13.04.2019

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Золотая осень. «Золотая Осень» познавательное занятие в старшей группе


Подготовила и провела

Михайлова Галина Павловна воспитатель 1 квалификационной категории

Конспект занятия в средней группе. Познавательное развитие.

Тема: "Что нам осень принесла?"

Цель. Расширение знаний об осени и её дарах.

Задачи.

  1. Расширять представления детей об овощах и фруктах.
  2. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  3. Дать представления о пользе природных витаминов.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность: 20 минут

Участники: дети средней группы.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Материал . Кукла Незнайки. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает грядку с огуречной рассадой, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Методы и приемы: наглядный, словесный.

Ход занятия.

  1. Организационный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о том, что нам осень принесла! Но сначала вы должны отгадать мои загадки.

Стук в дверь (воспитатель выходит за дверь и одевает на руку куклу - Незнайки).

Воспитатель: Кто это к нам пришел? Здравствуй Незнайка, заходи к нам помоги ребятам отгадать загадки.

  1. Основной этап.
  2. Отгадывание загадок.
    Круглый бок, желтый бок;
    Сидит на грядке колобок,
    Врос в землю крепко,

Что же это…
(Репка)

Незнайка : Это колобок!

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка? (Из сказки)

Незнайка : А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!

Воспитатель : Дети, а вы как думаете, кто вытянул репку? (Ответы детей)

Незнайка : Я понял, это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее - и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.

Воспитатель : Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)

Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.

  1. Обобщение.

Воспитатель : Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!

Воспитатель : А какие еще овощи вы знаете? (Дети перечисляют овощи).

Воспитатель : Следовательно, репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка - это овощи.

Незнайка : Вы еще забыли назвать яблоко!

Воспитатель : Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко - это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете? (Дети перечисляют фрукты ).

Правильно яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все - фрукты. Молодцы!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду - на деревьях.

Воспитатель: А где растут овощи?

Дети : Овощи растут в огороде - на грядках.

Незнайка : Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?

Воспитатель : Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться.

(Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения).

Воспитатель: Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.

  1. Проводится игра «Собери урожай».

Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи).

Воспитатель дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.

Первая корзинка - для сбора овощей - у Незнайки, вторая корзинка - для сбора фруктов - у ребенка.

Воспитатель : Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Леры - фрукты.

По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую - фрукты.

  1. Обсуждение «Какие заготовки делают на зиму?»

Воспитатель : Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека.

Незнайка : А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель : Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты. И сейчас мы поиграем в игру «Узнай на вкус».

  1. Проводится игра «Узнай на вкус».

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.

Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

  1. Заключительный этап. Итог занятия.

О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вы узнали об осени?

Кто приходил к нам в гости?

Во что вы сегодня играли?

Литература.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

Средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ - Москва, 2014

Афанасьева Галина Ивановна

МБДОУ д/с № 29 г.Гулькевичи

воспитатель

Образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект НОД «Мир природы»

Тема: «Путешествие в осенний лес» старшая группа.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к животному миру Краснодарского края. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать доброжелательное отношение к объектам живой природы.

Программное содержание.

  • Уточнить и дополнить знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Формировать умение устанавливать причинно - следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
  • Воспитывать у детей интерес к жизни животных в осенний период.
  • Расширять кругозор детей.
  • Развивать мелкую и крупную моторику

Словарная работа.

  • Ввести в активный словарь детей слова: трухлявые, хворост, линька, шёрстка, трудолюбивая, хатка и др.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование.

  • Подбор материала - презентация по данной теме,
  • Музыкальное сопровождение.
  • игрушка Каркуша.

Предварительная работа.

  • беседы с детьми,
  • рассматривание иллюстраций,
  • отгадывание загадок,
  • наблюдения в природе.

Воспитатель детям: Ребята, нам сегодня пришло письмо, и принесла его ворона Каркуша. Сейчас мы узнаем, а что же там написано? А в письме лесные зайчата просят у нас помощи, они не знают какую шубку им нужно сейчас носить? Хотите помочь зайчатам? Как вы думаете, чем мы может им помочь? (Ответы детей.) А я предлагаю отправиться нам в путешествие в лес. И глядя на изображение леса, рассказать какое время года наступило в лесу. Путешествие будет необычным...

Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в лесу ты окажись».

Загадывает детям загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень).

Начало показа презентации.

И как вы это узнали? А что такое лес, и кто там живёт? (ответы детей)

Правильно дети лес, это дом для многих растений, животных, насекомых и птиц, которые обитают у нас на Кубани. Так что же происходит сейчас у всех у них в осеннем лесу мы и поговорим об этом. А точнее, как живая природа: животные и птицы, насекомые и растения готовятся к зимним холодам. (слайд)

Ребята, почему то уже не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не звенят над головой? Почему их не видно? (Ответы детей.)

Дети рассказывают, а воспитатель дополняет. (Холодно) (слайд).

Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, под опавшие листья, в щели домов.)

Муравьи (слайд).

Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)

Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.

Ребята, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящериц и лягушек. Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

А лягушки? (Лягушки зарываются в тину на дне водоёмов.)

Куда деваться птицам, если нет насекомых? (Чтобы не умереть с голода, основная часть птиц, улетает в теплые края, где тепло и много корма. А те птички, которые остались, летят поближе к жилью людей, и мы должны помочь пережить им тяжелое время.) (слайд).

А кто из вас знает, как мы можем помочь птицам? (ответы детей) Дети рассказывают, а воспитатель дополняет.

А кто из вас знает, как дикие животные готовятся зиме? И почему мы называем их дикими? (слайд).

Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, он засыпает на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков, ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.) (слайд).

Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук) А еще в спячку впадает барсук, осенью он тоже наедает много жира, и укладывается в теплую нору(слайд).

Ребята, оказывается осенью надо по лесу ходить осторожно, тихо, Почему? (Дети называют правила поведения в лесу.) (Чтобы не разбудить уже заснувших животных.)

А где зимует медведь? Как называется его жилище? (В берлоге )

Давайте посмотрим на Слайды медведи в осеннем лесу.

  • Какое время года в лесу?
  • Что делают медведи?

Медведь готовится к зиме с лета, он много ест и запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки и деревца, что по краям ямы росли, подгрызает - они накланяются и получается крыша, как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.

Ребята, посмотрите на картину. (Выставляется другой слайд )

Чем занимаются белочки в осенние дни?

Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи - всё зимой пригодится. В лесу у неё есть жилье. Как называется жилище белки? (ответы детей) Правильно, а в дупле есть кладовочки. В таких кладовых много запасов, на всю зиму хватит. А кроме кладовой в дупле ещё есть место для сна. Очень трудолюбивые и запасливые белочки. (слайд)

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика « Осень» (Автор Н. Нищева)

Ветер по лесу летал, (плавные волнообразные движения скрещенными

Ветер листики считал: ладонями)

Вот дубовый (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках

Вот кленовый, на каждое прилагательное)

Вот рябиновый, резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер сбросил на тропинку. (Спокойно опускают руки)

Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.) У них происходит линька, это смена летней шёрстки на зимнюю. (слайд).

Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких теплых шубах, с подшерстком внутри можно пережить морозы. Лисичка меняет свой серовато - рыжий наряд на рыжую тёплую шубку. Очень любит переодеваться заяц. Какого цвета шубку? (Из серой в белую) Почему? (слайд).

Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят. Так что же мы ответим зайцам? Пришло время менять им шубку или нет? А чем питаются зайцы зимой? А еще есть такое выражение - зайца ноги спасают. Что это значит? (ответы детей)

Ребята, теперь повторим, то о том, как же животные готовятся к зиме:

  1. Уходят в спячку.
  2. Делают запасы.

Могут себя прокормить. (У них густая и тёплая шубка, и они не боятся морозов. А какие жилища умеют устраивать себе животные к зиме? (дети называют) Правильно ребята - норы роют зайцы, лисы, барсуки, логово - волк, ну а хозяин леса - медведь устраивает себе берлогу. Теперь вы знаете, как лесные жители нашего края готовятся к приходу зимы? (слайд).

Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в группе окажись».

Я думаю, что уже можем передать вороне Каркуше ответ для зайцев, мы расскажем о том, что еще рано менять шубку. Снег еще не выпал, и зайцам на осенней траве и листве в белой шубке будет очень трудно спрятаться от хищных животных - волка и лисы.

Каркуша благодарит детей за рассказ и ответ. Ей понравилось у детей в гостях. Прощается с детьми и улетает.

- Я думаю, что мы с вами сегодня сделали доброе дело - помогли зайчатам! И поэтому заслужили просмотр мульфильма, а называется он "Осенние заботы"

Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм, об осенних заботах животных в лесу.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»

«ОСЕНЬ »

(образовательная область «познание»)

Цель : обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : здоровье, познание, социализация.

Оборудование :

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Презентация «Осень».

Презентация «Почему опадают листья».

Ход НОД:

Здравствуйте ребята, посмотрите, как красиво в нашей группе, а чтобы наше путешествие было сказочным и увлекательным, для начала нужно поприветствовать друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой)

Здравствуй маленький дружок (берут друг друга за руки).

А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу:

Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень.

Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо :

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение Осени?

Воспитатель:

Ребята, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.)

Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: – Правильно, послушайте стихотворение о приметах осени

«Приметы осени»

Осень подойдет не слышно

Тихо встанет у ворот

В огороде листик вишни

На дорожку упадет – эта первая примета

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В листьях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Пожелтеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река-

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди,

Моросящие дожди.

Пеленой затянут просинь-

Значит, наступила осень.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине? (Осень)

А на этой? (Осень)

А какое время года на третьей картине? (Осень)

Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Потому что осень бывает разная).

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1. Кто же ухаживает за лесом? И как его называют (Лесник)

2. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно (Листопад)

3.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

4.Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

5.Кто собрался в стайки? (Птицы)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

6.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

7.Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

8.Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее. (Ледок)

9.Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый. (Снег)

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями.

Просмотр фильма «Осень» - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Дети просматривают фильм «Осень».

Практическая часть.

Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.

Дети составляют картину осени.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.

Чем мы с вами, ребята сегодня занимались?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»

Конспект НОД в старшей группе по теме « ОСЕНЬ »

(образовательная область «познание»)

Цель : обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : здоровье, познание, социализация.

Оборудование :

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Презентация «Осень».

Презентация «Почему опадают листья».

Ход НОД:

Здравствуйте ребята, посмотрите, как красиво в нашей группе, а чтобы наше путешествие было сказочным и увлекательным, для начала нужно поприветствовать друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой)

Здравствуй маленький дружок (берут друг друга за руки).

А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу:

Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень.

Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо :

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение Осени?

Дети: Да!

Воспитатель:

Ребята, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.)

Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: – Правильно, послушайте стихотворение о приметах осени

«Приметы осени»

Осень подойдет не слышно

Тихо встанет у ворот

В огороде листик вишни

На дорожку упадет – эта первая примета

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В листьях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Пожелтеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река-

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди,

Моросящие дожди.

Пеленой затянут просинь-

Значит, наступила осень.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Презентация «Почему опадают листья».

Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине? (Осень)

А на этой? (Осень)

А какое время года на третьей картине? (Осень)

Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Потому что осень бывает разная).

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Да!

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1. Кто же ухаживает за лесом? И как его называют (Лесник)

2. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно (Листопад)

3.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

4.Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

5.Кто собрался в стайки? (Птицы)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

6.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

7.Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

8.Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее. (Ледок)

9.Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый. (Снег)

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями.

Просмотр фильма «Осень» - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Дети просматривают фильм «Осень».

Практическая часть.

Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.

Дети составляют картину осени.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.

Чем мы с вами, ребята сегодня занимались?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.


По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие
в старшей группе

Воспитатель: Куликова Е.П.
Детский сад № 204 ОАО «РЖД»
г. Абакан

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да) .

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки) .

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить) .

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут) .

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.

2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.

Активизировать в речи детей «осеннего» словаря: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.

Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.

Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.

3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие)

«Осень золотая»

(старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди