01.08.2019

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица. Конспект занятия на тему: «Масленица» в подготовительной группе


Сценарий подготовила Воспитатель МДОУ Двуреченский детский сад Общеразвивающего вида Смолянская Екатерина Николаевна
Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка с взрослыми.
Задачи:
1. Расширить знания детей о русском народном празднике Масленица: его истории, значении, символах.
2. Воспитывать интерес к русским народным играм, используя заклички, запевки.
3. Активизировать словарный запас детей
4. Формировать умение громко и четко проговаривать пословицы и скороговорки, выразительно читать заученные наизусть стихи.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
6. Воспитывать любовь к родному краю.

Подготовительная работа:
1. Экскурсия детей в созданный в детском саду музей «Русская изба» (экспозиции «Русский быт», «Масленица широкая»)
2. Разучивание с детьми стихов, колядок, пословиц и скороговорок
3. Подготовка костюмов главным героям

Оборудование:
1. для музыкального сопровождения: магнитофон и фонограммы
2. как атрибут для игры «Заря-заряница»: атласная лента,
3. для сервировки столов: два самовара, чайная посуда, скатерти

Действующие лица: Хозяюшка - воспитатель подготовительной группы. Хозяин с хозяйкой. Гости
Хозяюшка: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Приглашаем всех на Масленицу веселую!
И тихони и проказники будут все у нас на празднике!
Хозяин: Гостей давно мы ждем-поджидаем, Масленицу не начинаем!
Хозяйка:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Пусть праздник проходит пышно!
Хозяюшка:
Полно Зимушке зимовать,
Пора матушке Весне наступать.
Масленицу широкую открываем!
И веселье начинаем!
Хозяин:
Хозяюшка милая, а от чего ж то на земле русской така радость то?
Хозяюшка:
Ах, давным-давно, наши с вами предки – древние славяне, праздновали Новый год весной.
А мы с вами знаем поговорку: как встретишь новый год - так его и проведешь.
Поэтому и не скупились Русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.
И с тех пор Масленица остается самым веселым праздником.
Недаром в народе называют ее «честной», «обжорной» и даже «разорительницей».
А вы- то сами, гости дорогие, знаете пословицы-поговорки про Масленицу?
(Гости; дети и родители, называют пословицы и поговорки.)

Не житьё-бытьё, а Масленица.
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин добр не один.
Первый блин комом, второй знакомым.
Первый блин комом, второй - с маслом, а третий с квасом.
Масленица идет блин да мёд несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
Масленица объедуха, деньгам - приберуха.
Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Не всё коту Масленица, бывает и Великий Пост.
На Масленой повеселись, да блинком угостись.

Хозяюшка: Гости дорогие, расскажем мы вам о том, как же раньше на Руси праздновали Масленицу. Выходите-ка ко мне, мои помощники (выходят дети в народных костюмах)
Дети:
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинчиков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем.
Если есть сковорода
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!
То не мышь пищит, не мороз трещит,
В сковородке блин за блином шкворчит.
Да с селедочкой, да с икорочкой,
Да по краю с золотистой корочкой.
Вот так Масленица! Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это Солнце-блин и блин-Луна.
Один блин горячий, другой холодный.
Полезай на небо, если кто голодный!
Приходи народ и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна.
Ну-ка съешь блина, чтоб пришла весна.
Хозяюшка: Как и любая неделя, Масленица начинается в понедельник.
Кто же нам расскажет о днях Масленичной недели?
(выходят восемь ребят)
Дети:
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.
В понедельник б - с гор катался,
А во вторник бы играл,
В среду - вкусным объедался.
В четверг город снежный брал.
В пятницу - гостил б у тёщи
Я с красавицей женой.
А в субботу ел блины бы
Вместе с дружною роднёй.
В воскресенье – день «прощённый»,
Я бы всех тогда простил
И, облегчив свою душу,
Я б на площадь б поспешил.
Масленицу там сжигали,
Пели песни и плясали,
Ждали все приход Весны.
Весь народ вновь ел блины.
Жаль чуть-чуть, что не родился
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.

Понедельник - первый день называется Встреча. В этот день встречают Масленицу, ходят друг к другу в гости. Главная участница гуляний это большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани и с песнями и плясками возили по улицам.

Второй день – вторник назывался Заигрыш.
В этот день строили ледяные и снежные крепости. Народ катался на санках, на лошадях. Скоморохи пели веселые частушки. Начинались игрища и потехи.

Среда - Лакомка или Сладкоежка. В этот день зятья - наши папы приходили на блины к теще - к маминой маме. В этот день лакомились круглыми, горячими блинами.

Четвертый день масленицы назывался Разгул. Это был самый веселый день масленичной недели. В этот день возили в санях чучело Масленицы, пели задорные песни, танцевали, катались с ледяных гор. Веселье было в самом разгаре.

Пятница называлась Тещины вечерки. Теперь уже зять тещу к себе в гости приглашал и блинами угощал.

Суббота - это золовкины посиделки. Невестка дарила золовкам, сестрам мужа, подарки.
В этот день провожали Зиму, сжигали на костре чучело Масленицы.
Народ окончательно прощался с Зимой.

Последний день Масленицы – прощёное воскресенье, или Проводы.
В этот день заканчивались гулянья. На ледяных горках разводили костры, чтобы лёд растопить, холод остановить. Люди прощения просили, добрые дела творили.

Хозяюшка:
Какой же сегодня день недели? Правильно, Четверг – разгул.
Народ честной, вставай в хоровод большой,
Будем мы в «Зарю» играть, и гостей всех забавлять!

Русская народная игра «Заря – заряница».

Правила игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной.
Водящий, Заря ходит за кругом и говорит слова:

Заря-заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила.

С последним словом водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих.
Игрок, заметив это, быстро и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу.
Тот, кто останется без места становится Зарёй.
Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, а играющие не должны поворачиваться пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Хозяюшка:
Молодцы! Славно поиграли.
Эх, раз, еще раз, мы поклонимся сейчас!
Начинаем перепляс, постараемся для вас.
Хозяин: Сегодня здесь Весну встречаем,
И с поклоном приглашаем
Всех кто любит веселиться
И смеяться и резвиться
Становитесь в хоровод.
Плясовая сейчас пойдет.

Плясовая «Кадриль»

Хозяюшка:
Всех на масленицу ждем! Встретим масленым блином.
Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие!
Вот и блинчиков пора, ешьте с пылу, с жару!
Все румяны да красивы
А за праздник всем
СПАСИБО!
Угощайтесь на здоровье! Приятного всем аппетита.

Дети и родители проходят в группу, где накрыты столы с блинами.
Каждая семья кратко презентует своё угощение.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»

Программные задачи:
1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории

Необходимый материал:
Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.

Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.

Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».

Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами

Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим -
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!

Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети: Блины
Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка),
Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети: Нет
Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру

У Маланьи
Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

Входит повар, заносит готовые блинчики.
Воспитатель: Вот и блинчики готовы, угощайтесь!

Презентация на тему: Масленица

Рудный қаласы әкімдігінің КМҚК «№14бөбекжай балабақшасы»
КГКП «Ясли – сад №14 акимата города Рудного»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«В гости к Масленице».

Выполнил: воспитатель первой категории Калужская Л.А.

Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Воспитатель: Добрый день, добрый час!

Поиграем мы сейчас? (Да)

К нам сюда скорее просим,

Подходи честной народ.

Фейерверки зажигайте,

Всех нас Масленица ждёт.

Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?

Да, конечно хотим.

Появляется Таша Бала (кукла би-ба-бо).

А куда это вы собрались?

Мы хотим попасть на Масленицу.

А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.

Если, ты, Таша Бала, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами, а дети помогут тебе. Правда, ребята?

Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.

Когда встречают Масленицу?

Как готовятся к Масленице?

Как её зовут-зазывают?

Дети отвечают на вопросы и читают заклички:

Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

Светит Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица,

Семь годков.

Как народ отмечает Масленицу?

Сколько дней длится Масленица?

А чем этот праздник отличается от всех остальных?

Дети отвечают на вопросы.

Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Таша Бала, хочешь узнать?

Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?

Дети предлагают свои варианты.

Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.

Дети распределяют слова по вагонам.

Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется?

- «Встреча»

Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук.

Дети выполняют задание, сидя за столом.

Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником. А нам нужно отправляться дальше.

Прочитайте, как называется вторая остановка?

- «Заигрыш».

Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.

Физминутка

Солнце спит, небо спит.

Даже ветер не шумит

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг поднялся ветерок,

Небо тучей заволок,

И деревья раскачал.

Град по крыше застучал.

Барабанит град по крыше,

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи.

Ни один не виден лучик.

Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.

А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется.

- «Лакомка»

Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?

В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику, глядя в зеркало.

«Качели» Язычок – вверх и вниз –

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо,

Весело Дениске!

«Горка» Язычок за зубки опускается,

Его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!

«Блинчик» Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

«Чистим зубки» Мягкой щёткой с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

Хорошо дети все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.

Как называется следующая остановка?

- «Разгуляй»

Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.

Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.

Блин – вкусный, круглый, масленый.

Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.

Дерево – высокое, красивое, зеленое.

Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.

Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки.

Дети считают фишки, определяют, кто победил.

- «Вечерки»

Как вы понимаете слово – вечерки?

Пятница, суббота - вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.

Дети водят хоровод.

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Лю-лю, лю-лю проходит.

Снег и стужу прочь уводит,

Весну красную приводит.

Лю-лю, лю-лю приводит.

Солнце ласковое светит,

Любят все весну на свете.

Лю-лю, лю-лю на свете.

Вот так и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.

- «Прощенное воскресенье».

Как вы думаете, почему так называется это остановка?

За, что можно просить прощение?

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это.

Посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.

Дети показывают кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».

В конце сказки, дети выносят блины и всех угощают.

Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.

Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.

Что нового узнали сегодня?

А, что вы расскажите дома родителям?

Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?

Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.

Приложение:

Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».

Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.

Выходит, Весна и плачет.

Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.

Воспитатель:

Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?

Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.

Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.

Баба-Яга:

Фу-ух, хорошо то как!

Воспитатель:

А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!

Баба-Яга:

Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!

Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?

Баба-Яга:

Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!

А как же дети?

Баба-Яга:

А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.

Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!

Баба-Яга:

Еще чего захотели, не верну. (уходит).

Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.

Весна и воспитатель вместе:

А ты кто такой?

Блиночек:

Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!

Но как ты нам поможешь?

Блиночек:

Посмотрите на меня!

На солнышко похож же я!

Такой же круглый и румяный,

Мешен на масле со сметаной!

Солнышко на время заменю.

Свет, тепло на мир пролью!

И будет вам весна, веселье,

И хорошее будет настроение!

Ура!!! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.

Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.

Масленица. Сценарий для подготовительной к школе группы

Действующие лица: (взрослые)
Ведущий
Зима
Баба Яга
Леший
Весна
Атрибуты: снежки, 2 метлы, блины из картона, 4-5 листов бумаги, маркеры 4-5 штук, «лыжи», 2 пары больших валенок, искусственные цветы, блины на угощение
Дети под весёлую музыку заходят в зал
Ведущий: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться. Масленицу мы встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем! Масленица – это праздник перехода от зимы к лету, теплу, солнцу. Праздник-противоборство. Его празднуют весело, разгульно. В народе масленицу называли «веселой», «разгульной», «широкой», «обжорной». А что вы, знаете о Масленице? Ну – ка, послушаем.
Дети: 1.Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
2.Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
3.Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет.
4. Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
5.Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра!
Ведущий: Уж ты, зимушка - зима, все дороги замела. Все дороги и пути, не проехать, не пройти.
Звучит музыка, заходит Зима
Зима: Снег пушистый стелется,
Улица бела.
Я Зима-метелица,
В гости к вам пришла!
Здравствуй, весь народ честной
День сегодня не простой
Я пришла проститься с вами
Мой закончился черед.
Прежде чем мне уходить
Я хочу у вас спросить
Хорошо ли вам было зимой? Чем вам я понравилась?
Ответы детей
Зима: А теперь для вас, ребятки, загадаю я загадки
1.Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
2.Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
3.Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Серебристая... (снежинка)
4.Снег от холода стал синий,
На деревьях - белый иней.
Даже Бобик прячет нос,
Ведь на улице... (мороз)
Ведущий: Зима, ты настоящая затейница. Научила наших ребят кататься на санках, лыжах, коньках. Посмотри, как они это делают.

ИГРА «ЛЫЖИ»
2 команды детей передвигаются «на лыжах»
Зима: Дети в этом году я рассыпала на землю много снега, а вы знаете, для чего я это делаю?
Ответы детей
Ведущий: Правильно дети, снег укрывает землю как пуховым одеялом. Не дает замерзнуть ни растениям, ни животным. А для нас это красота и возможность поиграть в снежки.

Игра в снежки
(попади в цель, пронеси в ложке – на выбор)
Зима: Дети, а когда на улице холодно, что нужно, сделать чтобы не замерзнуть?
Дети: Надеть тёплую одежду.
Зима: Правильно! Скажите, какая обувь будет в стужу самая теплая? Конечно валенки.
Ведущий: Мы сейчас с Зимушкой проверим вашу ловкость.

Игра «Веселые валенки»
Дети делятся на две команды. Каждый участник должен надеть валенки, обижать стульчик, вернувшись обратно снять валенки и передать их следующему участнику.
Зима: Хорошо у вас дети. Мне очень нравится, только с каждым часом становлюсь я слабее. Ярче светит солнышко, появляются сосульки, громче поют птицы. Все потому, что скоро придет Весна, а это значит что мне – Зиме пора с вами прощаться.
Зима уходит
Ребёнок 6: Дни последние зима
Доживает не одна:
Мы её все провожаем,
Отдохнуть годок желаем!
И теперь мы ждём весны –

Уж следы её видны!
Пусть согреет нас с тобою.
С Масленицей! И с Весною!
Ведущий: А давайте позовём Весну
Весна – красна приди в гости к нам
Звучит музыка, на метле вылетает Баба-яга
Баба Яга: Ага! Опять меня на праздник не зовете! Ух!
Все о весне говорите! А я спрятала Весну! ХА-ХА!!!
Ведущий: Да что же ты наделала, Баба-Яга!
Мы так соскучились по Весне.
Ведь и у тебя наверняка и спинка болит и ноги болят.
Вот и Весна- Красна согрела бы солнышком своим!
Неужели ты не хочешь погреться?
Баба Яга: Ой, хочу, хочу! Простите меня, старуху деревенскую,
Да забыла, куда я эту Весну спрятала.
Что же делать то теперь?
О! Придумала!
Позову я к себе в помощь друга своего Лешего!
Свистит в свисток, прибегает Леший
Леший: БРРРРР! Замерз, окоченел!
Жду, не дождусь, когда Весна- Красна придет!
Баба Яга: Да не придет она, спрятала я ее! А куда- не помню!
Помоги, Леший! Подумай!
Леший: Да как тут думать, если все мои мозги в ледышку превратились!
Ведущий: А вы поиграйте с нами, разогрейтесь, может и вспомните?!

Игра «Бабка-Ёжка»
- Бабка- Ёжка, Костяная Ножка (подскоки вокруг себя)
- С печки упала- ножку сломала (подскоки на одной ноге)
- А потом и говорит:
«У меня живот болит!» (хлопки по животу)
- Пошла на улицу –
Раздавила курицу! (притоп)
- Пошла на базар-
Раздавила самовар! (притоп)
- Пошла на лужайку-
Испугала зайку! (дети разбегаются, Баба-Яга их ловит)
Баба Яга: Бегать- то вы мастера, а вот небось на метле летать не умеете?

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ НА МЕТЛЕ»
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
Баба-Яга: (охает) Притомилась я!
Леший: Ну, отдохни немного, пусть дети со мной поиграют

Игра «Летает – не летает»
Если слов связано с полётом, дети машут руками как крыльями, а если нет – то присаживаются на корточки
САМОВАР, САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ, ВОРОБЕЙ, МУРАВЕЙ, КОМАР, ВОРОНА, СОЛОВЕЙ...
Ведущий: Ну, что вспомнили?
Баба Яга: Да! Вспомнила! Ура!
Спит Весна- Красна за Колдун- горой,
Надо ее разбудить,
Волшебные слова сказать:
«Весна, Весна, пробудись ото сна!»
дети повторяют, появляется Весна-Красна
ВЕСНА- Красна: Здравствуйте, друзья мои верные!
Долго я к Вам добиралась - Баба Яга за Колдун-гору меня спрятала,
Что нам делать с ней?
Дети: Простить!
Весна: Ну уж так и быть прощу я Бабу Ягу
Баба и Леший: Ну раз вы нас простили, то пора нам возвращаться с лес. Прощайте.
Баба Яга и Леший уходят
Ведущий: Заждались мы тебя. Весна - красна. Раду мы нашей встрече и приготовили для тебя подарок
ХОРОВОД
Весна: Ребята, а вы загадки умеете отгадывать?
Дети отвечают
Весна: Много я загадок знаю,
Вам сейчас их загадаю.
Слушайте внимательно!
1.Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (весной)
2.Без рук, без топорёнка
построена избёнка. (Гнездо)
3.Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)
4.Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (ручей)
5.Его просят, его ждут,
А как придет –
Прятаться начнут. (дождь)
6.Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг. (подснежник)
Ведущий: А давайте вспомним о нашем празднике – масленице. У меня для вас тоже загадка
Маслянисты и румяны
Жить не могут без сметаны
Ароматны и вкусны
Ноздреватые… (блины)
Весна: А давайте испечём блины

ИГРА «Русская народная игра «Блины»
Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: вначале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться
Описание команд:
«Блин комом» - все подбегают к центру круга
«Блин блином» - все двигаются спиной от центра круга
«Блин с маслом» - все приседают
«Блин с мясом» - все встают
«Блин со сметаной» - кричат мальчики и мужчины
«Блин со сгущенкой» - кричат девочки и женщины
Затем ведущий пытается запутать игроков, меняет команды, как ему захочется.
Ведущий: А сейчас поиграем ещё в одну игру

ИГРА «Напеки блинов»
Участвуют 2-3 ребёнка, каждому дают лист бумаги. Пока играет музыка, дети должны «напечь» как можно больше блинов. Каждый рисует кружочки произвольного размера. Музыка останавливается, дети перестают печь блины. Кто больше – тот и победил
Ведущий: А скажите мне, ребята, вы любите кушать блины?
Дети отвечают
Весна: А кто помогает их печь
Дети отвечают
Ведущий: А ты послушай, Весна, дети расскажут, как у них это получается
Дети: 7. Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Блин мы ели с наслажденьем -
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
8.Мама тесто замесила.
Мне блины печь поручила.
Скоро будет мне 7 лет!
Приготовлю всем обед!
Напекла блинов я горку!
И слежу за папой зорко…
Отвернусь, блинов уж нет!
Что же слышу я в ответ?
- Очень вкусные блины!
И румяны, и пышны!
Ты, хозяюшка моя!
Машенька, люблю тебя!
9.Пять яиц, стакан муки
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко –
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился –
Блинчик тонким получился.
С пылу, с жару, да с медком -
Жду вас в гости вечерком.
10.А у нас блины с картошкой,
а у нас блины с морошкой,
со сметанкой и с вареньем -
это просто объеденье!
11.Блинчик в ротик отправляем,
сладким чаем запиваем.
Всю неделю мы должны
есть румяные блины!
А ещё нам бабушки
испекут оладушки!
12.Если есть сковорода,
Будет русский сыт всегда:
Жарким солнышком весны
Зашкварчат на ней блины.
Пышные, румяные,
Пламенно-огняные.
С ободочком-корочкой,
С мёдом ешь, с икорочкой.
Весна: Вижу, хорошие вы помощники. А давайте ещё поиграем

ИГРА «Весёлые блинчики»
Дети делятся на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, берется за руки. Каждый кружок – блин. Все блинчики на сковороде и «жарятся». Включается быстрая музыка, каждая группа начинает водить хоровод, танцевать. Через некоторое время музыка обрывается, ведущий говорит: «Пора блинчики переворачивать.» Дети разворачиваются спиной другу к другу, берутся за руки. Опять звучит музыка, все водят хороводы, музыка останавливается. Дети должны замереть в положении, в котором остались. Ведущий выбирает самый круглый и ровный «блинчик». Игра повторяется
Весна: А я знаю ещё одну игру с блинами

ИГРА «Кросс с блином на голове»
1 вариант: Дети могут обойти препятствие с картонным блином на голове. Если блин ни разу не упал, то добавляется еще один для следующего круга. И так – до определения победителя.
2 вариант: Две команды детей несут блины на голове, стараясь не обронить его
Ведущий: А какая же весна без цветов

Игра «Первые цветочки»
На полу разбрасываются искусственные цветы. 2 команды детей бегут и берут по одному цветку, несут в свою корзину. Чья команда соберёт больше цветов – та и победила
Весна: Хорошо повеселились, пора и угостить вас. Да вот только хочу услышать от вас песню про блины
Песня «Блины»
Весна: А вот вам и моё угощение (отдаёт блюдо с блинами)
Ведущий: А нам пришла пора чай с блинами пить.

Досуг в подготовительной группе «Масленица»

Цель: закрепить знания воспитанников о календарно-обрядовых праздниках.

Задачи:

1.​ Развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников;

2.​ Пробуждать интерес детей к народной культуре;

3. Активизировать и расширять словарный запас;

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. Я предлагаю отравиться на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер- самолет, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие (звучит музыка)

Воспитатель: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название - проводы зимы

(слайд 1)

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

Празднуют Масленицу семь дней.

День первый (понедельник) - встреча Масленицы. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. В этот день дети, взрослые- ряженые, выходили на улицу гулять, петь песни, играть, встречать Масленицу (слайд 2).

(исполнение русской народной песни «Масленица-кривошейка»)

День второй (вторник)- Заигрыш .(слайд 3).

В старину, во вторник Маслиной недели дети дружно катались с гор на санях, салазках. В этот день начинали строительство снежных городков.

Игра «Масленка»

Дети: Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Кудельку пряду (имитирует прядение).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Клубочки мотаю (имитирует мотание клубочка).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Вязанье вяжу (имитирует вязание).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Плачу - пальчик уколола (показывает пальчик).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Вас ловлю?

Дети разбегаются, Масленка их ловит.

День третий (среда) – Лакомка (слайд 4)

Масленица в древности была языческим праздником, устраивавшимся в честь бога Солнца- Ярилы. Блин – символ солнца, он круглый и горячий как солнце. В старину говорили: « Без блинов не Масленица». С выпеканием блинов связано много примет: например, посторонним запрещалось смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся (слайд 4). Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие на всю сковородку или с чайное блюдце, тонкие и легкие. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Блины пекут на счастье. Ни одно масленичное застолье не обходится без них. Блины едят с маслом, со сметаной, со шкварками, с медом и разным вареньем. Известные поговорки (слайд 5)

Игра «Сложи блин». Участвуют 5-6 детей. У каждого в руках сковородка. Блины (из плотного картона желтого цвета) разрезаны на 6 частей и разбросаны по полу. Кто быстрее найдет и сложит свой блин в сковородке.

День четвертый (четверг)- «разгуляй четвертак» (слайд 5)

Четверг Масленичной недели в народе зовут еще «широким», или « великим». С четверга масленичный разгул развертывался во всю. Всем миром люди выходили на улицу, в качестве участников или в качестве зрителей, принимали участие в кулачных боях, возводили, а затем брали штурмом снежные городки.

Игра «Перенеси снежок». Дети встают парами. Снежки нужно переносить, держа между лбами или прижаться к ним щеками.

День пятый (пятница) - тещины вечерки (слайд 6). Масленичная неделя обязательно включала в себя взаимные визиты породнившихся семей. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

День шестой (суббота) – золовкины посиделки (слайд 7). В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье- бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Игра « Перенеси блины с тарелочки на тарелочку). Дети разделены на 2-3 команды. Около каждой команды стоит столик, на нем тарелка с блинами (по числу участников). На середине пути лежит большой блин (обруч, обтянутый желтой тканью). По сигналу первые в команде берут блин, бегут к большому блину, на одной ножке прыгают вокруг него один раз, бегут к другому столику, кладут блин на тарелку и кричат: «Давай!», подавая таким образом сигнал следующему участнику. Выигрывает та команда, которая пересеет все блины быстрее.

День седьмой(воскресенье)- прощенный день (слайд 8). Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:- "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Воспитатель: Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
(слайд 9)



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди