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (Три.)
- Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- А какой сейчас месяц? (Январь.)

Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой "Первый снег":
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Дидактическая игра "Добавь слово"
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)

Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)
- Тропинки запорошило - это как вы понимаете? (Занесло снегом.)
"Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.
- Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

Физминутка «Снежинки»Ой летят, летят снежинки -Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.)Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону,Рукавами повела. затем левую руку в сторону.) Все снежинки закружила И на землю опустила. (Покружиться и присесть.)

Воспитатель. Что происходит зимой с деревьями? Какие они? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают)
- А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? (Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе и др.)
- Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой. (Рассказы детей. Заслушивается 2-3 рассказа.) Воспитатель. А какие у вас забавы да игры зимой? (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.) Упражнение "Закончи предложение"
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить... (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему... (снеговику).
Мы показали соседям нашего... (снеговика).
Мы играли с нашим... (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о... (снеговике).

Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок, (Идут по кругу, изображая, будто Кати по снегу свой снежок. катят перед собой снежный ком.)
Он превратится в снежный ком, ("Рисуют" руками большой круг.)
И станет ком снеговиком. ("Рисуют" снеговика из трех комков.)
Его улыбка так светла! (Широко улыбаются.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа.)
Но солнце припечет слегка - (Медленно приседают.)
Увы! - и нет снеговика. (Разводят руками, пожимают плечами.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать картинку о зиме.
Звучит спокойная музыка, дети рисуют.
Итог. Оценка деятельности детей.

Гафиятуллина Лилия Рафаиловна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №63"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-09 Конспект ООД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи на тему «Осенняя грамматика» Гафиятуллина Лилия Рафаиловна МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №63" вашему внимаю представлен конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи

Конспект ООД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи на тему «Осенняя грамматика»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте и по развитию речи

(итоговое интегрированное занятие)

Вид занятия: познание (обучение грамоте, развитие речи)

Тип занятия : подгрупповое

Тема: «Осенняя грамматика»

Цель : обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об осени и пройденных звуках.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;

·закреплять пройденные звуки, уметь подбирать к ним слова, умение делить слова на слоги.

Развивающие задачи:

  • развивать наглядно-образное мышление;
  • продолжать развивать память, речь;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать связную речь;
  • развивать умение выполнять различные игровые задания;
  • развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой природы;
  • воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к ней;

·воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности,

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;

·воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи;

·воспитывать самостоятельность, поощрять инициативу.

Предполагаемый результат: дети называют отличительные признаки осени, делят слова на слоги, общаются между собой и со взрослым; активно участвуют на ООД, проявляя интерес и инициативу.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.

Методы и приемы:

·Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение, описание);

·Наглядный (мультимедийная презентация);

·Практический (рассматривание картин с изображением осени, деление слов на слоги, дорисовывание элементов букв);

·Игровой (игровой сюжет);

·Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными, существительными, глаголами.

Оборудование: стулья детские – 4, магнитная доска (1 шт.), магниты, стол для пособий-1, макет деревьев (клён, 2 ели).

Демонстрационный материал: предметные картинки утки, иголки, апельсина, малины, осени, картинки с приметами осени, картина с заданием на определение количества слогов, осенние листочки, разрезные буквы А,О, У, И, ы, М

Раздаточный материал: картинки с дорисовыванием элементов букв, фломастеры, простые карандаши (4 шт.)

Предварительная работа педагогов:

Составили конспект, приготовили демонстрационный и раздаточный материал.

Предварительная работа с детьми:

  • Наблюдения за изменениями природы осенью,
  • Прогулки по детскому саду,
  • Знакомство с гласными буквами, упражнения на подбор слов с заданным звуком и на деление слов на слоги,
  • Проговаривание скороговорок,

·Беседа об осени, составление простых предложений,

  • Чтение художественной литературы.

Индивидуальная работа на занятии:

Наблюдать за поведением гиперактивных детей;

Организация занятия:

На протяжении всего занятия дети выполняют задания, которые находятся по всему кабинету.

Структура занятия:

Ⅰ Организационный момент – 1,5 мин.

1.Вход детей в группу. – 0,5 мин.

2.Игра «Да-нет» – 1 мин.

Ⅱ Основная часть – 15 мин.

1.Беседа о приметах осени.

2. Просмотр презентации.

3.Игра «Поймай звук».

4.Физкультминутка «Зайцы»

5.Игра на определение первого звука.

7.Задание «Буквы сломались».

Ⅲ Заключительная часть – 4 мин.

Раздача угощения. Итог занятия.

Ход ООД:

I . Орг.момент

Давайте, поиграем в игру «Да или нет»:
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

II . Основная часть.

Наступила пора прощания с осенью. А давайте с вами вспомним, что же такое осень? (время года). После какого времени она наступает? (после лета).Назовите осенние месяцы. Какие приметы осени вы знаете? (солнце светит, но не греет, небо серое и хмурое, часто идут дожди, становится холодно, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, желтеют и опадают листья).

– А теперь скажите, ребята, осень – это грустно. Почему? (становится холодно, часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять, опадают листья и деревья стоят голые, желтеет и засыхает трава).

А осень- это хорошо. Почему? (Деревья стоят красивые, с разноцветными листьями, бывает листопад, в лесу много грибов, ягод, собирают урожай, можно играть с листьями, делать поделки из овощей, природного материала).

– Вы любите осень? (да).почему? а сейчас какая осень? (поздняя осень).Как вы догадались?

Поздняя осень еще не зима,

Но легкий снежок покрывает дома.

Ветки искрятся белым пушком,

Светло и нарядно у нас за окном.

Важно ворона по снегу гуляет,

А воробьишек он возмущает,

Как крошки и зерна искать на земле,

Их не достать, ведь не время зиме!

Зря не сердитесь мои воробьишки,

Снег в ноябре часто тает малышки,

Просто зима шлем напоминание:

Скоро приду-не досвидание!

– Попробуем вместе рассказать об осени

Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

* первое окошко – солнце. Кто скажет, как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).

* второе окошко – небо. А что вы расскажете об осеннем небе? (ранней осенью небо еще голубое, но появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное, дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).

* третье и четвертое окошко – земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями?(ранней осенью трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую осень все деревья надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а поздней осенью листья с деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).

* пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все теплее и теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой зонт от дождя).

* шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об этом. (осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты). ,

* восьмое окошко – игры и занятия детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду на прогулке собираем красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).

Рассказ получился очень интересный, спасибо.

– Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (Листочки). Когда листики желтеют, что с ними происходит? Опадают. Они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы? (Листопад). Скажите, со всех ли деревьев опадают осенью листья?

– Какие знаете хвойные деревья? Назовите и объясните, почему с хвойных деревьев не опадает листва?Как иначе еще называют иголки у хвойных деревьев?

– Осень – это удивительное время года. В садах созревают фрукты, на грядках – овощи. Давайте посмотрим, что выросло на дереве(Буквы) .. Назовите их. (ответы детей) . Это гласные или согласные? (Гласные) . А что вы ещё можете про них сказать? (они поющие, протяжные, могут стоять в начале, в середине и в конце слова). А какие ещё бывают звуки? (согласные). Почему их так называют? Какой звук не бывает в начале слов?

– На какой звук начинается слово Осень? (О). Он какой звук?

Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить ряд звуков, а вы хлопните в ладоши когда услышите звук У. И, А, У, А, У, Ы, И, А, У… . Молодцы!

Давайте отдохнем.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-встали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

– На доске картинки. Вы должны узнать, на какой звук они начинаются и соединить с этим звуком. (Дети выполняют задание). Какой звук не бывает в начале слов? (Звук Ы).

– Ребята, а что получается, когда звуки соединяются? (ответы детей). Слоги.

Игра «раскрась столько кружков, сколько слогов»

– Приготовила еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.

(Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам).

III . Заключительная часть.

– Вот и подошло к концу наше занятие. О каком времени года мы сегодня вспомнили. Какие звуки мы уже с вами знаем. Их много. На следующих занятиях мы познакомимся и с другими звуками. Осень оставила вам угощения.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чароит»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Воспитатель:

Штоль Наталья Алексеевна

Апрель 2017 год

г.Красногорск

Московская обл.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Цели занятия:

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.

2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.

3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.

Задачи:

1. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Назови ласково».

2. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.

3. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).

4. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

5. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.

6. Повторение домашнего адреса и телефона.

Тип занятия:

Закрепление ранее приобретенных знаний.

Форма занятия:

Непосредственно образовательная деятельность

Продолжительность:

30 мин

Участники:

Воспитанники группы

Возраст обучающихся:

6-7 лет

Оборудование и материалы:

Небольшой мяч,

Предварительная работа:

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способа действий, показ образца; словесные: рассказ воспитателя, объяснение детей; практические: выполнение заданий.

Структура занятия:

Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка».

Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.

Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).

Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.

Повторение домашнего адреса и телефона.

20 минут

Окончание занятия

Подведение итога занятия, проверка усвоенных знаний.

5 минут

Ход занятия:

Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.

Воспитатель: Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь.

Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.

Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).

Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Назови ласково».

Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы.

Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху).

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу.

Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам «враг», «трудиться», «лентяй».

Воспитатель: Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?

Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.

Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам: день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.

Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.

Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай… (конец!»

Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей.

Воспитатель: Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

На мольберт поставить две демонстрационные картинки.

Воспитатель: Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Аня. Я не случайно вызвала к мольберту Аню. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим: у лисы – след лисий. (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного).

Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ:

Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца – овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Воспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?

С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.

Воспитатель: А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?

Заслушивают ответы 3 - 4 детей.

В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку:

«Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел как живой

Он с хвостом и головой.

За усы не тяни –

Из соломинок они

Тонкие, блестящие,

Словно настоящие»

А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:

1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».

2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».

3. Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».

4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».

5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».

На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. (Приложение)

Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей.

Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка-норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Чем мы занимались сегодня? Что нового вы узнали?

Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. - 192 c.

2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития - , 2008. - 288 c.

3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Учебник-тетрадь для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2; Баласс - Москва, 2008. - 450 c.
4. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 112 c.

5. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды; Корифей - Москва, 2010. - 112 c.

Д. Демихово

Конспект ООД по развитию речи

в подготовительной группе:

« Составление рассказа по сюжетным картинкам

по теме «Осень».

подготовила и провела

воспитатель

Программное содержание:

– закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе,

– обучать составлению связного последовательного рассказа по сюжетным картинкам (по алгоритму),

– развивать умение передавать предметное содержание сюжетной картины,

– развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию,

– расширять и активизировать предметный словарь по данной теме,

– упражняться в правильном употреблении предлогов (в, над, под, на, по).

Словарная работа: дождливая, сырая, золотая, душистая, поздняя, бабье лето, алеть, багроветь (алые, багровые), мелкие моросящие дожди.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, игровая, физическая.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.

Оборудование: сюжетные картины по методике «Развитие речи в детском саду ».

Предварительная работа: сезонные изменения осенью жизнедеятельность диких животных в лесу, приметы осени – неживая природа, одежда людей в осенний период.

Воспитатель загадывает детям загадку. И обращает внимание, что отгадка и будет темой сегодняшнего занятия.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Правильно дети – это осень. Как и у нас с вами за окном. А кто нам назовёт осенние месяцы? (ответы детей). Все правильно.

А теперь ответьте мне, пожалуйста,: Какой бывает осень? (холодной, дождливой, сырой, золотой, душистой, поздней). Молодцы! Какую осень называют «ранней»? (это сентябрь, бабье лето, когда листья только начинают золотиться, алеть, багроветь, ещё насекомые не спрятались и природа нас может радовать солнечной погодой). Все правильно.

А что такое « золотая осень»? (дети отвечают – листья на деревьях будто золотом покрыты, под ногами шуршат и радуют глаз своей пёстротой. Это время листопада. Вкусно пахнет листвой). И это правильно.

А какой период осени мы называем «поздней»? (ответы детей – деревья роняют свою листву, почти все стоят голые, дуют холодные сильные ветра, идут мелкие моросящие дожди, по небу плывут серые низкие тучи, солнце почти не показывается на небе, птицы улетают в теплые края).

Ребята, вы просто молодцы, и на все мои вопросы ответили правильно. И сейчас нам предстоит творческая работа. Мы с вами превратимся в рассказчиков и будим придумывать свои истории. А истории будут на тему «Осень».

Воспитатель вывешивает на магнитную доску сюжетные картинки, на одной изображены звери в лесу, на другой – осенняя дождливая погода в городе. Но прежде чем мы начнем сочинять, давайте немного разомнемся и превратимся в осенние листочки.

Проводится физкультминутка:

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся вокруг себя),

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают на корточки).

И под ногами шуршат, шелестят (дети имитируют руками дуновение ветра и произносят звук «ш-шшшшш» - протяжно).

Будто опять закружиться хотят (дети кружатся).

Теперь ребята, можно продолжать. Вернемся к нашим сюжетный картинам. Как бы вы их озаглавили? (дети дают различные варианты, общим мнением выбирается название картины - «Звери готовятся к зиме» и « Дождливая осень в городе»).

Воспитатель обращает внимание на то, что дети уже умеют составлять рассказы по картинкам. Рассказ должен быть правильно построен, по определенной схеме - алгоритму. Воспитатель напоминает, что у любого рассказа должно быть:

Начало, основная часть - раскрытие сюжетной линии. заключение – вывод и свое отношение к картине.

Воспитатель поясняет, что сначала вы даёте название выбранной вами сюжетной картинке, затем, описываете место и время изображенное на картине, потом описываете действие или героев которые изображены здесь. И как итог – вывод.

Педагог путем вопросов, подготавливает детей к составлению историй – рассказов по данным картинам, уточняет основные фразы Ребенок вправе выбрать любую из двух предложенных. Воспитатель выслушивает рассказы тех детей, которые сами изъявили желание попробовать свои силы.

Подведение итогов.

– Чем мы с вами сегодня занимались?

– По каким картинам составляли рассказ?

Воспитатель в конце занятия подводит итог. Выслушивает мнение детей, что особенно получилось, чей рассказ оказался наиболее полным развернутым и грамотно построенным.

Молодцы ребята, вы сегодня замечательно потрудились, хорошо отвечали на вопросы. Работали дружно!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди